Асимметричная информация на российских рынках

Содержание:

  1. Сущность асимметрии информации о рынке, ее последствия
  2. Неопределенность качества и рынка "лимонов"
  3. Страховой рынок
  4. Проблема основного агента
  5. Проблемы регулирования информационной асимметрии
  6. Аукционы
  7. Регулирование информационной асимметрии на страховом рынке
  8. Корректируется ли информационная асимметрия?
  9. Особенности асимметрии информации в Республике Беларусь
  10. Заключение
Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формы и методы обеспечения полной и достоверной информации на российских рынках.
Причины неравенства доходов в рыночной экономике.
Монетаристская модель финансового регулирования.
Финансовое регулирование экономики.

Введение:

Есть много разных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день, когда потребитель не может определить качество приобретенного товара на момент совершения сделки, поскольку только одна сторона проинформирована о качестве товара - производитель. Другими словами, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выявляется в процессе его эксплуатации. Эта ситуация, называемая асимметрией информации, будет обсуждаться в ходе курсовой работы. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все методы для получения односторонних выгод, в том числе нелегальных.

На протяжении более двух столетий предположение о полноте и точности информации, доступной субъектам рынка, было основой аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Это предположение было основано на идее А. Смит, что конкурентные рынки, ориентируясь на «невидимую руку», ведут к эффективным результатам. Эта же предпосылка лежит в основе маржиналистской экономической теории, которая считает, что потребители знают о своих предпочтениях; продавцы и покупатели знают о качественных характеристиках товаров и их ценах; конкурентные рынки приводят к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о том, что можно рационально выбрать и максимизировать индивидуальную целевую функцию экономического агента (функцию полезности или функцию прибыли), которая в условиях совершенной конкуренции приводит к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективного общего равновесия.

В настоящее время становится все более очевидным, что предпосылки для полноты информации, доступной субъектам рынка, развитым в 19 и 20 веках, не соответствуют действительности. Это связано с развитием производительных сил, изменениями производственных отношений, условиями общественного воспроизводства и общественной необходимостью. В результате изменений внешней среды появляются неопределенность экономических процессов, риски и асимметрия информации.

Понятие информационной асимметрии изначально возникло в теории неопределенности и риска в работах В. Викри. В дальнейшем проблема информационной асимметрии в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера, К. Дж. Эрроу, Дж. Тироля и других. В русской экономической литературе эта работа посвящена С. Б. Авдашевой и Н. М. Розановой, О. Н. Антипина Н.И. Ведерникова Р.М. Нуреев Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и другие.

На самом деле асимметрия информации очень широко распространена. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются некоторой степенью несовершенства информации; в некоторых случаях эта степень невелика, в других, наоборот, значительна. Условия, при которых принимаются экономические решения, крайне редко согласуются с допущением полноты и симметрии распространения информации. Напротив, общим правилом является отсутствие и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема - неравномерное распределение доступной информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей.

В связи с этим возникает необходимость проанализировать влияние неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка, в ходе которых будет дан ответ на следующие вопросы:

  •  Каковы причины и сущность асимметрии информации?
  •  Какие проблемы возникают из-за неравномерного распространения информации?
  •  Какое влияние оказывает асимметрия информации на функционирование рынка?
  •  Какие меры могут быть приняты для уменьшения асимметрии информации?
  •  Каковы особенности информационной асимметрии в Республике Беларусь?

Сущность асимметрии информации о рынке, ее последствия

Понятие, виды, эффекты информационной асимметрии

Наличие точной информации не гарантирует успех рынка, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации и оптимальному распределению доступных ресурсов. Однако реальность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с информационной асимметрией каждый день, видим, как люди играют, ходят по магазинам в магазинах или на рынках, а также предлагают наши услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем обычные участники; продавцы товаров лучше знают их качество, чем покупатели; Застрахованные имеют больше информации об объектах страхования, чем страховые компании. Потенциальные продавцы (например, потенциальные покупатели) часто скрывают истинные цели своего поведения и используют разные цели своего поведения и используют разные методы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм является неплатежеспособным из-за неполноты (асимметрии) информации. 

В экономике асимметричная информация возникает, когда одна сторона транзакции имеет больше информации, чем другая (английский термин асимметричная (al) информация в русской литературе также относится к несовершенной информации, неполной информации).

Существует два типа информационной асимметрии - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики возникают, когда одна из сторон рыночной транзакции имеет более полную информацию, чем другая. Скрытые действия имеют место, когда участник рыночной сделки, имеющий более полную информацию, может предпринять действия, которые не могут быть замечены менее информированным участником. Чтобы понять суть проблемы, необходимо учитывать два обстоятельства.

Первая из них заключается в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств объекта рыночной сделки, то есть выгоды. Есть преимущества, качество которых можно определить во время покупки. Существуют преимущества, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут иметь скрытые дефекты, которые обнаруживаются только во время эксплуатации. Но есть третий тип товаров, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких преимуществ могут быть лекарственные средства и косметика, для которых трудно установить степень, в которой их фактические свойства указаны продавцом. Последние два типа товаров сами создают асимметрию информации. То же самое можно сказать об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противной стороны всегда являются скрытыми характеристиками.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность злоупотребления ею, то есть несправедливого поведения. Если продавец знает, что качество товара не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы не продать товар более низкого качества по завышенной цене? Более того, для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринять действия (преднамеренные и непреднамеренные), которые, хотя страховщик не соблюдает их, повлияют на наступление страхового случая.

Формы, в которых проявляется влияние асимметрии информации на рынке, разнообразны.

