Безработица и занятость населения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инвестиции и оценка инвестиционного климата России
Оценка эффективности инновационной политики государства
Формирование цен на ресурсы: теория предельной производительности
Фискальная политика в России: цели и методы реализации


Введение:

Актуальность темы курсовой работы. Взаимосвязь между экономическими процессами и занятостью населения имеет глубокие причинно-следственные связи. Независимо от развития производства, занятость меняется под влиянием присущих ей определенных внутренних законов. Таким образом, количество трудовых ресурсов, которые могут быть использованы в общественном производстве, во многом определяется демографической структурой населения, уровнем образования и квалификации работников, а также уровнем доходов населения. Следовательно, при обосновании пропорций распределения работников по отраслям и сферам деятельности необходимо учитывать потребности различных групп населения в определенных видах общественно-полезного труда, которые, в свою очередь, определяются широкий спектр социальных факторов, и не только по развитию производства. Роль и влияние социальных предпосылок на процессы занятости еще более возросли с предоставлением гражданам права на свободу выбора места и сферы занятости, смены профессии и освоения новой профессии. Эти процессы стали во многом предопределять условия и масштабы обеспечения рабочей силы в конкретных отраслях. Итак, политика государства должна определяться исходя из критерия согласованности социально-экономических целей регулирования занятости. Другими словами, условия занятости, при которых будет учитываться потребность человека в рабочей силе, могут быть обеспечены только в том случае, если в наиболее важных разделах социально-экономических программ заложены соответствующие материальные предпосылки для обеспечения необходимого масштаба и направлений. перераспределения трудовых ресурсов по отраслям и занятости. ... И только на основе преодоления определенной изоляции многих разделов программ социально-экономического развития страны могут быть полностью учтены интересы личности как в сфере потребления, так и в сфере труда.

Тема курсовой работы: «Занятость и безработица».

Объектом исследования в курсовой работе являются нормативные правовые акты, отражающие и регулирующие занятость и безработицу населения.

Предметом исследования является проблема занятости и безработицы населения, в том числе в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы - правильно, всесторонне и объективно раскрыть тему курсовой работы на основе знаний, полученных в ходе обучения.

Задачи курсовой работы предопределяются целью исследования и заключаются в следующем:

  • дать понятие занятости и безработицы;
  • рассмотреть социально-экономические последствия безработицы;
  • охарактеризовать программы регулирования занятости населения;
  • предоставить статистические данные о занятости населения Республики Беларусь за последние годы.

При решении поставленных задач для достижения цели исследования были использованы следующие методы: метод системного анализа, формально-правовой метод, метод комплексного исследования, метод сравнительной юриспруденции.

Содержание и виды безработицы

Понятие безработицы и занятости

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей, как правило, приносящих доход. С точки зрения экономических позиций занятость населения рассматривается как наличие работы, как жизнеспособная деятельность, приносящая доход работнику. Как экономическая категория, занятость выражает производственные отношения в отношении включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную рабочую кооперацию для удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено работой.

Прежде всего, в число занятых входит: наемные работники, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью, и т. д.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях, работа по дому, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций ( занятость) и т. д. Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом. и благосостояние отдельных граждан.

В сфере занятости различают два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям рациональной и эффективной занятости. Занятость, которая обеспечивает наиболее полное включение граждан страны в трудовой процесс, определяется как рациональная занятость. Эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальных и отраслевых секторах, которое обеспечивает высочайшую производительность труда и высокую эффективность национального производства.

При рациональной и эффективной занятости решаются две задачи:

  • создано достаточное количество рабочих мест;
  • предприятия и организации обеспечены необходимой рабочей силой;

Первая задача отражает, в первую очередь, интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая - интересы промышленности и предприятий. Задача бизнес-единиц - добиться эффективной занятости, а задача государства - обеспечить полную занятость.

Структурные виды занятости определяются по следующим критериям:

  1. По роду деятельности: работа на предприятиях всех типов и общественных организаций; Военная служба; индивидуальная трудовая деятельность; личное подсобное хозяйство.
  2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою: рабочие; управленческий персонал; инженеры, техники и работники; предприниматели; крестьяне.
  3. Учет межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.
  4. По территориальному признаку: соотношение количества занятых по регионам; по регионам; экономические регионы и др.
  5. По уровню урбанизации: по соотношению количества трудовых ресурсов города и села.
  6. По профессионально-квалификационным критериям: уровень образования; опыт работы; степень механизации труда и др.
  7. По полу и возрасту.
  8. По видам собственности и формам организации труда: соотношение между работниками охватывается индивидуальными и коллективными формами организации труда.

Формы занятости представляют собой организационно-правовые методы и условия использования труда. В рамках каждого вида занятости работа людей организуется с использованием различных организационно-правовых форм, различающихся по регламентации продолжительности и режимов рабочего дня: регулярности или стабильности трудовой деятельности; место работы (на предприятии или дома), статус деятельности.

