Анализ теорий пространственного развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности занятости в российской экономике

Основные закономерности развития науки

Место России в мировой экономической системе

Международная экономическая интеграция и ее современные формы

 

Введение:

Исключительное разнообразие социально-экономических и природно-географических условий, в которых находятся субъекты Российской Федерации (далее субъекты Российской Федерации), приводит к значительной дифференциации темпов и уровня их развития, когда: по определенным показателям регионы России могут отличаться в 100 и более раз. Оставляет свой след и предыстория становления основных отраслей экономики региона. Сложный комплекс взаимодействующих этих и других факторов приводит к поиску и формированию собственных моделей территориального развития, которые не основываются на использовании властями экономико-математических подходов и расчетной оптимизации основных показателей социально-экономического развития. развитие (например, валовой региональный продукт на душу населения), но эволюционирует более исторически / случайно / ситуативно, адаптируясь к федеральным тенденциям и местным условиям.

Одни регионы справляются с задачей лучше, другие хуже, но все понимают высокую актуальность создания такой модели развития собственной территории, которая позволила бы максимально повысить конкурентоспособность их субъекта Российской Федерации на открытом конкурентном рынке, обремененные массой внутренних и внешних дефицитов, угроз, рисков и ограничений.

Таким образом, в настоящее время существует проблема неэффективного использования ресурсов на всех уровнях (в том числе и на региональном). Наличие обновленной стратегии развития предотвратит ряд проблем, связанных с государственным аппаратом в стратегическом планировании: например, уменьшит степень отставания во времени, исключит несвоевременный характер принятия реформ, а также неправильную их последовательность и направление. . Грамотная инвестиционная стратегия, в свою очередь, способна правильно поставить экономические приоритеты, цели, задачи, виды деятельности и проблемы, а также меры по их решению. 

Целью статьи является рассмотрение проблем, лежащих в основе формирования грамотной стратегии развития регионов, и разработка моделей в соответствии с социально-экономическими, пространственными и географическими характеристиками субъектов.

Перед нами стояла задача рассмотреть возможные методы развития регионального потенциала и снижения степени влияния слабых сторон согласно разработанным моделям.

Литературный обзор. Большое количество работ как зарубежных, так и отечественных ученых посвящено исследованиям в области стратегического развития регионов. В последнее время вышло много статей, посвященных стратегии регионального развития. 

Большое внимание также уделяется конкурентоспособному развитию регионов в современном экономическом пространстве. Например, И.С. Важенина и С.Г. Важенин анализируют многие факторы, влияющие на конкурентные преимущества регионов в современной экономике. Помимо очевидных преимуществ в ресурсной и экономической ситуации, авторы отметили важность таких показателей, как имидж территории, инновационный потенциал, социальная направленность и др. Обзор возможности использования инвестиционных стратегий и особенностей для ресурсных регионов проведена Л.А. Толоселовой. 

Ученые также рассмотрели проблемы разработки инвестиционных стратегий для конкретных регионов. Так, например, А.С. Новоселов, О.О. Иценков, И.И. Александров проанализировали инвестиционную стратегию Новосибирской области до 2030 года, выявили ряд проблем и рисков, связанных с ее реализацией, а также неточности в основе самой стратегии. 

Стратегия пространственного развития страны

Больше внимания уделялось вопросам пространственного развития за рубежом (о чем свидетельствует наличие концепции пространственного развития Европейского Союза, разработанной в 1999 г.). Теперь нам необходимо сформулировать пространственную стратегию Российской Федерации. Отмечена необходимость разработки инвестиционных стратегий и стратегий пространственного развития на уровне всех регионов, но в научных работах отсутствует единый подход к их созданию. 

Стратегия пространственного развития страны могла бы служить определенным ориентиром при формировании региональной экономической политики на уровне субъектов Российской Федерации, но на сегодняшний день она не разработана, хотя такие инициативы были предприняты на федеральном уровне.

