Безработица: понятие виды проблемы анализ

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налогообложение: история развития, принципы, функции   
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Влияние рынка ценных бумаг на состояние экономики
Понятие финансового рынка, его структура и институты


Введение:

Одной из фундаментальных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой огромные потери основной производительной силы - труда, значительное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переподготовку безработных и их занятость. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не выходя за пределы своих производственных возможностей, и нельзя говорить о каком-либо экономическом росте в стране.

Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, мешая им реализовать свои творческие возможности, применяя свои навыки в той сфере деятельности, в которой человек может проявить себя в наибольшей степени, и, что наиболее важно, резко ухудшает финансовое положение семьи безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Таким образом, уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. В связи с этим проблема безработицы в Российской Федерации в контексте перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, а также других общественных наук.

Эта проблема требует глубокого научного изучения, всестороннего теоретического анализа и разработки на этой основе практических рекомендаций, которые можно было бы использовать для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, сокращение безработица до минимума, социально приемлемый уровень. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
  • рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и определение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
  • изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Объектом исследования является состояние и тенденции развития рынка труда в России.

Предметом социально-экономических механизмов снижения безработицы.

 

Понятие безработицы, ее виды и причины

 

Сущность, понятие безработицы, подходы к определению.

Проблема безработицы является одной из самых сложных. Она получила широкий спектр интерпретаций в литературе. Например, такие:

  1. Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, безработных и ищущих работу в течение периода времени, определенного законом.
  2. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
  3. Безработица - это отсутствие работы по экономическим причинам в определенной, более или менее в любой момент, части работающего населения страны, способной и желающей работать.

В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, которая выражает отношения между работниками и работодателями в отношении реализации основного, естественного права человека - права на труд, реализации его способности работать, а не только с точки зрения обеспечения средства к существованию, необходимые для поддержания и воспроизводства самой жизни, а также с точки зрения реализации в трудовой деятельности заслуг и качеств человека как личности, его естественной потребности в работе как форме жизни.

Чтобы проанализировать проблемы безработицы, необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут незначительно отличаться от страны к стране. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • трудоспособный возраст, то есть лицо должно быть старше минимального возраста, с которого закон разрешает трудоустройство, но не старше возраста, при котором назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти работу;
  • человек не имеет постоянного источника дохода в течение некоторого времени (например, месяц);
  • подтвержденное желание человека найти работу (например, обращение в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только те, кто соответствует этим критериям, считаются действительно безработными и учитываются при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности своей рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:

Уровень безработицы = безработные / рабочая сила * 100%.

В этом случае безработные подсчитываются на основе данных, предоставленных соответствующими органами власти и учреждениями (например, во многих странах используются статистические данные о биржах труда), а рабочая сила определяется как разница между общей численностью населения страны и отдельные группы населения, к которым относятся:

  • лица моложе трудоспособного возраста;
  • лица, находящиеся в специальных учреждениях (места содержания под стражей, психиатрические диспансеры и т. д.);
  • лица, покинувшие рабочую силу (пенсионеры, инвалиды и т. д.).

Слабо защищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:

  • бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;
  • женщины, особенно с маленькими детьми, с большими детьми;
  • молодежь и подростки, впервые вступающие в роды;
  • выпускники вузов и техникумов;
  • работающие инвалиды и пенсионеры.

За период 1996-2001 гг. численность контингента уязвимых слоев населения значительно увеличилась; оно расширило свой состав, главным образом за счет военнослужащих и членов их семей. В период 1992-1997 гг. более 1,2 миллиона человек были уволены из вооруженных сил. В 2001-2005 гг. около 350 тысяч военнослужащих были уволены из вооруженных сил, не считая мирных жителей.

Среди безработных по-прежнему высока доля работающих женщин. В среднем по России в 2004 году, согласно опросам Государственного комитета Российской Федерации по народонаселению, эта доля составила 49,8% (незначительно увеличилась по сравнению с 2003 годом, когда она составляла 47,1%). В большинстве случаев женщины находятся в состоянии открытой безработицы в течение более длительного времени. Неполная занятость работающих женщин широко распространена, особенно в легкой промышленности, прежде всего в текстильной и швейной промышленности.

Положение молодежи на рынке труда ухудшается. Поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образованию и профессиональному уровню, каждому из них необходим свой подход к решению проблем занятости. Прежде всего, речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, у кого нет ни того, ни другого.

 

Взгляды экономических школ на безработицу

 

Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.

Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 . . .), а прирост населения в геометрической (2, 4, 8, 16, 32 . . .). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.

Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующийся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.

В марксистской теории безработный рассматривается как внутренне присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции безработица существует в текущей, застойной и скрытой (аграрной) форме. Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.

Родоначальком современной теории занятости считают Кейнса. Он утверждает, что:

  • рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;
  • равновесие рынка не гарантирует полную занятость.