Таким образом, формы занятости классифицируются с учетом следующих характеристик:

  1. Значение для работника: первичное; среднее (когда основное место работы дополняется дополнительным заработком).
  2. Формы организации рабочего времени: полный (полный рабочий день); неполный рабочий день (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя или неполный рабочий день с сокращенной рабочей неделей); на дому (работа организуется дома, когда люди трудоспособного возраста не могут работать на производстве по ряду причин).
  3. Формы правового регулирования использования труда: базовые (реализуются трудовым законодательством); специальные (требуется специальное регулирование труда, например, занятость неполный рабочий день, на условиях домашней работы, гибкий график работы, виды вторичной и временной занятости).
  4. Стабильность: постоянная (при относительно стабильном месте работы); временный (работник занимается деятельностью только на определенный период времени).

Трудоспособное население (население, способное в полной мере участвовать в общественном труде в соответствии со своими физическими возможностями) состоит из занятого трудоспособного населения и безработного трудоспособного населения. Безработное население, в свою очередь, состоит из двух частей:

  1. добровольно безработное население, причинами которого могут быть: достигнутый уровень благосостояния, убеждения (определенный образ жизни человека) и другие соображения (отчаяние в поисках работы и т. д.);
  2. вынужденная безработица (отсутствие работы, если вы хотите ее иметь).

Выделяя вынужденную безработицу, мы, по сути, сталкиваемся с таким социально-экономическим явлением, как безработица. В такой ситуации появляется теория, объясняющая безработицу отсутствием совокупного спроса на товары и услуги. Его автор, Джон Мейранд Кейнс, показал, что помимо «добровольной» и «фрикционной» безработицы, существует «вынужденная» или «недобровольная» безработица.

В современный период доля промышленного и сельскохозяйственного труда значительно снижается, но роль и значение сектора услуг, науки, здравоохранения и образования возрастают.

Если раньше основной тенденцией изменения структуры занятости было вытеснение неквалифицированной рабочей силы высококвалифицированным трудом, то сейчас все чаще и чаще вытесняются те виды высококвалифицированной рабочей силы, которые по определенным стандартам не соответствуют новейшему производству. требования, записывается.

Таким образом, безработица определенной части населения является результатом действия объективных процессов:

  • неравномерное развитие производственных сил;
  • противоречивый характер научно-технического прогресса;
  • высокие темпы модернизации производства.

Как утверждал Кейнс, 3-4% населения остаются безработными из-за противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки и обновления технологий. Таким образом, мы столкнулись с концепцией безработицы.

Согласно Закону Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 31 января 2010 года. № 125-З, безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы или заработка, который зарегистрирован в Комитете по труду, занятости и социальной защите, чтобы найти подходящую работу, ищет работу и готов ее начать.

Согласно определению международных организаций - Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработными являются люди, которые не имеют работы, которые готовы приступить к работе и ищут работу в последние четыре недели

С экономической точки зрения безработица является особым состоянием национальной экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая работать, не имеет работы и становится вынужденно безработной.

Таким образом, чтобы получить статус безработного, недостаточно просто не иметь работу, все же необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с этими условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие за детьми дома, люди, которые перестали искать работу или временно не работают по какой-либо причине, не считаются безработными.

Все имеющиеся мнения о причинах безработицы в странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может быть относительно избыток населения, «избыток» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особенно силен в развивающихся странах.

Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе в технологии (структурная безработица). Эта безработица носит временный характер, потому что старые отрасли и отрасли заменяются новыми.

В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественного желания людей найти так называемую работу «по своему вкусу», с лучшими условиями труда и заработной платой (фрикционная безработица).

В-четвертых, особенно сильный рост уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот тип безработицы является наиболее опасным, поскольку возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - снижение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т. д.

В-пятых, активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между работником и работодателем может стать генератором безработицы, что часто приводит к негибкости рынка заработной платы и вынуждает предпринимателей решать проблему максимизации прибыли за счет сокращения занятости.

Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.

Формы безработицы и ее естественный уровень

Безработица может принимать разные формы. Основными из них являются:

  • Фрикционная безработица.

Если человеку предоставляется свобода выбора вида деятельности и места работы, в любой момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Некоторые добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонные рабочие места (например, в строительной отрасли из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены модели). И есть также категория работников, особенно молодых людей, которые ищут работу впервые. Когда все эти люди находят работу или возвращаются на прежнюю работу после увольнения, другие лица, ищущие работу, и уволенные работники заменяют их в группе безработных. Следовательно, хотя конкретные люди, которые по тем или иным причинам были безработными, заменяют друг друга из месяца в месяц, этот тип безработицы сохраняется.

Экономисты используют термин фрикционная безработица (который связан с поиском или ожиданием работы) для обозначения работников, ищущих работу или ожидающих получить работу в ближайшем будущем. Определение «трения» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует вяло, со скрипом, не сопоставляя количество рабочих мест и рабочих мест.

