А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема соотношения воспитания, обучения и развития
Способности и мастерство преподавателя в педагогике
Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя
Такт как основа педагогического общения учителя


Введение:

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляет серьезные требования к учителям и учителям, поскольку именно от них зависит его культурный и образовательный уровень. Эти требования всегда выражали характеристики определенной эпохи.

Решающая роль и большое значение личности учителя в образовательном процессе были отмечены многими выдающимися учителями. ТАК КАК. Макаренко подчеркнул необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Вы должны уметь читать по человеческому лицу, по лицу ребенка, и это чтение можно даже описать в специальный курс Нет ничего хитрого, ничего мистического, чтобы учиться на лице каких-то признаков умственных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса педагога и управлении его лицом. Учитель не может не играть. Не может быть учителя, который не мог бы играть ... Но вы не можете просто играть на сцене, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить вашу прекрасную личность с этой игрой ... Я стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 5-20 оттенками, когда я научился давать 20 в лицо , фигура, голос".

Целью данной работы является изучение работ Макаренко и Сухомлинских с точки зрения их связи с требованиями к личности учителя.

А.С. Макаренко о личности учителя

В свое время А.С. Макаренко отметил, что одной из основных задач педагога и воспитателя является организация детского коллектива, развитие органов детского самоуправления, создание краткосрочных и долгосрочных перспектив коллективного развития, создание основного тона в коллективе, то есть обеспечение психологического комфорта для всех детей и особенно трудное обучение.

А. С. Макаренко писал, что коллектив в своем образовании идет от диктаторских требований организатора к свободным требованиям каждого человека от самого себя на фоне требований коллектива. То есть коллектив как образовательная среда в процессе формирования проходит несколько этапов. Вначале требования педагога выступают в качестве основного связующего ядра, которое затем начинает выполнять актив, затем эти требования становятся нормой коллективной жизни и, наконец, внутренним правом каждого.

Педагог по мере формирования коллектива необходимо делегировать, передавать свои полномочия органам самоуправления, которые, в свою очередь, должны поддерживаться подавляющим большинством коллектива "только в таких условиях, когда коллектив способен формировать как эффективный образовательный орган.

В классах с авторитарными методами управления, когда актив не пользуется уважением и поддержкой большинства, нарушаются основные условия, необходимые для формирования команды, способной выполнять функции общения.

Анализируя творчество Макаренко, можно отметить тот факт, что личность учителя в его работах характеризуется комплексом социально значимых черт, важнейшей составляющей которых является общая культура, которая является выражением гармонии, богатства и целостности. его личности, всесторонности и универсальности его связей с миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности. Воплощая свои способности, навыки и творческие способности в культуре, учитель находит в нем тот необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию его личности. Культура связана с деятельностью человека, которая имеет гуманистический характер и включает в себя не только результаты деятельности, но и в определенной степени саму деятельность. Культура личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, метода и меры реализации основных сил, способностей и даров учителя. Комплексное развитие личности, являющееся целью образования, возможно только при комплексном подходе к воспитательной работе, предусматривающем координацию усилий во всех областях образования: морально-трудовом, эстетическом и физическом и т. д.

Духовные ценности проявляются в деятельности учителя, такой как преобразующая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентированная, образовательная и т. д. Личность учителя находится в центре этой системы ценностей как ее наиболее важного элемента. Важным компонентом общей культуры личности учителя является его педагогическая культура. Как особый профессиональный феномен, он представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человечества, степень его совершенствования в педагогической деятельности и достигнутый уровень развития его как учителя.

А. С. Макаренко имеет достаточно специальных работ, посвященных пониманию личности педагога, и отдельные положения, связанные с этой проблемой, его мысли и замечания, рассмотренные целиком, позволяют нам говорить о системе убеждений, подкрепленной огромным практическим опытом. Высокая эффективность воспитательных влияний А. С. Макаренко основана на его глубоком понимании личности каждого ученика. Он накопил богатейший эмпирический материал «о человеческом разнообразии», который представлен как в его литературных произведениях, так и в обобщенных характеристиках выпускников коммуны имени Ф.Э. Дзержинского. Эти краткие характеристики свидетельствуют о психологическом таланте А. С. Макаренко и сегодня представляют интерес как для преподавателей, так и для исследователей в области педагогики и социологии.

Таким образом, диалектический подход, продемонстрированный А. С. Макаренко к требованиям личности личности, включает в себя следующие особенности: сочетание способности анализировать личность с целостностью ее восприятия; умение различать устойчивые интегративные свойства, рассматриваемые им как результат активного взаимодействия с жизненными обстоятельствами; взаимопроникновение типичного и индивидуального характера; осмысление внутренней логики системы личностных свойств в ее динамике и противоречиях, отражение генезиса этих свойств в связи с основными жизненными отношениями личности; анализ восприимчивости ученика к учебным воздействиям (их эффективность); соотношение фактического и потенциального в развитии, ориентация на «зону ближайшего развития».

Сухомлинский о требованиях к личности учителя

Вопрос о роли и значении педагогического стиля для формирования коллектива и личности не нов; он неоднократно поднимался в нашей психолого-педагогической литературе и, прежде всего, в работах советских педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, рассматриваемых в этом эссе. Авторитарный стиль и злоупотребление властью учителями были подвергнуты особенно критической критике.

