Безработица в Республике Беларусь, её структура и динамика

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Безработица - это сложное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Причины безработицы разнообразны. Несколько из них связаны с объективным процессом рационализации производства, внедрения новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников.

В числе причин безработицы лежит движение работающих по личным, a также субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации, поиск более высокой заработной платы и т.д.).

Актуальность выбранной темы обусловлена затруднённым положением на рынке труда в Республике Беларусь, в связи с чем проводится большое количество мероприятий, направленных на сокращение безработицы.

Объект исследования - структура и динамика безработицы в Беларуси, подходы к снижению ее уровня.

Предмет исследования - сущность безработицы.

Таким образом, актуальной представляется цель данной курсовой работы - выявить особенности безработицы в Республике Беларусь, изучить её структуру и динамику.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, таких как:

- раскрыть сущность понятия безработицы, ее форма и виды;

- проанализировать структуру и причины возникновения безработицы;

- найти пути по снижению уровня безработицы.

При написании курсовой работы была использована литература как отечественных экономистов, так и зарубежных, статистические данные.

Были использованы учебные пособия, периодические издания, которые достаточно подробно рассматривали все аспекты безработицы: причины, последствия, сущность и способы преодоления. Информации по данной теме много, этим объясняется её актуальность как для экономики Республики Беларусь, так и для экономики в целом.

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Сущность безработицы, её формы и виды

Важным явлением, которое характеризует макроэкономическую нестабильность и имеет цикличный характер изменений, выступает безработица.

Безработица - социально?экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не участвует в общественном производстве товаров и услуг.

В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий деятельности, приносящую доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу. Но плюс ко всему важным условием является регистрация безработного в органах службы занятости.

Таким образом, к безработным можно отнести:

· уволенных работников;

· добровольно покинувших работу для поиска новой

· пришедших на рынок труда после долгого перерыва

· впервые пришедших на рынок труда (подростки с 16 лет);

и т.д.

Принято выделять 3 основные формы безработицы:

1) Фрикционная безработица

2) Структурная безработица

3) Циклическая безработица

Но безработица может быть обусловлена множеством других причин, поэтому может принимать также множество других форм.

Фрикционная безработица обусловлена поиском и ожиданием работы по своей профессии. Это безработица среди людей, занятых поиском работы, которая будет соответствовать их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы описана краткосрочным периодом, который необходим для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию и т.д.

Фрикционная безработица в большинстве случаев имеет добровольный характер и отличается малой продолжительностью, поскольку у данной группы безработных есть способности, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой экономики.

Фрикционная безработица является неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие уходят с низкооплачиваемой и малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это подразумевает более высокие доходы для работников и более эффективное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица появляется по причине каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП.

Структурная безработица -- это безработица среди людей, профессии и специальности которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса.

Структурная безработица может быть обусловлена падением старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, текстильной и др.). Работники таких отраслей попадают в трудное положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме этого, структурными безработными считаются рабочие, которые имеют низкую квалификацию и небольшой производственный опыт.

Структурная безработица носит принуждённый характер и продолжительность её больше, чем у фрикционной, так как нахождение новой работы для этой группы безработных будет связано с повышением квалификации, получения нового образования, а возможно, и со сменой места жительства.

Следует отметить, что продолжительность во времени между созданием новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой вместе с огромной безработицей существует и огромная потребность в рабочей силе.

Циклическая безработица - отклонение между фактическим уровнем безработицы и естественным. Эта разница получила такое название, так как чаще всего она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период спада экономического цикла, данная безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема циклическая форма безработицы обычно отсутствует.

Но, кроме основных трёх форм безработицы, экономисты также выделяют и другие:

Сезонная безработица характеризуется временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним можно отнести сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса другие виды деятельности.

При такой безработице некоторые граждане и даже целые организации могут интенсивно работать пару недель или месяцев в году, затем резко сокращая свою деятельность в оставшееся время. В период интенсивной работы происходит массовый набор рабочей силы, а в период свертывания работ - массовые увольнения.

Добровольная безработица возникает при наличии нескольких трудоспособных лиц, которые не хотят работать, поскольку вакансии, которые им предлагают, связаны с низкой заработной платой.

Вынужденная безработица появляется только в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, который превышает равновесный.

В результате этого будет наблюдаться разница между величинами спроса и предложения на рынке труда, которые приводят к переизбытку рабочей силы, т. е. вынужденной безработице.

Институциональная безработица в первую очередь связана с деятельностью государства и его институтов, она может быть вызвана институциональными факторами, которые влияют на спрос и предложение труда.

Региональная безработица вызвана разницей в экономическом развитии различных регионов одной страны и, соответственно, непохожими уровнями безработицы.

