Безналичный расчет, его совершенствование

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности государственного управления при переходе от планового хозяйства к рыночному  
Структура рынка: монополистическая конкуренция
А.Маршалл – основоположник современного экономического учения
Анализ рынка потребительских товаров


Введение:

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, поскольку Россия в настоящее время находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало с мировым процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.

В процессе интеграции в мировую экономику Россия получила возможность использовать банковские технологии, созданные в результате довольно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что значительно сократит время перехода от «бумажных платежей» и промежуточные схемы для автоматической обработки документов с самыми прогрессивными методами электронных платежей.

В этом смысле безналичные расчеты и прямые межбанковские расчеты выступают в качестве мощного инструмента минимизации рисков, возникающих в ходе расчетов, как средства планирования и рационального управления остатками на корреспондентских счетах для получения дохода. Это позволяет минимизировать риски при осуществлении расчетов и тратить средства по лучшим маршрутам, извлекая максимальный доход от этой операции и тем самым повышая эффективность ее деятельности в целом.

Основную часть денежного обращения составляет безналичный платежный оборот, который опосредует практически все сферы экономических отношений предприятий и организаций, банковские и финансовые органы, а также население. Поскольку в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом экономической жизни, все операции, связанные с поставкой материальных ценностей и предоставлением услуг, осуществляются путем денежных расчетов, которые могут принимать как наличные, так и безналичные формы. Организация наличных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее наличных платежей, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций. Следовательно, своевременность и скорость расчетов между экономическими учреждениями, их финансовое положение и состояние платежной дисциплины в стране зависят от правильной организации системы безналичных расчетов в целом.

Безналичные платежи - это денежные расчеты посредством записей на банковских счетах, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в экономике организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требования к их организации, определяемые конкретными условиями управления, а также формами и методами расчетов и рабочий процесс, связанный с ними.

В последние годы современная система безналичных расчетов прошла значительный путь развития. По сути, изменилась не только философия банковского дела, но и технология безналичных расчетов.

После августовского кризиса в банковском секторе страны возникла принципиально новая ситуация, которая характеризовалась:

  • временным двухмесячным параличом всей банковской системы;
  • банкротство и нестабильная позиция ряда крупных «олигархических» банков;
  • частичное замораживание депозитов, массовая задержка платежей;
  • укрепление монопольного положения Сбербанка как банка, поддерживаемого государством.

 

Сущность и значение безналичного  расчета

 

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования  наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных  учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.

Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем:

  • в расчетах наличными деньгами  принимают участие плательщик  и получатель, передающие наличные  средства. В безналичных денежных  расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором  осуществляются такие расчеты  в форме записи по счетам плательщика и получателя;
  • участники безналичных денежных  расчетов состоят в кредитных  отношениях с банком. Эти отношения  проявляются в суммах остатков  на счетах участников таких  расчетов. Подобные кредитные отношения  в налично- денежном обороте отсутствуют;
  • перемещения (перечисления) денег,  принадлежащих одному участнику  расчетов, в пользу другого производятся  путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с  участниками таких операций. Другими  словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.

Безналичные расчеты обслуживают  в основном сферу хозяйственных  связей предприятий и их взаимоотношения  с финансово-кредитной системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.

Значение безналичных расчетов велико, так как:

  • безналичные расчеты способствуют  концентрации денежных ресурсов  в банках. Временно свободные  денежные средства предприятий,  хранящиеся в банках, являются  одним из источников кредитования;
  • безналичные расчеты способствуют  нормальному кругообороту средств  в народном хозяйстве;
  • четкое разграничение безналичного  и наличного денежного оборотов  создает условия, облегчающие  планирование денежного обращения  и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

С одной стороны, развитие безналичных  расчетов приводит к сокращению потребности  в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно. С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.

Таким образом, можно сказать, что  безналичные расчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

 

Принципы организации безналичного  расчета

 

Безналичный расчет организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. В настоящее время очень много литературы о принципах безналичного расчета и, соответственно каждый автор имеет свой подход к рассмотрению этих принципов, поэтому рассмотрение только одного автора не даст полное понимание сущности принципов безналичного расчета.

