Банкротства предприятий в современной россии и их влияние на экономику.

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Модели олигополии и их проявление в экономике россии  
Сущность отношений собственности, ее черты и роль в экономической системе  
Государственное регулирование экономики  
Развитие финансовых инструментов в рыночной экономике россии  


Введение:

Антикризисное управление - это управление, которое определенным образом предвидит опасность кризиса, обеспечивая анализ его симптомов, меры по снижению негативных последствий кризиса и использование его факторов для дальнейшего развития. 

В контексте современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) являются одними из важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации в Российской Федерации и ее субъектах.

Институт банкротства основан на действующем законодательстве. Он устанавливает условия открытия и порядок проведения тендерных процедур, права и обязанности основных участников, что позволяет разрешать конфликты интересов, создает стимулы для экономического развития и поддерживает конкуренцию. Чтобы узнать перспективы и тенденции развития современного института несостоятельности, необходимо обратиться к истории банкротства.

Институт банкротства прошел большой путь развития. Само слово «банкрот» (от итальянского Banco - bench, rotta - broken) буквально означает сломать скамью, на которой бизнесмен сидел, занимаясь торговыми или финансовыми операциями. Его отказ выплатить свои долги из-за нехватки средств привел к тому, что скамейка была сломана. Это обстоятельство послужило сигналом к ​​прекращению деятельности торговца и предупреждением остальным. 

Институт банкротства возник из отношений между должником и его кредиторами, основанных на этих отношениях, но в процессе своего развития этот уровень вырос и не может рассматриваться в настоящее время только с экономической или правовой точки зрения в отрыве от социальной политические, организационные, моральные проблемы.

В данной статье рассматривается становление института банкротства в России. 

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 

О несостоятельности (банкротстве) предприятий 

В условиях рыночных преобразований, осуществляемых в отечественной экономической системе, разработка новых и повышение эффективности инструментов гражданско-правовой защиты отношений в сфере экономической деятельности в целом, а также Отношения в сфере несостоятельности (банкротства), в частности, предусмотренные действующим законодательством, имеют особое значение.

За последние 18 лет развития рыночных отношений в России был принят третий закон о несостоятельности (банкротстве), что обусловлено такими причинами, как переход от плановой экономики к рыночной экономике, появление новых организационных и правовые формы юридических лиц, новейшие экономические и финансовые институты. Поскольку законодательство в этой области является относительно новым, его развитие является довольно динамичным, поскольку возникают проблемы и правовые конфликты.

Модернизация плановой экономики, интенсивное развитие экономических отношений и предпринимательской деятельности, а также формирование института частной собственности на этапе перехода России к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого века заставили нас принять по-новому взглянуть на проблему регулирования отношений субъектов хозяйствования с использованием механизмов несостоятельности (банкротства) и обусловить необходимость пересмотра старого и создания новой, более эффективной законодательной базы, способствующей безболезненному переходу от плановой к рыночной экономике и направлена ​​на защиту интересов участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения обязательств.

Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый в 1992 году, стал своего рода «упорядоченным» хозяйством, ликвидировав формально существующих, но фактически не работающих юридических лиц. На основании возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве), с учетом использования критерия неплатежей, настоящий Закон о банкротстве можно отнести к законам с "затяжным" уклоном.

В ходе практического применения этого Закона он все чаще подвергался критике, в основном оправданной, что было связано с фактами банкротства крупных, экономически и социально значимых предприятий и организаций, в том числе стратегических и градообразующих. как расширение сферы применения процедур несостоятельности (банкротства) в недобросовестных целях, нарушение интересов государства как собственника и кредитора.

В связи с этим возникла необходимость внести поправки в Закон о банкротстве 1992 года, что привело к принятию в 1998 году нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Критерий несостоятельности, установленный для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в этом законе, не смог в полной мере обеспечить равную защиту прав и интересов всех субъектов гражданского оборота в сфере отношений несостоятельности (банкротства). Закон о банкротстве 1998 года был в основном направлен на защиту интересов кредиторов, в связи с чем он был назван «прокредиторским» в научной и публицистической литературе.

