Банки и их роль в рыночной экономике. Банковская система России

Содержание:

  1. Теоретические основы функционирования банковской системы в рыночной экономике
  2. Понятия, элементы и характеристики банковской системы
  3. Банковское дело как элемент банковской системы: функции и роли
  4. Особенности функционирования банковской системы Российской Федерации
  5. Центральный банк России (Банк России)
  6. Российские коммерческие банки
  7. Российские небанковские кредитные организации
  8. Уровень банковской системы Российской Федерации
  9. Анализ развития банковского сектора
  10. Количественные характеристики банковского сектора
  11. Региональное банковское развитие
  12. Концентрация банка
  13. Взаимодействие банковского сектора с другими сегментами финансового рынка
  14. Пути повышения эффективности функционирования банковской системы
  15. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 20.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы узнаете как найти источники для курсовой работы:

 

Как найти источники для курсовой работы

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности инфляции и ее регулирование в России
Бедность в современной России и пути их решения
Приватизационные процессы в России
Дифференциация доходов населения РФ

Введение:

Все экономики основаны на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Продажа денег происходит от влияния финансовых учреждений и, прежде всего, банков. Банки закладывают основу для распределения денег и связаны со всеми промышленными и экономическими секторами. Банки финансируют все сферы бизнеса, производства, непроизводства и управления, а также выделяют необходимые средства для бюджетов (как федеральных, так и территориальных). Существует также двустороннее движение заемных денег (кредитов) через банки.

Банковская система является одним из важнейших элементов экономической системы государства.В целом все банки представляют собой банковскую систему, появление которой не позволяет осуществлять расширение деятельности в индивидуальном порядке, не полагаясь на центры с возможностью интеграции деятельности системы, не подпадающие под единые правила работы. Было связано с тем, что таким образом, банковская система начала формироваться только в контексте появления центрального банка и отделения от других банков в качестве регулирующего звена, а также центра эмиссии.

Включает в себя все банки в стране. Банковская система играет ключевую роль в осуществлении расчетов между экономическими агентами, внося вклад в экономику и помогая осуществить переход к рыночным реформам. Банки являются одним из центральных звеньев в системе структуры рынка. Кроме того, банки не существуют в одиночку, а образуют сложные структуры с огромным количеством внутренних и внешних связей. Эта структура называется государственной банковской системой.

Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием развития российских рыночных отношений и объективно определяет важную роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск эффективных форм и методов финансового регулирования экономики предполагает изучение и обобщение опыта, накопленного в этой области рыночной экономики стран. Денежно-кредитная политика, осуществляемая в этих странах, является одним из компонентов экономической политики и может обеспечить быструю и гибкую поддержку путем сочетания макроэкономических воздействий и быстрой координации регулирующих действий.

В связи с этим очень интересны различные аспекты деятельности центрального банка, основного проводника формальной денежно-кредитной политики.

Благодаря высокому стабильному экономическому росту и достижению макроэкономической стабильности Российская Федерация и Центральный банк Российской Федерации укрепили стабильность банковского сектора, повысили конкурентоспособность российских кредитных организаций и Новые решения, направленные на улучшение надзора и обеспечение постоянного развития банковского сектора, должны развивать заинтересованные стороны и укреплять доверие вкладчиков и других банковских кредиторов.

Теоретические основы функционирования банковской системы в рыночной экономике

Природа банка и банковской системы

Основной финансовой основой для развития рыночной экономики страны является банковская система.

Банковская система означает исторически сложившуюся и юридически закрепленную систему банковской организации в конкретной стране. Это включает в себя все банки и небанковские учреждения, которые имеют отдельные виды банковской деятельности.

Этот закон определяет структуру банковской системы и определяет масштабы, зависимости и обязанности различных учреждений, участвующих в системе.

Статья 2 Закона о банковской деятельности и банковской деятельности определяет банковскую систему как: «Банковская система Российской Федерации включает российские банки, кредитные учреждения, филиалы и представительства иностранных банков».

Банковская система как часть большой системы - национальная кредитная система. А для кредитной системы - национальная экономическая система. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, распределением и потреблением материальных и нематериальных товаров. В реальной жизни банки органично вплетены в общие механизмы, которые регулируют экономическую жизнь и тесно взаимодействуют с бюджетной и налоговой системами, системами ценообразования и условиями внешнеэкономической деятельности.

Понятие «банковская система» является одним из ключей к изучению всей банковской и экономической системы.

Это связано с тем, что коммерческие банки работают в рыночной экономике не одни, а во взаимоотношениях и взаимозависимостях. Таким образом, в современных ситуациях банк - это не просто случайный набор, а банковская система, банковская система. Многие элементы с отношениями и отношениями образуют единое целое.

Как и в случае с общими системами, ключевыми характеристиками банковской системы являются:

  1. Иерархическая структура.
  2. Существование отношений и отношений. Это формирует систему. То есть он обеспечивает характеристики целостности.
  3. Элементы, отношения и порядок отношений.
  4. Взаимодействие с окружающей средой. В течение этого времени система отображает и создает свойства.
  5. Существование административного процесса.

Банки и их роль в рыночной экономике. Банковская система России

В современной научной среде существует мнение, что необходимо проводить различие между правовой концепцией банковской системы, которая отражает ее структуру как совокупность конкретных организаций, и экономикой, включая ее существенные признаки. Следовательно, могут существовать другие структуры: морфологические, функциональные и процессные.

Под структурой морфологии банковской системы понимается такой тип организации, который включает элементы банковской системы (центральный банк, коммерческий банк, банковская инфраструктура).

Функциональная структура банковской системы состоит из функций элементов банковской системы (функции центрального банка, коммерческого банкинга, банковской инфраструктуры).

Процессная структура банковской системы представляет собой банковский процесс, который предполагает взаимодействие элементов морфологической структуры с учетом функции элементов банковской системы, направленных на удовлетворение потребностей клиента.

Таким образом, банковская система может быть определена как интегрированная и интегрированная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, включенных в экономическую систему страны, каждая из которых выполняет свои собственные специальные функции и свои собственные финансовые операции / операции. Список был реализован, и в результате общие потребности общества (услуги) в банковских продуктах были полностью удовлетворены и имеют максимально возможную эффективность.

Структурно это следует понимать как включающее только все или большинство экономических организаций, банковская система которых выполняет все или большую часть или, по крайней мере, определенные банковские операции (операции) на регулярной основе. Банки (центральные и коммерческие) и фактические НКО (не только зарегистрированные в центральном банке), а также вспомогательные организации (не занимающиеся банковской деятельностью, а предоставляющие банки и другие кредитные учреждения в качестве элементов условной инфраструктуры) Профессиональные организации) Организации: «Торговая площадка», банковские аудиторские фирмы, кредитные бюро, организации, определяющие банковские рейтинги, организации, предоставляющие специальное оборудование и материалы, информация, специалисты, агентства, консультанты, литирующие клиентов банка Банк и т. д).

Понятия, элементы и характеристики банковской системы

Понятие «система» широко используется в современной науке. Коррелирует с изучением различных явлений природы и общественного развития. Признаки современного мышления считаются системным подходом. Термин «система» легко используется учеными, философами, а также деятелями культуры и искусства, банковским производством и организаторами работы.

Это может показаться странным, но термин «система» не взят из этого четкого определения. В большинстве случаев слово «система» относится к чему-либо. Федеральный закон «Центральный банк Российской Федерации (Банк России)» гласит, что банковская система включает в себя центральный банк и кредитные учреждения. Такая интерпретация не случайна (см. «Система» Системы - это целое, состоящее из частей, связей).

Центральные банки играют главную роль - роль банковского банка.

Однако термины «система» и «банковская система» - это больше, чем просто структура банка. Понятие «банковская система» является более широким и включает в себя:

  1. Элементы набор элементов.
  2. Определенная достаточность элементов, которые образуют определенную последовательность.
  3. Элемент взаимодействия.