Принцип правового режима осуществления  расчетов и платежей обусловлен ролью  платежной системы как основного  элемента любого современного общества. Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ. Согласно  закону, в нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

  • установление правил, сроков и  стандартов осуществления расчетов  и применяемых при этом документов;
  • координация, регулирование и  лицензирование организации расчетных  систем.

Порядок безналичных расчетов в  народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г. №14 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно этому положению организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:

  1. При многообразии форм собственности,  деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.
  2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.
  3. Все платежи со счетов предприятий  осуществляются по очередности,  определяемой руководителем предприятия,  если иное не предусмотрено  законодательством. 

Принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.

Принцип периодической очередности  платежей. Очередность платежей может  быть:

  • хронологическая – претензии  удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы  поступают в банк, независимо от цели платежа;
  • целевая – в первую очередь  совершаются наиболее важные по значению платежи.

Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем  применения:

  • либо соответствующего платежного  инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
  • либо специального акцепта  документов, выписанных получателями  средств (платежных требований-поручений,  переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа. Расчеты  осуществляются строго в сроки, предусмотренные  в договорах, в инструкциях Минфина  и т.д. Платеж может осуществляться:

  • до начала торговой операции (авансовый платеж);
  • немедленно после совершения торговой операции;
  • через определенный срок после  совершения торговой операции;
  • на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства  или с письменным оформлением векселя).

Учреждения банков обязаны зачислять  на счет предприятия (списывать) причитающиеся  ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения  соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня  после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.

Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются  определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий  и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.

 

Учет безналичных расчетов

 

В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают производственные взаимоотношения с множеством физических и юридических лиц, которые приводят к возникновению обоюдных расчетных обязательств. По выполнении работниками производственных заданий у организации возникают обязательства по оплате их труда, а также по отчислениям от нее единого социального налога. При получении или продаже организацией материальных ценностей, выполнении работ или оказании услуг у нее возникают расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, а также покупателями их продукции, работ и услуг.

Расчеты организации с работниками  по оплате труда осуществляются, как  правило, путем выдачи наличных денежных средств из кассы.

Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

  • распоряжение плательщика (клиента  или банка) о списании денежных средств  со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств  со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом могут использоваться:

  • платежные поручения - распоряжение  владельца счета (плательщика)  обслуживающему его банку, оформленное  расчетным документом, перевести  определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;
  • чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;
  • аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в  пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих  условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;
  • платежные требования и инкассовые  поручения - документы для осуществления расчетов по инкассо (банковская  операция, посредством которой банк  по поручению и за счет клиента  на основании данных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа).

Организации как участники расчетов самостоятельно определяют формы указанных документов (с обязательными реквизитами). Банки как кредитные организации  не вмешиваются в договорные отношения своих клиентов при выборе ими форм расчетов.

Организации при совершении данных операций необходимо руководствоваться  Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 12 апреля 2001 г. N 2-П.

Денежные средства организация  должна хранить в банке, для чего она открывает в его учреждении расчетный, валютный и специальные  счета.

Учет операций по расчетному счету  ведется на счете 51 "Расчетные  счета", по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие (перечисление, снятие).

Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого  счета, которые банк выдает организации  ежедневно (или периодически в установленные  им сроки). К выписке банка  прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.

 

Формы безналичных расчетов

 

На основании действующего Положения  безналичные расчеты в России могут осуществляться с помощью  платежных поручений, платежных  требований-поручений, чеков и аккредитивов. Применение той или иной формы  расчетов определяется договором между  плательщиком и получателем средств. Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях.

Расчеты платежными поручениями

Можно сразу же отметить, что в  настоящих условиях в России преобладающей  формой расчетов является перевод, более того – кредитовый перевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность дать распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойством такой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкам ускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.

Упорядоченность документооборота обеспечивается использованием платежных поручений  о дебетовых списаниях. Платежное  поручение – это поручение  предприятия обслуживающему банку  о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом учреждении банка.

