Банкротство предприятий: причины и актуальность для России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальная политика государства и ее особенности в России
Выбор в условиях неопределенности
Аграрные реформы в России: прошлое и настоящее
Трансформационные кризисы и их особенности


Введение:

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось для России целым рядом глобальных экономических реформ. Первым этапом в развитии рыночных отношений стала приватизация. Основная цель приватизации состояла в том, чтобы создать класс собственников, которые должны более осмотрительно и эффективно управлять имущественным комплексом, поскольку административно-командное управление экономикой основано на централизованном размещении производственных заказов и ресурсов, что ранее позволяло Обеспечить стабильное экономическое положение промышленных предприятий, в современных условиях перестало соответствовать духу времени.

Внешние условия функционирования российских экономических субъектов изменились в сторону установления их полной производственной независимости, что существенно повлияло на их экономическую стабильность. Несмотря на то, что собственность фактически перестала принадлежать государству, управление предприятием как имущественным комплексом не стало более эффективным. Вместо ответственности руководители многих юридических лиц почувствовали отсутствие контроля и вседозволенности. В результате российская экономика в настоящее время находится под влиянием ряда негативных факторов. Это стало характеризоваться такими явлениями, как спад в промышленности, ужесточение валютных отношений, недостаток инвестиций, что неизбежно приводит многие предприятия к банкротству (банкротству).

Одной из ключевых проблем российской экономики является кризис неплатежей, наблюдается устойчивая тенденция к росту объема просроченной кредиторской задолженности, субъекты предпринимательской деятельности потеряли свой оборотный капитал, а карточный индекс по текущим счетам огромен. Более двадцати тысяч юридических лиц в России находятся в процессе банкротства, и в большинстве случаев эта процедура является искусственной и напрямую связана с попытками перераспределения собственности. Экономическая ситуация такова, что инструмент банкротства должен использоваться гораздо чаще, чем раньше.

Как показывает правоприменительная практика, для некоторых лиц институт банкротства часто служит инструментом реализации их незаконных интересов, в частности, получения криминальной сверхприбыли, дальнейшего перераспределения имущества и сфер криминального влияния на экономику страны.

Поэтому вопросы правового, экономического и государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в настоящее время являются одними из наиболее актуальных и сложных в социально-экономической и политической жизни российского государства. Принятие Закона о банкротстве в Российской Федерации направлено на устранение пробелов, допущенных законодателем в регулировании процедуры банкротства, что привело к значительному увеличению числа нарушений и злоупотреблений в этой области.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Банкротство предприятий в основном является результатом неудовлетворительного финансирования и кредитования, то есть неквалифицированного управления. В развитых странах, например, в Германии и Франции, суды ежегодно рассматривают 20-40 тысяч дел о банкротстве должника. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры для обеспечения финансовой стабильности, повышения эффективности и производительности.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ​​отношением к проблеме банкротства предприятий как наиболее серьезного, острого, требующего гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования.

Целью курсовой работы является изучение сущности финансовых проблем банкротства предприятий.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме курсовой работы;
  2. Дайте историю института несостоятельности (банкротства);
  3. Определить понятие несостоятельности (банкротства), его сущность и характеристики;
  4. Раскрыть процесс банкротства;
  5. Охарактеризуйте особенности банкротства отдельных видов юридических лиц.

Теоретические основы (несостоятельности) банкротства предприятий

Критерии банкротства предприятий

История применения древнерусского закона о банкротстве, конечно, позволяла ученым и практикующим юристам делать выводы о степени его эффективности, оценивать его положительные и отрицательные качества. Одним из наиболее ярких негативных аспектов старого закона, отмеченным многими учеными, является использование принципа неуплаты в качестве критерия несостоятельности.

В мировой практике известны два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства:

  1. Первый подход объективен: должник объявляется банкротом, если у него нет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из-за неисполнения обязательств под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не может найти средства (например, путем продажи части дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не может функционировать в рыночных условиях. Кроме того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий называется критерием несостоятельности или денежного потока;
  2. Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что должник, стоимость имущества которого меньше общей суммы его обязательств, может быть объявлен банкротом. В то же время не имеет значения, насколько сумма долга превышает установленный минимум для объявления банкротства, насколько просроченная задолженность сравнивается с установленным минимальным периодом просрочки.