Фрикционная безработица считается неизбежной и в некоторой степени желательной, потому что многие работники, которые добровольно оказываются «между работами», переходят от низкооплачиваемых непродуктивных рабочих мест к более высокооплачиваемым, более производительным работам. Это, в свою очередь, означает более высокие доходы работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем национального продукта.

Фрикционная безработица - это безработица, связанная с краткосрочным периодом, который необходим для поиска новой работы, в связи с получением образования, уходом в декретный отпуск, переездом. С ростом благосостояния может увеличиться фрикционная безработица, и ее сокращение возможно по мере совершенствования методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения затрат.

  • Структурная безработица.

Фрикционная безработица постепенно переходит во вторую категорию, называемую структурной безработицей. Экономисты используют термин «структурный» для обозначения «составной». Со временем происходят важные изменения в структуре потребительского спроса и в технологии, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вообще прекращается. Спрос на другие профессии, в том числе новые, которых раньше не было, растет. Безработица возникает из-за того, что рабочая сила медленно реагирует и ее структура не полностью соответствует новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что некоторые работники не имеют таких навыков, которые можно быстро продать, их навыки и опыт устарели и становятся ненужными из-за изменений в технологии и характера потребительского спроса. Кроме того, географическое распределение рабочих мест постоянно меняется. Об этом свидетельствует миграция в промышленности от "снежного пояса" к "солнечному поясу" за последние десятилетия.

Примеры: 1. Много лет назад высококвалифицированные стеклодувы не работали из-за изобретения машин для изготовления бутылок. 2. Относительно недавно в южных штатах неквалифицированные малообразованные негры были изгнаны из сельского хозяйства в результате его механизации. Многие были безработными из-за недостаточной квалификации. 3. Американский сапожник, который остался без работы из-за конкуренции импортных товаров, не может, например, стать программистом без серьезной переподготовки и, вполне возможно, без смены места жительства.

Структурная безработица - это безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Таким образом, структурная безработица связана с несоответствием между предложением и спросом на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и в медовых регионах страны.

Разница между фрикционной и структурной безработицей очень неопределенная. Существенным отличием является то, что «фрикционные» безработные имеют навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут получить работу без переподготовки и дополнительного обучения; фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная безработица носит более долгосрочный характер и поэтому считается более серьезной.

  • Циклическая безработица.

Циклическая безработица относится к безработице, вызванной рецессией, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется отсутствием общих или общих затрат. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость уменьшается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей на стороне спроса.

Циклическая безработица - это разница между уровнем безработицы в данный момент в производственном цикле и уровнем естественной безработицы. Таким образом, в период рецессии циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной, а при расширении ее отрицательное значение снижает уровень безработицы, вычитая циклическую безработицу из фрикционной и структурной [2].

  • Скрытая безработица.

Особой формой безработицы является скрытая безработица, обусловленная сохранением избыточной занятости на предприятиях в условиях спада производства. Скрытая безработица существует в виде неполной занятости и административного отпуска. Это способствует росту инфляции, предотвращает формирование занятости и экономики от кризиса, рост производительности труда и заработной платы, внедрение новых технологий в условиях дешевой рабочей силы, а также замедляет процесс переполнения рабочей силы. ресурсы в перспективные отрасли.

Скрытая внутрифирменная безработица, как и открытая, существует в форме полной и частичной. Скрытая безработица внутри фирмы включает работников, которые сохраняют статус занятых и получают заработную плату на предприятии, но по какой-то причине не работают, а также тех, чей труд не используется по прямому назначению, что заставляет их искать дополнительную работу.

С одной стороны, это означает, что труд этих работников не обеспечивает надлежащего продукта и не имеет достаточного качества. С другой стороны, сами работники, имеющие статус занятых, по-прежнему не полностью лишены заработка или их сумма недостаточна. В этом суть скрытой внутрифирменной безработицы и общий критерий ее разнообразных форм.

Также выделяются скрытые формы внутрифирменной безработицы, которые легко улавливаются органами статистики и службами занятости, к ним относятся: постоянно занятые работники, которые временно не работают, поскольку для них также нет работы по той или иной причине как те, кто работает в сокращенном режиме дня, сокращенная неделя. Следовательно, скрытая внутрифирменная безработица является вынужденной безработицей.

В отличие от видимой скрытой внутрифирменной безработицы, которую можно измерить и оценить, существует также невидимая безработица.

Существует два типа невидимой скрытой безработицы: замаскированная (квалификация работников используется не полностью или не по назначению) и потенциальная (у работника мало пользы, низкая производительность, а также использование работников в тех работы, которые не требуют высокой профессиональной подготовки, которую они имеют).

Скрытая безработица - неполная занятость в течение рабочего дня, недели, месяца или года; формально человек - это работник, занятый на производстве, на самом деле это скрытый безработный, который выполняет лишь ограниченный объем работы.

  • Естественная безработица.

В количественном отношении естественная безработица представляет собой сочетание фрикционной и структурной безработицы.

