Бедность населения: причины возникновения, измерения и государственная политика по ее преодолению

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

А.Маршалл – основоположник современного экономического учения
Анализ рынка потребительских товаров
Банковская система в условиях трансформационной экономики
Рынок потребительского кредитования в россии


Введение:

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что бедность как явление сопровождает все экономические системы. Влияние бедности на социальную и политическую сферы огромно: оно не только влияет на уровень жизни людей, но и является основным источником преступности и социальных конфликтов, поэтому борьба с бедностью - это борьба за мир, безопасность и развитие. для всех стран.

Проблема бедности и пути ее преодоления становится наиболее острой для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь. Проблема борьбы с бедностью связана с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости.

Бедность - это глобальная проблема. Это многоплановое социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью в общественной жизни, короткой продолжительностью жизни и слабыми возможностями для эффективной реализации трудового потенциала. Бедность и нищета приводят к росту социальных заболеваний, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, увеличивает риски для бизнеса и инвестиций. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Чтобы увеличить его, необходимо перераспределить доходы в пользу малообеспеченных слоев населения и провести эффективную социальную политику в этой области.

Задача:

  • раскрыть сущность понятия бедности;
  • определить основные направления государственной политики по ее преодолению в Республике Беларусь.

Основные задачи курсовой работы: изучить проблему бедности в Республике Беларусь, определить ее сущность и причины возникновения, проанализировать социальную политику страны, направленную на преодоление бедности и повышение уровня жизни граждан.

 

Появление неравенства, понятие бедности и ее показатели

 

Совокупный доход общества, произведенный в экономике, распределяется в соответствии с вкладом всех факторов производства в его производство, что означает первичное (функциональное) распределение. В результате формируются факторные (первичные) доходы, размер которых зависит от конкретных условий.

Доходы людей, которые не владеют ни одним из факторов производства (пожилые люди, инвалиды), являются результатом перераспределения или вторичного (личного) распределения функциональных доходов. Их размер существенно зависит от социальной политики, проводимой государством.

Доходами населения являются все денежные средства в натуральной форме и денежные средства, полученные домохозяйствами.

Доходами в натуральной форме являются все поступления от сельскохозяйственной продукции, скота, услуг и других товаров в натуральной форме.

Денежный доход населения - это сумма денег, получаемых домохозяйствами за определенный период времени, предназначенная для приобретения товаров и услуг для личного потребления.

Номинальный доход представляет собой всю сумму денежных доходов, независимо от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.

Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести с располагаемым доходом. Размер реального дохода зависит от его номинального уровня, подоходного налога и цен на потребительские товары.

Размер дохода определяется многими условиями: 

  • Во-первых, факторы, наследуемые человеком: природные одаренности, физические и интеллектуальные способности, оригинал, наделенный собственностью.
  • Во-вторых, человеческий капитал, накопленный в течение жизни, который зависит от образования, трудолюбия и приобретенного опыта.
  • В-третьих, по виду и виду деятельности, отраслевой принадлежности предприятия, форме собственности на средства производства, условиям труда и т. д.
  • В-четвертых, тип экономической системы и уровень ее развития. Не стоит игнорировать такой фактор, как благоприятное стечение обстоятельств, удача, удача.

При анализе амплитуды неравенства в доходах семьи распределяются в порядке возрастания доходов, а затем делятся на четыре квартили, пять квинтилей и десять децильных групп, каждая из которых включает 25, 20 и 10% всех семей соответственно. Первая группа включает 25, 20 и 10% семей с самыми низкими доходами, последняя - те же доли семей с самыми высокими доходами. На основании сравнения доходов последней и первой групп рассчитываются коэффициенты квартилей, квинтилей и децилей. Они показывают, во сколько раз доходы 25, 20 и 10% самых богатых семей в стране превышают доходы 25, 20 и 10% самых бедных семей.