Когда использовался этот критерий (он назывался критерием неплатежей или структурой баланса), предприятие-должник в течение многих лет имело возможность не выполнять свои обязательства, для чего необходимо было сделать только одно - сохранить Сумма долга на уровне чуть меньше стоимости активов. Невозможно объявить такого должника банкротом, даже если он явно воспользовался описанной ситуацией. Например, на практике известны ситуации, когда должник погасил строго определенную часть долга - просто так, чтобы оставшаяся часть стала меньше стоимости имущества. В тех случаях, когда речь шла о крупном, дорогом предприятии, сумма долгов была соответственно огромной.

В период старого закона эта ситуация была очень распространенной. Следует отметить, что это было характерно только для российского законодательства о несостоятельности, поскольку критерий несостоятельности использовался в основном иностранном правопорядке.

Понятие и сущность финансовой несостоятельности (банкротства)

Банкротство заключается в неспособности должника погасить свои обязательства, вернуть долги из-за отсутствия средств для оплаты.

Закон содержит четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства): это неспособность должника, признанная арбитражным судом или заявленная должником, в полном объеме удовлетворить денежные обязательства кредиторов и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей.

Поэтому часто встречающиеся высказывания специалистов, такие как: «как видно из бухгалтерского баланса, компания обанкротилась» - это не что иное, как обычный литературный оборот. Предприятие может иметь неудовлетворительную структуру баланса, оно может иметь явные признаки банкротства, но только арбитражный суд может объявить его банкротом (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Это выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами. Банкротство предприятий обычно возникает из-за того, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков. Официально, формально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности в качестве должника и неспособности расплатиться с кредиторами. Если должник сам обращается в суд по поводу своей несостоятельности, банкротство считается добровольным. Иногда фирмы идут на такой шаг при фиктивном банкротстве, чтобы скрыть долговые деньги и сохранить их при себе. Если кредиторы, которые не погасили задолженность, обращаются в суд, то банкротство называется обязательным.

Понятие банкротства характеризуется его различными типами.

В законодательной и финансовой практике различают следующие виды банкротства предприятий:

  1. Реальное банкротство - характеризует полную неспособность предприятия восстановить свою финансовую устойчивость и платежеспособность в предстоящий период из-за реальных потерь использованного капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную экономическую деятельность в предстоящий период, в результате чего оно юридически объявлено банкротом;
  2. Техническое банкротство - характеризует состояние несостоятельности предприятия, вызванную значительной просрочкой его дебиторской задолженности. В то же время сумма дебиторской задолженности превышает сумму кредиторской задолженности компании, а сумма ее активов значительно превышает сумму ее финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его реорганизацию, обычно не приводит к его законному банкротству;
  3. Преднамеренное банкротство - характеризует умышленное создание (или увеличение) руководителем или владельцем предприятия своей несостоятельности, причиняющее экономический ущерб предприятию в его личных интересах или в интересах других лиц, заведомо некомпетентное управление финансами. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются по закону.

Вымышленное банкротство - характеризует намеренно ложное заявление предприятия о своей несостоятельности с целью ввести в заблуждение кредиторов с целью получения от них отсрочки (рассрочка) для выполнения своих кредитных обязательств или дисконта от суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются по закону.

Анализ признаков банкротства

В России признаки банкротства в настоящее время определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Закон распространяется на всех юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением государственных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Согласно новому закону признаком банкротства юридического лица считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательства не были выполнены им в течение трех месяцев с даты их исполнения даже минимальной задолженности.

В связи с этим следует иметь в виду, что при определении признаков банкротства названный Федеральный закон, в отличие от ранее действовавшего, не использует критерий достаточности имущества. А по критерию платежеспособности кредитор может требовать, чтобы процедура банкротства применялась к обществу-должнику только в том случае, если должник не выполняет своих денежных обязательств перед кредиторами или не производит обязательных платежей в течение трех месяцев.

Следовательно, если в настоящий момент стоимость чистых активов является отрицательной, но акционерное общество получает доход, позволяющий ему своевременно расплатиться с кредиторами, ни один из кредиторов не имеет даже формальных оснований требовать начала процедуры банкротства. Таким образом, если у должника есть признаки банкротства, его можно считать несостоятельным, но еще не банкротом.

