Бюджет и основные направления бюджетной политики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее значение
Валюта и ее конвертация
Государственный бюджет его дефицит и профицит
Денежно-кредитная система в рыночной экономике


Введение:

В прошлом долгое время экономисты понимали только тот факт, что государство посредством фискальной политики определяет долю продукции страны, которая будет распределена между коллективным и частным потреблением, а также то, как бремя платежей за коллективные товары должно быть разделенным среди населения. Лишь после развития кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает значительное влияние на краткосрочную динамику производства, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Это статья доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени заботящаяся о каждом гражданине, влияющая на благосостояние каждого. Долгое время бюджет волнует и волнует умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих людей этого мира. На протяжении веков его формирование и распространение вызывало горячие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, содействии научно-техническому прогрессу (бюджетное финансирование научных исследований и разработок), развитию экономики (особенно не прибыльной, но социально значимые отрасли экономики за счет инвестиций, субсидий и т. д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, дефицит бюджета и государственный долг заставляют государство увеличивать налоговую нагрузку, увеличивать налогообложение, сокращать финансирование всех секторов экономики, сокращать расходы на медицину, образование и т. д. С другой стороны, обилие бюджетных средств ( профицит бюджета) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, увеличить трансфертные отчисления, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Как правило, раз в год, при утверждении проекта бюджета, разворачивается настоящая война за бюджетные субсидии и финансирование. Эта война затрагивает всех: министерства и исследовательские институты, а также государственные предприятия и частный сектор.

Как уже упоминалось выше, многие экономисты не остались равнодушными к проблеме формирования бюджетов, источникам его формирования и статьям его расходов. Вопрос об оптимальном количестве независимых бюджетов в стране также не был проигнорирован. Многие экономические работы посвящены этим проблемам. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от методов ее формирования и заканчивая рекомендациями по льготному финансированию отдельных отраслей.

Также обилие бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в форме заказа. Достаточный объем бюджетных средств позволяет государству напрямую задействовать экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания не только высокопоставленных экономистов и политиков, но и простых граждан.

 

Государственный бюджет и бюджетная система

 

Государственный бюджет (государственный бюджет) является формой формирования и расходования средств фонда, предназначенного для финансовой поддержки задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, области или муниципального собрания. В течение и в конце финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также контроль за их исполнением, регулируемая нормами права, называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет - это всегда компромисс между основными социально-экономическими группами страны. Это компромисс между государственными и частными интересами граждан в отношении налогообложения доходов и имущества, между центром и регионами в отношении распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм в отношении государственных заказов.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и сосредоточены в специальных фондах, каждый из которых предназначен для конкретных нужд. Примеры включают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости, Фонд социальной поддержки. Внебюджетные фонды создаются в основном для социальных целей и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Такие фонды расширяют возможности государственного вмешательства в экономику, обходя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных средств можно создать видимость сокращения дефицита бюджета.

Существуют также целевые бюджетные средства, которые, в отличие от государственных внебюджетных фондов, являются неотъемлемой частью государственного бюджета. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги не уходили в «общий горшок» государственного бюджета, а расходуются строго в соответствии с их целевым назначением - на строительство и содержание дорог, геологоразведку, и т.д. Средства из целевых бюджетных средств хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

В бюджетной системе стран с федеральной структурой можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджет местных органов власти (местные бюджеты). В других странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

 

Бюджетные расходы

 

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:

  1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 45-50 %
  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20%
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам - 10-20 %
  4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и т.д. - 5-10 %
  5. Платежи по государственному долгу - до 7-8 %

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру, вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физ­ической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком.

Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству.

Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. 

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

 

Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета

 

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.

Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов для увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

 

Государственный долг

 

Государственный долг перед держателями государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Это должно быть оплачено с процентами. Они говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики владеют государственными ценными бумагами. Они получают проценты по этим ценным бумагам и одновременно платят налоги, которые частично используются для погашения государственных займов. Как правило, из текущих доходов бюджета невозможно полностью выплатить проценты и своевременно погасить государственные займы. Правительства, постоянно нуждающиеся в средствах, прибегают к новым кредитам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг делится на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного до пяти лет) и долгосрочный (более пяти лет). Наиболее серьезными являются краткосрочные долги. Скоро им придется платить основную сумму с высоким процентом. Такой долг можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов по процентам. Государственные органы пытаются консолидировать краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства, то есть превращать их в долгосрочные долговые обязательства, откладывая выплату основного долга и ограничиваясь ежегодными процентными выплатами. В ряде стран существуют специальные отделы государственного долга при Министерстве финансов, которые погашают и консолидируют старые долги и привлекают новые заемные средства. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы называется долгом (долговым) обслуживанием.

