Арт-терапия в преодолении экстремальных и критических ситуаций

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
Тревога как психологический феномен
Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении


Введение:

Критические ситуации - это эмоционально значимые социально-психологические ситуации, вызывающие особое состояние, которое имеет свои субъективные и объективные характеристики, переживания.

Актуальность темы исследования объясняется важностью исследований в области преодоления критических ситуаций и разработки эффективной методологии.

Цель исследования - раскрыть понятия «опыт», «критическая ситуация», проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению путей преодоления критических ситуаций.

Для достижения этой цели были определены следующие цели исследования:

  1. Провести теоретический анализ способов преодоления критических ситуаций.
  2. Разработать экспериментальную программу для изучения особенностей методов диагностики критических ситуаций.
  3. Реализовать программу экспериментальных исследований о том, как преодолевать критические ситуации.
  4. Сформулировать окончательные выводы на основе результатов исследования.

Объект исследования - особенности различных способов преодоления критических ситуаций. Предметом исследования является методика преодоления критических ситуаций. Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение.

Предварительная гипотеза исследования заключается в том, что существует связь между причинами и характером кризисных ситуаций, личностными характеристиками и наиболее подходящими способами преодоления критических ситуаций.

Основные теоретические подходы к изучению этой проблемы исследовали ученые: Л.С. Выгодский, Э. Эриксон, Л.Ф. Бурлачук, Э.Ю. Коржова Ф.В. Бассин, А. Адлер, А.Н. Леонтьев и др.

Психологические особенности, сущность и классификация критических ситуаций

Проблема критической ситуации

Критическую ситуацию в самых общих терминах следует определять как ситуацию невозможности, то есть такую ​​ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью осознать внутренние потребности своей жизни (мотивы, стремления, ценности и т. д.).

Есть четыре ключевых понятия, которые описывают критические жизненные ситуации в современной психологии. Это понятия стресса, разочарования, конфликта и кризиса. Несмотря на огромную литературу вопроса, теоретические представления о критических ситуациях достаточно слабо развиты. Это особенно верно для теорий стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, которые приводят к стрессовым или кризисным ситуациям, или используют такие общие схемы, как нарушение баланса (психическое, эмоциональное, эмоциональное) для характеристики этих ситуации, теоретически без уточнения. Несмотря на то, что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности, гораздо лучше развиты, невозможно установить четкие отношения по крайней мере между этими двумя концепциями, не говоря уже о полном отсутствии попыток связать все четыре из этих концепций в в то же время, чтобы определить, пересекаются ли они, каковы логические условия использования каждого из них и т. д. Ситуация такова, что исследователи, изучающие одну из этих тем, переводят любую критическую ситуацию в свою любимую категорию, поэтому для психоаналитика любая такая ситуация является конфликтом, для последователей Г. Селье стрессовая ситуация и т. д., а также для авторов, чьи интересы конкретно не связаны с этим вопросом, при выборе концепции стресса, конфликта, разочарования или кризиса они исходят в основном из интуитивного или стилистического соображения. Все это приводит к большой терминологической путанице.

Внешние и внутренние условия, вид деятельности и специфическая жизненная необходимость являются основными моментами, по которым они характеризуют основные типы критических ситуаций и отличают их друг от друга.

Не любое экологическое требование вызывает стресс, а только то, которое оценивается как угрожающее, что нарушает адаптацию, контроль и предотвращает самореализацию. «Едва ли кто-нибудь думает», Р.С. апеллирует к здравому смыслу. Причина - то, что любое мышечное напряжение должно быть стрессовым средством для организма. Тихая прогулка ... никто не воспринимает как стрессовую ситуацию».

Однако никто, кроме отца исследования стресса Ганса Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает это не без стресса. Стресс, по мнению Г. Селье, является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование».

Нарушения самореализации, контроля и т. д. Вызывают стресс, это достаточные условия для него. Но дело в том, чтобы найти минимально необходимые условия, точнее, конкретные условия для генерации неспецифического образования - стресса.

