Брак и семья по Законам XII таблиц

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тайна усыновления
Государственная семейная политика с акцентом на социальную защиту семьи
Применение к семейным отношениям гражданского законодательства
Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о взыскании алиментов


Введение:

Законы XII таблиц - это древнейший из сохранившихся сборников римских законов. Согласно исторической традиции они были созданы в результате полуторагодовой работы особой комиссии - децемвиров (451-450 гг. до н.э.) и двух консулов - Валерия и Горация (449 г. до н.э.). Это  первое письменное законодательство эпохи Ранней республики, ограничивавшее до известной степени произвол патрицианских магистратов. К сожалению, оно не сохранилось в полном виде. От него дошли цитаты, а иногда и пересказы отдельных параграфов у различных юристов и позднейших писателей (Цицерон, Авл Геллий, юристы Гай, Павел, Ульпиан, Помпоний, Фест, политический деятель и ученый Плиний Старший и т.д.). В настоящее время эти цитаты и пересказы отдельных статей собраны воедино и распределены по отдельным статьям и таблицам. Ввиду архаичности языка законов, а также вследствие утраты таблиц с их текстом из-за пожаров в Риме, римские писатели и юристы, ссылаясь на Законы XII таблиц, трактовали их, отталкиваясь от своего понимания статей или используя их в своих политических интересах. Поэтому в настоящее время историки вынуждены указывать авторов, у которых они взяли цитаты.

Актуальность рассмотрения вопросов общественных отношений по Законам XII таблиц объясняется их значительным влиянием на дальнейшее развитие римского государства и огромной ролью в истории развития юридической науки более позднего времени. Проблемой исследования является понятие брака в Древнем Риме в различные периоды времени.

Исследовательская база работы представлена, прежде всего, самим текстом Законов XII таблиц. Разобраться в положениях Законов XII таблиц позволяет ряд научных работ, представленных в списке литературы.

Так, работа Маяк И.Л. «Женщина в раннем Риме (V-IV вв. до н.э.)» показывает роль римлянки ранней республики в общественной жизни.

В работе Покровского И.А. «История римского права» рассматривается эволюция норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав, жизнь и быт древних римлян, но большое значение для моего исследования представляют главы, посвященные истории отношений семейственных и истории наследования.

Также интересен труд Смирина В.М. «Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян». Он показывает развитие институтов отеческой власти и брака.

Брак и семья по Законам XII таблиц

Для вступления в брак существовали определенные требования. Прежде всего, это наличие самого права вступления в законный римский брак, так как им обладали исключительно граждане Рима и старые латины. Достижение брачного возраста, который для женщин наступал с 12 лет, а для мужчин примерно с 14 лет. Требовалось отсутствие уже заключенного брака, обоюдное согласие брачующихся, а в случае их нахождения «под властью» необходимо было также и одобрение домовладыки. Кроме того, брак должен был быть заключен в строгом соответствии с одной из существующих форм. Существовал брак с полной властью супруга - cum manu, который устанавливался посредством брака в троякой форме.

Первая из этих форм - confarreatio. Это есть акт религиозный; совершается он в присутствии десяти свидетелей, которых считают за представителей десяти курий, при участии жрецов и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов.

Вторая форма - coёmptio, то есть покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в присутствии пяти свидетелей и весовщика с весами. Жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты.

Помимо этих двух форм, семья, могла быть установлена usu, то есть фактическим брачным сожительством в течение года. Заключение такой формы брачных отношений происходило путем простого переселения жены в мужнин дом, с привнесением ею приданого и ведение совместного хозяйства супругами без каких-либо претензий со стороны ее родственников.

При всех вариантах брака cum manu положение в нем женщины, будь то патрицианка или плебейка, было одинаковым. Каждая супруга, состоящая in manu, получала почетное звание mater familias. Исходя из обязательности для патрициев браков конфарреационного характера, следует сделать вывод, что все замужние патрицианки непременно становились матерями семейств. Для плебейки вопрос решался альтернативно, одни были matres familias, а другие - matrones. Все жены, вместе с тем входили в семью мужа, т.е. становились как бы дочерьми. Как известно, это не означало полной имущественной несостоятельности. Ведь отец обеспечивал дочь-невесту приданым. Таким образом, жена обладала имуществом, как минимум, за счет принесенного приданого, которым, правда распоряжался ее супруг и мог его приумножать. Но после его смерти вдова получала свою часть общего семейного наследства наряду с детьми. И приданое, и наследственная доля создавали известную устойчивость положения женщины в семье.

Только такой строго патриархальный брак был известен римлянам в древнейшее время. Но в эпоху XII таблиц стал намечаться брак иного характера (sine manu) - без власти супруга. Законы XII таблиц говорят, что жена может воспрепятствовать установлению власти, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи. Законы XII таблиц имеют при этом в виду, очевидно, не полный разрыв сожительства, а только устранение власти, пробыв три ночи вне дома мужа, жена снова возвращается к нему и продолжает совместную жизнь, к концу года снова уйдет на три ночи и т.д. Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье

Главными основаниями прекращения законного римского брака были смерть одного из супругов, максимальное либо среднее уменьшение статуса лица (т.е. утрата свободы либо гражданства) или развод. Брак cummanu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему решению мужа (но не по желанию жены). Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, бракsine manuмог быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов, но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены. Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

По моему мнению, вид брака sine manu более похож на сожительство, и он не должен был считаться браком в полной мере, так как женщина стояла в брачном союзе рядом с мужем как существо свободное и самостоятельное, но тем не менее дети от такого сожительства считались законными детьми и подпадали под власть отца, хотя их мать и была агнаткой в старой семье.

