Базовые условия отраслевого рынка со стороны спроса

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Границы государственного вмешательства в экономику
Рынок как саморегулирующийся механизм. Общее и частичное равновесие
Государственный бюджет и налоговое бремя
Сравнительный анализ уровня жизни населения в различных странах мира: показатели и методы оценки


Введение:

Рыночная экономика в наше время представляет собой достаточно сложный организм, состоящий из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых форм бизнеса и объединены одной концепцией - рынком.

Рынок представляет собой организованную структуру, в которой производители и потребители, продавцы и покупатели «встречаются», где в результате взаимодействия потребительского спроса (спрос - это количество товаров, которые потребители могут купить по определенной цене) и предложение производителей (предложение - это количество товаров, которые производители продают по определенной цене), устанавливаются как цены товаров, так и объемы продаж.

Основным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция - центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип отношений между производителями в отношении установления цен и объема предложения товаров на рынке.

Конкуренция заставляет предпринимателей эффективно действовать на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и более высокого качества. Это способствует прогрессу экономики: повышается эффективность производства, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее продуктивных секторах экономики.

Предоставляя потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает восстановление экономики и не позволяет неэффективным предпринимателям действовать.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной, поскольку конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Целью работы является изучение особенностей квазоконкурентных рынков.

Эта цель определила решение ряда следующих задач:

  1. Рассмотрим теоретические положения классификации отраслевого рынка.
  2. Опишите сущность и примеры квазоконкурентного рынка.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: монография, описание и сравнение.

Теоретической основой для написания работы послужили работы следующих авторов в исследуемой области: С. Б. Авдашева, Н. Б. Розанова Л.Е. Басовский, Е.Ф. Борисова, В.М. Гильмундинова Л.С. Гребнева Р.Х. Нуреев Л.Н. Давыденко, А.Т. Юсупова и другие.

Теоретические положения классификации отраслевого рынка

Понятие отраслевого рынка

Понятие отраслевого рынка широко и широко используется в современной экономике, хотя и не имеет однозначного определения.

Существует ряд подходов к его интерпретации и классификации. Так, в зарубежной литературе и в антимонопольном законодательстве большинства стран используется определение, предложенное Дж. Робинсоном. Он предложил начинать с определенного продукта, рассматривая заменители, заменители заменителей и т. д., пока в их цепочке не будет обнаружен значительный разрыв.

Такие пробелы, утверждает он, определяют границы рынка вокруг данного продукта.

Дж. Тироль предложил следующее определение рынка: «рынок четко определен и включает либо однородный продукт, либо группу дифференцированных продуктов, которые являются достаточно хорошими заменителями (или дополнениями), по крайней мере, для одного из продуктов этой группы. и взаимодействовать с ограниченной другой экономикой".

K.R. Макконнелл и С.Л. Брю определяет рынок как институт или механизм, объединяющий покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) определенных товаров и услуг.

Э. Мейсон писал: «Когда мы используем термин« рынок », мы имеем в виду переписную отрасль, которая приблизительно удовлетворяет требованиям к продукту и пространству».

В исследованиях отечественных авторов рынок определяется как «экономические отношения, основанные на рыночных законах и принципах».

Самым общим понятием рынка является объединение в нем всех элементов рыночной экономической системы.

Поскольку основными субъектами рынка являются продавцы и покупатели, то определение рынка будет иметь определенный дуализм.

Таким образом, рынок может быть представлен как совокупность покупателей, что типично для маркетинговых исследований, или, возможно, как совокупность как покупателей, так и продавцов.

Также другие участники, обеспечивающие взаимодействие на рынке. Такой подход типичен для экономических исследований в целом.

Рынок как сложный объект характеризуется определенными особенностями.

На мой взгляд, эти особенности наиболее полно отражены в работах Л.Е. Басовский, который выделяет 24 основных характеристики (особенности), которые более или менее учитываются в различных исследованиях и определяют современный рынок (в частности, потребитель, продукт, спрос и предложение, географию сделки, риск участники и т. д.). Эти характеристики относятся к рынку в целом.

Для того, чтобы изучить отраслевой рынок, выделить его основные характеристики, мы будем использовать когнитивную методологию.