Неравномерное распределение доходов между семьями иллюстрируется кривой Лоренца. Абсцисса показывает совокупную долю семей с определенным уровнем дохода, а ордината показывает совокупную долю общего дохода (начиная с самых бедных), приходящуюся на соответствующую часть семей.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана  проблема бедности.

Бедность – это  состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для  обеспечения удовлетворительного  образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Основным инструментом, применяемым для расчета количества бедных в стране, является черта (граница) бедности – минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должно гарантировать своим гражданам. В развитых государствах, располагающих большими экономическими возможностями, она, как правило, выше, чем в развивающихся странах.

Республика Беларусь рассматривает в качестве границы  бедности бюджет прожиточного минимума.

Прожиточный минимум  – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) – это расходы на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. В качестве МПБ применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей), который пересматривается один раз в квартал.

Основной натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.

Потребительская корзина  – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих  конкретные функциональные потребности  человека в определенные промежутки времени. В нее включены блага и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Дифференциация населения  на основе БПМ и МПБ позволяет  выделить группы с разным уровнем  материальной обеспеченности:

  • бедные семьи, душевой  доход которых равен или меньше БПМ;
  • малообеспеченные семьи,  душевой доход которых больше  БПМ, но меньше МПБ;
  • обеспеченные семьи,  душевой доход которых выше  МПБ.

Крайнее проявление бедности выступает в форме нищеты. Домохозяйства  признаются нищими, если они тратят на питание более 80% своего совокупного дохода.

Объективная бедность –  состояние, оцененное по принятым в  данной стране критериям дохода и  степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и  масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Бедность характеризуется  следующими показателями:

  • число бедных;
  • коэффициент глубины  бедности;
  • коэффициент остроты  бедности.

Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оно изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.

Коэффициент глубины  бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.

Коэффициент остроты  бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.

Уровень бедности (доля бедного  населения) – это отношение количества бедных к общей численности населения.

Существует еще несколько  подходов к оценке бедности:

  1. определяются потребности,  необходимые для сохранения жизни;
  2. учитываются не только  физические, но и социально-культурные  потребности;
  3. определяется минимум  физических и общественных потребностей;
  4. используются опросы  населения.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — это интегральный (целостный) показатель, рассчитываемый периодически для межстранового сравнения и измерения бедности, грамотности, образованности и долголетия как основных явлений, определяющих человеческий потенциал исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении различных стран. Индекс используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении — оценивает долголетие;
  • уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса);
  • уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.

Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни  населения в какой-либо стране; публикуется  ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800…0,899), средний (0,500…0,799) и низкий (менее 0,500) уровень.

По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 дол. в день на человека, нищета – в 1 дол. в день.

Бедность прямо связана  с неравномерностью распределения  доходов и имущества. Она не поддается  точному определению (так же, как  счастье и благополучие). Проблема измерения бедности основана в конечном счете на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная бедность. Черта абсолютной бедности представляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддерживать потребление пищи и других предметов первой необходимости на рассчитываемом особым образом минимально необходимом уровне.

В отличие от абсолютной бедности категория относительной бедности отражает более сложное явление. Ее определение основывается на таком понятии, как качество жизни, в которое входят не только представления об уровне питания, здравоохранения, жилищных условий и т. п., достаточных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса. Уровень относительной бедности отражает существование тех, кому не грозит голод, но кто «беден среди богатых».

Однако бедность неравномерна среди различных групп населения. Она различна между городским и сельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.

 

Причины возникновения бедности и пути ее преодоления

 

Практически во всех странах борьба с бедностью  считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может  быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение ее источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей, многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальным трудностям родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных  причин, которые объединяют в следующие группы:

  • экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
  • социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
  • демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
  • социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),
  • образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
  • политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
  • регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Государственная политика призвана учитывать существование  категории бедности и принимать  соответствующие меры по ее ликвидации или сокращению. Речь идет, в частности, о программах по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространении системы социального обеспечения на те слои населения, которые оказались в трудном материальном положении, об оказании помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование расходов на медицинские услуги, образование, продовольственная помощь), о специальных мерах поддержки матерей-одиночек и семей, потерявших кормильца.

