Антимонопольное регулирование: мировой и отечественный опыт

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теоретические и практические аспекты ценовой дискриминации
Монопольная власть и издержки общества
Совершенная конкуренция и монополия как полярные рыночные структуры
Олигополия, ее роль и распространение в России


Введение:

Если невозможно обойтись без монополии, то возникает соответствующий вопрос о методах и средствах контроля операций, которые осуществляются на таком рынке. Ведь без этого цены могут расти необоснованно, а качество продукции будет снижаться.

В этом случае основным инструментом контроля таких предприятий является государственное регулирование монополии. С помощью соответствующего законодательства государство устанавливает определенные условия, за которые компания не может выйти.

Если рассматривать государственную монополию, то все не так просто. В конце концов, кто, если не государство, может использовать свои ресурсы для производства товаров массового потребления по сниженным ценам. Возможно, ни одно коммерческое предприятие не может сделать это, потому что оно потеряет источник финансирования для своих производственных затрат. В социально значимых сферах без государственной помощи не обойтись.

Антимонопольное регулирование, несомненно, является одним из важнейших компонентов экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой.

Государственная антимонопольная политика, которая запрещает антиконкурентное поведение и препятствует формированию монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотребления рыночной властью крупными фирмами.

Основными задачами антимонопольной политики являются:

  1. запрещение антиконкурентной деятельности, включая соглашения об установлении цен или разделении территорий, ценовой дискриминации, а также обязательные соглашения,
  2. разделение монопольных структур. В современной теории права такие структуры имеют избыточную рыночную власть (большую долю рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Актуальность, универсальность и сложность проблемы регулирования деятельности крупных монопольных фирм требует объективного отношения к себе не только ученых, но и практиков. В настоящее время в развитых странах существуют определенные теоретические и практические разработки по этой теме. В России решение этой проблемы, включая научное изучение ее аспектов, находится в зачаточном состоянии. Отсутствие в российских условиях соответствующего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных секторах и обладающих инфраструктурой связи, делает борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг настолько сложной, что необходимость надлежащего изучения этого вопроса очевидна. Конечно, антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Хорошо спланированные меры по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизируют рынок и улучшают экономику страны в целом.

Все вышеперечисленное определило актуальность, выбор темы, а также цели, задачи, теоретические и практические разработки, которые составляют основу данной работы.

Мы определили следующие задачи:

  1. Определить понятие монополии;
  2. Раскрыть сущность монополии и формы ее проявления;
  3. Определить общие методы антимонопольного регулирования;
  4. Проанализировать историю развития антимонопольной политики в России;
  5. Опишите зарубежный опыт антимонопольной политики;
  6. Определите различия между системами антимонопольного регулирования государств.

Предметом исследования является анализ российской и зарубежной антимонопольной политики.

Объект исследования - российский и зарубежный рынки.

Методологической и теоретической основой работы послужили научные идеи отечественных и зарубежных ученых - экономистов по общим вопросам макро- и микроэкономической теории, финансовой и промышленной интеграции, теории монополии (такие как В.И. Ленин, П. Самуэльсон, Д. Гальбрате, Н. Расков, А. Демин, И. Е. Рудакова, И. Д. Иванов, Ю. В. Шишков, П. И. Хвойник, И. П. Фаминский, Е. Батизи, Ю. Винслав, А. Любинин и др.). Кроме того, в качестве источников информации использовались материалы Госкомстата, периодических изданий и законодательной базы Российской Федерации.

Теоретические аспекты антимонопольного регулирования

Понятие монополии

Сам термин «монополия» происходит от греческого «монос полюин» - «единственный продавец». Монополия предполагает рыночную структуру, в которой одна компания является поставщиком продукта, не имеющего аналога на рынке. Рынок, на котором доминирует монополия, резко контрастирует с независимым рынком, на котором многие конкурирующие продавцы и потребители делают предложение с целью продажи типизированного продукта. Потребители, желающие купить продукт монопольной компании, принимают только один источник поставки, а продукт монопольной компании не имеет аналогичных заменителей. У чистой монополии нет конкурирующих продавцов, которые создают ей конкуренцию на рынке, в результате чего предпринимательская компания имеет очень высокую вероятность влияния на стоимость.

Допуск других компаний на сильно монополизированный рынок затруднен или практически неосуществим, например, поскольку существуют препятствия, которые не позволяют конкурентам войти в сферу. Препятствием для входа в зону является ограничение, препятствующее появлению ненужных продавцов на рынке монопольной компании. Важность барьеров обеспечивается патентами или лицензиями, огромной суммой денег, необходимой для открытия компаний, необычайными полномочиями, полученными от правительства, и т. д. Они представлены важным обстоятельством для долгосрочного усиления чистейшей монополии и монополии. мощность.

В современном мире экономисты считают монополию тормозом прогресса. По их мнению, он не способен заставить монополиста модернизировать и совершенствовать производственные процессы.

Нельзя не согласиться с этой позицией, но следует добавить, что есть сферы производства, в которых невозможно обойтись без монополии. Более того, если рынок демонополизирован в отдельных секторах экономики, то это сулит резкий рост стоимости услуг.

Для получения предельного дохода предприниматель применяет неценовые условия влияния на рыночный спрос, такие как реклама, улучшение свойств продукта и его внешнего вида, расширение спектра предлагаемых услуг и дифференциация.

Возможность извлечения монопольных доходов от определенного рыночного утверждения неизбежно привлекает новых производителей в отрасль, что подразумевает жесткую конкуренцию среди монополистов и аутсайдеров.