С точки зрения гомеостатики, которая, по мнению мирового научного сообщества, является новой отраслью развития кибернетики, очень информативным графическим представлением изучаемой предметной области является пентаграмма, которая затем может быть преобразована в гомеостат.

Пентаграмма в рамках нашего исследования выступает своего рода объектом - заменой исследуемого объекта (отраслевой рынок).

Этот подход в значительной степени онтологический, поскольку он формирует умозрительную структуру с существенными признаками исходного объекта. Кроме того, при таком подходе становится возможным не только описывать или объяснять поведение исследуемого объекта, но и понимать (визуально представлять) его взаимосвязь. Чтобы построить пентаграмму, нужно выделить пять основных элементов, которые соответствуют внутренней системе противоречий.

Довольно много работ было написано о понимании роли и свойств противоречий; Понятие противоречия встречается в философии, медицине, в том числе в современной клинической медицине, а также в логике и математике. Как правило, противоречия - это отношения, возникающие между двумя противоположностями.

В настоящее время, следуя Платону и Аристотелю, ученые, занимающиеся проблемой изучения противоречий, выделяют некий третий элемент, который играет роль компенсационной оси между двумя противоположностями, то есть используют троичное представление противоречия.

Вот почему в пентаграмме каждый из пяти элементов выполняет три функции, указанные выше, то есть угнетает, испытывает угнетение, компенсирует действия других элементов.

Наличие третьего компенсирующего элемента в структуре противоречия позволяет рассматривать систему как гомеостатический механизм.

И разрешение противоречий приводит к оптимизации систем.

При исследовании отраслевого рынка были определены пять существенных характеристик, между которыми существуют достаточные противоречия.

Это:

  • спрос;
  • приговор;
  • Ресурсы;
  • виды хозяйственной деятельности;
  • элементы рыночной инфраструктуры.

Упорядочим указанные элементы в соответствии с правилом построения пентаграммы.

Рассмотрим, как формируется первая пара отношений между элементами:

  1. По кругу пентаграммы (расположение по часовой стрелке): указанные выше элементы рыночной инфраструктуры приводят к стимулированию спроса, что, в свою очередь, стимулирует развитие все большего числа видов экономической деятельности (разнообразие товаров), что соответственно приводит на увеличение предложения. По мере роста предложения это влечет за собой более полное и активное использование доступных типов ресурсов, наличие которых приводит к расширению элементов рыночной инфраструктуры;
  2. Внутри пентаграммы: рыночная инфраструктура, воздействуя на виды экономической деятельности с помощью спроса, оказывает угнетающее, контролирующее воздействие, подчиняет развитие.

Стимулируя внешнеэкономическую деятельность, спрос оказывает контролирующее воздействие на предложение, контролирует его, поскольку при изменении спроса предложение неизбежно изменяется. Хозяйственная деятельность использует ресурсы для управления ресурсами, контроля за их развитием и использованием или их блокирования.

Инфраструктура рынка получает угнетение (контроль) со стороны предложения, что является ограничением.

Или, наоборот, способствует росту элементов рыночной инфраструктуры в зависимости от ее изменений.

Например, во время финансового кризиса сокращение производства по основным направлениям деятельности привело к еще большему сокращению элементов инфраструктуры рынка (банков, страховых компаний и т. д.).

Наличие ресурсов оказывает контролирующее (угнетающее) влияние на спрос.

Например, значительное уменьшение финансовых ресурсов приводит к снижению спроса.

Третий и четвертый тип отношений - это отношения, которые по существу противоположны первым двум.

Таким образом, если при наличии, во-первых, двух типов положительных тенденций, направленных на увеличение, развитие, управление, во-вторых, двух типов, будут нацелены тенденции, направленные на сосредоточение внимания на отдельном элементе, на угнетение, подавление его развития.

Например, сокращение спроса ведет к недоиспользованию ресурсов, так же как сокращение элементов рыночной инфраструктуры имеет тот же эффект.

Любая сложная система имеет гомеостатическую природу, и поэтому полученная пентаграмма может быть преобразована в гомеостат.

