Антиинфляционная политика государства в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
Теоретические основы антиинфляционной политики государства
Социально-экономическое развитие Краснодарского края
Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь


Введение:

Инфляция является одной из основных макроэкономических проблем для всех без исключения стран, и ее сдерживание на приемлемом уровне является важнейшей задачей государственной макроэкономической политики. Так как высокий уровень инфляции приводит к целому комплексу негативных социально-экономических последствий. Минимизация этого критического фактора необходима для обеспечения динамичного экономического роста и развития.

Сегодня в большинстве стран мира антиинфляционная политика является полностью прерогативой центральных банков и правительств. Именно эти государственные органы оказывают решающее влияние на денежное обращение, объем денежной массы и, следовательно, на уровень инфляции.

Помимо прочего, причины инфляции не ограничиваются денежно-кредитными и финансовыми перекосами рынка. Именно поэтому традиционная государственная антиинфляционная политика порой не всегда достигает своих целей. Кроме того, важнейшей задачей денежно-кредитной политики наряду с сдерживанием инфляции является создание благоприятных финансовых условий для экономического роста, что серьезно противоречит задаче минимизации инфляции.

Исходя из этого, выбор оптимального набора инструментов и методов антиинфляционной политики является очень серьезной научно-практической задачей, требующей комплексного подхода и очень глубокого анализа.

В современной рыночной экономике анализ антиинфляционных процессов особенно актуален, поскольку именно инфляция оказывает негативное влияние на социально-экономические процессы любого государства.

Основные вопросы антиинфляционной политики широко представлены в зарубежной и отечественной экономической литературе.

Трансформационная экономика Российской Федерации унаследовала банковскую систему, предназначенную в первую очередь для обслуживания административно-командной экономики. С радикальным переходом к рыночной экономике функции Центрального банка, а также его место и роль в денежной системе существенно изменились, что оказалось весьма болезненным процессом для всей экономики.

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира, которая негативно влияет на все стороны жизни общества.

Это явление присуще рыночной экономике. Этот термин происходит от латинского inflatio, что означает вздутие живота, отек. Наряду с широким использованием денег в экономической жизни стали появляться признаки инфляции.

Во второй половине прошлого века в экономике появился многофакторный подход к инфляции. Инфляция стала рассматриваться не только как денежное явление, но и как общеэкономическое явление, поскольку динамика денежных параметров определяется глубинными процессами общественного воспроизводства и экономической политикой. Проблема инфляции затрагивает всех, влияет на условия и качество жизни большинства населения, кроме того, в большинстве стран мира уровень инфляции является одним из важнейших макроэкономических показателей, влияющих на процентные ставки, курсы валют, потребительский и инвестиционный спрос.

Неконтролируемый рост цен в значительной степени затрагивает социальные аспекты, в том числе рост реальных доходов населения, покупательной способности, стоимости и качества жизни и т.д.

Способность государства контролировать инфляционные процессы свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, степени развития механизмов саморегулирования, стабильности и динамичности всей экономической системы.

Существуют различные взгляды на природу и причины инфляции, но преобладают две тенденции, первая рассматривает инфляцию как явление, вызванное нарушением законов денежного обращения, вторая, как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства, и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением товаров. Наиболее распространенное понимание инфляции - это экономическая ситуация, при которой количество денег в обращении превышает потребность в них. Следствием этого несоответствия между денежной массой и общей стоимостью товаров является обесценивание денежной единицы и общее повышение цен на товары и услуги.

Таким образом, инфляция представляет собой сложное, многогранное явление, причины которого, во взаимодействии факторов в сфере производства и сфере денежного обращения, является результатом дисбаланса, вызванного комплексом внутренних и внешних причин.

Исходя из анализа мировой практики, в зависимости от причин быстрого роста цен и обесценивания денег можно выделить следующие виды инфляции:

  • Административная инфляция;
  • Инфляция издержек;
  • Спиральная инфляция цен и заработной платы;
  • Инфляция спроса.

