Антиинфляционная политика: теоретические основы и практика осуществления в России

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчет о прохождении практики:

 

Как написать отчет о прохождении практики

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Современное состояние и перспективы развития розничной торговли
Отраслевой риск как разновидность риска
Проблема выбора в экономической теории
Моделирование валютных рисков

 


Введение:

Инфляция выступает в качестве одной из основных макроэкономических проблем для всех без исключения стран, и поддержание ее на приемлемом уровне является важнейшей задачей государственной макроэкономической политики. Высокий уровень инфляции приводит к ряду негативных социально-экономических последствий. Самое важное из этого должно быть сведено к минимуму, чтобы обеспечить динамичный экономический рост и развитие.

Сегодня во многих странах мира антиинфляционная политика является привилегией центральных банков и правительств. Именно эти государственные органы оказывают решающее влияние на денежное обращение, стоимость денежной массы и, следовательно, на инфляцию.

Среди прочего, причины инфляции не ограничиваются только денежным обращением и дисбалансом на финансовом рынке. Поэтому традиционная государственная антиинфляционная политика иногда не всегда достигает своих целей.

Кроме того, важнейшей задачей денежно-кредитной политики по предотвращению инфляции является создание благоприятных финансовых условий для экономического роста, что серьезно противоречит задаче минимизации инфляции.

Исходя из этого, выбор наиболее подходящих инструментов и методов антиинфляционной политики является очень серьезной научной и практической задачей, требующей комплексного подхода и очень глубокого анализа.

В современной рыночной экономике анализ антиинфляционных процессов особенно важен, поскольку именно инфляция оказывает негативное влияние на социально-экономические процессы любого государства.

В зарубежной и российской экономической литературе широко представлены основные темы антиинфляционной политики.

Сущность и виды инфляции. Теоретические основы антиинфляционной политики

Сущность инфляции, ее основные виды и причины

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира и негативно влияет на все аспекты жизни общества. Это явление присуще рыночной экономике.

Термин происходит от латинского «inflatio», что означает «вздутие живота, отек». Инфляционные признаки начали появляться с широко распространенным распределением денег в экономической жизни.

Согласно косвенным признакам, таким как быстрый рост заработной платы и цен, есть основания утверждать, что инфляция наблюдалась в Древней Греции (330 г. до н.э.) во время завоевания Ирана Александром Великим и Древним Римом (301 г. до н.э.). При Э. Диоклетиане устанавливается контроль над ценами около 1000 товаров.

Этот термин впервые был использован для характеристики экономики во время войны 1861-1865 гг. В северной америке. В XIX в. В Великобритании и Франции термин «инфляция» использовался для описания чрезмерного роста денежной массы, которая является причиной обесценивания. Наконец, этот термин был введен в научный оборот, чтобы теоретически отразить определенное состояние экономики после Второй мировой войны.

Во второй половине прошлого века в экономике появился многофакторный подход к инфляции.

 

Они начали думать об инфляции не только как о денежном, но и как общем экономическом явлении, потому что динамика денежных параметров определяется процессами, лежащими в основе общественного воспроизводства и экономической политики. Проблема инфляции касается всех, затрагивает условия и качество жизни большинства населения, кроме того, инфляция является одним из важнейших макроэкономических показателей во многих странах мира, которые влияют на процентные ставки, обменный курс, потребительский и инвестиционный спрос.

Неконтролируемый рост цен, рост реальных доходов населения, покупательной способности, стоимости и качества жизни и т. д. Это сильно влияет на социальные аспекты, в том числе.

Антиинфляционная политика: теоретические основы и практика осуществления в России

Он показывает эффективность экономической политики, такую ​​как способность государства контролировать инфляционные процессы, денежно-кредитная политика, степень развития механизмов саморегулирования, стабильность и динамизм всей экономической системы.

Существуют разные взгляды на природу и причины инфляции, но преобладают два аспекта: первый рассматривает инфляцию как явление, возникающее из-за нарушения законов денежного обращения, второй - это макроэкономическое явление, возникающее из-за нарушения темпов общественного воспроизводства, и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением товаров.

Наиболее распространенным является понимание инфляции как такой ситуации в экономике; количество обращающихся денег здесь превышает потребность в них. Результатом такого несоответствия между денежной массой и общей стоимостью товаров является обесценивание валюты и общее повышение цен на товары и услуги.

Следовательно, инфляция является сложным многосторонним явлением, следствием дисбаланса, вызванного комплексом внутренних и внешних причин, взаимодействия факторов в сфере производства и обращения денег.

На основе анализа мировой практики можно выделить следующие виды инфляции в зависимости от причин быстрого роста цен и обесценивания денег:

  • административная инфляция;
  • инфляция затрат;
  • инфляция цен и зарплата по спирали;
  • инфляция спроса.