Полученный гомеостат связывает воедино описание, символическое выражение рассматриваемого объекта отраслевого рынка как органической целостности.

В разработанных категориальных схемах элементы экономической категории «отраслевой рынок» организованы в соответствии с принципами информационных процессов. Все элементы воспринимаются одновременно, представляя «единицу мысли, организованную особым образом, где образно-метафорический и формальный компоненты дополняют друг друга».

Как видите, в рамках экономической категории «отраслевой рынок» при «входе» в систему ресурсы располагаются как основной, необходимый элемент для функционирования системы. Под ресурсами понимается вся совокупность трудовых, финансовых, сырьевых ресурсов, т. е. основных факторов производственного процесса.

Согласно расположению элементов пентаграммы, в гомеостате другие элементы образуют определенные подсистемы, внутри которых усиливаются противоречия. Это группа «спрос-предложение», вечное взаимодействие элементов которой в идеале ведет к установлению равновесных цен, объемов производства и т. д., т. е. имеет тенденцию к установлению оптимального социального благосостояния.

Вторая группа элементов - «виды экономической деятельности - рыночная инфраструктура».

Их взаимодействие не так ярко выражено, хотя в современных условиях экономического развития оно становится все более очевидным. Развитие и появление новых видов экономической деятельности ведут к более интенсивному развитию всех элементов рыночной инфраструктуры. Выбранные блоки находятся в тесном взаимодействии, часто в противоречии, что неизбежно является основным стимулом для развития систем.

Существуют определенные закономерности управления сложной системой, представленные в идее гомеостата и пентаграммы:

  • при диагностировании состояния системы все нарушения, выводящие ее из стабильного состояния, подразделяются на чрезмерные и дефектные;
  • соответственно, действия по их устранению заключаются в передаче или изъятии определенного ресурса;
  • передача ресурса осуществляется косвенно через другие элементы системы, с учетом особенностей распределения противоречий.

Например, если в элементе «рыночная инфраструктура» имеется избыток ресурсов, необходимо взять некоторые ресурсы из элемента «ресурсы» и перевести их в «спрос».

В результате наблюдается следующий системный эффект: предложение отдает часть ресурсов элементу «ресурсы».

И возросший «спрос» начинает более активно влиять на «предложение».

Более интересным и емким будет представление экономической категории «отраслевой рынок» в виде категориального маятника.

В этом случае категориальный ряд будет образован:

  • ТУР является точкой устойчивого равновесия, а именно основным категориальным элементом - отраслевым рынком;
  • THR - точка неустойчивого равновесия, которая соответствует элементу «ресурсы», изменение, избыток или недостаток которого выводит систему из равновесия;
  • СЭ - составные элементы, в частности те, которые определены при построении пентаграммы: виды экономической деятельности, рыночная инфраструктура, спрос и предложение;
  • ТР - силы, обеспечивающие движение маятника в противоположных направлениях; в этом случае избыток потребления ведет к дефициту и сдвигает маятник вправо, соответственно избыток производства ведет к увеличению предложения;
  • DE - дополнительные элементы, то есть максимальные отклонения для данной системы, представленные производственным и рыночным компонентами системы;
  • N - неопределенность, подразумевающая открытость системы для внешней среды;
  • ТН - тенденции неопределенности, влияющие на средние и центральные элементы.

Категориальный маятник - это когнитивный инструмент, который подготавливает процесс понимания категории «отраслевой рынок» с учетом детерминизма и стохастичности состояния объекта. Представленный категориальный ряд в форме маятника относится к категории симметричных, поскольку его построение происходит из центрального элемента и разделено на две равные части: одна - это рыночная составляющая, которая включает в себя спрос и инфраструктуру рынка, другая - производственная составляющая, в которую входят такие элементы, как «Виды экономической деятельности» и «Предложение».

Согласно подходам к строительству маятниковых конструкций, спрос и предложение расположены на одной горизонтальной плоскости, которые также объединяются в отдельную подсистему при построении гомеостата.