Безналичный расчет, его совершенствование

Применение этого финансового  инструмента может быть связано  как с товарными, так и нетоварными  операциями, причем нетоварные платежи, например в бюджет, осуществляются исключительно платежными поручениями.

В качестве примеров нетоварных операций можно привести:

  • платежи в бюджет,
  • погашения банковских ссуд  и процентов по ссудам,
  • перечисления средств страховым  органам государственного и социального страхования,
  • взносы средств в уставные  фонды при учреждении  АО,
  • приобретение ценных бумаг, 
  • уплата пени, штрафов, неустоек  и т.п. 

Переводы платежными поручениями  для платежей за товары и услуги используются:

  • за полученные товары и оказанные услуги (со ссылкой на номер и дату товарно-транспортного документа);
  • в порядке предварительной  оплаты услуг (со ссылкой на  номер договора);
  • для погашения кредиторской задолженности  по товарным операциям;
  • при расчетах по решению суда и арбитража;
  • для арендной платы за помещения; 
  • в расчетах с коммунальными,  транспортными, бытовыми предприятиями  и т.п. 

Они могут быть как срочными, то есть сразу после отгрузки товара, так и долгосрочными или отсроченными в рамках договорных отношений.

Банк покупателя производит списание средств со счета предприятия-покупателя, а банк поставщика производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика.

Часто такая форма расчетов не полностью удовлетворяет поставщиков, поскольку они становятся зависимыми от закупающих предприятий. Действительно, в этом случае плательщик может задержать выдачу платежного поручения из-за отсутствия или отсутствия средств. В этом случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению.

Кроме того, несвоевременное поступление средств на счет поставщика может произойти по вине соответствующих банков или связанных организаций (например, РСС). Таким образом, уместно еще раз указать на необходимость тщательного изучения условий расчетов, отраженных в соглашении, а также учитывать ответственность банков за ненадлежащее исполнение распоряжения в соответствии с законодательными нормами.

Платежное поручение-заказ - это расчетный документ, содержащий запрос поставщика на оплату покупателя, основанный на приложенных отгрузочных и отгрузочных документах, стоимости продукции, поставленной по контракту, выполненных работ и оказанных услуг. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что она удобна для поставщика, поскольку банк входит в установленные отношения, собирает платежные запросы и контролирует сбор денег у покупателя.

Компания-покупатель, соответственно, имеет возможность по документам контролировать соблюдение поставщиком условий договора. В частности, если условия не выполняются, можно отказаться от принятия (согласия) оплаты документов. Более того, на практике допускаются различные формы принятия: положительные и отрицательные, предварительные и последующие, полные и частичные. Для обоснования процедуры платежные поручения-заказы регистрируются в банке покупателя в специальном журнале и передаются непосредственно плательщику под расписку в получении.

При этом банк покупателя  производит списание средств со счета предприятия-покупателя, а банк поставщика  производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика. Недостаток приведенной схемы расчетов заключается в определенной длительности операции и возможности возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика.

Вексельные операции, простой  и переводной вексель

Рассматривая разные финансовые инструменты, на которые предприятие направляет свое внимание, невозможно обойти стороной вексель. Достаточно часто коммерческая деятельность бывает связана с такой ситуацией, когда возникает недостаток финансовых ресурсов и необходимо прибегнуть к отсрочке платежа за проданные товары. Речь идет, таким образом, о коммерческом кредите, который предприятие - поставщик может предоставить предприятию - покупателю с получением от него долгового обязательства. В качестве средства оформления обязательства, предоставляемого в товарной форме, выступает вексель.

Вексель – это составленное по установленной законом форме  безусловное письменное долговое денежное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму. Применительно к обещанию уплаты денежной суммы вексель называется простым. В случае предложения уплаты мы имеем переводный вексель.

Простой вексель – документ, по которому заемщик (векселедатель) обещает, то есть обязуется, уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму в определенный срок. По существу простой вексель является долговой распиской.