Есть несколько признаков в банковской системе.

Банковская система - это, прежде всего, случайный набор элементов, а не случайные типы. Предметы, которые активны на рынке, не могут быть включены механически, но подчинены другим целям.

Например, на рынке действуют торговые системы, транспортные и коммуникационные системы, государственные и законодательные органы, правоохранительные органы и другие. Каждая система данных и другие имеет свое специальное назначение. Они находятся в контакте друг с другом, но имеют разные задачи. Банковская система не должна включать производственный или сельскохозяйственный сектор, занимающийся другим видом деятельности.

Банковская система является специфической и характеризует саму банковскую систему, в отличие от других систем, действующих в национальной экономике. Детали банковской системы определяются ее компонентами и отношениями, которые развиваются между ними.

Когда рассматривается банковская система, подразумевается, что, прежде всего, финансовые учреждения включают банки, которые «окрашивают» банковскую систему как неотъемлемую часть.

В то же время это не следует понимать как сущность банковской системы, являющейся дополнением к сущности ее элементов. Суть банковской системы заключается не в арифметике, а в проникновении новых и более широких сущностей, включая сущность отдельных элементов, а также сущность их взаимосвязи. Природа банковской системы касается не только природы частных компонентов, но и их взаимодействия.

Таким образом, характер банковской системы влияет на состав и характер отдельных элементов.

На практике вы знаете несколько типов банковских систем:

  1. Распределенная централизованная банковская система.
  2. Рыночная банковская система.
  3. Миграционная система.

В отличие от систем распределения, рыночные банковские системы характеризуются отсутствием государственной монополии на банки. Каждый субъект из самых разных форм собственности (как и государство) может образовывать банк. В рыночной экономике существует множество банков с децентрализованными системами управления. Выбросы и кредитные функции разделены между ними. Проблема сконцентрирована в различных коммерческих банках, включая центральные банки, коммерческие банки, инвестиционные банки, инновационные банки, ипотечные банки и сберегательные банки, предоставляющие кредиты предприятиям и широкой общественности. Коммерческие банки не управляются правительствами штатов, но подчиняются решениям совета и акционеров.

Современная банковская система России является переходной системой. Она действует как модель рынка. Он разделен на два слоя: первый слой охватывает и распределяет (выпускает) учреждения Центрального банка Российской Федерации. Его задача - обеспечить стабильность рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень предоставляет клиентам (предприятие, организация, население) и различные услуги (кредитование, расчет, наличные, депозиты, валютные операции и т. д).

Банковская система находится в переходной системе. Хотя компоненты рыночной банковской системы включены, их взаимодействие все еще недостаточно развито. Известно, что эта система или ее система каким-то образом получена из предыдущей системы и, таким образом, содержит «наевус» прошлого. После переходного периода рыночная система, возникающая из централизованной системы, должна быть «наполнена» идеологией российского рынка. В рамках элементов банковской системы и их взаимодействия необходимо более полно рассмотреть особенности и условия рыночной экономики.

Банковская система может быть представлена ​​как единое целое, поскольку различные ее части подчинены одному целому. Это означает, что отдельные части (различные банки) соединены так, что они могут быть заменены при необходимости. Если банк ликвидируется, вся система не выйдет из строя. Появляется другой банк, который может выполнять банковские услуги и услуги. В этом случае новая часть может присоединиться к банковской системе и дополнить общие детали.

Теоретически, если в банковской системе исчезнет первый уровень (центральный банк), вся система не рухнет, а другие банки останутся в расчетах, займах и выпущенных платежах. Вы можете предположить, что можете выполнять другие банковские и небанковские операции с фондами. В некоторых странах история выпуска была делегирована новым коммерческим банкам, а также центральным банкам.

Банковская система не является статичной, она всегда динамична. Здесь выделяются два момента. Во-первых, вся банковская система постоянно движется. Новые компоненты были добавлены и улучшены. Например, у России до недавнего времени не было региональных банков, но сейчас она находится во многих крупных экономических центрах. Малые банки занимают важное место, и их число постепенно сокращается, достигнув к 2013 году. 29,8% от общего количества кредитных организаций. С выходом нового закона о банках банковская система приобрела более высокую законодательную базу.

Во-вторых, в банковской системе постоянно возникают новые отношения. Взаимодействия формируются между и между центральными и коммерческими банками. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают продавать «длинные» и «короткие» деньги, а также покупать наличные средства друг у друга. Банки могут предоставлять другие услуги друг другу. Например, вы можете финансировать компанию или участвовать в профсоюзе или совместном проекте по созданию профсоюза.

Банковская система является системой "закрытого типа". В полном смысле его нельзя назвать закрытым, поскольку он взаимодействует с другими системами и внешней средой. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими этому свойству. Тем не менее, несмотря на обмен информацией между банками и публикацию Центральным банком специальных статистических сборов, информационных руководств и информационных бюллетеней, он был «закрыт» из-за «секретов» банковской индустрии. Согласно закону, банки не имеют права предоставлять информацию об остатках денежных средств и переводах на счетах.

Банковская система является «самоорганизующейся», потому что изменения в экономических и политических условиях обязательно приводят к «автоматическим» изменениям в банковской политике.

В периоды экономического кризиса и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, сокращает сроки кредитования и увеличивает доходы от дополнительных работ, а не от основной деятельности. Напротив, в контексте экономической и политической стабильности и, как следствие, снижения рисков банки усилили свою деятельность, как в обслуживании своей основной производственной деятельности, так и в области долгосрочного кредитования экономики, главным образом в традиционных Я получаю доход от процентного дохода.

Банки, которые не принимают мер с учетом меняющихся событий, неизбежно попадут в сложные экономические условия, потеряют клиентов, потерпят убытки и в конечном итоге исчезнут.

Банковская система функционирует как управляемая система. Центральные банки, проводящие независимую денежно-кредитную политику, несут ответственность только перед Конгрессом или исполнительной властью. Коммерческий банк, который является юридическим лицом, действует в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, а его деятельность регулируется экономическими стандартами, установленными центральными банками, которые осуществляют мониторинг деятельности кредитных организаций (во многих странах). Надзор за деятельностью коммерческих банков возлагается на другие специальные государственные органы.

Все эти особенности также характерны для российской банковской системы. Российская банковская система - это система, находящаяся в стадии развития, которая в современных условиях является переходной системой. Нормативно-правовая база их деятельности постоянно меняется. Экономический кризис 2008 года и коллапс банковской системы препятствовали развитию банков в результате накопления дисбалансов в национальной экономике и денежного обращения, причем несколько лет назад некоторые Несмотря на сокращение капитала и сокращение его числа, финансовые институты как рынки сохраняют свое значение в переходной экономике.

Знаки банковской системы:

  1. Включает элементы, которые зависят от определенного единства, которое отвечает общей цели.
  2. Есть определенные свойства.
  3. Элементы совместимы.
  4. Динамическая система.
  5. Функции как система «закрытого» типа.
  6. Он имеет особенности системы саморегулирования.
  7. Это управляемая система.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует, это более общеобразовательная подсистема, которая является экономической системой. Банковская система, которая является частью более общего, функционирует в рамках общего и специального банковского законодательства и подчиняется общим правовым нормам общества, но ее действия зависят от особенностей банковского сектора. Выразить, но в целом, построить общую систему, которая не противоречит общим принципам и принципам, которые могут быть внедрены в общие системы.

Банковское дело как элемент банковской системы: функции и роли

Несмотря на то, что банки существовали в течение длительного времени, вопрос о природе банков является спорным. Ключевые аспекты деятельности банка:

  1. Денежное хранилище.
  2. Учреждения, организации.
  3. Орган управления экономикой.
  4. Биржевой агент.
  5. Кредитная компания.
  6. Новая Экономическая Энциклопедия определяет системы, которые помогают накапливать (деньги, информация и т. д).