Эти элементы расположены в разных полуплоскостях, а это означает, что между ними существуют определенные противоречия. Таким образом, отклонение маятника в сторону спроса (то есть спрос превышает предложение) приводит к дефициту на отраслевом рынке. В то же время под дефицитом понимается нехватка средств, ресурсов по сравнению с запланированным значением или требуемым уровнем, а также превышение спроса над предложением. Отклонение в противоположном направлении приводит к избыточному предложению, перепроизводству (предложение превышает спрос). Такая ситуация чаще всего обусловлена ​​недостаточным знанием рынка и изучением спроса, отсутствием научно обоснованного прогнозирования поведения потребителей.

Поскольку мы рассматриваем маятник, он, по сути, как и рынок, стремится к равновесному состоянию. Отклонения в ту или иную сторону приводят в движение центробежные силы, которые постепенно приводят к равновесию всей системы.

По аналогии с вышесказанным ресурсы являются элементом, который поступает в систему извне и является необходимым и обязательным условием функционирования системы.

Дополнительными осями, объединяющими рынок и производственные компоненты в категории «отраслевой рынок», являются производство и потребление.

Производство (производство) - это процесс преобразования различных ресурсов в готовую продукцию. Кроме того, поскольку рассматривается отраслевой рынок, мы имеем в виду товарное производство, то есть определенную организацию общественного производства, в которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок.

Это достаточно эффективный механизм увеличения объемов производства и производительности труда, обладающий высокой степенью адаптации к различным социально-экономическим образованиям. Производство осуществляется в самых разных формах: от натурального хозяйства до современного производственного предприятия, производящего крупную продукцию.

В целом, потребление (потребление, использование) является заключительной фазой процесса общественного производства или заключительной стадией цикла воспроизводства, которая заключается в использовании общественного продукта для удовлетворения экономических потребностей людей.

Традиционно существует различие между производительным потреблением (для нужд производства) и непроизводством, основной частью которого является личное потребление, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В рамках вышеупомянутой схемы под потреблением понимают оба этих типа.

На функционирование и эффективное развитие рыночных и производственных компонентов влияют социальный критерий полезности и социальная природа труда соответственно. Это подразумевает, что общество стремится использовать ресурсы максимально эффективно, обеспечивая при этом полную занятость (использование всех подходящих трудовых ресурсов) и объем производства (эффективное распределение ресурсов, при условии, что они вносят наиболее ценный вклад в общий объем производства).

Построение когнитивных схем в виде гомеостата и маятника позволяет более емко определить экономическую категорию отраслевого рынка.

Таким образом, «отраслевой рынок» представляет собой сложную экономическую категорию, представляющую собой совокупность субъектов рынка, осуществляющих рыночные отношения для перераспределения определенного товара (спроса и предложения) при прямом или косвенном участии других элементов рыночной инфраструктуры. Более того, предложение формируется предприятиями, осуществляющими определенные виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, формирование которых происходит на основе имеющихся ресурсов.

Типология отраслевого рынка

С точки зрения С. Б. Авдашева, Н. Б. Розанова, «самым мощным фактором, диктующим общие условия функционирования конкретного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений».

Конкуренция (от лат. Concurrentia - до коллизии) - соперничество между участниками рынка за лучшие условия для производства, покупки и продажи товаров и услуг.

Конкуренция - это цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование, один из наиболее эффективных механизмов выбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция - это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого товара, когда различные группы людей заинтересованы в борьбе между собой за право распоряжаться этим товаром. Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая конкуренция за достижение наилучших результатов в любой сфере деятельности, борьбу товаропроизводителей за более благоприятные экономические условия и получение максимальной прибыли.

С другой стороны, это элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие субъектов рынка в производстве и реализации продукции, а также в сфере капитальных вложений.

По форме конкуренция представляет собой систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.

ИХ. Кирзнер отмечает, что под конкуренцией понимается соперничество между разными производителями и разными покупателями товаров за наиболее выгодные условия для производства и продажи, с одной стороны, для покупки и использования, с другой.

Классификация промышленных рынков по типу конкуренции:

  • Идеальное соревнование;
  • монополия;
  • олигополия;
  • Монополистическая конкуренция;
  • квази-конкуренция (рынок рабочей конкуренции);
  • Естественная монополия.

Доминирующая фирма в конкурентной среде.

