Анализ себестоимости на примере ОАО

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансформационные кризисы и их особенности
Либерализация цен в России и ее влияние
Прибыль и предпринимательский доход
Экономическая система общества: элементы и их взаимодействие


Введение:

В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Стоимость производства - это стоимость производства и реализации, выраженная в денежном выражении.

Стоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также другие затраты на его производство и реализацию.

Расчет показателя себестоимости необходим для:

  1. оценка выполнения плана по этому показателю и его динамика;
  2. определение рентабельности производства и отдельных видов продукции;
  3. внедрение внутреннего учета себестоимости продукции;
  4. выявление резервов снижения себестоимости продукции;
  5. расчет национального дохода в общенациональном масштабе;
  6. расчет экономической эффективности внедрения новой техники, технологий, организационных и технических мероприятий;
  7. обоснование решений о производстве новых видов продукции и устранении устаревших.

В наше время решение таких проблем как:

  • информационная поддержка процесса принятия решений;
  • обеспечение основы для ценообразования;
  • контроль экономической эффективности предприятия;
  • получение данных о результатах деятельности;
  • расчет оценки по статьям баланса и др.

Расчет себестоимости продукции является объективно необходимым процессом в управлении производством, поскольку именно этот расчет позволяет изучать стоимость конкретных продуктов, полученных в процессе производства.

Важно отметить, что полнота и достоверность результатов анализа себестоимости продукции и производственных затрат во многом зависят от степени детализации исходной информации. Поэтому для предприятия большое значение имеет правильная организация учета производственных затрат и калькуляции затрат, использование компьютерных технологий и новейших программ для учета и анализа затрат и производственных затрат.

Современные системы расчетов содержат информацию, которая позволяет не только решать традиционные проблемы, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

  • целесообразность дальнейшего производства;
  • установление оптимальной цены на продукцию;
  • оптимизация ассортимента продукции;
  • целесообразность обновления существующих технологий и станочного парка;
  • оценка качества работы управленческого персонала.

Сегодня расчет является основой для оценки выполнения плана, принятого предприятием или центром ответственности. Необходимо проанализировать причины отклонений от плановых показателей по себестоимости.

Данные фактических расчетов используются для последующего планирования затрат, для обоснования экономической эффективности внедрения новых технологий, выбора современных технологических процессов, мер по повышению качества продукции, проверки проектов по строительству и реконструкции предприятий.

На основании результатов расчета вы можете принять решение о проведении ремонта самостоятельно или воспользовавшись услугами сторонних организаций.

Таким образом, производственный учет и калькуляция затрат являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема анализа затрат на современном предприятии актуальна сегодня.

Целью курсовой работы является изучение экономической категории стоимости, ее значимости и роли на предприятии, а также проведение факторного анализа затрат на примере ОАО «Газпром» и определение способов его снижения.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • рассмотрение сущности экономической категории стоимости;
  • изучение поставленных задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
  • анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
  • рассмотрение способов снижения себестоимости продукции на предприятии.
  • Объектом исследования является ОАО «Газпром» в г. Москве.

Теоретические вопросы анализа себестоимости продукции (работ, услуг)

Задачи и информационная база для анализа стоимости продукции (работ, услуг)

В системе управления предприятием важное место отводится вопросам управления производственными затратами. Практика показывает, что без правильной оценки реальной стоимости невозможно эффективно управлять производственной эффективностью.

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов является основным способом увеличения прибыли и увеличения рентабельности производства.

Показатель себестоимости - это расходы предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Уровень затрат отражает экономические, научно-технические, социальные и экологические факторы развития предприятия.

Основными задачами анализа себестоимости продукции предприятия являются:

  1. оценка динамики наиболее важных стоимостных показателей и выполнение плана по ним;
  2. определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнения плана, величины и причины отклонений фактических затрат от запланированных;
  3. оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, стоимости наиболее важных продуктов;
  4. выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Источниками информации для анализа себестоимости продукции являются плановые расчеты, форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форма № 5-з «Информация о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия». (организация) », форма № П-4« Сведения о численности, заработной плате и движении работников », форма № 1-т« Сведения о численности и заработной плате работников »по видам деятельности».

Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные оценки для наиболее важных продуктов, учетные регистры (выписки, журналы заказов), данные о нормах и стандартах, содержащиеся в технологических картах и ​​спецификациях, и т. д.

Анализ затрат проводится по следующим направлениям:

  • анализ затрат на 1 руб. объем продукции;
  • анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
  • анализ себестоимости продукции по технико-экономическим факторам;
  • анализ стоимости наиболее важных видов продукции.

Анализ затрат на 1 рубль объема производства включает изучение динамики затрат по сравнению с предыдущим периодом, определение факторов и причин отклонений фактических затрат отчетного периода, приведенных за предыдущий период, и их количественное измерение.

Анализ себестоимости продукции включает в себя общую оценку динамики и выполнения сметы затрат на производство по элементам, себестоимости продукции по расчетным статьям и технико-экономических факторов.

Анализ стоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Это позволяет изучать тенденции его уровня, устанавливать отклонения фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявлять резервы снижения себестоимости продукции и оценивать работу предприятия при использовании возможностей снижения стоимость продукции.

В процессе анализа изучается выполнение плана по снижению себестоимости в целом по предприятию по статьям затрат и по отдельным видам продукции. Установлены и рассчитаны факторы, вызвавшие отклонение фактической себестоимости от плановой, дана объективная оценка результатов, достигнутых предприятием по снижению себестоимости, резервы для дальнейшего снижения себестоимости продукции и реализации продукции. определены.

Понятия и показатели, используемые при анализе себестоимости продукции (работ, услуг)

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и продаж, одно из ведущих мест принадлежит стоимости продукции.

Стоимость производства - это стоимость производства и реализации, выраженная в денежном выражении. Себестоимость продукции как синтетический показатель отражает все аспекты производственно-финансовой и хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и управления в целом.

Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если он увеличился, то при прочих равных условиях величина прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на ту же величину. Между величиной прибыли и затратами существует обратная функциональная связь. Чем ниже стоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, одним из важнейших элементов этого объекта управления. Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является четкое определение состава издержек производства. В нашей стране состав себестоимости продукции регулируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и указаны в «Положении о составе расходов».

Кроме того, на основании этого положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые нормативы по составу затрат и методические рекомендации по планированию, учету и расчету стоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регулирующая роль государства в отношении себестоимости продукции также проявляется в установлении норм амортизации основных средств, тарифов на отчисления на социальные нужды. Положение о структуре затрат определяет, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой смету затрат на природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные средства, трудовые ресурсы, используемые в производственном процессе, а также другие затраты на его производство и продажу.

Ряд показателей используется для анализа уровня и динамики изменения себестоимости продукции. К ним относятся: смета расходов на производство, стоимость коммерческих и реализованных продуктов, снижение себестоимости сопоставимых коммерческих продуктов и стоимости на рубль коммерческих (проданных) продуктов.

Стоимость товарной продукции включает в себя все затраты предприятия на производство и реализацию товарной продукции в разрезе статей затрат. Стоимость проданных товаров равна стоимости товаров, за вычетом возросших затрат на первый год массового производства новых продуктов, возмещаемых из фонда для разработки новых технологий, плюс стоимость производства продуктов, проданных из остатков предыдущий год Расходы, возмещаемые из фонда за разработку новых технологий, включаются в стоимость товаров, но не включаются в стоимость проданных товаров. Они определяются как разница между плановой стоимостью первого года массового производства продукции и стоимостью, принятой при утверждении цены.

Чтобы проанализировать уровень себестоимости на разных предприятиях или его динамику за разные периоды времени, себестоимость продукции должна быть снижена до одинакового объема. Стоимость единицы (расчет) показывает затраты предприятия на производство и реализацию определенного вида продукции на одну натуральную единицу. Калькуляция широко используется в ценообразовании, учете затрат, планировании и сравнительном анализе.