Наиболее важные внутренние причины инфляции:

  1. Нарушение темпов воспроизводства между производством и потреблением, сбережениями и потреблением, спросом и предложением, оборотным предложением денег и суммой цен на товары;
  2. Чрезмерная проблема бумажных денег, которая нарушает законы денежного обращения;
  3. Значительное увеличение дефицита государственного бюджета и государственного долга из-за неэффективных государственных расходов;
  4. Милитаризация экономики, которая направляет значительную часть ресурсов в оборонную промышленность и ведет к неадекватному производству товаров народного потребления;
  5. Увеличение налоговой нагрузки на производителей;
  6. Превышать темпы роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Внешние факторы инфляции связаны с усилением конкуренции на мировых рынках капитала, товаров и услуг, рабочей силы, расширением международных валютных отношений и ростом интернационализации экономических отношений между государствами, а также с глобальными структурными мировыми кризисами.

Традиционно все теоретические концепции инфляции можно разделить на две: экономические и неэкономические.

Типы инфляции

Инфляция бывает разных типов. Например, инфляция была скрыта в Советском Союзе. Государственное регулирование цен привело к дефициту товаров, исчезновению товаров с прилавков магазинов и, как следствие, развитию спекуляций и теневого рынка.

Ползучая инфляция - инфляция развивается постепенно, когда цены растут незначительно (не более 10% в год). При умеренной инфляции предприниматели и финансовые институты все еще могут адекватно реагировать на изменения рынка. Правительство может соответственно реагировать, изменяя свою социально-экономическую политику.

Сторонники кейнсианской теории склонны считать, что умеренная инфляция способствует экономическому развитию, стимулирует предпринимательскую деятельность и не оказывает вредного влияния на экономику. Характерной чертой ползучей инфляции является ее предсказуемость, время, необходимое для маневрирования и координации промышленного и финансового капитала.

Умеренная инфляция (2-5% в год) не считается негативным фактором в развитых западных странах. Наоборот, считается, что он стимулирует развитие экономики и придает ей необходимый динамизм.

Скачущая инфляция, когда цены стремительно растут - в годовом исчислении 10-100%. На скачкообразной стадии уже происходит сокращение производства и сокращение товарооборота, инвестиционные стимулы теряются, отток капитала из производственной зоны в зону обращения.

Симптомы галопной инфляции:

  • предприниматели постоянно повышают цены;
  • банки постоянно увеличивают свои кредитные сборы, покупательная способность населения бесконтрольно падает;
  • экономика находится в фазе такой интенсивности, когда достигается регулирование и координация межотраслевых отношений;
  • постоянно корректирует социальную политику.

Если экономика не осталась на уровне инфляции, а вторая продолжает ускоряться, это происходит в виде гиперинфляции. Если инфляция скачка указывает на кризис в денежной системе, гиперинфляция, скорее всего, ее крах. Гиперинфляция - когда инфляция растет астрономически - достигает 1-2% в день, 1000% или более в год. Это означает глубокий и социальный кризис в стране.

В условиях гиперинфляции:

  • экономические связи разрушаются;
  • бизнес обанкротился;
  • предприниматели прекращают свою деятельность.

Гиперинфляция в основном затрагивает население. Он теряет все свое доверие к национальной валюте и обещаниям правительства.

Инфляционные ожидания создают инфляцию, даже если нет объективных предпосылок для ее реализации. Таким образом, инфляционные ожидания только усиливают инфляционный процесс. Спрос спешит, цены постоянно растут, деньги быстро теряют ценность, люди пытаются избавиться от них как можно скорее, разворачивая гиперинфляционную спираль.

Сбалансированная инфляция - это тип инфляции, при котором цены на товары в разных товарных группах не отличаются друг от друга. Цены на большинство товаров и услуг довольно медленные и тоже растут.

Несбалансированная инфляция - когда уровень цен в разных товарных группах меняется на разные проценты для каждого вида товара.

Ожидаемая инфляция, как правило, является легкой инфекцией, которую можно прогнозировать на любой период. Зачастую это является результатом прямых антиинфляционных действий правительства.

Инфляция спроса - дисбаланс между спросом и предложением на стороне спроса возникает из-за дисбаланса между общим спросом (AD) и чрезмерным общим спросом между общим предложением (AS).

Инфляция предложения (себестоимости) возникает в результате резкого увеличения себестоимости или уменьшения общего предложения. Рост затрат на единицу продукции в экономике приводит к снижению прибыли. Это побуждает производителей сокращать объемы поставок с ростом цен.

Причинами увеличения затрат являются цены на сырье, энергоносители, заработная плата, олигополистическая ценовая политика, экономическая и финансовая политика государства и т. Д. Может быть. Увеличение себестоимости продукции на единицу продукции в экономике уменьшает прибыль и объем производства, которые предприниматели готовы предложить с текущим уровнем цен. В результате общее предложение товаров и услуг уменьшается, что повышает уровень цен.