Только за последние годы среди последних можно выделить: 

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, которым утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Раздел VII «Региональное развитие»); 
  • Для детализации Стратегии 2020 во всех федеральных округах разработаны собственные стратегии социально-экономического развития, утвержденные соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации (например, для Приволжского федерального округа № 165-р от 02 / 07/20114), в котором пространственное развитие определялось для каждого субъекта, входящего в федеральный округ, и в разрезе основных производств (секторов); 
  • Неутвержденный проект Концепции совершенствования региональной политики Минрегиона (Постановление Правительства РФ № 24979-ВТ / 02 от 05.08.2009), содержащий представление в федеральное правительство по основные отраслевые направления развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
  • Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», заменивший Указ Президента Российской Федерации. Федерация № 803 от 03.06.1996 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»;
  • многочисленные национальные стратегии, концепции, проекты, генеральные планы (схемы территориального планирования) и доктрины, которые прямо или косвенно предусматривают региональные разделы.

Заявленная нами тема давно изучается и раскрывается во многих аспектах, потому что проблема региональной дифференциации существует очень давно. Однако со временем ситуация кардинально не изменилась в лучшую сторону; Эффективного решения этой проблемы пока не найдено. Также в условиях стремительного научно-технического прогресса во многих сферах происходят изменения, поэтому тенденции, характерные для субъектов Федерации, со временем меняются. 

Таким образом, существует потребность в постоянном обновлении мер, направленных на развитие регионов. В связи с этим изучение данной проблемы остается актуальным. 

Материалы и методы. В качестве материалов исследования выбрана обширная нормативно-правовая база, на которой должно базироваться стратегическое региональное планирование. Его исследование позволило выявить недостатки в перечне законов, необходимых для сбалансированного стратегического развития регионов Российской Федерации. При определении моделей регионального развития использовались научные разработки в этой области. 

В исследовании использовались методы факторного, системного анализа социально-экономических, географических и природных показателей, обзор сильных и слабых сторон регионов страны, а также контент-анализ. Такой подход позволил сформировать модели региональной экономической политики. Типологии необходимы для правильного понимания акцентов регионального развития применительно к пространственному и инвестиционному потенциалу, а также для разработки системы мер со стороны органов государственной власти. 

Результаты исследований. Исследование позволило выявить ряд проблем, возникших при разработке стратегии пространственного развития и стратегий регионального развития в целом. Результатом исследования стала разработка моделей регионального развития субъектов Российской Федерации, использование которых могло бы способствовать сбалансированному стратегическому планированию на региональном уровне. Кроме того, были отмечены возможные риски при разработке данной стратегии. 

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. в пункте 15 Правительству Российской Федерации поручено «на основе Стратегии пространственного развития Российской Федерации: разработать с участием органов государственной власти субъектов Федерации и утвердить комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры».

При этом самой стратегии пространственного развития еще не существует, и она находится на стадии развития создания этого документа, который имеет важное значение как для Российской Федерации, так и для отдельных ее регионов, затрудняются: 

