Аттестация педагогических работников и ее влияние на оплату и стимулирование труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Советское образование и воспитание

Потребительский выбор и его особенности

Финансы домашних хозяйств и их роль в экономике

Факторы определяющие потенциальный ВВП

 

Введение:

Концепция и программа Аттестации руководящих и педагогических работников Российской Федерации на высшие и первые категории разработаны в соответствии со стратегическими направлениями модернизации российского образования, в соответствии с современными требованиями динамично развивающейся образовательной системы Российской Федерации. Госстроя России; они ориентированы на создание механизмов устойчивого развития профессионального образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей образовательных учреждений, интересов личности, общества и государства. 

Общее значение и основные цели сертификации

Система сертификации должна стать механизмом мобилизации внутренних ресурсов в сфере профессионального образования; оптимизация организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использование различных форм обеспечения обновления профессионального образования.

Разрабатываемая система аттестации предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере профессионального образования (с использованием телекоммуникационных сетей и Интернета). 

Реализация данных смыслов возможна, если система Аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Госстроя России будет способствовать:

  1. развитие профессиональной культуры руководящих и педагогических работников системы образовательных учреждений Госстроя России;
  2. ориентация профессорско-преподавательского состава Госстроя России на развитие современных психолого-педагогических, информационных технологий, современных инженерно-конструкторских разработок и технологий мирового уровня;
  3. апробация современных моделей образовательных комплексов и развитие образовательной системы Госстроя России в целом;
  4. инициирование и реализация профессионального и личностного потенциала сотрудников системы Госстроя России;
  5. повышение уровня и качества образования в системе образовательных учреждений Госстроя России;
  6. доступ к развивающим программам в системе повышения квалификации.

Таким образом, основными задачами сертификации являются:

  1. Выявление реального уровня профессионализма педагогических и управленческих кадров в системе образования Госстроя.
  2. Определение стратегических направлений профессионального роста.
  3. Определение путей повышения квалификации и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в системе образования Госстроя.
  4. Обеспечение условий и объективных данных социальной защиты педагогических и управленческих кадров в системе образования Госстроя, дифференциации их оплаты труда в условиях рыночных отношений.

Принципы и основы сертификации

Принципы аттестации сформулированы в плоскости двух процессов:

  1. управление повышением профессиональной педагогической культуры работника образовательного учреждения системы Госстроя России;
  2. самосовершенствование (саморазвитие) специалиста в области профессиональной культуры.

Важно выделить общие принципы, применимые ко всей системе сертификации, и конкретные, которые относятся к процедуре экзамена как определенному этапу сертификации.

Общие принципы сертификации. Принцип объективности сертификации. Этот принцип предполагает разумный выбор объектов сертификации, ее этапов и процедур; наличие научно обоснованной модели профессионализма, критериев и процедур проведения экзаменов, группы действительно независимых экспертов и объективных методик получения общей аттестационной оценки. Реализация этого принципа предполагает знание всех аттестованных качеств, этапов экзамена и выдвигаемых требований, а также возможность аттестуемым представить лучшие примеры продуктивности своей профессиональной деятельности. Только в этом случае возможна достоверная сертификационная оценка. 

Принцип личной заинтересованности в аттестации каждого из ее участников. Данный принцип подразумевает комплекс мер по формированию и поддержанию положительной мотивации к сертификации у каждого ее участника. Для этого используются материальные и моральные средства его обеспечения. 

Например, для аттестованного лица таким средством может быть ожидание повышения его профессиональной категории; с одной стороны, как подтверждение или повышение официального статуса, моральный фактор; с другой стороны, есть материальный фактор как гарантия повышения заработной платы. Для многих специалистов при дружественной атмосфере сертификационной деятельности само участие может быть важным средством профессиональной самодиагностики и условием профессионального саморазвития. 

Для специалиста средствами положительной мотивации являются: моральный фактор, возможность профессиональной самореализации в профессиональном сообществе, материальный фактор, адекватная его работе заработная плата.

Для учащихся, родителей и учителей основным мотивом интереса к аттестации является моральный фактор, соответствующий эффекту участия в процессе: в управлении образовательным учреждением, в оценке профессиональной культуры руководителя и учителя, как следствие, ожидается улучшение качества обучения в данном учебном заведении.