В некоторых случаях асимметрия информации может вызвать формирование рыночной власти продавцов. Получение информации связано с дополнительными расходами для покупателя. Когда покупатели не знают о величине затрат, связанных с поиском информации, и о величине выгод от ее получения, продавец может воспользоваться этим, установив цену продукта выше равновесия. Даже на рынке совершенной конкуренции возникают ситуации, когда продавец может продавать по ценам, которые превышают предельные издержки производства. Типичным примером являются более высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причина этого не только в асимметрии информации. Но это играет важную роль, поскольку часто бывает достаточно пойти за угол, чтобы купить тот же продукт по значительно более низкой цене. Но человек, который не имеет достоверной информации об уровне цен, не будет этого делать, потому что он не знает, какую выгоду он получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке на основе сравнения дополнительных затрат (время ходить за углом) и выгод (разность цен). Частично это может объяснить тот факт, что одни и те же продукты продаются по разным ценам. Сделан вывод, что информационная асимметрия является фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции.

Информационная асимметрия является источником ценовой дискриминации. Зачастую покупатель не может определить качественные характеристики товара. Это позволяет продавцу дифференцировать товар не путем фактического изменения параметров товара, а путем имитации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями - в этом случае у нас будет типичный пример ценовой дискриминации на основе информационной асимметрии.

Асимметрия информации затрагивает не только потребителя. Скрытые характеристики покупателей часто приводят к снижению прибыли даже для фирм, которые имеют значительную рыночную власть. Например, монопольный авиаперевозчик может максимизировать прибыль, если он гарантирует, что цены установлены в соответствии с предпочтениями потребителей. Предприниматели готовы платить больше, чем туристы. Однако категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является скрытой характеристикой для перевозчика, что является причиной неэффективности. Установка цены билета на «предпринимательском» уровне дает высокий доход за билет, но снижает общий доход из-за уменьшения загрузки самолета. Установка цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению выручки от одного билета. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель не может определить профессиональные качества работника, то это может вызвать не только снижение его прибыли, но и снижение эффективности рынка труда. 

Вышесказанное является иллюстрацией того факта, что асимметрия информации оказывает существенное влияние на поведение участников рынка, а также на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации вызванные ею негативные последствия могут возникнуть как при неоптимальном распределении ресурсов, так и при невозможности установления рыночного равновесия.

Неопределенность качества и рынка "лимонов"

Асимметрия информации, ее неравномерное распределение между сторонами сделки означает, что одна из сторон, участвующих в сделке, обладает информационными преимуществами. Это обстоятельство порождает ряд экономических проблем. Особый интерес представляют два типа проблем - неблагоприятный отбор и моральный риск.

Неблагоприятный отбор - это ситуация, в которой рынок с асимметричной информацией покупает худшие, а не лучшие виды товаров, услуг и ресурсов.

Неблагоприятный отбор происходит при следующих условиях:

  1. Покупатель не может четко дифференцировать продавцов, предлагающих товары и услуги различного качества (например, рынок «лимонов»);
  2. Продавец не может классифицировать своих клиентов в соответствии с затратами, необходимыми для их обслуживания (например, на рынке страхования).

Чтобы понять, как формируется рыночное равновесие с асимметрией информации, полное отсутствие которой приводит к ее несостоятельности, а иногда и к фиаско, рассмотрим рынок «лимонов», модель, предложенную в 1970 году Дж. А. Акерлофом.

Эта модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Особенность такого рынка заключается в том, что продавцы имеют преимущества в владении информацией перед покупателями. В результате происходит неблагоприятный выбор: покупатели платят цену, которая находится между ценой, которая подходит продавцу хорошего автомобиля, и ценой, которая подходит продавцу лимона (машина низкого качества). Следствием этого является уход с рынка продавцов хороших автомобилей и формирование «неполного» рынка. 

Известно, что новый автомобиль обычно теряет значительную часть своей рыночной стоимости в тот момент, когда покидает место продажи. Новый автомобиль, который будет стоить 15 000 евро во вторник, будет стоить 12 000 евро на рынке подержанных автомобилей в среду. Очевидно, что автомобиль не может потерять 20% своей стоимости за 24 часа только из-за физического износа.

Акерлоф следующим образом объясняет это явление. Предположим, что новые автомобили могут быть двух типов: хорошие и имеющие скрытые дефекты. Эти два типа машин визуально неразличимы. Только владелец знает, что это за машина. Так как покупатель не может определить тип машины заранее, все машины имеют одинаковую цену. Можно предположить, что эта единая цена будет равна средневзвешенной стоимости автомобилей обоих типов, а их вес будет пропорционален соотношению между этими типами машин. На рынке новых автомобилей такое интуитивное предположение в целом верно.

Однако на рынке подержанных автомобилей обстоятельства иные. Здесь доля автомобилей с дефектами значительно выше, чем на рынке новых автомобилей. Когда покупатели подержанных автомобилей осознали эту закономерность, цены на подержанные автомобили начали падать. Это снижение цен усилило первоначальное решение владельцев хороших автомобилей не продавать их, в результате чего на рынок подержанных автомобилей стали выходить только неисправные автомобили.

Открытием Акерлофа стало осознание того, что предложение о продаже подержанного автомобиля содержит важную информацию о его качестве. Конечно, наличие серьезного дефекта не всегда является единственной причиной, побуждающей владельцев продавать свои автомобили. Но даже если причина продажи не связана с качеством автомобиля, все равно владелец хорошего автомобиля не сможет получить полную цену на рынке подержанных автомобилей. И это единственная причина знакомого процесса ранжирования. Действительно, автомобили без дефектов редко появляются на рынке подержанных автомобилей, если нет внешних причин (например, принудительная продажа автомобиля из-за выезда за границу).