Любое экологическое требование может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только для существа, которое вообще не в состоянии справиться с какими-либо требованиями, и в то же время его внутренняя потребность в жизни - это срочное (здесь и сейчас) удовлетворение любой потребности, в иными словами, для существа, чей нормальный жизненный мир является «легким» и «простым», то есть таким, что удовлетворение любой потребности происходит напрямую и напрямую, не сталкиваясь с препятствиями ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, следовательно, , не требуя никакой активности от человека.

Полное осознание такого гипотетического существования, когда выгоды даются напрямую и напрямую, а вся жизнь сводится к немедленной жизненной силе, можно наблюдать, и даже тогда с некоторыми оговорками, только при наличии плода в утробе матери но отчасти это присуще всей жизни, проявляясь в том, что отношение к «здесь и сейчас» - это удовлетворение или то, что З. Фрейд назвал «принципом удовольствия».

Понятно, что при реализации такой установки часто прорываются самые обычные, любые требования реальности; и если такой прорыв квалифицируется как особая критическая ситуация - стресс, мы приходим к такой концепции стресса, которой, очевидно, удается объединить идею «крайности» и идею «неспецифичности». При описанных логических условиях совершенно ясно, как стресс можно считать критическим событием и в то же время считать постоянным состоянием жизни.

Таким образом, категориальное поле, стоящее за понятием стресса, может быть обозначено термином «жизненная сила», означая под ним неизбежное измерение бытия, «законом» которого является установка удовлетворения здесь и сейчас.

Согласно большинству определений, необходимыми признаками разочаровывающей ситуации являются наличие сильной мотивации для достижения цели (удовлетворения потребности) и препятствия, мешающего этому достижению.

Соответственно, расстраивающие ситуации классифицируются в соответствии с характером расстроенных мотивов и характером «барьеров». Классификации первого рода включают, например, различие, проведенное А. Маслоу между основными, «врожденными» психологическими потребностями (для безопасности, уважения и любви), чье расстройство является патогенным по своей природе, и «приобретенными потребностями», чье разочарование делает не вызывает психических расстройств.

Барьеры, которые блокируют путь человека к цели, могут быть физическими (например, тюремные стены), биологическими (болезнь, старение), психологическими (страх, умственная отсталость) и социокультурными (нормы, правила, запреты). Мы также упоминаем разделение барьеров на внешние и внутренние, используемые Т. Дембо для описания своих экспериментов: она назвала внутренние барьеры теми, которые препятствуют достижению цели, и внешние барьеры, которые мешали субъектам выбраться из ситуации. К. Левин, анализируя внешние барьеры в этом смысле, используемые взрослыми для контроля поведения ребенка, различает «физическое и материальное» и «социологическое» ​​и «идеологические» барьеры.

Сочетание сильной мотивации для достижения конкретной цели и препятствий для нее, несомненно, является необходимым условием разочарования, но иногда мы преодолеваем значительные трудности, не впадая в состояние разочарования. Таким образом, следует поставить вопрос о достаточных условиях для разочарования, или, что то же самое, вопрос о переходе ситуации трудной деятельности в ситуацию разочарования. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния разочарования, потому что именно его наличие отличает ситуацию разочарования от ситуации трудности. Однако в литературе по проблеме разочарования мы не находим анализа психологического значения этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными утверждениями о том, что человек, разочарованный, испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии и потери интереса, вины и тревоги, ярости и враждебности, зависти и ревности и т. д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашу проблему, и, кроме них, у нас все еще есть единственный источник информации - поведенческие «последствия» разочарования или расстройство поведения. Возможно, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от трудной ситуации к ситуации разочарования?

Обычно выделяют следующие типы фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в расстроенном положении лежал на полу и смотрел в потолок); в) агрессия и разрушение; г) стереотип - тенденция слепо повторять фиксированное поведение; e) регрессия, которая понимается либо как «ссылка на поведенческие паттерны, которые доминировали в более ранние периоды жизни человека», либо как «примитивизация» поведения (измеренная в эксперименте Р. Баркером, Т. Дембо и К. Левиным снижение «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно в ней сталкивается и какова природа этого столкновения - решаются разными авторами совершенно по-разному.