Застойная безработица охватывает людей с нерегулярностью занятий, которые живут на случайные заработки, связанные с неофициальной подработкой.

Скрытая безработица - она объясняется ситуацией, когда спроса на рабочую силу почти нет. Некоторые люди, потеряв надежду найти работу, не идут на биржу труда и не считают нужным регистрироваться. Поэтому та часть незарегистрированных безработных остается вне поля зрения официальной статистики и её можно назвать скрытой.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица. Она связанная с внедрением техники, которая не требует много рабочей силы для своего применения, так как она основана на электронике.

Следует отметить, что полная занятость населения не исключает наличия в экономике фрикционной и структурной безработицы. Таким образом, можно сделать вывод, что полная занятость ещё не означает абсолютное отсутствие безработицы.

1.2 Последствия безработицы и подходы к её регулированию

Безработица представляет собой социальное и экономической явление, в котором часть населения, способная трудиться, не может устроиться на работу, то есть не может найти применение к своему труд. Причинами безработицы является множество факторов, самая главная причина - это переизбыток числа людей, которые хотят найти работу, в сравнении с числом рабочих имеющихся мест.

В результате того, что люди пытаются, но не все могут найти работу, выявляются последствия безработицы. Выделяют два последствия безработицы - социальное и экономическое.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения.

Социальное последствие безработицы говорит о том, что многие трудовые ресурсы недоиспользованы. Безработица может сказаться на всей экономической стороне страны.

Также, безработица способна нанести серьёзную психологическую травму людям, которые лишены работы. Они ощущают себя неполноценными и брошенными, лишними в мире. Не зря специалисты говорят, что последствия безработицы оказывают негативное влияние на психическое и физическое состояние людей, они начинают испытывать недомогание, головные боли и бессонницу.

Безработица очень сильно влияет на молодых людей, которые только закончили высшие и средние учебные заведения. Отучившись, молодежь пытается найти для себя подходящую по специальности и квалификации работу, но они получают отказ из-за отсутствия профессиональной подготовки и опыта.

Некоторые врачи утверждают, что последствия безработицы могут зайти так далеко, что для человека заканчивается смертью или тюрьмой. Это объясняется тем, что безработные люди, которые состоят в психологическом негативном настрое, настроены крайне пессимистично и могут принять сторону криминогенной среды. В связи с этим в любой стране проблема безработицы стоит на первом месте. К последствиям безработицы можно также отнести снижение доходов в семье, обострение отношений между супругами и социальный накал в обществе.

Хотелось бы предложить развернутую классификацию наиболее главных социальных последствий безработицы, которые отрицательного и положительного влияют на систему, представленную в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Развернутая классификация наиболее значимых социальных последствий безработицы.

Отрицательные

Положительные

 

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

 

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

 

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

 

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

 

Снижение трудовой активности

   
 

безработица занятость беларусь государственный

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы приводят к значимым экономическим издержкам. Самое весомое негативное последствие - это неработающие лица, которые трудоспособны, а это ведет к сокращению экономического потенциала.

Усовершенствование трудовой сферы происходит медленно и парадоксально. Масштабы безработицы, понижение уровня жизни большинства населения свидетельствует о том, что за пореформенные годы работники больше потеряли, чем приобрели.

Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потерявшие работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

Произошло отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих настоящих возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди разных социальных групп населения. В следствие аннулируется квалификация работников.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием невыпущенной или навсегда потерянной продукцией. Такое отношение, которое получило название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема ВНП составляет 2,5%.

Закон Оукена отражает ключевую взаимозависимость между рынком ресурсов и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Несмотря на то, что в Беларуси в последние годы наблюдается стабильный экономический рост, этого недостаточно, чтобы стать на уровень с развитыми западными странами.

Так же как и в социальных последствиях можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, которые рассматриваются с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, это продемонстрировано с таблице 1.2:

Таблица 1.Развернутая классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы

Отрицательные

Положительные

 
     

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

 

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

 

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

 

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

 

Снижение жизненного уровня

   

Недопроизводство национального дохода

   

Снижение налоговых поступлений

   
 

Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности всех людей в получении работы, то теряется реальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица способствует снижению общественного развития и не позволяет двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП.

В более развитых странах, чем Беларусь, регулярно разрабатываются разные общенациональные, региональные и т.п. государственные программы регулирования уровня безработицы населения.