Для восстановления платежеспособности уполномоченные органы должника должны принять меры по устранению задолженности, просроченной более чем на три месяца. Как следует из определения несостоятельности, этим методом может быть как оплата долга, так и заключение соглашения с кредитором об отсрочке платежа или о новации долгового обязательства.

Следовательно, критерий возможности восстановления платежеспособности, определяемый как основание для введения определенной процедуры банкротства, зависит не только от наличия собственных средств должника и другого имущества. Невозможность восстановления платежеспособности будет означать, что наряду с нехваткой собственных ресурсов для расчетов с кредиторами все возможности для привлечения заемных средств также были исчерпаны, и сами кредиторы не хотят предоставлять должнику отсрочку при погашении долга. или проводить его новацию.

При использовании этих понятий следует различать, когда организация имеет только признаки банкротства и считается несостоятельной, и когда должник является банкротом. Установление последнего факта возможно только после признания организации арбитражным судом как таковой.

Следует отметить, что законодательство некоторых штатов использует критерий неплатежей, который требует анализа баланса должника. Например, согласно немецкому законодательству, критерием несостоятельности должника наряду с несостоятельностью признается «чрезмерная задолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств. Однако этот критерий, как правило, применяется в дополнение к критерию несостоятельности (ликвидности) и служит в основном основой для выбора процедуры, применяемой к несостоятельному должнику: ликвидация или санация.

Российский закон о несостоятельности (банкротстве) следует тем же путем: должник (юридическое лицо или предприниматель) может быть объявлен банкротом в случае его несостоятельности, но его владение имуществом, превышающим общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством Реальная возможность восстановить свою платежеспособность и, следовательно, она может послужить основой для применения процедур внешнего управления к должнику.

Размер невыполненных обязательств также имеет значение. Чтобы возбудить дело о банкротстве, оно должно составлять не менее ста тысяч рублей. При наличии перечисленных признаков кредитор и уполномоченный орган вправе направить в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. В случаях, предусмотренных законом, такое заявление должно быть подано самим должником.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается сумма денежных обязательств, в том числе сумма задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сумма кредита с учетом процентов к уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате роялти. А также обязательства перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающие из такого участия. Штрафы (штрафы, пени), подлежащие оплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, не учитываются при определении суммы денежных обязательств. Размер обязательных платежей учитывается без учета штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Особенности банкротства отдельных видов финансовых организаций

Общие вопросы правового регулирования банкротства финансовых организаций

В пункте 2 ст. 1 Закона о банкротстве указаны организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть объявлены банкротами. Во-первых, это коммерческие организации. Исчерпывающий список форм таких организаций определен в гл. 4 ГК РФ.

Оно включает:

  • деловые партнерства (полные товарищества, коммандитные товарищества);
  • коммерческие общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые, в том числе: народные предприятия);
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Во-вторых, это практически все некоммерческие организации. В этой части Закон расширил перечень по сравнению с ранее действовавшим законом, а также ст. 65 ГК РФ.

Такое изменение давно назрело, поскольку практика показала, что большинство некоммерческих организаций являются активными участниками экономических отношений и в этом качестве не отличаются значительно от коммерческих организаций.

Из всех коммерческих организаций конкурсное производство не может быть возбуждено только против государственных предприятий, то есть федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Это связано с тем, что если у них недостаточно имущества для расчетов с кредиторами, государство несет субсидиарную ответственность. Для учреждений было сделано исключение: они, как и государственные предприятия, основаны на праве оперативного управления, а учредители несут субсидиарную ответственность за свои обязательства. Кроме того, политические партии и религиозные организации не могут быть объявлены банкротами из-за особенностей их деятельности. Однако в связи с указанными изменениями существует формальный конфликт между этим положением Закона и ст. 65 ГК РФ. Было бы правильно, одновременно с принятием Закона, внести соответствующие изменения в названную статью Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общее правило п. 3 ст. 232 Закона о приоритете его норм над всеми ранее принятыми законодательными и иными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере банкротства, представляется недостаточным, особенно с учетом того места, которое Гражданский кодекс Российской Федерации занимает в общей системе. норм гражданского права как основного кодифицированного акта.

