Безработица в экономике России: масштабы, формы, пути снижения

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 15.01.2018

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Инфляция в России: причины, характер, перспективы
Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование
Кризис - основная фаза экономического цикла
Антикризисная политика государства


Введение:

Обеспечение высокого уровня занятости является одной из основных целей макроэкономической политики. Цель получения высокого уровня занятости важна как для позитивной, так и для нормативной экономической теории.
С точки зрения позитивной экономической теории, количество дополнительных рабочих мест требует создания большего количества социальных продуктов и более высокого уровня материальных потребностей. Экономическая система, которая не в полной мере использует трудовые ресурсы, предлагаемые на рынке, работает, не выходя за пределы своих производственных мощностей. Размер социального продукта, потерянного из-за наличия безработицы, может достигать больших значений.

Безработица - это наличие людей, которые компетентны и готовы принять на работу, но, как правило, не могут найти работу по специальности, с уровнем оплаты, подходящим для них, чтобы найти работу.

Макроэкономическая проблема безработицы объясняется следующим фактом:

  • безработица возникает в результате процессов, происходящих в экономике страны;
  • сама безработица оказывает влияние на всю экономику страны.

Почти невозможно найти страну, в которой нет той или иной формы безработицы в мире. И Россия не исключение. Угроза всегда стоит за любым сотрудником, и вы должны представить себе - откуда она берется, как долго она может продолжаться и как вы можете с ней справиться.

Общее состояние рынка труда в России

Рынок труда - это сфера спроса и предложения труда. Рынок труда возможен при условии, что работник имеет возможность работать. Рабочая сила продается на определенный срок через рынок труда. Как и на других рынках, на рынке труда есть спрос и предложение. В этом случае цена - это плата, определяемая скоростью спроса и предложения.

Рынок труда функционирует на основе общих принципов рыночной экономики. В то же время рынок труда имеет определенные особенности, которые отличают его от других рынков ресурсов. Условия на рынке труда определяются не только макро- и микроэкономическими факторами, но и социально-психологическими предпосылками.

Динамика рынка труда зависит от ряда факторов. Основные из них включают в себя:

  1. Демографические факторы, естественное движение населения (рожденные, умершие, естественный прирост населения), жизнь. Например, в России естественный прирост на 1000 человек населения снизился с 5,9 в 1970 году до –5,2 в 1999 году, что определенным образом сказалось на предложении рабочей силы.
  2. Участие в экономике отдельных демографических и этнических групп трудоспособного населения. В настоящее время в России около 90% женщин трудоспособного возраста заняты в экономике. Это также влияет на предложение труда.
  3. Трудовая миграция. Трудовая миграция, как правило, относится к перемещению и перемещению населения трудоспособного возраста по экономическим причинам. Различает внутреннюю и внешнюю миграцию. Внутренняя миграция не влияет на население страны. Это только перераспределение экономически активного населения. Напротив, иностранная миграция влияет на население страны, увеличивая или уменьшая размер иммиграционного баланса (количество людей (мигрантов), вывезенных за пределы страны, и разница (мигрантов) за пределами этой страны). В основном путешествую в Германию, США, Израиль, Азербайджан, Казахстан и Украину. От россиян до въезда рабочей силы. Например, из-за иммиграции в США было достигнуто в среднем 20% роста населения страны, влияющего на предложение рабочей силы, и в последние годы в России сохранялся положительный иммиграционный баланс.
  4. Стадия экономического цикла, состояние экономической среды. Фаза заживления сопровождается спросом на рабочую силу. Замедление экономического роста приводит к снижению спроса на рабочую силу.
  5. Научно-технический прогресс. С одной стороны, реализация достижений научно-технического прогресса приводит к увеличению спроса на рабочую силу (техническое обслуживание компьютерной техники, электронного оборудования), с другой - к снижению или даже исчезновению некоторых профессий (пишущая машинка).

Эффективное функционирование рынка труда требует ряда предпосылок:

  • отсутствие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих продажам рабочей силы в оптимальных условиях;
  • свободное перемещение рабочей силы по всей стране;
  • наличие реального рынка жилья.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей, не противоречащая закону, и, как правило, приносящая им доход, трудовой доход.

Различают активную и пассивную политику государства в сфере занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) представляет собой сочетание правовых, организационных и экономических мер, принятых правительством для сокращения безработицы. Такая политика включает:

  • меры по предотвращению (профилактике, профилактике) увольнений с целью защиты рабочих мест (обучение, переподготовка и повышение квалификации соискателей работы);
  • активный поиск и подбор работы;
  • субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);
  • организация нового бизнеса через систему общественных работ.

Политика пассивной занятости (пассивная политика на рынке труда) - это комплекс мер, направленных на коррекцию негативных последствий безработицы. Как правило, сюда входят:

  • если выплачиваются гарантированные государством пособия по безработице и срок их действия истекает - финансовая помощь (социальные пособия);
  • экспорт основных товаров первой необходимости, включая продукты питания, а также дополнительные платежи для иждивенцев;
  • организация дешевой еды в частных столовых;
  • некоторые другие виды деятельности.