Объяснение Акерлофа подтверждает наше интуитивное предположение, что физический износ не является единственной причиной резкой разницы в ценах на новые и подержанные автомобили. Разумнее представить эту разницу как следствие того факта, что подержанные автомобили, предлагаемые к продаже как определенный класс автомобилей, в среднем хуже по качеству, чем новые. 

Страховой рынок

Рассмотрим теперь ситуацию, когда у покупателя есть полная информация о качестве товара или об объекте сделки.

Если рынок «лимонов» определяется выбором степени вероятности потерь среди продавцов, то деятельность страховых компаний определяется выбором степени вероятности потерь среди покупателей.

Сначала рассмотрим пример страхования имущества. Пусть для простоты речь идет о страховании квартир. Страховая компания знает, что на каждые 100 квартир приходится в среднем 5 грабежей в год. Он устанавливает годовую страховую премию в размере 5/100 от стоимости имущества квартиры.

При условии, что жители всех квартир застрахованы, сумма взносов, собранных страховой компанией, будет достаточной для выплаты страховки лицам, которые были похищены.

Далее предположим, что в одном районе города на 100 квартир совершено 3 ограбления, а в другом - еще более преступных - 11 ограблений. Для жителей первого района условия страхования невыгодны и они откажутся от заключения договоров страхования. Жители второго района все будут застраховать свое имущество, так как вероятность кражи в этом районе намного выше, чем 5/100.

Однако вероятность 5/100 является средним значением отдельных вероятностей для отдельных квартир. Для всех квартир, у владельцев которых есть страховка, вероятность ограбления составляет 11/100, то есть превышает 5/100. Но на условиях страхования 11/100 страховать себя могут не только жители с вероятностью кражи 5/100, но и те, кто находится в диапазоне от 5/100 до 11/100. Следовательно, договоры страхования заключаются в основном теми, кто более подвержен риску.

Возьмите страхование жизни в качестве другого примера. Люди, которые покупают страховку, знают свое состояние здоровья намного лучше, чем любая страховая компания, даже если она проходит медицинское обследование. Чтобы получить минимальную страховую премию, люди скрывают некоторую информацию о себе. Это нездоровые люди, которые склонны к страхованию, поэтому их доля в общем количестве застрахованных высока. Это увеличивает стоимость страховки, поэтому здоровых людей предпочитают не страховать. Доля нездоровых людей растет еще больше, что снова увеличивает цену на страховом рынке и так далее, пока на страховом рынке остается только одна категория. В конечном счете, этот рынок становится неплатежеспособным, и страховая деятельность становится невыгодной для частных лиц, что вынуждает государство вмешиваться в этот процесс. Предоставляя медицинские осмотры и страховки, государство устраняет последствия неблагоприятного отбора.

На страховом рынке наряду с неблагоприятным отбором возникает еще одна проблема - проблема морального риска.

Моральный риск - это поведение человека, при котором он намеренно увеличивает вероятность причинения вреда в надежде, что страховая компания полностью возместит убытки.

Есть много примеров морального бремени: для покупателя страхового полиса, который предусматривает страхование жилья, выгодно поджечь его, чтобы получить страховку, если это увеличивает рыночную стоимость этого дома; владелец ювелирного магазина притворяется, что крадет украшения; Медицинское страхование на все случаи жизни позволяет получать медицинскую помощь гораздо чаще, чем при ограниченном договоре.

По данным исследования П.А. Самуэльсова и В.Д. Нордхаус, например, наличие полной медицинской страховки приводит к увеличению количества косметических операций и чрезмерно активному использованию различных видов долгосрочной медицинской помощи, таких как приглашение домашних работников. Поэтому медицинская страховка обычно не включает этот вид услуг.

Таким образом, наличие морального риска ведет к несовершенству страхового рынка в том смысле, что пересечение кривых спроса и предложения происходит в точке нулевого или крайне низкого объема предложения. Под влиянием морального давления страховые компании либо увеличивают страховые взносы, либо отказываются заключать такие сделки.

Проблема основного агента

Особой областью проявления риска нечестности являются договорные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой совершать какие-либо действия за плату. Сторона, выдающая назначение, называется принципалом в экономике, а сторона, выполняющая заказ, является агентом. И директор, и агент могут быть физическим лицом, компанией, организацией или государственным учреждением. Отношения такого рода распространены в нашем обществе. Например, врачи являются исполнителями для больниц и, как таковые, могут выбирать пациентов и выполнять процедуры, которые соответствуют их собственным предпочтениям, а не обязательно целям больницы. Точно так же управляющие недвижимостью могут управлять имуществом не так, как хотелось бы владельцам.

Предположим, вы решили приобрести квартиру. Вы плохо ориентированы на рынке жилья, у вас нет возможности уделять много времени поиску, очень поверхностно знакомы с правовыми нормами в этой области и вы решаете обратиться к услугам агента по недвижимости (агентом может быть фирма - агентство по операциям с недвижимостью). Агент обладает необходимыми профессиональными знаниями, он понимает ситуацию на рынке жилья, обладает конкретной информацией о предлагаемых квартирах, одним словом, есть основания полагать, что он будет лучше справляться с заданием от вашего имени, чем вы сами.

