Анализ текущей денежно-кредитной политики

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 13.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять текстовый отчёт по практике:

 

Оформление текстового отчета по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности в России
Фермерские хозяйства в модели полюсов экономического роста
Образование как общественное благо
Способы финансирования образовательных программ

 

Введение:

 

Денежно-кредитная политика - это государственная политика, которая влияет на количество денег в обращении для обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Его влияние на макроэкономические процессы (инфляция, экономический рост, безработица) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Одним из условий устойчивого сбалансированного развития национальной экономики является создание открытого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства является демократическим инструментом воздействия на смешанную экономику, которая не нарушает суверенитет большинства деловых кругов. Хотя это также ограничивает возможности их экономической свободы (без этого невозможно организовать какую-либо экономическую деятельность), правительство лишь косвенно влияет на ключевые решения, принимаемые этими институтами.

Денежно-кредитная политика должна помочь снизить безработицу, бороться с инфляцией и поддерживать экономический рост. Основным институтом, осуществляющим денежно-кредитную политику в России, является Центральный банк Российской Федерации. Центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Оснащенный законодательством о государственном регулировании, Центральный банк проводит политику стабилизации экономики и обеспечения товарно-денежного баланса.

В идеале, денежно-кредитная политика была разработана для достижения стабильности цен, полной занятости и экономического роста - их высшие и конечные цели.

Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям народного хозяйства.

Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным инструментом. С его помощью можно избавиться от кризиса, но возможна и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в экономике.

Очень взвешенные решения, принятые только после серьезного анализа ситуации, с учетом альтернативных способов влияния денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без разумной денежно-кредитной политики экономика не может функционировать эффективно. Специальные методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка определяются законодательством Российской Федерации о Центральном банке и весьма разнообразны.

Центральный банк получил самые широкие полномочия и полную независимость в выборе методов и мер денежно-кредитного регулирования экономики страны в соответствии с действующим законодательством.

Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования

Цели денежно-кредитного регулирования

Основная цель денежно-кредитной политики - помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежной массы, чтобы зафиксировать общий объем производства (устойчивый рост), занятость и уровень цен.

Первоначально основной функцией центральных банков была выдача наличных. В настоящее время эта функция постепенно перешла на второй план, но мы не должны забывать, что наличные деньги по-прежнему являются основой, на которой основывается оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по получению наличности не должна быть менее сбалансированной и должна рассматриваться. другой.

С помощью денежно-кредитного регулирования правительство стремится смягчить экономические кризисы и инфляцию, чтобы поддерживать рыночные условия, и использует кредиты для стимулирования инвестиций в различные сектора экономики страны.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Разница заключается в том, что центральный банк оказывает косвенное влияние через ликвидность кредитных организаций или накладывает ограничения на количественные и качественные параметры банков. Денежная масса играет большую роль в экономике на денежном рынке. Это происходит, в частности, из хорошо известного уравнения изменения. Соответственно, существует взаимосвязь между объемом денежной массы, скоростью денег, объемом производства и уровнем цен. А что показывает западная статистика:

Темпы роста и средний уровень цен денежной массы линейно зависят от коэффициента более 0,9 для всех агрегатов во всех странах (в соответствии с развитием) со всеми экономиками.

Там, где увеличение денежной массы составляет более 18% в год, денежная масса и темпы роста реального производства определенно не связаны.

 

В странах с низкими темпами роста денежной массы существует почти линейная зависимость с коэффициентом около 0,1. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Я изложил цели денежного регулирования выше. Теперь давайте рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк применяет свою политику в отношении коммерческих банков. К ним относятся, прежде всего, изменения в ставке рефинансирования, изменения обязательных резервов, операции с ценными бумагами и иностранной валютой на открытом рынке, а также некоторые строго административные меры.

Анализ текущей денежно-кредитной политики

В настоящее время минимальные резервы являются наиболее ликвидными активами, которые все кредитные учреждения должны, как правило, иметь в наличных деньгах в банках банков или в других ликвидных формах, определяемых центральным банком и депозитом или центральным банком. Коэффициент обязательных резервов - это законный процент минимальных резервов по абсолютным (объемным) или относительным (приростным) показателям пассивной (депозитной) или актива (кредитных вложений) деятельности. Использование стандартов может быть как общим (генерирующим сумму всех обязательств или займов), так и выборочным (для определенных частей воздействия).

Минимальные резервы выполняют две основные функции:


Во-первых, они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам своих клиентов в качестве ликвидных резервов. Центральный банк периодически меняет коэффициент обязательных резервов, поддерживая уровень ликвидности коммерческих банков на приемлемом минимуме в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования предложения денег в стране. Изменяя норматив резервных фондов, центральный банк регулирует сферу активной деятельности коммерческих банков (преимущественно объем выданных ими кредитов) и, таким образом, возможность выдачи депозитов. Кредитные организации могут расширить свою кредитную деятельность, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный стандарт. Когда оборотная масса денег (наличных и безналичных) превышает требуемую потребность, центральный банк следует политике ограничения ссуд путем увеличения стандартов отсечения, то есть доли резервных фондов в центральном банке. Таким образом, это заставляет банки сокращать объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на прибыльность кредитных организаций. Поэтому, если обязательные резервы увеличиваются, появляется прибыль в дефиците. Поэтому, по мнению многих экономистов, этот метод является наиболее эффективной антиинфляционной мерой.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, особенно специализированные банки с незначительными депозитами, имеют предпочтительное положение по сравнению с коммерческими банками с большими ресурсами.