  1. отсутствие актуализированной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (вышеприведенная версия 2008 г. не учитывает все процессы, начиная с международного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., и их влияние на национальной экономики, хотя были попытки обновить Стратегию 2020 Правительством Российской Федерации). Очевидно, что территориальная стратегия, размещение объектов инфраструктуры, финансирование государственных программ и многое другое зависит от того, какие отрасли будут выбраны в качестве драйверы экономического развития страны. Совершить ошибку, «поставить» не ту отрасль для любого субъекта Российской Федерации в нынешних условиях значит остаться в одиночестве в решении всех своих задач, вдали от основных финансовых и инвестиционных потоков, задаваемых федеральными трендами. Такая неопределенность, естественно, тормозит развитие региональных / муниципальных стратегий, поскольку никто не хочет тратить собственные ресурсы на неприоритетные проекты; 
  2. наличие в разной степени готовности полного комплекта документов стратегического планирования федерального значения, предусмотренного ст. 11 «Документы стратегического планирования» Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Некоторые из них уже устарели, а некоторые еще не разработаны. То, что (будет) содержаться в документах отраслевого стратегического планирования на уровне страны, определяет, в каком направлении будет развиваться эта отрасль (и будет ли оно вообще) в конкретных регионах. С точки зрения синхронизации всех таких документов мы считаем целесообразным установить единый срок, до которого все эти документы должны быть либо разработаны (если они отсутствуют), либо обновлены или аннулированы. Только после этого будут понятны национальные приоритеты (в том числе отраслевые), условия, цели и задачи, стоящие перед региональной экономической политикой Российской Федерации и всех регионов; 
  3. отсутствие действенного механизма взаимного утверждения и согласования документов стратегического планирования на всех уровнях управления, включая госкорпорации, естественные монополии, крупные российские и иностранные транснациональные корпорации (ТНК), представленные в конкретных регионах. В противном случае принимаемые решения (в том числе пространственные) начинают противоречить друг другу, наталкиваться на ресурсные, инфраструктурные и другие ограничения, что существенно снижает эффективность всей системы социально-экономического развития регионов. В идеале наиболее существенные изменения, происходящие на федеральном уровне, должны достаточно быстро (например, в течение шести месяцев) отражаться в документах стратегического планирования субъектов Федерации и в стратегиях (бизнес-планах) основных заинтересованных сторон, представленных в этих субъектах; 
  4. отсутствие федерального органа, отвечающего за разработку и реализацию стратегии пространственного развития Российской Федерации, отдельных отраслей (секторов) национальной экономики и регионов России9. После упразднения Минрегиона в 2016 г. обсуждаемая повестка федеральной политики оказалась «размытой» между Минэкономразвития РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (ИОГВ), в отношении которых он вторично. 

Отмеченные выше проблемы приводят к тому, что в настоящее время в России, не дожидаясь появления региональной политики, упорядоченной по целям и инструментам на федеральном уровне, сложились собственные модели регионального развития. С одной стороны, это неплохо, так как позволяет регионам начать (а некоторые уже завершили) формирование собственных конкурентных преимуществ как внутри своего федерального округа, так и на национальном (в редких случаях международном) уровне, опасаясь терять драгоценное время. во время которого еще можно опередить конкурентов. С другой стороны, есть два вида рисков. Во-первых, риск выбора неверного направления регионального развития (с точки зрения будущей стратегии пространственного развития Российской Федерации), которое при отсутствии федеральной поддержки может быстро потерять актуальность. Во-вторых, чрезмерное затягивание выбора может привести к потере конкурентных преимуществ из-за миграции ресурсов в уже определенные регионы, потере конкуренции субъектов за право стать базовым регионом для федеральных инвестиций в рамках определенной отрасли (отрасли) и, как следствие, окончательное закрепление в статусе депрессивного. Поэтому необходимо, чтобы в кратчайшие сроки появилась стратегия пространственного развития Российской Федерации, снижающая неопределенность формирующихся моделей регионального развития в стране. 

Выбор моделей регионального развития субъектов Федерации определяется следующими факторами:

  • наличие конкурентоспособных производств (секторов) региональной экономики, демонстрирующих высокие темпы роста производства и экспорта, которые занимают основное место в структуре валового регионального продукта и формируют значительную часть доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация;
  • исторически сложившаяся структура экономики региона, в которой есть одна или несколько доминирующих отраслей (секторов), обладающих наибольшим лоббистским потенциалом в государственных органах, существующая инфраструктура, обученная рабочая сила и определенные возможности для увеличения своей доли рынка в федеральном округе / страна;
  • Факторные ограничения, среди которых отсутствие квалифицированных специалистов, необходимой транспортно-логистической инфраструктуры, удаленность региона от рынков сбыта, значительное технологическое отставание самого производства от конкурентов, необходимость привлечения больших объемов инвестиций и проведения масштабных мероприятий. строительство / реконструкция производства, недостаточные (по мнению основного заинтересованного лица) меры государственной поддержки со стороны субъекта Российской Федерации и др.;
  • В настоящее время доминируют национальные и мировые тенденции развития, определяющие выбор в регионе соответствующих отраслей (секторов) «локомотивов» при масштабной финансовой и бюджетной поддержке со стороны федеральных органов власти, госкорпораций, естественных монополий, крупных коммерческих банков, ТНК, национальных проекты (в первую очередь инициативы Президента и Правительства Российской Федерации), позволяющие привлечь в регион масштабные инвестиции, присоединиться к наиболее конкурентоспособным производственным цепочкам с добавленной стоимостью, чтобы реально застраховаться от возможного банкротства либо на за счет государства или внешних инвесторов;
  • способность МОГВ субъекта РФ и органов местного самоуправления разработать и предложить ключевым участникам преобразований наиболее привлекательные условия для вхождения в регион, оперативно реструктурировать существующие приоритеты и инструменты территориального развития , сконцентрировать необходимые ресурсы (все, а не только бюджетные), выстроить эффективное взаимодействие органов власти, населения и бизнеса.

При этом доступ к тому или иному инвестиционному ресурсу играет решающую роль и во многом предопределяет дальнейший выбор. На основе анализа социально-экономического положения субъектов Федерации, мероприятий (политики) региональных ИОГВ в 2000-2018 гг. мы выделили следующие модели регионального развития (региональной экономической политики)  и соответствующие инвестиционные стратегии. Отдельный субъект не обязательно специализируется только на одной из моделей, представленных ниже; в большинстве случаев реализуется их комбинация, где в зависимости от ситуации на первый план выходит та или иная модель. 

Регионы-экспортеры сырья (Тюменская, Сахалинская, Камчатская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и др.). Эта модель сформировалась в начале 1990-х годов. и отражает сырьевую специализацию российской экономики в целом, и с течением времени в эту группу включается все больше и больше субъектов Федерации, так как ассортимент экспортируемого сырья расширяется на мировой рынок: нефть, газ, морские биологические ресурсы (рыба, краб, гребешок, вплоть до грибов и дикорастущих растений, поставляемых в Европу и Китай), минеральные удобрения, лес, алмазы, продукты первичной переработки черной и цветной металлургии, химической промышленности и др. Представленная группа Регионы наиболее тесно интегрированы в мировой рынок и их социально-экономическая устойчивость определяется соотношением биржевых цен реализации сырья и совокупности затрат на его производство и транспортировку в страну (регион) потребителя. Уникальность российских природных ресурсов сильное конкурентное преимущество для страны в целом и отдельных регионов в частности.

Слабыми сторонами товарной модели являются: 

  • быстрое истощение наиболее прибыльных вкладов применительно к тому или иному региону и, как следствие, повышение рисков потери его инвестиционной привлекательности;
  • появление и усиление конкурентоспособности других стран и регионов (в меньшей степени регионов в составе Российской Федерации), также специализирующихся на сырье, только в отличие от Российской Федерации сохраняют доступ к мировому рынку капитала и самым передовым технологиям международных транснациональных корпораций;
  • вывод значительной части ресурсной ренты из экономики региона в пользу федерального центра, что затрудняет запуск несырьевых проектов;
  • высокая зависимость от конъюнктуры мирового рынка и нестабильность внешней политики.

С точки зрения мировой экономики все ведущие страны (США, Евросоюз, Китай) на начальном этапе развивались в рамках этой модели, и их успех определялся скоростью формирования глобально конкурентоспособных высокотехнологичных компаний. отрасли (секторы) своей экономики за счет доходов от экспорта сырья.