Инфляция предложения (затрат) имеет два основных источника:

  1. Рост номинальной заработной платы. Во время мирового сырьевого и энергетического кризисов из-за инфляции наблюдался непредсказуемый рост цен на энергоносители и сырье. Увеличение заработной платы, соответственно, влияет на рост цен из-за растущих издержек и заставляет их пересматривать, чтобы повысить ставку заработной платы. Таким образом, существует «вращающаяся спираль инфляции»: «заработная плата» - «уровень цен» и т. д. Несмотря на различия в его происхождении, инфляция спроса и инфляция предложения (издержки) способны взаимозаменяемости.
  2. Административную инфляцию используют государственные органы, различные союзы и ассоциации, частные лица и т. д. Административная инфляция, тарифы на железнодорожный транспорт, плата за почтовые услуги, связь, коммунальные услуги, повышение ставок налога на импорт и т. д.

Инфляция в спирали цен и заработной платы по своей природе аналогична административной инфляции и инфляции издержек, поскольку она приводит к увеличению предложения заработной платы (особенно для работников государственного сектора), что приводит к увеличению денежной массы и увеличению производственных затрат. Соответственно, это приводит к росту цен на большинство продуктов питания и промышленных товаров. В отличие от этого, рост цен требует индексации заработной платы, закрывая тем самым замкнутый круг.

Стагфляция - это инфляция со стагнацией производства, а также ростом цен и безработицы.

Реверс инфляционного процесса называется дефляцией. Термин «дефляция» происходит от латинского «deflatio» и означает «дуть» в переводе. Замедленная инфляция называется дезинфекцией.

С экономической точки зрения дефляция - это стабильное и долгосрочное снижение цен. В дефляционных условиях предприниматели и домашние хозяйства получают сильный стимул сокращать расходы и экономить наличные, поскольку со временем и со временем больше денег будет дороже, а это означает, что покупательная способность возрастет.

Неизрасходованные деньги одних организаций означают, что их товары и услуги не могут быть проданы другим. Желание хранить деньги наличными мешает предприятиям и банкам погасить свои долги. Все это подрывает доверие к финансовому сектору, вызывая увеличение числа банкротств, что приводит к новому накоплению денежных средств. Накопленные денежные средства не превращаются в потребительский или инвестиционный спрос.

Это сопровождается снижением общего спроса, на который будет отвечать объем бизнеса за счет сокращения объема производства и увеличения безработицы. «Парадокс спасения», который переводит экономику в депрессивное состояние, отчетливо виден. В современном мире процессу дефляции в некоторой степени способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, произведенным странами с более низкими издержками производства и более низкими ценами. Как показывает мировой опыт, выйти из спирали рецессии-дефляции так же сложно, как преодолеть инфляционные тенденции.

Стабильное, устойчивое экономическое развитие и эффективная денежно-кредитная политика способствуют снижению инфляционных ожиданий. Какими бы ни были причины для основных импульсов, любое повышение цен требует увеличения денежной массы и увеличения денежного обращения.

Современная инфляция - это не аномалия, а следствие и способ разрешения врожденных противоречий в общественном воспроизводстве.

Инфляция в России: состояние, причины, пути решения проблемы

Состояние инфляции в России, основные факторы и пути ее снижения

Долгое время инфляция и рост цен остаются предметом беспокойства не только для правительства и Центрального банка России, но и для каждого гражданина Российской Федерации. Правительство принимает различные меры для снижения инфляционных процессов и их стабилизации.

Факторы, вызывающие инфляцию в России, очень разнообразны.

Прежде всего следует подчеркнуть одну из основных причин инфляции в России - денежную. Таким образом, как уже упоминалось, скорость обращения денежной массы влияет на уровень инфляции.

Увеличение денежной массы в России обусловлено главным образом следующим:

  • Активное использование внутренних заимствований для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • В результате расширения кредитной системы и чрезмерных инвестиций в некоторые отрасли экономики она превосходит рост заработной платы по отношению к производительности труда.

Кроме того, из-за увеличения объема денежной массы в обращении спрос на растворители увеличивается, в результате чего увеличивается средний уровень цен.

Динамика роста в значительной степени обусловлена ​​растущим давлением на цены на продовольственные товары из-за засушливых условий прошлого года и в некоторой степени повышением акцизов и других факторов.

 

Среди неденежных причин, влияющих на уровень инфляции в России, прежде всего следует выделить следующие:

  • Во-первых, растет стоимость производства продукции, например, в государственном регулировании цен на электроэнергию, газ, железнодорожный транспорт, коммунальные услуги и обрабатывающую промышленность.
  • Во-вторых, существуют так называемые инфляционные ожидания, которые имеют значительную инерцию в России.
  • В-третьих, в России часто наблюдается сближение внутренних и мировых цен, что является причиной постепенного роста внутренних цен в России.

Давайте проанализируем данные РФ за 2013 год. В первом квартале года годовая инфляция на 4,4% и на 0,5 пункта выше, чем в предыдущем квартале.

В первом квартале 2013 года годовой уровень базовой инфляции составил 4,0%. Этот показатель на 0,4 пункта выше, чем в предыдущем квартале. Годовой уровень инфляции и уровень базовой инфляции продолжали соответствовать уровню 5,0 ± 1,5%, который был определен в соответствии со среднесрочной стратегией денежно-кредитной политики.