Принцип соответствия сертификации государственным, общественным и личным интересам. Система аттестации на государственно-общественном уровне должна обеспечивать определенный баланс этих интересов, между которыми могут быть некоторые расхождения. В действительности при организации сертификации в основном учитываются те интересы, которые не противоречат государственным и общественным интересам. Государственные и общественные ожидания связаны с развитием образования, прежде всего с высокими показателями деятельности образовательных учреждений. Именно для этого государство и общество требуют высокого профессионализма, развития профессиональной культуры самих педагогов. Понимание аттестуемым данного обстоятельства, его личная заинтересованность в собственном профессиональном развитии как раз и создают оптимальный баланс этих интересов. 

Принцип перспективности профессиональной самореализации (приоритет повышения профессиональной культуры над ее оценкой). Предполагает наличие и взаимосвязь двух типов инструментов: диагностики и рекомендаций. 

Первая группа инструментов определяет и оценивает уровень профессиональной культуры аттестованного сотрудника.

Вторая группа средств связана с перспективами профессионального роста, она мотивирует и организует учителя / лидера на поддержание, расширение и углубление профессиональной культуры.

При этом индивидуальные средства могут быть ориентированы одновременно на оценку профессиональной культуры и рекомендации по ее совершенствованию.

Это относится ко многим экзаменационным мероприятиям, например:

  • собеседование с аттестованным лицом;
  • посещение собраний руководства и методические консультации;
  • Посещение уроков, внеаудиторных образовательных мероприятий.

Принцип аттестации честности. Принцип целостности подразумевает: 

  • Системность, последовательность и полнота этапов сертификации, обеспечивающая реализацию ее основных смыслов;
  • Целостность модели профессионализма сотрудников системы образования Госстроя;
  • Наличие набора инструментов для адекватной оценки качества и уровня профессионального развития;
  • Комплексный подход к формированию экспертных групп, обеспечивающий их полипрофессионализм.

Принцип конфиденциальности аттестации. Этот принцип предполагает запрет на разглашение информации о каких-либо конкретных данных по результатам сертификационной деятельности и экспертных оценок сертифицируемого лица. Промежуточные показатели, основания и характер произведенных оценок известны только членам экспертного совета и аттестуемому лицу. Общедоступная информация это окончательная оценка результатов сертификации. 

Принцип правильности аттестации. Реализация этого принципа предполагает, что анализу и оценке подвергается не сам человек, а его деятельность и уровень профессионализма. Личность сертифицируемого лица не оценивается одинаково, равно как не обсуждаются и не оцениваются личные качества экспертов и других участников процесса сертификации. 

Частные принципы аттестации

Принцип экономии экспертных процедур. Этот принцип предполагает целесообразное сведение к минимуму отдельных операций на разных этапах.

Причиной этого может быть: 

  • достаточная личная и профессиональная осведомленность аттестуемого лица;
  • наличие прошлых результатов оценки деятельности аттестуемого лица;
  • наглядная демонстрация ключевых компетенций высокого педагогического профессионализма и др.

Принцип сложности исследования. Принцип комплексности предполагает наличие широкого комплекса мероприятий, направленных на проверку профессиональной культуры сотрудника системы образования Госстроя.

Оно включает: 

  • самоанализ;
  • аттестация учебного процесса, заверенная участниками;
  • оценка того, что сертифицировано представителями управленческих и методических структур;
  • оценка экспертной группы.

Принцип полноты экспертизы. Данный принцип подразумевает наличие средств, направленных на выявление качественных характеристик профессиональной культуры аттестуемого лица, полноту критериальной базы аттестации, позволяющей оценить квалификацию, профессионализм и результативность сотрудников образовательной системы Госстрой. 

Каждый показатель эффективности имеет свою систему оценки, свои параметры, свой способ оценки. В совокупности они характеризуют уровень профессиональной культуры аттестуемого. 

Принцип самооценки экспертизы. Этот принцип связан, прежде всего, со значением профессионального развития аттестованных, а не только с оценкой текущего уровня профессиональной деятельности. Принцип самооценки предполагает такую ​​организацию экспертной работы, результаты которой выходят за рамки конкретных целей аттестации и являются механизмом решения других задач профессионального и личностного развития. 