Монополия - это редкое право на проведение установленных операций производственного движения, это преимущество, а также норма, предоставляемая страной в связи с отменой мимолетной монополии.

В текущем периоде существует огромное количество определений термина «монополия», поскольку это многоаспектное представление. Более того, эта идея возникает в такой степени значимой, что в мировой финансовой концепции принимают, среди прочего, аналогичную идею, а также понятие монополии.

В рамках этой концепции монополия рассматривается через призму трех нюансов:

  • С точки зрения структуры рынка
  • С точки зрения поведения на рынке
  • С точки зрения рыночных результатов.

Рассматривая любой из этих нюансов в отдельности, необходимо конкретизировать, ориентируясь на структуру рынка, разрешается представить следующее установление: государственная монополия - это модель рынка, при которой весь объем сводится только к одному субъекту. В частности, исследуя монополию через призму этого нюанса, большой интерес уделяется выяснению пластических границ, в пределах которых определяется превосходство данного субъекта. Такое место обычно называют индустрией.

Монополия - это аналогичное действие, когда в области доминирует только одна компания, а границы компании и области схожи.

Учитывая это установление монополии с точки зрения рыночных действий, концепция монополии исследует использование ключевых устройств по типу (например, как и стоимость рекламы ...). Монополии оперируют этими устройствами без учета конкуренции, а значит, и интересов соперников.

Давая максимальный интерес к рыночным результатам, концепция монополии замечает в этом случае, что ряд монопольных результатов объединяется со следующими условиями:

  • монополия высоких цен
  • ограниченная готовность монополии к инновациям.

Кроме того, можно назвать следующие признаки монополии:

  • Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  • Произведенные продукты являются уникальными (то есть, нет заменяющих продуктов).
  • Выход новых фирм на рынок практически невозможен из-за барьеров. Существуют различные причины существования таких барьеров, например:
  1. Большие размеры растений и экономия от масштаба.
  2. Система лицензий на выполнение отдельных видов работ, выбранных государством.
  3. Монопольное владение использованием определенных ресурсов связано с производством редкого товара (например, алмазов).
  4. Под естественной монополией, сами условия производства и природа доброго дела.
  5. Недобросовестная конкуренция, то есть воздействие на клиентов способами, которые несправедливы по отношению к конкуренту за счет большого бюджета и масштаба предприятия в целом.
  • Сложность в получении полной информации обо всем рынке.

Существует 3 типа монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая государственная монополия - это государственная монополия, защищенная от конкуренции правовыми ограничениями, патентной защитой, институтом авторского права и т. д. У примера есть возможность (быть государственной монополией почтового сектора США при доставке сообщений основным классом).

Естественная монополия появляется в областях, в которых долгосрочные обычные затраты достигают минимума только в этом случае, если одна компания полностью обслуживает весь рынок. В таких областях наименьший эффективный объем производства аналогичен или даже превышает, в таком случае, что рынок предъявляет спрос в соответствии с каждой стоимостью, необходимой для покрытия производственных потерь. В данных условиях распределение продукции между двумя или огромным количеством компаний приведет к тому, что масштабы производства станут неэффективно незначительными. Монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами, напрямую объединяются с естественными монополиями, в основе которых лежит экономика в масштабах производства, как обсуждалось ранее.

Открытая государственная монополия - это данная государственная монополия, рядом с которой одна компания (согласно крайнему критерию в указанный период) представляется единственным поставщиком продукта, но никоим образом не имеет специальной правовой защиты от конкуренции. Моделью таких компаний разрешено считать компании, которые впервые вышли на рынок с новыми продуктами.

Однако такое разделение никоим образом не означает, что монопольные компании всегда обязаны принадлежать только к одной из этих разновидностей. Эта типология условна на существенном уровне. Отдельные компании имеют все шансы принадлежать ко многим типам монополии, к модели компании, которая обслуживает концепцию телефонной связи, и, кроме того, к гальваническим и газовым компаниям, которые имеют все шансы быть определенными как естественная монополия (таким образом, ( таким образом, есть также результат экономии на масштабе), таким образом (и, таким образом, к замаскированной монополии (таким образом, так же, как существуют правовые препятствия для конкуренции).

Фактически, у монополий всегда есть все шансы быть раскрытыми, таким образом (таким образом, точно так же, как скрытые препятствия, которые защищают классифицированные монополии от конкурентов, имеют все шансы быть аннулированными трибуналом, а превосходство в естественных монополиях имеет все шансы объединяясь в отсутствие трансформации в технологические процессы. (В конце концов, монополии всегда подвержены конкуренции со стороны возможных альтернативных продуктов.

Поэтому важно, как представляется, установить легкую монополию, в этом случае принять монополию, которая в любой данный период времени продает свои собственные продукты в соответствии с той же ценностью для своих собственных потребителей.

В экономической теории были разработаны те же подходы к пониманию монополии, что и к конкуренции.

Структурный подход подчеркивает исключительную позицию хозяйствующего субъекта.

Поведенческий подход фокусируется на доминирующем поведении субъекта.

Функциональный (ролевый) подход подчеркивает последствия монополизации.

В действующем законодательстве нет общей концепции монополии.

Монополия и формы ее проявления

Монополия - это ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект может диктовать свои условия другим. Этот диктат может относиться к установлению монопольной цены, условий сделки, объема покупок и т. д. Монополия возникает, когда на рынке нет конкурентов. 

