Безработица: причины, виды, формы проявления

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теоретические основы кредитно-денежной политики государства
Товарное производство и его виды
Современные проблемы аграрных отношений
Асимметричная информация и неблагоприятный отбор


Введение:

Тема данной курсовой работы: «Безработица: виды, формы проявления. Проблема трудоустройства в Республике Беларусь ».

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - рынка труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, является безработица - общее негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Безработица является неотъемлемой частью рынка труда. Безработица влечет за собой огромные потери основной производительной силы - труда, значительное сокращение потенциального валового продукта страны и национального дохода, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переподготовку безработных и их трудоустройство. Поэтому государственная политика по борьбе с безработицей должна быть направлена ​​на достижение естественного (полного) уровня занятости.

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности с помощью рынка труда. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов ее начать, то потенциал для производства товаров и услуг теряется.

Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, мешая им реализовать свои творческие возможности, применяя свои навыки в той сфере деятельности, в которой человек может проявить себя в наибольшей степени, и, что наиболее важно, резко ухудшает финансовое положение семьи безработных.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что показатели занятости и безработицы являются одним из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций в функционировании и развитии рыночных отношений в контексте общего состояние экономики страны.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема безработицы требует глубокого научного изучения, всестороннего теоретического анализа и разработки на этой основе практических рекомендаций, которые можно было бы использовать для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятость трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально приемлемого уровня.

Объектом исследования является безработица, ее виды и формы проявления. Предметом исследования является анализ проблемы трудоустройства в Республике Беларусь. Целью данной курсовой работы является изучение безработицы и ее особенностей на примере Республики Беларусь.

Задача данной курсовой работы: определить сущность безработицы, изучить виды и формы безработицы, на примере анализа статистических данных объяснить масштабы занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из 3 глав.

В первой главе «Безработица как социально-экономический феномен» дается определение таких понятий, как безработица, уровень безработицы, уровень зарегистрированной безработицы. Рассматриваются различные формы проявления, а также основные виды безработицы.

Вторая глава называется «Анализ занятости и безработицы в Республике Беларусь», в которой подробно описываются причины, а также анализируется динамика изменения уровня безработицы в стране.

В последней третьей главе «Пути решения проблемы безработицы и занятости в Республике Беларусь» описана государственная политика регулирования рынка труда, а также показаны различные способы решения проблемы безработицы в развитых странах.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как экономико-математический, метод описания, метод сравнительного анализа, статистический, метод систематизации, классификация.

Структура курсовой работы включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

Безработица как социально-экономический феномен

Понятие и причины безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь":

  • безработица является явлением в экономике, в которой часть
  • трудоспособное население, которое хочет работать на условиях труда, гражданско-правовых договорах или заниматься предпринимательской деятельностью
  • деятельность, не может использовать их труд.

Работающие граждане не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, а также граждане:

  • до 16 лет;
  • кому в соответствии с законом назначена пенсия возраст, трудовой стаж;
  • отбывание наказания по приговору суда в виде исправительного приговора работа, арест, ограничение свободы, тюремное заключение или пожизненное заключение;
  • проходит лечение в медицинском и трудовом диспансерах
  • Министерство внутренних дел Республики Беларусь;
  • предоставление документов, содержащих заведомо ложную информацию об отсутствии работы и заработков, а также других неточных данных для их регистрации в качестве безработных;
  • те, кто учился за счет республиканского и (или) местных бюджетов и отказался от назначения на работу, с работы по назначению, или кто не полностью отработал срок работы по назначению в течение периода такой работы, установленного законодательство об образовании. 

Безработными являются лица трудоспособного возраста, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не было работы (выгодное занятие);
  • искали работу - они обращались в государственные или коммерческие службы занятости, использовали или размещали рекламные объявления в прессе, обращались непосредственно к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги, чтобы начать собственный бизнес;
  • были готовы начать работу.

На основе определения безработицы можно составить формулу, по которой рассчитывается уровень безработицы: Уровень безработицы = безработные / рабочая сила * 100%.

Безработица возникает, когда часть активного населения не может найти работу и становится резервной армией труда. Безработица увеличивается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого снижения спроса на рабочую силу.

Как и любое социально-экономическое явление, безработица имеет регулярные и случайные особенности, существенные и поверхностные характеристики, положительные и отрицательные стороны. Их интенсивность зависит от масштаба, уровня, региональных особенностей и формы безработицы.

Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического явления, как безработица. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Неоклассическое направление считает безработицу добровольной, вызванной слишком высокими требованиями к заработной плате, временным явлением. Сторонники этой концепции Дж. Перри, Р. Холл считают, что рынок труда, как и все другие рынки, функционирует на основе условного равновесия, то есть основным регулятором рынка является цена, в данном случае заработная плата. По их мнению, именно с помощью заработной платы регулируются спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата из-за требований работников поднимается выше некоторого равновесного уровня, тогда предложение рабочей силы превышает спрос. Это означает, что на рынке труда больше ищущих работы, чем рабочих мест, то есть появляется безработица.

На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции под влиянием рыночных сил превышение предложения над спросом поможет снизить цены до равновесного уровня. Поскольку рынок труда в неоклассической концепции функционирует, как и любой другой товарный рынок, избыточное предложение рабочей силы на этом рынке также приведет к снижению заработной платы до равновесного уровня. В результате снижения ставок заработной платы, с одной стороны, это сократит количество претендентов на работу, а с другой. В связи с сокращением расходов по найму, спрос предпринимателей на рабочую силу возрастет.

