Электрические и магнишые явления (академия)
Электрические и магнишые явления были известны в глубокой древности. Начало развития науки об электрических и магнитных явлениях принято считать, со времени опубликования Гильбертом результатов исследований электрических и магнитных явлений (1600 г.).
Важным этапом в развитии науки об электричестве были исследования атмосферного электричества выполненные М. В. Ломоносовым совместно с академиком Г. В. Рихманом. Работы М. В. Ломоносова и работы Б. Франклина вскрывают природу атмосферного электричества.
Открытие явления электромагнитной индукции М. Фарадеем (1831 г.) знаменует начало эры электричества. В 1833 г. академик Э. X. Ленд формулирует фундаментальный принцип электромагнитной инерции и положение об общности и обратимости явлений элагагромагнишой индукции и воздействия магнитного поля на проводники с током.
Разработка теории электромагнитных явлений Д. К. Максвеллом в «Трактате об электричестве и магнетизме» (1873 г.) завершает создание классической теории электромагнетизма.
Опыты Г. Герца (1887—1889 гг.), работы П. Н. Лебедева (1895 г.) и изобретение радио А. С. Поповым (1895 г.) экспериментально подтверждают выводы теории о распространении электромагнитных волн.
Этим заканчивается начальный период развития классической теории электромагнитных явлений.
Академиком В. Ф. Мигкевичем в течение ряда лет развивались н углублялись основные положения теории электромагнетизма. Ближайшие ученики В. Ф. Митке-вича - П. Л. Катантаров и Л. Р. Нейман создали один из первых учебников по теоретическим основам электротехники. Теория электрических и магнитных явлений и теоретические основы электротехники излагались в книгах А. А. Эйхенватьда. К. А. Круга, К. М. Поливанова и других авторов.
Очень большой вклад внесли также русские ученые и в практическое развитие электротехники.
Электротехника как наука является областью знаний, которая занимается изучением электротехнических и магнитных явлений и их техническим использованием в различных областях техники.
В результате работы с данным курсом Вы овладеете научными знаниями по основным вопросам электротехники и тем самым обеспечите себе базовую электротехническую подготовку, необходимую для изучения последующих дисциплин.
Изучение дисциплины в соответствии с рабочей программой осуществляется с дифференциацией по специальностям (см. рабочую программу). Каждая специальность в рабочей программе обозначена соответствующей одной цифрой 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8, 9 (см. предисловие к УМК табл. 1).
Прежде чем начать изучать раздел, ознакомьтесь с нижеприведенной информацией, оформленной в виде таблиц к каждому разделу опорного конспекта. где указаны для каждой специальности номера тем. параграфов, входящих в соответствующую тему, задач, практических занятий и лабораторных работ. подлежащих к изучению и выполнению.
Требования к оформлению лабораторных работ, практических заданий н контрольных работ приводятся в руководствах по выполнению контрольных работ, практических занятий и лабораторных работ.
После теоретического материала каждой темы раздела приводятся вопросы для самопроверки. Они не оцениваются, но включают те же вопросы, на которые Вам придется отвечать при сдаче тестов, а потом и экзаменов. Поэтому советуем Вам отвечать на все вопросы для самопроверки. Для многих тем приводятся тренировочные тесты с ответами ятя пробного самотестирования. Они также не оцениваются, но помогают ответить на вопросы тестов по теме.
Каждая тема завершается сдачей контрольного теста. Тесты предоставляются Вам по Вашему запросу тьюторами, и время ответа на них ограничено. В случае превышения контрольного времени ответа набранные Вами баллы обнуляются.
Для более четкого понимания содержания раздела в начале приводится схема содержания раздела, а в начале каждой темы указываются ключевые вопросы этой темы, входящие в экзаменационные битеты.
Для оценки знаний студента разработана рейтинговая система. Поэтому, прежде чем приступать к изучению дисциплины, ознакомьтесь с этой системой, которая находится в блоке «Рабочие учебные материалы» в параграфе 2.6.
При изучении дисциплины необходимо учесть дифференциацию в зависимости от специальности студента. Это отражено в начале каждого раздела (1, 2.. .7) после структурной схемы «Схема работы с разделом».
Цепи постоянного тока
В теме  рассматриваются вопросы, входящие в первый раздел рабочей программы. Для изучения данной темы следует использовать материал темы.
Эти вопросы также разобраны.

Обратите особое внимание на ключевые моменты этой темы, которыми являются:

- особенности реактивных элементов в цепях постоянного тока;

- законы Ома и Кирхгофа в цепях постоянного тока;

- мощность в цепях постоянного тока:

- расчет при последовательном, параллельном и смешанном соединении сопротивлений:

- расчет простых цепей с одним источником:

- расчет сложных цепей методом непосредственного применения законов Кирхгофа.

Некоторые особенности цепей постоянного тока

Цепи, у которых ЭДС источников, а также токи и напряжения на всех ее элементах остаются неизменными во времени, называются цепями постоянного тока. Цепи постоянного тока содержат все три параметра: сопротивление, индуктивность и емкость. Однако при неизменных ЭДС напряжения на индуктивностях и токи в емкостях равны нулю. В самом деле, при напряжение .
Получается так , что в цепи постоянного тока все индуктивности закорочены . а ветви с емкостями разомкнуты  и в работе цепи участия не принимают. Поэтому расчетным параметром цепи постоянного тока является только сопротивление  её элементов.