Борьба с бедностью, опыт разных стран

Содержание:

  1. Бедность как социально-экономическая категория
  2. Проблема бедности: причины возникновения и пути решения
  3. Декларация тысячелетия и бедность в современном мире
  4. Государственные стратегии по решению проблемы бедности
  5. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 01.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно оформлять отчёт по учебной практике:

 

Как правильно оформлять отчёт по учебной практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современное состояние и перспективы развития сферы культуры в России
Налогообложение и его влияние на динамику ВВП
Государственный долг России как фактор дестабилизации экономической безопасности страны
Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений (МЭО)

 

Введение:

Переход от централизованной и плановой системы управления к рыночным отношениям существенно изменил социальную картину в странах с переходной экономикой и породил ряд новых проблем, с которыми предыдущая система социальной защиты населения не сталкивалась. Основная проблема - это резкое падение уровня жизни большинства населения и рост бедности.

Понятно, что бедность существует сегодня в различных формах, характерных для разных социальных групп. Однако, что бы ни случилось, бедность воспринимается как крайняя точка, которая не может быть принята обществом по ряду экономических, моральных и этических причин. Поэтому борьба с этим является неотъемлемой частью официальной политики социального развития во всех странах мира.

Следует отметить, что бедность как социально-экономическое явление присуща любой стране, в том числе и Беларуси, в странах с переходной экономикой. Эта проблема особенно актуальна для нашей страны в последние 15 лет, поскольку официальный уровень бедности очень высок и начал снижаться только в последние годы.

Проблема бедности актуальна не только для Республики , но и для всего мира без исключения.

Они не всегда добровольно имеют низкий доход и не имеют доступа к занятости, качественному жилью, образованию, здравоохранению, то есть тем, кто не может поддерживать внутренний образ жизни в течение определенного периода времени в определенном обществе из-за нехватки средств и, соответственно, является бедным. Поэтому эта проблема тесно связана с ведущими международными организациями: ООН, МВФ и Всемирным банком.

Бедность считается наиболее актуальной для всех социальных проблем, фокусируясь практически на всем спектре социологических концепций и категорий; экономическое положение и доходы, социальное неравенство и расслоение, распределение национального богатства и уровня жизни населения не могут пройти без субкультур культуры и субкультур. образ жизни и лишения, жизненные потребности и потребительская корзина, социализация бедных и другие.

Чрезвычайная поляризация общества, постепенное сужение социальных возможностей для наиболее обездоленных групп ведет к активному процессу неравенства жизни, бедности и воспроизводства бедности в зависимости от уровня материальной безопасности; и большинство его сверстников из других социальных слоев. Противоположностью этого вопроса будет сокращение притока талантливой молодежи в экономику и, как следствие, конкурентоспособность в экономике страны.

Бедность как социально-экономическая категория

Категориальная «бедность» определенности

Бедность является одной из основных глобальных проблем, которые остаются нерешенными, несмотря на значительные достижения в области экономического развития в последние годы. Бедность является одним из основных препятствий на пути расширения прав и возможностей человека. В настоящее время около миллиарда человек со всего мира страдают от нищеты и недоедания. Поэтому не случайно, что борьба с крайними формами бедности заняла первое место в главном списке целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, который был принят 189 странами-членами ООН на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года.

Существует несколько подходов к определению бедности.

В двух традиционных подходах бедность - абсолютная и относительная - основывалась только на доходе или потреблении. Понятие бедности расширилось в современном мире: оно все чаще представляется как многогранное явление, выходящее далеко за пределы определенной линии минимальных доходов и расходов. В концепции «человеческого развития» считается, что бедность не может быть уменьшена путем сокращения определения бедности только до одной стороны жизни людей. В его рамках были предложены новый подход к интерпретации и новый метод измерения «многомерной» бедности.

Первое определение бедности, позже известное как абсолютная бедность, было сделано в Англии в конце 19-го века. В первой половине двадцатого века он преобладал как в академической мысли, так и в социальной политике. Абсолютная бедность проявляется в неспособности семьи удовлетворить основные потребности текущих денежных поступлений в виде продуктов питания, одежды и жилья. В настоящее время концепция абсолютной бедности лежит в основе официального определения бедности в развивающихся странах США, в большинстве стран с переходной экономикой. Абсолютно бедный человек - это тот, чей доход ниже определенного минимума. Это минимальное значение называется чертой бедности.

Концепция абсолютной бедности основана на перечне минимальных базовых потребностей (прожиточный минимум) и определении количества ресурсов, необходимых для удовлетворения этих потребностей.

 

Существует три подхода к определению абсолютной бедности.

В первом - метод определения стоимости основных потребностей - черта бедности проводится на уровне стоимости основных потребностей человека (продуктовых и непродовольственных товаров). Второй подход - пищевой-энергетический метод - основан на измерении энергетических потребностей человека в пище (физиологические нормы потребления калорий, белков, жиров и углеводов). Третий подход, метод разделения продуктов питания, основан на использовании доли минимальной стоимости продовольственной корзины (около 30%) в стоимости всей потребительской корзины.