В зависимости от степени развития рыночных отношений существуют неразвитые (частичные), теневые (нерегулируемые), регулируемые и организованные рынки труда.

Поскольку фактор реализации предложения и спроса на рабочую силу существует в очень ограниченных рамках, в социалистической экономической системе имел место слаборазвитый или частичный рынок труда.

Теневой или нерегулярный рынок труда означает систему производственных отношений, в которой соответствующие государственные законы и нормативные акты систематически и преднамеренно нарушаются, а государство постоянно нарушается, чтобы избежать налогов, контроля и сверхприбылей.

Регулируемый рынок создается на основе поведения проблем на рынке труда и наличия правовой основы для развития как коллективных, так и индивидуальных договорных отношений.

Организованный рынок труда является высшим развитием рынка трудовых отношений. В то же время, во-первых, государственная политика в области занятости считается приоритетным компонентом экономической политики и тесно связана с другими областями экономической, технической и социальной политики государства; Во-вторых, предполагается, что передовая система частных учреждений необходима для предоставления государственных гарантий защиты населения от безработицы и предоставления необходимой социальной помощи.

Одним из видов структурирования рынка труда является деление на демографические и профессиональные характеристики. Итак, они различают:

  1. Молодежный рынок труда. Он характеризуется высокой мобильностью, низким уровнем квалификации и довольно высоким уровнем безработицы.
  2. Рынок труда людей и пенсионеров до выхода на пенсию. Он характеризуется низкой производительностью труда, низкой экономической активностью, отсутствием или ограниченностью возможностей переподготовки.
  3. Женский рынок труда. Его особенность - длительные перерывы в занятиях по рождению и воспитанию детей и снижение профессиональных способностей по той же причине.

Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, где работники объединяются с профессиональными интересами. Могут быть рынки труда для учителей, врачей, шахтеров, ученых, производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.

Поиск путей решения проблем занятости привел к формированию нестандартных форм, выходящих за рамки нормативного рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общее количество безработных, ищущих работу, и особенно плохо защищенных категорий граждан. Кроме того, рост занятости, как правило, не увеличивается в количестве рабочих мест за счет разделения работников между работниками и сокращения их рабочего времени.

Гибкие формы занятости:

  1. Занятость с различными режимами работы неполный рабочий день. Пропавшие без вести работники, в том числе те, кто работает на сезонных работах, считаются работниками, чье рабочее время ниже, чем стандарт, установленный правительством.
  2. Занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которые включают в себя работу по краткосрочным контрактам, включая временную работу. Во многих странах этот вид занятости реализуется посредством трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником.
  3. Работа на нестандартных работах, это в основном называется работа по дому или выполнение домашних заданий.
  4. Свободная работа граждан. Это такая трудовая деятельность населения, которая, как правило, осуществляется в виде малых предприятий в сфере производства или услуг, без установления формальных деловых отношений (с работодателем или в качестве работодателя). К независимым сотрудникам относятся сотрудники, которые работают за свой счет, сами организуют свои рабочие места, имеют производственные инструменты, отвечают за свою продукцию и продают себя. В эту категорию работников входят члены семьи, которые им помогают.

Помимо видов занятости, ранее обсуждавшихся в государственном и частном секторах экономики, деятельность экономики в неформальном секторе стала новым явлением в последние годы. Это означает хозяйственную деятельность граждан, которые не платят налоги и работают в неформальных экономических структурах. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как небольшое сообщество единиц, которые производят и распространяют товары и услуги и являются в основном независимыми, самозанятыми производителями. Многие используют труд членов семьи, нескольких сотрудников или студентов. Вклад неформального сектора в валовой внутренний продукт в развивающихся странах колеблется от 5 до 35% городских жителей, работающих от 30 до 50% работников. В неформальном секторе можно выделить наиболее известные виды профессиональной занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, «челночный» бизнес, мелкая торговля.

Анализ изменения численности занятых в экономическом секторе России в 2000 году в сельском хозяйстве, сфере услуг на дому и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры и искусства, науки и научных услуг, а также в сфере финансов, кредитования и страхования.

В целом ожидается, что в этот период экономика сократит численность работников на 0,6 млн человек, особенно в промышленности, на транспорте и в сфере связи.

Число людей, занятых в негосударственном секторе экономики, увеличилось с 62,2% в 1999 году до 66,7% в 2000 году и, следовательно, число занятых в государственном секторе - с 37,8% до 33,1%.

Анализ ситуации на российском рынке труда в 2000 году показывает, что ситуация на рынке труда очень сложная, что связано с ухудшением основных макроэкономических показателей общественного развития (дальнейшее снижение промышленного производства и сокращение инвестиций).

Произошло увеличение неполной занятости, когда часть населения была вынуждена работать меньше указанного рабочего времени. В режиме неполного рабочего времени, который был в 1,5 раза больше в 1999 году, более 3 миллионов человек работали ежемесячно на крупных и средних предприятиях.