Финансовое учреждение, которое накапливает средства и сбережения, предоставляет кредиты, выполняет финансовые расчеты, выпускает и регистрирует счета и другие ценные бумаги, выпускает деньги, имеет золото, иностранную валюту и другие функции.

В соответствии с федеральным законом «О банковском деле и банковском праве» концепция банковской деятельности заключается в следующем: за свой счет для погашения, оплаты, срочности, открытия и ведения личных и корпоративных банковских счетов.

Современная экономическая теория рассматривает банки как особый тип финансового посредника. Банки как специальные финансовые посредники характеризуются следующими важными функциями:

  1. Во-первых, как и все финансовые посредники, обменивают долги. Банки выпускают собственные долговые инструменты, в соответствии с которыми мобилизованные средства размещаются от имени долговых инструментов, выпущенных другими эмитентами.
  2. Во-вторых, банки сформировали собственные обязательства на основе высоколиквидных срочных депозитов. Банки выступают в качестве финансовых посредников и имеют безусловные обязательства перед корпорациями и физическими лицами с определенной суммой долга.
  3. В-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага». Процент заемных средств в структуре долга. Банки генерируют кредитные ресурсы преимущественно из заемных средств. Это делает его зависимым от внешних и внутренних факторов и требует специальной системы банковского надзора со стороны центральных банков и других учреждений.
  4. В-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать платежные, периодические, валютные и другие счета, выпускать безналичные платежные инструменты и соответствующим образом обеспечивать функционирование платежной системы.

Банк в качестве финансового посредника получает денежные депозиты от различных экономических субъектов и предоставляет их другим субъектам в течение различных периодов. Первый может вернуть деньги по запросу или без предварительного уведомления, в то время как последний обычно требует денег на более длительный период. Некоторые люди готовы одалживать деньги, но хотят вернуть их, когда им это нужно. В то же время некоторые предприятия пытаются заимствовать, но платить нужно только через определенный промежуток времени. Очевидно, что эти две группы не могут вести дела напрямую друг с другом. Функция банка - конвертировать краткосрочные депозиты в долгосрочные кредиты. Банки действуют как посредники, принимая депозиты, выплачивая проценты по вкладам, выпуская кредиты и назначая более высокие процентные ставки заемщикам. Поэтому банки освобождают вкладчиков от необходимости проверять доверие заемщика.

Следовательно, можно выделить следующие банковские функции:

  1. Накопление наличных денег.
  2. Преобразование ресурсов.
  3. Регулирование денежных потоков.

Целью банка, обслуживающего заемщиков и вкладчиков, является получение прибыли, и, как таковая, она похожа на любую коммерческую организацию. Чем больше денег банки могут одолжить, тем больше прибыли они получат. Однако банки не могут одолжить средства, полученные в виде депозитов, поскольку банк должен поддерживать достаточное количество средств в текучей форме для удовлетворения требований вкладчиков к платежам. Это где дилемма банкира существует. Чем более текуча форма, в которой хранятся средства, тем ниже норма прибыли. Хранение наличных, например, наиболее ликвидных активов, не выгодно банкам.

Поэтому банки должны поддерживать определенный процент баланса между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, на котором они могут работать безопасно. В некоторой степени эта задача облегчается государственным управлением, но у банков все еще есть много возможностей трудоустройства. Конфликт между прибыльностью и требованиями ликвидности можно рассматривать как прямой результат конфликта интересов между двумя группами, который предоставляет банку финансовые ресурсы. Это акционеры и инвесторы. Акционеры владеют имуществом банка и заинтересованы в получении прибыли от вложенного капитала. Вкладчики предоставляют основную часть средств, используемых банками, и требуют безопасности и возможности снимать деньги со сберегательного счета без предварительного уведомления. Хороший банк должен уметь регулировать интересы этих групп. В противном случае вы потеряете либо вкладчика, либо акционера.

Роль банка состоит в том, чтобы обеспечить концентрацию свободного капитала и ресурсов, необходимых для простого и расширенного тиражирования в упорядочении и рационализации денежного обращения.

Особенности функционирования банковской системы Российской Федерации

Развитие банковской системы Российской Федерации

Современная кредитная система работает на рынке ссудного капитала, представляет собой наиболее разнообразную комбинацию кредитных и финансовых учреждений, которая накапливает и мобилизует доходы, и состоит из нескольких институциональных единиц или уровней:

  1. Центральный банк.
  2. Банковский отдел.
  3. Коммерческие банки.
  4. Сберегательный банк.
  5. Ипотечный банк.
  6. Страховой отдел:
  7. Страховые компании.
  8. Пенсионный фонд.
  9. Профессиональная небанковская кредитная организация.

Основную часть кредитной системы составляет банковская система, в которую вовлечен целый ряд банковских учреждений.

В настоящее время характеристиками российской банковской системы являются:

  1. Малые и средние банки являются доминирующими.
  2. В зависимости от формы собственности банки можно разделить на взаимные, акционерные и смешанные.
  3. Большинство банков по-прежнему сосредоточены.
Как в России, так и за рубежом растет количество филиалов и представительств.

Особенностью Российской Федерации является универсальный банк, сети специализированных банков, таких как ипотечные банки, в действительности не развиты.

Основной целью банковской системы является финансирование экономики в виде трех хозяйствующих субъектов: населения, предпринимателя и государства. В этом отношении отечественная банковская система значительно отстает от западной. Фактически, только сберегательные банки занимаются финансированием населения. Кредитование компаний занимает сравнительно небольшое место в деятельности коммерческих банков.

Основную долю в структуре пассивной деятельности занимают вклады населения и населения в рублях.

Банковская система Российской Федерации постепенно совершенствуется и становится все более развитой системой. И не только внешне, но и в характере бизнеса. Расширяется сеть внутренних и зарубежных филиалов и представительств, а также расширяется сеть небанковских кредитных организаций.

Центральный банк России (Банк России)

Некоторые функции российского Центрального банка (эксклюзивная выдача кредитных билетов, «банки банков») впервые выполнял Государственный банк России, основанный в 1860 году. Он был непосредственно подчинен министру финансов и служил коммерческим банком с функцией центрального банка. После национализации коммерческих банков в 1917 году и слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в Комитет финансов и народа. В 1920 году Народный банк РСФСР был упразднен, а право выпуска денег было передано Министерству финансов.

Государственный банк РСФСР был создан в 1921 году, а в 1923 году он стал советским государственным банком, непосредственно подчиненным правительству. До банковской реформы 1987 года советские государственные банки были единственным эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, и, в отличие от центральных банков в развитых странах, центральных и коммерческих банков, инвестиционных банков, Он выполнял функции, присущие сберегательным банкам и другим банкам. С 1988 года функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания национальной экономики были переданы государственным специализированным банкам. Советский государственный банк установил монополию на денежные средства, централизованное планирование и управление финансовой системой, управление всеми основными видами деятельности специализированных государственных банков, организацию примирения между ними и кассовое исполнение бюджета.

Центральный банк Российской Федерации после получения суверенитета на основе советских государственных банков был первоначально создан в форме Государственного банка РСФСР, а в декабре 1990 года - Центрального банка РСФСР (Банка России) и в апреле 1995 года Российской Федерации. Переименован в Центральный банк. (Российский банк).В то же время сохранялась строгая централизация банковской государственной монополии и управления кредитами. Советский государственный банк разрабатывает консолидированные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений банками, устанавливает предельные процентные ставки для специализированных банков, структуры кредитных ресурсов, условия выдачи и погашения кредитов и меры кредитования для заемщиков. Участвовал в решении.