Учитывая некоторый практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) в 1992 и 1998 годах, принятый в 2002 году Закон о несостоятельности (банкротстве) является следующим этапом развития института несостоятельности (банкротства), направленным на улучшение экономики. В связи с введением процедуры финансового оздоровления новый закон предоставил дополнительную возможность для восстановления юридических лиц - должников, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства.

Как известно, процесс разработки нормативно-правовой базы для институционализации процедур банкротства напрямую связан с процессом совершенствования гражданского законодательства, а также формирования экономических отношений, в том числе совершенствования механизмов рыночной экономики. 

Ранее институт банкротства развивался под воздействием факторов субъективного и объективного характера, взаимодействие которых было направлено на необходимость применения различных правовых механизмов регулирования экономических отношений. Каждый этап развития экономических отношений требует принятия мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе в области защиты прав собственности, обеспечения выполнения обязательств должниками перед кредиторами.

Формирование института банкротства в России 

Создание института банкротства развивалось поэтапно по мере формирования рыночной экономики России. Более того, каждый этап развития общества отражается в правилах, определяющих общественные отношения на данном этапе. 

Этап 1: дореволюционный. 

В дореволюционной России закону о банкротстве также уделялось достаточно внимания. Зачатки конкурентных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Своде законов 15-16 веков, Соборном кодексе 1649 года.

Первое упоминание о несостоятельности встречается в древнейшем памятнике российской юриспруденции - «Русской правде», в котором содержатся четкие и подробные решения по отдельным вопросам несостоятельности и конкурентного процесса. Так, например, должник, который не заплатил нескольким кредиторам, должен быть продан, а полученные средства должны быть разделены. Там же была определена последовательность погашения долга: принцу, нерезиденту и иностранным кредиторам, а остальным. 

Однако «Русская правда» закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности.

Отказ может быть: 

  • невиновен - убытки не зависят от воли должника; 
  • вредоносные - из-за пьянства, ставок; 
  • особенно злонамеренный - должник бежал от выплаты долгов другому государству.

В первом случае должнику был предоставлен план рассрочки платежа по долгам, во втором случае рассрочка могла быть предоставлена ​​только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо переводу в рабство кредитору или продажа на аукционе. Этот порядок очень близок к римскому праву. 

Должники, которые стали неплатежеспособными из-за неблагоприятных обстоятельств и имели одного кредитора, не подлежали продаже. В этом случае была предоставлена ​​отсрочка для погашения долгов, а имущество не было разделено между кредиторами. Здесь был определен порядок погашения долгов: князю, нерезиденту и иностранным кредиторам, а остальным.

Первые законы, регулирующие конкурентные отношения, появились в России гораздо позже, чем в других европейских странах. Институт банкротства начал наиболее интенсивно развиваться с 18-го века, что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I. 

К 1740 году было разработано несколько проектов Устава о банкротстве, одним из которых был Проект президент Торгового совета барон Менгден, принят и окончательно утвержден 15 декабря 1740 года.

В 1832 году Россия приняла Хартию о коммерческой несостоятельности, которая действовала до 1917 года. Эта Хартия, состоящая из девяти глав, в том числе 138 статей, была принята без обратной силы и применялась только к случаям несостоятельности лиц, занимающихся торговлей. Особое внимание в уставе было уделено статусу торгового предприятия должника. 

В Уставе 1905 года неплатежеспособность признавалась как такое положение дел, «когда у кого-то нет денег для своевременного погашения своих долгов, и есть признаки того, что долги не выплачены, то есть всего его имущества будет недостаточно для оплаты полный.

В Уставе 1905 года все дела о несостоятельности были разделены на три категории: 

  1. неудачная несостоятельность; 
  2. небрежная несостоятельность; 
  3. ложная несостоятельность. 

Этап 2: советский.