Этот метод был впервые использован в США в 1933 году. Этот механизм денежно-кредитного регулирования влияет на основы банковской системы и может оказать сильное влияние на финансовую и экономическую систему в целом. В последние полтора-двадцать лет роль этого метода денежно-кредитного регулирования снизилась. Об этом свидетельствует снижение обязательной резервной ставки повсеместно (в западных странах) и даже отмена для некоторых видов депозитов.

Следующим методом денежно-кредитной политики является рефинансирование коммерческих банков.

Термин «рефинансирование» означает получение средств от центрального банка кредитными организациями. Центральный банк может предоставлять кредиты коммерческим банкам, а также пересчитывать ценные бумаги в их портфелях (обычно ваучеры).

Если центральный банк повысит ставку рефинансирования, коммерческие банки попытаются компенсировать убытки, вызванные его ростом (увеличением стоимости кредита), путем повышения процентных ставок по кредитам заемщикам. То есть изменение ставки дисконтирования (рефинансирования) напрямую влияет на изменение процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Второе - основная цель данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, увеличение официальной ставки дисконтирования в период повышенной инфляции приводит к увеличению процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к ее снижению, поскольку кредит становится более дорогим и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки влияет на кредитный сектор. Во-первых, сложность или облегчение способности коммерческих банков получать кредиты от центрального банка влияет на ликвидность кредитных организаций. Во-вторых, изменение официальной процентной ставки означает более дорогие или более дешевые кредиты для коммерческих банков для клиентов, так как наблюдается изменение процентных ставок в активных кредитных операциях.

Кроме того, изменение официальной ставки центрального банка подразумевает переход к новой монетарной политике, которая заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свои операции.

Недостатком использования рефинансирования при реализации денежно-кредитной политики является то, что данный метод затрагивает только коммерческие банки. Если рефинансирование очень мало используется или не используется центральным банком, этот метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо определения официальных ставок рефинансирования, центральный банк определяет процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. Кредиты предоставляются в обмен на любое обеспечение, как правило, ценные бумаги. Не следует забывать, что только ценные бумаги, качество которых, несомненно, может быть принято в качестве обеспечения.

Постепенно два метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование), описанные выше, утратили свое значение, и операции на открытом рынке стали основным инструментом денежно-кредитной политики.
Этот метод заключается в торговле ценными бумагами центрального банка в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних соответственно, увеличивает их кредитоспособность и наоборот. Центральные банки вносят изменения в методику предоставления займов, указанную периодически, и меняют интенсивность и частоту своей деятельности.

Он может быть прямым или обратным в форме проведения рыночных операций с ценными бумагами центрального банка. Прямая торговля - это обычная покупка или продажа. Обратное происходит, когда покупка и продажа ценных бумаг приводит к обязательному результату обратной транзакции по заранее определенной ставке. Гибкость обратных процессов, более слабый эффект их эффектов добавляет популярности этому инструменту регулирования. Если вы посмотрите, вы можете увидеть, что эти операции похожи на рефинансирование ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продавать ценные бумаги с обязательством перепродавать в течение 4-8 недель на условиях, определенных в соответствии с аукционными (конкурсными) аукционами. Кроме того, коммерческие банки будут «увеличивать» процентные платежи по этим ценным бумагам в течение времени, которым они владеют центральный банк.

Операции на открытом рынке варьируются в зависимости от:

  • Требования к сделке - покупка или продажа наличными за период с обязательной обратной продажей - сделки обратной покупки;
  • Объекты сделки - сделки с государственными или частными ценными бумагами;
  • Срочность транзакций - обеспеченные краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (1 год и более) транзакции;
  • Сферы деятельности - охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • Метод определения ставок - определяется центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования существенно отличаются от предыдущих двух. Основным отличием является использование более гибких соглашений, поскольку объем покупки ценных бумаг и процентная ставка, используемая в этом случае, могут ежедневно меняться в зависимости от направления политики центрального банка. Коммерческие банки должны тщательно следить за своим финансовым положением, избегая при этом ухудшения ликвидности, учитывая указанную особенность этого метода.

Кроме того, центральный банк может принимать различные меры, которые коммерческие банки должны поддерживать на требуемом уровне. К ним относятся коэффициенты достаточности капитала коммерческих банков, коэффициенты ликвидности баланса, максимальный риск заемщика на одного заемщика и некоторые дополнительные коэффициенты. Перечисленные стандарты являются обязательными для коммерческих банков. Если коммерческие банки нарушают банковское законодательство, банковские правила и другие серьезные недостатки в своей деятельности, которые приводят к нарушениям прав акционеров, вкладчиков и клиентов, центральный банк может принять самые серьезные административные меры, включая ликвидацию банков.