В настоящее время растет число сторонников классических идей (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще - невозможно.

 

Причины безработицы

 

Современная безработица в Российской Федерации - это явление, порожденное этапом развития в процессе установления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, она имеет особенности, характерные для всех стран. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества со временем менялось, но ущерб, наносимый безработицей, влечет за собой значительное отставание в экономическом развитии страны.

Увеличение или уменьшение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, последовательные взлеты и падения экономической активности в течение нескольких лет или десятилетий приводят к определенным колебаниям числа занятых и безработных.

Среди экономистов нет единой точки зрения на причины безработицы.

Можно выделить следующие основные причины безработицы:

  • избыток населения (в общем, мировая экономика является избытком рабочей силы, чему способствует быстрый рост населения);
  • установление ставок заработной платы выше уровня равновесия под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
  • вытеснение рабочей силы капиталом в эпоху научно-технической революции;
  • наличие монопсонии на рынке труда (монопсонические предприятия диктуют условия оплаты труда и недооценивают объем занятости);
  • низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на рабочую силу, поскольку спрос на рабочую силу является производным, и в результате возникает безработица).

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

  • географическое перемещение населения: человек переезжает на новое место и может быть безработным во время переезда и в течение некоторого времени до и после переезда;
  • изменение профессиональных интересов, переподготовка, переподготовка;
  • наступление новых этапов в личной жизни человека: учеба, рождение детей и т. д.

Причины структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, снижения спроса на работников по некоторым профессиям и увеличения спроса на работников по другим профессиям. Другими словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовые увольнения работников, и причины, по которым работники сами не покидают свои предприятия, хотя заработки зачастую едва достигают средств к существованию уровень; и заработная плата задерживается на месяцы.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает в себя следующие моменты:

Во-первых, даже в условиях падения производства руководители компаний пытаются сохранить персонал на будущее, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска.

Во-вторых, удержание персонала позволяет надеяться на финансовую поддержку со стороны государства.

В-третьих, зачастую фирмы просто не имеют средств для выплаты избыточных пособий работникам и заработной платы за период занятости в соответствии с трудовым законодательством.

Поэтому увольнения происходят, как правило, с печатью «по собственной воле», спровоцированной постоянно ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Несколько лет назад на первом этапе приватизации предприятия сохранили свои государства с целью корпоратизации: как вы знаете, изначально корпоратизация осуществлялась трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени эта причина сохранения кадров исчезла.

Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы


Это связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату.

Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу.

Во-вторых, для старшей воз­растной группы трудоспособного населения очень важен неп­рерывный, стаж работы для получения пенсий.

В-третьих, по­собие по безработице, даже если его удается получить, не ком­пенсирует потери в заработной плате.

В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как ста­бильность занятости.

Несмотря на то, что многие люди подра­батывают в сфере теневой экономики, а также в личном под­собном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом ра­боты, добровольно предпочитая неполную занятость.

Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с от­сутствием таковой на фоне кризисного падения производства.

Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэконо­мические последствия.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин:

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

 

Виды безработицы и их специфика

 

В зависимости от причин ее возникновения различают безработицу: фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, латентную и технологическую.

Фрикционная (текущая) безработица - это временная безработица, которая возникает, когда человек добровольно меняет свое рабочее место (переходит с одной работы на другую, меняет место жительства и т. д.) Или когда меняется «этап жизни» (поступление на работу после армия, выпускной и т. д.). Фрикционная безработица считается неизбежной и в некоторой степени приемлемой, поскольку многие работники, которые добровольно оказываются «между рабочими местами», переходят с низкооплачиваемых рабочих мест на более высокооплачиваемые и более производительные рабочие места. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем национального продукта. В целом, психологи считают, что для поддержания жизнеспособности, работоспособности и морально-психологического равновесия человек должен менять место работы не менее шести раз в жизни.

Термин «фрикционный» подчеркивает, что рынок труда испытывает определенные колебания, равновесие на рынке труда не достигается мгновенно. Однако это не просто нормальное, а позитивное состояние, поскольку наличие фрикционной безработицы показывает гибкость рынка труда и свободу выбора каждым из его участников линии своего дальнейшего поведения: широкая социальная политика дает шанс остаться в состоянии поиска более высокооплачиваемой или более интересной работы на более длительное время, что рассматривается как большое достижение социально-экономической политики государства.

Структурная безработица - это неполная занятость, т. е. работники, которые работают по совместительству или вынуждены уйти в отпуск по распоряжению администрации и т. д. Этот тип безработицы затрагивает работников, владельцев малых предприятий в розничной торговле и сфере услуг, особенно в времена кризиса и депрессии. Но в большей степени это проявляется в аграрном секторе, куда люди готовы уехать в любое время. Аграрное перенаселение является скрытым, поскольку мелкие крестьяне формально считаются собственниками, но на самом деле большинство из них являются безработными, хотя статистика не учитывает их как безработных.