После Октябрьской революции государство было единственным владельцем имущества большинства хозяйствующих субъектов. Торговля страны расширилась, и дела о несостоятельности стали обычным делом. В отличие от дореволюционной России, вопросы неуплаты долгов решались не кредиторами (которые практически не имели прав), а государством, поскольку защищались законные интересы не кредиторов, а общий экономический результат. В результате на протяжении многих лет убыточные предприятия существовали за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

С окончанием НЭПа банкротство предприятий практически прекратилось, поскольку существование этого института было несовместимо с монополией государственной собственности и государственной поддержки убыточных предприятий. Отсутствие института банкротства в законодательстве в этот период вызвало нестабильное состояние кредитных отношений и сферы бизнеса, незащищенность участников гражданского оборота. Следует отметить, что только рыночные отношения требуют введения института банкротства. 

Этап 3: Современный.

На третьем этапе предпринята попытка возродить институт банкротства Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и реабилитации несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применением к ним специальных процедур». », который действовал до принятия Закона« О несостоятельности (банкротстве) предприятий »от 19 ноября 1992 года, когда стало возможным фактически проводить процедуры банкротства. 

До начала 90-х гг. в России было огромное количество убыточных На предприятиях отсутствовал конкурентный товар, возникали злоупотребления со стороны руководителей предприятий, в том числе связанные с неплатежами по договору.

С 1992 года политика российского правительства была направлена ​​на переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой владельца большинства бывших государственных предприятий во время их приватизации. Рыночная экономика предполагает формирование и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на различных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и предприятий. Большинство предприятий в рыночной экономике работают на конкурсной основе. Обычно конкуренция поддерживается на государственном уровне, поскольку этот метод экономической организации позволяет оптимально использовать ресурсы национальной экономики.

Менее эффективные предприятия не могут конкурировать и уходить с рынка. Как показывает практика, банкротство - это неизбежное явление рыночной экономики, являющееся инструментом совершенствования экономики, способом согласования интересов всех участников торговли.

Институт банкротства в России в 1990-е годы использовался либо как метод перераспределения (арест, удержание, приватизация) собственности, либо как высокоселективный метод политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. Наблюдалась парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, участвуют в процедурах банкротства (поскольку есть благоприятная возможность захватить контроль над ними у конкурентов), а предприятия, которые называются «безнадежными», избегают этой процедуры (поскольку они не желая завладеть этими предприятиями, и шансы получить долги в ходе процедур банкротства невелики).

Если институт банкротства в 1992-1998 гг. Будучи довольно подражательным, второй закон (1998) еще больше исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент для перераспределения собственности и изъятия активов. Это напрямую повлияло на ситуацию с налоговыми платежами. 

По данным ФСФР, каждое пятое банкротство имело признаки умышленных преступных действий (в частности, банкротства для списания долгов). Следует признать, что государство, в свою очередь, иногда использует угрозу банкротства как инструмент давления на предприятие с целью заставить его погасить задолженность по налогам или для других, в том числе неэкономических, целей.

В результате, хотя российский закон «О несостоятельности (банкротстве)», действовавший в 1998–2002 годах, не был полностью прогрессивным. 

С сентября 1993 года в России действует Федеральное управление по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления (ФСГН) Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) в России. и в июне 1999 г. была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФР). С марта 2004 года функции ФСФР были распределены между несколькими государственными органами (в зависимости от конкретной ситуации, собственниками предприятия и различными кредиторами, в том числе государством).

Очевидно, что необходимо было, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, а с другой - защитить предприятие должника от упрощенных схем несправедливого перехвата контроля над ним. (часть его активов) через процедуры банкротства. В течение всего периода действия второго (ныне действующего) закона о несостоятельности были предприняты попытки скорректировать его положения.

