Брак (римское право)

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Усыновление в Германии
Права и обязанности родителей и детей
Личные и имущественные правоотношения супругов
История становления и развития семейного права


Введение:

Римское брачное право очень сложное, не всякая семья, не всякое родственное отношение между мужчиной и женщиной признавалось по римскому праву браком, порождающим правовые последствия и связанным с юридически признанными отношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) - это союз мужчины и женщины, Союз всей жизни, общность божественного и человеческого расположения. В этом общем смысле, сформулированном классическим юристом Модестином, отражена подчиненность регулирования брачных и семейных отношений правовым нормам двоякого происхождения, как проявление требований права человека брачный союз подчиняется нормам Гражданского диспозитива (в равной степени публичным и частным), как проявление требований божественного права брачный союз должен отвечать предписывающим требованиям высшего нравственного и религиозного характера, предшествующим человеческой природе. В канонах Римской правовой культуры брак был не просто частным делом, а тем более отношением только в рамках частного права, люди не властны сами, а по собственной прихоти определять, каким должен быть брак, чему можно следовать и чего избегать. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его правового конструирования в римском праве.

Историография семьи и брака в Древнем Риме

Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего созданию семьи. Так как мы кое-что знаем о римлянах, то находим у них уже прочно установившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домашним хозяйством во главе, власть которого объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.

Эта патриархальная семья cum manu над женой была установлена браком в тройственной форме.

Первая из этих форм, confarreatio. Это религиозный акт, он совершается в присутствии 10 свидетелей, которые считаются представителями 10 Курий, с участием священников и состоит из ряда различных священных обрядов, сопровождаемых ясными и торжественными словами. Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение особого хлеба женихом и невестой, от которого и получила свое название сама форма.

Вторая форма, coemptio, то есть покупка жены у ее отца или опекуна. Как и любая покупка в то время, она совершается в форме манципации, в присутствии 5 свидетелей и библиотекаря (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу, а затем передает металл домочадцам невесты. Очень возможно, что в более раннее время coemptio была подлинной реальной покупкой жены, но очень рано она приобрела простую форму.

Историческая связь между этими двумя формами неясна, многие ученые считают confarreatio формой специфически патрицианской, а coemptio формой, возникшей среди плебеев и лишь позднее ставшей общепринятой. Они даже думают, что конфарреация всегда оставалась недоступной для плебса.

В дополнение к этим двум формам, manus над женщиной, а следовательно, и семьей, может быть установлен с помощью, то есть фактического супружеского сожительства в течение года. Мы имеем здесь применение к семейным отношениям института давности недвижимого права, подобно тому, как владение вещью в течение двух лет для недвижимого имущества и одного года для ceterae res становилось собственностью, так и здесь сожительство в течение года давало мужу преимущество над женой. В своем самом древнем применении узус, вероятно, предназначался для того, чтобы санкционировать брак, заключенный с какой-либо формой порока, или сожительство, возникшее совершенно без формы, например, путем похищения.

Брак, который происходит одним из этих способов, является браком, жена, как в личных, так и в имущественных отношениях, подпадает под власть мужа, занимает место дочери. Она целиком является частью его семьи и становится агнатхой как его самого, так и всех его родственников. В то же время она окончательно разрывает все агнатические связи со своей бывшей семьей, становится законным чужаком для своих родителей, братьев со всеми вытекающими последствиями такого отчуждения. Как филия, она подчиняется власти своего мужа со всеми атрибутами своей абсолютности. Только такой строго патриархальный брак был известен римлянам в древности.

Брак в системе римского права

Во времена создания римского права стали планироваться браки иного характера. Законы XII таблиц, разрешая установление Мануса по узусу, гласят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению Мануса, приостановить на срок давности удаление из дома мужа на три ночи, узурпация триноктио.

Таким образом, супружеское сожительство будет продолжаться на протяжении всей жизни, с той лишь разницей от обычного брака, что жена всегда будет свободна от власти мужа, будет юридически чужда ему, сохраняя при этом свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, со строго юридической точки зрения такое сожительство не должно рассматриваться как порок, однако римское право ранних времен уже признавало его за законным браком, дети такого сожительства являются не незаконнорожденными детьми, а законными детьми, они подчиняются власти (patria potestas) отца, вступают в агнат, его семью. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но она не подчиняется, находится в супружеском сожительстве с мужем, будучи свободной и независимой.