Сравнительные характеристики отраслевых рынков приведены в таблице.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция - это такие рыночные отношения, при которых никто из участников торговли не может существенно повлиять на цену продуктов, установленных на рынке.

Продавцы «не контролируют» рыночную цену товаров.

На рынке совершенной конкуренции устанавливается паритет между продавцами и покупателями, продавцы и покупатели находятся в одинаковом положении.

Такие условия приемлемы как для продавцов, так и для покупателей. Этот тип рынка признан социально справедливым.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель конкуренции, в которой многочисленные покупатели и продавцы действуют независимо друг от друга на рынке с одинаково широкой свободой.

Каждый из них производит стандартизированные, то есть однородные продукты, которые не имеют близких заменителей, и продает их многим клиентам.

Объемы производства и поставок от отдельных производителей составляют незначительную долю в общем объеме производства; следовательно, ни одна фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену; фирма вынуждена согласиться с установленной ценой, принять ее в качестве заданного параметра.

На таком рынке действует закон спроса и предложения, и быстро устанавливается равновесная цена на товары и услуги.

Поэтому новые фирмы могут свободно входить, а существующие могут свободно покидать полностью конкурентные отрасли. Нет никаких законодательных, технологических, лицензионных или иных препятствий, которые могли бы помешать появлению новых фирм и продаже их продукции на конкурентных рынках. Большое количество производителей продукции свидетельствует о том, что на рынке действуют небольшие фирмы. Маленького капитала достаточно, чтобы начать бизнес.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде практически никогда не встречается. Как правило, на большинстве рынков существует несовершенная конкуренция.

Практически совершенная конкуренция совершенно недостижима.

Однако существует ряд отраслевых рынков, в которых отношения близки к совершенной конкуренции. Например, рынки для сельскохозяйственной продукции. Производители и продавцы сельскохозяйственной продукции многочисленны и независимы. Цена на продукцию в основном определяется отраслевым соотношением спроса и предложения.

Монополия - это структура рынка, поляризованная противоположность совершенной конкуренции. Предполагается существование монопольной фирмы, которая является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов.

Такая ситуация позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ей не противостоят конкурирующие фирмы.

Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих выходу других производителей на монополизированный рынок.

Поэтому причины сохранения монополизированных отраслей в значительной степени сводятся к существованию таких барьеров. Давайте отметим наиболее важные из них.

Прежде всего, это правовые (правовые) барьеры, то есть барьеры, установленные законодательством конкретной страны.

Некоторые фирмы получают монопольные права и привилегии на продажу товаров и услуг. Обычно это коммунальные услуги (электричество, газ, телефонные компании, метро и т. д.).

Это естественные монополии. Такие компании, используя положительную экономию от масштаба производства, удовлетворяют рыночный спрос с меньшими затратами, чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих фирм.

В интересах потребителей государство часто предоставляет им монопольные права.

Роль барьеров, ограничивающих проникновение на отраслевой рынок конкуренты также разыгрывают патенты.

Некоторые фирмы получают от государства исключительное право в течение установленного законом срока (в США - 17 лет) использовать разработанные ими технологии.

Таким образом, создаются условия, стимулирующие проведение научно-технических разработок фирмами.

В некоторых случаях фирмы-производители продукции имеют полный контроль над ресурсами, в частности источниками сырья, необходимого для производства этих продуктов. Экономические барьеры играют важную роль. Из-за положительной экономии от масштаба производства в некоторых отраслях крупные компании достигают низких издержек производства, что приводит к вытеснению конкурентов. Значительный размер эффективно функционирующего капитала не позволяет новым фирмам войти в отрасль.

Термин «монополия» в современной экономике имеет довольно негативный оттенок. Монополия связана с вытеснением конкурентов с рынка, созданием барьеров для новых производителей, ценовым давлением на потребителей и поставщиков, а в некоторых случаях - с попытками оказать давление на государство (если монополия играет важную роль в экономике). Чтобы предотвратить возникновение подобных явлений, государство уделяет большое внимание антимонопольному регулированию (в частности, порождая парадокс принуждения фирм к конкуренции, победа в которых запрещена законом).