Показатель себестоимости сопоставимых коммерческих товаров используется для анализа изменения себестоимости с течением времени при сопоставимых объемах и структуре товарных продуктов на тех предприятиях, у которых ассортимент продукции стабилен во времени. Под сопоставимым продуктом понимается продукт, который был произведен серийно или массово в предыдущем году. Это включает в себя частично модернизированные продукты, если эти изменения не привели к внедрению новых моделей, стандартов и спецификаций.

Стоимость одного рубля товарной (проданной) продукции является наиболее известным обобщающим показателем на практике, который безоговорочно отражает стоимость единицы продукции в стоимостном выражении, не дифференцируя ее по конкретным типам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику себестоимости продукции в отрасли в целом и рассчитывается по формуле.

Остальные показатели затрат, встречающиеся на практике, можно подразделить по следующим критериям:

  1. по составу учтенных расходов - цех, производство, полная стоимость;
  2. по продолжительности расчетного периода - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, в течение ряда лет;
  3. по характеру данных, отражающих расчетный период, фактический (отчетный), плановый, нормативный, проектный (прогнозный), прогнозируемый;
  4. по масштабу охватываемого объекта - мастерская, предприятие, группа предприятий, промышленность, промышленность.

Методология анализа себестоимости продукции

На современном этапе развития рыночных отношений, когда вся ответственность за финансово-хозяйственную деятельность передается субъектам хозяйствования, требования к экономическому анализу возрастают. Организации, чтобы не оказаться на грани банкротства, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость, чтобы повысить эффективность производства.

В связи с переходом на международные стандарты методология анализа себестоимости продукции и финансовых результатов также существенно меняется.

На современном этапе методология анализа придерживается общей последовательности, однако отечественные и российские авторы предлагают свои подходы к определению определенных показателей в процессе анализа себестоимости продукции.

Анализируя себестоимость продукции с точки зрения Н.В. Войтоловского, необходимо различать такие понятия, как: эксплуатационные расходы, себестоимость цеха, себестоимость продукции и общая стоимость.

Эксплуатационные расходы - это условно переменные материальные и трудовые затраты. Стоимость мастерской складывается из эксплуатационных затрат и общих производственных затрат. Стоимость производства состоит из стоимости мастерской и общих эксплуатационных расходов. Общая (коммерческая) стоимость - это себестоимость продукта и стоимость его продажи.

Существующая методология анализа себестоимости продукции включает следующие этапы:

  • Изучение общей стоимости изготовления продукции:
  1. оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамике;
  2. сравнение изменения себестоимости произведенных и проданных товаров с изменением выручки от их продажи;
  3. межхозяйственный анализ;
  4. оценка изменений в структуре по видам затрат;
  • анализ затрат на рубль производимой продукции (удельный вес):
  1. изучение выполнения плана и динамики удельных затрат продукции;
  2. межхозяйственное сравнение;
  3. факторный анализ интенсивности затрат;
  • анализ стоимости отдельных видов продукции:
  1. изучение динамики;
  2. межхозяйственное сравнение;
  3. факторный анализ стоимости отдельных видов продукции;
  4. анализ затрат по статьям затрат;
  • анализ прямых материальных затрат:
  1. изучение факторов изменения материальных затрат на единицу продукции;
  2. факторный анализ суммы прямых материальных затрат на весь объем производства каждого вида продукции;
  • анализ прямых затрат на оплату труда:
  1. факторный анализ заработной платы на единицу продукции;
  2. факторный анализ общей суммы заработной платы за производство продукции;
  • анализ косвенных затрат;
  • анализ затрат по центрам ответственности;
  • определение резервов для снижения затрат.

При оценке показателей стоимости Л.Л. Ермолович считает целесообразным на первом этапе анализа сравнить изменение себестоимости произведенной и реализованной продукции с изменением выручки от реализации. Первоначальная информация содержится в ведомости затрат на производство продукции (работ, услуг) и выписке из отчета о прибылях и убытках.