Первый подход заключается в определении национальной черты бедности в странах с переходной экономикой, включая и многие страны третьего мира, второй - в двух из самых бедных стран третьего мира, где натуральное сельское хозяйство все еще широко распространено, и в третьих США.

Борьба с бедностью, опыт разных стран

Однако в большинстве развитых стран национальная черта бедности является относительной, а не абсолютной. Согласно концепции относительной бедности, если человек или семья не позволяют им вести образ жизни и уровень жизни, достигнутый в обществе, в котором они живут, они считаются бедными. На практике в рамках этой концепции определенная доля среднего или медианного располагаемого дохода используется для установления относительной черты бедности. В США черта относительной бедности была установлена ​​на уровне 40% от медианного дохода во многих европейских странах, а в Люксембурге - 50%.

Вопреки концепции абсолютной бедности, концепция относительной бедности в основном подтверждает неизбежность этого социального явления. Следовательно, если определенная черта абсолютной бедности может быть преодолена при реализации соответствующей государственной политики, относительная черта бедности всегда будет присутствовать. Даже эгалитарные системы распределения доходов могут только уменьшить распределение доходов, как показала история.

Ограниченное применение концепций абсолютной и относительной бедности по доходам очевидно. В частности, размер уровня дохода во многом зависит от полноты бухгалтерского учета и принципов определения. Он не в полной мере отражает весь спектр проблем, связанных с размером дохода, благосостоянием людей, потреблением товаров и услуг из государственных средств, стоимостью социальных контактов, влиянием культурных и природных факторов и (что наиболее важно) накопленного богатства. Однако самое важное, что количественные показатели дохода не позволяют определить степень удовлетворения конкретных потребностей. Например, ряд факторов может помешать удовлетворению основных потребностей, таких как отсутствие возможностей удовлетворить себя или отсутствие потребностей, обучение или адекватное медицинское обслуживание, даже с мешками денег. Самое главное, что размер располагаемого дохода ничего не говорит о том, насколько полноценной жизнью живет человек, каков образ жизни. Многие психологи и социологи утверждают, что люди по-разному воспринимают различное благосостояние и компоненты в зависимости от характеристик своих условий жизни.

Официальная методология измерения бедности в Республике основана на концепции абсолютной бедности, которая реализуется путем создания минимальных потребительских бюджетов с учетом минимальных потребностей для различных социально-демографических групп населения и типов товаров и услуг, которые удовлетворяют эти потребности. Стоимость (денежная) оценка минимальной группы товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизни и здоровья человека, называется прожиточным минимумом бюджета.

Согласно статье "О заработной плате в Республике ", принятой Законом Республики от 1 января 1999 года, граждане (семьи), чей доход на душу населения ниже прожиточного минимума, считаются низкими доходами.

В заключение следует отметить, что методология измерения бедности в Республике нуждается в дальнейшем развитии, и, прежде всего, оценка основана только на финансовых ресурсах домохозяйства, независимо от культурных и социальных компонентов расширенной концепции бедности, что требует создания специальной статистической базы. В настоящее время важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения доходов или потребностей, но и возможностей человеческого развития, в том числе:

  • Здоровье и продолжительность жизни.
  • Уровень образования.
  • Возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный доход для удовлетворения других социально-культурных потребностей.

Измерение бедности: методология, оценка, показатели

Наиболее распространенными показателями, используемыми для измерения бедности по доходам, являются коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс серьезности бедности и синтетический показатель бедности.

Уровень бедности или доля бедных - это процент населения, чей доход или потребление ниже порогового значения (черты бедности), что обычно эквивалентно прожиточному минимуму, установленному в стране. Существует два преимущества использования прожиточного минимума для измерения бедности. Во-первых, прожиточный минимум определяется на основе конкретного минимального потребления товаров и услуг, в которых нуждается человек, с учетом национальных особенностей продуктов питания и одежды в соответствии с традициями и климатическими условиями страны. Во-вторых, применение прожиточного минимума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и с течением времени. В Беларуси уровень бедности или доля бедных определяется процентом населения с доходами ниже прожиточного минимума, то есть той частью населения, которая не может покупать товары и услуги из минимальной потребительской корзины. Характеризуя уровень бедности в стране, показатель бедности не отражает изменений в статусе бедных (ухудшение / развитие).

Обзор формулы предотвращения бедности был предложен Фостером, Гриером и Торбаком. Формула выглядит следующим образом: а является параметром, который указывает тип индикатора бедности; j - средняя черта бедности на душу населения для j-го домохозяйства, рассчитанная на основе возрастного и гендерного состава домохозяйства; j - средний доход на душу населения j-го домохозяйства, доход которого ниже прожиточного минимума домохозяйства; домашние хозяйства.

Использование этого показателя не позволяет нам оценить, какой бедный доход находится ниже черты бедности, он только характеризует степень распространения бедности.

Индексы глубины и серьезности используются для качественного описания глубины бедности по доходам.

