КОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

КОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

 

Конструкцию стального зубчатого колеса выбирают в зависимости от его диаметра, от масштабов производства и от конкретных условий завода-изготовителя. Поэтому нельзя составить жесткие универсальные правила по конструированию колес. Однако есть рекомендации и некоторые усредненные соотношения. Шестерню современного редуктора изготовляют, как правило, вместе с валом и отдельно от пего, если она значительно больше вала по диаметру или если это вызвано какими-нибудь специальными причинами. Заготовкой для вала-шестерни и лая зубчатого колеса при диаметре примерно до 500 мм (иногда до 600) в индивидуальном производстве служит круглый прокат или плюшка, полученная свободной ковкой. Колесо выполняется с расположенным посредине диском толщиной окаю трети ширины колеса (рис. 3, а), а при небольших размерах — в виде сплошного цилиндра. Обработке подлежат все поверхности заготовки. В массовом производстве для небольших колес характерно применение штампованных заготовок, нерабочие поверхности которых не требуют обработки. Ковка в односторонних подкладных штампах представляет собой технологический вариант, промежуточный между свободной ковкой и штамповкой, и применяется преимущественно в серийном производстве. Диск в этом случае смещают к одному из торцов колеса. Для тяжело нагруженных высокотвердых колес небольшой ширины в последнее время применяют формы, близкие к цилиндрическим (см. рис. 46). Колеса крупных размеров отливают с диском и ребрами жесткости. Расположение диска у одного из торцов (рис. 3, б) технологично. Но в такой конструкции обод оказывается несколько менее жестким, чем при диске, расположенном посредине (рис. 3, в). Колесо большой ширины выполняют двухдисковым, чтобы сделать его обод достаточно жестким (рис. 3, г). Рекомендации по конструкциям и соотношения для расчета размеров цилиндрических, конических и червячных колес, приведенные на рис. 3. следует рассматривать как ориентировочные и наиболее применимые в индивидуальном и мелкосерийном производстве. Кроме описанных конструкций в тяжелом машиностроении распространены бандажированные колеса со стальным кованым зубчатым бандажом и чугунным центром. Пример такой конструкции показан на рис. 56. Крупные колеса, изготовляемые в небольшом количестве, иногда целесообразно делать сварными. Они легче литых и не требуют моделей.