Переводный вексель представляет собой письменное предложение  векселедателя (кредитора, именуемого трассантом), содержащее безусловный приказ другому лицу – заемщику (именуемому трассатом), уплатить определенную сумму третьему лицу, векселедержателю (именуемому ремитентом). Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт векселя обычно отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами “акцептован”, “принят”, “заплачу” и т.п. Заметим, что акцептант переводного векселя является главным вексельным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

Векселя, возникающие в процессе займов, часто называются финансовыми, а в результате реальных сделок –  коммерческими или товарными векселями. Когда говорят о банковском векселе, то обычно имеют в виду вексель, выданный банком. В таком случае банк является векселедателем. Вообще говоря, банковский вексель может иметь финансовую природу или товарную. Первая представляется, например, выпуском векселя в качестве депозитного инструмента с целью привлечения денежных средств. Вторая возможность может быть реализована векселедательским кредитом.

Кредиты по учету векселей делятся  на предъявительские и векселедательские. Первый вариант используют организации, обладающие большим количеством векселей, передаваемых на учет в банк. Второй связан с предприятиями, которые под него выдают векселя для оплаты товарно-материальных ценностей, работ и услуг других организаций. Для вексельно-кредитных операций в банке учет векселей представляет лишь одну из форм осуществления. Другой формой является специальный ссудный счет под обеспечение векселей. В целях гарантии своевременного погашения ссуды в кредитном договоре оговаривается право банка обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты векселей.

Каждая из рассмотренных форм характеризуется  также размером получаемой суммы. При осуществлении дисконтной операции предприятие получает полную сумму  векселя за вычетом процентов  по учету. При кредитовании под залог векселей речь идет лишь о части общей суммы (обычно 60 – 79%). К тому же, вексель передается банку под обеспечение кредита лишь временно, а не в собственность.

Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо

Общая идея переводного векселя приводит к пониманию того, какие функции выполняет чек. Чек – это ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручение банку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу. По денежным чекам из банка выдаются наличные деньги, а по расчетным чекам осуществляются безналичные платежи.

Возможности использования чека в  качестве платежного средства могут  возрасти за счет увеличения его обращаемости. Способом передачи права на получение денег по чеку является так называемый индоссамент. Такая возможность соответствует правилам вексельного обращения, где также широко применяется.

Приведем четыре вида индоссаментов. При помощи бланкового индоссамента чек становится предъявительским документом и любой законный владелец может получить по нему деньги в банке. Такой индоссамент состоит из одной подписи держателя чека на обороте.

Именной индоссамент позволяет  указать имя лица, которому передается право получения денег по чеку. Это имя ставится рядом с подписью держателя чека.

Целевой индоссамент выражает ограничения  возможностей получения денег по чеку. На обороте указывается цель передачи чека другому лицу, например, в виде “только для депонирования”. Иногда этот вид индоссамента может сочетаться с именным, например, “платите Валентину Ивановичу Лебедеву, только для депонирования”.

Безоборотный индоссамент представляет ограничение или исключение возможности предъявления претензий по чеку в  случае его неоплаты. В таком случае используется выражение “без оборота”. Однако такая форма требует для своей действительности признания банка, куда перечисляются деньги по чеку, с помощью его собственного индоссамента.

Порядок индоссамента строго формализован, и банк обязан проверять их последовательность, но следует отметить, что он не отвечает за их качество, то есть за возможность подделки подписей индоссантов.

Так, для получения расчетных чеков в обслуживающем банке оформляется заявление по установленной форме, подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью. В приложении указывается количество чеков и общая потребность в расчетах по чекам, что позволяет определить лимит одного чека, который должен быть прикреплен к обороту каждого чека.

Другой гарантированной формой оплаты является аккредитив. В отличие от других форм безналичных платежей, он гарантирует оплату поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет его банка. Аккредитив - это распоряжение банка покупателя банку поставщика оплатить поставщику за товары и услуги на условиях, указанных в аккредитиве покупателя, на основании соответствующих документов, предоставленных поставщиком.

Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и в форме содержит указание времени, когда был принят риск. Таким образом, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается отзывным, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации).

Отзывной аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом в любое время (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива. Очевидно, что для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный сервисным банком. Это означает обязательство банка в дополнение к обязательству банка по оплате, то есть гарантию, независимо от того, может ли банк-эмитент предоставить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут быть открыты в двух видах: покрытые и непокрытые.