Правовой статус, функции, организационные принципы и деятельность Центрального банка Российской Федерации (Российского банка) описаны в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство РСФСР», Это будет определяться банком). Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР», «О банковском деле и банковском деле РСФСР».

Уставный капитал Банка России и другие активы (ЦБ РФ, ЦБ РФ) являются федеральными активами. Однако, хотя Российский банк является государственным банком, его деятельность не зависит от правительства. Центральный банк Российской Федерации является юридическим лицом, не зарегистрирован в налоговых органах, оплачивает свои расходы за счет собственной страны и не несет ответственности по своим обязательствам. Также государство не несет ответственности по обязательствам банка. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ, являются обязательными для органов Российской Федерации и их субъектов, муниципалитетов, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов и нормативных актов Федерального управления, касающиеся выполнения функций российского банка, должны быть направлены на его выводы.

Центральный банк Российской Федерации несет ответственность только за нижнюю палату Российской Федерации. Государственная палата назначает председателя и членов высшего органа российского банка на четыре года по предложению президента. Совет директоров принимает во внимание годовой отчет ЦБ и аудиторский отчет и определяет аудиторскую компанию для аудита банка. Заслушайте отчет председателя о деятельности ЦБ РФ дважды в год: при представлении годового отчета и основных направления единой государственной денежно-кредитной политики.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с государством. Он участвует в разработке экономической политики Российской Федерации. Один из велосипедных стульев или законодателей участвует в заседании правительства Российской Федерации. Министр финансов и министр экономики или его заместитель примут участие в заседании Совета директоров Российского банка в форме консультативного голосования. ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации будут информировать друг друга о предлагаемых национально важных действиях, координировать свою политику и проводить регулярные консультации. В частности, ЦБ РФ консультирует Министерство финансов Российской Федерации по выпуску государственных ценных бумаг и графику погашения государственного долга с учетом состояния банковской системы и последствий для приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Совет Национального банка был создан при Российском банке. Сюда входят Конгресс, Президент, Правительство Российской Федерации, Банк России, министры финансов и экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель Центрального банка Российской Федерации. Совет Национального банка регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, а также наиболее важные вопросы, регулирующие деятельность кредитных организаций. Мы пересматриваем законодательство и другие нормативные акты в области банковского дела.

Российский банк формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Банковские системы включают в себя центральные офисы, территориальные агентства, расчетно-кассовые центры, компьютерные центры, полевые агентства, образовательные учреждения, другие компании, а также учреждения и организации, в которые входят подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБ РФ. Национальный банк республики является территориальным агентством ЦБ РФ. Территориальное учреждение банка не имеет правового статуса и по существу не имеет права принимать предписывающие решения или выдавать гарантии и поручительства, векселя или другие обязательства без разрешения Совета.

Банк России управляется и управляется высшим органом - Советом директоров. В сообщество входят председатель Центрального банка Российской Федерации и 12 членов, постоянно работающих в Российском банке. Совет совместно с правительством разработал основное направление единой государственной денежно-кредитной политики, установил экономические стандарты и нормативы обязательных резервов кредитных организаций, принял решения об изменении процентных ставок российского банка, Определите ограничения на операции на открытом рынке и определите условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объем выпуска и снятия наличных с распределения.

Основные цели, функции и операции Центрального банка Российской Федерации. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Российском банке)" от 26 апреля 1995 года определяет три основные цели его деятельности. Его достижение осуществляется путем выполнения функций российского банка.

Первой целью является защита и обеспечение стабильности рубля, например, покупательной способности и обменных курсов по отношению к иностранным валютам. Российский банк монополизирует выдачу наличных денег (банкнот и монет) и организует их распространение. В отличие от промышленно развитых стран, функция эмиссии ЦБР особенно важна, поскольку доля наличных денег в России очень велика, около 37% от общего объема предложения. Контролирование роста более широкой денежной базы составляет более 70% наличных денег в обращении и является ключевым компонентом регулирования денежной массы в российском банке. Единая национальная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, направлена ​​на защиту и обеспечение стабильности рубля. К 1 декабря каждого года ЦБ РФ будет представлять ключевые инструкции Государственной палате в следующем году. В инструкции дан анализ состояния и прогноз развития российской экономики, основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Исходя из основного направления денежно-кредитной политики, Банк России решил, что одна из денежных поставок, на таком уровне, чтобы обеспечить экономию стоимости, соответствующую достижению официально сформулированных целей по инфляции и реальному ВВП Установите рекомендации по росту для одного или нескольких показателей.

Для достижения установленных принципов денежно-кредитной политики российские банки могут использовать различные инструменты. Изменить критерии для обязательных резервов, депонированных в ЦБ РФ (резервные требования). Изменения в процентных ставках для бизнеса. Операции на открытом рынке, валютное регулирование. В исключительных случаях, только после консультации с правительством, ЦБ РФ может напрямую применять количественные ограничения к кредитам (например, рефинансирование банка или ограничение определенных банковских операций финансовыми учреждениями).

Как и центральные банки подавляющего большинства стран мира, Банк России с 1991 года использует инструменты денежно-кредитной политики для изменения резервов. Установленный в 2% для всех типов депозитов в апреле 1991 года, коэффициент обязательных резервов вырос в первой половине 1992 года, и были установлены различные стандарты для депозитов до востребования (20%) и срочных депозитов (15%). непосредственно ниже. Дальнейшая дифференциация стандартов произошла в 1995 году. С тех пор критерии резервных требований много раз менялись вверх и вниз.

Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок в российском банковском деле. С 1993 года ставка рефинансирования для ЦБ РФ менялась не реже нескольких раз в год с дискретными интервалами от одной до двух недель. Максимальный уровень рефинансирования в 1991 году достиг 20%, в 1992 году - 80%, а в 1993 году - 210%. С мая 1995 года по ноябрь 1997 года этот показатель был снижен в 13–21%. В ноябре 1997 года он снова увеличился до 28%. С августа 1998 года ставка рефинансирования постепенно снижалась, достигнув 8% в 2013 году.

В дополнение к ставкам рефинансирования ЦБ РФ устанавливает процентные ставки по кредитам ломбардов, операциям репо и депозитным операциям. Процентная ставка российского банка - это минимальная процентная ставка, по которой работает банк.

Бурное развитие российского рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг. Созданы предпосылки для активного использования операций на открытом рынке, которые влияют на ликвидность банков и денежную базу. Таким образом, покупка государственных ценных бумаг у коммерческих банков центральными банками внесла значительный вклад в преодоление кризиса на рынке межбанковских кредитов в августе 1995 года. В конце 1995 года около 80% (приблизительно) роста денежной базы составляло около 82% в конце 1996 года и 135% к середине 1997 года. 1% в начале 1995 года. С августа 1998 года реструктуризация задолженности государственных ценных бумаг со сроком погашения 31 декабря 1999 года привела к резкому снижению активности на публичных рынках.

Важным направлением денежно-кредитной политики Банка России является денежно-кредитная политика. Центральный банк Российской Федерации активно использует курс рубля как средство регулирования валютного обращения и инфляции. При покупке и продаже долларов США в рублях Центральный банк Российской Федерации влияет как на сумму в рублях, так и на курс рубля.

Очень важным фактором обеспечения стабильности курса рубля является определение его режима. В 1990-е годы Банк России несколько раз менял свою систему обменных курсов. До середины 1992 года ЦБ РФ фиксировал различные курсы (множественные курсы обмена) для определенных операций. «Плавающий» обменный курс был введен в июле 1992 года, а официальный курс был установлен на IIMB (вторник и четверг). С середины 1995 года ЦБ РФ устанавливает лимиты обменного курса в форме «валютных коридоров». Внедрение системы «валютного коридора», во-первых, снижает валютный риск, который существенно определяет уровень и динамику инфляционных ожиданий, а во-вторых, преимущества гибкости «плавающего» обменного курса.