Наиболее важными внутренними причинами инфляции являются: 

  • Нарушение пропорций воспроизводства между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен;
  • Чрезмерная эмиссия бумажных денег, нарушающая законы денежного обращения;
  • Значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, вызванный непроизводительными государственными расходами;
  • Милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов на оборонную промышленность и приводит к недопроизводству потребительских товаров;
  • Повышение налоговой нагрузки на производителей;
  • Опережающие темпы роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации экономических отношений между государствами, сопровождающейся усилением конкуренции на мировых рынках капитала, товаров и услуг, рабочей силы, расширением международных валютно-кредитных отношений, а также с глобальными структурными мировыми кризисами.

Условно все теоретические концепции инфляции можно разделить на две группы, экономические и неэкономические.

Виды инфляции 

Существуют различные типы инфляции.

Например, в Советском Союзе инфляция была скрытой. Государственное регулирование цен привело к товарному дефициту, исчезновению товаров с полок магазинов и, как следствие, к расцвету спекуляции и теневого рынка.

Ползучая инфляция - это инфляция, развивающаяся постепенно при незначительном росте цен (не превышающем 10% в год).  Характерной чертой ползучей инфляции является ее предсказуемость, наличие необходимого времени для маневрирования, согласованность действий промышленного и финансового капитала.

Умеренная инфляция (2-5 % в год) в развитых странах Запада не считается негативным фактором. Напротив, считается, что она стимулирует развитие экономики и придает ей необходимый динамизм.

Галопирующая инфляция - это инфляция, когда цены растут стремительно-на 10-100% ежегодно. На стадии галопирующей инфляции уже происходит спад производства и сокращение товарооборота, теряется стимул к инвестированию, распространяется отток капитала из производственной сферы в сферу обращения.

Признаки галопирующей инфляции: 

  • Предприниматели постоянно повышают цены;
  • Банки неуклонно увеличивают платежи по кредитам, покупательная способность населения бесконтрольно падает;
  • Экономика находится в фазе такой интенсивности, когда регулирование и координация межотраслевых отношений находятся на грани возможного;
  • Социальная политика постоянно корректируется.

Если экономика не удержалась в рамках галопирующей инфляции и последняя продолжает ускоряться, то она переходит в форму гиперинфляции. Если галопирующая инфляция указывает на кризис денежной системы, то гиперинфляция, скорее всего, является ее крахом. Гиперинфляция, инфляция, когда цены растут астрономически, на 1-2% ежедневно, достигая 1000% и более в год. Это означает глубокий и социальный кризис в стране.

В условиях гиперинфляции: 

  • Разрушаются экономические связи;
  • Массовое банкротство предприятий;
  • Предприниматели прекращают свою деятельность.

Население больше всего страдает от гиперинфляции. Он теряет всякое доверие к национальной валюте и к обещаниям правительства.

Инфляционные ожидания порождают инфляцию, даже если для ее возникновения нет объективных предпосылок. Таким образом, инфляционные ожидания только усиливают инфляционный процесс. Спрос становится ажиотажным, цены постоянно растут, деньги стремительно теряют свою ценность, люди стараются избавиться от них как можно скорее, раскручивая гиперинфляционную спираль.

Сбалансированная инфляция - это такой вид инфляции, при котором цены на товары различных товарных групп не изменяются относительно друг друга. Цены на большинство товаров и услуг растут довольно медленно и одновременно.

Несбалансированная инфляция - это инфляция, когда соотношение цен в разных товарных группах изменяется на разные проценты, по-разному для каждого вида продукции.

Ожидаемая инфляция - это обычно умеренная инфляция, которую можно спрогнозировать на определенный период. Довольно часто это результат прямых антиинфляционных действий правительства.

Инфляция спроса - это нарушение баланса между спросом и предложением со стороны спроса, обусловленное нарушением баланса между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) в условиях превышения совокупного спроса.

Инфляция предложения (себестоимости), вызвана резким увеличением издержек производства или сокращением общего объема предложения. Рост издержек на единицу продукции в экономике приводит к снижению прибыли. Это побуждает производителей сокращать объемы поставок, что, в свою очередь, сопровождается ростом цен.

Причинами роста издержек могут быть рост цен на сырье, энергоносители, повышение заработной платы, олигополистическая ценовая политика, экономическая и финансовая политика государства и так далее. Увеличение издержек производства на единицу продукции в экономике снижает прибыль и объем продукции, которую предприниматели готовы предложить при существующем уровне цен. В результате общее предложение товаров и услуг уменьшается, что в свою очередь повышает уровень цен.