В ваших интересах, с одной стороны, приобрести довольно просторную и удобную квартиру, а с другой - приобрести ее как можно дешевле. Если бы вы сами сравнили различные варианты покупки, то сравнили бы полезность квартиры с ее ценой. По смыслу вашего контракта с агентом он должен действовать в ваших интересах. Но на самом деле его интересы не совпадают с вашими.

Мы предполагаем, что агент получит вознаграждение только в том случае, если транзакция завершена, и в размере, который зависит от суммы транзакции (например, в форме фиксированного процента). Полезность квартиры для вас сама по себе его не интересует. Он заинтересован в том, чтобы вы купили квартиру и подорожали. Кроме того, он не хочет тратить дополнительные усилия на поиск. Поскольку у вас нет информации, которой он обладает (поэтому вы обратились к его услугам), и не можете контролировать качество своего выбора, скорее всего, он выберет для вас квартиру, которая будет приемлемой для вас, но не обязательно лучшей.

Конечно, если существует конкуренция на рынке агентских услуг, вы можете обратиться к другому агенту и сравнить качество услуг обоих агентов. Если бы этот рынок был идеальным, то агенты в конечном итоге были бы заинтересованы в оптимальном выборе для своих клиентов (принципалов). Однако значительные трансакционные издержки и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные убытки для клиентов.

Этот простой пример показывает условия возникновения риска нечестности, связанного с проблемой основного агента:

  • несоответствие интересов принципала и агента;
  • информационная асимметрия (в пользу агента) относительно качества выполнения условий договора;
  • несовершенство рынка агентских услуг.

Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики государственного сектора. 

Проблемы регулирования информационной асимметрии

Рыночные сигналы

Именно негативный выбор наблюдается на рынках с асимметричной информацией, что приводит к вытеснению высококачественных товаров с товарами низкого качества. Таким образом, рынки качественных товаров могут исчезнуть. Это подразумевает необходимость борьбы с асимметрией рынка.

Что необходимо сделать, чтобы исключить или, по крайней мере, значительно уменьшить эффект негативного отбора на рынках, который появляется из-за асимметричной информации? Как бороться с асимметрией рынка? 

Самый простой способ сообщить это реклама. Однако этот метод передачи необходимой информации от продавцов не является эффективным сигналом, поскольку одинаково легко сделать продавца действительно хорошим продуктом и так далее. Поэтому, прежде всего, необходимо разработать сигнал, который позволил бы покупателю различать продавцов «хороших» и «плохих товаров». Другими словами, продавцу хорошего товара должно быть намного легче дать такой сигнал, чем продавцу плохого, и это должно быть понятно покупателю. В определенной степени сертификаты качества, сертификаты и другие документы, выданные заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными, могут выполнять эту роль. Та же цель может быть достигнута благодаря хорошей репутации, основанной на прошлом опыте и распределенной среди потенциальных потребителей. В свою очередь, известная и уважаемая компания всегда будет иметь подражателей, которые будут пытаться занять свою долю на рынке, максимально приближая созданный имидж своего продукта к имиджу продукта этой компании. Чтобы предотвратить это, компании постоянно меняют и обновляют свои бренды, обеспечивая их уникальность и узнаваемость. Для определенных групп продуктов сигнал хорошего качества может быть длительным гарантийным сроком, поскольку компания, которая несет расходы на возможные ремонтные работы в будущем, в течение длительного периода времени сигнализирует потенциальному покупателю, что его продукты надежны.

В экономической практике разработаны определенные принципы борьбы с информационной асимметрией и негативным отбором на рынках. Важной мерой борьбы с информационной асимметрией и моральным риском являются рыночные сигналы.

Мы видели, что асимметричная информация в некоторых случаях приводит к проблеме «лимонов». Поскольку продавцы знают о качестве товара больше, чем покупатели, последний может предположить, что он низкий, и поэтому цены падают, и продаются только некачественные товары. Мы также видели, как вмешательство государства (например, на рынке медицинского страхования) или поддержание репутации (например, в сфере услуг) может частично решить эту проблему. Теперь рассмотрим другой, не менее важный механизм, который позволяет продавцам и покупателям преодолевать информационную асимметрию - сигналы рынка. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана Майклом Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы дают покупателям своего рода сигнал, выражающий информацию о качестве товара.

Чтобы понять, как действуют рыночные сигналы, рассмотрим рынок труда, который является хорошим примером рынка с информационной асимметрией. Допустим, компания намерена нанять двух человек. Эти два работника (продавцы труда) знают о качестве своего труда гораздо больше, чем фирма (покупатель труда).

Например, они представляют, как им трудно выполнять работу, в какой степени они заслуживают доверия, каковы их навыки. Компания сможет узнать все это только после найма и в течение некоторого периода времени. их работа. На момент приема на работу оба сотрудника ничем не отличаются от других, и компания мало что знает об их эффективности.

Почему фирмы сначала просто не нанимают работников, а потом видят, как они работают, и увольняют тех, кто работает непродуктивно? Потому что это часто очень дорого. Во-первых, во многих странах и во многих учреждениях в Соединенных Штатах трудно уволить человека, который работал более нескольких месяцев. (Компания обязана указать обоснованную причину или выплатить выходное пособие). Во-вторых, рабочие по многим специальностям не могут достичь предела своих возможностей, по крайней мере, в первые шесть месяцев. Возможно, вам придется обучать рабочих. Для этих целей компания должна направлять значительные суммы инвестиций, поэтому она может не раскрыть способности сотрудников в течение года. Таким образом, фирмам было бы намного лучше, если бы они знали производительность потенциальных сотрудников до найма.