Признаки банкротства коммерческих организаций обсуждались в предыдущей главе, но важно подчеркнуть, что действующее законодательство допускает установление других признаков банкротства. Это возможно в связи с тем, что в соответствии с п. 3 ст. 3 нормы пунктов 1, 2 не являются обязательными.

Так, например, в отношении знаков установлено иное для:

  • кредитные учреждения;
  • стратегические предприятия и организации;
  • субъекты естественных монополий;
  • ликвидируются должники;
  • отсутствующие должники.

В связи с этим федеральный законодатель может установить - в целях защиты интересов кредиторов - дополнительные критерии для определения (оценки) финансовой платежеспособности акционерного общества (платежеспособности, прибыльности и т. д.) В соответствии с принципы бухгалтерского учета прямо в законе. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» полностью учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - организации: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и другие кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Также должниками являются граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников.

Банкротство финансовых учреждений

Закон не содержит понятия «финансовая организация», оно дано в «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). Финансовая организация - это юридическое лицо, которое осуществляет банковские операции и операции на основании соответствующей лицензии или предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, страховые услуги или другие услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, потребительский кредитный союз и другие организации, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг. В число финансовых организаций для целей Закона «О несостоятельности (банкротстве)», как следует из пункта 1 статьи 180 Закона, входят: кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Процедуры банкротства применяются к таким организациям с учетом особенностей, установленных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Однако такой закон еще не принят, поэтому можно говорить только об особенностях, вытекающих из специального законодательства, в частности, Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитов». Организации »(с изменениями от 2 января 2000 года, 19 июня, 7 августа 2001 года, 21 марта 2002 года, 8 декабря 2003 года).

Закон, учитывающий специфику деятельности финансовых учреждений-должников и их важное социально-экономическое значение, предусматривает соответствующие особенности применения к ним процедур банкротства. Таким образом, система кредитных организаций обеспечивает не только накопление средств и их вовлечение в обращение, но и функционирование расчетной системы, а также механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.

В отличие от других коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, финансовые организации наделены ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие операции и совершать определенные операции, а их несостоятельность влечет за собой существенные убытки для значительного числа кредиторов.

Рассмотрим особенности банкротства отдельных видов финансовых организаций.

Как мы уже подчеркивали, особенности банкротства кредитных организаций устанавливаются федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Отдельно стоит выделить Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 74 «Об особенностях применения настоящего Закона в отношении кредитных организаций».

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва банковской лицензии у кредитной организации, если:

  • требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 минимальных зарплат, и они не выполняются в течение одного месяца с даты их исполнения;
  • стоимость имущества (активов) организации после отзыва ее лицензии недостаточна для выполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и пассивов определяется на основании методик центрального банка Российской Федерации).

На практике использование этих законодательных положений приводит к искусственной задержке разбирательства. Как отмечают исследователи, ко времени, когда арбитражный суд рассматривает заявление о признании кредитного учреждения банкротом, лица, не заинтересованные в этом, обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве банковской лицензии.

Окончательный расчет здесь основан на толковании закона таким образом, что сам факт оспаривания в суде действительности отзыва лицензии или, тем более, признания соответствующего распоряжения Банка России как Недействительный автоматически означает, соответственно, незаконность возбуждения или продолжения дела о банкротстве.

И этот расчет действительно оправдан, поскольку в такой ситуации арбитражные суды чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании распоряжения Банка России или прекращают производство после вынесения решения удовлетворить требование вступает в силу.

Эти действия позволяют вывести активы должника незаконным путем.

При рассмотрении вопроса о банкротстве кредитной организации арбитражным судом применяются следующие процедуры (статья 5 Закона):

  1. наблюдение;
  2. конкурсное производство.

В отношении кредитной организации не проводятся восстановительные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), поскольку нет никакой цели восстановить платежеспособность должника, необходимо как можно скорее продать имущество кредитной организации и удовлетворить требования кредиторов. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 74 после вступления в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) ) »(3 декабря 2002 г.), порядок наблюдения, установленный в действующей редакции Федерального закона« О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций », не подлежит применению при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций.