Решение первого из этих вопросов тесно связано с общей методологической направленностью исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (импульсов). Исследователи, ориентированные на поведение, утверждают, что о конфликте можно говорить только при наличии альтернативных вариантов реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии идеи, желания, цели, ценности, одним словом, конфликтуют феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются между отдельными авторами в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные варианты таких комбинаций часто являются эклектичными, то сама идея такого синтеза выглядит очень многообещающей: на самом деле, три фундаментальные парадигмы могут легко угадать три основных направления современной психологии - мотив, действие и образ, которые в идеале должны органично сочетаться в каждом конкретном теоретическом замысле.

Не менее важен и второй вопрос - характер отношений между конфликтующими сторонами. Он разбивается на три подвопроса, первый из которых касается сравнительной интенсивности сил, противостоящих конфликту, и чаще всего решается утверждением о том, что эти силы приблизительно равны. Второй подвопрос связан с определением ориентации противоположных тенденций по отношению друг к другу. Большинство авторов даже не обсуждают альтернативы обычной интерпретации противоречивых мотивов как противоположно направленных. К. Хорни поставил под сомнение эту точку зрения, выразив интересную мысль о том, что только невротический конфликт (т. е. тот, который по своему определению отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивой и бессознательной природой мотивов) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями мотивов в нормальном, невротическом конфликте составляет менее 180 °, и, следовательно, при определенных условиях можно найти поведение, которое в большей степени удовлетворяет обоим мотивам.

Третий подвопрос касается содержания отношений между противоречивыми тенденциями. Здесь, по нашему мнению, следует различать два основных типа конфликтов - в одном случае тенденции внутренне противоположны, т.е. противоречат друг другу по содержанию, в другом - они не являются несовместимыми в принципе, но только с точки зрения места и времени. 

Конфликт возможен только в том случае, если у человека сложный внутренний мир и актуализация этой сложности.

Здесь лежит теоретическая граница между ситуациями разочарования и конфликта. Как мы уже видели, ситуация разочарования может создаваться не только материальными, но и идеальными барьерами, например, запретом на определенные виды деятельности. Эти барьеры и, в частности, запрет, когда они представляются сознанию субъекта как нечто само собой разумеющееся и, так сказать, не обсуждаемое, по сути являются психологически внешними барьерами и порождают ситуацию разочарования, а не конфликта, несмотря на Дело в том, что две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблемным, и тогда ситуация разочарования трансформируется в конфликтную ситуацию.

Как трудностям внешнего мира противостоит деятельность, так и сложностям внутреннего мира, то есть перекрестности жизненных отношений субъекта, противостоит деятельность сознания. Внутренняя потребность или стремление деятельности сознания заключается в достижении согласованности и последовательности внутреннего мира. Сознание призвано измерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т. д., одним словом, преодолевать сложности. Критическая ситуация здесь, когда субъективно невозможно выйти из конфликтной ситуации или разрешить ее, найти компромисс между конфликтующими мотивами или пожертвовать одним из них.

Кризис - это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, моделей поведения и т. д. И той части объективной реальности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта реальность уже воспринимается человеком, но не трансформируется.

И его трансформация сейчас трудна или невозможна, поскольку для этого требуются качественно иные механизмы, которые в настоящее время отсутствуют.

Различают четыре последовательных этапа кризиса:

  1. начальный рост напряжения, стимулирующий обычные методы решения проблем;
  2. дальнейшее повышение напряжения в условиях, когда эти методы неэффективны;
  3. еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
  4. если все оказывается бесполезным, начинается четвертый этап, характеризующийся повышенной тревожностью и депрессией, чувством беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезнет или будет найдено решение.

Понятие и процесс опыта

В психологическом словаре опыт есть:

  1. Любое эмоционально окрашенное состояние, испытываемое субъектом, и явление реальности, непосредственно представленное в его разуме и действующее для него как событие его жизни. В этом широком смысле этого термина, который восходит к интроспективной психологии, подчеркивается такая особенность опыта, как его непосредственная отдача сознанию субъекта.
  2. Наличие устремлений, желаний и желаний; представление в индивидуальном сознании процесса отбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствование осознанию отношения личности к событиям в ее жизни. Это значение термина раскрывает функцию устремлений, желаний и желаний в регулировании деятельности индивида. Эти формы опыта отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбор или отказ от целей. Мотив, субъективно выраженный в опыте, непосредственно не содержится в них, что создает впечатление, что сами переживания стимулируют поведение личности. В действительности, переживания действуют как внутренние сигналы, посредством которых реализуется смысл личности событий, делается сознательный выбор возможных мотивов и регуляция поведения личности.
  3. Форма деятельности, которая возникает, когда субъект не может достичь ведущих жизненных мотивов, краха идеалов и ценностей; проявляется в трансформации его психологического мира, направленного на переосмысление его существования. Это значение термина охватывает опыт как особую форму деятельности, которая позволяет переносить сложные события в критической жизненной ситуации и приобретать осмысленное существование путем переоценки ценностей.