Появление этого нового брака знаменует собой важный поворотный момент в Римской истории. Первый разрыв был сделан в непроницаемом единстве старой Римской патриархальной семьи, если раньше охватывал всех членов его семьи, над которыми он властвовал со всей законной неограниченностью, то теперь в браке жена вышла из этой патриархальной оболочки и стояла рядом с мужем как самостоятельная личность. Однако впервые встал вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя независимыми лицами. Если раньше, в браке, семейные отношения были только своего рода реальными, то только в браке. Впервые появились отношения особого, семейного характера.

Появление брака не сразу разрушило брак cum manu; новая форма сначала стоит только рядом со старой и только постепенно выходит на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба типа брака существовали бок о бок, но во второй половине республики преобладающим становится брак. Старые формы установления Мануса постепенно вымирают.

Но даже в начале Римской Империи существуют большие трудности в этом отношении, круг возможных кандидатов сужается все больше и больше, очевидно, отговаривает жен от этой формы.

Ввиду этого в 23 году нашей эры был издан закон, освобождающий конфарреацию от этого гражданского следствия, и в таком виде (без Мануса) конфарреация продолжалась вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, сохраняется и в эпоху классических правоведов (Гай говорит о ней как о форме практической), но не как о способе установления реального брака, а как с целью приобретения женщиной некоторых преимуществ.

Однако, начиная с IV века нашей эры, больше не встречается в этой искусственной форме.

Таким образом, даже в эпоху классических юристов единственным типом реального брака является брак. Это объясняет историческое происхождение и всю его правовую природу. Возникнув из простого супружеского сожительства, чтобы избежать, новый брак заключается в более поздние времена простым брачным соглашением, за которым следует приведение жены в дом мужа сопровождаемое, конечно, различными домашними обрядами, но все эти обряды не имеют юридического значения.

Полное отсутствие формальности брака, наряду с формальностью ряда других, менее важных правовых актов, является, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением браке. Эта формальность сохранялась в римском праве до самого конца; только в Византии была установлена необходимость церковного венчания.

Брак римлян по закону августа

В конце Республики, под влиянием общего морального упадка, семейная жизнь переживала особенно острый кризис. Распутство вне семьи и в семье стало ужасным, супружеские отношения часто становились уродливыми, супруги старались избегать детей, свободой развода стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели.

Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Это прежде всего, закон 18 г. до н. э., который устанавливает наказание за прелюбодеяние, наказываются не только непосредственные исполнители, но и попустители, как таковые, муж и отец виновной жены наказываются, если они не инициируют судебное преследование.

Наказывая адюльтериум и ступрум, август освобождал от наказания случаи, когда сожительство носило внебрачный характер вследствие препятствий, налагаемых самим законом, например, вследствие запрета на брак между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно предполагает супружеские намерения обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказанию. Это сожительство называется concubinatus и отличается от всех других случайных отношений, дети, рожденные от сожительства, хотя и не являются законными, также отличаются от незаконнорожденных, они являются liberi naturales. Со временем им предоставляются даже определенные ограниченные права наследования, право быть узаконенным определенным образом и так далее. В результате наложница рассматривается как суррогат брака. Таким образом, рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, так сказать, низшего порядка - некое inaequale conjugium. Но это, конечно, лишь редкое исключение.

Борясь далее со склонностью к безбрачию и бездетности, август прибегнул к следующей крайней мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 лет вступать в брак и иметь детей.  Лица, не исполняющие этой обязанности, подвергаются определенным и весьма существенным ограничениям, неженатые (целибы) вообще ничего не могут получить по завещанию, а женатые, но не имеющие детей (ОРБИ) могут получить только половину. Все, что они не могут получить (недееспособные), является кадукумом и идет либо в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, либо в казну. При этом август даже определяет количество детей, которое нужно иметь, чтобы не считаться бездетным, для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин, трех (для вольноотпущенниц даже четырех). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие так называемое jus trium liberorum право на троих детей, помимо неограниченного права на получение завещаний, пользуются и другими льготами. Но этот закон, столь решительный, не мог, конечно, достигнуть своей цели, и если положение дел впоследствии улучшилось в этом отношении, то это было связано с некоторым общим улучшением состояния римского общества, а не с этим законом. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвала лишь разнообразие средств для ее обхода и большую путаницу. Однако эти правила существовали на протяжении всего классического периода и были отменены только Константином.