В I квартале 2013 года уровень роста денежных агрегатов увеличился, в среднем среднеквартальный показатель составил 25,6% для М2 и на 2,9 пункта выше уровня, зафиксированного в предыдущем квартале.

Одной из важнейших задач денежно-кредитной политики Банка России считается задача снижения темпов роста потребительских цен до 5-6% в 2013 и 2015 годах. - до 4-5%.

По мнению Центробанка России, реализация денежно-кредитной политики будет зависеть от управления процентными ставками денежного рынка путем предоставления ликвидности и снятия в будущем. Следующей важной стратегической задачей должно стать повышение доверия к Центральному банку России как организации, которая надежно поддерживает стабильность цен, что в конечном итоге послужит основой для более успешного управления инфляционными ожиданиями экономической системы.

Обзор основных инструментов и методов государственной антиинфляционной политики

Одним из наиболее сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления этим неясны, противоречивы в своих результатах. Чтобы следовать такой политике, диапазон параметров может быть очень узким: с одной стороны, необходимо создать условия для ограничения ослабления инфляционной спирали и, с другой стороны, для продолжения стимулирования производства и для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование ряда мер, которые помогают в некоторой степени сочетать рост цен (незначительный) со стабильностью доходов. Инструменты и методы, используемые для контроля инфляционного процесса, различаются в зависимости от его характера и степени, характеристик экономической ситуации, характеристик экономического механизма, характера инфляции и основных факторов, которые являются основными причинами развития инфляционных процессов. На самом деле действует не одна, а совокупность причин и связанных с ними факторов, методы борьбы с инфляционным процессом часто бывают сложными, постоянно обновляются и корректируются.

Антиинфляционная политика - это система целей и инструментов воздействия на макроэкономическую ситуацию с целью достижения гармонии между темпами роста денежной массы и темпами роста товаров. Стоит отметить, что инфляция как макроэкономическое явление не может быть преодолена раз и навсегда усилиями правительства конкретной страны, поскольку она вызвана как циклическими колебаниями в экономике, так и внешними факторами, независимыми от желаний и желаний властей.

Есть две стратегии борьбы с инфляцией. Сторонники адаптируют инфляцию, учатся жить в условиях, налогах, заработной плате, займах и т. д. Они считают, что индексирование должно ограничивать его вредное влияние на экономику. Это политика регулирования цен и доходов, которая связывает рост доходов с ростом цен. Одним из инструментов является индекс доходов, который определяется уровнем прожиточного минимума, соответствующим динамике индекса цен. Могут быть установлены ограничения для увеличения зарплат или замораживания, чтобы включить неблагоприятные события, и кредиты могут быть ограничены.

Поклонники другой стратегии видят инфляцию как зло для экономики. Эта политика в первую очередь направлена ​​на сокращение дефицита бюджета, ограничение кредитной экспансии и сокращение денежной эмиссии.

По денежным рецептам используется таргетирование - регулирование роста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпами роста ВВП), а также ряд других методов регулирования инфляции. Адаптируемая политика может быть принята при условии, что уровень инфляции не превышает 20-30% в год.

Влияние адаптивной политики на экономику:

  • постепенное ограничение денежной массы;
  • индексация денежных доходов;
  • уравновешивание инфляционных ожиданий;
  • усиление регулирования цен и доходов;
  • заключение соглашений с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы.

Активная политика включает резкое (шоковое) сокращение денежной массы. Чаще всего его используют при гиперинфляции.

Активная политика реализует следующие группы действий:

  • прямые денежные методы:
  • контроль за эмиссией денег;
  • запрет государственного бюджета на долевое финансирование;
  • существующий контроль за количеством денег в обращении посредством операций на открытом рынке;
  • проведение денежной реформы без конфискации по типу конфискации денег.

Помимо общих способов воздействия на инфляцию, существуют также способы воздействия на определенные виды инфляции (формы).

К ним относятся средства, направленные на борьбу с инфляцией спроса и инфляции предложения (стоимости).

К методам против инфляции спроса относятся следующие меры:

  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налога;
  • сокращение дефицита бюджета;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики;
  • балансировка обменного курса.

Методы борьбы с инфляцией предложения (стоимости):

  • ограничение роста факторных доходов и цен;
  • ограничение монополии и защита конкурентной среды;
  • снижение налогов на бизнес и граждан;
  • проблема денег в ожидаемом росте потенциального неинфляционного уровня производства денег;
  • усиление мотивации к работе через изменения в социальной политике.

На самом деле невозможно замедлить инфляцию, не вызвав падение ВВП.

Основной отраслью антиинфляционного регулирования экономики в развитых странах является денежно-кредитная политика, осуществляемая центральными банками в тесном сотрудничестве с правительством.

Денежно-кредитная (денежно-кредитная) политика представляет собой ряд форм и инструментов воздействия государства на денежную массу для достижения баланса между денежной массой и спросом на них.

Основная цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы определить спрос на реальные деньги со стороны экономических агентов и обеспечить инфляцию, связанную с денежной составляющей, а также предложение денег, соответствующее запланированному росту производства, без ущерба для стабильности национальной валюты и денежного рынка в целом.