Предложение рабочей силы также зависит от реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше работников будут предлагать свой труд на рынке, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число захочет получить работу.

Таким образом, гибкость заработной платы обеспечивает стабильное равновесие на рынке труда с полной занятостью. Стабильная, неэластичная заработная плата является основной причиной безработицы в неоклассической теории. Не соглашаясь с низкой заработной платой, рабочие делают выбор между занятостью и безработицей в пользу последней: безработица, по возможности, является добровольной. Если государство регулирует уровень заработной платы, механизм конкурентного рынка будет нарушен. Отсюда и требования экономистов-неоклассиков - чтобы ликвидировать безработицу, необходимо добиться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Неоклассическая концепция добровольной безработицы была предметом серьезной критики Дж. Кейнса в его фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнсианское направление основано на том факте, что цена труда (заработная плата) является институционально фиксированной и не претерпевает изменений, особенно в сторону понижения. А рынок труда рассматривается как феномен постоянного экономического равновесия. Дж. Кейнс подверг критике неоклассическую теорию добровольного характера безработицы. Кейнсианская концепция последовательно и подробно доказывает, что в рыночной экономике безработица не является добровольной, а вынужденной. Он не отрицал, что более низкая заработная плата может привести к более высокой занятости, но поставил под сомнение эффективность такого подхода. Дж. Кейнс предположил, что государство должно противостоять безработице посредством активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в конечном итоге должно привести к увеличению спроса на рабочую силу и, следовательно, снижению безработицы.

Отсутствие платежеспособного спроса ведет к низким темпам производства, кризисам и безработице. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом платежеспособного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы, обусловлено ограниченным спросом на товары. Кейнс также утверждал, что 3-4% населения остаются без работы из-за противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки и обновления технологий.

Представляя свою теорию, Дж. Кейнс опровергает теорию неоклассиков и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только с полной занятостью, но и с безработицей. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от ее реального уровня, как считали классики. Следовательно, если цены вырастут, а реальная заработная плата упадет, рабочие не откажутся работать.

Спрос на рабочую силу, представляемый предпринимателями на рынке, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: если цены вырастут, рабочие смогут покупать меньше товаров и услуг, и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости во многом зависит не от работников. И от предпринимателей, поскольку спрос на рабочую силу определяется не ценой рабочей силы, а величиной платежеспособного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, так как он определяется предельной склонностью к потреблению, которая падает с ростом дохода, занятость достигает равновесного уровня в точке ниже уровня полной занятости. Кейнсианская концепция делает два важных вывода: во-первых, гибкость заработной платы на рынке труда не является условием для полной занятости, даже если она снизится, это не приведет к сокращению безработицы, как полагали неоклассики, поскольку, когда цены падают Ожидания падения владельцев капитала относительно будущих прибылей. Второе: для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное государственное вмешательство, поскольку рыночные цены не могут поддерживать равновесие при полной занятости. Средство от безработицы - государственная политика. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и уровень безработицы.

Существует также марксистское объяснение причин безработицы.

Марксистское объяснение исходит из того факта, что безработица зависит от динамики органической структуры капитала в процессе его накопления и от самой скорости накопления, которая постоянно производит, и пропорционально его энергии и размеру, относительно избыточна, т.е. превышение по сравнению со средней потребностью в капитале и, следовательно, избытком или дополнительным населением. 

Для более подробного описания безработицы определим суть ее основных показателей:

  • Продолжительность безработицы является показателем, характеризующим среднюю продолжительность поиска работы среди лиц с безработным статусом на конец анализируемого периода.
  • Уровень безработицы - это отношение количества безработных к численности экономически активного населения (в%).
  • Уровень зарегистрированной безработицы - это отношение количества зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в%).
  • Экономически активное население (рабочая сила) - отношение экономически активного населения к общей численности населения (в%).
  • Полная занятость - это предоставление профессиональной работы, которая приносит доход человеку и обеспечивает достойное существование для него и его семьи.

Частичная занятость - это ситуация, в которой выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки человека, не соответствует его ожиданиям и не позволяет ему получать такую ​​же зарплату, какую он мог бы получить, выполняя работа (и в той степени), на которую может претендовать. 

Виды и формы безработицы

Чтобы проанализировать функционирование рынка труда, необходимо дать определения основных видов и форм безработицы. Современная экономическая наука выделяет такие виды безработицы как.

Фрикционная безработица - это безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы, в связи с изменением профессиональной ориентации, желанием занять лучшую должность, сменой места жительства. Некоторые люди ищут новую работу из-за увольнения из-за несоблюдения или из-за банкротства компании. Другие временно теряют свои сезонные рабочие места. Третьи (молодые люди) ищут работу впервые. С ростом благосостояния может увеличиться фрикционная безработица, и ее снижение возможно по мере совершенствования методов сбора информации о рабочих местах, что требует увеличения затрат. Тем не менее, фрикционная безработица даже желательна, поскольку она позволяет работникам улучшить условия труда и найти более высокую заработную плату. 

Структурная безработица - это безработица, связанная с изменениями в структуре спроса на рабочую силу по отраслям, регионам и необходимостью в течение определенного времени установить соответствие между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и вакансиями с определенными профессиональными требованиями. 

Структурная безработица основана на научно-техническом прогрессе, использовании его достижений в экономической практике. Это выражается в изменении структуры производства и потребительского спроса населения, в соответствующем улучшении технологии производства. В результате меняется структура рабочих мест, они модернизируются, появляются новые, ликвидируются старые. Такие нововведения трансформируют профессионально-квалификационный состав занятого населения и, в связи с этим, количественные и качественные характеристики спроса на рабочую силу.

