ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

Условные цифровые обозначения подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм построены следующим образом. Две первые цифры справа представляют собой число, равное Чь внутреннего диаметра подшипника, выраженное в миллиметрах. Третья цифра (в некоторых случаях также седьмая) справа обозначает серию. В каждой серии установлен ряд габаритных размеров подшипников d X D х В, где d — диаметр внутренний; D — диаметр наружный; В— ширина подшипника. Для тех серий подшипников, которые преимущественно применяют в редукторах, третья цифра справа расшифро- вывается так: 1 — серия особо легкая; 2 — легкая; 3 — средняя; 4 — тяжелая; 5 — легкая широкая; б — средняя широкая. Четвертая цифра обозначает тип подшипника (табл. 23). Пятая н шестая цифры обозначают конструктивные особенности подшипника. Например, обозначение 46310 расшифровывается так (справа налево): 10 обозначает d = 5'х 10 = 50 мм; 3 — серия средняя; 6 — подшипник шариковый радиально-упорный; 4 — угол контакта шариков с кольцами составляет 26°. Обозначения подшипников с внутренним диаметром менее 20 мм и более Рис. Ю. Основные типы подшипников редукторов: в — шариковый радиальный по ГОСТ 8338—75; 6. е — роликовые радиальные по ГОСТ 8328—76: г — роликовый радиальный сферический по ГОСТ 5721—76; д — шариковый радналъио-унориый по ГОСТ 831—75; « — роликовый комический по ГОСТ 333—79. тип 7000 с углом а — 10... 16е. тип 27 ООО с углом в — 25...29° 495 мм строятся иначе. Подробные сведения о системе условных обозначений содержатся в стандартах и в справочниках. Подшипники качения в редукторах представляют собой основной вид опор. В редукторах применяют преимущественно несколько типов подшипников (табл. 24). Подшипники шариковые радиальные однорядные (рис. 10, а) могут передавать радиальную и осевую нагрузки. За счет внутренних зазоров они допускают перекосы до 15', однако срок службы подшипника от перекоса уменьшается. Эти подшипники имеют невысокую цену и надежны в эксплуатации. Желательно применять их всюду, где нет противопоказаний. Важнейшая особенность, ограничивающая их применение,— сравнительно невысокая допускаемая нагрузка. Она невысока потому, что начальный контакт в этих подшипниках точечный, а число шариков невелико из-за условий сборки. Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами типа 2000 (рис. 10, б) не имеют бортов на наружном кольце. Аналогичные подшипники типа 32000 (рис. 10, в) не имеют бортов на внутреннем кольце. Оба типа обеспечивают полную свободу осевого перемещения одного кольца относитель Таблица 23. Обозначения типов подшипников д Подшипник '.о О Шариковый радиальный однорядный ] Шариковый радиальный сферический двухрядный 2 Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами 3 Роликовый радиальный сферический двухрядный 4 Роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый 5 Роликовый радиальный с витыми роликами 6 Шариковый радилльно-уперный 7 Роликовый конический В Шариковый упорный 9 Роликовый упорный Таблица 24. Подшипники серийных редукторов Подшипники Шариковые радиальные однорядные серии 200, 300. 400 14 Роликовые конические однорядные серий 2007100, 7200. 7500, 7300, 7600 73 Роликовые радиальные однорядные с короткими цилиндрическими роликами серии 2300 4 Шариксвые радиально-упорные однорядные серий 46300. 46400, 6C300. 66400 4 Роликовые радиальные сферические двухрядные серий 3500, 3600 3.5 Другие 1,5 имеют бочкообразные ролики, катящиеся по сферической рабочей поверхности наружного кольца, и работают нормально при перекосах до 3°. Осевая нагрузка для них допустима, но нежелательна. Она передается в каждом направлении лишь одним из двух рядов роликов и вызывает большие нормальные давления на ролики, потому что угол наклона этих давлений к радиусу невелик. Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные отличаются от радиальных тем, что их наружное кольцо имеет только один высокий борт. Второй борт — низкий (рис. 10, д). Благодаря этому число шариков, которое можно смонтировать в подшипнике, увеличивается. Переход от конической поверх носги низкого борта к дорожке качения наружного кольца выполнен так, что обеспечивает неразборность подшипника. Они отличаются от радиальных повышенным зазором (для создания повышенного угла контакта). Регулирование зазора производится относительным осевым смещением колец. Подшипники роликовые конические радиально-упорные однорядные (рис. 10, е), применяются в редукторах чаще остальных. По допускаемым нагрузкам они превосходят радиальные однорядные шарикоподшипники в 1,7 раза. Монтаж роликовых конических подшипников облегчен съемным наружным кольцом. Это достоинство особенно ценно, если гнездо для подшипника не имеет разъема по диаметральной плоскости. Рабочий зазор в этом подшипнике устанавливается регулировкой в осевом направлении при монтаже, что позволяет применять тугие посадки без опасности нарушить указанный зазор, как в подшипниках других типов. Роликовые подшипники, особенно широких серий 7500 и 7600, могут заклиниваться при перекосах. Такие ненормальности приводят к тяжелым последствиям — нагреванию, а иногда и к разрушению подшипника. Поэтому предъявляются высокие требования к соосности посадочных мест этих подшипников и к жесткости вала. • В графе «Применение» указан процент опор>гых узлов, в которых применяется каждый тип подшипника (Краух Г. //. и др. Редукторы.— М.; Л. : Машиностроение, 1972). Такая свобода необходима, в частности, в опорах одною из валов шевронной передачи. Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные (рис. 10, г) распространены в мощных редукторах. Они