Индекс глубины бедности (P1).

Глубина бедности характеризует разрыв в доходах бедных, показывая, насколько «бедными» являются бедные.

Индекс серьезности бедности (P2).

Степень бедности показывает, как самый бедный человек в обществе характеризует «бедных», то есть неравенство среди бедных. Индекс интенсивности бедности также является относительным показателем и рассчитывается по индексу глубины бедности.

В отличие от индекса интенсивности бедности, индекс интенсивности бедности дает больше домохозяйств к большему разрыву в доходах.

Увеличение глубины и тяжести показателей бедности свидетельствует об ухудшении положения малоимущих.

В отличие от других показателей бедности, разработанных в рамках подхода к абстиненции, его измерение в рамках теории человеческого развития основано на существующих официальных статистических данных, которые позволяют проводить межстрановые и межрегиональные сравнения. Поскольку бедность является многогранным явлением, ее меры предосторожности должны отражать эту многогранную природу. Двумя показателями бедности, разработанными в рамках концепции человеческого развития, являются индекс бедности населения (TIN-1) для развивающихся стран и индекс бедности населения (TIN-2) для развитых стран. Эти индексы являются сложными агрегированными показателями, соответствующими трем основным компонентам ИЧР, объединяющим основные аспекты лишения жизни человека: жизнь, знания и адекватные условия жизни, измеряемые доходом.

В качестве основных компонентов индекса бедности в развивающихся странах в настоящее время используются следующие показатели:

  • P1 - доля людей в возрасте до 40 лет.
  • P2 - доля неграмотных людей в общей численности взрослого населения.

П3 - составной показатель безопасности материала, включающий:

  • P31 - доля населения, не имеющая доступа к чистой воде;
  • P32 - доля детей с недостаточным весом в возрасте до 5 лет.

Составной показатель P3 равен.

Индекс бедности показывает, какой доли населения развивающейся страны или региона не хватает в трех основных сферах жизни: здравоохранение, образование и материальное благосостояние. По сравнению с показателями бедности по доходам этот индекс более полно измеряет степень бедности как ограничение ее способности удовлетворять основные потребности человека.

Выбор этих показателей определяется, во-первых, идеологией концепции человеческого развития, а во-вторых, наличием надежных и точных данных для сопоставлений между странами.

Для промышленно развитых стран был предложен специальный индекс бедности, поскольку характер бедности варьируется в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Основное внимание уделяется степени лишения человеческого развития в тех же трех измерениях, что и TIN-1, но с показателями, которые лучше отражают социально-экономические характеристики промышленно развитых стран. Кроме того, в нем учитывается четвертый аспект - социальная изоляция, которая не может быть измерена в большинстве развивающихся стран.

Характер депривации человека зависит от социально-экономических условий страны или отдельной группы людей. В развивающихся странах голод, эпидемии и нехватка экономических ресурсов являются факторами депривации, в результате чего значительная часть населения не может получить образование, доступ к медицинским услугам, нормальное жилье и отсутствие системы санитарно-гигиенической поддержки. Все эти проблемы решаются в развитых странах. Поэтому проявления форм бедности имеют другое выражение, в том числе и проблемы социальной изоляции.

Соответственно, индекс бедности для развитых стран включает другие показатели, в том числе:

  • P1 - доля людей, не достигших возраста 60 лет.
  • P2 - доля функциональных неграмотных людей в общей численности взрослого населения.
  • P3 - доля доходов бедных (черта бедности составляет 50% от медианного располагаемого личного дохода).
  • P4 - застойный уровень безработицы (12 месяцев и более безработных).

Формула для расчета TIN-2 выглядит следующим образом:

Другие показатели социальной изоляции также могут быть предложены. Однако застойный уровень безработицы был выбран не случайно. Во-первых, это отражает участие человека в мире социальных связей, его социальную активность. Во-вторых, этот показатель постоянно измеряется соответствующими статистическими службами.

Проблема бедности: причины возникновения и пути решения

Причины и условия бедности

Наиболее типичными факторами, определяющими риск нахождения в той или иной бедной группе, являются: потеря здоровья; низкий уровень квалификации; выйти из рынка труда; реальный доход и материальное обеспечение на душу населения; высокая семейная нагрузка (многодетные семьи, семьи с одним родителем и т. д.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными тенденциями (нежелание работать, наличие вредных привычек и т. д.).

Проблема бедности возникает из-за нарушения объективно определенных темпов общественного воспроизводства:

  • Уровень активности (доля социально неоднородных видов труда, доля занятых и не используемых в общественном производстве).
  • Нормы государства (взаимосвязь между материальными, моральными и социальными благами населения и уровнем, который должен быть достигнут, взаимосвязь между факторами благосостояния и стадиями воспроизводства).
  • Нормы отношений: люди - общество - природа, люди - социальная группа - класс - общество. Выражение основано на значительной пропорции между производительной и потребительской властью общества, то есть уровнем работы и отдыха.
Проблема бедности связана с формированием условий, в которых бедная субкультура превращается в дестабилизирующий фактор в обществе, от человека (общества), от предпосылок и последствий труда, от самого труда до существенного ограничения потребления основных жизненных потребностей.