Причиной структурной безработицы может стать изменение территориального разделения труда. Это отражается в том факте, что определенные территории, имеющие определенные преимущества, могут производить определенный тип продукта более высокого качества или продавать его по относительно низкой цене. В результате другие регионы будут вынуждены сократить или даже остановить производство этого продукта и освободить рабочую силу, занятую в этих отраслях.

Структурная безработица может быть безоговорочно классифицирована как вынужденная. В этом случае у человека нет выбора. Поскольку его профессия, специальность становится ненужной для этого предприятия.

Сочетание структурной и фрикционной безработицы обычно называют естественным уровнем безработицы или полной занятости. При естественной безработице создаются эффективные конкурентные условия на рынке труда.

Циклическая безработица. Циклическая безработица занимает особое место. Этот тип безработицы постоянно связан с движением делового цикла (экономического цикла). Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, что вызывает рост безработицы в тех отраслях, где производятся эти товары. Контингент циклических безработных формируют граждане, не имеющие опыта работы и уволенные из вооруженных сил. 

Скрытая безработица. При изучении видов безработицы особое внимание следует уделять скрытой безработице. Сложность вопроса заключается в том, что исследователи, признавая факт его существования, дают разное содержание этой концепции. Некоторые авторы под скрытой безработицей понимают избыточную занятость, другие оценивают ее как неполную занятость, а третьи представляют ее как сумму избыточной и неполной занятости.

Другой формой безработицы является сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения определенных видов деятельности и функционирования секторов экономики. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыбалка, сбор ягод, рафтинг, охота, частичное строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать в течение нескольких недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. Этот тип безработицы, по некоторым признакам, соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, поскольку является добровольной.

Добровольная безработица - это безработица, связанная с нежеланием работать. Он существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциальный работник не удовлетворен ни уровнем заработной платы, ни самой природой работы (тяжелая, неинтересная, мало престижная работа).

Принудительная безработица возникает из-за нехватки сырья, энергии, комплектующих, что привело к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами занятости, а также вынужденным переселением. 

Технологическая безработица - это безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате чего часть рабочей силы становится избыточной или нуждается в более высоком уровне квалификации. Ни одна экономика не застрахована от технологической безработицы. Однако эта безработица особенно ощущается там, где быстрое развитие научно-технического прогресса сочетается с высоким уровнем дохода занятых, что дает большую экономическую эффективность сокращению числа рабочих мест.

Следующая форма безработицы - это институциональная безработица, или безработица, вызванная функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, которые искажают спрос и предложение на этом рынке. Как вы знаете, люди, потерявшие работу, рассчитывают на социальную поддержку и получают ее. Уровень помощи по безработице не может не влиять на поведение безработных. Относительно большое пособие может спровоцировать удлинение поиска работы, что ощутимо скажется на предложении рабочей силы.

Формы безработицы также различаются с учетом других классификационных признаков.

По продолжительности:

  • краткосрочные (обычно до 6 месяцев; могут действовать в виде технологических, фрикционных, сезонных, молодежных, женских, остаточных и т. д.);
  • долгосрочные (как правило, более полугода; могут действовать в виде структурных, региональных, институциональных, скрытых, циклических и т. д.);
  • стагнация (почти более года, когда работники часто лишаются квалификации до такой степени, что со временем они теряют реальную возможность найти работу по специальности и вообще перестают искать работу).

По характеру проявления:

  • открытая (проявляется в фактически зарегистрированной безработице работников за определенный период времени; она может быть фрикционной, а также структурной, циклической и т. д.);
  • скрытый (незаметно внешне, но реально существующая избыточность труда, проявляющаяся в снижении уровня его производительности, то есть, когда работа одного сотрудника выполняется большим числом из них, работник как бы занят , но не может полностью реализовать свой трудовой потенциал).

По степени охвата различных групп населения:

  • Большая безработица, включая работников трудоспособного возраста, которые работали раньше;
  • Безработица среди молодежи, которая объединяет выпускников школ, техникумов, университетов, молодых специалистов и имеет определенные возрастные параметры;
  • остаточные, охватывающие инвалидов, слабое здоровье, а также людей предпенсионного и пенсионного возраста;
  • женщина, относится к работницам (в ее рамках особенно выделяется такой контингент, как женщины с детьми и одинокие женщины с детьми).

По пространственно-географическому положению безработных:

  • по всей стране, то есть безработица, рассматриваемая в региональном масштабе и включающая все доступные формы;
  • региональный, характерный для отдельных регионов, областей, районов, городов и т. д., он также может быть представлен во всех формах, но с дифференциацией по регионам.

По этапу социально-экономического развития страны:

  • Естественная (проявляется на этапе экономического роста экономики, сочетает в себе такие формы, как фрикционная, структурная и технологическая безработица);
  • Циклический (характерный для стадии экономического спада);
  • Переходный (характерен для переходной экономики и связан с трансформацией системы социально-экономических отношений).
  • Следует отметить, что в приведенной классификации одни и те же формы могут одновременно подпадать под разные классификационные признаки.

Таким образом, существует три типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая, а также многие формы безработицы, которые выделяются по определенным характеристикам и особенностям проявления в экономике. 

Уровень безработицы

Показатели безработицы включают уровень безработицы и ее продолжительность:

  • Уровень безработицы - это доля безработных в общей рабочей силе.)
  • Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера экономического развития. Обычно рост безработицы сопровождается падением курса национальной валюты.
  • Уровень безработицы подразделяется на стандартный и естественный.
  • Стандартный уровень безработицы - это процентная доля числа безработных граждан к численности экономически активного населения.