Причины, формы и последствия российской безработицы

Ситуация на рынке труда напрямую влияет на уровень жизни населения в конкретном регионе, поскольку высокий уровень безработицы означает, что значительная часть населения лишена стабильных источников дохода (за исключением минимального пособия по безработице).

При анализе рынка труда чаще всего используется формальный уровень безработицы - это отношение количества безработных, зарегистрированных Федеральной службой занятости населения Российской Федерации, к общей численности работающего населения. Абсолютные значения этого показателя следует использовать только в качестве ориентира, поскольку он действительно полезен и готов приступить к работе, чем все зарегистрированные безработные, больше, чем все зарегистрированные безработные, и экономически активен из всех сильных людей. Скрытая безработица выражается в неполной занятости работников и является особенно российским (постсоветским) механизмом для предотвращения увольнения работников в трудные времена и предотвращения увольнений. Взятые вместе, открытая (зарегистрированная) и скрытая безработица составляют общий уровень безработицы, который определяет статус рабочих мест на региональных рынках труда.

Зарегистрированная безработица

Географически регион с самой высокой зарегистрированной безработицей охватывает регионы европейской части страны на севере и востоке от Москвы, а также некоторые регионы Поволжья и республик Северного Кавказа. В целом ситуация несколько лучше в южной и западной частях страны. Это связано со структурными особенностями (низкая формальная безработица в сельской местности) и значительным числом притока иммигрантов и беженцев (что увеличивает численность трудоспособного населения больше, чем число зарегистрированных безработных).

Группу наиболее проблемных регионов по уровню официальной безработицы создали регионы и республики на востоке Москвы - это знаменитая Владимирская, Ивановская и Кировская области, а также республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. С добавлением менее динамично развивающихся «Костромской» и Ярославской областей эта территория становится еще более очевидной. Кроме того, вторая проблемная зона возникает на востоке Кавказа, включая Калмыкию и Дагестан. Более того, официально зарегистрированная безработица в разных регионах различна: это вызвано структурным кризисом (депрессией) в старых промышленных зонах в центральной России, а затем общей (хронической) избыточностью в республиках Северного Кавказа.

Позитивным лидером, несомненно, с точки зрения как уровня, так и динамики формальной безработицы, является столица, где имеются большие возможности для бизнеса в альтернативных секторах экономики (прежде всего в сфере услуг).

Аналогичная ситуация складывается на региональном уровне. Как правило, зарегистрированный уровень безработицы в областном (областном, республиканском) центре значительно ниже, чем в других городах области. Малые и средние города и экономически слаборазвитые районы больше всего страдают от безработицы. Например, в середине 1995 года самый низкий зарегистрированный уровень безработицы в Ярославской области (около 4,4%) был обнаружен в областном центре, крупном городе с диверсифицированной зоной занятости. Во втором по значимости промышленном центре области - городе Рыбинске - достигло 10%, а в ряде экологических районов - 13%.

Особое явление - безработица в сельской местности. Официально в середине 1999 года его уровень был лишь незначительно выше уровня безработицы в городах и составлял 2,8%. Однако региональные различия были очень значительными, достигая 7-9% в некоторых регионах Черной Внеземной Территории (Ярославская, Ивановская, Псковская области). Разводится на Урале и во многих автономиях. На уровень безработицы в сельской местности большое влияние оказывает ситуация в региональных городах и степень развития маятниковой трудовой миграции. Изолировать безработицу в сельской местности можно только в районах, удаленных от городской занятости. Эти области особенно высоки. Например, в полностью сельском районе Некоуз Ярославской области, в 150 км от областного центра, уровень безработицы в деревне, официально зарегистрированной районной службой занятости, летом 2000 года составил 11%.

Причины безработицы в сельской местности разнообразны. Попытки выживания заставляют некоторых руководителей доверять надежным и слабоалкогольным работникам, что неизбежно ведет к резкому сокращению штата. Некоторые люди покидают колхозы или АО, потому что зарплата маленькая и нерегулярная. В любом случае это парадоксальное явление, потому что большинство безработных в сельской местности - это люди, которые защищают и часто получают доход от одних и тех же личных домохозяйств, иногда значительно превышая пособия по безработице. Поэтому тезис о нехватке рабочих на селе явно не верен. Статистический анализ показывает, что самые большие региональные различия в официальном уровне безработицы в регионах Российской Федерации имели место в самом начале реформ (в январе - марте 1998 года). Летом того же года контрасты были слегка смягчены. Следующий пик межрегиональных различий пришелся на осень 1993 года, но уже весной 1999 года этот показатель имел некоторую стабильность. Таким образом, в последнее время наблюдается небольшая, но постоянная тенденция к сокращению региональных различий в официальных уровнях безработицы. Определенная взаимосвязь зафиксирована между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности (по данным 2000 года).

