Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов   
Роль валютной системы в развитии глобальной экономики
Экономические проблемы развивающихся стран 
Современное российское налоговое законодательство: преимущества и недостатки 


Введение:

Вопросы о монополизации хозяйственной жизни, конкуренции на товарных рынках при сегодняшнем пристальном внимании не только специалистов, но и широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих экономической политики государства в странах с развитой экономической экономикой.

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основополагающими целями антимонопольной политики, а именно: В современной юридической теории такие структуры также являются антиконкурентными действиями.

Актуальность, многоплановость и сложность проблемы регулирования деятельности крупных фирм-монополистов требует объективных отношений не только ученых, но и практиков. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решается данная проблема. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационными инфраструктурами, безусловно, важна для антимонопольной политики. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополии стимулируют развитие конкуренции, а также

Все необходимые задачи, задачи, теоретические и практические разработки, положительные в основе данной работы.

 

Антимонопольная политика и ее классификация

 

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, которая осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, при установлении и реализации правил экономической деятельности. 

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основополагающими целями антимонопольной политики, а именно: В современной юридической теории такие структуры также являются антиконкурентными действиями.

Кроме того, антимонопольное законодательство препятствует образованию слияний. Сегодня горизонтальные условия (между фирмами и той же отраслью) являются необходимыми условиями для беспокойства, а вертикальные отношения (между фирмами смежных отраслей) и конгломератами (между несвязанными фирмами) имеют более терпимое отношение.

В антимонопольной политике развития экономических мыслей за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти на повышение эффективности и игнорирование популистских волнений по поводу крупных размеров фирм как таковых. Антимонопольная политика должна быть направлена ​​на предотвращение сговоров.

Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой.

Монополия - это крупное хозяйственное объединение, находящееся в частной собственности (индивидуальной, акционерной или групповой) и осуществляемое над всеми, рыночными и макроэкономическими принципами.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

В рамках этой теории монополия:

  1. С точки зрения основной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Монополия - это форма рынка. Таким образом, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых установлено господство этого производителя. Такое пространство принято называть отраслью. Самая большая монополия - это когда в промышленности господствуют только одна фирма и пограничники и фирмы принимают участие.

Теория монополии изучает применение субъектов основных инструментов (таких, как реклама, цена). При монополии производитель использует эти инструменты, не учитывая конкуренцию, а значит и интересы конкурентов. 

Существуют также признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним из основных и массовых покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за высоких барьеров. Существуют различные причины наличия таких барьеров, например:

  • Крупные размеры фирмы и экономия от размеров производств.
  • Монопольное право собственности на использование определенных ресурсов, например, бриллианты.
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Система лицензирования на выполнение отдельных видов работ.
  • Недобросовестная конкуренция, в которой есть влияние на покупателей.

Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав, патентной защитой и т. д. Примером является монополия почтовой службы в США.

Естественно, что монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные затраты достигают минимума, когда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рынка в целом. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства должен соответствовать спросу на любую цену. В этой ситуации производство будет неэффективно малым. Монополии связаны с монополиями, базирующимися на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось выше.

Открытая монополия - это монополия. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, являются хорошим примером таких монополий.

Все фирмы-монополисты временно не имеют отношения к этому. Такая группировка в большей степени условна. Монополии, например, фирмы, занимающиеся телефонной связью, а также газовые и электрические компании, которые могут быть отнесены к естественной монополии (как результат влияния экономии в масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут восприниматься как открытые, так и легальные барьеры, защищенные закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества естественных монополий могут быть сведены к сведению «на нет» появлением новых технологий. Все эти монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны доступных товаров-заменителей. 

 

История развития антимонопольной политики в России

 

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед государственным управлением. Российские рынки в мире демонстрируют активную экономическую защиту. Инвестиционная активность российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь со стороны фирм - все это влияет на экономическую ситуацию в целом, а также на рыночные отношения в рамках отдельных регионов и регионов.

Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики является тенденция к монополизации товарных и финансовых рынков - целевые объекты экономической политики. Чтобы обеспечить или хотя бы смягчить последствия антиконкурентных последствий государственных мероприятий в развитых странах, обеспечивающих комплексную поддержку конкуренции. Она включает в себя как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия.

