Антимонопольная политика в Российской Федерации

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ функционирования естественных монополий в России и стратегия их реформирования
Естественные монополии
Естественные монополии и их роль в российской экономике
Теневая экономика: сущность, виды, последствия


Введение:

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для российской экономики. Хорошо продуманные меры регулирования монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и улучшению экономики в целом. Именно из-за важности этого вопроса для современной России эта тема была выбрана для моего эссе.

В данной статье мы попытаемся наиболее широко осветить процесс формирования антимонопольной политики В России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере экономического регулирования, а также основные направления антимонопольной политики В России.

Большое внимание уделялось также понятию монополии и характерным чертам русской монополии в частности, как наследницы многих социалистических черт.

Понятие и сущность монополии

Существует два вида антимонопольной политики, антимонопольная политика в отношении естественных монополий и Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий микроэкономики. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, и в частности с ее реализацией в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, поскольку это многомерное понятие. Более того, это понятие настолько важно, что в мировой экономической теории существует даже такое понятие, как теория монополии.

В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трех аспектов: 

  • С точки зрения структуры рынка;
  • С точки зрения рыночного поведения;
  • С точки зрения рыночных результатов.

Рассматривая каждый из этих аспектов Отдельно, следует уточнить, что исходя из структуры рынка, можно дать следующее определение. Монополия - это такая форма рынка, при которой весь объем предложения приходится только на одного субъекта

Изучая монополию через призму этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в пределах которых определяется доминирование данного субъекта. Это пространство обычно называют индустрией.

Здесь, я думаю, уместно дать другое определение монополии.

Монополия - это когда в отрасли доминирует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Определяя монополию в терминах рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких как цена, реклама) В случае монополии субъект оперирует этими инструментами без учета конкуренции, а следовательно, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольшее внимание рыночным результатам, теория монополии отмечает, что в монополии результаты связаны со следующими факторами:

  • Монопольно высокие цены;
  • Ограниченная готовность монополии к инновациям.

Но поскольку понятие монополии очень важно для основной темы моей работы, антимонопольной политики, я считаю необходимым описать это понятие более подробно.

Итак, мы можем дать следующие признаки монополии: 

  • Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;
  • Произведенная продукция уникальна (то есть не имеет аналогов). 

Выход новых фирм на рынок практически невозможен из-за барьеров.

Для существования таких барьеров могут быть разные причины, например:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштаба производства;
  • Система лицензий на выполнение определенных видов работ, выбираемых государством;
  • Монопольное право собственности на использование определенных ресурсов связано с производством редкого товара (например, алмазов);
  • В естественной монополии важны условия производства и сама природа товара.

Недобросовестная конкуренция, то есть воздействие на потребителей способами, несправедливыми по отношению к конкуренту за счет большого бюджета и масштаба предприятия в целом.

Трудно получить полную информацию обо всем рынке в целом.

Формы монополии 

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, патентной защитой, Институтом авторского права и так далее. 

Естественная монополия возникает в отрасли, где долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок или даже превышает то количество, которое требует рынок по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В этой ситуации разделение выпуска продукции между двумя или более фирмами приведет к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, основанными на экономии масштаба, тесно связаны монополии, основанные на праве собственности на уникальные природные ресурсы, о чем говорилось ранее.

Открытая монополия - это монополия, в которой одна фирма (по крайней мере, в течение определенного периода времени) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной правовой защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новыми продуктами микро-и макроэкономики.

Но это деление не означает, что все монополистические предприятия обязательно должны принадлежать только к одному из этих типов. Эта классификация во многом условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким типам монополий, например, фирмы, обслуживающие телефонную систему, а также электрические и газовые компании, которые могут быть классифицированы как естественные монополии (поскольку существует эффект экономии от масштаба) или закрытые монополии (поскольку существуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии можно считать открытыми, поскольку правовые барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть сняты судом, а преимущества естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии также подвержены конкуренции со стороны возможных продуктов-заменителей.

Также важно определение простой монополии, то есть монополии, которая в любой момент времени продает свой продукт по одной и той же цене своим клиентам.

Ученые выделяют несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в будущем, таких как: 

  • Недопроизводство продукции;
  • Перезарядка; 
  • Монополистические предприятия не получали высоких монопольных прибылей.

х-неэффективность, то есть бесхозяйственность бизнеса, ведущая к росту издержек выше объективно определенного уровня.

Особенности монополии в России

Так что монополия существует во всем мире. Но Главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что он сложился как наследник государственной монополии социалистического хозяйства.