Говоря о структурной безработице, как правило, в качестве примера приводят безработицу, которая характерна для представителей устаревших профессий, которые либо представляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторами производства. Например, труд может быть заменен капиталом, и в результате спрос на рабочую силу падает.

Структурная безработица также должна включать безработицу, которая может возникнуть в результате структурного кризиса «живых», но проблемных отраслей. Например, в результате конверсии многие работники этих отраслей в России оказались структурно безработными. Такая безработица уже намного более болезненна для людей, чем безработица от трения. Рост структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии. Структурной безработицы не избежать. Это связано с тем, что технический прогресс постоянно порождает новые продукты, технологии и даже целые отрасли (к ним относится, например, производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате структура спроса на рабочую силу резко меняется, и люди с более ненужными профессиями в том же количестве профессий остаются без работы, пополняя ряды безработных. Например, импорт значительного количества персональных компьютеров в Россию привел к отказу от использования больших компьютеров, на обслуживание которых требовалось много программистов. Наряду с компьютерами из-за рубежа пришло новое поколение программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без программиста-посредника. Чтобы сохранить или устроиться на работу, программистам старой школы пришлось срочно пройти переподготовку, освоить новые языки программирования и новые пакеты программного обеспечения.

Общее у фрикционной и структурной безработицы заключается в том, что оба эти вида безработицы неизбежно возни­кают в экономике любой страны. При этом величина фрикци­онной безработицы характеризует степень социально-эконо­мических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.

 

Безработица: понятие виды проблемы анализ

 

Между фрикционной и структурной безработицей есть и различия.

Во-первых, структурная безработица носит более затяжной характер по сравнению с фрикционной, поскольку структурные кризисы трудно преодолеть в короткие промежутки времени.

Во-вторых, состав структурных безработных более устойчив, что чревато образованием конфликтных групп, обостряю­щих социально-политическую ситуацию в стране.

В-третьих, если переобучение для фрикционных безработных — дело их собственного выбора, то структурные безработ­ные нуждаются в обязательном переучивании, если они плани­руют найти занятость в течение структурного кризиса.

В-четвертых, в отличие от добровольной фрикционной безработицы структурная безработица всегда носит вынужден­ный характер.

В целом следует отметить, что структурная безработица-это и для страны в целом, и для тех лиц, которые относятся к данной категории безработных, явление более болезненное, чем фрикционная безработица.

Циклическая безработица - это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, а, следовательно, растет безрабо­тица. Разница фактического и естественного уровней безрабо­тицы и составляет величину циклической безработицы.

Циклическая безработица — отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не дости­гается потенциальный уровень ВВП. Показатели циклической безработицы бывают весьма различны и колеблются в зависи­мости от интенсивности спада. В США циклическая безрабо­тица в Великую депрессию достигала 25%.

Если безработица выше естественного уровня может возникать циклическая безработица, а если безработица ниже естественного уровня, то тогда такое состояние рынка труда называется сверхполной занятостью. Сверхполная занятость считается нормальным явлением для таких стран, чья экономика находится в особых условиях, например в условиях войны. В этом случае такое положение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин.

Если же сверхполная занятость наблюдается достаточно долго в обычных экономических условиях, это свидетельствует о том, что рынок труда негибок, в экономике высокая инфля­ция. Значит, сверхполная занятость - неблагоприятное экономическое явление.

Сезонная безработица - появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.

Застойная безработица - включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика их в том, что они заняты только в определенное время, а все остальное время являются безработ­ными. Низший слой застойного перенаселения образуют пауперы - бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные воз­можности вернуться в него.

Сюда относятся старики, калеки и инвалиды труда, а также деклассиро­ванные элементы - воры, проститутки, нищие, бродяги.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Технологическая безработица новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.

Естественной безработицей называется сумма фрикционной и структурной безработиц.

 

Экономические последствия безработицы

 

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статисти­ческий материал, он пришел к выводу, что существует устой­чивая взаимозависимость между величиной циклической без­работицы и отставанием фактического ВВП от потенциально­го ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал пра­вило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание факти­ческого ВВП от потенциального составляет 2,5%.

Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%. Например, если в данном периоде (году) циклическая безработица состави­ла 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%. Из таблицы 1 видно, что в 2004 году с учетом выработки на 1 работника 22,4 млрд. руб., то потери ВВП от безработицы по формуле А. Оукена будут составлять 48,8 млрд. руб.

Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

В 1999 году валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 года (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных по­следствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спа­да, если государство не предпримет необходимые меры.

Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбереже­ния — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и со­кращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает мень­ше налоговых поступлений в бюджет.

 

Социальные последствия безработицы

 

Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.

Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью.

Естественная убыль населения сопровождается падением производства.