Очевидно, что использование административного влияния центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно быть не систематическим, а только как необходимая мера.

Основные виды денежно-кредитной политики

Дорогая денежная политика (ограничительная) и дешевая денежная политика (расширитель) были упомянуты выше. В этом разделе рассматриваются механизмы реализации основных видов денежно-кредитной политики. Предположим, экономика сталкивается с безработицей и падением цен. Поэтому необходимо увеличить предложение денег. Для достижения этой цели осуществляют недорогую денежно-кредитную политику, состоящую из следующих мер.

Во-первых, центральный банк должен покупать ценные бумаги на открытом рынке у государственных и коммерческих банков. Во-вторых, необходимо снизить учетную ставку, и, в-третьих, нам нужны стандарты сокращения резервов. В результате принятых мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Поскольку избыточные резервы являются основой для увеличения денежной массы коммерческих банков за счет заимствований, мы можем прогнозировать увеличение денежной массы в стране. Увеличение денежной массы приведет к снижению процентной ставки, что приведет к росту инвестиций и увеличению равновесного чистого национального продукта. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель этой политики - сделать кредит дешевым и легкодоступным для увеличения общих расходов и занятости.

В ситуации, когда экономика сталкивается с чрезмерными затратами, вызывающими инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться сократить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Это следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке, чтобы сократить резервы коммерческих банков. Затем необходимо повысить ставку резерва, которая автоматически отделяет коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера - повысить учетную ставку, чтобы снизить заинтересованность коммерческих банков в увеличении своих резервов за счет заимствований у центрального банка. Вышеуказанная система мер называется дорогой денежно-кредитной политикой. В результате его реализации банки обнаружили, что их резервы слишком малы, чтобы соответствовать резервной норме, установленной законом, то есть они очень велики по сравнению с резервами их текущих счетов. Поэтому, чтобы выполнить требование нормы резерва при недостаточных резервах, банки должны вести свои текущие счета, избегая предоставления новых займов после того, как старые счета были оплачены. В результате денежная масса уменьшится и приведет к росту процентных ставок, а повышение процентных ставок сократит инвестиции, сократит общие расходы и снизит инфляцию. Целью этой политики является ограничение предложения денег для снижения затрат и снижения инфляционного давления, то есть для уменьшения доступности кредитов и увеличения затрат.

Воздействуя на экономику страны в целом, необходимо обратить внимание на сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования. В пользу денежно-кредитной политики можно привести следующие аргументы. Во-первых, скорость и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что реализация фискальной политики может затянуться надолго из-за дискуссий в законодательных органах. Иная ситуация в денежно-кредитной политике. Центральный банк и другие монетарные власти могут ежедневно принимать решения относительно торговли ценными бумагами и, таким образом, влиять на денежную массу и процентную ставку. Второй важный момент касается изоляции этой политики от политического давления в развитых странах, в дополнение к ее более гладкой и более сложной функции, чем фискальная политика, и, следовательно, она кажется более приемлемой с политической точки зрения.

Тем не менее, есть ряд негативных моментов. Когда дорогостоящая денежно-кредитная политика реализуется достаточно сильно, это может привести к сокращению резервов коммерческих банков до уровня, когда банки должны ограничивать объем своих кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Дешевая денежно-кредитная политика может обеспечить необходимые резервы для коммерческих банков, то есть возможность кредитования, но она не может гарантировать, что банки действительно дадут кредит, а предложение денег увеличится. В этом случае действия этой политики будут неэффективными. В более нормальные периоды увеличение резервных фондов приводит к выдаче дополнительных займов и, следовательно, увеличению денежной массы.

Еще один негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию изменяться в противоположном направлении от предложения денег, тем самым замедляя или устраняя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть скорость обращения денег увеличивается, когда предложение денег ограничено. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения денежной массы во время рецессии, вполне вероятно, что произойдет падение скорости обращения денег.

Другими словами, с дешевыми деньгами скорость обращения денег уменьшается, в отличие от событий, дорогая денежная политика вызывает увеличение скорости обращения. И мы знаем, что накладные расходы можно рассматривать как денежную массу, умноженную на скорость денег. Поэтому, как упоминалось выше, при дешевой денежно-кредитной политике скорость обращения денежной массы уменьшается, и, следовательно, снижаются накладные расходы, что противоречит целям политики. Подобное явление встречается в дорогой денежно-кредитной политике.

Сущность и функции Центрального Банка РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является государственной кредитной организацией, которая имеет право выпускать банкноты и государственные облигации, регулировать денежное обращение, кредитные и обменные курсы, а также сохранять официальные золотовалютные резервы. Это государственный банк, государственное учреждение, которое обслуживает государственный бюджет. Центральный банк Российской Федерации устанавливает стандартную заявку на кредит, хранит и предоставляет кредиты коммерческим банкам, является кассовым центром. Его основной задачей является реализация государственной политики в области эмиссии, кредитования и денежного обращения.