В целом, официально зарегистрированная безработица в России имеет тенденцию концентрироваться на легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, причем более низкие уровни наблюдаются в регионах с развитой черной и цветной металлургией. Динамика значений соответствующих коэффициентов корреляции не одинакова - прямая корреляция уровня безработицы с долей работников легкой промышленности растет (0,19 в 1998 году, 0,36 в 1999 году и 0,37 в 2000 году), при этом доля машиностроения - нестабильна (0,21; 0,28 и 0,25), противоположность увеличивается с долей черной металлургии (-0,21; -0,22 и -0,26), а противоположная с долей цветной металлургии нестабильна (-0,14 -0,21 и -0,17). Зарегистрированная безработица покидает все больше регионов (коэффициент корреляции между уровнем безработицы и числом занятых составляет -0,26 в 1998 году, -0,32 в 1999 году и -0,38 в первой половине 2000 года). Вероятно, это связано с широкими социальными ролями, характерными для крупных регионов и, следовательно, возможностью трудоустройства в альтернативных секторах экономики. Ожидается, что уровень безработицы и падение промышленного производства будут иметь положительную взаимосвязь, несмотря на нестабильность во времени (соответствующие значения коэффициента корреляции составляют 0,27 в 1998 году, 0,19 в 1999 году и 0,35 в 2000 году). Это обычно происходит в более бедных областях. Однако корреляция между уровнем безработицы и покупательной способностью по доходам невелика (значения коэффициентов корреляции: -0,26 в 1998 году, -0,31 в 1999 году и -0,28 в 2000 году).

Скрытая безработица

Двумя наиболее характерными признаками скрытой безработицы являются перевод работников на неполный рабочий день (недели) или с полной или частичной заработной платой и без сбережений (называемый принудительным или увольнением по усмотрению администрации). У них довольно схожая структура распределения (коэффициент корреляции между долей занятых неполный рабочий день и долей работников в вынужденных отпусках составляет 0,69 в 1999 году и 0,66 в первой половине 2000 года).

В 1994 году принудительный отпуск использовался почти везде в центральной части европейской части страны и в фокусах в Сибири и на Дальнем Востоке. Как правило, чем выше доля вынужденных отпусков, они применяются чаще, с частичной заработной платой или без нее (коэффициент корреляции за первое полугодие 1995 года составляет 0,46). Наибольшая зона распределения (одна неделя) работников, занятых неполный рабочий день, находится на востоке и юго-востоке столицы, особенно в Волго-Вятской экономической зоне, на Урале, в Поволжье и на обширной территории юга Сибири. В целом почти нет скрытой безработицы на крайнем севере и северо-востоке России, в новых регионах развития и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация сложилась в старых промышленных зонах европейского центра. В сельскохозяйственных районах, где промышленность слаба и где есть малые предприятия, скрытая безработица не была четко зафиксирована, особенно потому, что работники имеют возможность каким-то образом обеспечить личное участие во время простоя. На севере проявления скрытой безработицы ограничены высокой стоимостью содержания работников. В целом, чем ниже уровень скрытой безработицы в конкретном регионе, тем дальше север, восток или юг от центра, где он расположен. Почти повсеместно на Урале (кроме Еврейской автономной области) уровень скрытой безработицы и обязательных отпусков также не поднимается выше среднего уровня по стране (здесь работают относительно неполный рабочий день). Анализ показал, что в региональной динамике скрытой безработицы можно выделить три региональных этапа. В 1993 году перевод работников, занятых неполный рабочий день, был довольно редким явлением со значительными контрастами между регионами. Руководство предприятий чаще использовало обязательный отпуск (8,6%), и это явление было более изменчивым по всей России (вариация - 32%). В 1994 году возросло использование неполного рабочего дня (недели) с одновременным сокращением межрегиональных различий. Принудительный отпуск также начинает применяться более широко, но различия между регионами в их использовании резко не сократились. В первой половине 1995 года наблюдался серьезный (в 2-4 раза) возврат от использования как искусственного ухода по трудоустройству. В то же время обе формы практически эквивалентны по среднестатистической российской шкале использования (3,9% и 3,7%) и региональным различиям в их использовании (42% и 39%). В результате в 1995 году неполный рабочий день использовался в полтора раза больше, чем в 1993 году, в качестве одной из форм обеспечения занятости, а обязательный отпуск, наоборот, вдвое больше. В то же время, использование работы неполный рабочий день становится более равномерным в регионе, в то время как обязательный отпуск - более противным.

Общая безработица

Общий (формальный плюс скрытый) уровень безработицы определяет ситуацию на региональных рынках труда. Четыре региона, три из которых являются смежными и расположены в центре России, характеризуются бедствием с безработицей - это Ивановская (895% от среднероссийского уровня), Владимирская (568%), Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей на востоке Урала более благоприятная, чем на западе, и общий уровень безработицы не превышает 1/10 от среднего российского показателя в Москве и Якутии, который является абсолютным рекордсменом, поскольку безработицы нет.

Взаимосвязь между формальной и скрытой безработицей постепенно уменьшается с течением времени (уменьшение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 году до 0,37 в 1999 году и 0,34 в первой половине 2000 года). В 1997 году официальная безработица была связана с неполной занятостью и обязательным отпуском как 0,41. В 1998–1999 годах связь с неполной занятостью упала до 0,27–0,23, хотя она была почти компенсирована обязательными выходными (0,37 и 0,41).