В современных условиях естественная безработица рассматривается как допустимый резерв труда, необходимый для стабильного функционирования народного хозяйства в рыночных условиях.

  • Фактическая безработица.

Естественная безработица (фрикционная и структурная) плюс циклическая является реальной безработицей.

  • Долгосрочная безработица.

Долгосрочная безработица характеризует часть населения, которая постоянно находится без работы и уже полностью разочаровалась в поиске работы и перестала искать. Застойная безработица характеризуется утратой ранее приобретенных трудовых навыков, а значит, это относится к неофициальной безработице.

Уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структурной и технологической безработицы, называется естественным. Он постоянно растет и в настоящее время в экономически развитых странах составляет примерно 5-6% по сравнению с 3-4% в 60-х годах. Соответственно, состояние полной занятости в народном хозяйстве предполагает наличие безработицы не выше ее естественного уровня. По словам М. Фридмана, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования труда, так же как степень использования производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Уровень естественной безработицы определяется путем усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (прогнозные оценки используются с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).

По сути, естественная безработица - это доля безработицы, соответствующая соответствующему уровню полной занятости в экономике.

Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются:

  1. увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования на случай безработицы Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы для быстрой занятости, то есть увеличивается время на поиск подходящей работы, на переподготовку и т. д. В долгосрочной перспективе это способствует лучшему балансу структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срок их выплаты способствует увеличению числа безработных и росту безработицы. Инструментом для решения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т. д.). В краткосрочной перспективе финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, но в среднесрочной перспективе это поможет снизить естественный уровень безработицы.
  2. стабильность (жесткость) заработной платы рождает «ожидание безработицы». Ожидания по безработице возникают в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением [1].

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: рабочие становятся безработными, потому что, когда заработная плата ограничена, предложение рабочей силы превышает спрос на рабочую силу, и люди просто «ожидают» возможности получить работу с фиксированной ставкой заработной платы.

Безработица, особенно вынужденная безработица, более серьезна не только как экономическая катастрофа, но и как социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездействие, в свою очередь, к потере квалификации, утрате чувства собственного достоинства, распаду семьи, моральному упадку, социальной напряженности и самоубийству. Массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным и политическим изменениям, что неоднократно подтверждалось историческими событиями предыдущих лет.

Поэтому государства всеми силами пытаются снизить уровень безработицы, чтобы защитить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

Социально-экономические последствия безработицы

Позитивные и негативные аспекты безработицы. Закон Окуня

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества весьма противоречиво.

В качестве положительных аспектов этой проблемы можно назвать следующие:

  • Во-первых, безработица выступает в качестве условия для роста производства и появления новых предприятий. Если бы не этот фактор, расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов (труда, земли, капитала), было бы затруднительным;
  • Во-вторых, безработица повышает дисциплину и эффективность труда в обществе трудовой дисциплины.

В то же время безработица влечет за собой тяжелые негативные социально-экономические последствия:

  1. Безработный труд означает открытое недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, которые являются результатом естественной и фактической безработицы (и, соответственно, занятости).
  2. Безработица ограничивает требования профсоюзов о более высокой заработной плате и как бы работает на требования профсоюзов предпринимателей.
  3. В случае длительной безработицы работник полностью или частично теряет свою квалификацию, и получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто являются для него болезненными; человеческий капитал обесценен.
  4. Безработица приводит к прямому снижению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы и носят временный характер. Рост безработицы снижает покупательский и инвестиционный спрос и уменьшает объем сбережений среди населения.
  5. Сам факт безработицы наносит человеку серьезную психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, лишение свободы и т. д.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы, уровень смертности, число убийств и самоубийств явно возрастают.

Закон Окуня. Американский экономист Артур Оукен (1928-1980) сформулировал закон, согласно которому существует взаимосвязь между динамикой ВВП и уровнем безработицы, показывая, что:

  1. ежегодный рост реального ВВП на 2,5-3% способен удержать уровень безработицы в стране на стабильном уровне;
  2. страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем;
  3. снижение достигнутых показателей ВВП приводит к росту безработицы.

В соответствии с законом Окуна отклонение выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от его естественного уровня.

Таким образом, если фактический уровень безработицы окажется на 1% выше естественного, то объем производства (ВВП) будет ниже потенциального на величину в%. В то же время значение этого коэффициента отклика индивидуально для каждой национальной экономики.

Например, согласно подсчетам Окуна, в американской экономике 60-х годов параметр с был равен 3. В то же время уровень естественной безработицы составлял 4%. Это означало, что каждый процент превышения реальной безработицы над ее естественным уровнем приводил к падению реального ВВП на 3%. В 1980-х годах коэффициент Окуня в Соединенных Штатах упал до 2, а уровень естественной безработицы вырос до 5,5%. Это означало, что если фактический уровень безработицы составлял 7,5%, то в этом случае объем производства составлял бы 96% от потенциального (100% - (7,5% - 5,5%) · 2).