Внешний государственный долг - это долг перед иностранными государствами, организациями и частными лицами. Этот вид долга несет наибольшее бремя на страну, так как для его погашения государство должно дать некоторые ценные вещи, предоставить определенные услуги.

Внутренний долг государства - долг его населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечка товаров и услуг обычно не происходит, но в экономической жизни происходят определенные изменения, последствия которых могут быть очень значительными.

Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например, 20-30%, то становится сложно привлекать новые кредиты из-за рубежа. Они предоставляются с неохотой и по более высоким процентным ставкам, требуя обеспечения или специальных гарантий. 

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, поскольку это ограничивает доступ к иностранным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько способов:

  1. Оплата долгов за счет золотовалютных резервов.
  2. Консолидация внешнего долга, что означает преобразование краткосрочного и среднесрочного долга в долгосрочный, то есть перевод предстоящих платежей в ближайшем будущем в отдаленное будущее.
  3. Сокращение внешнего долга путем конвертации - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
  4. Обращение страны-должника, находящейся в сложной ситуации, в международные банки - региональные, во Всемирный банк. 

 

Направления фискальной политики и ее инструменты

 

Основными средствами перераспределения доходов и важнейшими инструментами государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому они часто говорят о фискальной политике (сфера, система, отношения и т. д.). Часто вместо термина «фискальный» они используют его синоним «фискальный» (от латинского fiscus - государственное казначейство и fiscalis - в отношении казначейства).

Термины «государственные финансы» и «страновые финансы» также используются в качестве еще одного синонима бюджета и налогов. Для обозначения совокупности фискальной и денежной систем используется термин «финансово-кредитная система» (сфера отношений и т. д.), а иногда и просто - «финансы».

Фискальная (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирование фискальной политики (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе направлено на преодоление циклического экономического спада и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинацию этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к увеличению предложения и увеличению экономического потенциала. Реализация этих целей связана с реализацией комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной монетарной политикой Центрального банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Ограничение фискальной политики (фискальное ограничение) направлено на ограничение циклического восстановления экономики и включает в себя сокращение государственных расходов, увеличение налогов или комбинацию этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры помогут снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и сокращения производства. В более длительный период растущий налоговый клин может послужить основой для снижения совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета, и в этом нет никаких приоритетов. пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Длительная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что часто встречается в странах с переходной экономикой, включая Россию.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение суммы государственных расходов, налогов и баланса государственного бюджета в результате специальных правительственных решений, направленных на изменение уровня занятости, производства и инфляции. С дискреционной фискальной политикой, чтобы стимулировать совокупный спрос во время рецессии, бюджетный дефицит целенаправленно создается из-за увеличения государственных расходов (например, для финансирования программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, бюджетный профицит целенаправленно создается в период подъема.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными задержками, поскольку изменения в структуре государственных расходов или налоговых ставок требуют длительного обсуждения этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень­шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продол­жительных временных лагов дискреционной фискальной поли­тики, так как эти механизмы "включаются" без непосредст­венного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосред­ственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) госу­дарственного бюджета, вызванный автоматическим сокраще­нием (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные пла­тежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюд­жетный излишек и инфляционный бум сдерживается.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увели­чивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Бюджет и основные направления бюджетной политики

 

Величины циклических дефицитов и излишков опреде­ляются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджет­ной функций. Угол наклона налоговой функции Т опреде­ляется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G - величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вноси­мый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независя­щая от динамики текущего дохода, степень встроенной ста­бильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t, и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздей­ствие на рост или снижение совокупного спроса

В то же время, увеличение степени встроенной стабиль­ности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предель­ных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровож­дается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встро­енной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой, как для индустриаль­ных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикли­ческих колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциаль­ного уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефи­цит (излишек) государственного бюджета - разность между рас­ходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефи­цита и структурным дефицитом.

Сложности определения уровня полной занятости ресур­сов, естественного уровня безработицы и потенциального объе­ма выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (из­лишков) государственного бюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффектив­ность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим вы­плате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усиле­нием инфляционного напряжения, то любые выплаты населе­нию части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюджетного излишка ограничивает избыточное давление сово­купного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

 

Дефицит бюджета и способы его финансирования

 

Степень стабилизирующего эффекта дефицита бюджета зависит от способа его финансирования, среди которых выделяются:

  1. денежная эмиссия (монетизация);
  2. выдача кредитов;
  3. увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.