Однако следует помнить, что в ряде ситуаций монопольный контроль над рынком является единственным возможным вариантом обеспечения устойчивого развития соответствующего сектора экономики и полностью отвечает интересам как потребителей, так и государства, а конкуренция - на наоборот, приведет к увеличению себестоимости продукции, а причина приведет к увеличению потребительских расходов. Это так называемые естественные монополии.

Естественная монополия соответствует той и только той ситуации на рынке, когда эффективное производство и распространение любого объема продукции или услуг возможно только при наличии одной производственной фирмы.

Этот критерий может быть описан как субаддитивность затрат. Затраты являются субаддитивными, если их стоимость для одной фирмы меньше, чем для двух или более, при определенном социально определенном уровне производства.

Наличие конкурентов в этой ситуации приводит к неоправданным затратам на создание параллельной инфраструктуры (например, на строительство другой железной дороги).

Олигополия - это ситуация, когда на рынке есть несколько производителей, и каждый из них может влиять на цену. Если есть два производителя, то такая олигополия называется дуополия.

В отличие от монопольных моделей, где рассматривается принятие решений одной фирмой - монополией, олигополистические модели учитывают принятие решений сразу несколькими экономическими агентами - олигополистами, и результат функционирования каждого из них зависит не только от действия, предпринятые им, но также и действия его конкурентов.

Таким образом, здесь мы сталкиваемся с феноменом так называемого стратегического поведения - предметом теории игр. В связи с этим почти все модели олигополии являются играми различного типа, а при моделировании олигополистических рынков в значительной степени используется аппарат теории игр.

Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это наиболее распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только самой распространенной, но и наиболее сложной для изучения формой отраслевых структур.

Точная абстрактная модель не может быть построена для такой отрасли, как это может быть сделано в случаях чистой монополии и чистой конкуренции.

Многое здесь зависит от конкретных деталей, которые характеризуют продукт и стратегии развития производителя, которые почти невозможно предсказать.

А также по характеру стратегического выбора, доступного фирмам этой категории.

Таким образом, большинство предприятий в мире можно назвать монополистически конкурентоспособными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого количества независимых фирм и покупателей), но не более чем в условиях совершенной конкуренции;
  • низкие барьеры для входа в отрасль. Это не означает, что монополистическую конкурентную фирму легко открыть. Возникают такие трудности, как проблемы с регистрацией регистраций, патентов и лицензий;
  • чтобы выжить на рынке в долгосрочной перспективе, монополистически конкурентоспособная фирма должна производить гетерогенные, дифференцированные продукты, которые отличаются от предлагаемых конкурирующими фирмами. Более того, продукты могут отличаться друг от друга по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
  • совершенная осведомленность продавцов и покупателей о состоянии рынка;
  • преимущественно неценовая конкуренция, она может оказать крайне незначительное влияние на общий уровень цен. Реклама продукта важна для развития.

Доминантная фирма - фирма с сильным лидерством на рынке. Лидерство фирмы может быть основано на значительной экономии за счет масштаба, дорогостоящих патентов или законодательных ограничений на доступ к рынку.

Фирма может потерять свое доминирующее положение в результате антимонопольных мер или внедрения технических или технологических инноваций от более слабых конкурентов.

Сущность и примеры квазоконкурентного рынка

Отличительные черты квазиконкурента

Квазиконкурентные (или конкурентные, состязательные) - это особые рынки, на которых может работать крупная фирма, обладающая всеми характеристиками доминирующей, но которые из-за особой природы рынка не становятся действительно доминирующими в своем стратегическом поведении. Теория квазоконкурентных рынков была разработана Baumol, Panzar и Willig в 1982 году.

Эта теория рассматривает рынки, которые лишены каких-либо входных барьеров.

Фирмы могут легко окупить любые инвестиции, связанные с выходом на рынок, они могут воспользоваться своими временными выгодами для получения прибыли, а затем покинуть отрасль.

Выход на рынок может происходить достаточно быстро, так что время реакции фирм, действующих на рынке, на действия потенциальных конкурентов превышает время, необходимое потенциальному конкуренту для того, чтобы утвердиться на рынке.