Такими проблемами могут быть: повышение профессиональной культуры различных участников образовательного процесса, оптимизация управления образовательным учреждением; перспективы развития профессионального образования в целом и др. 

Принцип коллегиальности. Реализация этого принципа основана на использовании метода «независимых компетентных судей». Каждый член экспертной группы признанный, уважаемый профессионал, занимает определенную должность в рамках своей компетенции; каждая конкретная оценка является основанием для принятия согласованного коллегиального экспертного решения. 

Научные основы и модель профессионализма сотрудника системы образования Госстроя России

Структуру профессионализма современного учителя следует начинать с рассмотрения как минимум двух совпадающих действий государства в сфере национального образования: во-первых, с работы правительственной комиссии, которая обсуждала вопросы экономики образования и реформирования его сети; во-вторых, работа группы Госсовета РФ по образованию это определение государственной политики в российском образовании. 

В настоящее время в российских исследовательских центрах разработаны концептуальные основы и модельные представления о двух фундаментальных изменениях в российском образовании: модернизации структуры и содержания среднего профессионального образования; и развитие новых педагогических компетенций. И именно в контексте этих двух изменений традиционные темы смысла и структуры современного профессионализма педагогов должны быть радикально переосмыслены в рамках новой проблемной области: условий и механизмов профессионального развития учителей. 

Истинный профессионализм учителя перестает определяться только совокупностью планов и методов учебно-воспитательной работы, которыми он владеет в пределах своей узкоспециализированной компетенции.

Конкретный класс, студенческая группа перестает определяться только нечетким набором возрастных и индивидуальных особенностей его учеников, которые должны отвечать уже существующим требованиям самих планов, методов и содержания воспитательной работы.

Современное учебное заведение (УЗ) становится (должно стать) настоящим учебным заведением со своим четко обозначенным типом образования и соответствующей нормативной и организационной базой, а также со своей спецификой, заданной общим образом жизни этого образования образовательное учреждение.

Современный педагог настоящий профессионал, когда он своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватным каждому этапу обучения, способен решать задачи общего развития молодежи (студентов).

Единицей рассмотрения и пространством для организации образовательной деятельности является не одногодочная студенческая группа в ее обособленности, а этап обучения как пространство для развития основных и профессиональных способностей растущего человека «здесь и сейчас»; а в случае образовательных мероприятий конкретное значение учебных задач, решаемых в пространстве отдельной группы или курса, определяется общим смыслом развития на данном этапе обучения. 

Поэтому одной из основополагающих составляющих профессионализма педагога должно быть знание возрастно-нормативных особенностей развития человека на этапе отрочества и умение строить на их основе и собственную, точно выверенную педагогическую деятельность.

Эти новые ожидания относительно содержания образования и профессиональной компетентности учителя материализованы в таком нормативно-распорядительном документе, как образовательная программа учреждения среднего профессионального образования.

Программа среднего профессионального учебного заведения, фиксирующая уровень, вид и качество профессионального образования, является нормативным и моральным обязательством педагогического коллектива перед обществом, за которое учителя, по сути, несут юридическую ответственность; образовательные программы, ориентированные на определенный уровень образования, построенные в соответствии с конкретной возрастной нормативной моделью развития, также являются их обязанностью перед молодежью, за которую они несут личную и профессиональную ответственность. 

Следующая концептуальная позиция новая профессиональная компетенция современного учителя в системе образования Госстроя.

Их состав определяется реализацией общеобразовательной программы УЗ, а методы идентификации связаны с привлечением учителя к разработке и реализации комплекса разномасштабных образовательных программ, реализующих основные цели и ценности. Среднего профессионального образования. Характеристика этого вовлечения задается личной и профессиональной позицией учителя. 

Базовая разметка таких программ в рамках отдельного учебного заведения может быть следующей:

  • на месте встречи администрации и педагогического коллектива это управленческие программы, устанавливающие нормы, правила, значения и ценности совместной жизни и деятельности всех субъектов образования;
  • на месте встречи коллектива с самим собой это комплекс образовательных, образовательных программ и программ дополнительного образования, задающий адекватное данному виду профессионального образования движение и общую организацию основного образовательного процесса;
  • по месту встречи педагога и психолога образования это развивающие программы конкретной ступени обучения, конкретной группы учащихся и конкретного учащегося, построенные в соответствии с возрастно-нормативными характеристиками развития.