Организация Центрального банка России как публично-правовой организации, а также статус, обязанности, функции, полномочия и принципы его деятельности юридически определяются Конституцией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации (Банком Российской Федерации) и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации, основной задачей Банка России является обеспечение защиты и стабильности рубля. Основными задачами Центробанка России являются: укрепление покупательной способности и рубля по отношению к иностранным валютам; Развитие и укрепление банковской системы России; обеспечить эффективную и бесперебойную работу системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от государственных органов.

Получение прибыли не входит в задачи Центробанка России.

Принцип независимости, являющийся важным элементом статуса Центрального банка Российской Федерации, возникает прежде всего потому, что Центральный банк России не входит в структуру федеральных органов власти и действует только как частный институт, который имеет право давать деньги и организовывать денежное обращение. Центральный банк России является юридическим лицом и подчиняется публичному праву. Уставный капитал и иное имущество Центрального банка России являются федеральной собственностью. Полномочия Центрального банка России по владению, пользованию и распоряжению его имуществом осуществляются самим Центральным банком России; Согласие Российского банка на имущество не может быть арестовано и понесено без его согласия.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федеративной Федерации Российской Федерации, которая назначает и освобождает от должности Президента Банка России (по предложению Президента Российской Федерации), а также назначает и отклоняет членов Центрального банка Российской Федерации, а также утверждает годовой отчет Российской Федерации и Центрального банка. аудиторский отчет.

Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации также выражается в том, что он покрывает свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

 

Функции Центрального банка Российской Федерации

Взаимодействие с Правительством Российской Федерации, разработка и реализация единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на поддержание рубля и поддержание его стабильности. Регулирование выдачи и обращения монопольных денежных средств. Последний кредитор кредитных организаций создает систему рефинансирования. Устанавливает правила расчетов в Российской Федерации. Устанавливает правила ведения банковского учета и процессов отчетности для банковской системы.

Он ведет государственный учет кредитных организаций, регулирует и отзывает лицензии кредитных организаций и учреждений, включенных в его проверки. Он курирует деятельность кредитных организаций. Регистрирует ценные бумаги кредитными организациями в соответствии с федеральными агентствами. Он осуществляет любые банковские операции, необходимые для выполнения своих основных обязанностей, самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации.

Он регулирует валюту, в том числе покупку и продажу иностранной валюты. Он определяет порядок расчетов с зарубежными странами. В соответствии с законодательством Российской Федерации он организует и проводит валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Он участвует в разработке сметы платежного баланса Российской Федерации и организует подготовку платежного баланса Российской Федерации. Анализируется и прогнозируется состояние экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитные, валютно-финансовые и ценовые отношения. Он публикует соответствующие материалы и статистику, а также выполняет другие функции в соответствии с федеральным законом.

Центральный банк Российской Федерации участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации для выполнения своих функций.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предлагаемых на национальном уровне действиях, координируют свою политику и проводят регулярные консультации.

Банк России предлагает программу выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга перед Министерством финансов с учетом состояния банковской системы и ее влияния на приоритеты единой государственной денежно-кредитной политики.

Тенденции денежно-кредитной политики Банка России

Денежно-кредитная политика государства, как правило, осуществляется в двух направлениях через Центральный банк Российской Федерации:

Проводить экспансионистскую или экспансионистскую политику, направленную на стимулирование масштабов кредитования и увеличение суммы денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк делает кредиты дороже или дешевле для коммерческих банков и, соответственно, заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то она следует дешевой денежно-кредитной политике, которая делает кредиты дешевыми и доступными. В то же время наблюдается увеличение предложения денег, что приводит к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост реального валового национального продукта (ВНП), а также инвестиций и предпринимательской деятельности. Если на финансовом рынке усиливается конкуренция и денежная масса для них не требуется, банкам приходится снижать процентную ставку (цену денег) для привлечения заемщиков. Это особенно очевидно в депрессивной экономике. Дешевые кредиты побуждают предприятия вкладывать средства в капитальные товары, а домашние хозяйства - в потребительские товары. На товарном рынке растет спрос, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика осуществляется в период рецессии;

Реализация ограничительной или ограничительной (жесткой) политики для повышения процентных ставок. В условиях растущей инфляции Центральный банк проводит дорогостоящую денежно-кредитную политику, которая приводит к росту стоимости кредитов и затрудняет доступ к ним. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличение нормы резерва и повышение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, побуждают владельцев денег экономить больше, с другой стороны, ограничивают количество людей, которые хотят их одолжить. В этом случае рыночные институты пытаются получить ценные бумаги. Этот регуляторный аспект используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стараются получать проценты по кредитам, определяя разницу между доходами от активной деятельности и расходами на сбор средств. Как известно, процентная ставка зависит от уровня инфляции и даже инфляционных ожиданий. Когда цены растут, а процентная ставка не изменилась, и банки, и вкладчики получат обесцененные деньги. С восстановлением экономики процентные ставки будут расти, когда всем нужны деньги.

