Бухгалтерская отчетность – проблемы формирования и сроки представления при экспортных (или импортных) операциях

Содержание:

  1. Сущность и основные виды внешнеэкономической деятельности
  2. Виды внешнеэкономической деятельности и особенности их правового регулирования
  3. Таможенные платежи при осуществлении внешнеэкономической деятельности
  4. Особенности учета и налогообложения экспортных операций
  5. Учет экспортных операций
  6. НДС на экспортные операции
  7. Документирование внешнеэкономических операций
  8. Вывод:
Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Автоматизация бухгалтерского учета – как основа эффективного учетного процесса
Документооборот и налоговый контроль – при реализации подакцизной продукции
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Предмет, метод, основные задачи и принципы бухгалтерского учета

Введение:

Подъем российской экономики невозможно представить без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой увеличение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и ускорения экономического роста. Доходы от экспорта являются значительным источником накопления капитала для нужд промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что в конечном итоге способствует росту производительности труда и росту доходов. Значение экспорта как источника столь необходимых валютных поступлений возрастает.

В современных условиях ведения бизнеса многие российские организации стали активными участниками внешней торговли. Однако не всем им удается одинаково успешно проводить внешнеторговые операции, в основном из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке. Кроме того, сложное законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность организаций, не всегда однозначно трактует отдельные бизнес-ситуации, что также негативно влияет на эффективность внешнеторговых операций. Поэтому российские бухгалтеры испытывают определенные трудности при регистрации деловых операций.

Поскольку экспорт является одним из основных источников пополнения государственного бюджета, основной задачей государства является обеспечение предприятий нормальными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности. На современном этапе экономических преобразований необходимой основой для формирования стабильного и развивающегося внешнеэкономического комплекса является стабильная, реально функционирующая законодательная база, которая способствовала бы оптимальному развитию финансово-хозяйственной деятельности предприятий-экспортеров. В связи с этим данная тема актуальна.

Объектом исследования является организация учета экспортных операций.

Целью данной работы является рассмотрение основ организации учета экспортных операций.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные виды внешнеэкономических операций и особенности их правового регулирования;
  • рассмотреть вопросы, связанные с уплатой таможенных платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • раскрыть особенности организации учета и налогообложения экспортных операций;
  • После оформления документов на экспортные операции.

Поставленные задачи логически определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрываются основные виды внешнеэкономической деятельности и особенности уплаты таможенных пошлин, когда она производится. Вторая глава посвящена вопросу учета и налогообложения экспортных операций. Третья глава заканчивается, в которой рассматриваются вопросы документирования внешнеэкономической деятельности.

При написании курсовой работы были изучены нормативные акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные этой проблеме.

Сущность и основные виды внешнеэкономической деятельности

Виды внешнеэкономической деятельности и особенности их правового регулирования

Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубежом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности.

В связи с тем, что эта очень разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком валютных ценностей из Российской Федерации, она регулируется государством. Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» определяет основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономико-административными методами.

Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно ответственным за таможенное дело в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России).

Государственная внешнеторговая политика реализуется через таможенно-тарифное регулирование (применение импортных и экспортных таможенных тарифов) и нетарифное регулирование (в частности, посредством квот и лицензирования) внешнеэкономической деятельности. Установлена ​​государственная монополия на экспорт и (или) импорт определенных видов товаров, ограничения и запрет на ввоз или вывоз товаров на основе соображений экономической политики, соблюдения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическая основа суверенитета Российской Федерации, защита внутреннего потребительского рынка. 

Действующие правила нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1992 г. «854» «О лицензировании и квотах на вывоз и ввоз товаров (работ, услуг) на территорию». Российской Федерации".

Этим же Указом утверждены:

  • перечень товаров, вывозимых по лицензиям в размере установленных квот;
  • перечень конкретных товаров (работ, услуг), вывоз которых осуществляется по лицензиям;
  • перечень конкретных товаров (работ, услуг), ввоз которых осуществляется по лицензиям;
  • перечень товаров, вывоз и ввоз которых осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Важно, что в соответствии со статьей 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. N 854, другие методы государственного регулирования внешней торговли путем вмешательства и установления различных ограничений со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти из субъектов Российской Федерации не допускаются; если они действительно имеют место, то они должны считаться недействительными с момента учреждения.

Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим нормам и требованиям, установленным в Российской Федерации.

Ввоз экологически опасных продуктов подлежит особому контролю в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с законом запрещен ввоз в Российскую Федерацию товаров, которые:

  1. не соответствуют принятым стандартам и требованиям;
  2. не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
  3. запрещены к использованию в качестве опасных потребительских товаров;
  4. иметь дефекты, опасные для потребителей.

Указанные товары должны быть возвращены или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, определенном ТК РФ. 

Он запрещает дискриминацию при импорте / экспорте товаров с соблюдением законности.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими таможенными режимами:

  1. выпуск для свободного обращения;
  2. реимпорт;
  3. транзит;
  4. таможенный склад;
  5. магазин беспошлинной торговли;
  6. переработка на таможенной территории;
  7. переработка под таможенным контролем;
  8. временный ввоз (вывоз);
  9. свободная таможенная зона;
  10. свободный склад;
  11. переработка вне таможенной территории;
  12. экспорт;
  13. реэкспорт;
  14. уничтожение;
  15. отказ в пользу государства.

Организация, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, вправе выбирать и заменять таможенный режим, реализация которого не зависит от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. и другие акты законодательства Российской Федерации о таможне.

Таможенный режим «выпуск товаров для свободного обращения» подразумевает, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, постоянно остаются на этой территории без обязательства вывозить их с этой территории.

Реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, своевременно возвращаются без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения экономических меры политики в отношении товаров.

Таможенный режим транзита товаров применяется, если товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. к товару.

Таможенный склад - это режим, при котором импортируемые товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в течение срока хранения, а товары, предназначенные для экспорта в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем. контроль с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Магазин беспошлинной торговли - это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международных перевозок, и в других местах, определенных таможенными органами Российской Федерации) без взимания сборов. таможенные пошлины, налоги и без применения к товарам меры экономической политики.

Под таможенным режимом «переработка товаров на таможенной территории» размещаются иностранные товары, которые используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом суммы ввозной таможни. Пошлины и налоги подлежат вывозу в соответствии с таможенным режимом вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В таможенном режиме «переработка товаров под таможенным контролем» иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики в отношении товаров для переработки под таможней. контроль с последующим выпуском для свободного обращения или помещением переработанных продуктов под иной таможенный режим.

Временный ввоз (вывоз) товаров предполагает использование товаров на таможенной территории Российской Федерации или за рубежом с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики к вышеуказанным товарам. товары размещаются и используются на условиях, применимых к вывозу в соответствии с таможенным режимом вывоза, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таможенный режим «переработка товаров вне таможенной территории» предполагает вывоз российских товаров без применения к ним мер экономической политики и их использование за пределами таможенной территории Российской Федерации с целью переработки и последующего выпуска обработанных товаров для свободного обращения. на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики в отношении товаров.

Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства ввозить их на эту территорию. Он подлежит уплате вывозных таможенных пошлин и уплате других таможенных платежей, соблюдению мер экономической политики.

Такой таможенный режим, как реэкспорт товаров, применяется, если иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Уничтожение товаров - это особый таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в непригодное для использования государство, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики к товарам.

Отказ от товара в пользу государства подразумевает, что лицо отказывается от товара без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Отказ допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не должен быть связан с какими-либо расходами для государства.

Государственный таможенный комитет России осуществляет особый контроль за экспортом результатов интеллектуальной деятельности (литературные, художественные, научные работы; компьютерные программы и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также средства индивидуализации приравненного к юридическому лицу к результатам интеллектуальной деятельности). В письме от 03.04.2002 г. N 01-06 / 13128 Государственный таможенный комитет России утвердил Методические рекомендации по организации контроля за экспортом интеллектуальной собственности.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые (ввозимые / вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю. Кроме того, в соответствии со статьей 18 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешней торговли» под товарами понимается любое движимое имущество.

В связи с этим любые результаты интеллектуальной деятельности, передаваемые юридическими и физическими лицами, регистрируются на магнитных, бумажных или других материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, учебные материалы, результаты исследований и т. д.), в том числе в комплекте с продукты или продукты подлежат таможенному контролю.

Таможенные платежи при осуществлении внешнеэкономической деятельности

При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенная пошлина; НДС; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и продление лицензий (в размерах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и документами, поясняющими его применение); таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информацию и консультации; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». 

Перемещение товаров через таможенную границу всегда сопровождается их возвратным таможенным оформлением, за которое взимаются таможенные пошлины в валюте Российской Федерации в размере 0,1% от таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также за таможенное оформление товары, за исключением товаров, не предназначенных для коммерческих целей, - дополнительная пошлина в иностранной валюте, ставка которой устанавливается Банком России, в размере 0,05% от таможенной стоимости товаров и транспортных средств при помещении под следующие таможенные режимы : выпуск для свободного обращения; реимпорт; магазин беспошлинной торговли; Таможенный склад; свободный склад; свободная таможенная зона; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз) (пошлины за таможенное оформление товаров уплачиваются как при помещении товаров под указанный таможенный режим, так и - неоднократно - при их таможенном оформлении по завершении указанного таможенного режима); переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; разрушение. 

Пример 1. Товары с таможенной стоимостью 2 000 000 руб. помещен под таможенный режим экспорта. В этом случае плата за их таможенное оформление взимается в размере 2000 рублей. (0,1% от таможенной стоимости товаров) и 33,33 долларов США (0,05% от таможенной стоимости товаров, конвертируемых в иностранную валюту по курсу Банка России на дату принятия таможенной декларации).

Условно мы считаем, что курс на эту дату составлял 30 руб. за 1 доллар США. Стоимость товара указана в долларах США.

Таможенные пошлины за таможенное оформление также взимаются при изменении таможенного режима в соответствии с размером и порядком, установленным для вновь избранного таможенного режима.

Особенности применения законодательства о таможенных пошлинах для таможенного оформления товаров определяются Инструкцией по взысканию таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета России от 09.11.2000 N 1010.

Пример 2. Груз перевозится по государственной железной дороге через таможенную территорию Российской Федерации в транзитном режиме. Груз состоит из 20 партий (наборов специальных контейнеров, загружаемых на железнодорожную платформу или в гондолу), каждая из которых перевозится по отдельной железнодорожной накладной.

Таможенная стоимость каждой партии товара составляет 400 000 рублей.

Таможенная пошлина за таможенное оформление товаров взимается в размере 14 долларов США (в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату подачи грузовой таможенной декларации).

На дату подачи газотурбинного двигателя рубль номинально составлял 30 рублей. за 1 доллар.

Общая ориентировочная сумма сбора составляет 8400 рублей. ($ 14 х 30 руб. Х 20 лотов).

При этом стоимость 0,1% от стоимости всех партий товара составляет 8000 руб. (400 000 руб. Х 20 лотов х 0,1%).