На месте встречи коллектива образовательного учреждения с психолого-педагогической (в основном гуманитарной) наукой это программы научного и сервисного сопровождения образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Рассмотрение педагогического профессионализма в контексте вовлеченности учителя в разработку и реализацию образовательных программ своего образовательного учреждения позволяет сформулировать базовую модель педагогического и управленческого профессионализма в системе образования Госстроя.

Оно включает:

  • личная позиция личное отношение к содержанию, целям образовательной программы УЗ, профессиональному сообществу, культуре профессиональной деятельности;
  • набор инструментов для реализации педагогической деятельности;
  • определенная профессиональная культура (знание профессионального предмета и уровень профессионального мастерства).

Непосредственным и основным предметом профессионально-педагогической деятельности является тип образовательного процесса, который следует выстраивать конкретно:

  • опираются на вполне определенные ценности и смыслы образования и целевые ориентиры тех видов деятельности, которые реализуют выявленные ценности и смыслы;
  • на их основе устанавливается действительно адекватная полномасштабная (в рамках ценностных основ и задач образовательного процесса) педагогическая деятельность;
  • конкретные условия и предпосылки для достижения этих целей и обеспечения того, чтобы эти ценности были определены, а также определены реальные способы создания и использования необходимых условий.

Образовательные процессы в общем смысле, процессы обучения, воспитания, взросления можно представить как результат трех линий:

  • естественные процессы обучения (созревание, обучение, социализация), которые учителю необходимо знать и понимать;
  • собственно комплекс педагогической деятельности, предметом которой является сам учитель;
  • набор занятий учащихся, в отношении которых преподаватель должен иметь средства понимания и организации.

Точку пересечения образовательного процесса, педагогической деятельности, образовательного процесса и деятельности формирующихся можно обозначить как «образовательную ситуацию», основная роль в построении которой принадлежит психологически грамотному педагогу-практику, умение выстраивать систему таких образовательных (развивающих) ситуаций в пределах определенного возрастного интервала (образовательных ступеней) и есть общее определение педагогической компетентности, профессиональной и деятельностной позиции учителя в сфере образования.

Ключевым понятием в данном случае, очевидно, является понятие позиции, поскольку это обособленная, осознанная, ответственная, инструментальная и педагогическая позиция, которая является организационно-управленческим центром, запускающим, поддерживающим и направляющим основные образовательные процессы и совместную деятельность субъектов образования, указанные применительно к конкретной образовательной ступени среднего профессионального образования. 

С самой общей точки зрения позиция это способ реализации основных целей и ценностей человека в его отношениях с другими. Профессиональная позиция это единство профессионального сознания и профессиональной деятельности, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации основных целей и ценностей. 

При этом сама возможность позиционного самоопределения профессионала реализуется только в системе связей и отношений конкретного профессионального сообщества. Однако здесь необходимо четко и концептуально различать и не путать общую личную позицию человека и его частную проекцию, профессиональную и деятельность. Личная позиция всегда возникает и существует во всех человеческих сообществах, профессионально только в профессиональном сообществе. 

Педагогическая позиция оказывается уникальной и единственной в своем роде, которая носит как личностный характер (проявляется в каждой встрече взрослого с ребенком), так и профессионально-культурную и активную позицию, необходимую для создания условий для достижения целей и ценностей. Своеобразие педагогической позиции, специфика педагогической работы в целом и образования в целом определяется «разницей в возрастных возможностях» в структуре разновозрастного сообщества; именно встреча взрослого с любым другим поколением впервые создает педагогическую, личностно и профессионально определенную позицию. 

В этом контексте принципиально важно особо подчеркнуть, что учитель в своей истинно педагогической позиции никогда и нигде не встречается с учеником как с «объектом» (если он действительно учитель, а не работник с «человеческим материалом»); в личной позиции он всегда встречается с другим человеком, в своем профессиональном, с условиями своего становления и развития, в том числе и профессиональными. 

Объекты профессиональной сертификации

Концептуальная модель и уровни развития профессионально-педагогической деятельности задают норму социокультурных ожиданий от профессионала той или иной категории.