Власть отца над детьми (включая внуков, правнуков и т.д., родных и усыновленных была у римлян полной и пожизненной. Перед домовладыкой все члены семьи были совершенно бесправны. Прежде всего, это выражается в том, что римское право знало только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака, никаких родительских прав не имеет, не только при жизни мужа, но и после его смерти. При браке cum manu мать находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала, она попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей, юридически она была для них чужой.

«Отеческая власть» (patria potestas) в том виде, как она, по Дионисию, была учреждена Ромулом, включала в себя не только право жизни и смерти, право сажать сына под замок и бичевать его, но и право держать его закованным на сельских работах и даже право продавать его ради денег. Власть отца охватывала как самую личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли отца (paterfamilias) зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет. Право жизни и смерти особенно часто осуществлялось в отношении новорожденных калек (Законы XII таблиц. IV). Отец имел, далее, право продавать своих детей или в полное рабство, или внутри государства, но это право подвергалось серьезному ограничению троекратным осуществлением (Законы XII таблиц. IV). Так как закон говорит только о сыновьях, можно сделать вывод о том, что для дочерей достаточно однократной продажи. В имущественном отношении дети имели гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что ребенок приобретал, становилось собственностью для отца, за обязательства же детей отец не отвечал, только за деликты нес ответственность, он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему. Можно привести и другие примеры значимости отеческой власти. Так, Ульпиан писал, что сын семейства не может делать дарения, даже если имеет свободное распоряжение пекулием, ибо не для того ему дозволяется свободно распоряжаться пекулием, чтобы он его расточал.

Отдельной, чрезвычайно важной совокупностью норм римского права выступало наследственное право. В Риме, с его развитыми товарно-имущественными отношениями было распространено стремление личным богатством подчеркнуть свою значимость и подтвердить имеющиеся права на свое место в организованной социальной структуре. Важнейшим элементом наследственных отношений выступало наследство, или наследственная масса, т.е. все принадлежащее наследодателю имущество, в том числе и имущественные права и обязанности (также и долги) на день открытия наследства.

В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследования следующим образом: «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода».

Наследование по завещанию зависело от воли наследодателя, который имел право распоряжаться всем своим имуществом. Для юридической силы завещания требовался ряд условий. Прежде всего, необходимо было соблюсти форму завещания, которых существовало две. Обе формы были публичным выражением воли наследодателя перед римским народом.

Для действительности завещания требовалось, чтобы завещатель обладал активной завещательной способностью (testamenti factio activa), а наследник - пассивной завещательной способностью (testamenti factio passiva).

Активной завещательной способностью не обладали малолетние (лица женского пола моложе 12 лет и лица мужского пола моложе 14 лет), душевнобольные, расточители, подвластные, рабы, лица, осужденные за некоторые государственные преступления, и глухонемые. Пассивной завещательной способностью не пользовались перегрины, лица, лишенные чести, рабы и юридические лица.

Назначение наследников было необходимым элементом любого завещания (institutio heredis). Считалось, что это начало и основание всего завещания. Наследники обозначались в самом начале завещания в торжественной форме («да будет такой-то наследником»).

Завещатель мог возложить на наследника выполнение каких-то обязанностей (реальное выполнение их наследником обеспечивалось только административно: по римским правилам ставший наследником остается наследником навсегда, условная отмена наследника или установление наследника на периодили «после истечения какого-то срока не допускались, такие условия считались ненаписанными). Сделанные в завещании указания не должны были быть аморальными или противоправными. В этом случае они игнорировались. В форме распоряжений назначались опекуны и попечители, давались указания об освобождении рабов после смерти завещателя и др.

Римское наследственное право не допускало получения наследства после одного и того же лица по двум основаниям, по завещанию и закону. Это означает, что невозможно, чтобы часть имущества была передана по завещанию, а другая - по закону: «Наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица».

Заключение

Брак в римском праве понимался как социально значимый союз мужчины и женщины, который определял правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения супругов и их наследственные права. Памятники римского права сохранили несколько высказываний известнейших юристов того времени о сущности брака. Так, Модестин говорил: «Брак есть союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права», в Своде Юстиниана сказано: «Брак - это союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь». Дигесты закрепили такое его определение: «Брак создается не (простым) сожительством, но согласием (супругов)», а Ульпиан отметил: «…не совокупление создает брак, а супружеская привязанность».

Работая с источником, я обратила внимание на то, что Законы XII таблиц почти не называют плебеев. Но все-таки они уже учитывают патрициев и плебеев, свободных и зависимых, богатых и бедных. Таким образом, при изучении Законов XII таблиц мы наблюдаем разные формы собственности и сложный состав римской общины.