Теоретической основой реализации денежно-кредитной политики являются кейнсианские и монетаристские концепции, которые по-разному определяют механизмы воздействия на макроэкономическую ситуацию.

Согласно концепции кейнсианской денежно-кредитной политики:

  1. Денежно-кредитная политика менее эффективна, чем финансовая ситуация;
  2. Изменение денежной массы может косвенно повлиять на общие расходы путем изменения процентной ставки;
  3. Существуют некоторые ограничения на процентную ставку денежной массы и влияние процентных ставок на уровень инвестиций;
  4. Колебания денежной массы влияют на процентную ставку, которая определяет уровень инвестиций. И наоборот, инвестиции, которые являются элементом общих затрат, влияют на общий объем производства.

Рост денежной массы вызывает ускорение инфляции;

  • Поскольку предложение валюты (формула Фишера) основывается на MV = PY, изменение предложения денег напрямую влияет на общие затраты;
  • Управляя денежной массой, вы не можете влиять на процентную ставку;
  • Основным способом стимулирования экономики должно быть не стимулирование увеличения денежной массы, а увеличение структурных изменений и производственных мощностей в экономике.

Реализация денежно-кредитной политики предполагает использование определенных методов и средств воздействия в экономике.

Денежно-кредитная политика определяется правительством, но она вводится центральным банком в жизнь.

Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику, напрямую влияя на предложение денег:

  • предложение денег;
  • ограничение суммы кредита, предоставляемого Центральным банком правительству и коммерческим банкам;
  • прямое регулирование процентной ставки.

Существует три канала выпуска современных банкнот:

  1. Банковские кредиты экономике, обеспечивающие связь между денежным обращением и динамикой ВВП;
  2. Кредитование правительства при выпуске банкноты для покрытия дефицита государственного бюджета;
  3. Выпускать банкноты против роста официальных валютных резервов в странах с активным платежным балансом.

Процесс эмиссии в экономике в конечном итоге определяется отношениями центрального банка с коммерческими банками и правительством. Именно эти отношения являются решающими в регулировании денежного обращения. Прямое регулирование процентных ставок и прямых кредитных лимитов действует только в краткосрочной перспективе.

Эти инструменты позволяют быстро реагировать на дисбаланс на денежном рынке, но если прямое вмешательство будет продолжаться в течение длительного времени, это негативно скажется на экономике, ухудшит конкурентные отношения и ситуацию на кредитном рынке. Поэтому первоочередное внимание должно быть уделено косвенному (косвенному) воздействию центрального банка на экономику, присущую рыночной экономике.

Косвенные инструменты включают в себя:

  1. Операции на открытом рынке;
  2. Регулирование дисконтных процентных ставок по кредитам;
  3. Организация банковских резервов.

Покупая и продавая государственные ценные бумаги, центральный банк может влиять на предложение денег в экономике.

Таким образом, продавая государственные банки коммерческим банкам, фирмам или населению, центральный банк выводит деньги из обращения, тем самым уменьшая избыточные резервы коммерческих банков и депозиты фирм и домашних хозяйств, что оказывает мультипликативный эффект на сокращение денежной массы (Ms).

Приобретая государственные облигации у вышеуказанных банков, центральный банк увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и депозиты фирм и домашних хозяйств, что увеличивает увеличение денежной массы. Политика корректировки учетной ставки применяется для воздействия на кредитную деятельность коммерческих банков и проявляется в изменениях учетной ставки в зависимости от рыночных колебаний в экономике.

Дисконтная (дисконтная) ставка - это процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Если центральный банк понижает учетную ставку, это влияет на расширение ссуд по всей банковской системе, и наоборот, увеличение учетной ставки ведет к уменьшению (сокращению) ссуд. Сравнивая этот инструмент денежно-кредитной политики с предыдущим, можно увидеть, что снижение учетной ставки ведет себя как выкуп государственных ценных бумаг центральным банком, а повышение процентных ставок похоже на продажу ценных бумаг центральным банком.

В депрессивной экономике имеет смысл сделать вывод, что учетная ставка должна упасть, а взрыв (или угроза) должен возрасти.

Обязательная банковская резервная политика является наиболее строгим инструментом денежно-кредитной политики. Он используется в качестве инструмента для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в экономической системе. Обязательные банковские резервы являются частью депозитов коммерческих банков, которые хранятся на счете в центральном банке без процентов и, следовательно, изымаются из кредитных источников коммерческих банков.

Влияние на денежную массу и макроэкономический статус достигается путем манипулирования ставкой банковских резервов. Влияние ставки резерва на денежную массу достаточно сильное, и система коммерческих банков должна иметь значительную часть своих собственных резервов, изъятых из кредитных резервов, для удовлетворения высоких резервных требований.

Учитывая вышеприведенные инструменты косвенного воздействия денежно-кредитной политики на экономику, можно сделать вывод, что наиболее распространенными и наиболее эффективными из них являются операции на открытом рынке. Банки не оказывают резкого негативного влияния на эффективность, легко контролируются центральным банком, и результат этого инструмента очень быстрый.