После подачи кредиторами требования по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд может принять одно из следующих решений (статья 182 Закона):

  • о признании кредитного учреждения банкротом и об открытии процедуры банкротства;
  • об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Важно подчеркнуть, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитного учреждения банкротом производство по делу о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (глава VI).

Конкурсный управляющий обязан (ст. 46-47.2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

Использование в ходе процедуры банкротства только корреспондентского счета организации, признанной банкротом, открытой в учреждении Центрального банка Российской Федерации. На этот счет (в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации) остатки средств с корреспондентских счетов этой организации, открытых в других кредитных организациях, а также других средств организации, включая обязательные резервы, депонированные Обанкротившаяся организация с Центральным банком Российской Федерации, переданы.

Обратиться в арбитражный суд с требованием:

  • о применении к операциям, совершенным организацией в период после отзыва ее лицензии (за исключением операций, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными выплатами, а также выплатой выходного пособия и вознаграждения лиц, работающих по трудовому договору) последствия недействительности недействительных сделок;
  • о признании сделок, совершенных в течение трех лет, предшествующих дню, когда организация была объявлена ​​банкротом арбитражным судом, если эти сделки соответствуют признакам недействительности сделок (за исключением сделок, решение о нецелесообразности обращения в суд по которым было принято сделано комитетом кредиторов);
  • о привлечении учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей организации к субсидиарной ответственности по обязательствам организации в случае банкротства организации по их вине (или обращение в суд с соответствующая претензия).

За счет имущества кредитной организации, составляющей имущество банкротства, в первую очередь (при совершении предварительных платежей) требования физических лиц удовлетворяются:

  • которые являются кредиторами по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, заключенным с ними;
  • перед которой организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Предварительные платежи кредиторам первой очереди осуществляются на основании Реестра требований кредиторов первой очереди на осуществление этих платежей, составленного кредитором-банкротом. Требования кредиторов по субординированным кредитам (займам) удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех других кредиторов. В соответствии со ст. 50 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», для учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитных организаций, имеющих право давать указания, обязательные для данной организации или возможность иного определения своих действий, суд может быть возложен на субсидиарную ответственность по обязательствам организации, если банкротство произошло по их вине. Давайте перейдем к рассмотрению дела о банкротстве страховой организации.

Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций заключается в необходимости защиты интересов страховщиков, поскольку имущество такого юридического лица формируется из страховых взносов и обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат.

Страховые организации - это коммерческие юридические лица со специальной правоспособностью, созданные в форме компаний.

Их деятельность регулируется в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., март 21, 25 апреля 2002 г.), 8, 10 декабря 2003 г.).

Следует отметить, что возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связана с ее лицензией - заявление может быть подано независимо от того, была ли лицензия отозвана или нет.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами признается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (пункт 1 статьи 183 Закона).

В случае введения процедур банкротства в отношении должника - страховой компании, должник или администратор банкротства обязаны в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или процедуры банкротства уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Правительство Российской Федерации осуществляет надзор за страховой деятельностью на предмет введения соответствующих процедур банкротства.

Если по договорам страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения об объявлении организации банкротом и об открытии процедуры банкротства (статья 185 Закона):

  • страхового случая не произошло, эти договоры расторгнуты (за исключением случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе процедуры банкротства). Страхователи или бенефициары по этим договорам имеют право требовать возврата части страховой премии, уплаченной страховщику, пропорционально разнице между периодом, на который договор страхования был заключен, и периодом, в течение которого он действовал;
  • наступил страховой случай, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать страховой взнос.

В случае принятия решения об объявлении страховой компании банкротом и начале процедуры банкротства требования кредиторов третьего приоритета подлежат удовлетворению в следующем порядке (статья 186 Закона):

  • первый этап - претензии застрахованных, льготы покупателей по договорам обязательного личного страхования;
  • второй этап - претензии в пользу покупателей, страхователей по другим договорам обязательного страхования;
  • третий этап - претензии застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;
  • четвертый этап - претензии других кредиторов.