Фактическая сумма комиссии составляет 8000 рублей.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации, сроки уплаты пошлин за таможенное оформление исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. Они выплачиваются наличными или безналичными средствами в таможенный орган, осуществляющий таможенную очистку, а в отношении товаров, отправляемых международной почтой, - в государственную коммуникационную компанию, которая переводит уплаченные деньги на счета таможенных органов Российской Федерации. Федерация. 

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин за таможенное оформление предусмотрена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и принятым во исполнение его нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета России. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом Российской Федерации, осуществляющим таможенное оформление.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Проценты за рассрочку или рассрочку начисляются по ставкам, установленным Банком России для кредитов, предоставленных этим банком.

Все таможенные платежи, включая НДС и акцизы, исчисляются из таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а основой для исчисления НДС является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а для подакцизных товаров - также сумма акцизного налога.

Неоплаченные таможенные платежи взимаются таможенным органом Российской Федерации бесспорным образом, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением сбора платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации. не в коммерческих целях, для которых сбор производится в суде. 

Во время погашения задолженности взимается штраф в размере 0,3% от суммы задолженности за каждый день просрочки, включая день оплаты или взыскания, бесспорным образом.

Сборы за таможенное оформление относятся к расходам на продажу и отражаются в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу». Что касается таможенных пошлин, то в Инструкции по применению Плана счетов рекомендуется открыть 90 субсчетов «Экспортные пошлины» на счет. Но не будет ошибкой учесть пошлины на счете 44 «Расходы на продажу». 

Пример 3. Торговая компания ООО Бета экспортирует 100 кубометров. м древесины. Таможенная стоимость партии составляет 10000 евро. Ставка таможенной пошлины составляет 10 процентов, но не менее 5 евро за 1 кубометр. 

Курс евро на 7 августа 2009 года на момент подачи таможенной декларации составляет 36,4564 рубля / евро. Таможенная пошлина, рассчитанная по ставке 10 процентов, составляет 1000 евро (10 000 евро × 10%). Эта сумма составляет более 500 евро (5 евро / куб. М × 100 куб. М), поэтому торговая компания должна оплатить таможенную пошлину в размере 1000 евро.

Ставка таможенной пошлины за оформление товара составляет 1000 рублей.

Бухгалтер в ООО «Бета» запишет:

  • D 90 субсчет «Экспортные пошлины»; На 68 (76) субсчете «Расчет таможенных пошлин и сборов» - 36 456,4 руб. (1000 евро × 36,4564 руб. / Евро) - начислена экспортная пошлина;
  • Д 44 субсчет «Себестоимость реализации» К 68 (76) субсчету «Расчеты по таможенным пошлинам и налогам» - 1000 руб. - взимается плата за таможенное оформление;
  • Д 68 (76) субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и налогам» К 51 - 37 456,4 руб. (36 456,4 + 1000) - уплачена пошлина на вывоз и таможенное оформление.

Итак, внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубежом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности. Эта деятельность связана с притоком или оттоком валютных ценностей из Российской Федерации, поэтому она регулируется государством. Основой нормативного регулирования являются Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и различные постановления правительства по этому вопросу.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации возможно при различных таможенных режимах, важнейшим из которых является экспорт. Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства ввозить их на эту территорию. Он подлежит уплате вывозных таможенных пошлин и уплате других таможенных платежей.

Особенности учета и налогообложения экспортных операций

Учет экспортных операций

Экспорт товаров - вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства реимпорта (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования иностранных сделка"). 

Согласно пунктам 1 п. 1 Статья 155 Трудового кодекса Российской Федерации вывоз товаров является одним из основных таможенных режимов. 

Обратите внимание: в таможенных целях только российские товары могут находиться в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, поэтому именно эти товары имеют право продавать торговые организации в таможенном режиме экспорта.

В свою очередь, следующие товары признаются находящимися в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации:

  • полностью произведены в Российской Федерации и ранее не вывозились с таможенной территории Российской Федерации. Например, в Российской Федерации полностью производятся продукты растительного происхождения, выращиваемые и собираемые в Российской Федерации, продукты, полученные в Российской Федерации от выращиваемых на нем животных (см. Статью 31 Трудового кодекса Российской Федерации);
  • выпущены для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Это, в частности, могут быть товары иностранного происхождения;
  • изготовлены в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

При осуществлении экспортных операций следует помнить, что учет операций по приобретению товаров, предназначенных для продажи на экспорт, осуществляется аналогично учету товаров, приобретенных для их продажи на внутреннем рынке. 

Для торговой организации деятельность, связанная с продажей товаров, является основной, поэтому доход от продажи товаров, в том числе на экспорт, признается как доход от обычной деятельности. Что касается расходов, понесенных при продаже товаров, они соответственно признаются как расходы по обычным видам деятельности. 

Доходы отражаются в бухгалтерском учете при соблюдении пяти условий:

  • торговая организация имеет право получать эту выручку, вытекающую из внешнеэкономического контракта или иным образом подтвержденную соответствующим образом;
  • можно определить сумму выручки;
  • существует уверенность в том, что в результате операции по продаже товаров на экспорт произойдет увеличение экономических выгод организации (торговая организация получила актив в платеж или нет неопределенности в его получении);
  • право собственности на товар перешло от торговой организации к покупателю.
  • могут быть определены расходы, которые будут или будут понесены в связи с операцией по продаже товаров на экспорт.

Для признания стоимости также должны быть выполнены три условия:

  • расходы производятся в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, а также деловых обычаев;
  • объем потребления может быть определен;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции экономические выгоды организации уменьшатся (торговая организация передала актив или нет неопределенности относительно его передачи).