Социалистическая экономика была единым народнохозяйственным комплексом, в котором каждое предприятие не было полностью автономным, а являлось составной частью национальной структуры. То есть своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на комплексном планировании политики, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной из своих частей. В рамках этой экономики существовала монополия центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности были установлены такими предприятиями, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. В то же время удовлетворение потребностей всей страны в том или ином виде продукции зачастую поручалось только одному или двум заводам.

Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственно заниженных цен на энергоносители, сырье и транспорт проекты даже нерационально крупных микроэкономических заводов выглядели вполне прибыльными.

Другой причиной было удобство централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются национальными плановыми органами, управляемость экономики обратно пропорциональна количеству производственных единиц.

Но я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сравнивать с ее капиталистическими аналогами. Есть различия между советской монополией и капиталистической.

Не имея самостоятельности ни в выборе объема производства, ни в установлении цен, советские монополистические предприятия не могли осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.

Деятельность советских монополистических предприятий не вызывала многих из описанных выше последствий монополизации, а именно, не было недопроизводства товаров, завышенных цен, и предприятия не получали монопольной прибыли.

Капиталистические монополии возникли главным образом снизу, в результате конкурентной борьбы, в то время как социалистические монополии были навязаны сверху и действовали в неестественных условиях.

В капиталистических странах ведущее предприятие, использующее передовые технологии и обладающее значительным научно-техническим и производственным потенциалом, чаще всего становится монополистом. При социализме монополии часто возникали с отсталой технологической базой.

Капиталистические монополии, участвующие в международном разделении труда, вынуждены повышать конкурентоспособность, улучшать качество продукции, приравнивать ее к образцам, что положительно сказывается на внутреннем рынке, социалистические же ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

Такое следствие монополизации, как Х-неэффективность, было чрезвычайно сильным. Свидетельством этого в СССР были завышенные затраты (в частности, энергозатраты и материальные затраты, которые значительно превышали мировой уровень), низкое качество продукции и медленные темпы ее обновления.

Положение монополистов усиливалось общим дефицитом экономики. В условиях фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста практически исчезла.

Советская экономика была гораздо более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных экономик, поэтому монопольные позиции предпринимателей также были защищены от иностранных конкурентов. Из-за этого качество и новизна продукции сильно пострадали.

В результате начала рыночных реформ в России резко усилились монополистические тенденции. Этот рост был во многом обусловлен распадом СССР и ослаблением экономических связей с бывшими советскими республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, которые не были единственными производителями внутри СССР, но стали таковыми на сокращенной территории.

Стало ясно, что необходимо разработать антимонопольную политику.

Формирование антимонопольной политики В России 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  • Содействие развитию предпринимательства;
  • Разработка конкурентных принципов;
  • Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Существует два метода антимонопольного регулирования, прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предотвращающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А меры косвенного регулирования включают в себя главным образом финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть практически любой антимонопольной политики заключается в использовании преимуществ крупномасштабной экономики и нейтрализации ее побочных эффектов, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и других рынках.

Специфика российских монополий отразилась и на специфике законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы не допустить удушения конкуренции, начало вводить ограничительные правила. Российское конкурентное право развивалось в условиях сильных монополий и только зарождающихся рыночных отношений.

Основные направления антимонопольной политики В России

Пожалуй, самой важной из всех мер антимонопольной политики В России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, нарушающим антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, а также на действия органов государственной власти и управления, которые могут негативно повлиять на развитие конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты на соглашения, ограничивающие конкуренцию, и запреты на злоупотребление доминирующим положением предприятиями. Такое злоупотребление является наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий контракта, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что более трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Этот же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товары из оборота для создания или поддержания дефицита или повышения цены, навязывать контрагенту невыгодные для него условия договора или не связанные с предметом договора, включать в договор дискриминационные условия, ставящие контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или выходу) других предприятий, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что, что можно производить или поставлять желаемый продукт.

Аналогичным образом, российское антимонопольное законодательство стремится запретить заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, и к ним относятся: 

  • Соглашения, препятствующие выходу на рынок других предприятий;
  • Отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
  • Соглашения о разделе рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
  • Цена договора.

Наряду с запретами на заключение соглашений, наносящих ущерб конкуренции, и на злоупотребление доминирующим положением, контроль за экономической концентрацией применяется для борьбы с ограничениями конкуренции. Это происходит в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и ассоциаций, либо когда появляется возможность для группы организаций проводить согласованную политику на рынке.

Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно должно получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Российское антимонопольное законодательство не допускает действий или сделок, которые могут привести к установлению или расширению рыночной власти коммерческой организации, если только негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий в конкурентную борьбу с зарубежными фирмами.

Но, в то же время, зачастую создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций зачастую происходят с нарушением антимонопольного законодательства

В целом можно сказать, что контрольная деятельность Антимонопольного органа пока недостаточно эффективна. Она не вовлекает отраслевые министерства в проведение конкурентной политики в отраслях промышленности, не обладает следственными полномочиями (в отличие, например, от японской комиссии по добросовестной торговле), и ей трудно получить необходимую информацию. Соглашение между вас и Государственной налоговой службой об обмене информацией и оказании помощи друг другу практически не реализуется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, согласно которой лицо, виновное в установлении монопольных ограничений конкуренции, может быть лишено свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья также не работает, поскольку предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Запрет недобросовестной конкуренции также важен для антимонопольной политики.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на получение преимуществ, противоречащие закону, деловой практике, требованиям добросовестности, разумности и справедливости и повлекшие (могут повлечь) убытки конкурентов или повредившие их деловой репутации. Речь идет о распространении ложной, недостоверной или искаженной информации, которая может привести к убыткам или ущербу, введению потребителей в заблуждение о характере, способе, месте изготовления, потребительских свойствах и качестве товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. Недобросовестная конкуренция также включает получение, использование или разглашение научной, технической, промышленной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Антимонопольная политика также использует запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства органов государственной власти в деятельность предприятий. 
Однако органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в том числе необоснованно предоставляют льготы по ограничению создания предприятий, вводят ограничения на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают приоритет тех или иных договоров, произвольно устанавливают размер регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг иногородних предприятий.

Помимо уже упомянутых мер, реестр широко используется в российской политике в качестве инструмента антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются или исключаются из государственного реестра. 

Компании, являющиеся единственными производителями определенных видов продукции в России, должны быть включены в реестр. В нее входят, например, Брянский машиностроительный завод (изотермические вагоны), ООО (рельсосварочные машины, краны, фасовка) и так далее.

Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю только в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Система государственного регулирования 

Россия не избежала негативного влияния естественных монополий на рынок. В настоящее время в российской промышленности насчитывается четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа.

Первый проект закона "О естественных монополиях" был подготовлен сотрудниками российского Центра приватизации по поручению Государственного комитета Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект был доработан российскими и зарубежными экспертами и согласован с отраслевыми министерствами и компаниями (Минкомсвязь, Минтранс, Минтранс, Минэнерго, РАО Газпром, РАО ЕЭС России и др.), многие отраслевые министерства выступили против проекта, но ГКАП и Минэкономики сумели преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило в Госдуму согласованный со всеми заинтересованными министерствами законопроект.

17 августа президент подписал соответствующий закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, развернутой средствами массовой информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое внимание было уделено финансовым показателям газовой отрасли, возможности совершенствования государственного бюджета в результате повышения налогообложения РАО Газпром и отмены льгот по формированию внебюджетного фонда и др.

Согласно закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, коммунальные и почтовые услуги.

Основными направлениями регулирования антимонопольной политики являются:

  • Регулирование цен, т. е. прямое определение цен (тарифов) или установление их максимального уровня;
  • Определение потребителей обязательных услуг и / или установление минимального уровня их предоставления.


Первоначальный проект закона предполагал, что регулирующие органы будут обладать высокой степенью независимости, члены их советов директоров, назначенные на длительный срок, не могут быть уволены по какой-либо иной причине, кроме как по решению суда, он предусматривал запрет на совмещение должностей членами советов директоров, владение акциями регулируемых компаний и т. д. Однако в окончательном варианте многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней нормативной практики зарубежных стран, были либо смягчены, либо сняты, что ставит под сомнение возможность принятия решений, достаточно защищенных от влияния различных политических сил.

Заключение

Итак, подводя итоги, можно сказать, что Антимонопольная политика в России еще недостаточно развита, но есть все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Более того, мы уверены, что Антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, самое важное для российской экономики на данный момент.

Как будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

Мы считаем, что именно разумная, четкая и уверенная реформа антимонопольной политики может помочь российской экономике совершенствоваться и совершенствоваться, во многом используя опыт развитых капиталистических государств. И если экономика будет развиваться, то жизнь российского населения в целом, безусловно, станет лучше.