Какие характеристики производительности труда может получить фирма до найма? Могут ли потенциальные сотрудники предоставить эту информацию? Некоторая информация может дать хорошее впечатление во время интервью, но даже не трудолюбивые люди иногда знают, как представить себя, чтобы получить работу. Таким образом, внешнее впечатление дает незначительный сигнал - оно мало что может сделать для различения высокоэффективных и малоэффективных работников. Чтобы сигнал имел смысл, его должно быть проще доставлять высокопроизводительным работникам, чем низкоэффективным.

Например, образование является значимым сигналом на рынке труда. Уровень образования индивида можно измерить по нескольким параметрам - количество лет обучения, полученная степень, репутация университета или колледжа, присвоившего степень, средний балл.

Конечно, образование может прямо или косвенно улучшить способности человека: он получает информацию, навыки и общие знания, полезные в работе. Но даже если образование не способствовало этому, оно тем не менее остается важным сигналом эффективности сотрудников, поскольку более способному человеку легче достичь высокого уровня образования. (Как правило, способные люди более умны, сосредоточены, энергичны и трудолюбивы - черты, которые также полезны в обучении.) Следовательно, более способные люди с большей вероятностью получат хорошее образование, что служит сигналом для фирм о возможности работников, и, следовательно, рассчитывать на высокооплачиваемую работу.

Сигналы рынка играют важную роль не только на рынке труда, но и на других рынках с асимметричной информацией. Например, на рынке товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины, компьютеры, телевизоры), потому что качество этих товаров не одинаково. Каждая компания посредством гарантий и поручительств стремится привлечь клиентов к своей продукции как к наиболее надежной. Гарантии и поручительства служат сигналами о качестве товара, а сигналы требуют более высокой цены товара. 

Аукционы

На подавляющем большинстве рынков, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, мы заранее проинформированы о ценах. Потребители либо выбирают предлагаемые товары по этим ценам, либо отказываются от их потребления.

Однако для некоторых товаров цены устанавливаются сразу во время транзакции. К таким товарам относятся квартиры, скульптуры, раритеты и другие товары, которые предлагаются и покупаются довольно редко. Но если цена не установлена ​​до тех пор, пока не состоится сделка, то как продавцы и покупатели узнают, какая информация им необходима для рационального использования своих ресурсов? Анализ механизма функционирования аукционов поможет ответить на этот вопрос.

Аукцион относится к рынкам с асимметрично распределенной информацией. Особенность аукционов заключается в том, что поиск равновесных цен осуществляется не самими потребителями и продавцами, а незаинтересованной третьей стороной - аукционистом, который «находит» цену, которая уравновешивает объемы спроса и предложения. И только по цене, объявленной аукционистом, совершается сделка купли-продажи.

Существует 2 типа аукционов - аукцион продавцов, потому что он организован и проводится ими, и аукцион покупателей, организованный потребителем, который ищет выгодные предложения от потенциальных продавцов.

На аукционе первого типа продавец знает свою начальную цену, то есть минимальную цену, по которой он соглашается продать свой товар. Однако он не знает стартовых цен потенциальных покупателей, то есть самых высоких цен, которые покупатели соглашаются заплатить за этот товар.

На аукционе второго типа потребитель изучает предложение ряда производителей, например, строительных товаров с целью строительства дома в пригороде. В этом случае потребитель знает о своих стартовых ценах, то есть о самых высоких ценах, которые он собирается заплатить за необходимые строительные материалы, но у него нет информации о стартовых ценах потенциальных производителей. Разные производители товаров также не знают стартовых цен друг на друга.

Однако и покупатели, и продавцы на аукционе предполагают, что противоположная сторона будет вести себя нерационально; каждая из сторон стремится получить выгоду, раскрывая свои собственные стартовые цены как можно меньше.

На аукционах покупателей выигрывает тот, кто может доставить товар по самым низким ценам, а на аукционах продавцов товары обычно покупают те, кто предлагает самую высокую цену.

Аукционы делятся на три группы: английские, голландские и закрытые.

Наиболее известным является английский аукцион, на котором ставки поднимаются снизу вверх, и торги проводятся до тех пор, пока товар не будет продан покупателю, предложившему самую высокую ставку. Этот вид аукциона используется, как правило, для продажи произведений искусства.

Голландский аукцион - это аукцион, на котором торги начинаются с самой высокой ставки, а затем ставка снижается до тех пор, пока не будет найден покупатель. Эти аукционы традиционно используются для продажи домов, автомобилей.

Закрытый аукцион, или «слепой» аукцион, - это аукцион, на котором все покупатели подают свои заявки одновременно, и тот, кто предложил самую высокую ставку, становится владельцем продукта. Чаще всего закрытые аукционы являются модификацией аукциона покупателя, в ходе которого конкурирующие подрядчики представляют свои предложения по строительству домов, прокладке дорог, разработке систем вооружения.

Несмотря на то, что условия проведения торгов на этих типах аукционов разные, средний результат одинаков. Получение такого среднего результата при проведении трех типов аукционов называется теоремой эквивалентности доходов.

Однако иногда отдельные характеристики товара или информации, предлагаемой для продажи, создают ситуацию, в которой один из типов аукционов предпочтителен. В то же время опыт, приобретенный покупателями и продавцами, играет значительную роль, так что они не ошибаются в выборе лучшего типа аукциона для себя.

По мнению большинства экономистов, аукцион является очень эффективным механизмом решения проблем, которые помогают оценить качество товара в условиях асимметрично распределенной информации. В то же время ряд критиков утверждают, что аукционы представляют реальную угрозу для рынка, в связи с тем, что в процессе их проведения неизбежно возникают победители и проигравшие, но победители не всегда побеждают. Это явление называется «поражение победителя». Проблема поражения (проигрыша) победителя состоит в том, что победитель на аукционе часто платит за товар больше, чем он действительно стоит, или продает его дешевле, чем реальная цена. 