Инфляция предложения (стоимости) имеет два основных источника: 

  • Рост цен на энергоносители и сырье;
  • Рост номинальной заработной платы.

Инфляция, вызванная непредсказуемым ростом цен на энергоносители и сырье, наблюдается в периоды глобальных сырьевых и энергетических кризисов. Повышение заработной платы, в свою очередь, влияет на рост цен за счет увеличения расходов и вновь вынуждает пересматривать ставки заработной платы с целью их повышения.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и ассоциаций, отдельных лиц и т.д. Административная инфляция проявляется в завышении тарифов на железнодорожные перевозки, сборов за почтовые услуги, связь, коммунальные услуги, в повышении ставок ввозных таможенных пошлин и др.

Спиральная инфляция цен и заработной платы сходна по своей природе с административной и затратной инфляцией, так как она вызвана повышением уровня заработной платы (в частности, для работников бюджетной сферы), что приводит к увеличению денежной массы и росту издержек производства. Это, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. В свою очередь, рост цен заставляет индексировать заработную плату, тем самым замыкая порочный круг.

Стагфляция - это инфляция, сопровождающаяся стагнацией производства и одновременно повышением уровня цен и безработицы.

С точки зрения экономического содержания дефляция - это устойчивое и долгосрочное снижение уровня цен. В условиях дефляции предприниматели и домохозяйства получают мощный стимул сокращать свои расходы и накапливать наличные деньги, потому что завтра, и особенно со временем, та же сумма денег будет дороже, то есть ее покупательная способность возрастет.

Неизрасходованные деньги одних субъектов означают невозможность продажи их товаров и услуг другим. Желание держать деньги в наличности затрудняет бизнесу и банкам обслуживание своих долгов. Все это вызывает рост числа банкротств, подрывает доверие к финансовому сектору, что в свою очередь стимулирует новое накопление денежных средств. Накопленные денежные средства не превращаются ни в потребительский, ни в инвестиционный спрос. Это сопровождается сокращением совокупного спроса, на что бизнес-сектор будет реагировать сокращением объемов производства и ростом безработицы. Наглядно показан парадокс бережливости, который втягивает экономику в депрессивное состояние. В современном мире процесс дефляции отчасти связан с глобализацией мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, производимым странами, где издержки производства ниже и, следовательно, цены ниже. Как показывает мировой опыт, выйти из стагнационно-дефляционной спирали так же сложно, как и преодолеть инфляционные тенденции 

Стабильное, устойчивое экономическое развитие и эффективная денежно-кредитная политика способствуют снижению инфляционных ожиданий. Какими бы ни были причины возникновения первоначальных импульсов, любое повышение цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежного обращения.

Современная инфляция - это не аномалия, а результат и способ разрешения противоречий, присущих общественному воспроизводству.

Состояние инфляции в России, основные факторы и пути ее снижения 

 

Темпы инфляции и роста цен на протяжении длительного времени остаются не только объектом пристального внимания правительства и Банка России, но и предметом заботы каждого гражданина Российской Федерации. Правительство использует различные меры для снижения и стабилизации инфляционных процессов.

Факторы, вызывающие инфляцию в России, очень разнообразны. Прежде всего, следует выделить одну из основных причин инфляции в России, которая носит денежный характер. Таким образом, как упоминалось ранее, на уровень инфляции влияет объем денежной массы в обращении.

Увеличение денежной массы в России происходит главным образом за счет: 

  • Активное использование внутренних заимствований для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • В результате расширения кредитной системы, а также чрезмерных инвестиций в отдельные отрасли экономики, опережающих рост заработной платы по отношению к производительности труда.

Также за счет увеличения объема денежной массы в обращении увеличивается эффективный спрос, в результате чего повышается средний уровень цен.

Среди причин неденежного характера, влияющих на уровень инфляции в России, в первую очередь следует выделить следующие:

  • Во-первых, когда цены регулируются государством, например, на электроэнергию, газ, железнодорожный транспорт и коммунальные услуги, стоимость производимой продукции возрастает;
  • Во-вторых, существуют так называемые инфляционные ожидания, которые в России имеют значительную инерцию;
  • В-третьих, в Российской Федерации часто наблюдается конвергенция внутренних и мировых цен, что вызывает постепенный рост внутренних цен в самой России.

