Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды РФ, их место в финансировании социальных потребностях общества

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и РСФСР как союзная республика, не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. В 1990-х годах в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы ПФР, ФСС России, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.). Государственные внебюджетные фонды РФ, их место в финансировании социальных потребностях общества Внебюджетные фонды были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства, прежде всего для финансирования социальных расходов. Кроме того, в 1990-е гг. были созданы и внебюджетные фонды экономического назначения, например дорожные фонды, фонды финансирования жилищного строительства, экологические фонды, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных мероприятий и программ, имеющих важное экономическое значение для общества на тот период времени. С начала 1990-х гг. и до 2001 г. в Российской Федерации внебюджетные фонды функционировали на всех уровнях; в том числе и органы местного самоуправления были вправе создавать внебюджетные фонды. В действующей тогда редакции Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было закреплено право представительных органов местного самоуправления создавать целевые внебюджетные фонды. В течение 1990-х гг. было образовано большое количество таких фондов, которые вместе с местными бюджетами составляли финансовую базу местного самоуправления. Однако практика создания внебюджетных фондов не была лишена недостатков, к ним относилось бессистемное создание большого количества внебюджетных фондов, в результате которого происходило распыление финансовых ресурсов; имело место нецелевое использование средств. Кроме того, были случаи, когда в доходы внебюджетных фондов зачислялись бюджетные источники либо вводились специальные сборы для формирования доходов фондов, что противоречило имеющемуся федеральному законодательству. Введение в действие БК РФ изменило как состав внебюджетных фондов, так и механизм их функционирования. Прежде всего в БК РФ для органов местного самоуправления не предусмотрен порядок формирования внебюджетных фондов. Это нашло отражение и в определении состава бюджетной системы, данной БК РФ, в соответствии с которым в состав бюджетной системы РФ кроме бюджетов включаются и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а местные внебюджетные фонды не упоминаются вообще. И в настоящее время использование органами местного самоуправления каких-либо иных форм организации местных финансов кроме местных бюджетов не допускается (ст. 15 БК РФ). Кроме того, БК РФ разрешает формирование только социальных внебюджетных фондов. После введения его в действие созданные во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов РФ либо ликвидированы (в муниципальных образованиях) Государственные внебюджетные фонды РФ, их место в финансировании социальных потребностях общества.