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению банку-корреспонденту покрытия в размере аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае внесение средств также возможно за счет кредита покупателя в его банке. Отметим, что он не предусмотрен для выдачи аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковского кредита.

Рассматриваемая форма расчетов в международной практике в основном представлена ​​непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда платежи поставщику гарантируются банками. Соглашения об открытии гарантированных аккредитивов могут быть заключены с платежными предприятиями, которые своевременно выполняют свои обязательства перед банками и поставщиками. В этом случае банк-эмитент дает назначенному банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

Преимущества для сторон, участвующих в урегулировании, также очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности и полноты получения оплаты, а для покупателя - получение заказанной продукции в соответствии с условиями, предусмотренными договором.

Теперь давайте рассмотрим такие денежные транзакции как инкассо (транзакции инкассо). Они понимаются как банковские операции, в которых банк обязуется получать деньги от имени и за счет клиента и (или) принимать платеж от третьего лица в соответствии с документами, представленными для инкассо. Например, принятие срочных процентных и дивидендных купонов, векселей или чеков для получения платежей по ним. Инкассационные операции могут проводиться без помощи банков, однако техническое оснащение и наличие компетентного персонала полностью оправдывают необходимость их посредничества. Контроль ситуации особенно важен, когда оплата должна быть произведена в другом месте. Если мы обратимся к основанию инкассовых операций, то увидим, что оно составлено соглашением о заказе, то есть инструкциями клиента банка. Например, в переводных векселях на переводных векселях об этом свидетельствуют индоссамент «деньги на инкассо», «на инкассо» и т. д.

Другим примером может быть инкассовое распоряжение бесспорном (безакцептном) вывод средств. Это может быть осуществлено либо от имени истцов, либо на основании исполнительных документов. Отметим, что неоспоримое списание средств допускается только на основании решений соответствующих органов и исполнительных документов.

Основными видами инкассо-операций являются простые (чистые) инкассо и документальные (коммерческие). В первом случае банк обязуется получать деньги от третьего лица на основании платежного запроса, который не сопровождается коммерческими документами, а во втором банк должен представить коммерческие документы, полученные от своего клиента. Коммерческие документы включают счета, транспортные и страховые документы, правоустанавливающие документы и любые другие нефинансовые документы.

Во внутреннем обороте инкассо векселей и чеков развито недостаточно, хотя схема его использования достаточно прозрачна. Например, предприятие переводит свои векселя в свой банк до наступления срока оплаты определенной комиссии. Теперь банк берет на себя хлопоты по приему платежа и предоставлению средств для своего клиента. Передача счетов сопровождается письменным распоряжением - инкассовым поручением. Расчеты с платежными поручениями и платежными поручениями связаны с операциями инкассации. Платежные поручения-заказы включают в себя отгрузочные документы и счета-фактуры, переданные плательщику против акцепта. Запрос на оплату содержит все необходимые данные для определения типа товара, цены, времени отгрузки и т. д.

Указанные требования предъявляются к сбору поставщиком после отгрузки товара и выдачи торговых документов. Банк обязан отправить документы в банк плательщика, получить с него средства и перевести их на текущий счет поставщика. В свою очередь, банк, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

С развитием средств связи, ускоряющих доставку документов, уровень рисков, связанных с замедлением оборачиваемости средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товаров и получением выручки, начал снижаться. С точки зрения управления корпоративными финансами можно отметить возможности рассматриваемых форм расчетов нейтрализовать риск отказа покупателя от оплаты за поставленную ему продукцию, ускоряя сбор денег во многих филиалах для эффективного объединения средств. ресурсов на один аккаунт и др.

 

Направления совершенствования  системы безналичных расчетов  в Российской Федерации

 

Направления совершенствования  системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»

Банк был основан 30.10.1990 как  КБ «Информсвязь». Устав банка  зарегистрирован Банком России 28.11.1990 под № 991. С 1997 года банк входит  в банковскую группу «Альфа-Банк» как ОАО «Альфа-Банк-Башкортостан». 11.04.2007г в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о смене наименования. Полное наименование - Открытое акционерное общество «АФ Банк», сокращенное ОАО «АФ Банк».