Проанализируем данные Российской Федерации за 2013 год. В первом квартале годовая инфляция составила 4,4 %, что на 0,5 процентного пункта выше, чем в предыдущем квартале. Его возрастающая динамика во многом обусловлена повышением давления на цены продуктов пищевой группы, что во многом обусловлено засушливыми условиями предыдущего года, а в некоторой степени повышением акцизов и другими факторами.

В первом квартале 2013 года произошло ускорение уровня роста денежных агрегатов, среднеквартальная отметка в годовом исчислении составила 25,6% по м2, что на 2,9 процентных пункта выше уровня, зафиксированного в предыдущем квартале.

Одной из важнейших целей денежно-кредитной политики Банка России является снижение темпов роста потребительских цен в 2013 году до 5-6 %, а в 2014 и 2015 годах, до 4-5 %.

По мнению Банка России, реализация денежно-кредитной политики в будущем будет базироваться прежде всего на управлении процентными ставками денежного рынка путем предоставления и изъятия ликвидности. Следующей важной стратегической задачей должно стать повышение доверия к Банку России как к организации, надежно охраняющей ценовую стабильность, что в конечном итоге создаст основу для более успешного управления инфляционными ожиданиями субъектов экономической системы.

Политика обязательных банковских резервов является наиболее жестким инструментом денежно-кредитной политики. Он используется как инструмент, обеспечивающий быстрое сжатие или расширение кредитной массы в экономической системе. Обязательные банковские резервы - это часть депозитов коммерческих банков, которые хранятся беспроцентно на счетах в Центральном банке и таким образом изымаются из кредитных ресурсов коммерческих банков. Влияние на предложение денег и макроэкономическую ситуацию осуществляется путем манипулирования курсом банковских резервов. Влияние резервной ставки на предложение денег достаточно сильно, и для того, чтобы система коммерческих банков могла удовлетворять высоким резервным требованиям, она должна иметь значительную часть собственных резервов, которые выводятся из кредитных ресурсов.

Обращаясь к перечисленным выше инструментам косвенного влияния денежно-кредитной политики на экономику, можно сделать вывод, что наиболее распространенными и наиболее эффективными из них являются операции на открытом рынке. Они не оказывают резкого негативного влияния на эффективность работы банков, они легко контролируются центральным банком и результат применения этого инструмента проявляется очень быстро.

Рассмотрим различные варианты монетарного воздействия на экономику, сочетая прямые и косвенные средства, в зависимости от соотношения текущих и будущих целей, от конкретной экономической ситуации в стране, от причин дисбаланса на денежном рынке и т.д. Как уже говорилось ранее, Центральный банк может проводить гибкую или жесткую денежно-кредитную политику.

Жесткая денежно-кредитная политика определяет объем планируемого (целевого) показателя денежной массы, в то время как гибкая денежно-кредитная политика направлена на контроль планируемого размера процентной ставки. Невозможно одновременно проводить жесткую и гибкую денежно-кредитную политику, то есть стабилизировать денежную массу и процентные ставки, так как стабилизация денежной массы автоматически порождает колебания процентной ставки, а стабилизация процентной ставки автоматически приводит к изменению объема денежной массы. Выбор вариантов денежно-кредитной политики во многом зависит от причин, определяющих изменение объема спроса на деньги. Если, например, рост спроса на деньги вызван инфляционными процессами, то жесткая политика стабилизации денежной массы будет приемлема. Если изменения спроса на деньги обусловлены изменением скорости движения денег, то политика стабилизации процентных ставок будет иметь преимущество.

В зависимости от характера воздействия на экономические переменные, такие как национальный объем производства, безработица и инфляция, выделяют стимулирующую и сдерживающую денежно-кредитную политику.

Одним из методов денежно-кредитной политики, которая направлена на ограничение уровня цен в экономике, является политика дорогих денег.

Центральный банк выполняет его таким образом: 

  • Продажа ценных бумаг на открытом рынке;
  • Увеличение ставки дисконтирования;
  • Повышение ставки обязательных банковских резервов.

Таким образом, сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, уменьшается величина денежного мультипликатора и соответственно уменьшается предложение денег, что является лимитирующим фактором для роста цен.