При обсуждении проекта нового (третьего) закона о несостоятельности все стороны признали важность решения следующих проблем регулирования несостоятельности:

  • нарушение прав предприятия-должника и его владельцев, отсутствие у последнего возможности реабилитировать предприятие под контролем кредиторов; 
  • недостаточная защита прав обеспеченных кредиторов; 
  • крайне ограниченные права государства как кредитора на обязательные платежи, уточнение порядка участия государства в качестве кредитора в процедурах банкротства; 
  • конфликт интересов уполномоченных государственных органов, законность и последствия предполагаемых расширенных полномочий; 
  • распространенность практики использования процедур банкротства для захвата (перехвата) управления предприятием, для изъятия наиболее привлекательных активов в интересах отдельных кредиторов; 
  • недостаточно развиты механизмы ответственности арбитражных управляющих;
  • уточнение статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, условий членства, гарантийных фондов; 
  • отсутствие разумных специальных механизмов банкротства предприятий ВПК и естественных монополий; 
  • вопрос о полном отстранении арбитражного суда (который не несет ответственности) от любых решений по выбору и квалификации арбитражного управляющего и решений (утверждение решений) в отношении активов предприятия; 
  • вопрос об исключении процедур «внешнего управления» и «финансового оздоровления» в принципе.

Однако представления о возможных путях решения указанных проблем во многих случаях оказались прямо противоположными. Не было необходимости говорить о какой-либо единой позиции государственных органов по трансформации регулирования несостоятельности. Обратите внимание, что за последние годы положение некоторых департаментов претерпело существенные изменения. 

Жесткость дискуссии вокруг нового - уже третьего - закона о банкротстве была связана, прежде всего, с недостатками этого закона (как и любого другого) в общем институциональном контексте проблем коррупции, перераспределения собственности, произвола и некомпетентность со стороны различных государственных структур.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года: «Несостоятельность (банкротство) - это неспособность должника, признанная арбитражным судом или объявленная должником, в полной мере удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по выполнению обязательства по уплате обязательных платежей». 

Новый федеральный закон содержит следующие фундаментальные нововведения: 

  • усиление защиты прав и законных интересов кредиторов; 
  • расширение круга прав добросовестных владельцев (учредителей, участников) предприятия-должника, а также усиление защиты их интересов в процедурах банкротства; 
  • защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий других лиц;
  • изменение статуса арбитражного управляющего; 
  • изменение статуса государственных органов, участвующих в процедурах банкротства; 
  • введение новой процедуры банкротства, применяемой к должнику с целью восстановления платежеспособности и погашения задолженности (финансового оздоровления). 

В настоящее время задачей механизма банкротства является сохранение предприятия и имущества его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки платежа и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности с помощью специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Заключение 

Институт банкротства прошел долгий путь развития и был окончательно сформирован к середине 20-го века. Появление и развитие правил несостоятельности связаны с объективными потребностями общества. 

Исследования истории развития несостоятельности в России показывают, что первые упоминания о несостоятельности были обнаружены уже в памятниках русского права XIII-XV веков. Зачатки конкурентных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Своде законов 15-16 веков, Соборном кодексе 1649 года.

До 17 лет это учреждение называлось «Закон о банкротстве», по результатам развития и кодификации которого были «Хартия банкротства» от 15.12.1740 г., «Хартия банкротства» от 19.12.1800 г., и были определены три типа несостоятельности. несчастный, неосторожный и злой. «Хартия о коммерческой несостоятельности» от 23.06.1832 г. 

После Октябрьской революции государство было единственным владельцем имущества большинства хозяйствующих субъектов.

После длительного господства планово-распределительного типа экономической системы формирующаяся в России рыночная экономическая система требует переосмысления форм и методов ведения хозяйственной деятельности юридического лица, нового подхода к определению места и роли последний в развитии общественного производства. В этот период возникают и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы юридического лица, которые требуют создания новых экономических отношений с государством.

С 1992 года политика российского правительства была направлена ​​на переход к рыночным отношениям. В этих условиях процедура несостоятельности (банкротства) является своего рода «санитарной» экономикой, устраняющей неэффективных участников хозяйственного оборота, и фактически является совершенно новым явлением в сфере экономических отношений.

Модернизация плановой экономики, интенсивное развитие предпринимательской деятельности на этапе перехода России к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого века обусловили необходимость качественных изменений в действующем законодательстве и создания нового, более эффективного законодательного акта. база, которая способствовала бы безболезненному переходу от плановой к рыночной экономике и направлена ​​на защиту интересов участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения обязательств, что было закреплено Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) ) от 26 октября 2002 г.