Соотношение текущих и будущих целей, конкретной экономической ситуации в стране, причин дисбаланса на денежном рынке и т. д. Рассмотрим различные варианты, которые сочетают прямые и косвенные инструменты для монетарного воздействия на экономику. Как упоминалось ранее, Центральный банк может выработать гибкую или жесткую денежно-кредитную политику.

Жесткая денежно-кредитная политика определяет объем планируемого (целевого) показателя денежной массы, а гибкая денежно-кредитная политика направлена ​​на контроль планового значения процентной ставки. Реализация строгой и гибкой денежно-кредитной политики невозможна, то есть стабилизация денежной массы и процентных ставок, потому что стабильность денежной массы автоматически вызывает колебания процентной ставки, а стабильность процентной ставки автоматически приводит к изменению объема денежной массы.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики во многом зависит от причин, определяющих изменение объема спроса на деньги. Например, если увеличение спроса на деньги является результатом инфляционных процессов, приемлемой будет политика, чтобы сбалансировать предложение денег. Если изменения в спросе на деньги вызваны изменениями в скорости движения денег, политика фиксирования процентных ставок будет преимуществом.

В зависимости от характера воздействия на экономические переменные, такие как объем национального производства, уровень безработицы и уровень инфляции, проводится стимулирующая и ограничительная денежно-кредитная политика.

Одним из методов денежно-кредитной политики, направленной на ограничение уровня цен в экономике, является политика «дорогих денег».

Центральный банк применяет это следующим образом:

  1. Продажа ценных бумаг на открытом рынке;
  2. Повышение учетной ставки;
  3. Увеличение нормы обязательных резервов.

Таким образом, избыточные резервы коммерческих банков уменьшаются, стоимость денежного мультипликатора уменьшается, и, соответственно, уменьшается денежная масса, которая является ограничителем роста цен.

Если нет серьезной угрозы для ускорения инфляции, для правительства и Центрального банка имеет смысл выбрать политику, направленную на увеличение реального национального производства и занятости, называемую стимулирующей монетарной политикой или политикой «дешевых денег».

Методы, специфичные для политики «дешевых денег»:

  1. Выкуп государственных ценных бумаг с открытого рынка;
  2. Снижение учетной ставки;
  3. Снижение обязательных банковских резервов.

Для кейнсианцев бюджетная политика правительства путем изменения налоговых ставок считается более эффективной в определении объема и структуры государственных расходов для обеспечения надлежащего уровня занятости, ограничения инфляции и обеспечения вредных последствий циклических колебаний. Фискальная политика также называется фискальной политикой.

В зависимости от экономической ситуации фискальная политика как компонент стабилизационной политики направлена ​​на стимулирование совокупного спроса следующим образом:

  • увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг;
  • снижение налогов в период кризиса;
  • ограничить общий спрос путем сокращения государственных расходов и/или увеличения налогов в зависимости от фазы восстановления или роста экономики.

В зависимости от стадии делового цикла фискальная политика может быть стимулирующей или ограничительной. Стимулирование фискальной политики также называется фискальной экспансией. В краткосрочной перспективе оно направлено на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочной перспективе политика ослабления налогового давления может привести к расширению предложения факторов производства и увеличению экономического потенциала.

Ограничительная фискальная политика также называется финансовым ограничением. В долгосрочной перспективе увеличение налогового давления может привести к постоянному сокращению общего предложения и активации элементов механизма стагфляции, особенно в контексте пропорционального сокращения государственных расходов по всем статьям бюджета, что приведет к значительному сокращению государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Они различают добровольную и недобровольную (автоматизированную) финансовую политику в зависимости от того, как финансовые инструменты влияют на состояние макроэкономики (посредством сознательных действий правительства или автоматически).

Непоследовательная (автоматизированная) фискальная политика основана на действии установленных стабилизаторов, которые позволяют экономике естественным образом адаптироваться к этапам бизнес-среды. Автоматические (встроенные) стабилизаторы являются такими механизмами в экономике; их влияние снижает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. Автоматические (встроенные) стабилизаторы, в которых контролируется денежная масса, включают автоматический обмен налоговыми поступлениями в рамках прогрессивной налоговой системы:

Налоговая система постепенно зависит от доходов и доходов предприятий. Если объем производства уменьшается, налоговые ставки автоматически снижаются;

В период бума и, соответственно, в период инфляции, увеличение налоговых ставок в условиях растущей налоговой системы из-за роста доходов домашних хозяйств, бизнес-сектор сокращает личные доходы, ограничивает потребительские расходы, снижает общий спрос и замедляет цены и заработную плату (влияет на доход) бизнес-сектор и, соответственно, спрос на инвестиции аналогичны).

Дискреционная фискальная политика - это политика, в которой правительство сознательно манипулирует налогами и государственными расходами, чтобы изменить фактический объем национального производства и занятости, контролировать инфляцию и ускорить экономический рост.