Если нет серьезной угрозы ускорения инфляции, то правительству и Центральному банку логично выбрать политику, направленную на увеличение реального объема национального производства и занятости, которая называется стимулирующей денежно-кредитной политикой, или политикой дешевых денег.

Методы, характерные для политики дешевых денег:

  • Выкуп государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • Снижение ставки дисконтирования;
  • Снижение ставки обязательных банковских резервов.

С точки зрения кейнсианцев, более эффективной считается Фискальная политика, которая реализуется правительством посредством изменения налоговых ставок, формирования объема и структуры государственных расходов с целью обеспечения соответствующего уровня занятости, ограничения инфляции и вредных последствий циклических колебаний. Фискальная политика также называется фискальной политикой.

В зависимости от экономической конъюнктуры Фискальная политика как составляющая стабилизационной политики направлена на стимулирование совокупного спроса путем: 

  • Увеличение государственных расходов на приобретение товаров и услуг;
  • Снижение налогов во время кризиса;
  • Ограничение совокупного спроса путем сокращения государственных расходов и/или повышения налогов в зависимости от стадии восстановления или роста экономики.

В зависимости от фазы делового цикла налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей или ограничительной. Стимулирующая фискальная политика также называется фискальной экспансией. В краткосрочной перспективе она направлена на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочной перспективе политика ослабления налогового давления может вызвать расширение предложения факторов производства и увеличение экономического потенциала. Ограничительная Фискальная политика также называется фискальным ограничением. В долгосрочной перспективе усиление налогового давления может вызвать стойкое снижение совокупного предложения и активизацию элементов механизма стагфляции, особенно в условиях пропорционального сокращения государственных расходов по всем статьям бюджета, что приводит к значительному сокращению государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В зависимости от того, как бюджетные и налоговые инструменты влияют на состояние макроэкономики (через сознательные действия правительства или автоматически), существует также различие между дискреционной и недискреционной (автоматической) фискальной политикой.

Недискреционная (автоматическая) Фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественную адаптацию экономики к фазам деловой среды. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это механизмы в экономике, снижающие реакцию ВВП на изменение совокупного спроса.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы, контролирующие предложение денежной массы, включают автоматическое изменение налоговых поступлений при прогрессивной системе налогообложения:

  • Налоговая система прогрессивно зависит от доходов и доходов предприятий. Если объем производства сокращается, то налоговые ставки автоматически снижаются;
  • В период бума и, следовательно, в период инфляции повышение налоговых ставок в прогрессивной налоговой системе за счет роста доходов населения и бизнеса снижает доходы населения, сдерживает потребительские расходы, снижает совокупный спрос и замедляет рост цен и заработной платы (влияние на доходы предпринимательского сектора и, следовательно, на инвестиционный спрос аналогично).

Дискреционная Фискальная политика - это политика, при которой правительство намеренно манипулирует налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции и ускорения экономического роста.

Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики: 

  • Реализация программ общественных работ и других программ, связанных с государственными расходами;
  • Реализация перераспределительных программ трансфертного типа;
  • Циклические изменения уровня налоговых ставок.

Дискреционная налогово-бюджетная политика требует много времени и гораздо менее гибка, чем денежно-кредитная политика, поскольку изменения структуры государственных расходов или налоговых ставок на законодательном уровне требуют длительных дебатов.

Дискреционная политика, направленная на стимулирование совокупного спроса во время кризиса, включает в себя целенаправленное снижение налогов, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета.

На такие макроэкономические параметры можно влиять манипулируя государственными расходами:

  • По совокупному спросу;
  • Уровень цен;
  • Уровень занятости;
  • Объем национального производства и доходов.

Мультипликативный эффект от снижения налогов несколько слабее, чем от увеличения государственных расходов, что является следствием более сильного влияния государственных расходов на совокупный доход и потребление по сравнению с изменениями налоговых ставок. Эти различия определяют предпочтения в выборе инструментов бюджетной политики для преодоления циклических кризисов.

Если фискальная политика направлена на расширение государственного сектора, то:

  • Во время экономического кризиса государственные расходы увеличиваются, что оказывает сильное стимулирующее воздействие;
  • Во время бума повышение налогов используется для сдерживания инфляционного давления, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Результатом стимулирующей бюджетной политики часто является дефицит бюджета, который безопасен для экономики в целом, если он составляет не более 2-3% ВВП. В противном случае дефицит негативно сказывается на функционировании денежной системы и экономики в целом.