В то же время расходы признаются с учетом взаимосвязи между понесенными расходами и поступлениями (в соответствии с доходами и расходами). В нашем случае это означает, что затраты должны быть сформированы в момент признания доходов от продажи товаров на экспорт. 

Как правило, при экспорте товаров торговые организации сталкиваются со следующей ситуацией: товары отгружаются, но выручка из-за невыполнения одного из требований (например, момент перехода права собственности не наступил) не может быть признана в учет. В таком случае активируется учетная запись 45 «Товары отгруженные».

Пример 4. ООО «Свеча» заключило внешнеэкономический контракт с иностранной компанией-нерезидентом на продажу российских товаров на сумму 5000 евро в режиме экспорта. Товар был отправлен со склада компании 04/06/2009. Передача права собственности на товар покупателю совпадает с датой получения разрешения таможенного органа на выпуск товара (28.04.2009). Средства от иностранной компании на оплату товаров в размере 5000 евро поступили на счет ООО «Свеча», открытый в уполномоченном банке, 22.04.2009. Фактическая стоимость отправленных на экспорт товаров составляет 140 000 рублей.

Курс евро к рублю, установленный Центральным банком Российской Федерации на 22.04.2009 г., составляет 44,0764.

Если оплата за товар будет произведена после учета соответствующего дохода, необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, на дату признания дохода от продажи товаров в таможенном режиме экспорта (то есть на дату совершения операции в иностранной валюте) дебиторская задолженность учитывается по обменному курсу на эту дату. Во-вторых, на дату погашения задолженности (при поступлении средств в иностранной валюте на счет торговой организации, открытый в уполномоченном банке), а также на отчетную дату средства пересчитываются в расчеты (в этом случае задолженность на счетах). Если разницы возникают в результате перевода, они являются обменным курсом и должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по платежам или по которому составлена ​​бухгалтерская отчетность. В этом случае курсовая разница должна зачисляться на финансовые результаты организации как прочие доходы или другие расходы, то есть отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 « Прочие доходы »или по дебету счета 91, субсчет 91-2« Прочие расходы». 

Пример 5. Меняем условия примера 4. Деньги от иностранной компании по оплате товаров в размере 5000 евро поступили на счет ООО «Свеча», открытый в уполномоченном банке, 13.05.2009.

Курс евро к рублю, установленный Центральным банком Российской Федерации, по состоянию на 28.04.2009 г. составляет 43,8783, 30.04.2009 г. - 43,8389, 13.05.2009 г. - 44,1124.

Пример 6. Мы меняем условия примера 4. В соответствии с условиями внешнеэкономического контракта товары отгружаются только на условиях предоплаты 70%. Средства на сумму 3500 евро были получены от иностранного партнера 01.04.2009, оставшаяся сумма - 19.05.2009.

Напомним, что с мая 2006 года обязательная продажа валютной выручки была отменена - норматив обязательной продажи части валютной выручки упал с 10% до нуля. 

Учет внешнеторговых операций с учетной политикой организации на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении плана счетов для учета Финансово-хозяйственная деятельность организаций и инструкции по ее использованию »и рекомендуется к использованию, если должен быть утвержден работоспособный план счетов. 

Чтобы экспортер мог осуществлять контроль качества движения и сохранности экспортных товаров, расчетов по экспортным контрактам, целесообразно открывать субсчета первого, второго и третьего заказов на основных счетах бухгалтерского учета.

Для обеспечения раздельного учета товаров, предназначенных для продажи на внутреннем рынке и для экспорта на складе организации, на счете 41 «Товары» может быть рекомендовано открытие следующих субсчетов:

  • 41-1 «Товары на складах»;
  • 41-2 «Экспортируемые товары»;
  • 41-2-1 «Экспортируемые товары на складе»;
  • 41-2-2 «Экспортируемые товары в пути».
  • 41 "Продукты".

При вывозе товаров уплачиваются вывозные таможенные пошлины, являющиеся видом таможенных пошлин, взимаемых при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Расчеты с таможенными органами осуществляются на счете 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

В то же время для счета 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» должны быть открыты субсчета, например:

  • 76-4 «Расчеты с таможенными органами»;
  • 76-4-1 «Расчеты с таможенными органами в рублях»;
  • 76-4-2 «Расчеты с таможенными органами в иностранной валюте».
  • 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от условий поставки, предусмотренных договором, организация, экспортирующая товары, может нести расходы, связанные с перемещением товаров в рублях и иностранной валюте, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Такие расходы учитываются на счете 44 «Стоимость продажи».

Для этой учетной записи вы также должны открыть субсчета:

  • 44-1 «Расходы на продажу»;
  • 44-2 «Расходы на продажу по экспорту»;
  • 44-2-1 «Себестоимость реализации экспорта в рублях»;
  • 44-2-2 «Затраты на продажу экспорта в иностранной валюте».
  • 44 «Расходы на продажу».

Пример 7. Организация заключила внешнеторговый контракт на поставку экспортируемых товаров. Условия поставки Incoterms 2000 CFR - морской порт в Финляндии. Условия поставки определили, что риск случайной потери товара переходит к иностранному покупателю в момент прохождения товара через поручни судна в порту отгрузки в Мурманске.

Контрактная стоимость продукта составляет 30 000 евро. Таможенная стоимость, используемая для расчета таможенных платежей, составляет 32 000 евро.

Стоимость экспортированных товаров составила 800 000 рублей, сумма НДС, заявленная поставщиком товаров, составила 144 000 рублей. Расходы по доставке товара на склад составили 13 800 руб. не включая НДС.