Центральный банк Российской Федерации является необходимым условием для сокращения безработицы и увеличения реальных доходов населения, учитывая при этом основные цели денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, такие как снижение инфляции и поддержание и, возможно, ускорение роста ВВП.

Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 «Центральный банк Российской Федерации Центральный банк (Банк России)» (в редакции Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики российского банка являются:

  • Обязательные резервные нормативы (обязательные резервы), депонированные в Центральном банке России;
  • Процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
  • Операции на открытом рынке;
  • Рефинансирование банков;
  • Валютное регулирование;
  • Создание критериев роста денежной массы;
  • Прямые количественные ограничения.

Обязательные резервы. Политика минимальных резервов была впервые опробована в США в 30-х годах и была применена центральными банками всех ведущих капиталистических стран сразу после Второй мировой войны. Минимальные резервы центрального банка - это депозиты коммерческих банков, установленные законом в определенной взаимосвязи с обязательствами банков. Изначально заявка на резервирование средств была предназначена для страхования коммерческих банков. Центральный банк берет на себя минимальную функцию обеспечения, которая не заимствована.

Еще одна функция такого резерва заключается в том, что Центральный банк влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, изменяя процент резерва. Центральный банк увеличивает ставку резерва в период бума и наоборот во время кризиса, чтобы «остыть». Увеличение резервной ставки на 1-2 пункта является эффективным способом ограничения кредитной экспансии. Как правило, минимальная резервная ставка дифференцирована.
Резервная ставка широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, что увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению свободной денежной массы. Обязательные резервы являются частью суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в Центральном банке в форме беспроцентных депозитов.

Обязательные резервы определяются в процентах от объема вклада, и их стоимость варьируется в зависимости от типа вклада. Например, это меньше, чем депозиты до востребования для срочных депозитов. В современных условиях обязательные резервы не функционируют в той же степени, что и функция страхования вкладов (эту функцию выполняют частные финансовые учреждения, где банки снижают определенный процент депозитов), так как они служат для межбанковских платежей, а также для контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Банки также могут хранить избыточные резервы - например, если потребность в непредсказуемых ликвидных средствах возрастает, на некоторое количество выше обязательных резервов. Однако эти банки лишают их дохода, который они могут получить, введя эти деньги в обращение. Поэтому с увеличением процентной ставки уровень избыточных резервов часто снижается.

Чем выше Центральный банк устанавливает норматив обязательных резервов, тем меньше доля средств, доступных коммерческим банкам для активных операций. Увеличение резервной ставки приводит к уменьшению денежной массы

Ставка рефинансирования является очень мощным инструментом, влияющим на низкий уровень банковской системы. Поэтому он относительно редко изменяется, и его изменения имеют значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений в ставке рефинансирования. Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение ставки дисконтирования требует «удорожания» кредитов и, следовательно, уменьшения инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался правильно, и он часто вступал в конфликт с другими компонентами государственной политики.
Лозунговые операции (валютные интервенции) - это торговля иностранной валютой для поддержания национального обменного курса в определенных пределах.
Существует три альтернативных критерия для определения эффективности валютных интервенций.

«Направление» - если направление обменного курса соответствует направлению вмешательства, то оно эффективно. Другими словами, если центральный банк продает или покупает деньги, процентная ставка должна соответственно уменьшаться или увеличиваться.

«Коррекция» - интервенция эффективна, если тенденция замедляется усилиями Центробанка. Если скорость снижается, вмешательство должно привести к плавному снижению и, если оно увеличится, к замедлению роста.

«Разворот» - интервенция эффективна не только при выполнении первого критерия, но и тогда, когда колебания обменного курса за предыдущий период полностью сбалансированы во время интервенции. Происходит склонная трансформация или центральный банк «против текущего периода».

Доли успешных и неудачных вмешательств в период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в приложении.
На основании результатов анализа можно сделать различные выводы.

До валютного кризиса в августе 1998 года Центральный банк Российской Федерации был наиболее успешным в коррекции колебаний обменного курса (78% случаев) и менее успешным в поддержании рыночных тенденций (47% случаев).

После начала кризиса и плавающего обменного курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.
По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России они «не превышают» рынка и тенденция необратима. При такой низкой эффективности во времена финансовых потрясений ЦБ РФ сможет не только противостоять денежному кризису через кризис.

Однако эти выводы не указывают на низкий профессионализм Центробанка. Международные исследования показали, что эффективны только вмешательства центральных банков США, Японии и Германии. Большинство центральных банков сделали очень мало в этом отношении. Например, в таких странах, как Швеция и Канада, было зафиксировано слабое влияние валютных интервенций на национальный обменный курс.