Инфляционная политика Центрального банка и правительства России в условиях кризиса

В финансовом секторе российской экономики в условиях мирового финансового кризиса произошли негативные изменения в политике, проводимой центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Например, с 2007 года рынок товаров и услуг в России переживает прогнозируемый рост инфляции. Это способствовало изменению политики Центрального Банка Российской Федерации и правительства в сторону снижения темпов роста инфляции.

На национальном финансовом рынке принятые меры были несколько осложнены экзогенным фактором, значительным влиянием мирового финансового кризиса, спровоцированного экономикой США. В результате политика Центрального Банка России по сдерживанию инфляции была изменена на политику поддержания стабильности банковской системы.

В условиях кризиса основными направлениями антиинфляционной политики Центрального Банка Российской Федерации являются:

  • Банковское Кредитование;
  • Повышение резервной ставки Центрального Банка Российской Федерации с 11% до 13%;
  • Мероприятие было направлено в первую очередь на снижение оттока капитала из страны;
  • Таргетирование инфляции;
  • Политика дорогих денег.

В настоящее время основными направлениями антиинфляционной политики Правительства Российской Федерации являются:

  • Сокращение нормы резервирования;
  • Снижение экспортных пошлин на нефть;
  • Снижение налогового давления;
  • Повышение заработной платы и пенсий для бюджетников;
  • Использование других инструментов для повышения ликвидности.

Использование макроэкономических инструментов влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия для экономической системы любого государства без исключения.

Для более глубокого понимания сущности российской государственной антиинфляционной политики необходимо рассмотреть каждый применяемый макроэкономический инструмент, используемый в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, и его влияние на происходящие макроэкономические процессы.

В России первые проявления кризиса стали наблюдаться во втором квартале 2008 года, а к последнему кварталу кризисная ситуация стала достаточно очевидной, требующей срочных изменений в денежно-кредитной и бюджетной политике.

Российская государственная антиинфляционная политика в период кризиса проводилась несколько неоднозначно. Например, столкнувшись с повышением уровня инфляции в 2007-2008 годах, Банк России ужесточил свою денежно-кредитную политику, направив ее в сторону дорогих денег. В частности, увеличились нормы обязательных резервов, повысилась ставка рефинансирования.

Заключение

Сегодня высокая инфляция является одним из наиболее болезненных процессов для экономики, что негативно сказывается как на финансах, так и на всей денежной системе в целом.

К негативным последствиям высокой инфляции относятся, прежде всего, снижение реальных доходов населения в целом (особенно работников бюджетной сферы), обесценивание сбережений, утрата стимулов для производителей создавать качественные высокотехнологичные товары. В экономически развитых странах инфляция часто рассматривается как неотъемлемая составляющая любой экономической системы. Это связано с тем, что она не представляет существенной угрозы, поскольку существует эффективный механизм ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Следует также подчеркнуть, что в последние годы в США, Японии и развитых странах Европейского Союза преобладает тенденция к снижению инфляции (замедлению ее темпов).

В отличие от Запада, в России и других странах с развитой экономической системой инфляция обычно бывает значительной. Кроме того, в странах с трансформационной экономикой он не совсем распространен, специфичен и трудно поддается регулированию и сдерживанию. Инфляция подпитывается инфляционными ожиданиями, а также дисбалансами в структуре экономической системы.

Таким образом, инфляция-это повышение среднего уровня цен на товары и услуги. В основном это происходит, когда спрос превышает текущее предложение.

Как правило, уровень инфляции относительно низок в периоды экономического роста.

Управление инфляцией является важнейшим вопросом денежно-кредитной (монетарной) и фискальной (бюджетной) экономической политики. Следует всегда учитывать сложный и многофакторный характер инфляционного процесса, поскольку он базируется не только на монетарных факторах, но и на других факторах. Хотя целесообразно сократить государственные расходы, следует также принять широкий спектр антиинфляционных мер для ограничения денежной эмиссии. К ним относятся стимулирование и стабилизация производства, налоговая реформа, совершенствование рыночной инфраструктуры, повышение ответственности фирм за свою деятельность, валютная политика и меры по регулированию доходов и цен.