Естественный уровень безработицы (u *) - это уровень, на котором обеспечивается полная занятость населения (полный залог) рабочей силы, т. е. Наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, находят работу. Поэтому уровень естественной безработицы называется уровнем безработицы среди всего населения, а объем производства, соответствующий уровню естественной безработицы, называется естественным выпуском. Поскольку полная занятость рабочей силы означает, что в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, уровень естественной безработицы можно рассчитать как сумму уровней фрикционной и структурной безработицы.

Продолжительность безработицы

Определяется как количество месяцев, проведенных человеком без работы.

Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них является краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.

С другой стороны, есть люди, которые не могут найти работу месяцами. Их называют длительно безработными. Такие люди ощущают бремя безработицы наиболее остро и часто, отчаянно пытаясь найти работу, покидают группу экономически активного населения. 

Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь

Причины безработицы в Республике Беларусь

Занятость работников является важнейшим макроэкономическим показателем, показателем экономической жизнеспособности граждан. В трансформационной экономике занятость напрямую связана с удовлетворением основных потребностей граждан и имеет решающее значение для роста благосостояния семей и общества в целом. При любом раскладе социальных сил, экономических кризисах чаяния большинства людей, несомненно, связаны с сохранением работы и самореализацией. Однако нынешний переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, появлением множества социально-экономических проблем. Одной из них является проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью.

Все имеющиеся мнения о причинах безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом:

  • низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработной платы являются основным тормозом процессов, способствующих формированию новых рабочих мест;
  • низкий уровень реакции образовательных учреждений на изменения на рынке;
  • изменения в структуре экономики, в том числе в технологии (структурная безработица). Эта безработица носит временный характер, потому что новые отрасли заменяют старые отрасли и отрасли;
  • деградация научно-технического потенциала (многие квалифицированные специалисты в поисках лучшего заработка и условий труда выезжают за границу, происходит так называемая «утечка мозгов»);
  • рост уровня безработицы из-за естественного желания людей найти работу «по своему вкусу», с лучшими условиями труда и оплатой (фрикционная безработица);
  • Особенно сильный рост безработицы происходит в результате циклических спадов в экономике. Этот тип безработицы является наиболее опасным, поскольку он создает порочный круг;

Эти причины влияют на размер и динамику безработицы. Однако следует отметить, что в Республике Беларусь уровень безработицы среди женщин выше, чем уровень безработицы среди мужчин. Наиболее сложная ситуация на рынке труда - это женщины с маленькими детьми, выпускники учебных заведений без опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины с профессиями, в которых мужчины отдают предпочтение при приеме на работу (строительные специальности и т. д.).

Таким образом, в нашей стране есть много причин, влияющих на динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия на рынке труда. Рынок труда отражает только существующие в настоящее время пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но не принимает непосредственного участия в их формировании. Он только раскрывает эти пропорции, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

Динамика и анализ уровня безработицы в Республике Беларусь

В 2010 году в экономике Беларуси было занято 4 653,4 тыс. Человек, что на 0,2% больше, чем в 2009 году. Уровень зарегистрированной безработицы, по данным Национального статистического комитета, на конец декабря 2010 года составил 0,7% от экономически активного. населения (на конец декабря 2009 года - 0,9%, что на 0,1% больше, чем в том же месяце 2008 года.).

В 2008 году экономически активное население составило 4 654,2 тыс. человек, что на 31,9 тыс. Меньше, чем в 2009 году, и на 50,9 тыс. Меньше, чем в 2010 году. Из них мужчин в 2008 году - 2197,9 тыс., В 2009 году - 2222,5 тыс., В 2010 году. - 2250,7 тыс.

Численность занятых мужчин из числа экономически активного населения в 2008 году - 4610,5 тысячи, в 2009 году - 4643,9 тысячи, в 2010 году - 4665,9 тысячи Численность работающих женщин в 2008 году - 2428,6 тысячи, в 2009 году - 2439,8 тысячи, в 2010 году - 2433,6 тысячи.

В Беларуси преобладает занятость населения в частной собственности, о чем свидетельствуют данные 2008 - 2010 гг. К 2010 г. этот показатель увеличился на 5,5% по сравнению с 2008 г. (на 2,9% по сравнению с 2009 г.)
и составил 54,0%. А показатель занятости в иностранной собственности в 2008 и 2009 гг. Держался на отметке 1,6%, только в 2010 г. вырос на 0,2%.

В 2010 году организации республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) приняли на работу 878,4 тыс. Человек, в том числе 66,4 тыс. Человек на дополнительные рабочие места, 861,3 тыс. Человек были уволены по разным причинам. человек. Из общего числа уволенных 7,2% были уволены за невыходы на работу и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - из-за сокращения численности работников, ликвидации организации.

За аналогичный период 2011 года в экономику государства было вовлечено 4657,8 тыс. Человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду и социальной защите на конец августа 2011 года, составила до 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 года. Уровень безработицы на конец августа 2011 года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 года - 0,8%).

В январе - июле 2011 года 180,8 тыс. Человек (93,5% от уровня 2010 года) обратились в органы по труду, занятости и социальной защите за помощью в поиске работы, из которых 109,1 тыс. Человек были зарегистрированы в качестве безработных (88,4% от уровня 2010 года) , С учетом 52,5 тыс. Граждан, зарегистрированных на 1 января 2011 года, в общей сложности 233,3 тыс. Человек нуждались в трудоустройстве, из которых 142,2 тыс. Были безработными.

Количество зарегистрированных безработных на конец июня 2011 года составило 30 573 человека (на 8330 меньше, чем в июне 2010 года).