Получается, что замедление экономического развития грозит не только потерей части «национального пирога», но и ростом безработицы, что, в свою очередь, повышает важность обеспечения устойчивого и долгосрочного экономического роста. Однако не следует забывать, что безработица также оказывает некоторое положительное влияние на экономику и общество, поскольку, например, безработица от трения способствует рациональной занятости в результате того, что работники находят более подходящие рабочие места для своих нужд. Структурная безработица стимулирует повышение квалификации и образовательного уровня работников и оптимизирует профессиональную структуру общей рабочей силы. В долгосрочной перспективе это положительно сказывается на динамике ВВП и уровня жизни населения.

Программы управления безработицей

Для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека последствия безработицы в основном отрицательные.

Поэтому для ограничения безработицы разрабатываются следующие законодательные и экономические меры:

  • Государственная политика по стимулированию роста занятости, увеличению числа рабочих мест за счет использования таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в разной степени инвестиций за рост новых рабочих мест или потери от их сохранения и т. д.;
  • Стимулирование самостоятельной занятости населения, особенно женщин;
  • Расширение сфер, форм и условий профессиональной подготовки работников;
  • Разрешение на трудовую эмиграцию;
  • Активное использование гибких форм занятости в государственном и негосударственном секторах экономики и др .;
  • Совершенствуется нормативно-правовая база для оказания помощи безработным в организации предпринимательской деятельности с целью увеличения занятости населения.

Основные принципы разработки государственных программ регулирования занятости населения определены в документах МОТ:

  1. добровольное трудоустройство;
  2. содействие мобильности рабочей силы;
  3. равные возможности трудоустройства для всех граждан страны;
  4. реализация государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и профсоюзами работодателей, социального партнерства;
  5. обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Разнообразие видов безработицы делает задачу ее снижения довольно сложной для реализации. Единого способа борьбы с безработицей не существует, поэтому любая страна должна использовать разные методы для решения этой проблемы.

Уровень фрикционной безработицы можно снизить путем:

  1. совершенствование информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации занятости (биржи труда), которые собирают информацию о существующих вакансиях от работодателей, а затем информируют безработных;
  2. устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Это требует, прежде всего:
  • создание развитого рынка жилья;
  • увеличение масштабов жилищного строительства;
  • устранение административных барьеров для перемещения из одного населенного пункта в другой населенный пункт.

Снижение структурной безработицы наиболее способствует программам профессиональной переподготовки и переподготовки. Программы такого рода должны обеспечивать, чтобы рабочая сила наилучшим образом подходила для имеющихся рабочих мест. Эта цель достигается с помощью программы обучения и информации о рабочем месте. Программы профессионально-технической подготовки предусматривают как обучение без отрыва от производства, так и профессиональную подготовку безработной молодежи и работников старшего возраста, чья профессия устарела.

Самая тяжелая борьба - это циклическая безработица. Для решения этой проблемы наиболее эффективны следующие меры: создание условий для роста спроса на товары. Поскольку спрос на рынке труда является производным и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, занятость увеличится, и безработица снизится, если на товарных рынках появится больший спрос, и для его удовлетворения потребуется нанять дополнительных работников.

Увеличить спрос можно следующими способами:

  1. стимулирование роста экспорта. Такой шаг может привести к увеличению объемов производства и, соответственно, занятости в них;
  2. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей подадут заявку на работу, тем легче будет найти работу даже при том же количестве вакантных рабочих мест. Вполне возможно сократить количество претендентов на эти рабочие места и, кроме того, освободить дополнительные вакансии для безработных.

Например, предоставление возможностей досрочного выхода на пенсию для работников, которые еще не достигли пенсионного возраста, может оказать некоторую помощь. Однако этот метод можно использовать только в очень ограниченных масштабах, поскольку он влечет за собой значительное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ заключается в том, что людям помогают начать собственный бизнес, чтобы они могли прокормить себя и свои семьи, даже если они не могут найти работу.

Реализация программ поддержки молодых и пожилых работников. Больше всего пострадали безработицы пожилые работники (их больше не хотят нанимать на работу из-за снижения производительности и плохого состояния здоровья) и самые молодые работники (они, в свою очередь, еще не стремятся на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Следующие методы могут быть использованы, чтобы помочь молодым людям:

  1. экономическое стимулирование занятости молодежи;
  2. создание специальных фирм, предлагающих рабочие места специально для молодежи;
  3. создание центров обучения молодежи по этим профессиям, шансы на трудоустройство в которых самые большие.

Перечень программ по сокращению безработицы можно продолжать в течение длительного времени, но важно понимать, что эти программы, несмотря на свою эффективность, не могут полностью устранить или значительно сократить циклическую безработицу. Этот результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Чтобы проблема безработицы не была столь острой, государство должно принять определенные меры. Прежде всего, разработанная государством политика занятости должна носить превентивный характер и включать в себя комплекс мер государственного регулирования, которые предотвращают рост безработицы.