В.А. Сухомлинский писал: «Владение детьми - одно из самых сложных испытаний учителя, один из показателей педагогической культуры ... Чтобы ценить доверие и, следовательно, беззащитность ребенка, эта педагогическая мудрость должна выполнять всю нашу работу».

Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и трудным, учитель должен открыть области, где он может достичь своего пика, сформировать свое человеческое достоинство, свою собственную душу. Поэтому он создал «Азбуку морали», которая научила понимать сущность добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и обмана. Этот алфавит стал средством преодоления эмоциональной отсталости. У ребенка необходимо раскрыть способность чувствовать состояние окружающих, умение поставить себя на место другого человека.

Интересной и поучительной была работа В.А. Сухомлинский «Рождение гражданина». Он связывает гражданское видение мира с нравственным воспитанием, стремлением обеспечить, чтобы ученики не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и испытывали непримиримость к социальному злу.

В основу формирования гражданства Сухомлинский закладывает знания о мире, о человеке, знания о сущности человека в историческом, социальном, политическом, духовном, психологическом, эстетическом аспектах.

Рекомендации В. А. Сухомлинского о способах общения в классе заслуживают самого серьезного внимания. Он бескомпромиссно выступал против чрезмерного возбуждения психики учеников повышенным тонусом, напряжением, против перегрузки речью учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по словам В.А. Сухомлинский должен поступить со студентом «что мудрые мысли побудили его», а не «к чему его подталкивает мимолетное, мимолетное настроение».

Василий Александрович выдвинул очень высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора образовательного процесса: «Мы должны быть примером для подростков в богатстве духовной жизни; только при этом условии мы имеем моральное право на образование. «Высокие личные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать бесспорным авторитетом для детей. Под властью Василий Александрович не имел в виду возвышение, отгораживание детей от эрудиции, требования беспрекословного подчинения, формального и авторитарного контроля над ребенок, но он утверждал, что без постоянного духовного общения между учителем и ребенком, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, чувств друг друга, эмоциональная культура немыслима, как плоть и кровь педагогической культуры.

«Самый важный источник воспитания чувств учителя - это многоплановые эмоциональные отношения с детьми в дружной команде, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ». Соблюдение этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура учителя способствует установлению психологической совместимости учителя со студентами. И главное условие здесь - педагогический такт. Учитель, как никто другой, должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей - в конце концов, благодаря различным проявлениям своих эмоций, своего отношения к людям, он передает детям истинную науку о высоком моральном поведении. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие эмоциональные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.

"Быть дружелюбным!" - посоветовал Сухомлинский учителям, отнести этот совет к алфавиту педагогической культуры.

Сухомлинский расценил оценку как вознаграждение за труд, а не как наказание за лень. Он уважал "детское невежество". Месяц, шесть месяцев, год для ребенка «могут не увенчаться успехом, но когда придет время, он научится». Поскольку сознание ребенка - мощная, но медленная река, и у каждого своя скорость, Василий Александрович спорил без причины.

В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Отсутствие оценки для ребенка является несравненно большим бедствием, чем двойка. Мысль ребенка подтверждается: если у меня еще нет оценки, я еще не усердно работал. Чем значительнее учитель уважает в глазах ребенка, тем ценнее и значительнее его похвала, которая выражается в школах в основном в классах и классах.

Педагогическая оценка не только измеряет знания, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки.

Вывод:

Школа, как однажды отметил выдающийся учитель В. Сухомлинский, - это не только место, где дети приобретают знания и навыки, но и место для формирования духовного мира ребенка. Учителя с первого дня основания школьного процесса изо всех сил пытались сделать эту среду наиболее благоприятной и совершенной. Это занимает годы, десятилетия, века. Меняется мир, жизнь, взгляды и нравы, политическая и экономическая структура. Тем не менее, школа, как это было, остается самым важным и основным институтом человеческого образования. А для любого ребенка и взрослого школа - это прежде всего учителя и воспитатели.

Макаренко писал: «Вопросы воспитания, методы воспитания не могут быть ограничены вопросами обучения, тем более, что процесс воспитания происходит не только в классе, но буквально на каждом квадратном метре нашей земли. И необходимо, чтобы педагогика овладела средствами воздействия, которые были бы настолько универсальными и мощными, чтобы, когда наш ученик сталкивался с какими-либо вредными воздействиями, даже самыми сильными, они были нивелированы и устранены нашим влиянием. Таким образом, ни в коем случае нельзя представить, что эта воспитательная работа может быть только в классе. Воспитательная работа ведет всю жизнь студента. Именно в этом и заключаются основные требования к личности учителя - быть учителем на протяжении всей жизни, а не только в стенах школы.

Сухомлинский подчеркнул, что если учитель стал другом ребенка, если эта дружба освещается благородным хобби, то стремление к чему-то яркому, рациональному, злому никогда не появится в сердце ребенка. И если в школах есть осторожные, извращенные, недоверчивые, а иногда и злые дети, то только потому, что учителя их не узнали, не нашли к ним подход и не стали их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовного общения с ним можно сравнить с блужданием в темноте. Именно в этом, по его мнению, заключены основные требования к личности учителя - стать другом его ученикам.