Безработные, зарегистрированные на 01.07.2011 г., имеют следующее образование:

  • общее базовое - 11,2% (до 11,7% в 2010 году);
  • общий средний - 40,2% (до 39,5% в 2010 году);
  • профессионально-технические - 24,8% (до 24,3% в 2010 году);
  • среднее специальное - 13,5% (до 14,3% в 2010 году);
  • выше - 10,2% (аналогичный показатель 2010 года);
  • аспирант - 0,1% (до 0,04% в 2010 году). 

Среди безработных в конце июня 2011 г. наиболее широко представлена ​​возрастная группа безработных в возрасте от 30 до 49 лет, которая составляет 44,1% безработных (аналогичный показатель в 2010 г.). Молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составляет 37,1% (в 2010 году - 37,7%), из них молодежь до 18 лет - 2,7% (в 2010 году - 2,2%). Возрастная группа безработных составляет от 50 до 60 лет и старше - 18,8% (в 2011 году - 18,3%.), Из которых в возрасте 50-54 года - 13,6% (в 2010 году - 13,3% в 2010 году).

В первой половине 2011 года регистрация безработных, нуждающихся в особой социальной защите, увеличилась на 0,7% и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила 19,8% от общего числа зарегистрированных безработных (в 2010 году - 19,1%).

В январе-августе 2011 года организациями республики было нанято 569,2 тыс. Человек (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе 38,8 тыс. Человек на дополнительные рабочие места, 608 уволены по разным причинам. 4 тысячи человек.

Максимальные значения в июле-августе 2011 года были достигнуты по числу наемных работников в промышленности (146,3%), количество уволенных работников - 154,6%. В строительном секторе количество уволенных работников составляет 92,8%, что на 11,8% больше числа наемных работников. В сфере образования количество принятых на работу составляет 40,1% (до 53,7% уволенных).

Прогнозный показатель по численности занятых в экономике на 2011 год составляет 4670 - 4720 тыс. человек. Однако этот показатель не был достигнут и численность занятых в экономике в январе-июле 2011 года составила 4659,5 тыс. человек.

Среди рассматриваемого периода особое внимание следует обратить на ситуацию на рынке труда в июле 2011 года. Количество людей, нанятых и нанятых в организациях Беларуси (исключая малые предприятия негосударственной формы собственности), достигло новых рекордных значений В июле было принято на работу 89,3 тыс. Человек, уволено 82,7 тыс. Человек. Количество людей, принятых на работу в организации, оказалось выше, чем число уволенных (на 6,6 тыс. Человек), что произошло впервые с февраля этого года. Однако, принимая во внимание негосударственные предприятия малого бизнеса, картина остается мрачной. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, количество занятых в экономике Беларуси в июле 2011 года сократилось на 3,5 тысячи человек по сравнению с июнем и составило 4659,5 тысячи человек на 1 августа. В июле ситуация изменилась. в строительстве продолжал ухудшаться, где, даже без учета малого частного бизнеса, было уволено 13,7 тыс. человек, и было нанято только 10,4 тыс. Помимо строительства, число увольнений в организациях превышало количество уволенных только в сфере образования, здравоохранение, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также в предоставлении коммунальных и социальных услуг. В этих сферах деятельности также существует минимальный уровень заработной платы в стране, что, возможно, объясняет высокий уровень увольнений.

Больше всего людей в июле 2011 года приняли на работу в производственные организации: 22 тысячи человек, из которых 18,4 тысячи уволили. В сфере финансовой деятельности в июле было принято на работу 896 человек, а 792 были уволены. В то же время дополнительно было введено 1170 рабочих мест. Следует отметить, что в первом полугодии 2011 года средний период занятости безработных сократился на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В то же время он больше для женщин - на 2 месяца. (для мужчин - 1,2 месяца, для молодежи - 1,3 месяца).

Следует отметить, что на рынке труда в Беларуси особой напряженности нет, ситуация управляемая, управляемая. Число людей, обратившихся за помощью в трудоустройстве и зарегистрированных безработных, в 2011 году меньше, чем в аналогичном периоде 2009 и 2010 годов, а число занятых выше. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год предусматривает, что уровень зарегистрированной безработицы составит 1,2-1,5% от экономически активного населения. Основной целью государственной программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики. Определенные надежды на снижение уровня безработицы связаны с увеличением размера стипендий для безработных, предназначенных для обучения со стороны органов по труду, занятости и социальной защите, с разработкой нормативного правового акта для компенсации расходов работодателей на профессиональное обучение. подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения.

Пути решения проблемы занятости населения в Республике Беларусь

Государственное регулирование рынка труда

Сложность и противоречивость проблемы безработицы, а также ее серьезные социально-экономические последствия обусловили необходимость вмешательства государства в сферу труда, что способствует изменению трудовых отношений, регулирует их и ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования занятости. Под занятостью понимается не запрещенная законом деятельность трудоспособного (экономически активного) населения в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода и удовлетворения личных и социальных потребностей. 

Основными законодательными и нормативно-методологическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон о занятости населения Республики Беларусь, Положение о порядке формирования и использования Государственного фонда содействия занятости населения. Республика Беларусь, Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи безработным, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положение об организации оплачиваемых общественные работы и др.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

  • помощь в трудоустройстве и материальная поддержка безработного населения;
  • профессиональная подготовка и переподготовка безработного населения, совершенствование системы профориентации;
  • резервирование и создание на действующих предприятиях и организациях рабочих мест для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, молодежь, женщины и т. д.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из государственного фонда для содействия занятости;
  • развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. 