Поскольку конечным показателем использования ресурсов является продажа продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение доли в выручке от себестоимости реализованных товаров, а также проанализировать выручку на 1 рубль от стоимости товара. производится и продается. Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов организации, но и влияние фактора затрат на рентабельность продаж.

Для поиска наиболее эффективных способов снижения затрат необходима информация о удельном весе определенных затрат в структуре затрат. Для этого проводится анализ затрат по видам затрат. В рамках этого анализа себестоимость продукции определяется элементами затрат в абсолютном и структурном выражении. На основании полученных данных оценивается характер производства (материалоемкий, трудоемкий, капиталоемкий). В соответствии с характером производства определены основные направления поиска резервов для снижения себестоимости.

Анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить способы влияния на себестоимость.

Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»

Общая информация о ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром» зарегистрировано Московской регистрационной палатой 25.02.93 г. Свидетельство о государственной регистрации № 022.726.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество "Газпром".

Место нахождения Общества (почтовый адрес): 117997, Московская область, г. Москва, ул. Наметкина, дом 16.

Основными задачами Общества являются:

  • мировая добыча газа;
  • стать лидером среди мировых энергетических компаний.

Основным видом деятельности Компании является: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, а также производство и реализация тепла и электроэнергии. Размер уставного капитала Общества составляет 118 млрд. 367 млн. 564,5 тыс. руб., Что соответствует 100% уставного капитала. Организационная структура ОАО «Газпром».

Учредителем ОАО «Газпром» является Правительство Российской Федерации.

В ОАО «Газпром» работают высококвалифицированные специалисты - технические специалисты, технологи, монтажники, наладчики и другие. Персонал набирается в соответствии с штатным расписанием, средняя численность составляет 376,3 тыс. Человек. Обязанности, права и функции директора изложены непосредственно в Уставе ОАО «Газпром». Таким образом, он несет ответственность перед клиентами - за качество предоставляемых услуг, перед Учредителем - за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Основные экономические показатели предприятия

Для общей оценки хозяйственной деятельности предприятия необходимо рассчитать основные показатели деятельности предприятия. На их основе проведен анализ деятельности ОАО «Газпром». Информация для расчетов была взята из годовой отчетности, в том числе из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» за последние 3 года, а также из баланса за 2011 год.

Данные о доходах за три опрошенных года значительно различаются. Значение дохода имеет тенденцию к увеличению с 2009 по 2011 год.

Так, в 2009 году он составил 2486940660 тыс. рублей, а в 2010 году - 2879390342 тыс. рублей, соответственно темпы роста выручки увеличились и составили в 2010 году 115,78%, с 2010 по 2011 год величина выручки также имеет тенденцию к росту, поэтому в 2011 году она составила до 3534341431 тыс. руб., что на 22,75% больше, чем в 2010 году.

Показатель себестоимости также вырос за период с 2009 по 2011 годы. Так, в 2010 году он составил 1250895386 тыс. руб., Что на 14555 тыс. руб. Больше, чем в 2009 году. В 2011 году этот показатель составил 1 452 194 381 тыс. руб., что на 2012,99 млн. руб. Больше чем в 2010 году. Соответственно, темп роста к 2011 году увеличился до 116,09%.

Прибыль от реализации продукции в 2010 году составила 821 980 843 тыс. рублей, что на 268 711,9 млн рублей больше, чем в 2009 году. В 2011 году этот показатель составляет 1 188 515 429 тыс. рублей, что на 44,53% больше, чем в 2010 году.

Рассмотрим динамику чистой прибыли. Его значение в 2009 году составляет 624613273 тыс. рублей, в 2010 году - 364478382 тыс. рублей, а в 2011 году - 879601664 тыс. рублей, наблюдается снижение в 2010 году, затем увеличение в 2011 году. Темп роста чистой прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом составляет 58,35% и 2011 год с 2010 года составляет 241,33%.