Регулирование информационной асимметрии на страховом рынке

Большое количество методов, предназначенных для уменьшения негативного влияния информационной асимметрии, только улучшает ситуацию, не меняет ее принципиально. И даже с учетом этого, а также в отсутствие противоположных эффектов, которые оказывают положительное влияние на прибыль, страхование стало бы убыточным бизнесом. На самом деле, как мы знаем, страхование существует, и страховые компании несут не только убытки, как это было бы, если бы, кроме асимметрии информации и связанных с ней эффектов, ничего не работало. Наряду с неравномерным распределением знаний существует такой фактор, как склонность человека к риску и отклонения от рационального поведения.

Сегодня страховые рынки представляют собой институт на несколько миллиардов долларов. Между тем, функционирование страховых рынков само собой разумеется. Есть много факторов, которые как-то мешают их эффективной работе и даже самому существованию. Суть проблемы здесь заключается в следующем: цена страхования должна быть такой, чтобы сбалансировать интересы сторон, то есть быть привлекательной как для страхователя, так и для страховщика. Реализация этого принципа возможна только при наличии ряда условий.

Во-первых, вероятность наступления страхового случая должна быть меньше единицы, поскольку в противном случае страховая операция сама теряет смысл.

Во-вторых, должна быть известна величина вероятности наступления страхового случая, которая напрямую связана с определением размера страховой премии. Если вероятность страхового случая не рассчитана, страховщик не сможет определить цену страхования. Если цена страхования высока, это сделает страховку непривлекательной для застрахованных.

В-третьих, застрахованные риски должны быть несовместимыми, то есть вероятность наступления страхового случая в отношении одного лица не должна быть связана с другими лицами. Мы можем застраховаться от огня, потому что пожар в одном доме не влияет на других людей, которые страхуют свой дом от пожара. Но мы не можем застраховать себя от инфляции, поскольку это событие затронет всех без исключения, и страховщик не сможет выполнить свои обязательства.

В-четвертых, страхование должно характеризоваться отсутствием «негативного отбора», то есть минимальной возможности для страхователей скрывать степень риска по отношению к себе. Благодаря медицинской страховке страховщики могут провести детальный осмотр вашего здоровья и установить степень риска наступления страхового случая. Но они не могут выявить вашу склонность ходить в открытой куртке, что, несомненно, увеличивает риск заболеть.

В-пятых, страхование должно исключать «риск безответственности», то есть способность застрахованного влиять на наступление страхового случая. По крайней мере, такая возможность должна быть минимальной и проверяемой. Вероятность заболеть раком не зависит от самого человека, но вероятность забеременеть напрямую зависит от самой женщины.

В случае несоблюдения этих условий страхование либо невозможно, либо, по крайней мере, неэффективно. Это вызывает существование незастрахованных рисков. В свою очередь, незастрахованные риски становятся препятствием для предоставления определенных выгод через рыночный механизм. 

Корректируется ли информационная асимметрия?

На заре рыночной экономики преобладал правовой принцип «будьте осторожны» («пусть покупатель остерегается», лат.). Это означает, что продавцы товара несут ответственность только за определенный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот правовой принцип вытесняется другим - «будьте осторожны с продавцом» («пусть продавец остерегается»). Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсации за физический и моральный ущерб, связанный с использованием приобретенного товара. Такая компенсация может быть вызвана даже такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате ненадлежащего использования товара покупателем.

В 1992 году был подан иск против McDonald's в Соединенных Штатах. Потерпевшая потребовала компенсацию в размере 1 миллиона долларов (!) За физический и моральный ущерб, вызванный тем, что компания продала ей слишком горячий чай. Пострадавший заказал горячий завтрак, чтобы поесть, по дороге на работу. Открыв в машине чашку чая, она пролила ее, испортила платье и получила ожог. Более того, она чуть не попала в автомобильную аварию из-за этого. Она оценила инвалидность в период болезни (потерянную зарплату), затраты на лечение и, конечно, моральный ущерб в «скромную сумму» в 1 миллион долларов. Этот процесс создал прецедент, который заставил покупателей требовать в три раза больше стоимости приобретенного товара.

Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует (особенно если они не используются по прямому назначению), кроме того, попытки создать только абсолютно безопасные товары резко повысили бы их цены. Защита потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.

Защита потребителей должна основываться на полной информации о качестве продаваемых товаров и услуг. Однако возможно ли получить такую ​​информацию и кто должен это делать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно же, сами компании, которые активно рекламируют свою продукцию. Информация не является бесплатной. Поэтому сразу возникает вопрос: кому это интересно и почему?

Большая часть информации поступает в виде рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно сложно ответить на вопрос о том, что важнее в рекламе, информации или дезинформации, правде или обмане. Более того, перед большой аудиторией это по-разному трактуется разными категориями граждан. Чем шире аудитория - чем выше коэффициент разделения информации, тем выше вероятность того, что различные категории читателей и слушателей поняли эту рекламу неоднозначно, со значительными отклонениями, пропуская важные «фрагменты информации».

С повышением качества продукта его цена также растет, но именно он может сделать продукт недоступным для общего потребления. Поэтому важным критерием является не достижение полной осведомленности, абсолютных знаний, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, мы должны стремиться), чем реальной практикой современной экономики, для рынков которой все еще характерна большая или меньшая информационная асимметрия.