В случае монетизации дефицита часто возникает сеньораж - доход правительства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, что приводит к увеличению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своего рода налог на инфляцию, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства за счет повышения цен.

В контексте растущей инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - преднамеренная задержка налогоплательщиками сроков уплаты налогов в государственный бюджет. Рост инфляционной напряженности создает экономические стимулы для «отсрочки» уплаты налогов, поскольку во время «отсрочки» происходит обесценивание денег, в результате чего выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит бюджета и общая нестабильность финансовой системы могут возрасти.

Монетизация бюджетного дефицита не может напрямую сопровождаться выпуском денежных средств, но может осуществляться в других формах, например, в форме расширения ссуд Центрального банка государственным предприятиям по льготным процентным ставкам или в форме отсроченные платежи. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их вовремя. Если покупки совершаются в частном секторе, то производители заранее повышают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это приводит к росту общего уровня цен и инфляции.

Если отложенные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то этот дефицит часто напрямую финансируется Центральным банком или накапливается, увеличивая общий дефицит бюджета. Следовательно, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования дефицита бюджета, на практике это разделение оказывается довольно произвольным.

Если дефицит государственного бюджета финансируется за счет выдачи государственных займов, то средняя рыночная процентная ставка увеличивается, что приводит к снижению инвестиций в частный сектор, падению чистого экспорта и, отчасти, снижению потребительских расходов. В результате возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долговое финансирование дефицита бюджета часто рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой метод финансирования не устраняет угрозу роста инфляции, а лишь создает временную задержку для этого роста, что характерно для многих стран с переходной экономикой. Если государственные облигации размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционная напряженность будет слабее, чем когда они размещаются непосредственно в Центральном банке. Однако последние могут покупать эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и, таким образом, расширять свою квазифискальную деятельность, что способствует росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственного финансиро­вания бюджетного дефицита, так как разрешается в долго­срочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налого­обложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроен­ной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повыше­ние спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увели­чением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Американский экономист доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъём и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном итоге отрицательно сказывается на поступлениях в госбюджет. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером пытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что теоретически можно обосновать идеальную шкалу налогообложения и доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические культурные факторы.

Ни один из способов финансирования дефицита государ­ственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Используя балансовое уравнение, мы можем показать, как правительство финанси­рует свой дефицит. Пусть В р — объем продаж государственных облигаций частному сектору, а В f — объем продаж облигаций Центральному банку. Допу­стим, Н — масса "сильных" денег (денежная база), BD — реальный объем бюджетного дефицита, Р — уровень цен. Наконец, А представляет продажи государственных активов. Таким образом, мы имеем:

Р • BD = В f + B p = Н + В р + А .

Это уравнение называется ограничением (балансом) государственного бюджета. Оно показывает, что номинальный бюджетный дефицит финансируется либо Центральным банком ( В f ), либо частным сектором ( В р ), либо через продажу активов. Изменение объема долга Казначейства Центральному банку вызывает соответствующее изменение массы "сильных" денег ( Н ). Поэтому можно сказать, что финансирование бюджетного дефицита проводится либо за счёт продажи долговых обязательств населению, либо путём увеличения массы «сильных» денег. 

 

Заключение

 

Бюджет - это система, используемая правительствами и другими организациями для планирования и контроля доходов и расходов.

В настоящее время бюджетная и фискальная политика неотделимы друг от друга. Фискальная политика включает мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны, он включает теоретическую основу и на практике определяет статьи расходования бюджетных средств.

Однако не во всех странах фискальная политика способна обеспечить стабильный приток средств в государственную казну. Ряд стран, особенно развивающихся стран, сталкиваются с таким явлением, как дефицит бюджета. В настоящее время проблема государственного долга очень актуальна. Эта проблема особенно актуальна в странах с развивающейся экономикой.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

Комплексное изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики, позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государственных экономических рычагов регулирования. Стоит также отметить, что рациональное использование государством своего бюджета приводит к повышению уровня жизни населения.

Государственные расходы нельзя оставлять в стороне. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль в определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Подводя итог, следует отметить, что проблема государственного бюджета независимо от места и времени останется актуальной.