 

Таким образом, можно выделить пять глобальных факторов социальной мобильности в сторону понижения:

  • Политический детерминизм - снижение социальной мобильности - после продолжающихся экономических реформ, войн и т. д.
  • Вина - отрицательно связана с социальной мобильностью, чувством вины, преступным поведением (воровство, вымогательство, насилие, грабеж).
  • Личное невезение в жизни - достижение «социальной базы» объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье.
  • Его собственная вина, страсть к безнравственности - нисходящий процесс социальной мобильности усиливается с опьянением, наркоманией, токсикоманией, проституцией.
  • Социальная изоляция - нисходящая мобильность возникает из-за социальных норм, бездомности, изоляции от общества, разобщенности с семьей и близкими, отсутствия работы, отказа верить в Бога.

При изучении социальной ситуации важно проанализировать следующие параметры сигнала:

  • Размер и структура семейного дохода.
  • Размер и структура семейных расходов.
  • Дифференциация доходов и расходов.
  • Динамика розничных цен по стране по группам товаров и услуг по регионам.
  • Динамика денежных расходов, соотношение темпов роста к темпам роста розничных цен.
  • Дифференциация финансового и финансового положения семей (жилье, личный транспорт, бытовая техника, сбережения).
  • Состояние здоровья населения.
  • Уровень образования и дифференциация (общий и частный); обеспечение занятости и занятости).
  • Разрыв социальных связей (разделение семей, вынужденная миграция, социальные отклонения).
  • Дифференциация населения по факторам окружающей среды.
  • Размер и структура свободного времени.

Чтобы охарактеризовать эти параметры, необходимо определить симптомы проблемы бедности как отклонение определенного параметра от заданной нормы (например, стандарт).

Альтернативный способ выявления и измерения бедности основан на оценках посредством депривации, которые представляют собой совершенно иной инструмент для измерения реальных потребностей бедных и не только формулируют различные критерии для выбора бедных семей, но и, если необходимо, позволяют приоритизировать целевой охват.

Декларация тысячелетия и бедность в современном мире

Начало нового века ознаменовалось появлением декларации, отражающей решимость международного сообщества избавиться от мира нищеты. Лидеры из богатых и бедных стран, которые приняли Декларацию тысячелетия ООН в 2000 году, обязались объединить усилия для достижения 8 целей, первой из которых является искоренение нищеты и голода. В частности, эта цель выражается в двух задачах, которые, как ожидается, будут решены к 2015 году: во-первых, сокращение вдвое доли населения мира менее чем на 1 долл. США в день; Второе - сократить вдвое долю населения мира, страдающего от голода. Сегодня более 1,2 миллиарда человек или одна пятая населения мира живут в условиях крайней нищеты. В целом, цели, сформулированные в Декларации тысячелетия, направлены на повышение человеческого потенциала путем решения ряда проблем, связанных не только с недостаточным доходом и широко распространенным голодом, но также с неравенством, ухудшением состояния окружающей среды и отсутствием образования между мужчинами и женщинами и здравоохранением. и источники чистой воды. Он также включает меры по облегчению бремени внешней задолженности и расширению помощи, внешней торговли и передачи технологий в интересах бедных стран.

В Докладе о развитии человека 2003 года, озаглавленном «Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: Международная конвенция об избавлении человечества от нищеты», говорится, что в мире больше ресурсов и ресурсов, чем когда-либо прежде, и технологий, необходимых для борьбы со всеми проявлениями нищеты. Задача состоит в том, чтобы найти способы наиболее эффективного использования этих ресурсов и технологий для самых бедных групп населения.

Две группы стран нуждаются в срочном изменении курса развития. Во-первых, это страны, в которых низкий уровень человеческого развития сочетается с низким уровнем прогресса в достижении Целей. Millennium Compact - это план действий для этой группы, который больше всего нуждается в международной поддержке. В этой группе, с точки зрения мирового сообщества, выступают высокоприоритетные страны, сопровождаемые любым прогрессом (25 стран, включая Африку, Ирак, Афганистан, Таджикистан), и приоритетные страны, с которыми социализируется социализация. Экономического прогресса недостаточно для достижения поставленных целей (Кыргызстан, 28 стран, включая Узбекистан и Туркменистан). Ко второй группе относятся, как правило, страны, в которых был достигнут достаточный прогресс в снижении целевых показателей, но бедные имеют значительные разделы.

В Докладе о развитии человека за 2003 год выделены шесть областей, в которых требуется увеличение иностранной помощи, чтобы помочь беднейшим странам оправиться от их плохого положения.

Быстрые и крупные инвестиции в базовое образование и здравоохранение путем поощрения равенства между мужчинами и женщинами. Такие инвестиции являются предпосылкой устойчивого экономического роста. В свою очередь, экономический рост может создать рабочие места и увеличить доходы, что приведет к дополнительным инвестициям в образование и здравоохранение.