Вступление во второй брак после расторжения первого (по крайней мере, путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не накладывало никаких ограничений на новобрачного супруга. Даже наоборот, Lex Julia et papia poppaea Incap, Incap, Incap Displacitas (неспособность наследовать по завещанию).

Однако в постклассическом праве существуют уже известные ограничения, направленные на защиту интересов детей от первого брака, фаренс бинуб лишен права распоряжаться всем, что он получил от первого брака (так называемая выгодная брачная сделка), он может только пользоваться этим имуществом, после его смерти оно в любом случае должно перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни дать, ни завещать больше того, что оставляет каждому из своих детей от первого брака.

Вдова, вступающая во второй брак, также должна соблюдать так называемый траурный год, то есть период в 10 месяцев с момента прекращения первого брака. Цель этого ограничения состоит, с одной стороны, в соблюдении определенного уважения к умершему мужу, а с другой стороны, в устранении так называемого turbatio sanguinis, то есть трудностей в определении того, кого следует считать отцом ребенка, если он родился в течение 10 месяцев после расторжения первого брака.

Формы заключения и расторжения брака 

Брак в Риме заключался неофициально, достаточно было выразить согласие супругов и отвезти невесту в дом жениха. Cum cum Manu mariti, установление власти мужа требовало совершения определенных формальных актов.

Фактическое заключение брака делится на два отдельных события в их юридическом значении, обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Эти события могли непосредственно следовать друг за другом во времени, но они также могли быть отделены друг от друга даже несколькими годами. Помолвка неизбежно предшествует браку, одновременность делает недействительными и события, и весь брак.

Во время помолвки будущие супруги выражают свое намерение вступить в брак и, как свидетельство своих серьезных намерений, обмениваются ценными подарками, соответствующими социальному уровню партнеров, помолвка может также осуществляться представителями будущих супругов, их родителями, опекунами. Обмен подарками придавал помолвке вид частной сделки. Факт помолвки, брачные намерения и факт обмена подарками подтверждались специальными письменными документами.

Помолвка еще не была законченной процедурой заключения брачного союза: помолвка могла быть расторгнута либо по обоюдному согласию, либо в судебном порядке как отказ от обязательства. Такое расторжение брака не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием для заключения партнерами других браков. Однако материальный ущерб, возникший в результате неудачной помолвки (расходы на прием гостей, подарки и т. д.) должен был получить компенсацию. Иски о возмещении морального вреда в связи с несостоявшимся браком не принимались.

"Позор". Во времена Империи партия, разорвавшая помолвку, теряла право вернуть сделанные ими подарки.

Главным моментом самого брака, породившим все последствия личных и имущественных прав, признавалось переселение жены в дом мужа; все остальные обрядовые процедуры лишь символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями для возникновения супружеских отношений.

Было три способа выйти замуж:

  • Торжественный религиозный ритуал с участием жрецов и 7 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением. Этот способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался дарование;
  • Предполагаемая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей. Такой способ брака считается плебейским. Этот метод, получивший название CompTIA в I веке до н. э., превратился в фикцию и затем исчез;
  • Брак "sine Manu", то есть без власти мужа, был заключен без всяких формальностей. Этот тип брака развился из древней формы брака, называемой узус. Она состояла в применении к сфере супружеских отношений давних терминов.

С развитием права старые формы брака вымирали или становились менее важными. Параллельно с этим утверждалось неофициальное заключение брака простым соглашением.

Формы расторжения брака

Брак, заключенный по всем юридическим требованиям, был расторгнут также только по юридическим причинам. К ним относились, смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза, развод, утрата супругом своих гражданско-правовых качеств в связи с изменением его сословного статуса, особенно, утрата свободы, или изменение гражданства.

Развод не требовал никаких юридических формальностей, но заявление о разводе было необходимо. Свобода развода была одной из основ Римского брачного права.

Брак считался недействительным, между родственниками по прямой линии, а также между теми побочными родственниками, из которых хотя бы один приходился общему предку по первой степени родства. То же правило применялось и к родственникам мужа. Помимо заявленных условий законности брака, были также некоторые специфические требования. Например, провинциальный судья не может жениться на гражданке этой провинции.

При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте, мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет. До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55, для женщин брак полагался для них обязательно благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного, в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть, только сожительство (конкубинат).

Заключение

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти, идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя, идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа, созданием брака без власти мужа, совершило сразу огромный исторический прыжок, оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи, оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов, по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости, то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода), к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.