Так, если первая категория свидетельствует о том, что норма усвоена и успешно реализована, то высшая категория определяет такие характеристики профессионализма, которые связаны с проблематизацией существующих (в том числе усвоенных) норм профессиональной педагогической деятельности и созданием новых норм, которые адекватны современным задачам профессионального образования. Это предполагает развитие таких способностей, которые обеспечивают, например, исследования (собственные виды деятельности и социокультурные переменные), дизайн, организационную и управленческую, проектно-методическую и собственно педагогическую деятельность. 

Иными словами, высшая категория характеризует определенный уровень культуры этих особых видов деятельности в рамках профессиональной деятельности в системе Госстроя России. Таким образом, определяя объекты аттестации на высшую категорию, необходимо выдерживать базовую модель профессионально-педагогической деятельности и динамику профессионального развития. 

К основным объектам сертификации относятся:

  1. Профессиональная квалификация.
  2. Профессиональное педагогическое мастерство.
  3. Результативность профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация. Профессиональная квалификация определяется такими характеристиками педагогической деятельности, как «что я делаю», функциональная и «как я делаю», владение стандартами, знаниями и умениями (как основная основа деятельности). 

Профессиональная квалификация определяется посредством:

  1. Формальные показатели. К ним относятся: диплом об образовании, опыт преподавания, свидетельства о повышении квалификации, наличие ученой степени, звания и т. д. 
  2. Показатели содержания, установленные структурой профессиональной деятельности.

К ним относятся личностный, профессионально-деятельностный и профессионально-предметный компоненты этой структуры: 

  • Личностные общеличностные характеристики, личностные качества в педагогической деятельности, авторитет среди преподавателей и студентов, высокая профессиональная мотивация.
  • Профессионально-деятельностные базовые знания и навыки педагогической деятельности, умение организовать учебный процесс, знание основных положений, функциональных обязанностей, психологических особенностей подросткового возраста, индивидуальных особенностей и др. 
  • Профессиональные предметные знания и умения, связанные с предметом профессионального обучения, знание современных технологических аспектов профессии.

Педагогическое мастерство. Уровень педагогического мастерства определяется на основе диагностики образовательных ситуаций, которые создаются аттестуемым в процессе его деятельности: особенности педагогического целеполагания; характеристика комплекса способностей, обеспечивающих реализацию образовательных и образовательных программ. Уровень профессионализма это понимание того, что я должен делать, чтобы подготовить своих студентов к профессиональной деятельности; это владение приемами эффективной педагогической деятельности; это умение оценивать собственные профессиональные действия и их результаты; это видение последствий моей работы (например, спрос на выпускников на рынке труда). 

Аттестация педагогических работников и ее влияние на оплату и стимулирование труда

Уровень педагогического мастерства определяется через: образовательные компетенции:

  • Психологический;
  • Педагогический;
  • Методическая.

Характеристики уровня культуры:

  • Дизайн;
  • Исследовательская работа;
  • Дизайн;
  • Организация-менеджмент.

Результативность профессиональной деятельности. Продуктивность профессиональной деятельности определяется количественными и качественными показателями. 

Количественные показатели характеризуют наличие и масштабы продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Качественные показатели продуктивности характеризуют качество самих результатов работы.

В рамках аттестации на высшую категорию целесообразно определить типологические направления продуктивной профессиональной деятельности сотрудников Госстроя России.

К ним относятся следующие: 

  • Продуктивность оцениваемого с точки зрения количественных и качественных показателей успеваемости учащихся;
  • Продуктивность в профессионально-педагогической деятельности аттестуемого и ее развитие;
  • Результативность инновационной деятельности учреждения.

Каждый из выбранных объектов профессиональной сертификации имеет свои показатели, показатели и критерии (на основе какого материала проводится оценка, что анализируется, характеристики уровней (высокий, средний).

Более подробная информация о показателях, показателях и критериях, а также методика проведения экзамена представлена ​​в методической разработке «Критерии экспертной оценки высшей категории преподавателей образовательных учреждений Госстроя России».

Средства и процедуры сертификации

Под средствами аттестации понимается совокупность взаимосвязанных действий (экспертных мероприятий), направленных на реализацию целей и задач отдельного этапа и всей аттестации в целом.