Основные принципы разработки программ регулирования определены в документах МОТ:

1) добровольность занятости;

2) равные возможности занятости для всех граждан страны;

3) содействие трудовой мобильности;

4) социальное сообщничество, осуществление государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодателей;

5) обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Программы по регулированию уровня безработицы обычно предполагают:

1) организацию рынка труда в национальных масштабах;

2) непосредственное регулирование трудовых отношений и условий оплаты труда (минимальная зарплата и др.);

3) организацию диалога государства и союза предпринимателей с национальным и отраслевыми профсоюзами;

4) регулирование инвестиционной активности, активизация спроса на товары собственной страны;

5) подавление монополистических тенденций;

6) социальную защиту от безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что безработица - это опасное явление в социальном и экономическом значении. A также нужно подчеркнуть, что это опасное явление и в политическом понимании. При массовой безработице возникли самые значимые в истории человечества политические режимы. Примером может служить приход к власти Гитлера в Германии или Пиночета в Чили.

2. Анализ безработицы в Республике Беларусь

2.1 Анализ динамики безработицы в Республике Беларусь за 2007-2017 гг.

Уровень занятости населения и уровень безработицы как важнейшие характеристики человеческого капитала являются индикаторами, используемыми при принятии решений о применении инструментов экономической политики. Данные Министерства труда и социальной защиты о мерах активной политики государства в области занятости свидетельствуют об устойчивом снижении числа обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве, а также числа зарегистрированных безработных в период с 2007 по 2017 г.

Динамика численности занятого населения Республики Беларусь за 2007-2017 гг. представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Численность занятого населения Республики Беларусь за 2007-2017 гг.

Занятые (тысяч человек)

 
 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

 

Январь

4 501,4

4 577,0

4 633,8

4 692,5

4 715,0

4 630,8

 

Февраль

4 506,5

4 587,1

4 631,9

4 690,7

4 717,0

4 625,5

 

Март

4 511,5

4 598,7

4 636,0

4 701,1

4 727,3

4 633,2

 

Апрель

4 504,8

4 590,3

4 637,9

4 694,5

4 722,3

4 619,5

 

Май

4 501,3

4 602,2

4 632,8

4 690,7

4 710,6

4 604,6

 

Июнь

4 505,9

4 607,4

4 635,3

4 693,7

4 696,3

4 595,9

 

Июль

4 526,9

4 625,0

4 649,9

4 707,9

4 693,5

4 602,3

 

Август

4 532,9

4 637,2

4 658,4

4 712,4

4 692,3

4 614,6

 

Сентябрь

4 525,8

4 625,8

4 648,1

4 707,6

4 671,3

4 606,5

 

Октябрь

4 533,9

4 631,3

4 666,8

4 715,8

4 662,1

4 610,2

 

Ноябрь

4 536,0

4 630,8

4 655,1

4 717,4

4 648,8

4 605,5

 

Декабрь

4 531,8

4 613,5

4 641,2

4 711,4

4 637,4

4 596,2

 
 

Занятые (тысяч человек)

 
 

2013

2014

2015

2016

2017

 

Январь

4 604,3

4 578,6

4 522,2

4 455,5

4 359,3

 

Февраль

4 600,0

4 575,8

4 517,0

4 444,7

4 354,0

 

Март

4 603,1

4 575,8

4 512,5

4 435,9

4 359,2

 

Апрель

4 596,8

4 560,4

4 507,6

4 421,3

4 355,7

 

Май

4 579,0

4 541,1

4 488,5

4 403,9

4 345,1

 

Июнь

4 568,6

4 533,4

4 482,6

4 396,3

4 344,8

 

Июль

4 572,2

4 542,7

4 490,7

4 394,7

4 345,7

 

Август

4 574,8

4 547,0

4 496,8

4 397,2

4 358,3

 

Сентябрь

4 562,5

4 538,7

4 489,5

4 386,9

4 347,1

 

Октябрь

4 567,4

4 543,2

4 492,7

4 387,0

   

Ноябрь

4 558,3

4 537,8

4 480,0

4 377,0

   

Декабрь

4 554,8

4 531,2

4 471,2

4 367,4

   
 

Если анализировать количество безработных, исходя из численности занятого населения, то в январе-октябре 2017 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 215 тыс. человек (104,1 процента к январю-октябрю 2016 г.), из них 137,4 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (97 процентов к январю-октябрю 2016 г.).

С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2017 г., в трудоустройстве нуждалось 255,8 тыс. человек, из них 172,7 тыс. безработных.

В течение анализа официальных данных об уровне безработицы в Республике Беларусь можно сделать вывод, что его значение достаточно низкое на протяжении ряда лет, которое имеет тенденцию к постоянному сокращению.

Однако нужно учитывать то, что официальные и реальные значение отличаются. Для национальной экономики Республики Беларусь характерен высокий уровень скрытой безработицы. По оценкам некоторых экспертов он достигает 20%.

Безработица в Республике Беларусь является краткосрочной, но это явление имеет свою специфику.