Среди государственных  мер по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Вопрос борьбы с бедностью  связан с проблемой перераспределения  доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности и тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Перераспределительная деятельность в области доходов  населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости.

Для преодоления бедности и малообеспеченности государство  имеет значительный арсенал средств, важнейшим из которых выступает налоговая политика. Ее инструментами, используемыми с целью перераспределения доходов, являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. С этой же целью устанавливаются налоги на имущество, наследство, социальное страхование, фонд заработной платы и пр. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими задачами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.

С одной стороны, государство  аккумулирует через бюджет необходимые  средства, с другой – реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность.

Другой инструмент –  ценовая политика, в рамках которой ведется наблюдение за динамикой цен, и исчисляются индексы потребительских цен. В случае необходимости осуществляется индексация либо компенсация доходов населения.

Индексация – это установленный  государством механизм повышения доходов  населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг, произошедшее в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином временном периоде.

Компенсация – это возмещение населению  части дополнительных расходов, вызванных  повышением цена на отдельные группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

При фиксировании роста  цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченного  населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп населения, косвенным образом регулируя тем самым их доходы.

Преодоление малообеспеченности связано с решением общих задач  достижения устойчивых темпов экономического роста, совершенствованием распределительных  отношений, повышением конкурентоспособности  национальной экономики.

Экономика неразрывно связана  с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, так как именно человек – главный фактор и конечная цель экономики. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее в современном мире не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.

Под социальной устойчивостью  понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое  характеризуется стабильностью  социального и экономического положения, а также способностью к самообеспечению своей жизнедеятельности.

Основными формами проявления социальной устойчивости служат:

  • отсутствие поляризации  доходов и положения разных  социальных групп;
  • наличие и соблюдение  социальных гарантий;
  • надежность системы социальной защиты;
  • доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура) и др.

Общими принципами устойчивого  развития являются:

  • уровень человеческого  развития есть мера зрелости  общества и его социально-экономической политики;
  • повышение благосостояния  нации и преодоление бедности;
  • приоритетное развитие  систем здравоохранения, образования,  науки и культуры как сферы  духовной жизни общества;
  • улучшение демографической  составляющей общества;
  • формирование эколого-ориентированной экономической системы.

Задачи обеспечения  и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы  именно эта политика становится особенно важной и ответственной.

Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических  условий жизни общества и отношений  между его социальными группами.

Основные функции социальной политики:

  • стабилизация социальных  отношений и социального положения  всех групп населения;
  • поддержание и стимулирование  экономической и социальной активности  населения;
  • гарантирующая, т.  е. создающая основу для обеспечения  нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
  • защитная, означающая  помощь гражданам в условиях  наступления состояния социального  риска и кризиса.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев:

  • политика обеспечения  занятости;
  • политика регулирования  доходов населения;
  • политика социальных гарантий;
  • политика социальной зашиты;
  • политика защиты здоровья и  экологической безопасности населения.

К социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано  создать всем своим членам только условия для проявления их экономической  активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – свобода государства от социальной ответственности, главный минус – свобода общества от социальной устойчивости.

Другой подход в отличие  от первого можно назвать социально-ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать.

Основное преимущество такого подхода – в обеспечении  обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.

Результативность осуществления  социальной политики государства проявляется  прежде всего в показателях уровня жизни населения страны, под которыми понимают степень обеспечения материальными и социальными благами, необходимыми для жизни.


Проблема бедности в Республике Беларусь


Драматические перемены в Беларуси, происходившие в течение переходного периода, отрицательно сказались на средних показателях уровня жизни населения и социальных стандартах, поэтому неудивительно, что проблема бедности приобрела особую значимость в современных условиях развития республики.