Было невозможно найти статистически значимую связь между формальными и скрытыми тенденциями безработицы в 1998/97 и 1999/98 годах. (коэффициент корреляции -0,05) и -0,08 для смен 1999/97. Поэтому краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном контексте не влияют на официальный уровень безработицы.

В целом, в России безработица, легкая промышленность и машиностроение (прежде всего оборонное) затронули наиболее экономически и промышленно развитые регионы (как явным образом, так и скрытно). Север не характерен для слаборазвитых и/или сельскохозяйственных регионов. Наиболее благоприятная ситуация на рынке труда складывается в Москве. На региональном уровне региональные (областные, республиканские) центры также, как правило, находятся в относительно лучшем положении, чем другие промышленные центры и прилегающие территории.

Пути преодоления безработицы в России

В странах с социальной рыночной экономикой большое внимание уделяется государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободную свободу выбора, защиту занятости, правовую защиту от несправедливого увольнения и соответствующий выбор работы и трудоустройство при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет некоторые гарантии безработным гражданам. Они приходят к следующим мерам:

  • бесплатное профессиональное руководство;
  • профессиональная подготовка;
  • переподготовка и повышение квалификации в соответствии с органами службы занятости, обеспечение социальной поддержки и т.д.

Современное государственное регулирование рынка труда включает ряд экономических, административно-правовых, организационных и других мер.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является связь между инфляцией и безработицей. Эта зависимость в экономике выражается кривой Филлипса.

Британский экономист О.Филлипс, используя эмпирические данные по Великобритании за 1861-1957 гг., выявил нелинейную связь между безработицей и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше увеличение заработной платы, тем ниже рост цен. Напротив, безработица и занятость растут, заработная плата растет, а темпы роста цен растут.

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, где связь между уровнем занятости и инфляцией определялась динамикой заработной платы.

Однако в последнее время схемы кривой Филлипса не всегда работали. Это привело многих экономистов к утверждению, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.

Правительство оказывает существенное влияние на налоговые, денежные, амортизационные политики и правила рынка труда.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой заявляют об активной политике, направленной на содействие полной, продуктивной и свободно выбранной занятости в сфере политики занятости.

Понятно, что государство создает условия и в определенной степени привлекает различные экономические структуры, предприятия, учреждения и учреждения, стремится:

  • во-первых, есть работа, чтобы начать работать, и все ищут;
  • во-вторых, сделать эту работу максимально эффективной;
  • в-третьих, должна быть свобода выбора работы;
  • у каждого сотрудника должна быть достаточная возможность приобрести необходимую квалификацию и использовать ее и свои навыки без какой-либо дискриминации.

В развитой рыночной экономике субъектами рынка труда являются работодатели и работники или учреждения, которые представляют их интересы, такие как бизнес-ассоциации, союзы и другие структуры. Государство выступает работодателем на государственных предприятиях, а также инвестором, который финансирует крупные социально значимые проекты и программы. Однако основная функция государства заключается в установлении, определении и контроле норм и правил интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость. Кроме того, государственная политика Российской Федерации в области развития занятости направлена ​​на:

  • развитие человеческих ресурсов для труда;
  • равные возможности для всех граждан Российской Федерации реализовать свое право на волонтерство и самостоятельную занятость независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических взглядов и отношения к религии;
  • создание условий для достойной жизни и свободного развития людей;
  • поддержка инициатив граждан в сфере труда и предпринимательства, осуществляемых в рамках верховенства закона, и содействие развитию навыков продуктивного творческого труда;
  • обеспечение социальной защиты в сфере занятости, особенно проведение специальных мероприятий, которые поощряют трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы (граждане с ограниченными возможностями; помощь или наблюдение, поддерживаемые людьми, нуждающимися в постоянной помощи по заключению уполномоченного органа; свободными от мест, лишенных свободы. выбывшие, подростки в возрасте до 18 лет, ищущие работу впервые, лица предпенсионного возраста (имеющие право на пенсию за два года до совершеннолетия), беженцы и вынужденные переселенцы, граждане и члены семьи, уволенные с военной службы, одинокие и старшие дети, воспитывающие маленьких детей дети-инвалиды, семьи, которые считаются безработными (радиация в результате чернобыльской аварии и других радиационных аварий и катастроф);
  • предотвращение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей продолжать свое существование и создавать новые рабочие места, особенно для граждан, которые нуждаются в социальной защите и испытывают трудности с поиском работы;
  • сочетание автономии должностных лиц учреждений-учредителей Российской Федерации с координацией действий органов местного самоуправления по реализации Федеральной программы содействия занятости населения для обеспечения занятости населения;
  • координация деятельности в сфере занятости с другими видами экономической и социальной политики, включая инвестиционную и структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предотвращение инфляции;
  • координация деятельности государственных органов, союзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости и контроля населения;
  • обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также сложившихся в истории видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости, в том числе трудовой деятельности граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения, утвержденной Правительством Российской Федерации, основными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

  • создание благоприятных условий для занятости и обеспечение работников экономической стабильностью для организаций;
  • повышение качества и конкурентоспособность сотрудников;
  • разработка систем обучения персонала, деятельности государственной службы занятости.