Затяжная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам.

Это можно отразить в таблице 2.2 о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску.

Таблица 2.2. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску (тысяч человек)

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

 

Республика Беларусь

44,1

37,3

40,3

33,1

28,2

24,9

20,9

24,2

43,3

35,3

 

Области:

                     

Брестская

7,5

6,6

6,5

5,3

4,8

5,4

4,0

4,0

6,6

5,6

 

Витебская

7,5

6,1

6,5

5,3

4,3

3,9

3,5

3,6

5,9

5,0

 

Гомельская

7,8

6,9

7,0

6,1

5,8

4,7

4,3

4,6

7,3

5,8

 

Гродненская

6,2

4,9

5,4

4,2

3,2

2,9

2,5

3,1

5,4

4,3

 

г. Минск

3,7

3,8

4,5

3,5

3,0

2,2

1,7

2,5

6,8

5,4

 

Минская

5,8

5,1

5,5

4,7

3,8

3,0

2,7

3,3

6,1

5,0

 

Могилёвская

5,6

3,9

4,9

4,0

3,3

2,8

2,2

3,1

5,2

4,2

 
 

Низкий уровень безработицы в Беларуси 2013 года, частично можно объяснить тем фактом, что многие не занятые граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости, или биржах.

Причина - издевательски низкая сумма пособия, которая имеет временной фактор и выплачивается только в течение первых шести месяцев. Кроме того, для получения мизерного пособия, безработный обязан принимать участие в социальных работах, например в сборе картофеля на колхозных полях, либо уборка улиц и дворов.

Пособие по безработице, выплачиваемое в Беларуси, привязано к базовой величине и в эквиваленте составляет чуть больше 10 долларов.

Многие годы официальная безработица была настолько малочисленной, что можно было считать, что ее вовсе не было. И вот ситуация кардинально изменилась.

Экономика уже не может содержать избыточное число работников на предприятиях, выплачивая им зарплату, иначе они разорят даже прибыльные организации, имеющие шансы пережить кризис.

Таблица 2.3. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам (на конец года, в процентах по итогу).

 

Лет

 
 

16-17

18-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50 и >

 

2008

1,4

6,6

18,4

13,8

12,1

10,4

9,7

11,1

16,5

 

2009

2,3

6,2

18,7

13,9

11,3

10,3

10,0

10,9

16,4

 

2010

2,1

4,9

17,2

13,9

11,7

10,9

10,4

11,0

17,9

 

2011

1,9

5,1

17,1

14,4

11,9

10,4

10,2

10,6

18,4

 

2012

1,5

4,1

17,3

14,9

12,5

11,0

10,4

10,0

18,3

 

2013

1,2

3,6

14,5

12,8

11,7

11,7

11,7

11,5

21,3

 

2014

1,0

2,8

12,1

11,7

12,3

12,1

12,5

12,0

23,5

 

2015

0,6

2,8

10,9

10,2

11,2

11,7

12,6

13,2

26,8

 

2016

0,8

2,3

9,7

9,0

10,5

11,5

12,8

13,7

29,7

 
 

Если анализировать более обновлённые данные, то нетрудоустроенных белорусов больше в возрастной категории от 50 лет и старше - 29,7% от общего количества.

Среди безработных 9,7% молодых людей от 20 до 24 лет и 9% от 25 до 29 лет. Из 35,5 тысяч человек без работы 10,5% находятся в возрасте от 30 до 34 лет, 11,5% - от 35 до 39 лет, 12,8% - от 40 до 44 и 13,7% - от 45 до 49. (данные на 2016 год).

Таблица 2.4. Численность рабочей силы по полу (в среднем за год тысяч человек).

 

2007

2009

2011

2012

2013

2014

2015

2016

 

Всего рабочей силы

4566,9

4686,1

4722,7

4640,6

4601,8

4572,8

4537,3

4450,9

 

мужчины

2169,1

2222,5

2330,7

2274,3

2270,0

2305,7

2288,1

2253,9

 

женщины

2397,8

2463,6

2392,0

2366,3

2331,8

2267,1

2249,2

2197,3

 

Занятые из всей рабочей силы

4518,3

4643,9

4691,2

4612,1

4578,4

4550,5

4496,0

4405,7

 

мужчины

2151,7

2204,1

2315,6

2260,0

2256,6

2292,0

2261,0

2223,1

 

женщины

2336,6

2439,8

2375,6

2352,1

2321,8

2258,5

2235,0

2182,6

 
 

В 2016 году 23,3 тысячи мужчин состояли на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите. Это на 5,2 тысячи меньше, чем в 2015 году. Количество безработных женщин составляет 12 тысяч.