Следует согласиться с точкой зрения специалистов Всемирного банка, в соответствии с которой бедность означает не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования, недостаточное питание и плохое здоровье. В докладе Всемирного банка о мировом развитии "Борьба с бедностью" дается расширенное определение бедности, включающее также бессилие перед обстоятельствами и отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха. Разноплановые параметры бедности тесно взаимодействуют между собой.

Для комплексного решения проблемы бедности в Республике Беларусь необходима единая концептуальная основа, которая поможет разработать собственные стратегии сокращения бедности с учетом местной специфики. В этом смысле особенно актуальной является теоретическая разработка проблем бедности, изучение мирового опыта в этом плане.

В 2002 г. уровень бедности в Беларуси был одним из самых  низких в регионе – 18,5% населения. За последние годы он снизился, при этом неравенство доходов было гораздо меньше, чем во многих переходных экономиках.

Исследование показало, что место проживания и уровень  образования являются двумя ключевыми  факторами, влияющими на уровень  бедности белорусского домашнего хозяйства. Когда человек живет в большом городе, имеет возможность учиться и получать новые навыки, предлагать разнообразные услуги на рынке труда, в том числе и в частном секторе, риск бедности для него минимален.

Рост валового внутреннего продукта не значит автоматическое, пропорциональное снижение уровня бедности. Между ними нет линейной зависимости. Так в период 1995 – 1998 ВВП увеличился на 22%, а официальный уровень бедности сократился с 38% до 33%. В 1999 г. число бедных резко увеличилось до 47%, в том числе из-за методологии измерения понятия «бедность», а ВВП в этом году вырос на 3,8%. Бедность в Беларуси сократилось больше всего в 2000 и 2001 г. – с 42% до 29%, в то время как ВВП увеличивался в среднем на 4,7% в год. Поэтому мы не достигаем устойчивого долгосрочного развития, если добиваемся роста увеличения ВВП за счет административного перераспределения ресурсов. Эффективные социальные программы требуют более комплексного подхода.

Среди постсоциалистических стран Беларусь выделяется минимальным  имущественным расслоением и  социальным неравенством. Причину этого  одни исследователи видят в доминировании  государственного регулирования экономики в сочетании с высокой степенью социальной защиты, другие — в особенностях белорусского национального характера, третьи — в сокрытии значительной части доходов и расходов от статистического наблюдения.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2009 г. их располагаемые ресурсы (т.е. денежные средства, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций) в расчете на домашнее хозяйство составили 1,6 млн. руб. в месяц. Это на 14% больше, чем в 2008 г. Правда, инфляция за год составила 13%. Так что, по сути, белорусы в среднем чуть-чуть снизили свой уровень благосостояния.

Таким образом, сложно определить критерии, границы и размер среднего класса в нашей стране. Однако существуют социальные неравенства. В 2003 году на семьи, принадлежащие к самому низкому квинтилю, приходилось в среднем 6,3% денежных доходов, тогда как на семьи из верхней группы приходилось 39,9%. Таким образом, коэффициент неравенства в распределении располагаемых ресурсов (расходов, доходов), определяемый соотношением средних значений высшей и низшей групп, был равен 6,3. В 2009 году 10% самых богатых белорусов уже в 6,9 раз богаче, чем 10% самых бедных из них.

 Расчет индекса человеческого развития позволил многим странам обратить внимание своих политиков на тот факт, что при определении целей развития интересы людей должны быть выше целей обеспечения экономического роста. Беларусь продолжает поддерживать самый высокий индекс развития человеческого потенциала среди стран СНГ.

Индекс человеческого развития в Беларуси мог бы быть выше, если бы не ухудшение показателей здоровья населения. Негативная динамика в этой области во многом обусловлена ​​увеличением уровня смертности мужчин в молодом и среднем возрасте, вызванным увеличением потребления алкоголя, снижением устойчивости к болезням и увеличением числа самоубийств. Ряд других социальных показателей указывают на постепенно увеличивающуюся нагрузку на население, несмотря на то, что в Беларуси уровень социальных расходов по отношению к ВВП остается одним из самых высоких в мире.