Особенности асимметрии информации в Республике Беларусь

В качестве примера рынка с асимметричной информацией рассмотрим страховой рынок в Беларуси, который характеризуется следующими основными характеристиками.

Одна сторона:

  1. наличие более 2 десятков страховых организаций государственной и негосударственной собственности, большинство из которых работают на рынке более 15 лет и по праву завоевали доверие своих клиентов;
  2. достаточно высокая степень присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;
  3. наличие нескольких брокерских компаний - профессиональных страховых консультантов, которые позволяют своим клиентам заключать договоры страхования на лучших условиях с их последующей поддержкой, в том числе с помощью получения страховых выплат;
  4. высокий уровень профессиональной подготовки специалистов страховых организаций и страховых брокеров;
  5. отсутствие «серых» схем страхования, достаточная открытость и прозрачность;
  6. высокий государственный контроль;
  7. готовность страховщиков работать с большим объемом договоров и предлагать новые страховые продукты и программы на рынке.

Другая:

  1. своего рода государственная политика в области страхования, не рассматривая страхование как наиболее эффективную систему защиты рыночной экономики от воспринимаемых рисков, как фактор экономической стабильности и стимул для расширения предпринимательской деятельности, как средство формирования долгосрочные инвестиционные ресурсы;
  2. нестабильность страхового законодательства, слабо направленная на стимулирование развития страхования, на обновление идеи страхования и формирование так называемой страховой культуры компании;
  3. низкая страховая культура населения, управление предприятиями, которые недооценивают возможность страхования как механизма передачи своих рисков и убытков третьей стороне (страховщику), которые привыкли не оценивать последствия возможных событий и являются готов покрыть возникающие убытки из других «традиционных» источников («собственный карман», «прибыль предприятия, различные выплаты и льготы из государственного бюджета);
  4. дисбаланс государственной политики в отношении участников различных форм собственности, недостаточное использование рыночных принципов и подходов;
  5. распространенность обязательных видов страхования, размер сборов за которые, несмотря на незначительное снижение, все же превышает 50,0% от общей суммы страховых взносов;
  6. и как следствие низкого уровня распределения страховых услуг: ключевые показатели, такие как доля страховых премий в ВВП и сумма взносов на человека, остаются низкими и не соответствуют текущему уровню экономического развития страна.

Основой страхового законодательства является Указ Президента № 530 от 26 августа 2006 года «О страховой деятельности», принятый им в 2006 году, и его Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Кроме того, существует Республиканская программа развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, в которой определены задачи по развитию страховой отрасли и перечень мероприятий, которые осуществляют государственные органы и другие участники страхования. Рынок должен принять их решение. В частности, программа предусматривает увеличение доли страховых премий по отношению к ВВП до 1,5%.

Правительство Беларуси крайне недовольно развитием рынка добровольного страхования в стране. Об этом заявил начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Виктор Сержинский на пресс-конференции в Минске.

«И правительство, и министерство финансов крайне недовольны той картиной развития добровольного страхования жизни, которую мы сейчас видим. Поэтому правительство предпринимает определенные меры для стимулирования развития рынка », - подчеркнул он. В. Сержинский отметил, что в целях стимулирования развития рынка и повышения интереса населения к добровольному страхованию жизни и дополнительным пенсиям в проекте Специальной части Налогового кодекса предусматривается увеличение с нынешних 2 до 4 базовых единиц в месяц отчислений на личные доходы Налоговые лица уплачивают страховые взносы по данным видам страхования.

В то же время В. Сержинский отметил, что темпы развития добровольных видов страхования выше, чем темпы роста страховой отрасли в целом.

Среди факторов, сдерживающих рынок добровольного страхования в Беларуси, эксперты отмечают высокий уровень действующих социальных гарантий в Беларуси, а также слабую осведомленность общественности о предлагаемых услугах в области добровольного страхования, что обуславливает асимметрию информации на страховом рынке. 

В настоящее время в Беларуси действуют 24 страховые организации, в том числе 4 организации, предоставляющие страхование жизни и дополнительное пенсионное страхование. 

Страховая компания «Купала» предложила заключить договор страхования на случай временной нетрудоспособности в результате болезни и несчастного случая, в том числе при гриппе. За счет компании предоставляется возможность получить бесплатную вакцинацию против гриппа импортной вакциной. Договор страхования также может быть заключен юридическим лицом в пользу работников.

Это специальное предложение от страховой компании указывает на попытки снизить риски, преодолеть проблемы неблагоприятного выбора, защитить от оппортунистического поведения и, как следствие, повысить прибыльность страховой деятельности.

Некоторые страховые компании составляют специальные анкеты, чтобы уменьшить асимметрию информации.

Все вопросы этих профилей можно разделить на 4 группы:

  1. Основная информация: пол, возраст, место жительства.
  2. Информация о здоровье: вопросы о текущих или прошлых заболеваниях.
  3. Прямые вопросы о степени риска смерти: род занятий, увлечения, наличие операции, наличие инвалидности, регистрация в психоневрологическом диспансере.
  4. Косвенные проблемы: количество выкуриваемых сигарет, потребление алкоголя.