Механизм государственного регулирования занятости осуществляется через исполнительные органы, путем составления и реализации федеральных и региональных программ занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективного функционирования государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руководство государственной службой занятости было передано Министерству труда и занятости Российской Федерации. Осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сферах труда, занятости, пенсий, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В систему входят соответствующие министерства республик на территории Российской Федерации, отделы (отделы) труда и занятости местных органов власти и управления.

Активная государственная политика занятости населения Российской Федерации осуществляется с подготовкой и реализацией федеральных и региональных программ занятости, созданных на основе ситуации на рынке труда и прогноза развития. Кроме того, учитываются региональные особенности, национальные и исторические традиции, а также планы экономического и социального развития.

Частным агентством занятости в России является Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости населения России:

  1. Анализ спроса и предложения рабочей силы, информация о прогнозе и состоянии рынка труда.
  2. Ведение учета граждан, обращающихся за неоплачиваемой работой и вопросами трудоустройства.
  3. Органы профессионального образования, переподготовки и трудоустройства, социальной поддержки и др. дальнейшее образование по направлению.
  4. Правительство уделяет особое внимание решению проблем занятости для определенных категорий граждан, особенно людей с ограниченными возможностями.
  5. Информировать граждан и работодателей, обращающихся в службу занятости, о возможности трудоустройства и трудоустройства.
  6. Помощь гражданам в выборе правильной работы.
  7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации организаций граждан в учебных центрах и других учебных центрах службы занятости.
  8. Предоставление услуг по профессиональной ориентации и трудоустройству при регистрации безработных для фрилансеров и других категорий населения.
  9. Предоставление стипендий на протяжении всего периода обучения, а также оплата стоимости профессионального обучения, переподготовка граждан, для трудоустройства которых требуется новая профессия (специализация).
  10. Пособия по безработице и приостановление выплат гражданам.
  11. Установление ассигнований на пособие по безработице (стипендии) с учетом наркоманов.

Для выполнения указанных функций государственной службе занятости предоставляются следующие права:

  1. Информация о работодателях, предприятиях, предлагаемых организационных мерах, которые могут привести к освобождению работников, а также данные о трудовых потребностях.
  2. Направление вакантных рабочих мест работодателям для граждан, которые хотят найти работу.
  3. Разработка предложений по установлению минимального работодателя для граждан, которые нуждаются в специальных мерах социальной защиты и испытывают серьезные трудности с поиском работы и представляют их местным администрациям.
  4. Пособия, предоставляемые им от имени работодателей и от имени работников, при необходимости заключая трудовой договор с гражданами, оплачивая ежедневные командировочные расходы за счет средств работодателей, при необходимости, переезжая на новое место жительства и работы, а также выплачивая дневную заработную плату за каждый день в дороге.
  5. Отправка безработных граждан, если они обращаются за платными общественными работами.
  6. Предоставление финансовой помощи семьям безработных (статья 27 Закона о труде).

Следует отметить, что за последние несколько лет в нашей стране возросла роль государственной службы занятости в сфере занятости населения. В 2000 году в органах государственной службы занятости было занято 52,3% от числа граждан-заявителей по сравнению с 29,7% в 1999 году. Государственная служба занятости выявила потребность в работниках, объявленных предприятиями и организациями 369,4 тыс. человек.

Государственный фонд занятости создается для финансирования деятельности, связанной с занятостью. Этот фонд состоит из обязательных взносов работодателей, средств республиканского и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда управляет служба занятости. Государственный фонд занятости населения относится к внебюджетным социальным фондам.

Возможность предоставления платных услуг разрешена для содействия трудоустройству граждан. Такое право предоставляется неправительственным организациям на основании лицензии, выданной местным правительством.

Одним из аспектов государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами обычно понимают такие виды общественной трудовой деятельности, которые не требуют от работников заблаговременного прохождения профессиональной подготовки и имеют общественно-полезное значение. Они организованы местными властями по рекомендации службы занятости.

Общественные работы могут смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временного трудоустройства безработных, соискатели могут принять граждан, зачисленных в службу занятости, на временную работу, а также молодых людей в составе активной рабочей силы, а также тех, кто имеет длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам относятся, как правило, озеленение, вспомогательные работы в жилищном строительстве, социальных и культурных объектах, ирригационные работы, индивидуальное строительство дорог, водоснабжение и канализация, некоторые неквалифицированные сельскохозяйственные работы, уход за пожилыми людьми и инвалидами, сбор и сбор грибов, клубника и лекарственные растения.

Большую роль в регулировании общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы выполняются на договорной основе. Было достигнуто соглашение между должностными лицами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направленными службой занятости для участия в работе государственной службы.

Трудовой договор, который регулирует общественные работы, заключен на определенный период времени.