Регионы технологические партнеры экспортеров товаров

Частично производство необходимого оборудования, комплектующих, технологий сосредоточено в регионах первой группы с целью минимизации логистических затрат и с учетом протяженности транспортных коммуникаций внутри страны. Однако не все, что нужно, можно производить на месте, поэтому появляется очень привлекательная ниша для определенных регионов с соответствующими компетенциями. Эта модель в большей степени дополняет первую (можно назвать ее подмоделью), а к перечисленным рискам добавляется нестабильность взаимоотношений между компаниями (регионами), заказчиками и подрядчиками, когда первые могут быстро переориентироваться на другие.

Регионы инфраструктуры и логистических центров (Архангельская, Калининградская области, Приморский край, Москва, Санкт-Петербург и др.). Основное конкурентное преимущество этих регионов выгодное геоэкономическое положение и развитая транспортная инфраструктура (в основном созданная в советское время), которая со временем трансформируется в центры (хабы) мультимодальных услуг, откуда грузовые потоки расходятся по всей стране.

Слабые стороны: 

  • сильная зависимость от курса национальной валюты в случае девальвации, что приводит к удорожанию импорта, грузовых и пассажирских перевозок и сокращает транзит на внутренний и внешний рынки;
  • необходимость значительных вложений в модернизацию инфраструктуры с длительным сроком окупаемости;
  • зависимость от появления в других регионах конкурентоспособных товаров собственного производства, изменение соотношения импорта и внутреннего производства или требований инфраструктуры для нового экспортного продукта;
  • зависимость от общеэкономической ситуации, насыщенности потребительского рынка, динамики денежных доходов населения, потребностей предприятий в других субъектах Российской Федерации.

Анализ теорий пространственного развития

Регионы-новаторы (Томская и Новосибирская области14, все регионы, где расположены федеральные исследовательские центры, филиалы Российской академии наук, федеральные и национальные исследовательские университеты, крупные научно-образовательные центры). Высокая концентрация интеллектуального потенциала в местах расположения филиалов РАН, крупных научно-исследовательских институтов (независимо от ведомственной подчиненности), наукоградов, специальных инновационных зон, закрытых административно-территориальных образований с научно-исследовательскими учреждениями оборонно-промышленного комплекса, отечественных производителей среднеи высокотехнологичной продукции позволяет добиться заметных успехов на пути создания инновационных секторов в региональной экономике. Кроме того, в данном направлении действуют общественные объединения субъектов РФ (например, Ассоциация инновационных регионов России, Ассоциация авиастроительных регионов РФ и др.), Которые дают возможность представлять интересы групп территорий в федеральных министерствах и ведомствах, повышение инновационной степени федеральной повестки дня и привлечение дополнительных ресурсов из федерального бюджета на развитие научно-производственного комплекса.

Данная модель является наиболее прогрессивной и востребованной как для страны, так и для для регионов, но его реализации препятствуют: 

  • явное и скрытое лоббирование сырьевых государственных (в первую очередь нефтегазовых) корпораций, перетягивание вектора развития и ресурсов на себя, объясняя это высокой зависимостью федерального бюджета от его деятельности;
  • заметно снизился научно-технический потенциал государственных университетов и исследовательских институтов из-за их недофинансирования, коллапса прикладной науки, отказа крупного бизнеса от создания собственных лабораторий и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентации на зарубежные технологии, апробированные в других странах, низкая заработная плата ученых и преподавателей вузов, падение престижа научной деятельности и др.;
  • неэффективная инновационная инфраструктура, в том числе слабая координация действий институтов развития как между собой, так и в субъектах Российской Федерации;
  • слабая восприимчивость национального / регионального бизнеса к отечественным инновациям, высокие риски недостижения ожидаемых результатов, ориентация на краткосрочную прибыль в ущерб долгосрочным программам корпоративного развития;
  • зарегулированность, бюрократизм и низкая эффективность мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в интересах наукоградов и субъектов Российской Федерации;
  • сокращение контингента аспирантов, докторантов и студентов, старение и снижение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и научных сотрудников научно-исследовательских институтов в результате демографического кризиса и по ряду других причин;
  • высокая конкуренция в научном пространстве мира, невозможность привлечения ведущих специалистов и сбора эффективных групп исследователей в региональных научных организациях (не только из-за низкой заработной платы, устаревшего оборудования, длительности получения необходимых расходных материалов и т. д., но и из-за непривлекательности бытовых условий проживания в регионах). 