В соответствии со ст. 84 Закона, при внешнем управлении продажа имущественного комплекса страховой организации должна осуществляться в соответствии с правилами, предусмотренными для продажи предприятия-должника, и с учетом требований федеральных законов, регулирующих страховую деятельность. В случае продажи покупатель приобретает все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества не произошло страхового случая.

В ходе процедуры банкротства имущественный комплекс может быть продан только с согласия покупателя на заключение договоров страхования, срок действия которых еще не истек и для которых страховой случай не произошел на дату объявления страховой организации. банкрот. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может быть только страховая организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для выполнения обязательств по принятым договорам страхования. Рассмотрим особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Как и в случае банкротства страховых организаций, при рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к рассмотрению дела специальный уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг (пункт 1 статьи 187 Закона).

В случае введения процедур банкротства управляющий в деле о несостоятельности (имеющий соответствующий сертификат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг) обязан в течение десяти дней со дня введения процедур банкротства отправить соответствующее уведомление:

  • в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг;
  • саморегулируемой организации, членом которой является профессиональный участник;
  • клиентам (в уведомлении предлагается дать указания о действиях, которые необходимо выполнить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту).

С момента введения внешнего управления или процедуры банкротства ценные бумаги клиентов, находящихся в управлении, находящиеся во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением о собственник указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. Если клиенты не соглашаются передавать зарегистрированные ценные бумаги, зарегистрированные должником, в другую организацию, имеющую соответствующую лицензию, учетные данные передаются регистратору этих ценных бумаг.

Если требования клиентов по возврату принадлежащих им ценных бумаг одного типа (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника, происходит возврат таких ценных бумаг осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Количество средств, принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату, хранящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основании данных бухгалтерского учета должника. Требования клиентов в их неудовлетворенной части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, установленном для процедур банкротства.

В случае возбуждения дела о банкротстве в отношении должника, осуществляющего (ст. 189 Закона):

  • при хранении и (или) учете прав на ценные бумаги, принадлежащие его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом;
  • ведение реестра зарегистрированных владельцев ценных бумаг, реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передавать информацию и документы, которые являются частью таких реестров другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к рассмотрению федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

Конкурсное имущество должника - профессионального участника рынка ценных бумаг не включает в себя ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе принадлежащие им средства и:

  • находится на специальном брокерском счете;
  • включены в специальные фонды, предназначенные для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торговых или клиринговых организаций.

Ограничения на выполнение транзакций или на проведение транзакций по учету прав на ценные бумаги не распространяются на транзакции с ценными бумагами клиентов или транзакции по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые от имени клиентов и подтвержденные клиентами после начала производства по делу. (кроме процедуры банкротства) (ст. 188 Закона).

Вывод:

В связи с этим из актуальности выбранной темы мы узнали, что в условиях формирования рыночной экономики реформа предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных отношений между предприятиями-заемщиками и кредиторами. должники и кредиторы. Одной из таких предпосылок является наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предотвращению случаев банкротства, улучшению всей системы финансовых отношений между предпринимателями, а в случае объявления должника банкротом - минимизации негативных последствий банкротства. для обеих сторон реализация всех необходимых процедур в цивилизованном виде. ... В настоящее время основным нормативным документом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 271-Ф3 (с изменениями и дополнениями).

Признаком банкротства юридического лица является неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательства не были выполнены это в течение трех месяцев со дня их исполнения.

Закон предусматривает ряд процедур, помогающих восстановить платежеспособность должника, а именно:

  • досудебная реорганизация, возможность заключения мирового соглашения на любом этапе процесса;
  • другие меры, которые могут способствовать достижению вышеуказанных целей.

Сам процесс банкротства состоит из ряда замещающих процедур:

  • надзор - процедуры банкротства, введенные с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества и анализа финансового состояния должника;
  • внешнее управление - процедуры банкротства, которые арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит с целью восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий должника на управление внешнему управляющему.
  • конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая с целью адекватного удовлетворения требований кредиторов за счет средств, полученных в результате продажи имущества должника в установленном порядке.

Введение процедур банкротства позволяет отрезать заведомо больные сегменты экономики. Но самое главное, есть юридически закрепленная возможность организовать спасение и реабилитацию предприятий, которые не вписались в рынок посредством антикризисного управления.