Совершенствование основных инфраструктур, таких как порты, дороги, энергетические системы и коммуникации, для сокращения производственных затрат и преодоления географических барьеров.

Разработка политики промышленного развития, которая поощряет предпринимательство и способствует экономическому разнообразию в целях преодоления зависимости от экспорта товаров при активном участии малых и средних предприятий.

Содействовать демократическому управлению и правам человека в целях ликвидации дискриминации, обеспечения социальной справедливости и повышения благосостояния всего населения.

Обеспечение экологической устойчивости и рационального управления городским хозяйством для достижения устойчивых положительных изменений в области развития.

Сокращение вдвое доли людей, живущих в условиях крайней нищеты, потребует большего экономического роста в высокоприоритетных и приоритетных странах. Однако, по мнению экспертов, одного экономического роста будет недостаточно. В зависимости от модели, структурных аспектов экономики и государственной политики, экономический рост может быть достигнут путем нарушения интересов значительной части населения и, наоборот, ведет к сокращению бедности. Таким образом, бедность возросла в 33 развивающихся странах, где экономический рост наблюдается в течение последних двух десятилетий.

Все страны мира, особенно процветающие страны в целом, должны проводить политику, направленную на укрепление связей между экономическим ростом и сокращением бедности. Экономический рост принесет пользу бедным, если он будет иметь широкую основу, а не концентрацию в отдельных секторах или областях, если он не является трудоемким и капиталоемким, а государственный доход инвестируется в развитие человеческого потенциала. С другой стороны, тот факт, что экономический рост оказывает благотворное влияние на положение бедных, уменьшается, если он не служит целям развития человеческого потенциала или вызывает дискриминацию с точки зрения доступа к базовым услугам различных групп населения.

Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы социальной защиты разнообразны, и сходства трудно различить на первый взгляд. Тем не менее, можно типологизировать. В этом случае они говорят о «моделях социальной защиты». Согласно докладу Европейской комиссии, представленному в 1995 году, в странах ЕС преобладают четыре основные модели социальной защиты:

  • Континентальная (бисмарковская) модель (Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция) обеспечивает взаимозависимость между уровнем социальной защиты и продолжительностью трудовой деятельности. Самое сильное обязательное социальное страхование основано на услугах по различным видам страхования: медицинское, пенсионное и страхование по безработице.

Государство является гарантом органов социального страхования для выполнения своих обязательств в связи с недавними финансовыми трудностями. Кроме того, правительство принимает меры против доминирования дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, Франции основой системы предотвращения бедности является установление обязательной минимальной ставки заработной платы для всех работодателей, достаточной для удовлетворения основных потребностей работника. В результате минимальная заработная плата во Франции составляет почти 60%, в других странах - около 50% от средней.

  • Либеральная модель социальной защиты (Великобритания, Ирландия, США, Япония): система социальной защиты, основанная на принципах универсальности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в финансовой поддержке) и единообразие социальных услуг (равные размеры пенсий и помощи, равенство условий оплаты) ,

Некоторые характеристики страны выделены в рамках либеральной модели. Например, в Соединенных Штатах и ​​Японии программы социального обеспечения фрагментированы и ориентированы на определенные категории бедных. Преимущества доведены до уровня, который ограничивает процесс обнищания, но не может устранить. Такая политика исходит из логики, согласно которой ситуация с бедностью является результатом личного выбора человека.

Помните, что население США и Японии относится к числу наиболее развитых индустриальных стран мира по уровню относительной бедности. По данным ОЭСР, семьи, получающие менее половины среднего дохода в стране, составляют - 13,7% в США и 13,5% в Японии. В США программы по борьбе с бедностью охватывают около 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: если человек беден или относится к одной из субсидируемых категорий.

  • Модель социальной защиты в Южной Европе (примитивная) (Италия, Испания, Греция, Португалия) характеризуется относительно низким уровнем социального обеспечения, а социальная защита является прерогативой семьи и родственников. В отличие от ранее представленной, эту модель можно интерпретировать как возможность развития без открытой организации. Типичной особенностью примитивной модели является асимметричный характер социальных расходов. Например, в Италии это означает, что наибольшую часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% - 12,5% ВВП в среднем по Европе), но с политикой поддержки семьи, образования и занятости (около 1%).
  • Социал-демократическая (скандинавская) модель (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) охватывает различные социальные риски и жизненные ситуации, которые требуют поддержки сообщества. Социальные услуги гарантированы всем жителям страны и не зависят от оплаты труда и страховых взносов. Уровень социальной защиты высок, что снижает уровень бедности в этих странах до самого низкого уровня в мире. Социальная политика основана на том факте, что бедность является болезнью общества и обнищала в рыночном процессе, при условии, что у них нет времени на адаптацию к условиям меняющегося рынка труда.

Эта модель наиболее четко представлена в Швеции, где один из самых низких уровней бедности наблюдается в Западной Европе.