Разработанные правительством программы (программы занятости, реструктуризации, поддержки предпринимательства и т. д.) Предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости в республике.

Прежде всего, они направлены на:

  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях промышленности и в сфере государственных услуг и производства;
  • эффективная поддержка малого и среднего бизнеса;
  • разработка системы адресной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкой экономики;
  • формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечение экономической независимости работников;
  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных и других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, профессиональная подготовка новичков на рынке труда)
  • улучшение налогообложения предприятий, которые создают новые рабочие места.

Важнейшим условием эффективного регулирования рынка труда является эффективная политика занятости.

Государственные национальные и региональные программы занятости должны включать:

  • содействие перестройке экономики и созданию условий для направления уволенных работников, прежде всего, на прибыльное производство и на развитие отраслей;
  • совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • обеспечение занятости для определенных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Он осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как с точки зрения объема, так и структуры, то есть для обеспечения его эффективного баланса.

Отдельная группа включает мероприятия по социальной защите населения. Это основной механизм смягчения негативных последствий на рынке труда. Основными методами социальной защиты являются: регулирование доходов предпринимателей путем перераспределения налогов; гарантирование заработной платы работников путем законодательного утверждения минимальной заработной платы; защита уровня жизни населения посредством индексации доходов.

Методы регулирования рынка труда подразделяются на следующие группы: прогнозирование структуры занятости и рынка труда; меры по регулированию занятости; меры по социальной защите населения. Эти меры направлены на снижение уровня безработицы и содействие занятости населения.

Активная и пассивная политика занятости в Республике Беларусь

Важнейшим условием эффективного регулирования рынка труда является эффективная политика занятости.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и положениями о занятости при реализации государственной политики в области занятости следует руководствоваться следующими принципами:

  • Обеспечение равных возможностей для всех граждан страны для реализации права на труд и свободного выбора работы;
  • добровольный труд;
  • содействие мобильности рабочей силы;
  • обеспечение социальной защиты в сфере занятости, проведение специальных мероприятий по трудоустройству граждан, испытывающих трудности с поиском работы;
  • координация деятельности в сфере занятости с другими сферами экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов;
  • На основе этих принципов разрабатываются государственные национальные и региональные программы занятости, которые должны предусматривать:
  • содействие перестройке экономики и созданию условий для направления уволенных работников, прежде всего, на прибыльное производство и на развитие отраслей;
  • обеспечение занятости определенных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации, профессиональная ориентация населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

Что касается сегодняшних условий, то государственная политика на рынке труда не должна ограничиваться поиском оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать выполнению требований экономической эффективности, что подразумевает мобильность рабочей силы, освобождение от ненужных работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не путем сохранения чрезмерного числа работников, а путем создания новых рабочих мест, сокращения потребности населения в рабочих местах и ​​т. д.

Меры государственной политики в области занятости можно классифицировать по:

  • цель (общие и специализированные меры);
  • источники финансирования.
  • Методы воздействия на занятость включают в себя:
  • прямой (административный): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенная (экономическая): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Формы регулирования занятости делятся на две группы: активные и пассивные.

Активная политика на рынке труда представляет собой комплекс правовых, организационных и экономических мер, принимаемых государством для снижения уровня безработицы, для помощи в трудоустройстве, развития самозанятости и профессиональных консультаций.

Активная политика занятости предполагает интенсивное регулирующее влияние государства на рынок труда как за счет увеличения спроса на рабочую силу, так и за счет сокращения ее предложения. Увеличение спроса на рабочую силу осуществляется с помощью мер общеэкономического характера и шагов по созданию нетипичных рабочих мест.

Общие экономические меры включают в себя:

  • Предоставление большей свободы и независимости работодателям в вопросах занятости.
  • Возмещение предприятиям затрат по поиску и найму дополнительных работников. Кредитные стимулы для тех предприятий, которые создают новые рабочие места.
  • Приоритетные инвестиции в трудоемкие отрасли.
  • Предоставление субсидий предприятиям при обеспечении занятости для определенных групп населения.
  • Уменьшение размера минимальной заработной платы.

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают развитие работы на дому и на дому, распределение работы и работу по вызову и т. д. Меры по сокращению предложения на рынке труда могут также осуществляться в следующих областях.

Расширение программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе общего образования и профессиональной подготовки на рабочем месте.

Увеличение льгот и условий отпуска по уходу за ребенком.

Расширение диапазона учебного и творческого отпуска.

Увеличение пенсий, которое не только стимулирует снижение предложения рабочей силы, но и увеличивает совокупный платежеспособный спрос в обществе в долгосрочной перспективе, способствует увеличению спроса на рабочую силу.

Развитие самозанятости.

Содержит и иногда снижает реальную заработную плату.

Активная политика на рынке труда чаще всего направлена ​​на оказание помощи наиболее обездоленным группам населения; Однако, по оценкам экспертов, политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда в интересах всего населения, является более эффективной.

Проведение активной политики, направленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой.

Основными мерами этой политики являются:

  • государственное стимулирование инвестиций в экономику, что является основным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переподготовки и переподготовки структурно безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, выполнение посреднических функций на рынке труда, предоставление информации о вакансиях;
  • содействие малому и семейному предпринимательству, которое во многих странах считается важным методом обеспечения занятости населения;
  • государственные стимулы (посредством налоговых и законодательных мер) для работодателей по созданию рабочих мест для определенных групп населения - молодежи, людей с ограниченными возможностями;
  • помощь при необходимости сменить место жительства на работу;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости, решении вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинского обслуживания, коммунального хозяйства, строительства общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Пассивная политика занятости - это комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика занятости подразумевает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда.