Средства квалификации должны гарантировать, что:

  1. Подготовка к аттестации образовательных структур Госстроя России.
  2. Ознакомление участников сертификации с ее концепцией.
  3. Самооценка аттестованного.
  4. Проведение экспертных мероприятий.
  5. Определение общей оценки выездной экспертной группой.
  6. Обжалование и повторное рассмотрение.
  7. Рассмотрение на Экспертном совете ЦАС вопроса о соответствии аттестованных тарифно-квалификационных характеристик высшей категории.
  8. Принятие решения САС о присвоении аттестованному высшей категории.
  9. Ввод строительства программ повышения квалификации в Госстрое России.

Подготовка к сертификации включает в себя следующие мероприятия:

  1. Разработка концепции аттестации и ее обсуждение с руководителями и ведущими специалистами системы образования Госстроя России.
  2. Построение всех необходимых систем сертификации (нормативных, методических, организационных, технологических).
  3. Утверждение состава Экспертного совета в ЦАС, программы и графика аттестации на высшую квалификацию преподавателей средних специальных учебных заведений Госстроя России, списков выездных экспертных групп.

Ознакомление участников сертификации с концепцией, нормативными и методическими материалами сертификации.

Принятие решения аттестованными об участии в аттестации на высшую категорию, заполнение заявления в САС.

Заявление аттестуемого учреждения в аттестационную комиссию с просьбой о выдаче рекомендации и включении в список кандидатов от образовательного учреждения для проведения аттестации на высшую категорию.

Проведение аттестованной самопроверки в соответствии с концепцией и критериями.

Подготовка необходимых документов и материалов аттестованным лицом в соответствии с процедурами экспертных мероприятий.

Организация процедуры отказа от участия в аттестации. Организация обучения тех представителей экспертных групп и технического персонала, которым необходимы специальные знания и навыки, требуемые концепцией сертификации.

Опыт. Экзамен направлен на выявление сильных и слабых сторон для дальнейшего профессионального саморазвития участников аттестации и построения образовательных программ повышения квалификации педагогических работников Госстроя России. 

Интервью с аттестованными. Собеседование с аттестованным направлено на выявление знаний аттестуемого по вышеуказанным требованиям. 

Ряд вопросов интервью может быть, по просьбе оцениваемых, заменен защитой реферата или публикацией в научном сборнике или прессой по проблемам, перечисленным в списке.

Аттестованное лицо, успешно прошедшее курсы повышения квалификации по программам, отвечающим квалификационным требованиям, освобождается от собеседования. 

Результаты собеседования учитываются членами экспертной группы при определении уровня профессионализма по выбранным объектам сертификации.

Интервью проводят члены выездной экспертной группы. При необходимости дополнительные вопросы могут быть заданы на заседании Экспертного совета ЦАС. 

Анализ документов и материалов. Примерный перечень документов и материалов, представляемых аттестованным лицом на экспертные мероприятия: 

  • Обязательное:
  • заявление (форма № 1);
  • персональные данные (форма № 2);
  • копии трудовой книжки, диплома, справок, справок, справок, свидетельств о повышении квалификации (за последние пять лет);
  • копии дипломов кандидата / доктора / наук, свидетельства доцента / профессора (при наличии);
  • отзыв-рекомендация аттестационной комиссии учебного заведения, заверенная руководителем учебного заведения;
  • самоанализ результатов педагогической деятельности (форма № 3);
  • авторские (включая соавторство) программы и методические разработки (желательно с внешней рецензией);
  • планы учебных занятий и образовательных мероприятий;
  • диагностические материалы, свидетельствующие об эффективности работы;
  • материалы контрольных разделов успеваемости студентов.

Дополнительные материалы, которые можно передать на рассмотрение сертифицированной экспертной группе:

  • авторские свидетельства, патенты, списки публикаций, подтверждающих право на инновационные идеи, открытия, изобретения (при наличии);
  • рефераты, отчеты, методические материалы по научной и практической деятельности, отражающие опыт работы и личные достижения (после предыдущей аттестации);
  • публикации, отражающие профессиональный опыт (при наличии);
  • документы о награждении студентов (при наличии);
  • материалы для молодежных проектов и технического творчества;
  • список курсовых и дипломных работ студентов, выполненных под руководством аттестованных;
  • документы об участии в олимпиадах («Учитель года» на уровне учреждения, региона, отрасли), грантах, программах различного масштаба (при наличии);
  • иные документы и материалы по усмотрению аттестованных, демонстрирующие результаты профессиональной деятельности.