Расходы экспортера на оплату услуг транспортной организации - морского перевозчика, который доставил товар от российского продавца иностранному покупателю - 63 000 руб.

Предположим, что евро не изменился и составил 34,50 руб. за 1 евро.

Чтобы отразить выручку от продажи экспортируемых товаров, необходимо определить момент перехода права собственности на товары. В соответствии со ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации, передача вещи признается как ее передача покупателю, а также доставка перевозчику для отправки покупателю или доставка в организацию связи для передачи приобретателю. 

Передача коносамента или другого отгрузочного документа к нему эквивалентна передаче вещи.

В нашем примере условия поставки - CFR. Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец доставил товар, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

Продавец должен оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переносятся с продавец покупателю.

Согласно условиям термина CFR, продавец обязан очистить товары для экспорта.

В примере не рассматриваются вопросы налогообложения экспортных товаров НДС.

НДС на экспортные операции

При продаже товаров на экспорт они облагаются НДС по ставке 0%.

Для подтверждения факта продажи товаров (работ, услуг) иностранному контрагенту российский экспортер должен предоставить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт в соответствии со списком, приведенным в ст. 165 Налогового кодекса:

  • договор (копия договора) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (предметов снабжения) за пределы таможенной территории Российской Федерации (пункт 1, пункт 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации) ;
  • выписка из банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от продажи указанного товара (предметов снабжения) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (пункт 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса) Российской Федерации);
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, выдавшего товары в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе действия которого имеется пункт пропуска, через который товары вывозились за пределы таможенной территории Российская Федерация (пограничный таможенный орган) (пункт 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации)

Срок подтверждения - 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Срок подачи документов не является ограничительным, то есть, если он нарушен, экспортер не теряет право на возмещение НДС.

Когда товары продаются за границу, счет-фактура оформляется в общеустановленном порядке. Указывает ставку НДС - 0%. Счет должен быть выставлен не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки товара и занесен в реестр выставленных счетов. Счет-фактура может быть оформлен в иностранной валюте (пункт 7 статьи 169 Налогового кодекса). 

Счета, полученные от поставщиков, регистрируются в реестре полученных счетов, когда они получены.

Дальнейший учет как счетов, выставленных покупателю, так и счетов, полученных от поставщиков, и, следовательно, НДС, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в течение срока, установленного законом.

Если документы собраны вовремя, то:

  • выставленный покупателю счет должен быть зарегистрирован в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора документов, подтверждающих экспорт;
  • счета-фактуры, полученные от поставщиков, заносятся в книгу покупок в последний день месяца налогового периода, в котором будет собираться полный пакет документов. 

Пример 8. 11 февраля 2008 года ЗАО «Экспортер» приобрело партию оборудования для продажи на экспорт. Стоимость оборудования составляет 1 180 000 рублей, в том числе НДС - 180 000 рублей. Оборудование было продано 19 февраля 2008 года Азербайджану за 60 000 долларов (например, курс, установленный Банком России на дату отгрузки, составляет 25 рублей за доллар). Документы для подтверждения экспорта были собраны в июне 2008 года.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

  • 11 февраля 2008 г.
  1. Д 41, К 60 - 1 000 000 руб. - приобретенное оборудование на экспорт;
  2. Д 19, К 60 - 180 000 руб. - Отражен НДС на стоимость оборудования.
  • 19 февраля 2008 г.
  1. Д 62, К 90-1 - 1 500 000 руб. ($ 60 000 x 25) - товары были отправлены на экспорт;
  2. Д 90-2, К 41 - 1 000 000 руб. - списана стоимость оборудования.
  • 30 июня 2008 г.
  1. Д 68 / НДС, К 19 - 180 000 руб. - принято к вычету НДС при подтвержденном вывозе оборудования.

В случае, если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в срок, установленный законом:

  • ранее выставленный счет не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выдается новый счет-фактура с продажей, облагаемой по ставке 10 или 18%, и заносится в реестр выданных товаров. счета-фактуры;
  • счет, выставленный покупателю с продажей, облагаемой по ставке 10 или 18%, должен быть зарегистрирован в книге продаж на дату фактической отгрузки;
  • счета-фактуры, полученные от поставщиков, заносятся в книгу покупок на дату отгрузки товара. 

Счет-фактура в данной ситуации может быть оформлен в рублях, поскольку сумма НДС исчисляется в день отгрузки товара (пункт 2 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса). Налогоплательщик должен будет оплатить не только начисленный НДС, но и штраф. 

Пример 9. Мы берем за основу условия предыдущего примера. Факт вывоза в установленный срок не подтвержден.

В этой ситуации в феврале учетные записи остаются прежними, далее:

  • 18 августа 2008 г.
  1. D 68 / НДС к возмещению; К 68 / НДС к возмещению - 270 000 руб. - НДС взимается с неподтвержденного экспорта оборудования;
  2. Д 68 / НДС, К 19 - 180 000 руб. - принято к вычету НДС при экспорте неподтвержденного оборудования;
  3. Д 91-2, К 68 / НДС к возмещению - 270 000 руб. - НДС взимается с неподтвержденного экспорта оборудования.
  • 17 октября 2008 г.
  1. Д 68 / НДС к уплате, К 51 - 90 000 руб. - НДС поступает в бюджет за неподтвержденный экспорт.

Старый счет с «нулевой» ставкой НДС отменять не нужно. Если в будущем документы собраны и факт экспорта подтвержден, экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет с продажей, облагаемой по ставке 10 или 18%, записывается в этом случае в книгу покупок. 

Можно представить документы для подтверждения экспорта до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС.