2.2 Структура безработицы в Республике Беларусь

В Беларуси на 1 июля официальная безработица составила 0,8% от экономически активного населения страны, сообщил Национальный статистический комитет со ссылкой на оперативные данные Министерства труда и социальной защиты населения.

По данным Белстата, в июне в экономике Беларуси было занято четыре миллиона 344,8 тысячи человек.

Беларусь становится ближе к введению страхования по безработице.

Численность зарегистрированных безработных на конец июня 2017 г. составила 34,2 тысячи человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2017 года составил 0,8% от численности рабочей силы.

Если провести сравнение, по данным Минтруда, за май уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% к численности экономически активного населения.

За 2016 год реальная безработица в Беларуси составила 5,8% от экономически активного населения страны. Такой вывод был сделан на основе выборочного обследования домашних хозяйств, которое регулярно проводилось в Республике Беларусь

В течение 2016 года органы государственной статистики и Министерства труда говорили о сокращении уровня безработицы.

В структуре безработных многие годы преобладали женщины. Среди областей Республики Беларусь больше всего безработных женщин насчитывалось в Гомельской и Брестской областях, a меньше всего - в городе Минске.

Однако в 2012 году впервые женщин было зарегистрировано в качестве безработных меньше, чем мужчин. С того времени удельный вес женщин в структуре безработных начал снижаться. То есть мужская безработица начала превышать женскую, но по статистике мужчины первые покидают статус безработного, поскольку спрос нанимателей в большей степени направлен на применение мужской физической силы, и показатель трудоустройства мужчин гораздо выше, чем женщин.

В самом сложном положении на рынке труда оказываются женщины, которые имеют малолетних детей, выпускницы учебных заведений, которые не имеют опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины с профессиями, по которым предпочтение отдаётся мужчинам, например, строительные организации.

По данным социологического мониторинга "Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда" наиболее присущей тенденцией является увеличение психологического дискомфорта у безработных и, в конечном итоге, резкое сокращение активности поиска работы, что связано с увеличением срока безработицы.

Выявлено, что с ростом срока безработицы пассивная активность, связанная с поиском работы через посещение службы занятости у женщин повышается, а активный поиск уменьшается аж в полтора раза.

У мужчин деятельность, связанная с посещением службы занятости, достаточно велика, но можно сказать, что она почти не увеличивается, a так называемый, активный поиск, то есть трудоустройство путём предложения своих услуг различным фирмам возрастает. Если сравнить мужчин и женщин, то у мужчин показатель активного поиска работы вдвое превышает женский.

Вместе с тем, выявлено, что одна четвёртая и женщин, и мужчин, которые долго стоят на учете, уже не имеют слишком высоких шансов получить желаемую работу.

Проблема состоит в том, что, если посмотреть с одной стороны, то современный формирующийся рынок пытается вытеснить из сферы производства женщин трудоспособного возраста, и кстати, с абсолютно любым образованием, будь то высшее или среднее специальное. С другой стороны, рынок готов их внедрить снова, но в ином амплуа, со значительным снижением их социально профессионального статуса.

В этих условиях основная задача государства - задействовать социальные механизмы внедрения женщин в рынок труда с помощью профессионального обучения или переобучения, развития предпринимательства, введения гибких форм труда и ненормированного рабочего времени.

В перечне зарегистрированных выпускников учебных заведений основную часть составляют выпускники школ и гимназий, которые не имеют профессии, квалификации и опыта работы и, являются малопривлекательными для работодателя. Однако регистрация выпускников ПТУ, ссузов и вузов с 2011 г. начала сокращаться.

Анализ возрастных показателей, состоящих на учете безработных показывает, что 2,7 % - это лица в возрасте 16-17 лет; 4,3 % - в возрасте 18-19 лет; 16,2 % безработных - лица в возрасте от 20 до 40 лет; 13,9 % составляют безработные в возрасте от 25 до 29 лет. Данные отражены на рис.1

 

Рис.1 Данные о составе безработных, по возрастному критерию (в процентах)

 

2.3 Причины возникновения безработицы и её особенности в Республике Беларусь

Современная безработица в Республике Беларусь - это явление, возникшее на стадии развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности безработицы в нашей стране, ей присущи некоторые черты, характерные всем развитым странам.

Отношение к безработице как социально-экономическому показателю с течением времени изменилось, но ущерб, который несёт после себя безработица, предполагает весомое отставание страны в экономическом развитии.

Увеличение или сокращение экономической активности являются главными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, приводят к значительным колебаниям численности занятых и безработных.

Среди существенных причин, которые объясняют снижение занятости трудоспособного населения в странах с формирующейся рыночной экономикой, можно отметить следующие причины.