Выделить:

  1. Продавец монополия - монополия. На рынке есть один продавец;
  2. Покупатель монополии - монопсония. На рынке есть один покупатель, который может диктовать свои условия продавцам.

Монопозония также представляется довольно популярным явлением. Например, крупные торговцы имеют все шансы быть назначенными монопольными потребителями для сельскохозяйственных компаний, компании назначаются монопольными потребителями пролетарской власти, страна является монопольным потребителем определенных видов продукции.

Иногда разрешается видеть такое событие на рынке, а также двустороннюю государственную монополию. Это ситуация, если на рынке есть один трейдер и один потребитель. Аналогичные условия существуют в сфере энергетики, общественного хозяйства.

Монополия обладает способностью обладать разными проявлениями фигуры. Это позволяет превосходить на рынке одну компанию. Такая государственная монополия существует, если на рынке есть только один торговец продуктом. Около этого объема компании нет никакого смысла никак. Даже незначительная организация может быть монополистом на устоявшемся рынке. В этом смысле место монополии постоянно ограничено установленной землей.

Монополия обладает способностью выражать себя в виде монопольного сговора, официально на рынке функционирует определенное количество продавцов, но они заключают соглашение о ведении общего маркетинга политиков, стоимости, размерах производства. На практике это равносильно доминированию 1-го трейдера на рынке.

Монополия принимает рыночные продукты. Довольно часто компании получают монопольное одобрение из-за конкуренции и победы в конкурентной войне. Монопольное место обладает способностью достигать ряда установленных базарных обстоятельств.

Обстоятельства жизни монополий могут включать в себя следующее:

  1. Отсутствие идеальных заменителей продукции монополиста. Благодаря этому покупатель не может отказаться потреблять продукцию монополиста, что дает монополисту возможность диктовать свои условия;
  2. Высокие барьеры для входа в отрасль. Благодаря этому у монополиста могут появиться мощные конкуренты. Барьеры могут быть связаны с высокими капитальными затратами в отрасли; наличие защищенных авторских прав (патенты, лицензии) и т.д .;
  3. Право собственности на источники сырья. Контроль над источниками сырья не позволяет новым фирмам войти в отрасль;
  4. Эффект масштаба, достигнутый при монопольном производстве. Благодаря эффекту масштаба монополист достигает минимальных затрат на единицу продукции. Любая новая фирма в отрасли будет иметь меньшие масштабы, что означает более высокую себестоимость единицы продукции, то есть она будет экономически неэффективной и неконкурентоспособной;
  5. Государственная защита монопольного положения. Иногда государство по тем или иным причинам предоставляет право на производство продукции только одной фирме, гарантируя ей монопольное положение. Например, производство банкнот.

С точки зрения обеспечения монопольного положения выделяются следующие типы монополий:

  1. Близкая монополия. Монопольное положение компании защищено в государственных правовых актах (законы, патенты, лицензии);
  2. Монополия открыта. В этом случае монопольное положение фирмы не защищено от конкурентов. На таких рынках фирме трудно поддерживать доминирование на рынке в течение длительного времени.

В зависимости от причин, вызвавших возникновение монополии, существуют виды монополий:

  1. Естественная монополия. Естественными являются те, в которых минимальные средние затраты достигаются только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Здесь не может быть конкуренции по естественным причинам. Естественные монополии существуют в отраслях с ярко выраженной экономией от масштаба: энергетика, связь, коммунальные услуги. Естественные монополии включают монополии, связанные с владением уникальными природными ресурсами;
  2. Монополия является следствием научно-технического прогресса. В результате внедрения технических новинок в производство, новых продуктов компания может стать монополистом. Такая монополия не может длиться долго, потому что конкуренты пытаются подражать монополисту;
  3. Монополия как следствие концентрации производства. Такая монополия возникает в результате слияния фирм на рынке или поглощения одной фирмой своих конкурентов;
  4. Административная монополия. Такая монополия связана с деятельностью органов государственной власти, их правом принимать нормативно-правовые акты и, следовательно, диктовать условия на рынке.

Монополия как явление оказывает неоднозначное влияние на экономику. Это может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

Негативные последствия монополии:

  1. В условиях господства монополий предложение товаров меньше, а цены выше, чем в условиях конкуренции;
  2. Монополистическое доминирование на рынке не стимулирует улучшение качества продукции, снижение себестоимости продукции;
  3. Чтобы сохранить свое монопольное положение, монополии, как правило, препятствуют распространению научно-технического прогресса;
  4. Монополии, как правило, оказывают давление на государственные органы, формируют лобби в государственных структурах, влияют на экономическую политику для достижения своих отраслевых интересов;
  5. Монополия нарушает принцип равенства условий для экономической деятельности, препятствует появлению и развитию новых фирм.

Положительные последствия монополий:

  1. Благодаря эффекту масштаба, монополия может повысить эффективность производства;
  2. Благодаря мощным финансовым ресурсам у монополий появляется больше возможностей для внедрения новых технологий, проведения научно-технических разработок;
  3. Чтобы улучшить свой имидж и оптимизировать налогообложение, монополии финансируют социальные и гуманитарные проекты.

Учитывая негативные последствия монополии, государство проводит антимонопольную политику.

Это осуществляется в следующих областях:

  1. Как избежать монополизации рынков. Контроль за слияниями и поглощениями компаний, которые могут привести к монополии на рынке. При необходимости применяется обязательное разделение компании-монополиста;
  2. Избегать антиконкурентных заговоров;
  3. Государственное регулирование монополий. Это осуществляется в тех случаях, когда монопольное положение невозможно устранить или оно нецелесообразно (например, естественные монополии). Такое регулирование может заключаться в установлении ценовых пределов или прибыли; наложение штрафов за злоупотребление монопольным положением; национализация монопольного предприятия.