Основные средства (инструменты) факультативной фискальной политики:

  1. Реализация других программ, связанных с общественными работами и государственными расходами;
  2. Реализация программ перераспределения трансферных типов;
  3. Циклические изменения уровня налоговых ставок.

Со временем факультативная фискальная политика становится более продолжительной и менее гибкой, чем денежно-кредитная политика, поскольку изменения в структуре государственных расходов или налоговых ставок на законодательном уровне требуют длительных дебатов.

Он включает факультативную политику, направленную на совокупный спрос в период кризиса, целевое снижение налоговых ставок, увеличение государственных расходов и бюджет открытого правительства.

Управляя государственными расходами, это может повлиять на следующие макроэкономические параметры:

  1. Для общего спроса;
  2. Уровень цен;
  3. Уровень занятости населения;
  4. Объем национального производства и доходов.

Влияние снижения налогов несколько слабее, чем увеличение государственных расходов; это является результатом более сильного воздействия государственных расходов по сравнению с изменениями налоговых ставок на общий доход и потребление. Эти различия определяют предпочтения в выборе инструментов фискальной политики для преодоления циклических кризисов.

Если фискальная политика направлена ​​на расширение государственного сектора, то:

  • Во время экономического кризиса государственные расходы увеличиваются с сильным стимулирующим эффектом;
  • Во время спада инфляции они прибегают к повышенным налогам, относительно умеренной ограничительной мере.

Это дефицит бюджета, который является безопасным для экономики в целом, если результат стимулирующей налогово-бюджетной политики обычно составляет не более 2-3% ВВП. В противном случае это влияет на функционирование открытой валютной системы и экономики в целом.

Специфика и перспективы антиинфляционной политики в России

Инфляционная политика центрального банка и правительства России в условиях кризиса

В финансовом секторе российской экономики в условиях мирового финансового кризиса произошли негативные изменения в политике, проводимой Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Например, начиная с 2007 года прогнозируется рост инфляции на рынке товаров и услуг в России. Это способствовало переменам в Центральном банке Российской Федерации и политике правительства по снижению инфляции.

На национальном финансовом рынке принятые меры были несколько осложнены внешним фактором - серьезным воздействием глобального финансового кризиса, вызванного экономикой США.

В результате политика ЦБ РФ по контролю над инфляцией превратилась в политику поддержания стабильности банковской системы.

В условиях кризиса основными направлениями антиинфляционной политики Центрального банка Российской Федерации являются:

  • Банковские кредиты.
  • Таргетирование инфляции.
  • Политика "Дорогие деньги".

Современные основные аспекты антиинфляционной политики Правительства Российской Федерации:

  • Снижение резервной ставки;
  • Снижение экспортных пошлин на нефть;
  • Снижение налогового давления;
  • Увеличение зарплат и пенсий для «государственных служащих»;
  • Использование других инструментов для увеличения ликвидности.
Использование макроэкономических инструментов имеет как положительные, так и отрицательные последствия для экономической системы любого государства без исключения.

 

Чтобы лучше понять суть российской государственной антиинфляционной политики, необходимо рассмотреть каждый макроэкономический инструмент, использованный в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., и его влияние на текущие макроэкономические процессы.

В России первые признаки кризиса стали наблюдаться во втором квартале 2008 года, и кризисная ситуация, которая требовала срочных изменений в денежно-кредитной и фискальной политике до последнего квартала, стала совершенно очевидной.

Во время кризиса антиинфляционистская политика российского государства применялась бесконечно. Например, мы столкнулись с ростом инфляции в 2007-2008 годах. Центральный банк России ужесточил денежно-кредитную политику, направив ее в канал «дорогих денег». В частности, увеличились нормы обязательных резервов, повысилась ставка рефинансирования.

Однако эти шаги не дали возможности значительно снизить инфляцию. Это связано прежде всего с ростом индекса потребительских цен. Чтобы более четко представить изменения в динамике индекса потребительских цен, объясним это помощью числа.

Представленная диаграмма показывает, что на пике мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году индекс потребительских цен был самым высоким и составил 111,3% за анализируемый период.

С одной стороны, рост валютных резервов привел к росту денежной массы, как и раньше, а с другой стороны, имели место немонетарные факторы инфляции. В дополнение к вышесказанному, ставка рефинансирования и резервные ставки не были эффективными средствами влияния на инфляцию в России.

Объем производства сократился, а инвестиционные программы были сокращены сначала в сырьевых отраслях, а затем в обрабатывающей промышленности.

Применение жесткой денежно-кредитной политики позволило снизить отток капитала из России за счет стабилизации курса национальной валюты.

По итогам 2009 года ИПЦ по итогам 2007-2088 годов. показал тенденцию к снижению.

В 2009 году антиинфляционная политика снова смягчилась, в основном из-за снижения ставки рефинансирования.

Ясно, что в период 2008 года, когда мировой финансовый и экономический кризис достиг своего пика, ставка рефинансирования была самой высокой и составляла до 13% за анализируемый период.