Первая сосредоточена на том, что значимой чертой командной экономики считалась чрезмерная численность производственного персонала предприятий, в том числе вспомогательного и управленческого.

Наличие избыточной рабочей силы замедляло замену старой техники на новую и внедрение трудосберегающих технологий, мешало росту производительности труда.

Также нужно оплачивать лишних работников, a это повышает издержки производства, a отсюда производимый товар снижает свою конкурентоспособность.

Наличие излишнего количества рабочих мест на производстве означало искусственный дефицит рабочей силы, а он нарушал дисциплину труда, развивал снижение у работников интереса к работе. Долгое время в стране существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене.

В-третьих при переходной экономике действуют такие специфические факторы, как: разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, в настоящее время независимыми странами, а также между странами Восточной Европы.

Эти разрывы наиболее сильно повредили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что также повышает уровень безработицы.

Если говорить о значениях и последствиях безработицы, то она несёт за собой не только негатив. Безработица - это одно из самых важных условий нормального и исправного функционирования экономики. Она обеспечивает резерв рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.

Безработица несёт за собой определённые издержки. В основу расчетов этих издержек положен так называемый закон А. Оукена. Этот закон имеет две стороны: первая показывает, каким должен быть рост в экономике, чтобы решить проблему безработицы, вторая выражает количественную зависимость уровня безработицы и ВВП.

А. Оукеном было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП в среднем на 3%.

Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

Невозможно оспорить тот факт, что превышение нормы безработицы сверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реального объема производства. Такой метод определения экономических издержек от процесса безработицы является вполне обоснованным и принят как в белорусской, так и мировой экономической науке.

Британский экономист А. У. Филлипс в 1958 году установил, что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На основании утверждений Филлипса создана кривая Филипса.

Согласно кривой Филлипса, увеличение уровня безработицы может не только сократить иди даже сбить темпы инфляции до нуля, можно сказать и подавить рост цен, но и достичь отрицательной инфляции, то есть снижения цен, именуемой дефляцией.

Кривая Филлипса показывает стремление уменьшить уровень безработицы путем увеличения спроса, a в следствие увеличение числа рабочих мест приводит к ускоренному повышению инфляции. В то же время увеличение доли безработных людей приводит к уменьшению денежной массы, которая выплачивается как заработная плата, и тем самым способствует сокращению и подавлению инфляции (рис. 2).

Рис. 2 Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах

 

Зависимость сразу показывала связь безработицы с изменением заработной платы: чем выше уровень безработицы, тем меньше прирост заработной платы работников и тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже уровень безработицы и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем больше темп роста цен. Впоследствии эта зависимость была преобразована в зависимость между ценами и уровнем безработицы.

На текущий момент главной проблемой занятости остается не сама безработица, а неэффективное использование трудоспособной рабочей силы, в первую очередь, которая находится в вынужденном застое. В связи с этим большую часть общества беспокоит угроза потери работы.

Наиболее главной особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, причем она встречается в двух своих видах:

1) Скрытая безработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охвачены занятые работники. Параметры такой безработицы можно оценить в пределах масштабов неполной вынужденной занятости. Уровень скрытой безработицы выше сказанного вида составил в 2006 г. 4,42%, причем за 2000-2006 гг. он снизился вдвое.

Если взять более свежие данные за 2016 год, то они свидетельствуют о том, что в прошлом году количество зарегистрированных безработных составляло 45,2 тысяч человек, а незарегистрированных -- 230,2 тысяч. К незарегистрированным отнесены «лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые приступить к ней».

При том, что численность экономически активного населения составила в среднем за год 4,4 млн человек, уровень незарегистрированной (скрытой) безработицы по отношению к численности всего экономически активного населения составил 5,2%.

2) Срытая безработица в сфере неформальных трудовых отношений, это значит, что ей охвачены лица из численности экономически неактивного населения. К неактивному населению относятся безработные люди, которые нигде не работают, ищут работу и приступают к ней без официального оформления трудовых отношений.

Их количество можно определить только при анализе параметров и структуры экономически неактивного населения. Численность экономически неактивного населения в Беларуси постоянно возрастает, причем в ней растёт доля «прочего неактивного населения» -- то есть трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно точно установить. Среди них некоторая часть выезжает на работу в Российскую Федерацию и другие страны без оформления официальных трудовых отношений - по разным оценкам, около 300-350 тыс. чел. Порядка 50 тыс. чел. выезжают в страны дальнего зарубежья, но их также нельзя отнести к безработным.

Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией в приграничных районах Беларуси, определенную часть «прочего» экономически неактивного населения можно отнести к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы и т.д.).

Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения (около 160 тыс. чел.) можно отнести к безработным.