Основными целями антимонопольной политики России являются всеобщее экономическое и правовое пространство, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Направлено антимонопольное законодательство.

К его источнику относятся:

  • Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу поставок товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8) и не допускается экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст.34);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), который не допускает действий гражданских и юридических лиц, требует серьезного вмешательства с целью причинения вреда другим лицам, а также использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и участия на рынке.  

 

Весьма интересным нам представляется история становления антимонопольного законодательства РФ, без знания которой трудно будет понять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991)

В июле 1991 был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур , позже- Государственный антимонопольный комитет, в 2003г. – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ ( ФАС России ). Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993г. стала очевидной необходимостью его существенного обновления и дополнения.

С этого момента начался второй этап - формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

  • Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
  • Рекламное законодательство. В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006г. №38-ФЗ « О рекламе»
  • Обеспечение интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами в связи с отменой монополии внешней торговли, либерализация экспортно-импортной деятельности.

Пятый этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

 

Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями

 

Нами были подробно рассмотрены и изучены методы антимонопольной политики России.

Запреты на монополистическую деятельность разделяются на запреты, ориентированные против договоренностей, которые ограничивают конкуренцию, и запреты на злоупотребление фирмами своим господствующим положением. Такие нарушения являются наиболее стандартным (более 70%) нарушением антимонопольного законодательства.

Достаточно часто встречаются такие нарушения, как навязывание невыгодных условий соглашения, нарушение порядка ценообразования, скоординированные действия фирм, устремленные на ограничение конкуренции. Исследования более 200 цен показали, что треть предприятий, занимающих преобладающее положение на рынке товаров , завышают цены на товары и услуги.

Также закон налагать запрет на установление монопольно высоких или монопольно низких цен; а также изымать товар из обращения, чтобы формировать и поддерживать дефицит товара или повышать цену; навязывать такие условия договора, которые не могут быть выгодными для фирмы или не относящиеся к предмету договора, также включать в договор ущемляющие условия, которые ставят контрагента (фирму) в положение ниже по сравнению с другими предприятиями, а также мешать входу на рынок (или уходу с него) другим фирмам, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, мы считаем необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

 

Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики

Монопольно высокая цена – это цена, которая устанавливается доминирующим на рынке данного товар производителем, с целью возмещения безосновательных затрат, вызванные неполным использованием производственных ресурсов, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – это цена покупаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателя с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет производителя свои неосновательные затраты. Другими словами это цена, намеренно установленная доминирующим на рынке определенного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, но способном на вытеснения конкурентов с рынка товаров и услуг.

На данный момент, в России чаще устанавливаются монопольно высокие цены, а в передовых промышленных странах, где преобладает конкуренция на рынках - монопольно низкие. Все дело в том, что российский монополизм выражает свое антиконкурентное поведение главным образом в отношениях с покупателями или поставщиками, а никак не с конкурентами. Но дело в том, что по мере развития конкуренции увеличивается возможность установления монопольно низких цен: чаще это происходит, когда крупная, многопрофильная компания увеличивает цены на один сектор своего производства и при этом занижает цены на продукцию другого, тем самым блокируя конкурентов. Таким образом, важно контролировать финансово-промышленные компании.

Кроме этого вместе с запретами на заключение невыгодных для конкуренции соглашений и злоупотребление доминирующим положением для борьбы с антиконкурентными действиями правительство применяет контроль за экономической концентрацией . Экономическая концентрация возникает в результате слияния, создания новых фирм и объединений или когда появляется возможность для группы предприятий устанавливать на рынке согласованную политику.

В соответствии с законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного уровня по объему мероприятий, оно должно получить согласие от антимонопольного органа на свои последующие действия (так называемый предварительный контроль) или информировать его о них (последующий контроль).

Органом по регулировании монополий предварительно контролируются:

  • создание, присоединение или слияние коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ[9] ;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Для антимонопольной политики безусловно важным является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под понятием недобросовестная конкуренция понимаются определенные действия, которые направлены на получение преимуществ, противоречащие антимонопольному законодательству, а также традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые принесли (или могут принести) убытки конкурентам или нанесли урон их бизнес- репутации. Здесь следует говорить распространении ложных или неточных сведений, которые способны причинить убытки или нанести урон конкурентам, а также введении покупателей в заблуждение относительно характера, технологии, места изготовления, потребительских свойств и качеств продаваемого товара, а также недобросовестное сравнение своего собственного товара с аналогичной продукцией у конкурентов. К недобросовестной конкуренции к тому же относится получение, использование и разглашение технологической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия фирмы-владельца.