Операции на открытом рынке - торговля государственными облигациями для увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Изменяя объем покупок и продаж ценных бумаг и уровень цен, которые они продают или покупают, центральный банк может оказывать гибкое и быстрое влияние на кредитную деятельность коммерческих банков. Операции на открытом рынке являются третьим способом контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитыми рынками ценных бумаг и сложен в странах с биржевым процессом. Этот инструмент денежно-кредитного регулирования включает в себя покупку и продажу государственных ценных бумаг Центральным банком (обычно на вторичном рынке деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Часто это краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете банка (иногда на специальном счете Центрального банка и в коммерческом банке для таких транзакций), дополнительный доход «увеличенной емкости денег» для банковской системы и мультипликативное расширение денежной массы начинается. Степень расширения будет зависеть от скорости, с которой увеличение денежной массы распределяется на денежные средства и депозиты: чем больше денег превращается в деньги, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс идет в обратном направлении.

Таким образом, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике, воздействуя на денежную базу посредством операций на открытом рынке.

Другим классическим инструментом реализации центральных банков является политика учетных ставок, т.е. Установить процентные ставки по кредитам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют Центральному банку платежные обязательства - счета. Это могут быть как собственные векселя банка, так и обязательства третьих сторон банков. Центральный банк покупает эти облигации и учитывает их, сохраняя при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от Центрального банка, представляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше, чем дисконт, иначе коммерческие банки будут убыточными. Поэтому, если центральный банк увеличивает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредитов для клиентов коммерческих банков. Это помогает сократить кредиты и, следовательно, уменьшить инвестиции. Таким образом, Центральный банк может повлиять на инвестиции в производство, изменив учетную ставку.

Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

Современная правовая база регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации. Банковская система Российской Федерации имеет два этапа и включает в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные учреждения.

В то же время кредитная организация является юридическим лицом, имеющим право проводить банковские операции на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации как основного объекта своей деятельности. Как коммерческая компания, кредитная организация создается на основе любой собственности.

Кредитные организации подразделяются на банки, которые осуществляют всю банковскую деятельность, и небанковские кредитные организации, уполномоченные на осуществление определенных банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет Государственный герб Российской Федерации и печать со своим наименованием.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, «Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Центральным банком» и другими федеральными законами.

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций и принимает необходимые меры для защиты интересов вкладчиков.

 

Правовой статус Центрального банка России и его отношения с кредитными организациями определяются, с одной стороны, исходя из того факта, что Центральный банк Российской Федерации обладает широкими полномочиями по управлению денежной системой Российской Федерации, а с другой стороны, является юридическим лицом, входящим в соответствующий гражданский сектор. правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие решающие функции:

  • Программирование банковской деятельности, расширение правового режима предпринимательства, установление свободы движения капитала и финансовых услуг;
  • Установить минимальные гарантии прав и интересов участников банковских правоотношений, которые не могут быть ограничены частными банковскими стандартами;
  • Создать основу для единого банковского правового регулирования путем определения того, что правовая основа единого банковского, финансового, валютного, кредитного регулирования и денежной эмиссии является компетенцией Российской Федерации.

Банк России независим в пределах своих полномочий; Следовательно, федеральные органы государственной власти, учреждения-учредители Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В противном случае ЦБ РФ проинформирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Банк России несет ответственность в соответствии с требованиями федерального закона.

Он вправе обратиться в суд с иском о том, что судопроизводство федеральных органов штата отменяет государственные дела Российской Федерации и местных органов власти.

В суде и арбитражном суде интересы Центрального банка России могут представлять руководители соответствующих учреждений и другие должностные лица, предусмотренные соответствующим доверенным лицом Центрального банка России.

Банк России имеет двойную правовую природу: с одной стороны, это государственный орган с особыми полномочиями, который управляет денежной системой, с другой стороны, и с представляемым государством, Правительством Российской Федерации, а также с российскими и иностранными кредитными организациями.

Поэтому в рамках своей правоспособности Центральный банк Российской Федерации, российские и иностранные кредитные учреждения, Правительство Российской Федерации, представительные и исполнительные органы учредительных органов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, воинские части и военнослужащие осуществляют все виды банковских операций. имеет право. Центральный банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление банковских операций, а также с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Законом о бюджете Российской Федерации Банк России ведет свои банковские счета для учета бюджетных средств и выступает в качестве основного инструмента для государственных ценных бумаг Российской Федерации.

Задачами Центробанка России как органа управления денежной системой являются:

  • защита и стабильность рубля, включая покупательную способность и иностранную валюту, включая обменный курс;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечить эффективную и бесперебойную работу системы расчетов. Получение прибыли не является целью российского Центробанка.

В соответствии с целевыми показателями, установленными для Центрального банка Российской Федерации, можно выделить его основные обязанности, хотя они не указаны в Законе Российской Федерации "Центральный банк Российской Федерации (Российский банк)".