Регионы концентрации сил и ресурсов (Москва, Санкт-Петербург, субъекты Российской Федерации со столицами, где население превышает 1 миллион человек). Эти регионы делают ставку на максимальное перераспределение власти в федеральном округе (или близком кругу) в свою пользу и их монетизацию. Кроме того, крупные города продолжают укреплять свои конкурентные преимущества как потенциальное место проживания, работы, инвестиций, реализации национальных проектов и инициатив, привлечения ресурсов (в первую очередь человеческого капитала) из других субъектов Федерации. В основе такой региональной модели высокий уровень жизни, разнообразный и динамичный рынок труда, качественные государственные услуги (образование, здравоохранение, культура), благоустроенность и очевидные перспективы развития, связанные с увеличением численности населения. Дополнительным ресурсом является назначение бывших крупных федеральных чиновников на посты глав регионов, что позволяет им, опираясь на личные связи с федеральными ИОГВ, переводить или создавать территориальные подразделения госкорпораций, федеральных структур, лоббировать их увеличение. при финансировании из федерального бюджета для включения в государственные программы увеличить перечень предоставляемых государственных услуг и функций (в том числе для их потребителей из других регионов). 

Подобная концентрация власти и ресурсов на определенной территории повышает ее привлекательность для различных категорий бизнеса, отечественных и иностранных инвесторов, населения других субъектов Российской Федерации, что приводит к запуску причинно-следственной цепочки положительной обратной связи, в дальнейшем увеличивающейся. отставание от других регионов во времени. Учитывая большое количество регионов и невозможность прямого управления территориями из федерального центра в России, такая модель регионального развития является инструментом воздействия на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, тесно интегрированным и интегрированным зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. Фактически можно сказать, что в данном случае в стране происходит формирование субфедеральных институтов пространственного развития страны. 

Регионы национальных республик. Поскольку значительная часть субъектов Федерации являются национальными республиками или регионами с ярко выраженной национальной идентичностью, это позволяет им выстраивать собственную модель развития, опираясь на национальное разнообразие страны. Наиболее ярким проявлением такого подхода стало подписание первым из субъектов Российской Федерации Республикой Татарстан в 1994 году соглашения с Правительством России о разграничении полномочий, согласно которому регион получил право значительно сократить перечисление федеральных налогов, собираемых на территории республики, в федеральный бюджет. Политические мотивы также сыграли немаловажную роль в принятии этого решения, но сама идея создания льготных условий для своего региона в обход норм Конституции РФ (глава 3 «Федеральное устройство») оказалась очень удачной. привлекательный. Поэтому к концу 1990-х гг. Такие соглашения (соглашения) подписали более 50 субъектов Федерации, что фактически устранило саму модель. В настоящее время можно говорить о ее трансформации в разновидность скрытой «национально-преференциальной» модели регионального развития, основанной прежде всего на личных связях Главы республики с Президентом Российской Федерации, Премьер-министром и крупными федеральными властями. чиновников, то есть то, что больше всего подходит под определение «ручное управление». Можно было бы предложить и более короткую формулу: «деньги в обмен на лояльность национальных республик». Его сильная сторона одновременно и самая слабая, поскольку любые личные изменения в федеральных структурах нарушают существующий баланс и создают риски потери преференций. 

Регионы национальных центров отдыха, туризма и экологии (Краснодарский край, Республика Крым и др.). Уникальные природно-климатические ресурсы и расположение, чистая экология, известность в советское время, привлечение инвестиций от ведущих лидеров в сфере предоставления рекреационных услуг, эффективное позиционирование на внутреннем рынке, привлечение федеральных ресурсов, санкции и девальвация рубля, т.к. а также сознательный отказ региональных властей отдельных субъектов Федерации от опоры на добычу и переработку полезных ископаемых создал благоприятные условия для возникновения и укрепления данной модели регионального развития. Его значительный потенциал широкие возможности для расширения, в том числе в производстве экологически чистой продукции.