3. Направления по снижению уровня безработица в Республике Беларусь

3.1 Социально-экономические последствия безработицы в Республике Беларусь

С моей точки зрения, все последствия безработицы оказывают похожее влияние на развитие различных стран мира. В основном эти последствия носят негативный характер. Но если быть объективным, то при анализе безработицы как экономического явления все же нужно определить как позитивные, так и негативные моменты этого явления.

Трудоспособные граждане, которые в любой момент времени готовы внедриться в процесс производства, выполняют функцию так называемой резервной армии труда.

Наличие свободных производственных мощностей характерно для современной рыночной экономики. Но наличие резервного оборудования предполагает также и наличие определенного резерва рабочей силы (сезонного, отраслевого, регионального и т.д.).

В период временной безработицы открывается возможность организовать переквалификацию или переобучение рабочей силы, a может и переезд в другой регион страны.

Кроме всего выше сказанного, безработица выступает как фактор, способствующий улучшению трудовой дисциплины.

Например, если у проходной завода постоянно находится множество желающих заполучить работу, то это оказывает огромное воспитательное воздействие на тех, кто там уже работает.

Рабочая сила как и раньше остается самым важным экономическим ресурсом и фактором производства. A когда этот фактор не до конца используется, в стране и начинает возникать безработица.

Безработица всегда означает полную или частичную потерю квалификации или даже профессии, т.е. обесценение человеческого капитала. Безработные меньше всего привлекательны на рынке труда. Безработица негативно влияет не только на людей, потерявших работу или ищущих её, но и также на работающих граждан. При наступлении масштабной безработицы реальная заработная плата снижается.

Увеличение уровня безработицы как правило сопровождается ухудшением психологического здоровья общества, повышением уровня смертности, соответственно снижением уровня рождаемости, число убийств и самоубийств также растёт. Под воздействием безработицы усложняются личные и семейные проблемы.

При безработице сектор домашних хозяйств не в полной мере получает свой денежный доход, а следовательно, сокращает потребительский спрос. В свою очередь, государству выплачиваются не все налоги. Безработица ускоряет потребление сбережений в секторе домашних хозяйств.

Как говорилось ранее, безработица снижает жизненный уровень общества, обостряет социальные, экономические и политические противоречия, a это также означает потерю части ВВП.

Сегодня в Республике Беларусь, да и во многих странах зависимость между ВВП и уровнем безработицы отражается следующей формулой:

=

где Y - фактический объем выпуска;

Y* - потенциальный объем ВВП;

L - фактический уровень безработицы;

L* - естественный уровень безработицы;

у - некий эмпирический коэффициент чувствительности ВВП.

Если фактический уровень безработицы окажется выше естественного на 1%, то объем выпуска, то есть ВВП в республике будет ниже потенциального на величину у%.

Также установлено, что значение данного коэффициента реагирования индивидуально для каждой национальной экономики.

В целом можно сделать вывод, что снижение экономического развития всегда грозит увеличением уровня безработицы. Это повышает значение обеспечения устойчивого и долговременного экономического роста.

В любой стране, в том числе и в Республике Беларусь, безработица всегда имеет огромную социальную озвучку. Поэтому современное общество не может оставаться совсем безразличным к проблеме занятости, как бы им этого не хотелось.

В настоящее время в Республике Беларусь актуализируются вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. К 2018 году в нашей стране будет разработана национальная система страхования на случай потери своего рабочего места.

Система страхования от безработицы -- основной инструмент социальной защиты безработных граждан практически во всех европейских странах. Она позволяет обеспечить человека и его семью определенной подушкой безопасности на период поиска вакансии.

За рубежом такая схема поддержки незанятого населения действует уже давно.

Одной из первых данный механизм стала использовать Дания -- еще в 1907 году. Как утверждают эксперты, сегодня в программы страхования от безработицы в некоторых странах включено 70-80 % занятого населения. При этом используются разные источники и методы их финансирования.

Чаще всего денежные средства для выплаты пособий собирают общими усилиями работники, наниматели и государство. В то же время есть примеры, когда страхование по безработице осуществляется только из одного источника.

Что касается размеров страховых пособий, то в мировой практике известны несколько схем их определения. В одних сумма устанавливается на едином уровне на весь период безработицы, в других используется понижающая шкала выплат: в первые месяцы безработицы пособие выше, в дальнейшем сумма уменьшается.

Неоднократно тема страховки от безработицы обсуждалась в Беларуси. Однако на протяжении нескольких лет дальше разговоров дело так и не продвинулось.

И только в 2015 году этот вопрос был включен отдельным пунктом в Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Речь идет о том, что подобная система может заработать в стране с 2018-го.

По поручению правительства создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители министерств экономики, финансов, труда и соцзащиты, Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), а также нанимателей.