  • активное участие в разработке монетарной и фискальной политики Правительства Российской Федерации;
  • комплексный контроль инфляционных процессов в стране;
  • сокращение дефицита бюджета;
  • обеспечение стабильного обращения денег;
  • обеспечение стабильности рубля как государственной валюты;
  • предоставление государственных средств в валютных резервах;
  • распределение кредитов коммерческим банкам, в основном за счет источников финансирования;
  • расширение возможностей кредитования вне акционерного капитала и преодоление дефицита бюджета на различных уровнях государственной системы;
  • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя из поставленных задач, Банк России выполняет следующие функции:

  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единую государственную кредитную политику, направленную на обеспечение защиты и стабильности рубля;
  • монополизирует выпуск денежных средств и организует их обращение;
  • кредитование кредитов кредитным организациям и регулирование системы рефинансирования;
  • устанавливает правила расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, учета и отчетности для банковской системы;
  • ведет государственный учет кредитных организаций; публикует и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, участвующих в их проверках;
  • контролирует деятельность кредитных организаций;
  • регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом;
  • самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации осуществляет банковскую деятельность, необходимую для выполнения основных обязанностей Центрального Банка России;
  • регулирует валюту, включая торговлю иностранной валютой;
  • устанавливает порядок расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль через прямые и уполномоченные банки;
  • Российская Федерация участвует в разработке сметы платежного баланса, российского платежного баланса и т. д. Он организует свои приготовления.

Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации для реализации его функций. Президент Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. По их поручению в отношении министра финансов Российской Федерации и министра экономики или одного из депутатов Российской Федерации они посещают заседания Консультативного совета путем совещательного голосования.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предлагаемых на национальном уровне действиях, координируют свою политику и проводят регулярные консультации.

Банк России предлагает программу выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга перед Министерством финансов с учетом состояния банковской системы и ее влияния на приоритеты единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации формируется Совет Национального банка, в состав которого входят представители Центрального банка Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций и экспертов.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

  • рассматривается концепция совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  • принимает во внимание проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, валютного регулирования и политики валютного контроля, дает результаты по ним и анализирует результаты их реализации;
  • проводит обзор законопроектов и других нормативных актов в сфере банковской деятельности;
  • учитывает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
  • участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Состояние денежной системы в России и перспективы развития

Правовая основа функционирования денежной системы в России определяется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-Ф3 от 10 июля 2002 года:

  • официальная валюта в нашей стране - рубли;
  • закон не определяет отношения между рублем и золотом, а обменный курс рубля к денежным единицам определяется ЦБ РФ;
  • центральный банк России имеет право выдавать наличные, обращаться и снимать деньги на территории Российской Федерации; отвечает за состояние денежного обращения для поддержания нормальной экономической деятельности в стране;
  • банкноты и металлическая монета, обеспеченные всеми активами Банка России, включая виды денег с юридической платежеспособностью, золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и резервы кредитных организаций, хранящиеся на счетах в Центральном банке Российской Федерации;
  • образцы банкнот и монет одобрены Банком России;
  • наличные и безналичные функции в России.

Для организации денежного обращения в Российской Федерации Банк России имеет следующие обязательства:

  • прогноз и организация по созданию, резервированию и хранению банкнот и монет, а также по созданию резервных фондов;
  • установление правил хранения, транспорта и инкассации для кредитных организаций;
  • признаки платежеспособности банкнот и замены поврежденных банкнот и монет, а также установление порядка их уничтожения;
  • определение порядка совершения кассовых операций.

Регулирование денежного обращения, выделяемого Банку России, осуществляется с использованием общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, требований к резервам и операций на открытом рынке.

Имеются ротационные кассы для предоставления и предоставления кассовых услуг, кассовых билетов и монет для предприятий, расчетно-кассовых центров в пунктах выдачи наличных денег, кредитных учреждениях и основных региональных отделениях Центрального банка.

Резервные средства для наличных билетов и монет - это резервы для наличных билетов и монет, которые не выпускаются в кассе Центрального банка. Эти средства создаются по распоряжению Центрального банка, который определяет его значения в зависимости от размера рабочего депозита, объема наличного оборота, условий хранения.

Банк России проводит денежно-кредитную политику в 2012 году, пытаясь найти баланс между рисками сохраняющейся неопределенности, ускорения инфляции и замедления экономического роста при развитии внешнеэкономической ситуации, влияющей на российскую экономику. Основным источником увеличения денежной массы в 2012 году стало увеличение рефинансирования кредитной политики Центральным банком России и способствовало повышению эффективности денежно-кредитной политики. В этом году меры, предпринятые ЦБ РФ по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, направлены на снижение волатильности ставок денежного рынка. Чтобы улучшить и повысить ликвидность российской фондовой биржи, в феврале 2012 года Банк России совместно с российским министерством финансов принял ряд мер по либерализации рынка государственных ценных бумаг и укреплению валютной инфраструктуры. Эти меры включали перевод вторичного обращения государственных облигаций на фондовый рынок и внебиржевой рынок.

Рост кредитов, предоставленных экономике, стал основным источником увеличения денежной массы в январе-сентябре 2012 года. В то же время существенный ограничительный эффект на динамику денежной массы за этот период оказал Банк России, сократив чистые требования к правительству. Увеличение чистых внешних активов российского Центробанка имело определенный вклад в рост денежной массы, но стоимость этого ресурса постепенно уменьшается для динамики денежной массы. Темп прироста кредитов в нефинансовых организациях в рублях и иностранной валюте (в рублях) за период январь-сентябрь 2012 года составляет 10,1% (18,6% за аналогичный период 2011 года). По состоянию на 1 октября 2012 года объем этого долга ежегодно увеличивался на 16,9%.