В 2010 году среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 57295,5 млн. рублей по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году увеличилась на 920513,7 млн. рублей по сравнению с 2010 годом.

Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств. Так, в 2010 году среднегодовая стоимость оборотных средств составила 2357 424,7 млн ​​рублей, что на 544 946,9 тыс. рублей больше, чем в 2009 году. В 2011 году также наблюдается увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств, поэтому абсолютное отклонение составляет 2011 год с 2010 года составил 540 104,1 млн руб.

Средняя численность персонала менялась каждый год. В 2009 году было 370,2 тысячи человек, в 2010 году - 375,4 тысячи человек, а в 2011 году - 376,3 тысячи человек.

Затраты на рубль реализованной продукции в 2009 году составили 0,7775 копейки, в 2010 году - 0,7145 копейки, а в 2011 году - 0,6632 копейки.

Рентабельность продукции имеет тенденцию к росту в период с 2009 по 2011 годы. Таким образом, в 2010 году она составляет 39,95%, что на 11,34% больше, чем в 2009 году. А в 2011 году этот показатель составляет 50,67%, что на 10,72% больше, чем в 2010 году.

Доходность активов к 2010 году увеличилась и составила 0,743 единицы, что на 0,11 единицы больше, чем в 2009 году, а к 2011 году этот показатель имеет тенденцию к снижению и составляет 0,737 единицы, что на 0,006 единицы меньше, чем в 2010 году.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снижался в период с 2009 по 2011 годы. В 2009 году он составил 1372 оборота, в 2010 году - 1224 оборота, а в 2011 году - 1,2197 оборота.

Проанализировав значения основных экономических показателей ОАО «Газпром» за 2009, 2010 и 2011 годы, можно сделать вывод, что выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль от продаж, стоимость оборотного капитала и средняя численность персонала увеличились к 2011 году.

Анализ себестоимости продукции за несколько лет начинается с изучения состава и структуры имущества по данным бухгалтерского баланса. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить оборотные и внеоборотные активы в его составе, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается доля отдельных групп имущества в этих группах.

Анализ динамики состава и структуры имущества позволяет установить размеры абсолютного и относительного увеличения или уменьшения всего предприятия и его отдельных типов. Увеличение (уменьшение) свидетельствует о расширении (сокращении) предприятия.

Как видите, в 2011 году произошло увеличение активов. Общая стоимость имущества увеличилась на 2 087 437,1 млн. руб. На это повлияло значительное увеличение основных фондов в 2011 году на 863 218,2 млн рублей, или на 121,95% по сравнению с 2009 годом.

В 2011 году величина оборотного капитала компании также увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1 085 051 млн. рублей, или на 159,87%. Денежные средства имеют тенденцию к увеличению в 2011 г., где они составляют 187 778,5 млн. руб., Что на 126 089,5 млн. руб. Больше, чем в 2009 г. В 2011 г. произошло также увеличение прочих оборотных активов предприятия по сравнению с 2009 г. на 3127,8 млн. руб., или 144,84%. В 2011 году произошло снижение финансовых вложений на 35 592,8 млн. руб. Произошло значительное увеличение товарно-материальных запасов за 2011 год на 82 078,4 млн. рублей, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, снижению активности предприятия. Рассмотрев активы предприятия, давайте перейдем к его обязательствам. Для третьего раздела баланса «Капитал и резервы» решающим фактором является уставный капитал, характерный для тех хозяйствующих субъектов, у которых нет единого собственника (ОАО, ООО и др.). Четвертый раздел «Долгосрочные обязательства» раскрывает содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных кредитов, прочих долгосрочных обязательств. Пятый раздел баланса «Краткосрочные обязательства» отражает земные фонды в виде банковских кредитов и займов с срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различных видов кредиторской задолженности. Особое место в этом разделе занимают источники собственных средств, которые не были включены в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы на будущие расходы) и др.