Общественные работы платные. Плата взимается за объем фактически выполненных работ. Граждане, участвующие в общественных работах, оставляют за собой право на пособие по безработице. Общественные работы финансируются за счет организаций, в которых эти работы выполняются.

Эффективным способом социальной защиты населения, занятого в рыночной экономике, является страхование по безработице. Согласно действующему законодательству государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

  • свобода выбора профессии, в том числе работа с разными формами работы;
  • защита работников, правовая защита от несправедливого увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
  • бесплатная помощь в выборе правильной работы и занятости при посредничестве службы занятости.

Для граждан с безработным статусом государство гарантирует:

  1. Бесплатное профессиональное руководство, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в соответствии с учреждениями службы занятости.
  2. Предоставление социальной поддержки в виде пособий по безработице, финансовой помощи и других социальных пособий.
  3. Компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат, связанных с направлением работы (образования) в другой регион, по рекомендации сотрудников службы занятости.
  4. Бесплатная медицинская помощь и медицинское обследование при направлении на работу и обучение.
  5. Возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых государственных делах с учетом возраста и других особенностей граждан.

Особенно для граждан, которые нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и занятости (молодые люди после окончания школ и других учебных заведений, домохозяйки, люди пенсионного возраста, граждане, покидающие тюрьму, пенсионеры и другие), особенно разработка целевых программ развития занятости и его реализация предлагает дополнительные гарантии посредством создания рабочих мест, которые требуют дополнительных знаний и создания квот для принятия. через работу людей с ограниченными возможностями, предоставление услуг профориентации, а также организации обучения по специальным программам.

В соответствии с коллективными договорами (соглашениями) гарантируется, что лицам, исключенным из организаций в связи с уменьшением их численности или штата, будет предоставлена ​​возможность использовать увольнения (улучшение жилищных условий) и медицинские учреждения после увольнения, дети - детские сады наравне с гражданами, работающими в этой организации.

Граждане, уволенные с военной и военной службы, и их супруги (мужья) имеют преимущественное право при прочих равных условиях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий по безработице, осуществляемых службой занятости.

Поэтому по любой причине увольнение уволенных граждан определяется как процент от среднего заработка, рассчитанного за последние три месяца, если они выполнили работу в течение не менее 26 календарных недель за 12 месяцев до начала безработицы. неполный рабочий день (неделя) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем ​​(неделя) или полным рабочим днем ​​(неделя). В этом случае размер пособия по безработице рассчитывается:

  • в первые три месяца безработицы - 75% среднемесячной заработной платы (денежного пособия), рассчитанной за последние три месяца на последнем месте работы (службы);
  • в ближайшие четыре месяца - 60%;
  • отныне - 45%, но в любом случае ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации, области, области, Москвы и Санкт-Петербурга. Города Петербурга, автономная область, область не выше автономной средней заработной платы.

Пособия по безработице аналогичного размера выплачиваются тем, кто был уволен с военной службы и внутренних дел и признан безработным.

Во всех остальных случаях пособия по безработице облагаются минимальной заработной платой.

Продолжительность выплаты ассигнований в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в общей сложности в течение 18 календарных месяцев, за исключением пенсионеров, при которых определенные условия могут достигать 24 календарных месяцев.

Граждане, которые подвергаются воздействию радиации в результате чернобыльской аварии и других радиационных аварий и катастроф и признаются безработными в соответствии с предписаниями, получают пособия по безработице в размере от 50 до 200% от минимальной заработной платы, установленной законом, в зависимости от степени заражения в районе проживания.

Если безработный зависит от человека, размер пособия по безработице увеличивается на половину минимальной заработной платы для каждого наркомана. Кроме того, максимальный размер дополнительной заработной платы не может превышать полутора минимальной установленной законом минимальной заработной платы. В случае, если оба родителя являются безработными, каждый из родителей получает увеличение размера пособия на их поддержку. Около 50% от общего числа безработных являются иждивенцами и, в свою очередь, получают дополнительную заработную плату.

В качестве эффективного способа поддержки доходов безработных граждан она субсидировала поездки детей безработных в оздоровительные лагеря и оздоровительные центры. Превентивное право на получение этих средств использовали безработные женщины, воспитывавшие дошкольников, детей-инвалидов, одиноких и бабушек и дедушек. Поэтому на летнюю оздоровительную кампанию было потрачено всего 4,0 млрд рублей, что позволило организовать отдых и лечение около 11 тысячам безработных детей.

Возраст граждан во многом влияет на успешность трудоустройства. Для людей пенсионного возраста такие возможности значительно ограничены, что означает необходимость отправки этих граждан. При условии их согласия, досрочного выхода на пенсию.

Наиболее перспективным аспектом государственной социальной поддержки увольняющихся с работы считается системное профессиональное образование населения, которое является неотъемлемой частью активной политики занятости. Организация широкого спектра образовательных мероприятий помогает повысить качество работников и повысить конкурентоспособность безработного населения за счет повышения их квалификации в зависимости от ситуации на рынке труда, путем обучения и преподавания новых профессий.