В январе-сентябре 2012 года задолженность перед населением в рублях и валютах (в рублях) увеличилась на 29,3% (за аналогичный период 2011 года - на 24,0%). По состоянию на 1 октября 2012 года этот долг увеличился на 41,7% по сравнению с аналогичной датой 2011 года. Особенно интенсивно банки наращивали потребительские и ипотечные кредиты. В январе-сентябре 2012 года объем просроченных кредитов нефинансовым организациям увеличился на 15,8% (в аналогичном периоде 2011 года - 12,8%), а кредиты физическим лицам - на 9,2% (6,7%). , Однако из-за более интенсивного роста кредитных портфелей этих категорий заемщиков доля просроченных корпоративных кредитов в общем объеме с 5,0% на 1 октября 2011 года до 4,9% на 1 октября 2012 года и 5,9% в розничных продажах. до 4,4%.

На фоне сохраняющейся напряженности на мировых финансовых рынках и продолжающегося замедления динамики банковских депозитов возрастает роль операций рефинансирования в формировании обязательств банковской системы.

Денежно-кредитная политика призвана помочь создать общий уровень производства, характеризующийся полной занятостью и отсутствием инфляции в экономике.

Основные задачи, стоящие перед всеми центральными банками, заключаются в обеспечении покупательной способности национальной валюты и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Российской Федерации, являющимся одним из компонентов государственной экономической политики, также позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностью быстрой корректировки мер регулирования.

Основным видом деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одним из важнейших направлений деятельности центрального банка является рефинансирование кредитных и банковских учреждений, целью которых является обеспечение стабильности банковской системы. Среди инструментов рефинансирования центрального банка - предоставление кредитов под залог иностранной валюты и залогов, то есть краткосрочных и среднесрочных заимствований. Чтобы повысить уровень ликвидности банковских учреждений, центральные банки рефинансируют их с различной степенью интенсивности. В то же время стабильные банковские учреждения, которые сталкиваются только с временными трудностями, могут использовать кредиты рефинансирования. При проведении денежно-кредитной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков являются ценные бумаги и кредиты коммерческим банкам.

Денежно-кредитная политика осуществляется через сложную цепочку причинно-следственных связей: политические решения влияют на резервы коммерческих банков; изменение резервов влияет на денежную массу; изменение денежной массы меняет процентную ставку; изменения процентных ставок влияют на уровень инвестиций и цен.

Преимуществами денежно-кредитной политики являются ее гибкость и политическая приемлемость. Перед ведущими денежными институтами стоит дилемма - они могут балансировать процентные ставки или предлагать деньги, но не оба одновременно. При определенных обстоятельствах может появиться альтернатива - использование денежно-кредитной политики для влияния на стоимость доллара, таким образом, используя денежно-кредитную политику для устранения торгового дисбаланса или стабилизации экономики в стране.

Заключение

Сегодня направление денежно-кредитной политики в России зависит от цен на нефть, и Россия, которая имеет высокие цены на нефть (у нас сегодня), не только победит, но и столкнется с очень сложными проблемами. Центральный банк не сможет приобрести всю дополнительную валюту для въезда в страну без превышения разрешенного увеличения денежной массы. Изъятие денег за счет увеличения предложения облигаций чревато повышением процентной ставки, что приведет к большему притоку средств в страну. Однако он не должен полагаться на возможности бюджета по стерилизации, поскольку власти, как правило, увеличивают государственные расходы при получении дополнительных средств. А это означает либо высокую инфляцию, либо значительное укрепление рубля.

Что требуется для лучшей адаптации к международной системе расчетов в международных финансовых системах? Банковская система России должна быть улучшена. Чтобы повысить доверие к банковской отчетности путем применения серьезных штрафных санкций и других санкций к кредитным учреждениям, которые вызывают преднамеренное ухудшение их отчетности, требуется улучшение посредством банковского надзора.

Возможно, это будет уместно в будущем, когда речь идет об отделении аудиторских функций от базовых условий Центрального банка Российской Федерации, но сегодня это ослабляет и не укрепляет способность государства контролировать банковскую систему.

Во-вторых, на мой взгляд, важным аспектом является сближение российской банковской системы с международными стандартами банковской отчетности.
В настоящее время различия велики, что вызывает прозрачность и недоверие к банковской отчетности. Взаимные эксклюзивные данные могут быть опубликованы на официальном сайте центрального банка Российской Федерации, который подозревает достоверность банковских выписок. Это делает объективный анализ невозможным.

Сейчас мы находимся в самом начале эффективного пути финансового посредничества, мы находим банковскую систему, которая является достаточно острой и требует работы финансовых посредников, которая нуждается только в удовлетворении финансовых потребностей растущей экономики.