В пассивах мы наблюдаем увеличение доли собственного капитала на 1660078,8 млн. руб., Что привело к увеличению баланса. Снижение долгосрочной кредиторской задолженности в 2011 году составило 91,55%, то есть на 77688,1 млн рублей по сравнению с 2009 годом. Увеличение краткосрочных кредитов и займов в отчетном 2011 году на 24781,1 млн рублей или 149,29% по сравнению с базовым годом 2009 год произошел из-за увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а также задолженности перед персоналом предприятия. Таким образом, краткосрочные обязательства в отчетном году увеличились на 454 818,9 млн рублей по сравнению с базовым годом.

Далее рассмотрим ликвидность активов и пассивов этого предприятия.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и упорядоченных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по обязательствам, сгруппированными по срокам погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что наша компания может немедленно погасить краткосрочные обязательства за счет имеющихся средств. Показатель коэффициента за 2011 год составил 0,23% при нормативе этого коэффициента 0,2 - 0,3.

Коэффициент критической ликвидности показывает, что компания, при условии своевременных расчетов с должниками, может погасить краткосрочную задолженность за период времени, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Коэффициент этого коэффициента составляет более 2. На предприятии коэффициент текущей ликвидности за 2011 год составил 3,11%. Превышение текущих активов компании над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые компания может понести при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме денежных средств. Чем выше значение этого показателя, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены.

Коэффициент критической оценки показывает, что организация в течение периода, равного продолжительности одного оборота дебиторской задолженности, способна покрыть свои краткосрочные обязательства. В 2009 году этот показатель не находился в пределах нормы (0,7-1), а к 2011 году увеличился на 0,08 и составил 2,21.

Анализ показателей источников формирования имущества и ликвидности предприятия показал, что за анализируемый период предприятие улучшило свое финансовое положение. Но для обеспечения абсолютной ликвидности баланса предприятию необходимо увеличить свои денежные активы в активе.

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) ОАО «Газпром»

Анализ сметы расходов по статьям

Анализ себестоимости продукции за несколько лет начинается с изучения общей оценки себестоимости продукции. Для этого рассчитываются цепные и базовые темпы роста, цепные и базовые абсолютные отклонения, а также среднегодовые темпы роста.

Как видно, общая себестоимость продукции увеличилась с 2009 по 2011 годы. В 2010 году она составляет 2057409499 тыс. руб., Что на 123737790 тыс. руб. Больше, чем в 2009 году. В 2011 году она составила 2345826002 тыс. руб., Что составляет 14,02%. больше, чем в 2010 году.

Такая динамика изменения себестоимости продукции свидетельствует об увеличении условно постоянных затрат. Такие как материальные затраты, заработная плата, электричество, увеличение стоимости основных средств и другие.

Непрерывный технический прогресс является решающим фактором снижения общих затрат. Внедрение новых технологий, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий, внедрение современных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Оценка себестоимости продукции путем обобщения показателей должна дополняться характеристикой изменения структуры себестоимости продукции по элементам и анализом себестоимости продукции по статьям расходов.

Анализ сметы затрат на производство продукции проводится с целью изучения динамики и контроля расходования средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов для их сокращения. Смета расходов показывает все материальные, трудовые и денежные затраты, понесенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты сгруппированы по экономическому содержанию, то есть по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они расходуются.

Информация о производственных затратах содержится в бизнес-плане предприятия, форме № 1-Предприятие и форме № 5.

Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении с оценкой (планом) и с предыдущим периодом, в изучении структуры затрат, то есть доли каждого элемента в общей стоимости.

Анализ затрат по экономическим элементам отражает отношение стоимости к созданию стоимости. Это позволяет отделить затраты на материализованный труд от затрат на живой труд, рассчитать вновь созданную стоимость (чистую продукцию).

Затраты на материализованный труд включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, инструменты и другие материальные ресурсы, поступившие извне, использованные для производства, а также амортизацию основных средств, начисленных в отчетном периоде.

Вновь созданная стоимость создается живым трудом в результате производственной деятельности.

Структура затрат по экономическим элементам отражает потребление материалов, энергопотребление, трудоемкость производства (через долю заработной платы), характеризует уровень производственной кооперации, соотношение живого и материализованного труда. 