Среди проблем, препятствующих его формированию, можно выделить: 

  • высокая конкуренция с зарубежными странами и регионами признанные центры международного туризма с многолетним опытом работы на рынке, обеспечивающие высокий уровень сервиса и внедряющие целый комплекс маркетинговых инструментов (ориентация ванные комнаты также для граждан России), поскольку для многих из них туризм стал основой национальной (региональной экономики);
  • более низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, неэффективная «упаковка туристического продукта», традиционное отставание уровня и качества услуг, снижение экологической и социальной ответственности представителей бизнеса, их стремление как можно быстрее вернуть вложенные средства, необходимость внедрения в сознание сотрудников новых форм работы с клиентами, высоких цен и их слабой дифференциации и др.;
  • высокая эластичность от изменения реальных денежных доходов населения, старения и сокращения населения в большинстве субъектов Российской Федерации, снижение спроса на туристско-рекреационные услуги.

Депрессивные регионы в поисках собственной модели роста. В эту группу входят все остальные субъекты Российской Федерации, которые на протяжении почти трех десятилетий не могли определиться со своей стратегией развития или сделали неверный выбор, что привело к необходимости ее пересмотра.

При этом у них появляется более сильное понимание того, что со временем остается все меньше и меньше вакантных ниш, и вероятность придумать собственную эксклюзивную модель уменьшается, хотя зарубежный опыт показывает, что безвыходных ситуаций не бывает, а с закреплением усилиями всех заинтересованных слоев общества такая стратегия в регионе может быть сформирована вполне по силам.

Причинами достаточного количества последней группы были: 

  • частая ротация глав регионов и нестабильность управленческой команды, неэффективная система выработки, реализации и контроля управленческих решений в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления субъекта Российской Федерации;
  • конфликт между бизнес-элитой, властью и населением региона, длительный поиск компромисса;
  • отсутствие внутренних ресурсов для развития и их низкое качество, неблагоприятное геоэкономическое положение, отсталость инфраструктуры, низкий уровень денежных доходов, высокая бедность и безработица, недостаточная емкость внутреннего рынка, общая непривлекательность инвестиций;
  • лоббирование неконкурентоспособной отраслевой структуры экономики региона руководителями действующих предприятий, монополизация рынка;
  • ситуативная многовекторность, когда регион пытается участвовать в наибольшем количестве проектов, отсутствует отраслевое предпочтение инвесторов, что не позволяет сконцентрировать ресурсы на 2-3 направлениях развития и тем самым обеспечить им конкурентное преимущество.

Заключение

Учет «сложившихся» моделей развития субъектов Российской Федерации, их сильных и слабых сторон при разработке стратегии пространственного развития страны позволит не подстраивать регионы под видение федерального центра и не нарушить образовавшуюся систему. внутрирегиональных отношений, но максимально использовать накопленный опыт и сформировавшиеся конкурентные преимущества территориального разделения труда.

Принятие таких моделей и их согласование с политикой стратегического развития регионов и страны в целом должны способствовать сбалансированному развитию экономики. Следует отметить, что смещение акцентов на разработку грамотной политики пространственного развития субъектов Федерации позволяет улучшить не только экономическое, но и социальное и инфраструктурное развитие территорий. Пространственная стратегия может помочь решить проблемы сельских сегментов внутри регионов. Инвестиционная политика также должна основываться на ключевых особенностях региона. 

Таким образом, практическое применение этих моделей может быть использовано для совершенствования мероприятий по стратегическому развитию регионов Российской Федерации. Типологии должны способствовать выработке более эффективных стратегий инвестиционного развития регионов России и принятию властями правильных решений и мер по реализации этих стратегий.