Не случайно, что режим «валютного коридора» называется как режимом «управляемого плавания», так и режимом «мягкого фиксированного». «Валютный коридор» был установлен достаточно широко, чтобы обменный курс соответствовал фактической корреляции между рыночным спросом и предложением иностранных валют (нижняя граница «коридора» была установлена ​​на уровне 4550 рублей, а верхняя граница была равна 1). 5150 рублей в долларах США). Это позволило нам избежать спекулятивных ожиданий, одновременно внеся предсказуемость в динамику курса рубля и сгладив влияние быстрых колебаний спроса и предложения в иностранной валюте на курсы.

С июля 1996 года по январь 1998 года «коридор» был «наклонным». Верхнее и нижнее значения курса доллара относительно рубля постепенно увеличивались: нижний предел -5000 до 6100 рублей, верхний предел -5500 до 6350 рублей. В то же время, с 17 мая 1996 года Банк России отказался «фиксировать» официальный курс для поправки ММВБ, навязывая соотношение спроса и предложения в иностранной валюте на межбанковском и валютном рынках, а также показатели инфляции и международные валютные условия. Начали устанавливать ежедневно исходя из изменения стоимости рынка, государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса. В 10:00 по московскому времени каждого рабочего дня Центральный банк Российской Федерации объявлял курс обмена долларов США для операций на межбанковском валютном рынке. Разница между этими курсами (спредами) не может превышать 1,5%. Официальный курс рубля по отношению к доллару США был средним из заявленных курсов валют Банка России. Официальный взнос был введен на следующий день после объявления.

Политика обменного курса, проводимая с середины 1995 года, помогла стабилизировать и прогнозировать курс рубля, снизить инфляцию и нормализовать макроэкономическую ситуацию в России. В конце 1997 года Банк России перешел от установления краткосрочных (однолетних) лимитов динамики курса рубля к определению среднесрочного ориентира. В качестве ориентира 1998-2000 гг. Центральная ставка 6,2 рубля была определена. Для 1 доллара США отклонение составляет 15% (5,25-7,15 руб. / Долл. США). Механизм создания «валютного коридора» изменился. «Наклонный» коридор был заменен «горизонтальным» коридором. В то же время, наряду с инфляцией и соотношением спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, объемом российской валюты, взаимными изменениями курсов основных мировых валют на международных рынках, географическими изменениями внешнеэкономической деятельности России и т. д. Среднесрочная динамика курса национальной валюты начала определяться.

Однако 17 августа 1998 года правительство и Российский банк совместно объявили о пересмотре параметров валютной политики, чтобы избежать уменьшения валютных резервов и устранить дисбалансы, накопленные в иностранных экономиках. , «Валютный коридор» был расширен с 6,00 до 9,50 руб. 1 долл. США. В сентябре 1998 года Банк России полностью отказался от режима «валютного коридора» и «выпустил» курсы обмена в свободном обращении. Порядок установления официального курса рубля изменился. Теперь определяется по результатам торгов на ММВБ.

Эффективность регулирования курса рубля напрямую зависит от политики Российской Федерации по формированию золотовалютных резервов и управлению ими. Реализуя эту политику. Банк России будет в основном руководствоваться принципами и правилами, применяемыми другими центральными банками при работе с официальными валютными резервами: поддерживать резервы на минимальном уровне (т. е. на три месяца больше, чем на импортные кредиты). Степень надежности, максимальная ликвидность, оптимальная рентабельность их размещения. Большая часть валютных резервов находится в ценных бумагах, выпущенных правительствами США и Германии. Как и другие центральные банки, центральный банк Российской Федерации в основном участвует в операциях репо с большим распределением валютных резервов в необеспеченных продуктах финансового рынка. Он размещает некоторые валютные резервы в лучших иностранных банках и на условиях овернайт в пределах, установленных для каждого банка.

Деятельность российского банка в области валютного регулирования и валютного управления направлена ​​на защиту и обеспечение стабильности российской валютной системы. Центральный банк Российской Федерации, выступая в качестве одного из основных валютных регуляторов и одного из агентств валютного управления, выполняет следующие функции: Разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Подготовка и реализация мер по совершенствованию системы управления переводом валютных средств как во внутреннюю, так и во внешнеэкономическую деятельность. Участвовать в разработке российских прогнозов платежного баланса, организовывать подготовку платежного баланса, участвовать в подготовке российских международных соглашений и договоров по смежным вопросам. Мы работаем с центральными банками и международными финансовыми институтами в других странах, чтобы адаптировать развитие российского валютного регулирования и управления к международным стандартам и практике в этой области.

Ключевым шагом в развитии российской валютной системы стало принятие в июне 1996 года правительства и Банка России с международным обязательством снять ограничения на обменность рублей в текущих операциях в соответствии со статьей VIII Устава МВФ.

Вторая цель Банка - развитие и укрепление банковской системы. Центральный банк Российской Федерации действует как «банк банков». Он регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций в следующих ключевых областях:

  1. Регулирование обязательных финансовых стандартов кредитных организаций (минимальный капитал, капитал, коэффициент ликвидности и т. д.).
  2. Определение ограничений по открытым валютным позициям; формирование резервов для покрытия рисков.
  3. Откройте корреспондентский счет, внесите обязательный резерв кредитной организации на специальный счет и внесите свободные средства под фиксированную процентную ставку.

Кредиты кредитным организациям. С 1995 года практика предоставления Центральному банку Российской Федерации целевых централизованных кредитов по более низкой ставке, чем у Центрального банка, была начата только рыночными методами. С банковского корреспондентского счета в ЦБ РФ при отсутствии средств:

  1. Управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи государственных ценных бумаг банкам. В 1996 году ЦБ РФ ввел новое средство регулирования операций банка с ликвидностью и репо.
  2. Регистрация выпуска ценных бумаг кредитных организаций.
  3. Устанавливает правила ведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, редактирования и представления бухгалтерских и статистических отчетов кредитных организаций.
  4. Регистрация и лицензирование кредитных организаций.

Надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также проверка деятельности кредитных организаций. Третья цель, стоящая перед российскими банками, заключается в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Центральный банк Российской Федерации, который является «банком банков», выступает в качестве основного регулятора российской платежной системы. Организует межбанковские расчеты и выступает в качестве расчетного центра для национальной банковской системы. Установить правила, формы, условия и стандарты проведения безналичных расчетов в России. Координировать, регулировать и санкционировать организацию платежных (в том числе клиринговых) систем.

Российский банк, как и центральный банк в других странах, выступает в качестве банкира, финансового консультанта и агента правительства Российской Федерации. На его счете хранятся бюджеты федерального бюджета, бюджеты федеральных округов и внебюджетные фонды штата. Он может предоставить российскому правительству кредиты на ценные бумаги и другие активы на срок до одного года или менее (для покрытия разрыва в наличности в государственном бюджете), как того требует федеральный закон о федеральных бюджетах. За исключением случаев, когда это предусмотрено конкретным законом, банки не имеют права финансировать Российскую Федерацию напрямую для финансирования дефицита и приобретения государственных ценных бумаг при первом размещении.

Центральный банк Российской Федерации консультировал Министерство финансов Российской Федерации по графику выпуска государственных ценных бумаг и погашению государственного долга с учетом состояния банковской системы и влияния на приоритеты единой национальной денежно-кредитной политики.

Банк России обслуживает внутренний долг Российской Федерации. Его полномочия в этой области определены федеральным законом и впервые были определены законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 года «Государственный долг Российской Федерации». В соответствии с этим законом осуществляется управление государственным долгом.

Погашение долга осуществляется ЦБ РФ и его учреждениями путем погашения и погашения задолженности Правительства Российской Федерации и уплаты процентов в виде процентов или иным образом.

Российские коммерческие банки

Коммерческие банки, работающие в российской банковской системе, могут быть классифицированы по разным причинам. В зависимости от способа формирования и размера уставного капитала. По типу выполняемой операции.