Конкретные идеи пока не озвучиваются, но разрабатываются разные модели построения страховой системы, но очевидно то, что перенять зарубежный опыт полностью не получится, так как каждая страна выбирает свой путь.

Если всё же будет введена такая система страхования, то его можно будет можно отнести к пассивным формам регулирования занятости.

Активный тип регулирования занятости предполагает использование методов, повышающих спрос и сокращающих предложение рабочей силы.

Считается, что спрос на рабочую силу всегда готовы увеличить предприниматели, которые ведут свою деятельность эффективно и рационально.

Это и объясняет тот факт, что государство не должно вмешиваться в операции, которые рынок в состоянии провести самостоятельно.

В итоге получается, что эффективный рыночный механизм, в который не вмешивается государство, в состоянии самостоятельно сократить или предотвратить повышение уровня безработицы. Государство может лишь позволить себе, например, через налоги поддерживать конкурентоспособных предпринимателей.

А также широкоизвестным фактом является отставание экономики нашей страны от экономик других стран. Все рассмотренное выше - есть влияние безработицы на настоящее социально-экономическое положение Республики Беларусь.

3.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь

Правительственные разработки государственной политики занятости законодательно отражены в Законе "О занятости населения Республики Беларусь" от 30 мая 1991 г., в "Кодексе законов о труде Республики Беларусь", в законах о мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда, в Законе "О пенсионном обеспечении" и др.

Международные стандарты в области трудовых отношений, занятости, социального обеспечения установлены в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).

Беларусь является членом МОТ с 1954 г. на всей территории Республики Беларусь действует государственная служба занятости. Она финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Государственная служба занятости контролирует только официально зарегистрированную безработицу, скрыта безработица не подлежит государственному регулированию.

Пути совершенствования государственного регулирования занятости населения:

· создание новых рабочих мест;

· организация оплачиваемых общественных работ;

· содействие развитию частного предпринимательства и самостоятельной занятости населения путём оказания финансовой помощи;

· обучение, переобучение, повышение квалификации безработных;

· упрощение начисления пособий по безработице, увеличение их размера, приведение в соответствии с минимальным потребительским бюджетом;

· создание системы страхования по безработице: страхование должно иметь обязательный характер и стать автономным видом социального страхования.

Государство гарантирует безработному населению:

· бесплатную консультацию по выбору новой профессии, психологическую поддержку, высокопрофессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом современных общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их физического и психологического развития;

· выплату стипендии в период обучения по направлению органов по труду занятости и социальной защите, пособия по безработице, , оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

· компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

· бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· содействие в организации предпринимательской деятельности.

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда Республика Беларусь учитывала и использовала опыт других государств.

В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После написания данной курсовой работы можно сделать несколько выводов.

Безработица - это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

Безработица делится на фрикционную, циклическую, структурную и технологическую. По характеру проявления выделяют также скрытую безработицу (частичную занятость).

Безработному человеку государство ежемесячно выделяет пособие по безработице, которое не может быть ниже средств, обеспечивающих его биологическое существование.

Необходимо иметь в виду, что сложно найти грань между достаточным уровнем пособия по безработице и неснижающейся мотивацией активного поиска работы. Поэтому при определении размеров пособия по безработице исходят прежде всего из основных функций этого пособия.

С одной стороны, оно должно быть такого размера, который гарантировал бы безработному и его семье минимальный уровень существования. С другой - материальная поддержка безработных должна иметь такие временные и финансовые рамки, которые побуждали бы их к активному поиску работы и быстрейшему трудоустройству.

Невозможно поспорить с тем фактом, что создание системы cтpaхования от безработицы обеспечит нормальные условия для жизнедеятельности безработной части населения. Страхование от безработицы должно занять одно из самых значимых мест в системе социальных амортизаторов социально ориентированной рыночной экономики. Можно полагать, что шагами к внедрению такой системы является принятие закона об обязательном государственном страховании безработицы, в случае потери рабочего места и образование фонда страхования от безработицы.

В отличие от действующего закона о занятости в качестве объектов страхования будут выступать работающие по найму и платившие взносы в страховой фонд граждане, которым в случае наступления безработицы выплачивается соответствующее страховое пособие. При этом из объектов страхования исключаются следующие категории: не работавшая ранее молодежь; домохозяйки; длительно безработная часть населения; лица, которые вернулись из мест лишения свободы; зарубежные беженцы и т.д. Однако категории безработных, не включенные в страховое поле, не лишаются доступа к активным программам содействия занятости.

Как показывают исследования, социальная защищенность безработных определяется в значительной мере действующей системой социальных выплат, которые могут частично компенсировать им потерю трудового дохода и обеспечит относительно приемлемый социальный уровень жизни.