 

Бедность населения: причины возникновения, измерения и государственная политика по ее преодолению

 

Очевидно, строгие критерии точной науки вряд ли применимы к понятию «бедность». Бедность имеет материальные, психологические и социальные аспекты. Это сложное явление, поэтому поспешные, политкорректные заявления, такие как «увеличение ВВП привело к сокращению бедности» или «увеличение бюджетных инвестиций в государственный сектор, оптимизирующее социальную политику», являются неточными. Тот факт, что число бедных в Беларуси сократилось, не означает, что нынешняя экономическая политика является причиной того, что внутренние факторы повлияли на такую ​​динамику, что лавры в борьбе с бедностью достаются только государству, что это является следствием увеличение государственного потребления и инвестиций.

Риск стать бедным в Минске в три раза ниже, чем в любом другом регионе или городе Беларуси. Сельские жители больше всего рискуют стать бедными.

Чем больше домохозяйство, тем больше вероятность того, что оно попадет в бедность. Риск бедности является самым высоким для семей с тремя и более детьми, для семей с одним родителем и для семей, возглавляемых пенсионерами.

В Беларуси домохозяйства с неполным начальным образованием находятся в крайней нищете. Большинство бедных живут в домохозяйствах, главы которых в лучшем случае имеют среднее или профессиональное образование. Неквалифицированные рабочие и пенсионеры составляют 70% всего населения, живущего в условиях крайней нищеты. Риск бедности в домохозяйствах с главами женщин выше, чем в домохозяйствах с главами мужчин.

 

Направления  социальной политики по преодолению  бедности и повышению уровня жизни населения

 

Для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».

Политика занятости  в Республике Беларусь направлена на содействие рационального, свободно избираемого  вида деятельности населения. Она основана на основных принципах:

  • принцип равных возможностей  в трудоустройстве всех трудоспособных;
  • принцип содействия  в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью;
  • принцип предоставления  социальной защиты безработным.

Политика регулирования  доходов населения – еще одна составляющая социальной политики. При социально ориентированном подходе занимает очень важное место. Ее главная задача минимизировать ту часть населения, которая оказалась за чертой бедности и сгладить поляризацию населения по доходам.

Политика социальных гарантий в Республике Беларусь создает минимум гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества. Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты: минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата.

Минимальный потребительский  бюджет – это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально  приемлемый образ жизни граждан  данного общества.

Минимальный потребительский  бюджет имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек. Применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В настоящее время  среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2010 г. на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.:

  • семьи из 4-х человек  – 448520 руб.;
  • молодой семьи с одним ребенком – 463860 руб.;
  • трудоспособного населения  – 565170 руб.;
  • пенсионеров – 469300 руб.;
  • студентов – 429670 руб.;
  • детей в возрасте до 3-х  лет – 352950 руб.;
  • детей в возрасте от 3-х  до 6-ти лет – 433600 руб.;
  • детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 502500 руб.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах  июня 2010 года по статьям расходов:

  • продукты питания – 54,5 %;
  • одежда, белье, обувь – 18,5 %;
  • пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %;
  • бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %;
  • предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %;
  • культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 1,9 %;
  • взносы и платежи  – 0,3 %;
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 %.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июля 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010г.:

  • в среднем на душу населения  – 274510 руб.;
  • для трудоспособного  населения – 293880 руб.;
  • для пенсионеров – 245310 руб.;
  • для детей-студентов – 294670 руб.;
  • для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 336860 руб.;
  • для детей в возрасте до 3 лет – 245860 руб.
  • Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения  в ценах июня 2010 года по статьям  расходов:
  • продукты питания – 54,2%;
  • плата за пользование  жилым помещением и коммунальные услуги – 16,1%;
  • предметы гардероба  – 17,0%;
  • бытовые и транспортные услуги – 6,7%;
  • товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3%;
  • взносы и платежи  – 0,4%;
  • предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2%.