В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения. Если в 1992 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 67,9 года (в том числе мужчины 62,0 и женщины – 73,8), то в 1999 году продолжительность жизни снизилась до 65,9 года (в том числе мужчины 59,8 и женщины – 72,2).

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.

Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

 

Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости

 

Уровень безработицы в России в сентябре 2005 года составил 6.8% экономически активного населения страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2004 года безработица сократилась на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1 млн. человек, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2004 года этот показатель составлял 5,7 млн. человек, в августе 2005 - 4,8 млн. человек.

В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.

В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.

При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.

В Белгорододской области по данным Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005 года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с декабрем 2004 годом на 800 человек.

Политика занятости — органическая часть экономической по­литики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

  • содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
  • разработка концепции обеспечения занятости и выживания на­селения малых городов в условиях привязки их к одному-двум пред­приятиям;
  • стимулирование инвестиций в человека через общее, профес­сиональное и бизнес-образование, систему повышения квалифика­ции и переподготовку;
  • ориентация на сокращение безработицы, оживление производ­ства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
  • становление эффективного рынка труда, предполагающее по­вышение цены труда по мере роста национальной экономики;
  • целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости.

 

Пути решения проблем безработицы

 

Есть два пути: прямой и косвенный.

Прямой путь — это возрож­дение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный— это административное или законодательное регу­лирование занятости. Это означает:

  • Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  • Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нуж­но использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

Развитие системы страхования от безработицы:

  • повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
  • использование страховых принципов, когда наряду с работо­дателем в формировании фонда участвует и сам работник;
  • финансирование государством специальных программ помо­щи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
  • адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар­ственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устране­ние конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных ра­ботников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению тру­довых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равно­правие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными груп­пами, территориями, формирование оплаты труда по законам спро­са, предложения и цены рабочей силы, создание системы государ­ственных гарантий, социальной защищенности граждан от безра­ботицы.

Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобре­тает заключение коллективных договоров на предприятиях и в ор­ганизациях там, где непосредственно происходит соединение вла­дельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности то­варов и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифферен­цированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержа­нии и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема про­изводства, их финансового состояния (рентабельное или убы­точное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава ра­ботников, наличия социальной инфраструктуры.

Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие раз­личных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе ре­форм пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

 

Создание более гибкой модели рынка труда

 

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гаран­тирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим рос­том заработной платы).

Для этого придется немало поработать, прежде всего, над пра­вовой инфраструктурой. Не­обходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формаль­но доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения эконо­мически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способ­ствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из фак­торов, обеспечивающих мо­бильность рабочей силы.

Коллективные договоры дол­жны заключаться преимущественно на уровне предприя­тия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разоре­нию многих предприятий, ко­торые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения ис­полнения индивидуальных и коллективных трудовых до­говоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться да­же крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем без­работицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет поряд­ка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожи­точного минимума, то есть примерно до 50% средней за­работной платы по стране, — это приведет к снижению за­нятости для России в целом и обернется настоящей катас­трофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагеста­не минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в реги­оне вообще перестанет существовать — просто по эле­ментарным законам экономи­ческой реальности.

Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро сто­ит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная без­работица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Нали­чие таких диспропорций это тоже прямой вычет из эконо­мического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь экономи­ческие факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае де­ло третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — суб­сидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуе­мого жилья у нас невозмо­жен просто потому, что му­ниципальное жилье оплачи­вается по цене ниже рыноч­ной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распреде­ляемый ресурс. Поэтому, ес­ли человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может полу­чить его в другом. Значит, пе­реехать он может, только по­менявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически не­возможен, что в свою оче­редь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизи­тельно 50% россиян. Следо­вательно, половина населе­ния страны не имеет возмож­ности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населе­ния — собственники жилья, это довольно высокий пока­затель. С точки зрения влия­ния на занятость, миграцию, безработицу это отрицатель­ный фактор. Чтобы испра­вить сложившееся положе­ние, прежде всего, нужно сформировать рынок заклад­ных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и по­купку в другом.

Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собствен­ность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный струк­турный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.

 

Новая государственная программа снижения безработицы

 

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.

В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.

Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

 

Заключение

 

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

Особое внимание было уделено изучению конкретных методов сокращения безработицы в стране, таких как стимулирование малого бизнеса и самостоятельной занятости, обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп на рынке труда.

Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, способов и методов снижения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех форм и типов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу и препятствовать стабилизации экономики страны.

Такой анализ позволяет нам отметить, что основной возможностью сокращения безработицы сегодня является активизация государственной политики занятости наряду с общим улучшением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям и ориентироваться на долгосрочную перспективу.

Чрезвычайно важно скорректировать общее направление государственной политики занятости населения Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив развития региональных рынков труда.

При этом необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт предотвращения и защиты от безработицы.