Опыт не следует сводить в первую очередь к аффективным состояниям субъекта, отрывая знание реальности, представленное в опыте, от отношения субъекта к нему, а также к изучению опыта вне реального жизненного процесса.

Характеристика определенного ментального факта как опыта указывает на его укорененность в индивидуальной жизни человека.

Наиболее существенные различия в опытах разных типов проявляются в их отношении, с одной стороны, к завершенному событию бытия, которое создало критическую ситуацию, т. е. к реальности, а с другой - к жизненной необходимости, затронутой этим событием.

Гедонистический опыт игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию фактического удовлетворения и в целом безопасности нарушенного содержания жизни.

Реалистичный опыт в конечном итоге принимает реальность как таковую, приспосабливая к ее условиям динамику и содержание потребностей субъекта. Прежнее содержание жизни, которое теперь стало невозможным, отбрасывается реальным опытом; у субъекта здесь есть прошлое, но нет истории.

Ценностный опыт признает реальность, которая противоречит ценностям или угрожает им, но не принимает ее, отвергает притязания непосредственной реальности, прямо и безоговорочно определяющие внутреннее содержание жизни, и пытается разоружить его идеальными, семиотическими процедурами, используя их для вывода событие того, чтобы быть равным себе, превращая его в предмет интерпретации и оценки. Завершенное событие как факт существования является необратимой и нечеловеческой реальностью, но оно переводится ценностным опытом на другой уровень существования, трансформируется в факт сознания и в этом качестве трансформируется в свете система ценностей, которая стала или становится. Сказанное слово и совершенное действие не могут быть возвращены или изменены, но; осознание того, что они неправы, подчиняться и раскаиваться - это значит принимать их как неизбежную реальность своей жизни и в то же время ценить их. Что касается содержания жизни, которое стало невозможным, ценностный опыт сохраняет его эстетически завершенным образом, делая его моментом в истории жизни.

Если гедонистический опыт отвергает реальность, реалистический безоговорочно принимает его, его ценность в идеале трансформирует его, тогда творческий опыт создает (создает) новую жизненную реальность. Совершенное событие, например, собственное проступок, трансформируется только в идеале, трансформируется ценностным опытом, творческим опытом, чувственно-практически преодолевает отношение к нему. Этот сенсорно-практический, телесный характер отличает реализацию творческого опыта от ценности; от реалистического опыта, из-за его существенной связи с ценностями, он отличается глубокой символикой. Нереализованное содержание жизни прошлого не только эстетически сохраняется творческим опытом в истории жизни, но и этически сохраняется в замыслах и поступках новой жизненной реальности, которую он строит.

Эмпирическое исследование стрессовой ситуации

Методология и организация исследований

Цель исследования - исследовать особенности состояния в ситуациях «переживания», «стресса», проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению путей преодоления критических ситуаций.

Для достижения этой цели были определены следующие цели исследования:

  1. Провести теоретический анализ способов преодоления критических ситуаций.
  2. Разработать экспериментальную программу для изучения особенностей методов диагностики критических ситуаций.
  3. Реализовать программу экспериментальных исследований о том, как преодолевать критические ситуации.
  4. Сформулировать окончательные выводы на основе результатов исследования.

Объект исследования - особенности различных способов преодоления критических ситуаций. Предметом исследования является методика преодоления критических ситуаций. Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение.

Предварительная гипотеза исследования заключается в том, что существует связь между причинами и характером кризисных ситуаций, личностными характеристиками и наиболее подходящими способами преодоления критических ситуаций стресса.

Образец 18 человек ст. 5 курсов.