Федеральная служба занятости России разработала концепцию «Профессиональное образование, дополнительное образование и переподготовка безработных граждан и безработного населения», что позволяет расширить сферу и качество профессионального образования.

Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что в более чем 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным основана на системах страхования по безработице. Это соответствует рекомендации 67 МОТ «Выплата пособий по безработице или привязка к частичной безработице из-за безработицы застрахованного, обычно занятого лица, которое может систематически работать в любой сфере деятельности и искать подходящую работу».

Как правило, национальные законы разных штатов устанавливают следующие условия, которые дают право на получение пособий по безработице:

  • принудительная безработица;
  • способность человека участвовать в трудовой деятельности;
  • готовность принять предложенное рабочее место;
  • эффективный поиск работы.

Раньше системы страхования на случай безработицы охватывали только работников, но сейчас наблюдается тенденция к расширению категорий населения, в том числе самозанятых. Основной предпосылкой является оплата страховых взносов.

В большинстве развитых стран фонды страхования на случай безработицы состоят в основном из взносов предприятий (фонд заработной платы) и самих работников (заработная плата). Таким образом, до недавнего времени 3,15% вычиталось из одного или другого в Германии, в Канаде - 3,29% заработной платы предприятий и 2,35% заработной платы рабочих, во Франции предприятия платят 4,2% заработной платы, а работники платят -2,31% получаемой заработной платы, в Швеции и Италии фонд занятости был создан только на 2,18% и 1,6% от коммерческих расходов соответственно.

В некоторых странах государство играет активную роль в создании фондов защиты от безработицы. В Японии государство покрывает 25-33% пособий по безработице. В других странах участие государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими показателями: в Великобритании - 13%, в США - 18%, во Франции - около 35%, в Швеции - 40%. В Российской Федерации в 1999-2000 годах государственная политика занятости осуществлялась в основном за счет государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который создавался и создавался как форма предприятий (1,5 дисконта от фонда заработной платы), мелких штрафов и незначительной финансовой поддержки. выделено службе занятости из бюджетов некоторых регионов.

Необходимость стремления любой страны к сокращению безработицы обусловлена ​​несколькими причинами:

  1. Во-первых, человек - это особый тип экономического ресурса. Теперь, если экономика этого не требует, ее нельзя забронировать и «положить в холодильник» до лучших времен. Потерянное рабочее время не подлежит восстановлению, и в то же время человек, который даже не работает, должен иметь возможность исчерпать жизненные блага, которые не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голода или бандитов. Но средства, выделенные на эти цели, не служат дальнейшему развитию экономики страны - они только восстанавливаются, и это серьезная катастрофа.
  2. Во-вторых, рост безработицы снижает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, которые не получают зарплату, могут приобрести только минимальные средства к существованию. В результате сложно продавать товары на внутреннем рынке страны («рынок сокращается»). Таким образом, рост безработицы усугубляет экономические проблемы страны и создает движущую силу для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг чрезвычайно опасен - его становится все труднее включать с каждым ходом.
  3. В-третьих, безработица ухудшает политическую ситуацию в стране. Это связано с растущей болью людей, которые потеряли возможность достаточно содержать свои семьи и тратить свою работу в поисках утомительного труда.

К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого могут быть использованы различные методы, например, для организации переподготовки безработных, продвижения индивидуального предпринимательства и т.д. Но мы повторяем вопрос: «Можно ли полностью победить безработицу?» Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы подразумеваем под такой победой, или, точнее, от того, что слово «полностью» означает для нас.

Заключение

Изучая вопросы безработицы, экономическая наука, наконец, пришла к выводу, что трения и структурная безработица являются нормой и не представляют угрозы для экономического роста страны. Более того, без них такое развитие невозможно. Действительно, если невозможно найти безработных работников на рынке труда, то как мы можем создать новые компании или расширить производство товаров с высоким спросом на рынке?

Кроме того, наличие безработицы боится потерять работу и побуждать их работать более эффективно и продуктивно. С этой точки зрения, безработицу можно назвать стимулом для лучшей работы (в древнем Риме, где родилось слово «стимул», они определили остроконечную палку с ослами, зарезанными в задницу, чтобы идти быстрее). По этой причине полная занятость - как понимают сегодня многие развитые страны мира - это ситуация с трением и структурной безработицей, но без круговой безработицы. Другими словами, именно здесь безработица соответствует естественной норме в стране.

Уровень естественной безработицы - это просто трение и структурная безработица в стране. Естественный уровень безработицы для каждой страны происходит по-своему, и для него нет единого значения. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что эта норма составляет около 4% для их страны. В середине 80-х эти оценки выросли до 6,5-7,0%.

Каков естественный уровень безработицы для России? Ни один экономист не может ответить на этот вопрос сегодня. Мы не смогли найти значение экспериментально. Однако это можно сделать только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения безработицы.

Все это свидетельствует о том, что проблемы безработицы в нашей стране не покинут повестку дня в ближайшее время, и все же следует приложить большие усилия для ликвидации циклической и сокращения структурной безработицы.