Обязательные резервные коэффициенты были увеличены. Так, норматив обязательных резервов в 2008 году составил 2,5%, а на 1 марта 2013 года - 4,25%.

За ночь уровень монетизации экономики снизился по сравнению с 2008 годом.

По этой причине антиинфляционную политику можно считать многогранной, в то время как некоторые сдерживают предложение денег, в то время как другие активизируют кредитную зону. Однако все это позволило снизить индекс потребительских цен с 2009 года по сегодняшний день.

Поэтому следует отметить, что, анализируя антиинфляционную политику Российской Федерации, она характеризуется распределением функций России по содействию экономическому росту и поддержанию стабильности цен, а также определенным дисбалансом обменного курса между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

В странах с развитой рыночной экономикой именно такая ситуация может адекватно контролировать стабильность экономического развития и, прежде всего, затрагивать эти инфляционные процессы. Что касается исполнительной власти, то она может способствовать экономическому развитию страны в целом при сбалансированной фискальной политике.

Современные тенденции инфляционных процессов и ожидания антиинфляционной политики в России

В ближайшие годы в России следует ожидать относительно высоких темпов роста инфляции (7-8%) по сравнению с другими странами мира, поскольку эффективные механизмы для балансирования экономики и регулирования внутренних цен не созданы, а ситуация осложняется финансовым кризисом.

Экономисты считают, что основным средством замедления инфляции должна стать денежно-кредитная политика российского Центробанка, а не обменный курс. Низкие (около 5,5%) темпы инфляции могут быть достигнуты только в том случае, если поддерживаются положительные темпы экономического роста (5–6%) при умеренных темпах роста денежной массы.

Основными факторами риска усиления инфляционного давления в экономике являются возможное ускорение внешней инфляции и повышение цен на сельскохозяйственную продукцию и сельскохозяйственное сырье, а дополнительные структурные риски являются внутренними структурными особенностями российской экономики.

Важную роль в содействии адаптации отрасли к более высоким ценам на услуги естественных монополий будет играть расширение спроса населения, что уменьшит влияние растущих издержек производителей. С другой стороны, соответствующее увеличение заработной платы, которое позволит увеличить спрос, будет иметь большее влияние на увеличение издержек производителей продукции (при прочих равных условиях), чем повышение цен монополистов.

Российский Центробанк должен допустить свободные колебания обменного курса. В нынешних условиях рубль может потерять около 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности.

Чрезвычайно важно как можно быстрее сократить бюджетные расходы (например, некоторые потраченные впустую статьи, которые способствовали недавнему ускорению инфляции) и побудить банки и компании погашать иностранные займы.

На основании анализа причин инфляции и статистических данных, на наш взгляд, можно выделить меры антиинфляционной политики:

  • контроль эмиссии денег;
  • ограничение роста тарифов на товары естественных монополий и жилищно-коммунальные услуги при усилении контроля над расходами монополистов;
  • повысить доверие к банковской системе и финансовым рынкам за счет развития системы статистических показателей инфляции и прозрачности;
  • соответствие годовым критериям;
  • предложение денег в соответствии с реальными денежными требованиями экономического оборота;
  • снижение зависимости инфляции и экономического роста от влияния внешних факторов на условия мирового рынка;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии и инфраструктуру для модернизации экономики.

В долгосрочной перспективе России необходимо создать функциональную систему для поддержания инфляции по определенным параметрам и функциональную систему для стимулирования экономического роста. Такие системы позволят решать задачи в режиме самостоятельного редактирования.

Таким образом, следует помнить, что инфляция является сложным противоречивым явлением с негативными последствиями. Невозможно добиться экономического процветания России без понижения ее уровня. Снижение инфляции необходимо для укрепления финансовой системы России, стабильности и конкурентоспособности банковской системы.

Заключение

Сегодня высокая инфляция является одним из наиболее болезненных процессов для экономики, что негативно сказывается как на финансах, так и на всей денежной системе.

Негативными последствиями высокой инфляции являются, прежде всего, снижение реальных доходов широких слоев населения (особенно работников государственного сектора), обесценивание сбережений, стимулирование производителей создавать высококачественную высокотехнологичную продукцию и т. д. как неотъемлемая часть любой экономической системы. Причиной этого является тот факт, что он не представляет серьезной угрозы из-за создания эффективного механизма ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Следует также подчеркнуть, что в последние годы доминировала тенденция к снижению (замедлению темпов) инфляции в США, Японии и развитых странах Европейского Союза.

В отличие от Запада, инфляция часто важна в России и других странах с развивающейся экономической системой. Кроме того, в странах с трансформационной экономикой это вполне обычное дело, специфическое и плохо регулируемое и не охватываемое. Инфляция возникает из-за инфляционных ожиданий, а также дисбалансов в структуре экономической системы.

Поэтому инфляция - это увеличение среднего уровня товаров и услуг. В основном это происходит, когда спрос превышает текущее предложение. Как правило, инфляция является относительно низкой в ​​периоды экономического роста.

Управление инфляцией является критическим субъектом денежно-кредитной (монетарной) и фискальной (фискальной) экономической политики.