Наиболее важными мерами такого рода являются следующие:

  1. бюджетные субсидии на дополнительную (по отношению к фактическому уровню) рабочую силу на действующих предприятиях. Это может принять форму государственного кредитования под заработную плату дополнительных наемных работников;
  2. перераспределение существующего спроса на рабочую силу путем стимулирования перехода предприятий на работу с неполным рабочим днем, рабочую неделю с неполным рабочим днем ​​и т. д. Такие предприятия должны получать налоговые льготы для компенсации расходов по найму новых работников;
  3. уменьшение фактического предложения труда за счет снижения установленного пенсионного возраста. Тот же эффект может также привести к развитию служб переподготовки и повышения квалификации;
  4. переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма разработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничения роста заработной платы. Работодатели должны облагаться налогом на дополнительную заработную плату, потраченную и выделенную для субсидирования занятости;
  5. предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, но связанных с работой в общественных интересах, например: работа в области охраны окружающей среды и т. д.

Расширение занятости в будущем также зависит от иностранных инвестиций. В целом, инвестиции в реконструкцию и технологическое перевооружение предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Однако увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Количество безработных может быть значительно сокращено из-за структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии имеет большой потенциал для увеличения занятости, хотя даже его стабилизация сегодня станет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Не следует забывать, что доминирующие теоретические представления экономической науки о проблемах безработицы всегда оказывают непосредственное влияние на разработку программ регулирования занятости.

Динамика и структура безработицы в Республике Беларусь

В январе-сентябре 2011 года в экономике республики было занято 4674,2 тысячи человек, что на 0,1 процента больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. Из общего числа занятых 47,4 процента составляли мужчины, 52,6 процента - женщины. В государственном секторе экономики занято 47,5% экономически активного населения, в организациях с частной формой собственности - 50,9% (в том числе в организациях со смешанной формой собственности с иностранным участием - 3,2%), в организациях с иностранной формой собственности. - 1,6%.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом количество обращений в государственную службу занятости сократилось на 7,3% (до 290,3 тыс. Человек). Министерство труда и социальной защиты населения зарегистрировало на 8,1% (336,2 тыс. Человек) меньше нуждающихся в трудоустройстве. В целом 179,6 тыс. Человек получили статус безработных (-4,7% к 2011 году). Если в 2011 году при содействии службы занятости трудоустроилось 200,8 тысячи человек, то в 2012 году - 195,2 тысячи.

Анализируя рынок труда за 2012 год, можно отметить, что работодатели страны активно запрашивали менеджеров по продажам, торговых представителей и консультантов по продажам. Наибольшая конкуренция сложилась между соискателями, начинающими свою карьеру, включая студентов и юристов (8 и 3 кандидата соответственно на 1 вакансию). В других регионах на 1 место пришло не более 3 анкет, что свидетельствует об устойчивости рынка. Были популярные запросы на работу бухгалтера, водителя, что означает высокую конкуренцию среди таких соискателей. Трудовая миграция за рубеж в 2012 году спровоцировала нехватку рабочих, врачей, инженеров и т. д. В изобилии есть экономисты и юристы, профицит которых гарантирован на ближайшие несколько лет.

За прошедший год работодатели поддержали финансовые амбиции потенциальных работников. Также растет число компаний, пересматривающих заработную плату сотрудников два раза в год (ранее применялись разовые ежегодные корректировки). Шансы молодых людей на успешную работу увеличились с расширением в 2012 году корпоративного обучения и стажировок для молодых работников.

В мировой практике для расчета уровня безработицы используется методология Международной организации труда (МОТ). Согласно методологии МОТ, безработными являются граждане, у которых нет работы или заработка, которые ищут работу и готовы ее начать. Их количество определяется на основе выборочного обследования домохозяйств по занятости. С 2012 года в нашей республике такой опрос проводится ежеквартально.

Согласно оперативным данным, в Беларуси на 1 марта этого года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,6% от экономически активного населения. Для сравнения: год назад зарегистрированная безработица в целом по республике составляла 0,7%, на 1 января этого года - 0,5%, на 1 февраля - 0,6%.

Что касается регионов страны, то в феврале этого года безработица увеличилась на 0,1 п.п. в Могилевской области (до 0,7%), снизилась на 0,1 п.п. в двух регионах: в Бресте - до 0,7% и в Витебске - вверх до 0,7%. В остальных регионах зарегистрированная безработица осталась на прежнем уровне: в Гомеле - 0,8%, в Гродно - 0,5%, в Минске - 0,4%, а в Минске - 0,1%.

Коэффициент напряженности на рынке труда страны по состоянию на 1 марта этого года составил 0,4 безработных на одну вакансию (год назад - 0,6). Количество вакансий на 1 марта по заявкам работодателей составляет 66,7 тыс. - на 23,1% больше, чем год назад. Большая часть вакансий (77,8%) предназначена для рабочих.