Разные способы формирования уставного капитала различают акционерные банки и паевые коммерческие банки. Акционерный банк создается в форме акционерного общества. Уставный капитал разделен на определенное количество акций и принадлежит участникам акционерного общества (статьи 96, 98 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации). Паевые банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью. Он основан на акционерном капитале, сформированном за счет доли учредителя банка (статьи 87 и 90 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В зависимости от типа выполняемой операции коммерческие банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальный Банк - это коммерческий банк, уполномоченный Банком России, который осуществляет весь или хотя бы широкий спектр банковских операций и операций, описанных в ст. 5 Закона «О банке и банковской деятельности». Специализированные банки имеют основное право предоставлять ограниченные виды банковских услуг и услуг, таких как инвестиции, ипотека и сбережения.

Если последний требует ипотеки, ипотечный банк будет кредитовать клиента. Ипотечные банки обязаны заключать сделки, связанные с залогом земельных участков компаний, зданий, сооружений, квартир и других видов недвижимости (Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 334, пункт 3). Коммерческие банки в Российской Федерации обычно делятся на крупные, средние и мелкие по размеру капитала, объему операций и предоставляемых услуг. В последнее десятилетие Россия усилила процесс концентрации кредита.

Территории, на которых фактически работают банки, различают банки, обслуживающие определенный регион страны, и банки, действующие во всех регионах Российской Федерации.

Другой тип коммерческого банка, который недавно появился, - региональный банк. Их особенность заключается прежде всего в том, что они создаются по инициативе органов государственной власти Российской Федерации и субъектов местного самоуправления. Во-вторых, тот факт, что для формирования уставного капитала банков используются свободные денежные средства и другое имущество, принадлежащее этим органам (см. Часть 7 федерального закона от 2 декабря 1990 г., О »(от 03.02.96). И органов местного самоуправления. В-третьих, муниципальные банки обязаны обслуживать финансовые льготы муниципалитетов, для которых была создана инициатива.

В последнее время лицензированные банковские учреждения приобрели большую популярность в банковской системе Российской Федерации. Уполномоченный банк - это учреждение или кредитное учреждение, получившее на договорной основе специальное разрешение от штата или местного правительства на предоставление определенных финансовых и кредитных услуг на постоянной или временной основе для автономии.

Исходя из практики в этой области и с учетом уровня административных полномочий, уполномоченные банки условно делятся на четыре группы:

  1. Уполномоченный банк Российской Федерации (федеральный орган управления).
  2. Лицензированные банки министерств и ведомств Российской Федерации (функциональный и отраслевой административный орган).
  3. Утвержденный правительством банк субъекта Российской Федерации (региональный уровень административной власти).
  4. Муниципальный лицензированный банк.

Лицензированная банковская система нашла практическое применение и в то же время получила теоретическое обоснование в Московском регионе. В конце 1992 года правительство Москвы призвало коммерческие банки участвовать в эффективном управлении городскими бюджетами. В рамках сложившейся системы лицензированных банков, в которую входят 20 коммерческих банков и Московский муниципальный банк, активно используются средства, выделенные из бюджета. Банки, чьи текущие остатки бюджетных средств хранятся на их счетах, выплачивают им проценты в соответствии с уровнем процентных ставок, распространенным в экономике. Основным направлением деятельности Московского государственного уполномоченного банка является финансирование программ городского развития местного самоуправления. Значительные средства были выделены из лицензированных банков для финансирования деятельности городских образовательных учреждений, больниц, интернатов, детских домов, памятников материальной и духовной культуры.

Правовой формой, которая изменяет статус уполномоченного банка, является двустороннее соглашение между банком и соответствующими правоохранительными органами.

Российские небанковские кредитные организации

Небанковские кредитные организации, работающие в российской банковской системе, подлежат классификации по совокупности банковских операций и других операций кредитных организаций, лицензированных российским банком.

Поэтому обратите внимание на следующее:

  1. Ценные бумаги компаний и дилеров.
  2. Инвестиционные и пенсионные фонды.
  3. Кредитный союз.
  4. Кассовый аппарат, ломбард.
  5. Лизинговые, страховые, финансовые компании и др.

Однако, как правильно указывает литература, в большинстве случаев названия небанковских кредитных организаций имеют мало общего с фактической деятельностью. Эта ситуация объясняется следующим образом:

В сочетании с очень быстрыми темпами их формирования и неясными представлениями многих организаторов о природе учреждений, которые они создают:

  1. Плохо развитая правовая база, регулирующая деятельность этих агентств.
  2. Распространенность банковской деятельности этих организаций без государственной регистрации и надлежащего лицензирования.
  3. Слабый контроль за деятельностью этих организаций со стороны российского банка и других соответствующих государственных органов.

Уровень банковской системы Российской Федерации

История становления и развития банков показывает, что целые банковские организации существуют и существуют в трех формах.

Первая форма была представлена ​​многими независимыми кредитными организациями. Каждое кредитное учреждение имеет право совершать любые из принятых банковских операций, включая выдачу наличных. Более того, между этими кредитными организациями не было стабильных отношений, и их взаимодействие конкретно не координировалось кем-либо. Конечно, они руководствовались законами, действующими в стране, но пока не было создано специального органа, который был бы лицензирован государством для управления этим сегментом экономики. Этот этап развития банковского дела прошел многие страны мира. Если у вас есть одна банковская организация по всей стране и разветвленная сеть филиалов по всей стране, обработайте вторую форму.

Вторая форма сложилась в Советском Союзе и во многих странах, которые были частью социалистического лагеря. Речь идет о Советском государственном банке и государственных банках этих стран и их филиалах. Как и в первом варианте, банковское дело в этом случае имеет один уровень организации.

Третья форма - это ряд банковских организаций, которые разделены на две неравные по численности части: центральные банки и другие управляющие и автономные учреждения банковской системы, с другой стороны, другие кредитные учреждения, банковская инфраструктура. Структура и банковский рынок.

Особенность этой формы заключается в том, что по крайней мере один из элементов этого набора - центральный банк - является единым членом по отношению к нему и управляет всей совокупностью кредитных организаций, функции которых имеют индивидуальный характер. Это разрешено государством.

Эти особенности указывают на то, что вся банковская организация имеет признаки системного и двухуровневого построения. С этой точки зрения, если внимательно присмотреться к банковской системе Российской Федерации, существует два типа связей. Во-первых, взаимосвязь между единичными элементами заказа банковской системы. Во-вторых, отношения между российским банком и другими элементами банковской системы.

В первом случае взаимосвязь обеспечивает координационные взаимоотношения между этими элементами системы, а во втором случае она развивается в зависимость, которая в основном обеспечивает целостность системы.

Фактически анализ деятельности российских банков по выполнению основных целей, задач и функций, закрепленных в законе, показывает, что Центральный банк Российской Федерации является элементом банковской системы, которая непосредственно контролирует его состояние. Кроме того, как уже упоминалось, методы государственного регулирования и управления экономикой необходимы, прежде всего, для создания экономических, правовых и организационных условий, благоприятных для функционирования кредитных организаций. В то же время в процессе управления российские банки широко использовали инструменты управления банковским регулированием.

Кредитно-банковская система России с 1917 года восстановила свою двухуровневую структуру после принятия специальных банковских законов и создания центрального банка страны. Критерием для классификации элемента на определенном уровне является его положение в системе по зависимостям. Поэтому российский банк находится на более высоком уровне, поскольку государство имеет полномочия регулировать всю систему, то есть выполнять административные функции.