Ко всему прочему, безусловно, увеличивается интерес предпринимателей к защите деловой репутации своего предприятия и также юридический охране товарных знаков от их противозаконного использования.

Антимонопольная политика РФ использует ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Формирование рыночных отношений подразумевает ликвидация прямого вмешательства государственных органов правительства в деятельность фирм. На сегоднешний день законом воспрещается создавать и утверждать ряд нормативных актов и совершать определенные действия, которые по своей специфике могут ограничить самостоятельную деятельность предприятий. А также те, которые образовывают ущемляющие или удобные условия для одних предприятий, но в ущерб другим и таким образом ограничивают прямую конкуренцию на рынке и ущемляют интересы предприятий и людей.

Однако власти субъектов Федерации РФ и также органы местного самоуправления допускают многочисленные ошибки и нарушения, в частности совершают предоставление необоснованных льгот, вводят запреты на создание предприятий , ограничивают их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность определенных договоров и соглашений, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг ряда предприятий и так далее. 

Кроме того, законодательство РФ довольно многое воспрещает официальным лицам государственной власти и управления, к примеру:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью, иметь собственные предприятия;
  2. свободно или через посредников принемать участие в голосованиях, используя при этом принадлежащие им (вкладов, долей) на общих собраниях акционеров;
  3. совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Более того, запрещается создавать различные министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения, принимаемые исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления им льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных нами мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам исследования состояния на товарных рынках и долей предприятий на них (более или менее 35%) они включаются или исключаются из государственного реестра. Этим занимается ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления региональных рынков. Основная цель, чтобы составлять такой реестр это иметь четкое представление о крупнейших субъектах рынка, а также иметь контроль за соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

Количество предприятий, включенных в реестр зависит от границ товарного рынка, на котором будет определяться их доля. Чем детальнее рассматривается терминология продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но здесь следует отметить, что внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - например, по ценам, так как само существование крупных предприятий не означает, что они обязательно злоупотребляют своим преобладающим положением. Более того, их монополистическая деятельность даже невозможна в случае если на рынке низок платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

Заключение

 

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Отвечая на задачи, поставленные в этой работе, можно сделать следующие выводы. Особенность российских монополий повлияла на особенности правового регулирования их деятельности. В западных странах монополии возникли, когда рыночные отношения уже существовали, и государство, чтобы предотвратить подавление конкуренции, приняло ограничительные меры. Российский закон о конкуренции разрабатывался в условиях мощных монополий и едва возникающих рыночных отношений. Вот почему для нашей страны важно не только ограничить монополию и злоупотребление доминирующим положением, но и создать конкурентную сферу, проявляющую политическую волю. Сегодня антимонопольное законодательство России нуждается в совершенствовании, в основном на основе обобщения правоприменительной практики. Необходимо совершенствовать законодательную базу таким образом, чтобы она позволяла более точно пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемлять интересы экономических субъектов, применять различные виды наказаний к физическим и юридическим лицам, в том числе к должностным лицам федеральных и Региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления более эффективно регулируют безопасность и качество товаров и услуг.

Мы также сделали следующие выводы. Антимонопольная политика напрямую влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые вычеты, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках. Кроме того, правила конкуренции должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также способствовать экономическому росту государства в целом и решению социальных проблем. экологические и другие проблемы.

Подводя итог, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику как необходимые аспекты структурных преобразований в различных сферах экономики стран. В последнее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть только экономической - она ​​все больше становится политической и социальной. Поэтому необходимо, чтобы общество осознавало всю разрушительность и все негативные последствия монополии как таковой. Конечно, в некоторых случаях (но только в небольшой части) присутствие монополии оправдано и даже необходимо, но правительство должно внимательно следить за этими тенденциями, чтобы не допустить злоупотребления своим монопольным положением.