После того как налоговая инспекция решит подтвердить право применять «нулевую» ставку НДС и возврат налога, указанный налог может быть зачтен в счет задолженности, пени, штрафов и (или) текущих платежей (пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации) или переведены на расчетный счет организации Федеральным казначейством. 

Штрафы, уплаченные налогоплательщиком, возврату не подлежат.

Пример 10. Мы продолжаем условия примера 9. Организация не отказывалась подтверждать экспорт, поэтому учетная запись для списания начисленного НДС по экспорту не была подтверждена в срок (K 68 / НДС подлежит начислению) за счет Других расходов, не включенных в налогообложение (Д 91-2), не было сделано. Необходимый пакет документов был собран в IV квартале 2008 года.

Налоговая инспекция подтвердила право организации на возмещение НДС и перечислила уплаченную 31 марта 2009 года сумму на банковский счет организации.

Рассмотрим ситуацию, когда налогоплательщик осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и реализует товары (работы, услуги) как на территории Российской Федерации, так и на экспорт.

Пример 11. Порядок восстановления НДС в бюджет, взятый на вычет, с последующей продажей части приобретенного товара на экспорт.

Организация приобрела товары для последующей продажи в ноябре по цене 177 000 рублей, в том числе НДС - 27 000 рублей. Транспортные расходы составили 23 600 рублей, в том числе НДС - 3600 рублей. Оплата произведена в ноябре в полном объеме.

Кроме того, в ноябре организация понесла расходы на содержание офиса, телефонные звонки и т. д. В размере 17 700 руб., В том числе НДС - 2700 руб.

В декабре купленные товары были проданы: 70% - на внутреннем рынке, 30% - на экспорт.

В бухгалтерском учете организации эти операции были выполнены следующими транзакциями: в ноябре:

  • Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; На 51 «Расчетные счета» - 177 000 руб. - произведена оплата поставщику товара;
  • Д 41 "Товары" До 60 - 150 000 руб. - товары капитализируются на складе организации;
  • Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К 60 - 27 000 руб. - отражен НДС по приобретенным товарам;
  • Д 44 «Расходы на продажу» До 60 - 20 000 руб. - транспортные расходы при импорте товаров были учтены;
  • Д 19 К 60 - 3600 руб. - отражает НДС на стоимость транспортных расходов;
  • Д 44 К 60 - 15 000 руб. - начислены общие коммерческие расходы;
  • Д 19 К 60 - 2700 руб. - НДС включен в эти расходы;
  • Д 60 К 51 - 17 700 руб. - оплата расходов на содержание офиса;
  • Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» К 19 - 33 300 руб. (27 000 руб. + 3600 руб. + 2700 руб.) - принято к вычету НДС, уплаченного за товары, транспортные и общехозяйственные расходы;

В декабре организация продала товар и зарегистрировала в своих учетных записях:

  • Д 19 К 68 - 8 100 руб. (27 000 руб. X 30%) - НДС на проданные товары на экспорт был восстановлен в бюджет;
  • Д 19 К 68 - 1890 руб. (3600 руб. Х 30% + 2700 руб. Х 30%) - восстановлен в бюджет НДС с учетом материальных затрат, связанных с экспортными операциями.

Позже, после того как организация подтвердит экспорт, представив в налоговый орган соответствующий пакет документов и налоговую декларацию по добавленной стоимости по ставке 0%, налоговый орган решит предоставить вычеты по «входному» НДС, сумму этого взысканного в бюджет налога будут приняты к возврату.

В своем аккаунте организация выдаст эту транзакцию, разместив: Д 68 К 19 - 9990 руб. (8100 руб. + 1890 руб.) - принято к вычету НДС на вывозимые товары и сопутствующие материальные затраты.

По той или иной причине налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве применить нулевую ставку без признания продажи в качестве экспортной поставки.

Тогда у налогоплательщика есть два пути:

  • признать, что поставка не является экспортной, отказываясь от дальнейшего сбора доказательств;
  • подготовить новый пакет документов для подтверждения экспорта. 

Если налогоплательщик отказывается от дальнейшего сбора доказательств, то с него должен взиматься НДС при продаже товаров в бюджет. В то же время он может принять НДС к вычету. 

Практически все положения, касающиеся внешнеэкономической деятельности, распространяются на торговые операции с Республикой Беларусь. Тем не менее, есть некоторые особенности.

Во-первых, для обоснования применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляются следующие документы одновременно с налоговой декларацией, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

  • договоры (их копии), на основании которых осуществляется продажа товаров;
  • выписка из банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
  • третий экземпляр заявления на ввоз товаров, вывозимых с территории государства одной стороны, на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающих оплату косвенных платежей налоги в полном объеме (при наличии освобождения от товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
  • копии транспортных (отгрузочных) документов на перевозку вывозимых товаров; 

Во-вторых, для подтверждения экспорта в Республику Беларусь налогоплательщику дается 90 дней, а не 180. 

В-третьих, выставленный счет учитывается в реестре выставленных счетов. Этот счет должен быть помечен налоговым органом.

Счет направляется в налоговый орган вместе с заявлением о проставлении отметок на счетах. Утвержденная форма заявки не существует, поэтому она составляется в любой форме.

Отметка на счете должна быть проставлена ​​в течение не более пяти рабочих дней с даты подачи документов в налоговый орган и представляет собой штамп «Зарегистрировано» с датой регистрации и регистрационным номером, заверенный подписью налогового органа. чиновник, который поставил оценку. После отметки в налоговом органе накладной, из нее берется копия, которая остается на хранении в налоговом органе вместе с заявлением. Счет-фактура с отметкой налогового органа передается (отправляется по почте) экспортеру или его представителю. Затем счет с отметкой налогового органа должен быть передан покупателю товара из Республики Беларусь. 