Можно предотвратить развитие монополии и ее негативные последствия, защищая рыночные механизмы и поддерживая конкурентную среду. Обеспечивая экономический либерализм, сам рынок устраняет некоторые виды монополий (например, монополия, является следствием введения нового продукта, использования новых технологий);

Общие антимонопольные методы

Основная проблема регулирования конкуренции - это предотвращение монополизации рынка фирмами. Страна призвана ограничивать власть монополий и влиять на их действия. Его способности могут быть реализованы тремя способами.

Во-первых, благодаря принятию антимонопольных законов, направленных на правительство, несмотря на рост монополий на рынках. Это метод управления регулированием.

Административное (законодательное) управление. Основным инструментом общенациональных антимонопольных политиков является государственно-правовая система - антимонопольное законодательство и концепция законодательных организаций, упорядоченного и серьезного правительства. При поддержке антимонопольного законодательства в стране осуществляется правовое и управленческое управление работой монополий, создавая обстоятельства с целью воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) управление конкуренцией основано на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем принятия законодательных мер и контроля за их соблюдением за пределами страны.

Национальные законы отражают особые обстоятельства их собственных государств. Для этого антимонопольное законодательство не менее неотделимо на собственной почве. Это, во-первых, определяет ассоциацию фирм перед государственным контролем; во-вторых, запрещает контракты и сговор предпринимателей; в-третьих, это подавляет нечестную конкуренцию.

На сегодняшний день антимонопольное законодательство создано практически во всех штатах с базарной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленности и торговле (ЮНКТАД), ценными бумагами Европейского финансового общества и другими учреждениями. Наряду со схожестью основных основ антимонопольного законодательства существуют государственные различия, которые никоим образом не относятся только к степени строгости тех или иных ограничений, но также различаются в правах и обязанностях государственных органов, которые обусловлены использование антимонопольного законодательства и организация санкций в связи с патологией.

Во-вторых, страна использует контроль доступа на рынок и надзор за концентрацией на базаре. Вблизи установления монопольных условий, как правило, акцентируются товарные рынки, что затрудняет выход новых конкурентов. Эта экономика в больших масштабах производства и реализации (компании, которые освоили большие серии выпуска продукции и создали торговые связи, имеют превосходство в затратах); научно-техническая государственная монополия, недоступная патентам; надзор за сырьем и полная интеграция компаний; необходимость вложения крупных капиталов для выхода на рынок, то есть экономические барьеры; стабильный выбор клиентов (потребители выбирают продукт или компанию, и для того, чтобы с ней конкурировать, необходимы высокие рекламные расходы).

Во многих странах национальные органы власти осуществляют надзор за рынком, который трудно признать, рассчитывает и публикует индексы концентрации на базаре. В отдельных государствах законы определяют предельные значения частей рынка, в соответствии с которыми определяется доминирующее место общих поставщиков. В любом состоянии данное значение является его собственным. Например, в Германии место 1-й компании признается преобладающим, если ее доля превышает 1/3 рынка, 2 компании, если они захватывают более пятидесяти процентов; 3 компании, если они захватят 2/3 рынка для установленного продукта. В Стране Восходящего Солнца норма позволяет преобладать аналогичное место на рынке, возле которого один или часть 1-го основного генерального поставщика превышает 50%, или часть 2 основных генеральных поставщиков превышает 75%. В Англии и Франции организация признается доминирующей, если ее доля на рынке составляет всего 25% товарного рынка, в России - более 35%.

Закон «О конкуренции» (1991) установил количественные границы монопольной власти в России. Аспект этих лимитов определяет последующий размер доли рынка. Если управляющий элемент имеет рыночные доли в диапазоне от 65 до 100%, то его место признается преобладающим. Если часть хозяйствующего субъекта на товарном рынке имеет ценность в диапазоне от 35 до 65%, то доминирующее положение вводится и обосновывается антимонопольными органами. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке никоим образом не превышает 35%, его место никак не может быть признано доминирующим. Поэтому ограничения, налагаемые антимонопольным законодательством, не распространяются на этот контролирующий элемент.

В-3, в экономиках с сформировавшейся базарной сферой используются методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся государственные приложения, налоги, акции, национальные субсидии. Используя эти ссылки, страна может влиять на силу конкуренции в различных секторах и секторах рынка.

Основной особенностью нормативно-ориентированного регулирования конкуренции является стимулирование коммерческой инициативы компаний. С этой целью в национальной концепции субконтракта практикуются состязательные обстоятельства, налоговые льготы и субсидии используются для формирования ведущих производственных тенденций, которые играют особую роль в оказании помощи новым компаниям. Вновь созданные фирмы на самом деле представляют собой не только экономическую материальную помощь, но и информационную, консультативную помощь.

Осуществляя нормативно-ориентированное управление деловыми отношениями, лидерство изначально является лишь механизмом государственной помощи коммерции, с помощью усиления конкуренции, способствующей формированию базарной экономики.

В-четвертых, применяется антимонопольный контроль. Одним из направлений государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции является создание специального реестра субъектов хозяйствования с долей рынка определенного товара более 35%. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре субъектов предпринимательской деятельности с долей более 35% на рынке определенного товара» такой реестр ведется как в на уровне Федерации и регионов с целью подготовки информационной базы данных о таких субъектах хозяйствования. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры - Федеральной антимонопольной службы.

Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль деятельности по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребностей на рынке сбыта, качество продукции, а также регулирование цен государством.

Важным направлением поддержания рыночной конкуренции является государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений при приобретении долей (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

Сравнительный анализ российской и внешней антимонопольной политики

История развития антимонопольной политики в России

До перехода в начале 90-х. Для рыночной экономики в России вообще не было конкуренции. В течение десятилетий господствовала неограниченная государственная монополия, которая опиралась на методы прямого принуждения и командования.

Абсолютная рыночная монополия проявляется в двух направлениях:

  • государство монополизировало продажу основной массы товаров;
  • государство играло роль всеобъемлющей монопсонии, поскольку оно закупало основную массу сырья (сельскохозяйственное и т. д.).

Производство продукта было распределено Советом министров штата по крупным компаниям, и фактически каждая из них, с точки зрения западных экономистов, может быть отнесена к традиционной монополии. Конкуренция рассматривалась как непродуктивное использование социальных денег.

Характерной чертой российской монополии было давление производителя по отношению к покупателю. В СССР понятие это постепенно и упорно преследовало в жизни, что основные критерии для повышения производительности труда является квалификацией и насыщенность производства. В 1990 году из 1500 наименований продукта глобального промышленного использования 900 наименований были опубликованы единственным производителем в СССР, 200 наименований - двумя производителями. В машиностроении 87% из 6000 наименований продукции были изготовлены в 1 компании. На рынке искусственных волокон и нитей с 375 видами ассортимента 288 были сформированы бизнесменами-монополистами.

Высокая степень монополии является главной чертой российской экономики. Оригинальность внутренних преобразований была сформирована новыми соответствиями фактического раздела экономики, торгово-торговых и экономических разделов. Жесткая конкуренция за социальные средства и прибыль между секторами экономики привела к отрезанию полезных средств от экономики, оттока капитала в более интересные области посредничества торговцев и экономических действий. Ограничения спроса и строгая макроэкономическая стратегия заставили отечественные компании заметно почувствовать давление конкуренции. Тем не менее, было невозможно описать это как идеальное письмо, успешное письмо. В большей части ситуации у меня проблема монополистической конкуренции. Наряду с этим свободно практикуются нечестные соревнования, и криминальные фигуры нередки. После дефолта 1998 года развитие конкурентной сферы в этом секторе экономики значительно улучшилось. Первостепенными проблемами в создании конкурентной сферы в России были признаны сдерживание базарного правительства безусловных монополий и формирование культурных конфигураций конкурентной борьбы. 

Правовая база поддержки конкуренции формируется пакетом законодательных и нормативных актов. Согласно пункту 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, страна гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Для создания и развития предпринимательства и конкуренции государственные, муниципальные и частные формы собственности признаются и защищаются в равной степени.

Конституционные принципы существования конкурентных рынков получили дальнейшее развитие в ст. 1 ГК РФ, в других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равенства субъектов хозяйствования, защиты частной собственности закреплены в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов хозяйствования, в правилах о имущественные права, обязанности и т. д. Принцип свободы договора, являющийся важнейшим правовым условием рыночной конкуренции (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), реализован в других нормах Гражданского кодекса Российской Федерации ( по сделкам, контрактам и т. д.).

В 1991 году был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который должен был ограничить монополистическую деятельность. В этом он отличался от аналогичных законов американского типа, где монополии формально запрещены.

Этот нормативный документ никоим образом не отражал специфику экономики Российской Федерации, структуру ее управления и, кроме того, характерные черты правовой организации. Это выражалось в том, что наряду с ограничением монополистической работы предпринимателей - субъектов хозяйствования учитывается прекращение монопольно-монополистической деятельности (действий, контрактов) организаций государственного управления и управления.

Были введены следующие основные определения:

  • конкурентная борьба - конкуренция хозяйствующих субъектов, если их независимое влияние качественно ограничивает вероятность того, что кто-либо с их субъективным влиянием в единообразных условиях призовет товары на подходящий товарный рынок;
  • недобросовестная конкуренция - всевозможные воздействия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение положительных сторон в деловой деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, традициям делового самовыражения, условиям честности, рациональности и правды и имеют все шансы нанести или иметь причинение убытков другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесение ущерба их активной репутации;
  • доминирующее место - редкое место хозяйствующего субъекта или многих хозяйствующих субъектов на рынке для продукта, который никак не имеет суррогата, или продуктов перестановки (тогда - установленного продукта), что дает ему (им) вероятность оказывать основное влияние в единых обстоятельствах на обращение товара на подходящий товарный рынок или препятствовать выходу на рынок других хозяйствующих субъектов. Доминирующим положением признается место хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке для установленного продукта составляет 65% или более;
  • монополистическая работа - воздействия (бездействие) хозяйствующих субъектов, противоречащие антимонопольному законодательству, направленные на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Наряду с общепринятыми стандартами, устанавливающими запреты на осуществление монопольных влияний (для достижения соглашения) и обязательства в связи с их патологией, норма устанавливает различные меры в соответствии с содействием в создании небольших и посредственных компаний, разделением монопольных зданий, отделение их скелетных единиц от крупных монополизированных компаний.

Закон делится на 2 части: репрессивные (запреты и наказания) и творческие (помощь новым финансовым структурам, предварительный надзор необходим для образования крупных компаний и их обществ). 