В январе-феврале этого года большинство основных показателей, характеризующих состояние безработицы и занятости, являются более оптимистичными, чем показатели января-февраля прошлого года. Так, количество обращений в службу занятости за помощью в поиске работы сократилось на 8,4%, регистрация в качестве безработных - на 8,2%, нуждающихся в трудоустройстве - на 9,3%. Численность занятых увеличилась на 1,5% (в январе-феврале 2013 года при содействии органов по труду, занятости и социальной защите 26,5 тыс. Человек нашли работу), что на 4,5% (21 тыс. Человек) безработных, устроенных на рабочие места.

Принимая во внимание структуру безработицы по полу на конец декабря 2011 и 2012 годов, можно отметить следующие изменения: количество зарегистрированных безработных женщин сократилось на 3274 человека (на 6,1% по сравнению с 2011 годом), тогда как число мужчин увеличилось на 26 человек. молодежь в возрасте 16-30 лет - сократилась на 1420 человек.

По состоянию на 1 апреля 2013 года более половины всех зарегистрированных безработных составляют мужчины (56,2 процента), молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет составляют 39,4 процента.

В январе-марте 2013 года регистрация безработных, особенно нуждающихся в социальной защите и неспособных конкурировать на равных условиях на рынке труда (инвалиды, сироты, родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитание детей-инвалидов, была освобождена из мест лишения свободы ветераны боевых действий на территории других государств, молодые люди в возрасте до 21 года, впервые ищущие работу и т. д.), составляли 16,6 процента от общего числа зарегистрированных безработных (в январе-марте). 2012 год - 20,6 процента).

Средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,2 месяца и составила 3,5 месяца на конец декабря 2012 года против 3,7 месяца на конец 2011 года. В январе-декабре 2012 года средний период безработицы сократился на 0,1 месяца по сравнению с 2011 годом и составил 1,4 месяца. В то же время у женщин она длиннее - 1,9 месяца (у мужчин - 1,2 месяца, у молодежи - 1,2 месяца).

Численность заработной платы работников за январь-март 2013 года составила 3337,8 тыс. Человек или 98,2 процента к показателю за аналогичный период 2012 года.

В январе-марте 2013 года трудоустройство составило на пенсию 95,2 процента (за аналогичный период 2012 года - 94,2 процента). 175,1 тысячи человек были наняты, уволены? 183,9 тыс. Человек. Уволены из-за сокращения численности или штата работников, ликвидации организации на 1,9 тыс. Человек или 1 процента от числа уволенных.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, вынужденная неполная занятость в январе-марте 2013 года составила 29 тысяч человек, или 0,9 процента от численности занятых (в январе-марте 2012 года - 60,7 тысячи человек или 1,8 процента).

Количество работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составило 7,1 тысячи человек, или 32,2 процента по сравнению с январем-мартом 2012 года (21,9 тысячи человек).

Количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателя, составило 22 тысячи человек, или 56,7 процента по сравнению с январем-мартом 2012 года (38,8 тысячи человек).

В то же время число работников, которым был предоставлен неоплачиваемый отпуск, составило 5,5 тысячи человек или 25,2 процента от общего числа работников, которым был предоставлен отпуск по инициативе работодателя (в январе-марте 2012 года - 15,2 тысячи человек или 39,1). процентов).

Таким образом, численность занятых в экономике в январе-марте 2013 года составила 4539,8 тыс. Человек. Численность занятых в марте 2013 года составила 4540,1 тыс. человек.

В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако следует иметь в виду, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие работодатели были вынуждены использовать гибкие формы занятости в качестве инструмента поддержания занятости населения: сокращение вакантных рабочих мест и вакансий, сокращение рабочей недели, практика предоставления работникам административных отпусков с частичным удержанием (без удержания) заработной платы. Это позволило работодателям сохранить свои трудовые коллективы, людские ресурсы во время кризиса, а также предотвратить массовую безработицу в стране.

Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве во время кризиса стало альтернативой увольнению работников, что в определенной степени сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и ее выхода на рынок труда. Такая политика в свое время позволила сохранить человеческие ресурсы и сохранить уровень безработицы в течение 2010-2011 гг. в пределах 0,9% от экономически активного населения и к концу октября 2011 года сократить его до 0,7%. Число зарегистрированных безработных неуклонно сокращается - с 67,9 тыс. В 2005 году до 37,3 тыс. человек. в конце декабря 2008 г., но к началу 2009 г. она немного увеличилась до 40,3 тыс. человек.

В структуре безработицы эта тенденция отражает глобальную - преобладает безработица среди женщин. Следует отметить, что различия в уровнях безработицы среди мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2011 гг., а в 2012 г. показатели мужчин даже превышали показатели женщин, но проблема безработицы среди женщин остается важной.