Особенность регистрации счетов-фактур в торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключается в том, что если у налогоплательщика не будет времени собрать все необходимые документы в установленный законом срок, ранее выданный счет-фактура не может быть зарегистрирован в продаже. Таким образом, в течение календарного дня после отгрузки товара выписывается новый счет-фактура с продажами, облагаемыми по ставке 10 или 18%, и он регистрируется в реестре выставленных счетов.

Так, торговые организации вправе продавать в таможенном режиме экспорта только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров, предназначенных для экспортных продаж, осуществляется аналогично учету товаров, приобретенных для их продажи на внутреннем рынке.

Доходы от продажи товаров на экспорт признаются как доходы от обычных видов деятельности, расходы, связанные с продажей товаров за границей, признаются как расходы по обычным видам деятельности, а расходы должны возникать в момент признания доходов от продажи товаров. для экспорта.

Для учета внешнеторговых операций учетная политика организации на основе Стандартного плана счетов должна утверждать рабочий план счетов.

При продаже товаров на экспорт они облагаются НДС по ставке 0%.

Чтобы воспользоваться нулевой ставкой НДС, российский экспортер должен предоставить в налоговый орган пакет документов, на сбор которого ему дается 180 календарных дней. Если контрагентом является организация из Беларуси, то для сбора необходимых документов отводится всего 90 календарных дней. Налоговый орган проверяет и принимает решение о возможности предоставления ставки в размере 0%. По той или иной причине налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве применить нулевую ставку без признания продажи в качестве экспортной поставки. В этом случае налогоплательщик может либо признать, что поставка не является экспортом, либо отказаться от сбора дополнительных доказательств, либо подготовить новый пакет документов для подтверждения экспорта.

Документирование внешнеэкономических операций

Перечень необходимой первичной документации для внешнеторговых операций довольно обширный и включает в себя:

  • внешнеторговые и иные договоры и контракты, а также переписка по ним;
  • паспорта сделки;
  • документы об исполнении договоров и контрактов:
  • счета-фактуры с указанием страны происхождения товаров и номера ГТД, счета-фактуры, счета-фактуры (кассовые чеки);
  • Счета-проформы - для операций, по которым не производится оплата за импортируемые и экспортируемые товары;
  • банковские и кассовые документы для оплаты товара;
  • товаросопроводительные документы: накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авиагрузовые накладные, накладные на автоперевозки, погрузочные заказы, почтовые квитанции и т.д .;
  • счета-фактуры о доходах / расходах, акты приемки товаров;
  • товарные отчеты, документы складского (количественного) учета;
  • Документы, необходимые для таможенного оформления:
  • Газотурбинный двигатель;
  • декларации таможенной стоимости;
  • документы по корректировке таможенной стоимости;
  • документы о таможенных платежах;
  • учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности;
  • технические характеристики, упаковочные листы;
  • лицензии на право ввоза / вывоза товаров;
  • сертификаты происхождения товаров;
  • сертификаты соответствия требованиям качества и безопасности;
  • гигиенические сертификаты;
  • ветеринарные сертификаты;
  • лицензии на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды;
  • иные документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, положения, схемы) организации. 

Что касается внешнеторговых операций, связанных с выполнением работ, предоставлением услуг и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, существует отдельный Перечень документов, подтверждающих фактическое выполнение обязательств по сделке, утвержденный Приказом Министерство внешнеэкономических связей России 01.07.1997 N 10-83 / 2508, Государственный таможенный комитет России 09.07. 1997 N 01-23 / 13044, ЕЭС России 03.07.1997 N 07-26 / 3628. Список документов варьируется в зависимости от типа.

Если работа (услуга) выражена в материальной форме и / или ее выполнение сопровождается движением товаров, то грузовая таможенная декларация (ГТД) также включается в документы, подтверждающие выполнение этой работы (услуги).

Большое значение имеют форма и содержание договора о внешнеэкономической деятельности. Фактически это в основном договор купли-продажи или перевозки, и его условия во многом определяют механизм сделки, расчеты по ней, валютный контроль и налогообложение.

Внешнеэкономические операции совершаются простым письмом. Согласно пункту 3 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение этого правила влечет недействительность сделки. Если договор составлен на иностранном языке, может возникнуть необходимость перевести его на русский язык, заверенный нотариально. Наконец, некоторые виды внешнеэкономических операций подлежат государственной регистрации. Это, например, сделки с недвижимостью, ядерными материалами, оборудованием, специальными неядерными материалами и связанными с ними технологиями, базовым технологическим оборудованием для производства этилового спирта, производства и розлива спиртосодержащей и алкогольной продукции. 

Во внешнеторговом контракте целесообразно указать:

  • единый номер договора;
  • дата подписания договора;
  • место подписания договора;
  • полные официальные названия организаций продавца и покупателя;
  • страна иностранного партнера и страна назначения (отправления) товара. Полное название стран и их трехзначный код указываются в соответствии с классификатором стран мира, используемых для таможенного оформления. 

В договоре также должны быть указаны условия оплаты. В частности, название и код валюты, в которой будет производиться оплата, должны быть указаны в соответствии с классификатором, используемым для таможенного оформления, условиями оплаты и условиями рассрочки при его предоставлении, а также с обязательным перечнем документов, передаваемых продавец покупателю и подтверждающий факт отгрузки, стоимость и ассортимент отгруженного товара.

Рекомендуется предоставить аккредитив или другую форму оплаты, гарантирующую безусловное получение валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий возврата оплаты, ранее переведенной для оплаты импортируемых товаров, если они не получены.