По итогам 2008 года ОАО «АФ Банк»  занял пятую позицию среди  кредитных организаций Республики Башкортостан по размеру активов. Объем срочных вкладов физических лиц за прошедший год вырос в 7 раз. Чистая прибыль составила 34,2 млн. рублей.

В целом итоги деятельности банка  за 2008 финансовый год характеризуются  положительной динамикой, как абсолютных, так и относительных показателей, расширением объемов операций, повышением качества активов.

Открылся и успешно работает первый нестоличный офис в Нефтекамске. Начал работу первый дополнительный офис за пределами Республики Башкортостан - в Челябинске.

ОАО АФ Банк стали первым банком в  Уфе, который обслуживает клиентов в круглосуточном режиме. В головном офисе открылся первый в городе банковский детский уголок. И, наконец, самое  важное, при поддержке акционеров, Уставной капитал банка увеличился на 1 млрд. рублей и составил 1 183 тыс. рублей. Банк стал первым по капиталу среди всех республиканских банков. А в наступающие непростые времена это очень существенный показатель.

По состоянию на 01.01.09 на территории Республики Башкортостан зарегистрировано 11 кредитных организаций. По итогам 2008 года ОАО «АФ Банк» занимает в банковской системе Республики Башкортостан первое место по размеру собственного капитала, шестое место по размеру чистых активов, по размеру совокупного кредитного портфеля и седьмое место по депозитам.

Банк добился положительной  динамики по всем основным направлениям деятельности, значительно расширил объемы по совершаемым операциям, внедрил  ряд новых банковских продуктов. В 2008 году банк значительно нарастил обороты по всем банковским услугам, предоставляемым клиентам, за счет чего суммарная валюта баланса увеличилась в 1,6 раз, с 1 742 млн. рублей до 2 872 млн. рублей. ОАО «АФ Банк» демонстрирует устойчивый рост активов Банка, свидетельствующий об интенсивном развитии.

В 2008 году Банк внедрил программное обеспечение по сопровождению операций по пластиковым картам и депозитам физических лиц.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сложившимися традициями и банковскими правилами в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношение буквально каждый хозорган и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется нормативными актами Центрального Банка России. Однако на практике зачастую наблюдается несоответствие нормативных документов ЦБ РФ и Гражданского Кодекса:

  • так наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж является  обязательным в осуществлении  безналичных расчетов. Вместе с  тем, законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия  плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги;
  • принцип срочности относится  не только ко времени (периоду)  оплаты счетов за товары и  услуги, но и к составной части  этого периода - времени выполнения  банками услуг по проведению  расчетных операций. В современных  условиях этот принцип фактически  не выдерживается.
  • проблема укрепления принципа  имущественной ответственности  в процессе организации расчетов  осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика  работы арбитражных судов, функционирующих  в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами.

Самое большое количество претензий  и исков, предъявляемых в связи  с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная  ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

Наличие теневой экономики в  стране, желание уйти от налогов, неплатежи, задолженность перед поставщиками, приводят к тому, что денежные средства не задерживаются на расчетных счетах предприятий.

Остановимся более подробно на следующих проблемах: задержки в расчетах банками, предприятиями, РСС; скорость осуществления платежей; последовательность платежей; проблемы вексельного обращения.

Задержки в расчетах банками и РСС. С введением банковских расчетов через корреспондентские счета возникает много проблем: сбои и задержки в расчетах в РСС, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансовой и денежной информацией; Нарушения в расчетах по вине самих конструкторских бюро.

Подав в банк платежное поручение на перевод денежных средств в трех экземплярах, компания получает от банка третий экземпляр с квитанцией о принятии заказа и печатью банка. Затем компания на основании выписки со своего лицевого счета может проверить, что переведенная сумма была списана со счета. Но если банк осуществляет расчеты через RCC, такие учетные записи являются лишь предварительными условиями для межбанковских платежей, которые осуществляются RCC и начинаются в тот момент, когда средства списываются с корреспондентского счета банка. В документообороте иногда бывают задержки.

Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на этапе их передачи в РСС и в течение некоторого времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, средства, полученные через РСС на счет компании, могут быть задержаны банком, так как они зачислены на текущий счет компании.

Проблема скорости совершения платежей. Скорость оплаты во многом обусловлена ​​ее срочностью. Предположим, что, когда обязательство подлежит исполнению 20 июня, а средства зачислены на счет получателя 28 июня, фактически оба этапа платежа выполняются в рамках этих условий. Но в то же время средства были в расчетах на неделю, то есть были выведены из полезного хозяйственного оборота.

Современные электронные технологии и особенно автоматизированные каналы связи придают новому качеству понятие срочности платежа: возможно объединение условий отдельных этапов платежа. Например, при оплате товара ставка платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока платежа и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается при совпадении трех перечисленных показателей.

Ряд коммерческих банков добиваются сокращения времени, необходимого для осуществления платежей, путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активации внедрения электронного документооборота и т. д.

Приоритет платежей. Регулирование последовательности платежей является одним из наиболее актуальных вопросов денежно-кредитной политики. Существуют разные мнения по вопросу о приоритетности платежей. Внешне кажется, что порядок расчетов по усмотрению плательщиков, усиливающих их независимость, наиболее соответствует рыночным условиям. Однако этот приоритет может нанести ущерб ряду кредиторов, чьи требования, несмотря на их продолжительность, откладываются плательщиком.

Платежи подразделяются на три типа:

  • периодические выплаты в бюджетные поступления, заработную плату, электроэнергию и другие платежи по начисленной кредиторской задолженности;
  • текущие платежи для погашения кредиторской задолженности;
  • авансовые платежи.

В каждой из трех групп расчетные документы расположены в календарной последовательности, поскольку каждая группа представлена ​​в основном одним и тем же типом платежей.

Вексельное обращение. Внедрение вексельного обращения в стране связано с рядом проблем. Правовые вопросы не решены, нормативно-правовая база постоянно расширяется. Механизм сбора средств по векселям неэффективен, поскольку не соответствует задачам, которые он должен выполнять: эффективности и простоте обращения денежных средств. Также нет способов для банков при выдаче кредита в виде векселя.

Подводя итог, следует отметить, что единой системой контроля над сферой расчетов со стороны коммерческих и центральных банков являются Министерство финансов Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации, прокуратура Российская Федерация и другие органы еще не созданы. Во многом это связано с появлением новых условий для деятельности самих этих органов в отношении рыночной экономики, а также недостатков в создании соответствующей законодательной базы.

 

Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения

 

Безналичные расчеты являются заключительным этапом реализации хозяйственных договоров, представляют собой одну из форм экономической самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном процессе продажи готовой продукции, неотъемлемой частью которой являются безналичные расчеты.

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных этапах обработки. Ручная работа практически полностью исключается при составлении кассовых документов. Автоматизированный учет и контроль поступающих документов для дальнейшей обработки. Процесс размещения платежей на счетах как внутри банковских учреждений, так и между ними был автоматизирован.

Полная автоматизация системы безналичных платежей имеет огромное значение для упорядочения банковских документов, сокращения сроков платежей и сможет гарантировать противозаконный доступ к расчетным документам. Несмотря на установление единых условий обработки и передачи финансовых документов в банках, введение штрафов за неоправданные задержки в расчетах, состояние расчетов от этого не улучшается. Как и прежде, клиент, как и прежде, не имеет возможности точно определить, когда его средства были получены банком, а когда - на его текущий счет.

Необходимо полностью переоснащать банки на базе персональных компьютеров, оперативно внедрять локальные сети для обработки счетов, проводить электронные расчеты между клиентами банков, между банками и РСС, а также с различными регионами России. Банки, активно осваивая передовые технологии, стремятся перенимать международный опыт расчетов. Глобальной тенденцией в этой области является вытеснение не только наличных, но и чеков из платежного обращения. Широкое использование расчетов с использованием электронных денег, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности являются основными предпосылками успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

Клиринг - это система регулярных безналичных расчетов, основанная на взаимозачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц по товарам (услугам) и ценным бумагам. Концепция платежей во время клиринга позволяет значительно сократить платежный баланс и общую сумму оборотных платежных средств, расширяет сферу безналичного обращения и облегчает его управление. Клиринг упрощает, снижает стоимость и ускоряет расчеты, сохраняет наличные (наличные) наличные и тем самым повышает уровень доходности и ликвидности участников расчетов. Банковский клиринг может осуществляться как внутри страны, так и между странами.

Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Основными целями создания клирингового учреждения являются:                       

  • ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ, с другими государствами;                                                            
  • повышение достоверности и надежности расчетов;                                                         - развитие и обеспечение новых форм безналичных денег (чеков, векселей, кредитных карточек);                                                                                                              - рациональное использование временно свободных ресурсов банков;                        
  • внедрение современных международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;                                                                                          
  • создание современной информационной банковской структуры.    

Также необходимо рассмотреть перспективы  развития безналичных расчетов, в  частности некоторых форм. Рассмотрим следующие формы расчетов: аккредитивная форма, расчеты с помощью пластиковых карточек.

В период кризиса очень важны  надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в  состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

Расчеты с помощью пластиковых  карточек. Развитие электронной техники  позволило широко использовать безналичные  расчеты в форме пластиковых  карточек, содержащих зашифрованную  информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности.

Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карты, а в качестве их типа - магнитная карта. Это самые распространенные кредитные карты. Банк гарантирует открытие кредита держателю карты. Владелец карты получает ежемесячное сообщение от эмитента карты. Он суммирует расходы предыдущего месяца. Задолженность должна быть оплачена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев карты взимается годовая плата за карту, некоторые типы карт бесплатны. Некоторые магнитные карты используются как «дебетовые карты». Они применяются по типу кредита. Разница в том, что во время покупки комиссия взимается непосредственно с банковского счета владельца.

Сейчас процесс развития пластиковых денег в нашей стране прогрессирует все быстрее и быстрее. Но есть и проблемы. Во-первых, обычному потребителю психологически приятнее иметь плотно набитый кошелек, а не пластиковую карточку. Во-вторых, и это очень важно, довольно сложно предоставить клиентам гарантии их будущей платежеспособности. Именно поэтому большинство карт в России работают как дебетовые карты и не могут быть получены в кредит.

Учитывая все сказанное, можно предположить, что пластиковые карты являются наиболее перспективной формой безналичных расчетов.

 

Заключение 

 

Рассмотрев экономическое содержание, теоретические основы и мировой  опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:

  • система безналичных расчетов  продолжает совершенствоваться  на протяжении почти столетия;                                                                                                                    
  • безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства;                        
  • изучение исторического развития и мирового опыта организации безналичных расчетов имеет особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической нестабильности;                                                                                      
  • мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег;                                     
  • частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов, приводят к серьезным затруднениям в практической работе; 
  • сложные экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как срочность, обеспеченность, акцепт). 

Утратили свою значимость или не в полной мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного оборота расчеты платежными поручениями составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1%, зачет взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%; - развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам способствует со стороны  Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации и осуществлении безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100% уровня достигала доля электронных платежей.

Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:

  •  обострение кризисных явлений в экономике страны;  
  • неплатежеспособность и банкротство предприятий;  
  • несовершенство программно- технического обеспечения;  
  • не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;
  • не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

В результате этого анализа рекомендуются  следующие меры по улучшению осуществления организации безналичных расчетов:                                                      

  • ускорение перехода к совершенным  программным системам;                                          
  • скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов;    
  • предоставление выхода на мировой уровень;                                                                    
  • широкое использование клиринга;
  • активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления процентов на остатки по расчетным и текущим счетам.

Необходимо предложить клиентам  целый ряд дополнительных услуг,  связанных, например, с трастовым  управлением средствами клиента,  агентскими услугами на рынке  ценных бумаг, консультационными  услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента; совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.

Таким образом, несмотря на все трудности  при осуществлении безналичных  расчетов можно отметить, что в  стране наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к мировым стандартам.