Пассивная политика ориентирована на:

  • для регистрации ищущих работу;
  • определение размера пособий по безработице и организация системы предоставления пособий;
  • неденежные формы поддержки безработных.

На сегодняшний день существует два подхода к организации материальной помощи безработным: система социального страхования и система социальной помощи. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным из-за структурных изменений или спада производства, во втором - лицам, которые по тем или иным причинам не заняты в общественном производстве или испытывают трудности с поиском работы. В том числе безработные с длительными периодами безработицы.

Система социальной помощи направлена ​​на обеспечение гарантий прожиточного минимума с проверкой других средств к существованию или без таковой, в то время как система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом предыдущих заработков и направлена ​​на предотвращение резкого падения уровня жизни. жизнь рабочих уволена не по своей вине. Пособие по безработице выплачивается при соблюдении ряда условий, таких как продолжительность работы, выплата страховых взносов по безработице, физическая пригодность для работы, возраст, регистрация в службе занятости в качестве безработных. Система страхования граждан от безработицы существенно повышает уровень и продолжительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и работы. В результате безработные будут стремиться не только получать высокие пособия по безработице, но и быстро находить подходящую работу, то есть совершенно разные, активные формы социальной защиты.

Нет сомнений в том, что активная политика занятости имеет больший положительный потенциал для национальной экономики, чем пассивная. Однако первое требует довольно значительных средств для его реализации. Поэтому страны, которые находятся в кризисной ситуации и не имеют достаточных средств, вынуждены довольствоваться пассивной политикой. Это касается и Беларуси. Но даже в этой ситуации необходимо, насколько это возможно, использовать хотя бы некоторые элементы активной политики на рынке труда, ставя перед собой задачу систематической реализации комплекса мер активного и пассивного порядка. 

Важно отметить, что Министерство труда и социальной защиты населения приступило к разработке проекта Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.

В регионах, как и прежде, будут составлены планы по организации новых производств и созданию рабочих мест.

В регионах страны необходимо определять наиболее горячие точки на карте занятости, чтобы планировать меры по обеспечению занятости населения в небольших городах и регионах с постоянно высоким уровнем безработицы. На основании мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в государственную программу на 2011 год включены 27 самых проблемных малых городов и 7 районов.

В глобальном масштабе задачи остаются прежними: повышение экономической активности безработного населения, поддержание контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда, повышение его качества и конкурентоспособности. Также необходимо принять меры для улучшения баланса между спросом и предложением рабочей силы с точки зрения профессиональной квалификации и территориальной структуры.

Что касается решения проблем трудоустройства целевых групп населения (молодежи, инвалидов, женщин, длительно безработных, а также тех, кто вернулся из тюрьмы и т. д.), работодатели продолжат получать броню для найма. тем, кому государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере содействия занятости населения.

Таким образом, государственная политика занятости сводится к оказанию помощи в трудоустройстве, переподготовке и социальной защите зарегистрированных безработных. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, связывающего ситуацию в мире труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Обеспечение социальной защиты населения очень актуально для рынка труда нашей страны. Правительство Республики Беларусь ежегодно разрабатывает Программу занятости населения, которая предусматривает: помощь безработным в поиске работы, профессиональную ориентацию и переподготовку безработного населения, помощь в трудоустройстве граждан, не способных конкурировать на равные условия на рынке труда. Юридическая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплаты пособий по безработице гарантированы. Центры занятости занимаются трудоустройством безработных, а также их переподготовкой, переподготовкой, обучением тем профессиям, которые востребованы. Сегодня безработица стала общеизвестным фактом, необходимо серьезно заняться проблемой трудоустройства рабочей силы: изучить потребность в кадрах рабочих и специалистов, заняться профориентацией с учетом занятых в социальной сфере. производственные и свободные рабочие места, переподготовка и т. д.

Таким образом, можно сформулировать возможные пути совершенствования государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь: создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ; обучение, переподготовка, повышение квалификации безработных; упрощение расчета пособий по безработице, увеличение их размера, приведение их в соответствие с минимальным потребительским бюджетом; создание системы страхования на случай безработицы. Именно реализация этих мер снизит уровень безработицы и будет способствовать занятости населения.

Опыт развитых стран в решении проблемы безработицы

Из-за разнообразия внутренних регуляторов, а также из-за социальной важности эффективного функционирования рынка труда необходимо квалифицированное регулирование. Создается впечатление, что создание такой эффективной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что что-то уже сделано в этой области. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (услуги по подбору персонала) и начата регистрация безработных.

Здесь разумно сослаться на проверенный опыт многих развитых стран. Существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы поощрения найма рабочей силы; и, в-четвертых, программы социального страхования на случай безработицы, то есть правительство выделяет средства на пособия по безработице.

В рамках этих программ в Соединенных Штатах, например, в послевоенный период, были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере государственных услуг - образование, здравоохранение, коммунальные услуги, а также в строительство общественных зданий и сооружений и ремонтно-реставрационные работы).

Государственная помощь в программах найма, обучения и переподготовки также становится все более важной.

Перечисленные области не исчерпывают всех мер государственного влияния на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер по косвенному регулированию этого рынка: государственная налоговая, монетарная и амортизационная политика. Кроме того, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т. д. Также оказывает существенное влияние на рынок труда. Например, в США большинство этих законов было принято в 1930-х годах.