Для коммерческих банков и других элементов банковской системы они должны быть монотонными в этом отношении, полностью взаимосвязанными и представлять собой нижние уровни системы. Особый статус этой системы занимают союзы Ассоциации кредитных учреждений. Как упоминалось ранее, это не параллель российскому банку, поскольку он является важным элементом механизма автономии банковской системы, но поскольку он не наделен полномочиями, банковская система должна быть на вершине системы. Например, решение Российской банковской ассоциации (АРБ) о банковской системе Российской Федерации не является обязательным.

Таким образом, весь набор элементов банковской системы Российской Федерации имеет двухуровневую структуру:

  1. На верхнем уровне находятся ассоциации российских банков, союзы и кредитные организации.
  2. Нижний уровень - все остальные элементы банковской системы: коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения, банковская инфраструктура, банковские рынки.

Анализ развития банковского сектора

Макроэкономические показатели для банковского сектора. Динамика основных показателей банковской деятельности может характеризовать 2012 год как очень успешный. Банковский сектор продемонстрировал устойчивость к негативным внешним воздействиям в конце 2012 года. По итогам 2012 года доля ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике и ВВП, значительно увеличилась. Соотношение активов банковского сектора к ВВП увеличилось на 9,1 процентного пункта до 61,4%. Отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 8,1%, что на 1,8 пункта выше, чем в 2011 году. Соотношение вкладов физических лиц к ВВП увеличилось на 1,5 пункта до 15,6%. Соотношение нефинансового и индивидуального кредитования к ВВП увеличилось на 7,4 пункта до 37,3%.

Основой роста активов банковского сектора в 2012 году, как и в предыдущем году, стало расширение кредитования. Кредиты в процентах к ВВП увеличились на 8,1 пункта до 43,2%, а в процентах от совокупных активов банковского сектора увеличились с 67,2 до 70,5%. Ссуды физическим лицам росли самыми быстрыми темпами, достигнув 9,8% ВВП, включая ипотечные кредиты и 1,9% ВВП.

В конце 2012 года основным источником ресурсной базы кредитной организации было финансирование со стороны компаний и организаций. Отношение к ВВП увеличилось на 3,5 процентных пункта (до 20,5%), а доля задолженности банковского сектора увеличилась на 0,9 процентных пункта (до 33,4%).

Позитивная динамика всех основных показателей банковского сектора и одновременный рост отношения к ВВП свидетельствуют о продолжающемся повышении значимости банковского сектора в российской экономике.

Количественные характеристики банковского сектора

В 2012 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1189 до 1136, лицензии 54 кредитных организаций были аннулированы (аннулированы), а количество кредитных Удалено из Государственного реестра и активировано (имеет банковскую лицензию) 10 новых кредитных организаций.

Таким образом, третий год подряд количество действующих кредитных организаций сокращается. В период с 2009 по 2012 год это число сократилось на 163.

Сокращение количества кредитных организаций произошло в Москве, южном регионе, включая Московскую область, Приволжский, Уральский и Центральный федеральные округа (было менее 39 кредитных организаций в год). В Северо-Западном федеральном округе количество действующих кредитных организаций увеличилось на одну единицу, но не на остальные.

В течение отчетного года продолжалось развитие филиальной сети кредитных организаций. Количество филиалов действующих кредитных организаций (за исключением ОАО Сбербанк России) увеличилось с 2422 до 2646. ОАО «Сбербанк России» в России продолжает оптимизировать филиальную сеть, в 2012 году число филиалов банка сократилось на 50.

Год назад, по состоянию на 1 января 2013 года, во всех федеральных округах, кроме центрального, количество филиалов банков в других регионах превышало количество местных кредитных организаций и филиалов.

Региональное банковское развитие

В 2007 году количество региональных банков сократилось с 582 на 1 января 2012 года до 568 на 1 января 2013 года. Однако темпы роста активов региональных банков в 2012 году (49,0%) были выше, чем совокупные активы в банковском секторе (44,1%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение года незначительно увеличилась до 14,9% на 1 января 2013 года (против 14,4% на 1 января 2012 года).

Капитал (капитал) региональных банков в 2012 году увеличился на 45,6% до 400,1 млрд рублей, а их доля в совокупном капитале банковского сектора снизилась до 15,0% (с 1 января 2012 года).

Деятельность региональных банков в 2012 году была такой же прибыльной, как и прежде. Они получили прибыль в размере 75,3 млрд руб. Это на 41,1% больше, чем в 2011 году. По состоянию на 1 января 2013 года отношение прибыльных региональных банков к общему количеству действующих региональных банков увеличилось до 99,7% (99,3% на 1 января 2012 года). В 99,9% изменений не было.

По состоянию на конец 2012 года Центральный федеральный округ продолжал оказывать большинство банковских услуг, за которым следуют Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. В то же время центральную роль Федерального округа обеспечивает город Москва, лидер по предоставлению банковских услуг. Кроме того, банковские услуги очень высоки в Санкт-Петербурге, Калининграде, Новосибирске и Республике Алтай.

Наименее защищенные банковские услуги остаются на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири и Южном федеральном округе. Как и прежде, самый низкий уровень банковских услуг между субъектами Российской Федерации отмечен в Республике Ингушетия и Республике Дагестан.

Концентрация банка

В 2012 году доля активов 200 крупнейших финансовых учреждений в совокупных активах банковского сектора увеличилась с 90,6 до 91,6%, а доля пяти крупнейших банков на 1 января 2013 года практически не изменилась и составила 42,3% (по состоянию на 1 января 2012 года) -42,5%.

По состоянию на 1 января 2013 года 200 крупнейших финансовых учреждений по размеру капитала составляют 89,7% от общего капитала банковского сектора (1 января 2012 года - 87,4%). Пять крупнейших банков -43,2% (-35,9% на 1 января 2012 года).

В 2012 году количество кредитных организаций с рублями на сумму более 5 миллионов евро увеличилось с 676 до 726, или на 7,4% (совокупный капитал группы увеличился на 59,1%), а доля банковского сектора в совокупном капитале составила 98,0% с 98,9%.

Наличие значительного числа небольших кредитных организаций в банковском секторе (36,1% существующих кредитных организаций имеют капитал менее 5 рублей, что эквивалентно 5 миллионам евро) является следствием активов, кредитов, И более низкие уровни концентрации капитала. Об этом свидетельствует динамика индекса Херфиндаля, принятая в международной практике.

В результате индекс концентрации активов на 1 января 2013 года составил 0,078. За последние два года этот показатель снизился с 0,092 до 0,079. Концентрация кредитования нефинансовых организаций увеличилась в среднем с 0,115 до 0,123 в год.

Несмотря на устойчивую динамику снижения, высокие уровни концентрации характеризовались только рынком вкладов физических лиц. По состоянию на 1 января 2013 года значение ILC для этого сегмента рынка составляло 0,269 (по сравнению с 0,403 четыре года назад). Значительное снижение индекса в последние годы связано, в основном, со снижением доли ОАО «Сбербанк России» на рынке вкладов физических лиц. Функция системы страхования вкладов оказывает положительное влияние на развитие конкуренции на рынке.

Уровень концентрации капитала в 2012 году увеличился с 0,053 до 0,078, но не превысил низкий уровень концентрации. Увеличение данного показателя объясняется значительным увеличением капитала (капитала) после IPO двух крупнейших российских банков в первой половине 2012 года.

Наибольшая концентрация активов кредитных агентств находится в Южном федеральном округе, где IHC снизился с 0,177 до 0,146 в 2012 году. Низкие концентрации наблюдались в Центральном и Уральском федеральных округах, где IHC составлял 0,065 и 0,086 на 1 января 2013 года (0,066 и 0,083 на 1 января 2012 года). В остальных округах IHC для активов в отчетном году снизился и находится на среднем уровне.

Взаимодействие банковского сектора с другими сегментами финансового рынка

Кризис на международных финансовых рынках во второй половине 2012 года привел к оттоку капитала с развивающихся рынков и повлиял на ситуацию на российских финансовых рынках. Многие показатели роста в 2012 году показали более сдержанную динамику, чем в 2011 году.