Представленные документы и материалы должны отражать профессиональную квалификацию, методическую профессиональную культуру и результативность профессиональной деятельности.

Анализ материалов профессиональной деятельности

Сравнительные разделы проводятся с целью выявления динамики развития, обучения, которая является одним из основных показателей эффективности профессиональной деятельности сертифицированного учебного заведения.

По каждому из показателей (знания, навыки, развитие способностей, морально-этический рост учащихся) анализируются данные как минимум из двух разделов за последние 10 месяцев воспитательной работы.

Кроме того, сравнение успеваемости в младших и старших классах (по журналам) является дополнительным показателем эффективности учебного процесса.

При сравнении результатов сравнительных разделов можно выделить три позиции:

  • снижение успеваемости студентов;
  • поддержание уровня успеваемости студентов;
  • повышение уровня успеваемости учащихся.

Если при сравнении результатов в промежутке 10 месяцев уровень обучения студентов дает некоторый рост или сохраняется, то аттестованному лицу выставляется оценка 2 балла.

Если динамика снижения уровня успеваемости в интервале 10 месяцев составляет не более 10%, то аттестованному выставляется оценка 1 балл.

Наблюдение. При обследовании офиса учитывается состояние офиса МТБ (для офис-менеджеров); эффективное использование шкафа МТБ в школьное и внеурочное время, соответствие шкафа МТБ авторской педагогической концепции. 

Посещение методических объединений, педагогических советов с участием аттестованных. Визит проводится с целью оценки культуры проектной, исследовательской и проектной (методической) работы. 

Посещение учебных занятий, внеклассных образовательных мероприятий.

Посещение занятий, внеклассные образовательные мероприятия специалисты проводят совместно с аттестованным лицом с целью выявления следующих характеристик: 

  1. способность аттестуемого дать квалифицированный анализ этой деятельности;
  2. качество проводимых мероприятий.

Педагоги, претендующие на высшую категорию, должны уметь выступать:

  • методический анализ урока;
  • анализ урока по педагогическому общению;
  • сравнительный анализ урока;
  • целевой анализ урока;
  • выборочный анализ деятельности отдельных студентов или группы студентов на уроке;
  • анализ с физиолого-гигиенических позиций.

Общее количество аудиторных и внеклассных мероприятий, запланированных для посещения, определяется экспертами, но может включать в себя аудиторные занятия, внеклассные мероприятия и мероприятия с различными категориями учащихся.

Качественное проведение перечисленных форм учебного процесса педагогическим коллективом общеобразовательных учреждений свидетельствует о грамотности и эффективности профессионально-педагогической деятельности аттестованного сотрудника.

Экзаменатор может быть специалистом по педагогике, психологии или методам преподавания данного предмета, в зависимости от того, какой тип анализа проводится.

Тестирование. Тестирование участников сертификации проводится с целью выявления: 

  • компетенции в области общей педагогики, методической работы, педагогической психологии, менеджмента, правовой грамотности, коммуникативной и общей профессиональной культуры;
  • авторитет аттестованного (рейтингового) среди студентов, учителей, родителей, учредителя, сотрудников инспекционно-методической службы системы образования Госстроя России.

При проведении тестирования тесты могут быть использованы для студентов, учителей, родителей, сотрудников инспекционно-методической службы.

Вопросы, содержащиеся в тестах, охватывают весь спектр профессиональной компетентности аттестуемого, его взаимоотношения с коллегами, руководство учебного заведения, студентов, различные аспекты его профессиональной самооценки.

Самоанализ. Самоанализ как инструмент исследования проводится по следующим направлениям:

  1. Самоанализ профессиональных знаний.
  2. Самоанализ профессиональных способностей.
  3. Самостоятельный анализ урока как фрагмента своей профессиональной деятельности.
  4. Самостоятельный анализ своего участия в работе методического совета. Сертифицированный человек должен уметь не только давать методические рекомендации, но и давать квалифицированный объективный самоанализ.
  5. Самостоятельный анализ своего участия в работе педагогического совета. Кандидат должен уметь анализировать педагогический совет и свое участие в его работе.
  6. Самоанализ профессиональных и личных взаимоотношений с администрацией, преподавательским составом, студентами и их родителями.