Исследование не было основано на следующих принципах. Психологический (эмоциональный стресс) возникает в ответ на значительные внутренние или внешние факторы. Между тем стрессовые реакции не всегда можно увидеть невооруженным глазом. Часто они подавляются и перемещаются в сферу бессознательных чувств, где они продолжают оказывать разрушительное воздействие и мешают человеку конструктивно решать проблемы. Психологи разработали методы диагностики стрессовых состояний и выявления черт личности, которые предрасполагают к стрессу.

Психологический (эмоциональный стресс) возникает в ответ на значительные внутренние или, что происходит гораздо чаще, внешние факторы - конфликты, ущемление интересов, несправедливость окружающих и т. д. В этом случае эмоциональная реакция становится причиной временных расстройств у психофизиологов. Уровень: вызывает сосудистую реакцию, обострение хронического заболевания внутренних органов, депрессию, апатию, умственную «перегрузку». Между тем стрессовые реакции не всегда настолько очевидны, что их можно увидеть невооруженным глазом.

Часто отрицательные эмоции (страх, тоска, агрессия) подавляются, выводятся из сознания в область бессознательных чувств, где они продолжают оказывать разрушительное воздействие на организм человека. В то же время источники стресса остаются без сознания, что не позволяет человеку конструктивно решать проблемы, связанные со стрессом, и вовремя обращаться за медицинской и психологической помощью. В связи с этим психологи разработали многочисленные методы диагностики стрессовых состояний и выявления черт личности, которые предрасполагают к стрессу. Ниже приведены некоторые из наиболее надежных тестов, которые можно использовать для определения степени подверженности человека стрессу и глубины его стрессовых реакций.

Диагностика уровня школьной тревожности (Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Д.Я. Райгородский):

  • Общая тревога:
  1. До 50% - низкая тревожность была выявлена ​​у 15% субъектов
  2. 50% - 70% - повышенная тревожность была выявлена ​​у 65% субъектов
  3. Более 70% - высокая тревожность была выявлена ​​у 20% субъектов
  • Опыт социального стресса: выявлен у 75% субъектов
  • Расстройство было выявлено у 25% субъектов
  • Страх самовыражения выявлен у 15% субъектов
  • Страх ситуации проверки знаний выявлен у 85% испытуемых.
  • Страх не соответствует ожиданиям других в 85% субъектов.
  • Низкая физиологическая устойчивость к стрессу у 25% субъектов
  • Проблемы и страх в отношениях с учителями по 85% предметов

По методу С. Спилбергера была оценена реактивная тревожность. Чаще всего психологический стресс возникает в виде реактивной тревоги. Реактивная тревога характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Как правило, уровень реактивной тревоги изменяется (увеличивается или уменьшается) накануне важных встреч, до завершения важных заданий, соревнований и выступления в аудитории. Тревога может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление о которых еще не утратило своего влияния на человека.

Но реактивная тревога не является отрицательной чертой. Определенный уровень тревоги является необходимым условием для успешной деятельности. Более того, существует индивидуальный уровень «полезного беспокойства». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий уровень может отрицательно повлиять на результаты операций.

По методике К. Спилбергера также определялась личная тревога. Для человека характерны беспричинные или плохо объясненные ожидания беды, предчувствие беды, возможная потеря. Психика находится в состоянии напряжения и усиливает контроль над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «что бы ни случилось». Обычно он сам признает, что поводов для возбуждения нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует его физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизни.

Личная тревога - это устойчивое состояние, характеризующееся тенденцией воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие. Все превращается в тревожный стереотип поведения: незначительные соматические расстройства, психологический дискомфорт, восприятие определенных аспектов реальности, жизненных позиций.

В результате личность дестабилизируется: она чем-то обеспокоена и недовольна, иногда почему-то несчастна и переживает по пустякам, она чего-то не уверена и чего-то боится. Личная тревога регистрируется с помощью опросника C. Spielberger, который предлагается для самооценки.

Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Высокая тревога мешает решению будущих задач, так как нарушает умственную деятельность и вызывает путаницу. В этом случае вам следует пересмотреть свое отношение к этой ситуации, уменьшив ее значимость для себя, и перенести акцент на понимание предстоящих действий. Другими словами, вам нужно переключиться с мыслей о том, что произойдет, если я выполню плохую работу, мыслей о том, как выполнить эту задачу, то есть сосредоточиться на задаче, а не на мыслях о катастрофических последствиях неудачи.