При разработке Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были приняты и другие нормативные документы в России. Это Федеральные законы «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от июня 14, 1995 г. № 88-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1996 г.), Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли» от 29 января 1992 г. № 65, Указ Указ Президента Российской Федерации «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 г. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» от 28 февраля 1995 г. № 220 Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ и др. Эти нормативные акты заложили правовую основу существования и развития конкуренции в российской экономике.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 191 утверждена Государственная программа по демонополизации экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации. Установлены цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общегосударственной политике экономических реформ. Были установлены этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задачи и меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также ограничения в этой области.

Установлено, что целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Важнейшей задачей было снизить концентрацию производства и создать необходимые условия для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров и услуг.

Зарубежный опыт антимонопольной политики

Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики являются США. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории экономических секторов, где часто возникает естественная монополия. В то же время они не национализированы, и компании, работающие в них, пользуются полной или значительной независимостью от государственных органов в вопросах построения внутренней системы организации производства и принятия инвестиционных решений.

В основе комплекса национальных аспектов, которые формируют антимонопольного политика AMERICA, было принято универсальное мировоззрение, в соответствии с которым достигается самое тонкое благосостояние людей, если у них есть вероятность свободно делиться своими продуктами и предложениями в конкурентный рынок. Кроме того, признается, что в случае, когда транзакции в соответствии с подобным обменом всегда начинают заключаться в степени ценности, установленной в результате конкурентных войн между поставщиками товаров и услуг, в этом случае общественность полностью приобретет более Значительное количество материальных удобств, а не в том случае, если элемент подобных сделок начнет состоять из цен, которые отклоняются от конкурентных в сторону, а также завышение, таким образом (и занижение. Конкурентный рынок, аналогичным образом, является многоцелевым регулятором общественного производства, его соотношений. Далее следует проблема того, что делать и в котором, помимо прочего, справедливо принимать решение непосредственно покупателем, предъявляя потребность на рынке тех или иных виды товаров и услуг. 

Объектом антимонопольного регулирования являются действия фирм и институциональная структура экономики. Последний, в соответствии с общепринятыми антимонопольными стандартами, должен быть «эффективным», в этом случае потребуется следующий набор ресурсов, находящихся в указе сообщества, чтобы максимизировать численно и улучшить в высококачественной связи производство удобств, используемых среда. Таково, по их мнению, устройство, которое состоит из экономически и де-юре независимых товарищей из друзей, которые создают конкуренцию между собой на рынке фирм, любая из которых лично определяет тип создаваемого продукта и размер его выпуска. Влияние антимонопольного законодательства усиливается на структуру единиц домашнего хозяйства, их финансовые действия и ряд конфигураций отношений между ними.

Наиболее важные принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде коммерческого права США под названием «Антимонопольное законодательство». Он основан на трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890).

Этот закон составляет ядро ​​антимонопольной политики в экономической жизни США. Вне закона это «любой договор и любая ассоциация в форме траста или в любой другой форме, а также секретное соглашение, направленное на ограничение торговли между государствами или с иностранными государствами». В этом законе также говорится, что "каждый человек, который монополизирует или пытается монополизировать ... любую отрасль торговли между несколькими государствами или с иностранными государствами, будет считаться преступником". Поправка 1974 года к этому закону определяет нарушение его статей как "серьезное преступление".

Согласно этому закону, федеральное правительство США имеет право подавать в суд на фирмы и коммерческие предприятия, с целым рядом возможных штрафов, от денежных штрафов до тюремного заключения, и последнее стало широко распространенным после внесения поправки 1974 года. Действия фирмы-нарушителя могут быть предметом судебного запрета, и в исключительных случаях суд может распорядиться о децентрализации и разделении фирмы на ряд малых предприятий.

Кроме того, все лица, которые считают, что они понесли убытки в результате нарушения кем-либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, если требования будут признаны обоснованными, могут получить компенсацию, в три раза превышающую стоимость ущерба. вызвал их. Такие случаи в последнее время стали довольно распространенной практикой за рубежом в деятельности судебных органов.

Закон Клейтона (1914) и Закон Федеральной торговой комиссии.

Федеральное правительство, которое курировало реализацию Закона Шермана, в ряде случаев преуспело в реализации антимонопольных программ. Самыми запоминающимися вехами на этом пути являются демонополизация и сокращение размеров Standard Oil и American Tobacco в 1911 году. Однако в это время ряд должностных лиц выразил сомнение в комплексности действий, регулируемых Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не сказано о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивающие конкуренцию на свободном рынке, интерпретировались здесь неопределенно и неоднозначно.

Поэтому в 1914 году был принят закон Клейтона, основные положения которого гласят:

  • практически все формы дискриминации в ценовой политике были запрещены;
  • были введены ограничения на продажу и продажу товаров с обязательным ассортиментом;
  • было запрещено объединять фирмы путем приобретения акций конкурентов, если такие действия снижали конкуренцию;
  • Было запрещено совмещать должности в советах директоров различных фирм и предприятий.

Одновременно с Законом о Клейтоне Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополняет Закон о Клейтоне. Этот акт дал Федеральной торговой комиссии США - недавно созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае, были ли нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, FTC следит за рекламной практикой, чтобы защитить потребителей от лжи и обмана в этой области. Значение этого органа, скорее, заключается не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а в создании института, независимого от влияния монополистических структур, который имеет право возбуждать судебные разбирательства.

Закон Робинсона-Питмана (1936 г.) - запрет на ограничительную деловую практику в сфере торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и т. д.