Доминирующая фирма формирует свою политику под сильным давлением со стороны потенциальной конкуренции. Угроза входа настолько велика, что для того, чтобы в долгосрочной перспективе сохранить свою позицию в отрасли, лидер принимает точно такое же ценовое решение, которое было бы принято на рынке совершенной конкуренции - он устанавливает цену на уровне минимума. средние затраты.

Если рынок квазиконкурентен, цена в долгосрочной перспективе равна средней стоимости, отраслевой выпуск производится с наименьшими затратами, а количество фирм в долгосрочной перспективе является постоянным.

Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективную продукцию в отрасли и отсутствие рыночной власти для любого экономического агента, работающего на этом рынке. Л.В. Рой, В.П. Третьяк определяет, что «разница между квазиконкурентным рынком и рынком совершенной конкуренции заключается в уровне концентрации продавцов: большое количество производителей работают на рынке совершенной конкуренции, в то время как квазиконкурентный рынок может быть высоко концентрированным «.

Если производственная функция характеризуется увеличением отдачи от масштаба, когда MEW превышает емкость рынка, на квазоконкурентном рынке будет работать только один продавец. Особенности конкурентного рынка передаются на квазиконкурентный рынок угрозой потенциальной конкуренции из-за относительной легкости входа и выхода из рынка.

Если рынок является или может быть квазиконкурентным, вмешательство государства в его функционирование не требуется. Если одна фирма работает на квазиконкурентном рынке, ее цена и объем продаж без участия государства образуют «второе место»; если Парето недоступен - оптимальное равновесие благодаря положительной отдаче от масштаба. Государство может повысить степень конкурентоспособности на рынке, устранив входные барьеры и приняв другие меры по его либерализации.

Это предполагает смещение акцента государственной промышленной политики с регулирования поведения фирм на усиление конкурентных аспектов самого рынка. Существуют ли квазоконкурентные рынки на практике? В мировой теории нет единого мнения по этому вопросу.

Авторы концепции состязательных рынков считают, что этими основными условиями для состязательных рынков являются:

  • бесплатный доступ к технологиям для существующих и новых фирм;
  • наличие реальной угрозы потенциальной конкуренции;
  • незначительные необратимые затраты на вход;
  • реализация стратегии «бей и беги» для потенциальных конкурентов.

Оценка конкурентоспособности рынка авиаперевозок в России

Рынки пассажирских авиаперевозок в Западной Европе и Соединенных Штатах часто рассматриваются как примеры конкурентного (квазиконкурентного) рынка, концептуализированного Баумолом, Панзаром, Виллигом и Пещерами.

В какой степени характеристики конкурентного рынка можно отнести к российскому рынку авиаперевозок?

Определим, в какой степени описанные выше условия квазоконкурентного рынка характерны для рынка авиаперевозок, в том числе для российского рынка.

Первое из четырех условий - свободный доступ к технологиям, принадлежащим действующим фирмам, - возможно на различных рынках, включая рынок пассажирских авиаперевозок.

Доступные технологии при наличии парка воздушных судов, прежде всего, подразумевают услуги основного и гостевого аэропортов. В то же время в авиационной отрасли возникает ситуация, когда аэропорт объединяется в одно юридическое лицо с местной авиакомпанией, что часто затрудняет открытие новых маршрутов через этот аэропорт для других авиакомпаний.

Второе условие конкурентного рынка реализуется на практике через непосредственное проникновение конкурентов на существующие маршруты компаний, как только цены на авиаперевозки значительно возрастают. Это связано с тем, что авиакомпании постоянно вынуждены искать применение своего капитала, чтобы повысить прибыльность своего бизнеса.

Условие низких необратимых затрат на вход осуществимо для рынка AMS только с некоторыми оговорками. Непогашенные расходы - это постоянные издержки, возникающие в результате непогашенных инвестиций. Конкурентоспособность рынка подразумевает, что непропорциональные затраты на проникновение в отрасль должны быть низкими, незначительными.

Баумол рассматривал рынок пассажирских авиаперевозок как рынок с незначительными необратимыми затратами. Действительно, имея парк воздушных судов и дискретный график авиаперевозок, компания, на первый взгляд, не несет дополнительных расходов на разработку другого маршрута с использованием того же парка воздушных судов.