Также необходимо создать чувство уверенности в себе. Значительную помощь окажут методы психической саморегуляции.

Описание результатов исследования

В результате предварительного исследования были получены следующие данные: общая тревожность: низкая общая тревожность была выявлена ​​у 15% субъектов, повышенная общая тревожность была обнаружена у 65% субъектов, высокая общая тревожность была выявлена ​​у 20% субъектов.

Далее, согласно методике, доктор Холмс и Паре (США) изучали степень устойчивости к стрессу. Большое количество баллов является тревожным предупреждением о стрессовой ситуации. Поэтому необходимо срочно что-то предпринять для устранения стресса. Рассчитанная сумма является еще одной важной величиной - она ​​выражает (в цифрах) степень стресса.

Общий балл превышает 300, что означает реальную опасность, то есть угрожает психосоматическим заболеванием, поскольку субъект близок к фазе нервного истощения.

Методы преодоления кризисных ситуаций

Методы решения этой проблемы зависят от конкретных сочетаний соображений, убеждений и поведения, которые возникают в результате кризисных ситуаций и могут возникать независимо от типа стрессового фактора. Способ преодоления кризисных ситуаций - это переменная диспозиции. Методы решения этой проблемы достаточно устойчивы в течение неопределенного периода времени и для различных ситуаций на них влияют индивидуальные особенности характера, темперамента. Примеры таких методов включают «контролируемое притупление» и «чувствительное угнетение». Индивидуальные характеристики человека, возраст, жизненный опыт, пол, интеллектуальные способности и знания влияют на то, как человек преодолевает стресс. Методы управления стрессом являются результатом как существующего опыта, так и полученных ранее знаний.

Адаптивный метод может быть использован.

Этот «адаптивный набор» включает в себя четыре основных компонента:

  • наличие энергии, направленной непосредственно на потенциальный источник неприятностей;
  • четкое разграничение внутренних и внешних факторов по отношению к личности;
  • выбор в пользу решения проблемы, а не избежания конфронтации с ней;
  • установление баланса между внешними требованиями человека и его потребностями.

В интересах преодоления стресса необходимо мотивировать человека, настроение для решения проблемы, точный расчет характера и масштабов проблемы и условий окружающей среды, чтобы только после этого вы выбирали наиболее подходящие и доступные ресурсы решить это.

Можно использовать проблемно-ориентированный подход (включая поиск информации и настроение для решения проблемы) и эмоционально-ориентированный (с которым связаны выражение и регулирование эмоций). Эти два подхода иногда дополняются третьим - ориентированным на оценку (компоненты которого включают отрицание, признание, социальную оценку, переоценку и логический анализ).

Различают следующие способы преодоления:

  • Активно познавательный. Человек стремится упростить свою оценку стрессовых ситуаций.
  • Активно-поведенческий. Поведение личности направлено непосредственно на стрессовую ситуацию.
  • Уклонение. Личность избегает столкновения со стрессом.

Метод преодоления стресса, называемый социальным преодолением, включает в себя социальные и межличностные, а также когнитивные факторы. Выявлены значительные связи между различными типами социальной поддержки и формами управления стрессом (а именно, проблемными и эмоционально ориентированными).

Кроме того, можно добавить к вышеупомянутым методам, называемым превентивное преодоление, в том числе обеспечение благополучия личности и уменьшение вероятности будущих проблем. Профилактическая методология включает такие мероприятия, как физические упражнения и расслабление, а также разработка правильного режима сна и питания, планирование, использование времени и навыков социальной поддержки.

Другой метод преодоления, который интерпретируется как широкий взгляд на личность человека, включает в себя концепции негативной эмоциональности (NE) и позитивной эмоциональности (PE). Люди с высоким NE в анализе себя, других людей и окружающей среды в целом, подчеркивают негативные моменты и показывают большую склонность к расстройствам. Люди с высоким уровнем PE ориентируются в этих случаях на позитив и менее склонны к расстройствам.