Минимальная заработная плата – представляет собой социально-экономический  норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. Утверждается Постановлением Совета Министров и за январь – август 2010 года составила 258 600 рублей.

Кроме названных видов, в систему социальных гарантий в  нашей стране включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.

В Республике Беларусь также  создана система социальной защиты, которая обеспечивает поддержание  жизнедеятельности тех групп  населения и тех граждан, которые  оказались в ситуациях социального  риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная помощь осуществляется на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС и т. д. Оказывается социальная поддержка тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума.

Самостоятельной частью социальной политики выступает защита здоровья и экологическая безопасность. Ее главными целями являются гармонизация взаимоотношений в системе природа  – человек – общество и обеспечение  экологической безопасности.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

В соответствии с социально-экономическим  курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Рост денежных доходов  населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.

Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать:

  • кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности;
  • повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики;
  • рост инвестиционного потенциала населения;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда  необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение  государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры  заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых  различий в заработной плате, повышение  уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального  партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной  защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается  увеличение реальных денежных доходов  в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

Борьба с бедностью  является важнейшим приоритетом  социальной политики. Для устойчивого  развития первостепенное значение имеет  максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной  заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

Основными принципами проведения социальной политики должны быть:

  1. защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен  и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи  самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на  случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;
  6. проведение активной  политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление  социальной политики. На нынешнем этапе  развития национальная пенсионная система  Республики Беларусь столкнулась с  целым рядом внутренних и внешних  проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Основной  целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение  уровня жизни пенсионеров через  создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей  принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни  населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

В ближайший период в  республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов  и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Несмотря на сложные  экономические условия, государство  стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования.

В Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования к 2020 г. – до 0,98. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Стратегической целью  в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной  системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Основная цель социальной политики  в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

 

Заключение

 

На основании анализа, проведенного в ходе курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Доходами населения являются все денежные средства в натуральной форме и денежные средства, полученные домохозяйствами.

Бедность - это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня эта концепция включает в себя не только нехватку денег, но и ограничение человеческих возможностей, что обусловлено отсутствием хорошо оплачиваемой работы, комфортного жилья, доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию.

Неравномерное распределение доходов между семьями отражено на кривой Лоренца.

Основным инструментом, используемым для расчета количества бедных в стране, является черта бедности (граница) - минимально приемлемый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. В развитых странах с большими экономическими возможностями он обычно выше, чем в развивающихся странах.

Республика Беларусь рассматривает бюджет прожиточного минимума как черту бедности.

Бедность характеризуется следующими показателями:

  • количество бедных;
  • коэффициент глубины бедности;
  • степень тяжести бедности.

Уровень бедности (доля бедного населения) - это отношение количества бедных к общей численности населения.

Бедность является следствием различных и взаимосвязанных причин, которые сгруппированы в следующие группы:

  • экономический;
  • социальные и медицинские;
  • демографическая;
  • социально-экономический;
  • квалификация образования;
  • политический;
  • регионально-географический.

Среди мер правительства по сокращению бедности:

  • создание условий для роста производства;
  • поддержание макроэкономической стабильности;
  • проведение антиинфляционной политики;
  • установление минимальной заработной платы;
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Среди постсоциалистических стран Беларусь отличается минимальным имущественным расслоением и социальным неравенством.

Основной целью социальной политики на ближайшие пять лет является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должно стать усиление роли заработной платы как основного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, сокращения численности населения. для малообеспеченных граждан, предотвращая чрезмерную дифференциацию по доходам различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году проходило в сложных условиях. Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на экономику и уровень жизни населения Республики Беларусь. Однако эффективный механизм социальной политики не позволил еще большему числу граждан Республики Беларусь опуститься за черту бедности. Благодаря этому в стране наблюдается социальная стабильность, увеличение продолжительности жизни и реальные возможности для эффективного использования трудового потенциала. Уровень бедности и уровень бедности из года в год снижаются, что приводит к повышению качества человеческого капитала.