Меры косвенного регулирования рынка труда являются одновременно мерами общего экономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба занятости, служба найма), которые являются одной из важных структур рыночного экономического механизма. Это специализированные учреждения, которые опосредуют рынок труда. В большинстве стран биржи труда являются публичными и действуют под руководством Министерства труда или аналогичного органа. В то же время на рынке труда работает большое количество частных посреднических фирм, а также государственных служб занятости, показатели которых очень высоки. Так в США насчитывается около 15 тысяч таких фирм. Многие такие фирмы уже работают в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакансий;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих устроиться на работу;
  4. изучение ситуации на рынке труда и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих устроиться на работу;
  6. профориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  7. выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а напрямую связываясь с кадровыми службами предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России таких частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда будет иметь важное значение для эффективного функционирования рынка труда. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. В то же время роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переподготовка) очень заметна во многих странах. Например, в США такая помощь ежегодно предоставляется в среднем 6-8 миллионам безработных.

Законодательство большинства стран содержит основные условия для получения пособий по безработице.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, а также Положением о порядке регистрации безработных граждан. и условия выплаты пособий по безработице, утвержденные Правительством Российской Федерации 17 ноября 1992 года ...

В соответствии с российским законодательством центр занятости, в котором зарегистрированы безработные, обязан:

в течение 10 дней после регистрации консультант-регистратор, по возможности, должен предложить гражданину как минимум 2 варианта подходящей работы, включая временную работу или участие в общественных работах, и тем, кто ищет работу впервые (кто ранее не работали) и не имели профессий (специальностей), законодательство также предусматривает предложение 2 вариантов получения профессиональной подготовки на краткосрочных курсах по направлению службы занятости.

если в течение 10 дней после регистрации гражданина для поиска подходящей работы вопрос его трудоустройства не был решен из-за отсутствия такой работы, и если лицо, зарегистрированное в этот период, не отказалось от 2 вариантов подходящей работы , включая временную работу или 2 варианта обучения (для лиц, впервые ищущих работу, у которых нет профессии, специальности) на краткосрочных курсах, не были нарушены без уважительной причины (подтверждено, как на работе, подтверждающим документом) условия приглашения консультанта-регистратора - на 11-й день со дня регистрации гражданина в службе занятости, принимается решение о признании его безработным со дня его регистрации для поиска подходящей работы, и с того же дня назначается пособие по безработице.

Размер пособий по безработице дифференцируется в зависимости от категорий граждан, признанных безработными в установленном порядке:

  • лицам, уволенным с предприятий по любой причине, которые имели оплачиваемую работу до увольнения в течение не менее 12 календарных недель на постоянной основе, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, далее - 45%, но во всех случаях не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации, и не выше средней заработной платы в данной стране. республика, территория или область;
  • лица, уволенные с работы по каким-либо основаниям, но не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в прошлом году, получают пособия в размере минимальной заработной платы;
  • Гражданам, которые ищут работу впервые, а также стремятся возобновить работу после длительного (более одного года) перерыва, пособия по безработице выплачиваются только в размере минимальной заработной платы, установленной законом.

Продолжительность периода выплаты пособий по безработице в общей сложности не может превышать двенадцать календарных месяцев. Выплата пособий прекращается в случае трудоустройства безработных, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии или назначения пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляется Министерством труда и социального развития России, а также его местными органами - центрами занятости и обслуживания (биржи труда). Этот же отдел разрабатывает и реализует общегосударственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов считают, что проблема безработицы и других дисбалансов на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели и создания эффективной системы переподготовки.

Вывод:

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Уровень безработицы является показателем социально-демографической безопасности страны. Безработица является неотъемлемой частью нашей жизни. Существует много теорий возникновения безработицы, разрабатываются методы борьбы с ней, но все они бессильны в отношении этой проблемы. Единственное, к чему они могут привести, это приблизиться к естественному уровню безработицы. Но и эта модель не идеальна.

Безработица проявляется в разных формах, основные формы безработицы - фрикционная, структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладает структурная безработица, сопровождающая научно-технический прогресс, безработица в основном вынужденная. Добровольная безработица включает безработных трудоспособных людей, которые не хотят работать, и тех, кто добровольно становится безработным из-за поиска работы с лучшими условиями и более высокой заработной платой. Структурная безработица вместе с фрикционной безработицей формируют концепцию естественной безработицы.

Безработица - это не просто состояние рынка труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на него. Это также очень сложное социально-экономическое явление, которое требует детального анализа и наблюдения.

Особое внимание следует уделять как негативным, так и позитивным социально-экономическим последствиям безработицы для общества в целом, его отдельных групп и слоев, для семей, для каждого человека. Безработица как социальное явление ведет к созданию резерва рабочей силы для экономики; повышение социальной значимости и стоимости труда, обнищание населения, приводит к утрате постоянного и регулярно получаемого источника средств к существованию, увеличивает дифференциацию населения.

В связи с этим одной из функций государства является регулирование занятости населения, устранение негативных последствий безработицы. Забота государства о достижении наиболее полной и эффективной занятости в стране как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда. Реализация эффективной социальной политики, а также реализация мер, направленных на повышение уровня занятости в стране, привели к снижению уровня безработицы в августе 2011 года. До 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 года - 0,8%).

Для регулирования занятости населения в Республике Беларусь принимаются такие меры, как: создание новых рабочих мест; содействие развитию частного предпринимательства путем предоставления финансовой помощи; переподготовка и повышение квалификации безработных, увеличение пособий по безработице, создание системы страхования по безработице.

Но механизмы государственного регулирования должны постоянно совершенствоваться в зависимости от развития экономики, реструктуризации производства и формирования эффективной социальной политики.