Рынок корпоративных ценных бумаг. В 2012 году темпы роста ключевых ценовых показателей на российском фондовом рынке замедлились. По итогам года индекс ММВБ увеличился на 12% до 1888,86 пункта, а индекс РТС увеличился на 19% до 2290,51 пункта (2011 год: 68% и 71% соответственно).

Медленный рост индекса цен на внутреннем фондовом рынке в 2012 году замедлил рост рыночной капитализации по сравнению с 2011 годом. Рыночная капитализация фондового рынка РТС увеличилась на 38% (в 2,9 раза в 2011 году) и к концу 2012 года достигла 132,8 млрд долларов США (32,6 трлн рублей).

В 2012 году общий оборот акций российских эмитентов на трех российских биржах достиг 15,8 трлн долларов, что в 1,2 раза больше, чем в 2011 году. Рублей. Доля акций кредитных организаций в общем объеме вторичных торгов на этих торговых площадках в 2012 году была обусловлена ​​увеличением количества банков, торгуемых на российском биржевом рынке, и объемом торгов в банковском секторе. Увеличение более чем в два раза (до 13%).

В 2012 году количество зарегистрированных выпусков акций кредитных организаций сократилось на 13% по сравнению с 2011 годом, достигнув значения 201,7 млрд рублей.

Несмотря на 1,6-кратное увеличение инвестиций банков в акции российских эмитентов в 2012 году, доля банков в структуре инвесторов на внутреннем рынке акций была небольшой (менее 2%).

В 2012 году объем корпоративных облигаций на внутреннем рынке несколько снизился.

На ФБ ММВБ рубли были размещены по номинальной стоимости 456 млрд рублей (2011 год: 464,4 млрд рублей). В 2012 году рост портфеля корпоративных облигаций замедлился. По состоянию на конец 2012 года объем корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке, увеличился на 39% по сравнению с концом 2011 года (в 1,8 раза в 2011 году), достигнув номинальной стоимости 127,1 млрд рублей.

В 2012 году эмиссия именных облигаций банка увеличилась в 2,6 раза по сравнению с 2011 годом, достигнув номинальной стоимости 298,6 млрд рублей.

Пути повышения эффективности функционирования банковской системы

Коммерческие банки представляют собой довольно сложные структуры, которые выполняют множество разнообразных операций. В результате эффективность и финансовая стабильность банка в значительной степени зависят от организации эффективных систем аналитики и планирования.

Актуальность выбранной темы в диссертации обусловлена ​​необходимостью учета эффективности коммерческих банков, их составляющих и факторов, которые на них влияют.

Основной целью коммерческих банков является максимизация прибыли при обеспечении устойчивых долгосрочных возможностей и сильной позиции на рынке.

Сумма прибыли или убытка, полученная банком, является центральным отражением результатов всех активных и пассивных инвестиций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на их динамику, занимает одно из центральных мест в анализе коммерческой банковской деятельности.

Диссертация структурно разделена на три главы. Первый раздел посвящен общим вопросам деятельности компаний и коммерческих банков, а также рассматривает аспекты их деятельности.

Агрессивные аспекты работы банка включают постоянно растущую клиентскую базу, рост активов, капитал и привлеченные средства.

Глава 2 посвящена анализу деятельности Совета безопасности Российской Федерации Байкальского банка, формированию его ресурсной базы и финансовой устойчивости.

В главе 3 предлагаются способы повышения эффективности банков, проанализированных в области депозитной и кредитной политики, а также для расчета экономической эффективности этих инструментов.

В исследовании был обозначен ряд проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются российские банки. Среди прочего, он может выявить проблемы в формировании ресурсной базы банка и формировании финансовых результатов банка в условиях усиления конкуренции в банковском сегменте.

Что касается деятельности субъекта Совета безопасности Российской Федерации Байкальского банка (Иркутское ОСБ № 8586), то здесь можно отметить как положительные, так и отрицательные тенденции.

Финансовые показатели банков стабильны, и банки продолжают наращивать свои активы, улучшая качество и количество предоставляемых ими услуг. Однако банковские депозитные политики явно не идеальны. Ориентация банка на небольшое количество различных депозитов, VIP-вкладчиков, ослабляет позиции банка по управлению личными депозитами.

Кредитная политика Банка реализована в соответствии с правилами кредитования под личный номер 229-3-го от 30 мая 2003 года. (Подлежит изменению номер 229-3 / 3-р от 3 апреля 2005 г.). Согласно регламенту, предоставление отдельных видов кредитов, оформление кредитных документов, характеристики объектов, условия и условия кредитования дополнительно устанавливаются нормативными документами Сбербанка России.

Сегодня Сбербанк России предлагает полную линейку личных вкладов как в рублях, так и в иностранной валюте (доллары, евро).

Кредиты, предлагаемые физическим лицам по типу, подразделяются на многоцелевые и целевые. Многоцелевые программы - кредиты для всех целей характера потребителя (кредиты на неотложные нужды, такие как покупка автомобилей, товаров для дома, платных медицинских услуг, покупка туристов и путевок в санатории).

Приемлемые кредиты включают ипотечные кредиты, автокредиты, кредиты на продукты и студенческие кредиты.

Мы постоянно повышаем наши показатели прибыльности и финансовой устойчивости, ликвидности и деловой активности.

Устойчивый рост клиентской базы демонстрирует высокий уровень доверия клиентов, подтверждая нашу репутацию надежного финансового учреждения.

Глава 3 документа определяет новую стратегию развития депозитной и кредитной политики Сбербанка, повышения эффективности деятельности Сбербанка и расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Таким образом, во время написания диссертации цели были достигнуты, а формализованные задачи были решены на основе настроек цели.

Банки ведут свой бизнес и зарабатывают деньги. Они обеспечивают вкладчикам денежное обеспечение, проверку депозита и проценты по депозиту. Банки предоставляют кредиты и обеспечивают стабильность платежной системы. Они минимизируют стоимость кредита, экономят деньги, рискуют совершать операции с наличными и предлагают клиентам очень выгодные инвестиции.

Коммерческие банки должны поддерживать резервы, которые правительство определяет как часть (часть) вклада.

Для управления операциями коммерческие банки используют балансы для предоставления информации об активах, обязательствах и движении капитала банка.

На вершине пирамиды банковской системы находится центральный банк. Он банкир и правительственный банкир. Основной функцией центрального банка является обеспечение трех основных макроэкономических целей: устойчивый экономический рост, высокая занятость и низкая инфляция. Центральные банки регулируют работу всей банковской системы. Это независимая организация. Центральный банк устанавливает резервный коэффициент.

Вместе коммерческие банки используют маржинальные резервы для совершения маржинальных операций. Рост банковского кредита зависит от размера денежного мультипликатора. На стоимость денежного мультипликатора влияет желание распределить часть продаж чека наличными и банкам держать свои резервы выше обязательных ставок.

В настоящее время правительство обеспечивает условия безопасности банковской системы и выступает в качестве гаранта банковских резервов и обеспечения доверия к личным и корпоративным депозитам.

Заключение

Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночных механизмов. Это означает непрерывный расчет, расширение спектра финансовых услуг, оперирование реальными секторами экономики и разработку новых банковских продуктов.

Российский банковский сектор все еще относительно мал и не играет существенной роли в экономическом развитии. Высокие затраты на атрибуцию для банков Уровень защиты прав кредиторов, чья дебиторская задолженность защищена обеспечением, не соответствует международным стандартам. Задачи по совершенствованию правовой базы для развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций не были полностью выполнены.

Решение этих вопросов требует систематических решений. В настоящее время существует острая необходимость в стратегии развития банковского сектора, которая включает ответы на известные вопросы, а не пустое объяснение важности банковской системы для экономики страны.