Анкета для самоанализа включает тот же набор вопросов, что и анкеты для определения отношения респондентов к оцениваемому. Эксперты могут подчеркнуть совпадение результатов тестирования, анализа документации и самоанализа. Это совпадение характеризует высокий уровень профессионального самоанализа аттестуемого. 

Определение суммарной оценки аттестованного. Эксперты группы посещения обрабатывают и анализируют результаты отдельных экспертных мероприятий и формируют индивидуальные экспертные оценки аттестуемого лица. 

Определение сводных оценок аттестуемого по показателям производится путем расчета среднеарифметических оценок экспертной группы.

Общая оценка равна сумме средних арифметических оценок аттестуемого по показателям.

Заключительная консультация на собеседовании. Заключительное собеседование-консультация проводится с целью рассмотрения перспектив дальнейшего профессионального развития аттестованного лица. Эксперты фиксируют сильные и слабые позиции аттестованного человека, дают рекомендации по направлениям профессионального развития и индивидуального саморазвития аттестованного. 

Апелляция и повторное рассмотрение. Аттестованное лицо в случае несогласия с заключением экспертной группы в течение 10 дней после проведения экспертных мероприятий может подать мотивированное обращение в ЦАС о проведении повторных экспертных мероприятий в рамках аттестации. 

В этом случае могут быть назначены повторные экспертные мероприятия, которые оплачиваются сертифицированным лицом в установленном порядке.

Повторные экспертные мероприятия могут проводиться один раз в год.

Центральная аттестационная комиссия поручает Экспертному совету вносить предложения о месте и сроках проведения повторных экспертных мероприятий, утверждает соответствующие корректировки в общий график аттестации.

ЦАС в месячный срок со дня регистрации обращения в ЦАС информирует аттестованного и руководителя образовательного учреждения о месте и сроках проведения повторных экспертных мероприятий.

Принятие решения САС о присвоении аттестованному высшей категории. САС: 

  • принимает решение о присвоении категории аттестованного на основании заключения экспертизы;
  • издает приказ о присвоении аттестуемому лицу соответствующей категории;
  • составляет аттестационный лист;
  • копии документов (приказ, аттестационный лист) направляются директору учебного заведения и аттестуемому лицу.

Директор издает соответствующее распоряжение учебному заведению.

Решение САС может быть обжаловано аттестуемым лицом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вступление строительства программ повышения квалификации в Госстрой России. По результатам определенного этапа экспертизы Экспертный совет обобщает материалы экспертных групп и формирует пакет предложений по системе повышения квалификации Госстроя России. Информирует о целесообразности разработки программ повышения квалификации педагогических кадров Госстроя. Эти предложения носят рекомендательный характер. 

Заключение

Экспертный совет также может обращать внимание отдельных руководителей на целесообразность проведения мероприятий по повышению квалификации на базе образовательного учреждения или необходимость участия сотрудников учреждения в этих мероприятиях.

Необходимыми условиями для организации и проведения сертификации является наличие следующих систем ее поддержки.

Нормативное обеспечение сертификации. Нормативная база включает два типа документов. Документы первого типа определяют нормы взаимодействия (по данному вопросу) как в сфере образования (его различных структур и конкретных участников), так и в самой сфере образования с другими публичными сферами (например, взаимодействие с финансовыми органами, органами юстиции).

Материально-техническое обеспечение сертификации. Материально-техническое обеспечение включает в себя средства реальной организации процесса сертификации.

Эти средства включают: средства к оплате:

  • обучение экспертов и технического персонала процедурам экспертной работы (в соответствии с данной концепцией);
  • подготовка специалистов, привлеченных к экспертизе.

Компьютерное, полиграфическое и копировальное оборудование.

Кадровая аттестация. Кадровые средства: 

  • наличие специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки по требуемым специальностям и независимым статусом;
  • наличие обученных технических специалистов.

Методическое обеспечение сертификации. Методическое обеспечение включает наличие рекомендаций по сертификации. Эти рекомендации должны содержать: объекты экспертизы, критерии, систему оценки, процедуру экспертизы, этапы сертификации и т. д.