К 1950 году была принята Поправка продавца-кефауэра к Закону Клейтона, которая прояснила концепцию незаконного слияния. Таким образом, слияния при покупке активов были запрещены. В то время как закон Клейтона блокировал горизонтальные слияния крупных фирм, поправка продавца-Кефаувер ограничивала вертикальные слияния.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования - экономическая практика компаний, работающих в различных отраслях и сферах торговли, - настолько многогранен, что не может быть полностью охвачен некоторыми специально разработанными правилами, формализованными в форме законов. Это объясняет определенное обобщение формулировок основных антимонопольных законов, неоднозначность их толкования судами при анализе конкретных дел и эволюцию подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, а также изменение приоритеты антимонопольного регулирования.

Различия между антимонопольными системами государств

Российская Федерация унаследовала от советской системы управления и контроля многие гигантские предприятия или даже целые, которые с переходом к рыночной экономике превратились в естественные монополии: среди них железнодорожный транспорт, нефтегазодобывающие предприятия, телеграф, телефонная и почтовая связь, электроэнергетика.

В Российской Федерации система монопольного регулирования только формируется и оказывает только всестороннее влияние на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области или оказывает функциональное воздействие на определенные аспекты экономической деятельности.

Свод нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на защиту конкуренции, заключается в следующем. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г.), 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в редакции от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Тогда второй из перечисленных законов был полностью отменен, а первый - в большинстве его статей, а основной Законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции».

Этот закон был направлен на снижение уровня рыночной монополизации. Кто-то запретил контракты между конкурирующими фирмами, которые в совокупности занимают доминирующее положение на рынке, если они могут привести к значительному сдерживанию конкуренции. В этой части запрещены контракты и согласованные влияния, направленные на утверждение и поддержание стоимости, реализуется точка рынков, ограничение доступа других компаний на рынок, отказ от решения соглашений с некоторыми трейдерами или потребителями. Кроме того, соглашения компаний, преобладающих на рынке, с их собственными поставщиками признаются бессильными, если эти соглашения приводят к существенному ограничению конкуренции. Норма позволила Антимонопольному комитету Российской Федерации сделать выводы о принудительном разделении компаний, входящих в структуру коммерческих монополий.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации было разработано в соответствии со сходством с антимонопольным законодательством Соединенных Штатов, среди которых финансовые реалии этих двух государств различаются на довольно мощном уровне. Проекты антимонопольного законодательства Российской Федерации и Соединенных Штатов имеют различия, и эти различия никоим образом не в пользу Российской Федерации. Таким образом (таким образом, законодательство Российской Федерации, в отличие от США, вызывает чрезмерную инициативу антимонопольного органа.

Изменения в законодательстве, используемые из-за рубежа, направлены на предотвращение преступлений естественными монополиями по их собственному доминирующему положению. Более выполнимые изменения регулирования представляют собой конкуренцию из-за монопольного рынка, управления общепринятыми мерами льгот и тарифного ограничения.

Регулирование конкурентных отношений в США признано в текущий период одним из самых групповых, строгих и эффективных в обществе. Из-за неопределенности общепринятых законодательных мер, которая усиливает сходство проектов прямого антимонопольного регулирования Российской Федерации и Америки, присутствуют цифры нечестной конкуренции, которые сводятся в законодательство Российской Федерации, такие как введение покупатели в недоразумении, невежливом сопоставлении по экономическому виду продукции, производимой или продаваемой ими, с продукцией других хозяйствующих субъектов, является незаконным использованием интеллектуальной собственности и т. д. Однако эти цифры нечестной конкуренции всегда не представлены объектом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно иными законами.

Сходство антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Соединенных Штатах заключается в том, что оно ориентировано на убеждение, несмотря на большие суммы денег. Однако если агентам крупных американских фондов удалось нейтрализовать влияние этого регулирования из-за расчета формирования института конфиденциальной собственности, сторонникам крупных фондов Российской Федерации нечего ответить на такое влияние.

Сходство между антимонопольными законами Российской Федерации и США допускается особо отмечать и, согласно другим, менее базовым пунктам. Это сходство выражается, например, в куче заметок, общепринятых мер, ограничений и наказаний.

Таким образом, антимонопольное заявление по определению может быть показано только очень крупным домашним хозяйствам. Однако добровольное расформирование такой компании опасно из-за освобождения значительного числа работников и, если у этого есть возможность, уничтожения большей части товарного рынка, для которого действия антимонопольного органа всегда выполняются напрямую.

Из-за неопределенности общепринятых законодательных мер, которая усиливает сходство структур прямого антимонопольного регулирования Российской Федерации и Соединенных Штатов, существуют цифры нечестной конкуренции, которые сводятся в законодательство Российской Федерации, такие как введение покупателей в непонимание, невежливое сравнение по экономическому типу пр товары, совершенные или проданные ими вместе с продукцией других субъектов хозяйствования, незаконное использование интеллектуальной собственности. Однако эти фигуры недобросовестной конкуренции всегда не представлены объектом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно иными законами.

Штрафы, наложенные Европейской комиссией и Министерством юстиции США, представляются большими из-за всей саги о деятельности иностранных антимонопольных организаций.

Важно отметить, что тот же североамериканский успех создан в 3-х столпах - Конституции США, Билле о правах человека и антимонопольном законодательстве, которое закрепляет демократические базовые принципы ведения бизнеса и полномочия человека в личной жизни. проблема.