Что касается возрастной структуры безработицы, следует отметить, что в январе-октябре 2011 года среди безработных в возрасте до 30 лет приходилось 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходится 4,9% безработных, выпускников учреждений профессионального образования, среднего специального и высшего образования - 3,5%. Следует также отметить, что существующая проблема долгосрочной безработицы еще не решена. По состоянию на 1 октября 2011 года доля длительно безработных граждан составляла 16,2% безработных. Эта цифра практически не изменилась за последние годы: по данным Министерства труда и социальной защиты, длительная безработица (более года) охватывала 16,4% в 2000 году, 11,9% в 2001 году, 16,9% - в 2005 году и 17,3% в 2006 г.

Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все безработные обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкий уровень пособий по безработице (в марте 2011 года - 61,6 тыс. Рублей, или 19,9% бюджета прожиточного минимума (порога выживания) в среднем на душу населения, установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособий. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, а их доля практически не изменилась даже из-за сокращения общей численности безработных.

Около 320 тысяч человек заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. К сожалению, нет статистических оценок масштабов этого явления, но обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008 году, показало, что около 117 тысяч человек (около 2,7% от экономически активного населения) работали за границей, главным образом в России. (98 тысяч). Департамент гражданства и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тысяч белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения).

Таким образом, следует отметить, что сегодня уровень занятости в Беларуси остается высоким, а позитивная динамика занятости сохраняется. Доля занятых в негосударственном секторе экономики растет. В то же время высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием избыточного персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости. В 2014 году рынок труда при благоприятной экономической ситуации неизбежно столкнется с нехваткой квалифицированных кадров. Некоторые компании будут бороться за специалистов, создавая привлекательные финансовые условия для найма.

Но это деструктивный способ решения проблемы: рынок должен формироваться не за счет конкуренции среди работодателей, а за счет повышения уровня компетентности специалистов. Лучшая профилактика - внедрение корпоративных программ обучения и развития персонала, формирование кадрового резерва и совершенствование систем привлечения персонала.

Вывод:

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • основная цель политики занятости - не только обеспечить гражданам Республики Беларусь рабочие места, но и дать им возможность максимально эффективно использовать свой опыт, квалификацию, способности, начать собственный бизнес и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. А также определить приоритетные направления развития и реализовать их;
  • трудовой потенциал любой страны (региона) характеризуется совокупной способностью ее трудовых ресурсов производить максимально возможный объем товаров и услуг в данных экономических и социальных условиях, которые необходимы для удовлетворения потребностей и обеспечения прогрессивного развития экономика;
  • стратегическая цель государственной политики на рынке труда - обеспечить свободно выбранную, продуктивную занятость и создать условия для более полной реализации трудового потенциала в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека;
  • состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует отметить, что на рынке труда Республики Беларусь наблюдаются такие негативные тенденции, как: уменьшение численности населения трудоспособного возраста, наличие значительных территориальных и межрегиональных различий в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и нехватка других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких отраслях и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки кадров в приоритетных областях технического прогресса, сократить разрыв между профессиональным образованием и трудовыми ресурсами. требования рынка;
  • только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на существующих и вновь созданных высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет белорусской экономике, даст возможность для развития рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на практике. Необходимо реформировать службу занятости, чтобы безработные, обращаясь к последним, имели предложения подходящей работы и пособий, неограниченных рядом условий;
  • для смягчения негативных последствий перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

  • профессиональная подготовка и переподготовка безработного населения, совершенствование системы профориентации;
  • помощь в поиске работы и материальная поддержка безработного населения;
  • развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
  • бронирование (цитирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и организациях для трудоустройства граждан, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда (инвалиды, молодежь, женщины и т. д.).

Разработанные правительством программы (занятость, реструктуризация, поддержка предпринимательства и т. д.) Предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране.

Прежде всего, они направлены на:

  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных и других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (льготы, льготы, общественные работы, квоты для отдельных групп населения);
  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях промышленности и в сфере государственных услуг и производства;
  • совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Политика занятости в контексте экономической реформы сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников трудовых отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей населения трудоспособного возраста. В настоящее время, регулируя процессы занятости населения, государственные органы исходят, в первую очередь, из предполагаемых параметров социально-экономического развития страны, то есть определение потребности экономики в рабочей силе сводится к передний. В то же время формирование пропорций занятости осуществляется изолированно, изолированно от других социально-экономических процессов, и только на заключительном этапе они сравниваются и их показатели корректируются.

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Существует много видов безработицы, которые экономисты группируют по трем основным типам: фрикционная, структурная, циклическая.

В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития научно-технического прогресса, несоответствия между спросом и предложением на рынке труда. В Беларуси основными видами безработицы, основными видами безработицы являются структурная, скрытая и женская.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует в двух направлениях: помощь в трудоустройстве и переподготовке, а также создание гибкого рынка труда. Среди многообещающих способов снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, расширение сферы услуг и домашнего производства.

В Республике Беларусь в силу специфики сложившейся ситуации традиционные методы снижения безработицы могут не дать такого же эффекта.

Поэтому следует использовать основные методы: стимулирование деловой активности, технологическое переоснащение, а также обеспечение самозанятости населения.