Указываются полные названия и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, реквизиты платежа.

Обстоятельства непреодолимой силы также должны быть указаны в договоре.

В специальных пунктах или разделах договора предусмотрены другие условия сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, ввод в эксплуатацию и установка оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги), порядок составления и рассмотрения неурегулированных претензий, а также порядок осуществления платежей по искам, рассмотрение споров в арбитраже, указывается законодательством какого государства будут регулироваться отношения по договору, предусмотрены санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности за задержки в доставке товаров и / или задержки в оплате стоимости товаров, а также доставки товаров ненадлежащего количества и качества.

В конце договора указываются юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактные телефоны, факсы, телексы организаций продавца и покупателя и подписи лиц, уполномоченных продавцом и организациями покупателя на заключение договора, заверенные печатью с указанием их полного имени и должности.

При осуществлении внешнеэкономических сделок при их оформлении следует руководствоваться документами международного права, ратифицированными Российской Федерацией. Это, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 04.11.1980 г. и Конвенция о международной дорожной перевозке грузов от 19.05.1956 г.

Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий информацию, необходимую для валютного контроля из договора между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату в иностранной валюте, валюте Российской Федерации, векселях в иностранной валюте или в валюте Российская Федерация, неденежные средства товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В зависимости от типа транзакции резидент, от имени которого заключено соглашение, оформляет паспорт для импортной, экспортной или бартерной операции - по одному для каждого соглашения (контракта). Паспорта импортных и экспортных операций подписываются банком импортера (экспортера).

Порядок выдачи паспортов сделок описан в документах Банка России, Государственного таможенного комитета России, Министерства финансов России и Министерства внешнеэкономических связей России.

Если уполномоченный банк не может предоставить надлежащие кредитно-расчетные услуги для экспортной (импортной) сделки, территориальное отделение Банка России в зарегистрированном офисе банка (по месту нахождения филиала) может выдать последнее с письменное заявление клиента о подписании нового паспорта сделки с другим уполномоченным банком в порядке, установленном письмом Банка России N 286-U и Государственным таможенным комитетом России N 01-23 / 14616 от 13.07.1998 г., а также Постановление Банка России от 07.10.1998 N 377-У.

В процессе таможенного оформления товаров грузовая таможенная декларация заполняется. Этот документ написан в письменной или электронной форме и содержит точную информацию о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и другую информацию, необходимую для таможенных целей. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации изложен в Приказе Государственного таможенного комитета России от 16.12.1998 N 848, а правовое основание для декларирования товаров на таможне - в статьях 168-179 ТК РФ. Российская Федерация. Данные ГТД должны соответствовать данным бухгалтерских и деловых документов.

ГТД подается в сроки, установленные Государственным таможенным комитетом России. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты подачи товаров и транспортных средств, перевозящих товары, в таможенный орган Российской Федерации.

Декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, или таможенный брокер, причем только русский человек.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей. Таможенный орган Российской Федерации вправе запросить дополнительную информацию для проверки сведений, содержащихся в таможенной декларации, представленных документах и ​​других таможенных целях. Таможенный орган Российской Федерации вправе устанавливать сроки представления недостающих документов и информации.

Таможенный орган Российской Федерации не вправе отказать в принятии надлежащим образом оформленной таможенной декларации. С разрешения таможенного органа Российской Федерации сведения, указанные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, а поданная таможенная декларация может быть отозвана. Изменения или дополнения в таможенной декларации не могут расширять или сужать ее объем.

Одним из видов грузовой таможенной декларации является временная или неполная декларация, которая оформляется, если декларант по особым причинам не может подать полную таможенную декларацию с разрешения таможенного органа Российской Федерации.

При регулярном перемещении одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же лицом таможенный орган Российской Федерации может разрешить подачу единой таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в течение определенного времени - периодическая таможенная декларация.

Наконец, в целях совершенствования таможенного оформления Государственный таможенный комитет России вправе установить упрощенную процедуру декларирования товаров и транспортных средств.

Обратим внимание еще на один документ регистрации внешнеторговых операций - учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности. Такая карточка выдается таможенным органом по месту регистрации организации в соответствии с Приказом Государственного таможенного комитета России от 31.08.2000 N 787 на добровольной основе.

Целями учета участников внешнеэкономической деятельности являются:

  • выявление организаций, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации;
  • создание базы данных «Участники внешнеэкономической деятельности» для оперативного получения объективной информации и дальнейшей интеграции информационных ресурсов, имеющихся в таможенных органах;
  • информирование и ориентация отделов таможенного оформления и таможенного контроля в части своевременного выбора и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

Карточка счета служит средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности при осуществлении правовых отношений с таможенными органами и представляется участником внешнеэкономической деятельности в каждом случае таможенного оформления. Отсутствие учетной карточки участника внешнеэкономической деятельности не является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Вывод:

Самые высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, в которых быстро растет внешняя торговля, особенно экспорт. Как показывает практика, организации, экспортирующие готовую продукцию, создают финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, решения проблем социального и материального стимулирования персонала, а также для неуклонного роста собственного капитала. Экспортирующие организации являются наиболее важным источником доходов бюджета; В результате государству необходимо стимулировать рост экспорта. Значение экспорта как источника столь необходимых валютных поступлений возрастает.

В данной работе дано понятие внешнеэкономической деятельности, рассмотрены ее основные виды, основы правового регулирования. Раскрыты основные особенности учета экспортных операций. Особое внимание было уделено налогообложению таких операций, в частности налогу на добавленную стоимость.ат