Государственные стратегии по решению проблемы бедности

Анализ реализации социальной политики Республики по снижению бедности

Согласно Программе социально-экономического развития Республики в период, предусмотренный до 2020 года, основной целью социальной политики является устойчивый рост уровня жизни и сокращение бедности. Для достижения этой цели:

  • Обеспечить рост денежных доходов населения, включая самозанятость и предпринимательскую деятельность, их фактическое содержание как условие спроса населения на платежеспособность.
  • Значительно увеличить заработную плату как основной источник денежных доходов населения и важный стимул для трудовой активности населения.
  • Повышение роли государственных минимальных социальных и трудовых гарантий, постепенное приближение его к бюджету прожиточного минимума, уменьшение неоправданного различия отдельных групп населения по уровню доходов на основе улучшения налогообложения доходов граждан.
  • Обеспечить большую безопасность и пенсионные реформы для социально уязвимых слоев населения.
Реальный располагаемый денежный доход (с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, чистый денежный доход для сборов и взносов) уменьшился на 6,5% по сравнению с прогнозом роста в 2015 году на 3-3,5% по сравнению с январем 2015 года.

 

Поэтому мы проанализируем эффективность практики социальной политики в нашем обществе на основе показателей денежных доходов и уровня жизни в нашем обществе на основе последних данных Национального статистического комитета Республики (в 2012-2014 годах, в начале текущего 2015 года).

По сравнению с 2013 годом в 2014 году увеличились следующие показатели:

  • денежные доходы населения - 38,7%;
  • денежный доход на душу населения - 38,9%;
  • реальный располагаемый денежный доход - 24,2%;
  • реальная заработная плата - 27,2%;
  • реальная сумма пенсии составляет 12,9%.

В январе 2015 года общий денежный доход населения составил 18,8 трлн. По сравнению с рублями и январем 2014 года потребительские цены на товары и услуги за этот период выросли в 2,1 раза.

Структура денежных доходов населения представлена ​​данными в таблице 2.1 ниже, и в ней анализируются данные, из которых можно сделать вывод, что основные источники формирования данных о совокупных денежных доходах переносятся на заработную плату и население (пенсии и пособия, стипендии). Население в январе 2015 года составляет 86,1%.

В январе 2015 года среднемесячная заработная плата работников республики, начисляемых ежемесячно (без учета субъектов малого предпринимательства в форме негосударственной собственности), увеличилась на 0,1% и увеличилась по сравнению с декабрем 2014 года. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная по товарам с учетом роста потребительских цен) снизилась на 2,7% по сравнению с январем 2014 года, по сравнению с январем 2014 года - на 1,8%.

В январе 2015 года был увеличен размер пенсий, выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите.

В январе 2015 года назначенные пенсии (пенсии по возрасту, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) снизились на 0,5% по сравнению с февралем 2014 года и увеличились на 26,7% по сравнению с январем 2014 года.

Сборы в структуре денежных доходов 63,8%, доходы от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности - 10,6%, трансферты населению (пенсии, гранты, стипендии и т. Д.) - 21,2%, имущественный доход и прочие доходы - 4,4%.

В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы (чистый доход без учета налогов, сборов и взносов для индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 21% по сравнению с 2013 годом.

Наконец, можно отметить следующее в отношении изменений в уровне жизни населения Республики в отчетном 2014 году (на основе примерного обследования уровня жизни домохозяйств).

В 2014 году располагаемые ресурсы на домохозяйство (денежные средства домохозяйств, стоимость потребляемых продуктов питания, произведенных в частном доме, материальные затраты на производство, а также стоимость пособий и выплат в натуральной форме) составили 4,9 млн. Долл. США. За этот период месячные цены на рубли, товары и услуги выросли на 80,2%, увеличившись на 59,2% по сравнению с 2013 годом.

В 2014 году доля домохозяйств с располагаемыми ресурсами на душу населения в их бюджете (домохозяйства с низкими доходами) снизилась по сравнению с 2013 годом и достигла 4,6%, в том числе 3,8% в сельских и городских поселениях. расчетный - 6,7%.

В структуре домохозяйств с низким доходом более половины (65,1%) - это домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет, 22,1% - бездетные и 12,8% - домохозяйства, состоящие из одного человека.

Потребительские расходы включают денежные расходы домашних хозяйств на продукты питания (включая расходы на продукты питания, не предназначенные для дома), покупку алкогольных напитков, оплату непродовольственных товаров и услуг. Налоги и страховые взносы, материальная помощь и другие расходы, не связанные с потреблением, а также производство и накопление сельскохозяйственной продукции в личных филиалах (банки, покупка недвижимости, обмен валюты и т. Д.). Не включаются в потребительские расходы.

В 2014 году потребительские расходы на семью составляли 4,2 млн рублей в месяц, что буквально на 11% выше, чем в 2013 году. Доля расходов на продукты питания на покупку непродовольственных товаров составляет 43% в общем объеме расходов домохозяйства на потребление, 37,7% - 16,7% на оплату услуг.