Антимонопольный орган ЕС фокусируется на своем собственном приоритете в основном на базарной деятельности компаний; Надзор за структурой рынка имеет мало значения в концепции регуляторных элементов. Основные цифры и виды злоупотреблений: повышение (занижение) цен, ценовые бонусы, ограничение прав, отказ в поставке продуктов, дискриминационные обстоятельства при поступлении, явные ограничения.

В ЕС в качестве главной проблемы конкурентных политиков было установлено «создание порядка, обеспечивающего обстоятельства, при которых конкуренция на совокупном рынке достаточна для того, чтобы носить естественный характер».

Конкурентная стратегия в ЕС не существует отдельно, но формируется в рамках глобальной интеграционной ориентации, имеет прозрачный вид, всегда пробиваясь в сферу деятельности сотрудников разведки финансового рынка.

Федеральная антимонопольная служба России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Положение о Федеральной антимонопольной службе было принято Правительством России 29 июля 2004 года. ФАС России является федеральный орган исполнительной власти, который регулируется Правительством Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

Схожесть в характере основных антимонопольных законов России и США очевидна. Но если законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, то законодательные акты Российской Федерации направлены на разделение уже сложившихся бизнес-монополий, хотя эти законы схожи по содержанию. Другими словами, антимонопольное законодательство Российской Федерации никоим образом не отражает специфику условий российской экономики, которые принципиально отличаются от экономики США и, следовательно, не решают проблем, стоящих перед экономикой. В то время как американское законодательство в основном выражало интересы государства, раздраженное растущим влиянием крупного бизнеса, российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку в результате не допускается образование новых монополий. концентрации и централизации капитала «снизу». В этом главное отличие антимонопольного законодательства России и США: на самом деле они похожи, но, поскольку они действуют в разных условиях, они отражают интересы разных социально-экономических субъектов. Сходство между антимонопольными законами России и США можно различить и в других, менее принципиальных моментах.

Вывод:

Монополия предполагает рыночную структуру, в которой одна компания является поставщиком продукта, не имеющего аналога на рынке. Рынок, на котором доминирует монополия, резко контрастирует с независимым рынком, на котором многие конкурирующие продавцы и потребители делают предложение с целью продажи типизированного продукта. Потребители, желающие купить продукт монопольной компании, принимают только один источник поставки, а продукт монопольной компании не имеет аналогичных заменителей. Чистая монополия не имеет конкурирующих продавцов, которые конкурируют с ней на рынке, в результате чего предпринимательская компания имеет очень высокую вероятность воздействия на стоимость.

Монополия - это ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект может диктовать свои условия другим. Этот диктат может относиться к установлению монопольной цены, условий сделки, объема покупок и т. д. Монополия возникает, когда на рынке нет конкурентов.

Монополия обладает способностью обладать разными проявлениями фигуры. Это позволяет превосходить на рынке одну компанию. Такая государственная монополия существует, если на рынке есть только один торговец продуктом. Около этого объема компании нет никакого смысла никак. Даже незначительная организация имеет возможность быть монополистом на устоявшемся рынке. В этом смысле место монополии постоянно ограничено установленной землей.

На сегодняшний день антимонопольное законодательство создано практически во всех штатах с базарной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленности и торговле (ЮНКТАД), ценными бумагами Европейского финансового общества и другими учреждениями. Наряду со схожестью основных основ антимонопольного законодательства существуют государственные различия, которые никоим образом не относятся только к степени строгости тех или иных ограничений, но также различаются в правах и обязанностях государственных органов, которые обусловлены использование антимонопольного законодательства и организация санкций в связи с патологией.

Характерной чертой российской монополии было давление производителя по отношению к покупателю. В СССР понятие это постепенно и упорно преследовало в жизни, что основные критерии для повышения производительности труда является квалификацией и насыщенность производства. В 1990 году из 1500 наименований продукта глобального промышленного использования 900 наименований были опубликованы единственным производителем в СССР, 200 наименований - двумя производителями. В машиностроении 87% из 6000 наименований продукции были изготовлены в 1 компании. На рынке искусственных волокон и нитей с 375 видами ассортимента 288 были сформированы бизнесменами-монополистами.

Правовая база поддержки конкуренции формируется пакетом законодательных и нормативных актов. Согласно пункту 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, страна гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Для создания и развития предпринимательства и конкуренции государственные, муниципальные и частные формы собственности признаются и защищаются в равной степени.

Конституционные принципы существования конкурентных рынков получили дальнейшее развитие в ст. 1 ГК РФ, в других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равенства субъектов хозяйствования, защиты частной собственности закреплены в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов хозяйствования, в правилах о имущественные права, обязанности и т. д. Принцип свободы договора, являющийся важнейшим правовым условием рыночной конкуренции (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), реализован в других нормах Гражданского кодекса Российской Федерации ( по сделкам, контрактам и т. д.).

Наряду с общепринятыми стандартами, устанавливающими запреты на осуществление монопольных влияний (для достижения соглашения) и обязательства в связи с их патологией, норма устанавливает различные меры в соответствии с содействием в создании небольших и посредственных компаний, разделением монопольных зданий, отделение их скелетных единиц от крупных монополизированных компаний.

Российская Федерация унаследовала от советской системы управления и контроля многие гигантские предприятия или даже целые выросшие, которые с переходом к рыночной экономике превратились в естественные монополии: железнодорожный транспорт, нефтегазодобывающие предприятия, телеграф, телефон и др. почтовые услуги, электроэнергетика.

В Российской Федерации система монопольного регулирования только формируется и оказывает только всестороннее влияние на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области или оказывает функциональное воздействие на определенные аспекты экономической деятельности.