Более подробный анализ показывает, что при разработке новых маршрутов возникают необратимые затраты на согласование права на посадку в конкретном аэропорту, платы за парковку, затрат на рекламу и т. д., Которая является необратимой и занимает очень значительную долю в расходах компаний.

Третье и четвертое условия тесно связаны. Когда инвестиции обратимы, фирме не нужно беспокоиться о том, как долго она сможет оставаться в бизнесе, поскольку она всегда может продать свои основные средства по цене, не ниже их рыночной стоимости.

Но когда возникают необратимые затраты, ресурс основных средств становится решающим фактором. Чем больше непогашенные затраты, тем дольше отраслевой период окупаемости затрат, тем менее успешной является стратегия «беги и беги».

Чтобы доказать, что рынок авиаперевозок является конкурентным рынком, Baumol использовал пример чартерных рейсов. Чартерные маршруты, в которых цены на билеты устанавливаются исходя из загруженности воздушного судна, позволяют злоумышленнику осуществлять свой бизнес, не затрачивая значительных ресурсов.

Штатные авиакомпании, выполняющие чартерные рейсы, могут не обращать внимания на появление новичка в своей ценовой политике, которая отталкивает часть рынка. А новичку, реализуя свои интересы, удается совершать рейсы до того момента, когда созданная компания начинает менять тарифы, направленные на вытеснение конкурента. Таким образом, анализ четырех основных теоретических положений концепции квазиконкурентности позволяет определить конкурентоспособность российского рынка авиаперевозок.

Вывод:

Результаты выполненной работы свидетельствуют о следующем.

Отраслевой рынок - это сложная экономическая категория, представляющая собой совокупность субъектов рынка, которые осуществляют рыночные отношения для перераспределения определенного продукта (спроса и предложения) при прямом или косвенном участии других элементов рыночной инфраструктуры.

Самым мощным фактором, диктующим общие условия функционирования конкретного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Конкуренция - это цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование, один из наиболее эффективных механизмов выбора и регулирования в рыночной экономике.

Классификация промышленных рынков по типу конкуренции:

  • идеальное соревнование;
  • монополия;
  • олигополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • квази-конкуренция (рынок рабочей конкуренции);
  • естественная монополия;
  • доминирующая фирма в конкурентной среде.

Так называемая совершенная (чистая или свободная) конкуренция - это такие рыночные отношения, при которых никто из участников торговли не может существенно повлиять на цену продуктов, установленных на рынке.

Монополия - это структура рынка, поляризованная противоположность совершенной конкуренции. Предполагается существование монопольной фирмы, которая является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов.

Олигополия - это ситуация, когда на рынке есть несколько производителей, и каждый из них может влиять на цену.

Если есть не один, а два производителя, то такая олигополия называется дуополия.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • наличие множества продавцов и покупателей;
  • низкие барьеры для входа в отрасль;
  • совершенная осведомленность продавцов и покупателей о состоянии рынка;
  • преимущественно неценовая конкуренция, она может оказать крайне незначительное влияние на общий уровень цен.

Доминантная фирма - фирма с сильным лидерством на рынке.

Лидерство фирмы может быть основано на значительной экономии за счет масштаба, дорогостоящих патентов или законодательных ограничений на доступ к рынку.

Разница между квазиконкурентным рынком и рынком совершенной конкуренции заключается в уровне концентрации продавцов: большое количество производителей работают на рынке совершенной конкуренции, в то время как квазиконкурентный рынок может быть высоко концентрированным.

Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективную продукцию в отрасли, не имеющую рыночной власти для любого экономического агента, работающего на этом рынке.

Основными условиями для конкурентных рынков являются:

  • бесплатный доступ к технологиям для существующих и новых фирм;
  • реализация стратегии «бей и беги» для потенциальных конкурентов (выход на рынок, получение прибыли и уход с рынка без значительных дополнительных затрат);
  • незначительные необратимые затраты на вход;
  • наличие реальной угрозы потенциальной конкуренции.

Одним из примеров квазоконкурентного рынка в России является рынок авиаперевозок. экономическая рыночная конкуренция.