В результате следует отметить, что социально-экономические и социально-трудовые отношения, сложившиеся в условиях административно-командной системы Беларуси, проходят процесс трансформации. Наша страна пытается создать современную и эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских странах.

Выполняя роль важнейшего амортизатора накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчать негативные социальные процессы, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, поддерживать социальную поддержку реформ и вносить позитивные изменения в экономику.

Стратегические цели по преодолению бедности и повышению уровня жизни в Республике

В ближайшие годы социальная политика должна быть прежде всего направлена ​​на решение острых социальных проблем, определяющих социальную безопасность государства. Следует предотвращать бедность населения и сокращать бедность; уменьшить доход населения; в конечном счете, повышение заработной платы, с которой все решения связаны с другими социальными проблемами; Повышение уровня минимальных социальных стандартов: BPM, BCH, MZP и др. повышение пенсий и социального обеспечения; предотвратить дальнейшее ухудшение в социальных секторах.

Основной целью социальной политики является достижение неуклонного роста уровня жизни и качества населения, а также создание условий для развития человеческого потенциала. В то же время государство в состоянии обеспечить благополучие каждого пенсионера и семьи, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями и других групп с низким доходом и т. Д.

Под эффективной социальной политикой Республики понимается прежде всего следующее:

  • Предоставление возможности талантливому населению получать достаточный доход за счет заработной платы является важным фактором дальнейшего роста производительности труда (государство должно поддерживать формирование «человеческого капитала» и сберегательных сбережений населения).
  • Надежное государственное регулирование прожиточного минимума, с постоянным признанием изменений под влиянием инфляции и других факторов.
  • Регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; забота о нуждах малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения.
  • Значительное развитие социальных секторов и охраны окружающей среды.

Реформа заработной платы предусматривает учет необходимости постепенного перечисления социальных расходов (оплата социальных услуг, в том числе жилья и социальных услуг и т. Д. На пенсию) из государственного бюджета и внебюджетных фондов в доход граждан.

В 2016 году планируется увеличить фактические располагаемые денежные доходы населения в 1,7-1,8 раза с целью обеспечения роста к 2010 году:

  • ВВП - 162-168%.
  • Производительность труда - 163-168%.
  • Объемы промышленного производства - 154-160%.
  • Сельское хозяйство - 139-145%.
  • Услуги - 196-203%.

Инвестиции в основной капитал за пятилетний период - 190-197%, большая часть из них будет направлена ​​на создание и модернизацию более миллиона рабочих мест.

Увеличение заработной платы и денежных доходов населения позволит иметь адекватные ресурсы для социальных выплат, пенсий, социальных пособий, стипендий и др., А также оказывать адресную поддержку беднейшим группам населения.

Необходимо продолжать увеличивать реальный уровень любых денежных доходов населения. Ожидается, что для постепенного роста заработной платы будет установлена ​​прямая связь между повышением заработной платы и производственной эффективностью, качеством и эффективностью рабочей силы, а также предоставление предприятиям широких прав в выборе форматов и систем оплаты труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов и роста доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности.

Высокие темпы роста реальной заработной платы обусловлены, среди прочего, необходимостью предотвращения выезда высококвалифицированных сотрудников из страны, увеличения внутреннего потребительского спроса и сближения средней заработной платы с их уровнями в соседних европейских странах в 2016 году. ,

Основная цель в области пенсионных премий заключается в повышении уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, которая отвечает принципам социальной справедливости и способна противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегическая задача реформирования пенсионной системы заключается в создании многоуровневой пенсионной системы, которая сочетает в себе как механизмы распределения, так и накопления.

На этапе 2015-2020 гг. Исходя из положительного развития финансового и инвестиционного рынков и роста денежных доходов, включая заработную плату, необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение задач, определенных для пенсионной системы, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысят финансовое благополучие граждан с ограниченными возможностями.

Важнейшими вопросами социальной политики в период трансформации экономического развития являются создание эффективной системы социальной защиты, повышение уровня жизни и предотвращение снижения уровня жизни. В конечном счете, об успехе или неудаче переходного процесса будет судить по тому, насколько он улучшает жизнь людей и повышает их уровень жизни. Производительность труда, которая имеет большое значение для экономического роста, во многом зависит от знаний, качества, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью, защита человеческого капитала и адаптация его к потребностям рыночной экономики также способствуют экономическому росту.

В настоящее время система социальной защиты в республике в основном состоит из двух типов программ. Программы социального страхования частично компенсируют потерю пенсии, временную нетрудоспособность и безработицу. Эти программы финансируются за счет премий. Существуют также государственные программы по работе с населением для тех, кто не может зарабатывать деньги, имеет инвалидность или имеет детей-иждивенцев. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Социальная защита граждан предполагает оказание финансовой и иной поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и т. Д.).

Систему социальной защиты следует рассматривать как долгосрочный механизм, который регулирует заработную плату, пенсии и социальное обеспечение посредством социальных гарантий, регулирующих услуги из фондов общественного потребления в республике, в том числе: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, работа право, право на бесплатное образование, право на жилье, медицинское обслуживание, механизм защиты номинального дохода lionia (индексация), право собственности и права на него и другие.