Все эти вопросы предназначены для сбора максимально возможной информации о тех, кто хочет застраховать себя с целью минимизации рисков. Естественно, ни один вопросник не даст полной картины, и риск получения ценной информации очень высок. Более того, некоторые вопросы, такие как вопрос о количестве выкуриваемых сигарет, дают прямой сигнал к заполнению анкеты - «где вам нужно лежать, чтобы сделать страховку дешевле?» Когда речь идет о серьезных суммах и крупных клиентах, конечно, есть возможность провести подробный анализ образа жизни, привычек и других факторов, влияющих на риск смерти. Однако при работе с массовым потребителем необходимы более точные вопросники. И основным инструментом в достижении этой цели являются наиболее подробные и надежные профили клиентов, которые соответствуют строгим правилам составления и содержат косвенные вопросы по различным темам. Таким образом, мы можем сделать вывод, что для уменьшения асимметрии информации на различных рынках, включая рынок страховых услуг, компании разрабатывают всевозможные способы, меры и методы, чтобы защитить себя от высокой степени риска и неблагоприятного выбора.

Проблема информационной асимметрии в Республике Беларусь в определенной степени решается на основе репутаций, гарантий.

Однако в наиболее сложных ситуациях и при жизненных обстоятельствах необходимо вмешательство государства в следующих формах:

  •  ценовая политика;
  •  непосредственное участие в производстве;
  •  Мониторинг производства и продаж.

Государственное регулирование цен должно препятствовать некачественным производителям пользоваться преимуществами затрат. Примером регулирования цен в Республике Беларусь является установление минимальных предельных цен на алкогольные напитки. Однако следует отметить, что эффективность этой меры безусловна, поскольку некачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.

Также возможно прямое участие государства в производстве продукции и предоставлении услуг, которые связаны со значительной информационной асимметрией. В Республике Беларусь государство организует систему здравоохранения, образования, реализует программы обязательного государственного страхования, тем самым устраняя проблему негативного отбора и морального риска.

Примером государственного регулирования, направленного на защиту рынка подержанных автомобилей от асимметричной информации, является Указ Президента Республики Беларусь от 25. 11. 2005 г. № 545, который предусматривает создание свободных складов для размещения иностранных транспортных средств, прицепов , кузова и двигатели для них. Такие склады предназначены для хранения и перепродажи этих товаров, а также для предпродажной подготовки - проверки и оценки их технического состояния. Потребитель может заранее составить представление о качестве товара на основе мнения независимых экспертов.

Чтобы заблокировать эффекты асимметричной информации, государство может использовать следующие инструменты:

  1. Лицензирование как предпосылка для участия в определенном виде деятельности, который обычно требует документального подтверждения профессиональных навыков субъекта;
  2. Стандартизация и сертификация, а для таких товаров, как продукты питания или лекарства, сертификация государственными органами является обязательной. В 1995 году был принят Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг», создана Национальная система сертификации Республики Беларусь;
  3. Контроль рекламной активности продавцов, предотвращение размещения ложной или вводящей в заблуждение рекламы. В Республике Беларусь действует Закон о рекламе, одной из целей которого является защита потребителей от ложной информации, которая усугубляет проблему вытеснения добросовестных продавцов заведомо недобросовестными.

Итак, асимметрия информации в Республике Беларусь имеет свои особенности. При наличии информационной асимметрии часто требуется вмешательство государства в рыночную экономику, что, однако, не гарантирует безусловного решения этой проблемы, поскольку недостатки характерны не только для рынка, но и для государства. Однако при пассивном отношении к сбоям на рынке, среди которых асимметричная информация занимает важное место, потери неизбежны. 

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать некоторые выводы.

Одной из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией - это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше, чем другие.

Существует два типа информационной асимметрии - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики возникают, когда одна из сторон рыночной транзакции имеет более полную информацию, чем другая, и скрытые действия происходят, когда участник рыночной транзакции, имеющий более полную информацию, может предпринять действия, которые не могут быть замечены менее информированным участником.

Информационная асимметрия также является источником ценовой дискриминации. Зачастую покупатель не может определить качественные характеристики товара. Это позволяет продавцу дифференцировать товар, основываясь не на реальном изменении его параметров, а на их имитации, которая называется фантомной дифференциацией.

Не только потребитель страдает от неполной информации. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной нехватки прибыли даже для компаний со значительной рыночной властью. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель не может определить профессиональные качества работников, это может привести не только к снижению его прибыли, но и к снижению эффективности рынка труда.

Асимметрия информации означает, что одна из сторон, участвующих в сделке, обладает информационными преимуществами, что создает ряд экономических проблем. Различают два типа проблем: неблагоприятный отбор (ситуация, в которой рынок использует асимметричную информацию для покупки наихудших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов) и моральный риск (поведение человека, при котором он намеренно увеличивает вероятность причинения вреда в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Примером неблагоприятного выбора является рынок «лимонов», модель, предложенная Дж. А. Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Примером морального риска является страховой рынок, когда покупатель располагает полной информацией о качестве товара или предмета сделки.

Особой областью проявления риска нечестности являются договорные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой совершать какие-либо действия за плату. Эта проблема называется проблемой принципала-агента, то есть угрозой агента, манипулирующего принципалом.

Существуют различные меры и методы регулирования асимметрии информации: государственное регулирование, влияние рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация.

В Республике Беларусь асимметрия информации имеет свои особенности. Для снижения морального риска на страховых рынках используются различные методы, такие как создание анкет или специальных предложений в форме вакцинации населения. Также широко используются в области регулирования информационной асимметрии в Беларуси такие методы, как ценообразование, прямое участие в производстве, контроль производства и маркетинга, лицензирование, стандартизация и сертификация, а также контроль за рекламной деятельностью.

Подводя итог, можно сказать, что научный мир сделал значительный шаг в понимании того, как снизить риски, связанные с неполной информацией. Тем не менее очевидно, что полностью избавиться от его негативных последствий невозможно.