Эти два подхода могут повлиять на восприятие человеком количества и степени потенциальных стрессовых факторов, а также на их реакцию (а именно на восприятие человеком имеющихся в его распоряжении ресурсов и выбор стратегий выживания). Таким образом, люди с высоким уровнем NE при опросе недооценивают количество доступных ресурсов и, скорее всего, выбирают неэффективную (пораженческую) линию поведения (такую ​​как взрыв эмоций и избегание стресса), выбирая эффективную стратегию (такую ​​как активные действия и когнитивное переосмысление проблемы) для них менее вероятны. Люди с высоким уровнем PE будут более уверены в своих способностях и будут использовать более продуктивные стратегии выживания.

Метод определения отношения (OB) в значительной степени повторяется с PE. Он определяет ОМ как всеобъемлющий взгляд на мир, рациональный и понятный. Такая ориентация позволяет человеку, прежде всего, сосредоточиться на конкретной ситуации, а затем решить проблему и успокоить связанные с ней эмоции. У людей с высоким ОМ есть мотивация и ресурсы для такой линии поведения, которая может решить проблему. Кроме того, они с большей вероятностью осознают важность эмоций, испытывают определенные эмоции и способны их регулировать, а также с большей вероятностью берут на себя ответственность за развитие событий, а не обвиняют других и навязывают им свою точку зрения. , Обширные исследования, проведенные с тех пор, подтвердили правильность концепции Антоновского.

Методы управления стрессом могут рассматриваться со ссылкой на степень сложности и гибкости человека. Люди, которые используют разные стратегии, прибегают к сложным методам; те, кто предпочитает одну стратегию, останавливаются на одном методе. Те, кто использует одну и ту же стратегию для разрешения различных ситуаций, придерживаются жесткой линии поведения; те, кто прибегают к различным стратегиям в одной или нескольких ситуациях, обычно проявляют гибкость. Гибкий стиль продемонстрировал на практике ряд преимуществ по сравнению с жестким.

Методы преодоления обычно выбираются с помощью анкет или индивидуальных опросов, в ходе которых выясняется, как респонденты реагируют на воздействие определенного стрессового фактора, типичных личных описаний методов преодоления стресса отдельными лицами.

Преодоление навыков классифицируется как проблемно-ориентированное и эмоционально-ориентированное. Навыки, ориентированные на решение проблем, включают решение проблем, распределение времени, навыки общения, восприятие, изменение образа жизни и прямые действия по изменению условий окружающей среды. Эмоционально ориентированные навыки направлены на смягчение расстройств и регулирование эмоций. К ним относятся отрицание, выражение чувств и расслабление.

Вывод:

Методы преодоления критических ситуаций как усилий, направленных на снижение воздействия стресса на состояние человека, определяются путем оценки текущей ситуации как угрожающей и чреватой вредом или вызывающей беспокойство (то есть по существу стрессовой). Преодоление - это индивидуальный процесс, который выравнивает связь между стрессом и его последствиями.

Столкновение значимых отношений индивида с несовместимой с ним жизненной ситуацией становится источником нервно-психического стресса, приводящего к нарушению здоровья человека. В современных условиях на первом месте стоит проблема социальной ценности человека, тогда как здоровье является одним из важных объективных условий жизни. Среди многих факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет умственное сопротивление критическим ситуациям. Высокий уровень умственного сопротивления критическим ситуациям и эффективные способы их преодоления являются ключом к поддержанию, развитию и укреплению здоровья и профессионального долголетия человека.

Необходимость изучения проблемы преодоления критических ситуаций определяется реалиями современного общества, в котором существует тенденция интенсивно накапливать психологический стресс и, при небольших возможностях, избавляется от него. Способность преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, предсказуемости происходящих в обществе процессов. В настоящее время на первый план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании эффективных способов преодоления критических ситуаций с помощью современных методов коррекции.

Преодоление критических ситуаций с помощью индивидуально подобранных методов - наиболее эффективный и простой способ, позволяющий изменить психологический баланс с помощью целенаправленного создания ментальных образов. Путь к психическому здоровью - это путь к цельной личности, которая не разрывается изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. На этом пути важно изучить особенности своей психики, научиться понимать, что в данный момент необходимо для психологического комфорта человека.