По возможности, необходимо добиться увеличения заработной платы и пенсий по сравнению с увеличением оплаты социальных услуг (медицинские услуги, жилье и социальные услуги и т. Д.). Содействие развитию рынка жилья и обеспечение его доступности для каждой семьи, особенно молодых, бесплатное муниципальное жилье для детей-сирот и малоимущих семей и т. Д.

Невозможно применять все аспекты социальной политики одновременно. Для реализации разработанной стратегии требуются значительные усилия глав правительств. Из-за инертного характера экономических процессов денежно-кредитная, финансовая, финансовая, инвестиционная, инновационная политика и т. Д. Не могут быть реализованы без учета социальной политики. Требуется время, чтобы нормализовать многие социально-экономические аспекты управления, включая его активное выполнение. взаимозависимость и взаимозависимость вышеуказанной группы мер.

Для устойчивого развития страны в контексте экономических реформ государству была отведена роль поддержания сильной социальной политики, направленной на обеспечение гарантий удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, медицинской помощи, социальной защиты, образования, правильного питания.

Объяснение вопросов данной статьи позволяет сформулировать следующие основные результаты.

В своем развитии человечество достигло огромных успехов, но оно не преодолело вечную проблему - вопрос бедности, расслоения общества на богатых и бедных. В XXI веке на фоне огромных достижений современной цивилизации эта проблема не потеряла своей серьезности, но приобрела новые черты и проявления в качестве глобального процесса.

Наиболее типичными факторами, определяющими риски нахождения в той или иной группе бедных, являются: потеря здоровья, низкий уровень квалификации, отсутствие на рынке труда, средний реальный доход и материальная обеспеченность на душу населения, высокое «бремя» для семьи (многодетные семьи, семьи с одним родителем, и т. д.) индивидуальные характеристики, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание работать, наличие вредных привычек и т. д.).

При разработке активной программы социальной политики в Беларуси необходимо учитывать опыт развитых стран в их успехах и проблемах. Мы не можем игнорировать тот факт, что потребности ресурсов социального пространства резко возрастут в следующем десятилетии, и даже в странах с развитой экономикой трудности с обеспечением ресурсов социального пространства возрастут.

Каждая страна разрабатывает свои собственные показатели, которые будут не только точно отражать распространение бедности в обществе, но и будут способствовать успешной реализации государственной социальной политики. Показателем черты бедности в нашей стране является размер прожиточного минимума (BPM). Таким образом, все оценки бедности Министерства статистики и анализа основаны на сравнении имеющихся ресурсов со стоимостью жизни. После анализа основных факторов и показателей бедности в Республике , результат показывает, что категории населения, наиболее подверженные бедности, включают многодетные семьи, одиноких матерей, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Риск падения за черту бедности также связан с уровнем образования, социальным статусом и количеством людей, работающих в семье.

Подводя итог, можно сказать, что уровень бедности в республике снижается. В первой половине этого года, согласно официальной статистике в Беларуси, доля домашних хозяйств со средними располагаемыми ресурсами на душу населения в их бюджете средств к существованию (национальная черта бедности) составляла 3,5% (4,2% в первой половине 2013 года). Учитывая, что пороговый уровень экономической безопасности составляет 7-10%, все это говорит нам о положительной динамике развития.

В то же время, несмотря на рост денежных доходов населения и увеличение покупательной способности в последние годы, низкий уровень доходов (бедность) в республике остается достаточно высоким, и всегда существует повышенный риск, особенно в нынешней международной ситуации.

Поэтому основными аспектами преодоления бедности являются:

  • Резкое увеличение заработной платы работников.
  • Политика должна быть установлена ​​для роста среднего дохода в стране.
  • Обеспечение рациональной занятости населения на основе защиты рабочих мест на существующих и перспективных предприятиях.
  • Создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;развитие микрокредитования как инструмента борьбы с бедностью.
  • Создание и преодоление белорусских карт бедности для детального изучения.
  • Переход с существующего уровня заработной платы на текущий уровень.
  • Сближение государственных минимальных социальных стандартов с прожиточным минимумом и будущим минимальным потребительским бюджетом.
  • Усиление помощи малообеспеченным гражданам, повышение степени защиты групп системы социальной помощи, рационализация системы социальной помощи.

Заключение

На основе анализа зарубежных стратегий сокращения бедности и систем социальной защиты можно сделать вывод, что не существует простого единого плана по регулированию бедности. Тем не менее, некоторые страны добились значительного прогресса в сокращении многих проявлений бедности, в то время как другие страны могут сделать то же самое. Однако следует понимать, что каждая страна имеет свои особенности и что недопустимо слепо копировать опыт социальной защиты развитых стран. Это влечет за собой и обеспечивает анализ моделей социальной защиты зарубежных стран и переход к целостной политике, направленной на сокращение бедности в современной Беларуси.