Все показатели имеют тенденцию к увеличению в период с 2009 по 2011 год.

Такой показатель как материальные затраты в 2011 году составляет 1 106 271,8 млн. рублей, что на 256 620,5 млн. рублей больше, чем в 2009 году. В свою очередь, темп роста этого показателя в 2011 году по сравнению с 2009 годом составляет 130,2%.

Затраты на оплату труда также имеют тенденцию к увеличению. Так, в 2009 году они составили 13021,1 млн рублей, а в 2011 году - 21764,9 млн рублей, темп роста по этому показателю составляет 167,15%.

Социальные взносы также увеличиваются. В 2011 году они составляют 3676,9 млн. рублей, что на 2061,8 млн. рублей больше, чем в 2009 году, где они составляют 1615,1 млн. рублей. Темпы роста в 2011 году относительно 2009 года составляют 127,66%.

Рассмотрим такой показатель, как амортизационные отчисления. В 2009 году они составили 295 479,7 млн ​​рублей, в 2011 году - 359 699,2 млн рублей, что на 64 219,5 млн рублей больше, чем в 2009 году. Темп роста данного показателя в 2011 году составляет 121,73%.

В свою очередь, прочие расходы имели тенденцию к увеличению, и в 2011 году они составили 47 949,6 млн руб., Что на 12 123,2 млн руб. Больше, чем в 2009 году.

Проанализировав данные, можно сделать вывод, почему возникла тенденция к увеличению общих затрат на производство. Эта динамика указывает на увеличение условно постоянных затрат, таких как: материальные затраты, сырье, трудозатраты, вода, газ, электричество. Организация должна стремиться сократить эти затраты путем внедрения новых технологий, менее материалоемких, новых технологий, разработки новых схем мотивации сотрудников и поиска новых поставщиков.

Анализ себестоимости продукции по пунктам расчета

Калькуляция - это расчет себестоимости единицы продукции, работ и услуг. Это важно для оперативного управления предприятием, так как позволяет вовремя открывать внутренние резервы и использовать их для дальнейшего снижения себестоимости продукции, повышения ее конкурентоспособности. Расчеты используются для планирования себестоимости продукции и установления разумных цен на товары, работы и услуги с учетом спроса на них на рынке товаров, работ и услуг.

Управление затратами на производство продукции предприятий представляет собой системный процесс формирования затрат на производство всей продукции и затрат на отдельные продукты, контроль за выполнением задач по снижению себестоимости продукции, выявление резервов для ее снижения.

В расчете суммируются затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию определенного вида продукции, а также на выполнение единицы работ и услуг (перевозка грузов, ремонтные работы и т. д.).

Для этого анализа необходимо определить и оценить удельный вес отдельных элементов калькуляции в себестоимости продукции, чтобы в ходе дальнейшего анализа уделить особое внимание тем из них, которые занимают значительную долю в себестоимости продукции или для которого есть неспособность выполнить план.

Затем идет подготовка исходной информации для детального анализа стоимости технико-экономических факторов по предметам расчета.

А также проводится оценка выполнения плана по обобщенным показателям затрат и определения влияния технико-экономических факторов на отклонение показателей фактических затрат от плана и предыдущего года. 

Можно сделать вывод, что абсолютно все показатели имеют тенденцию к росту за период с 2009 по 2011 годы. Таким образом, сырье и материалы в 2011 году составляют 829517,6 млн рублей, что составляет 86481,2 млн рублей или 11,64% больше, чем в 2009 году.

Транспортные расходы по закупкам в 2011 году увеличились на 26 058,1 млн рублей, или на 23,88%, и составили 135 195,9 млн рублей.

Наибольший прирост зафиксирован в расходах на оплату труда, которые в 2011 году составили 21 764,9 млн. рублей, что на 8743,8 млн. рублей больше, чем в 2009 году. Соответственно увеличивается показатель, такой как отчисления на социальные нужды, который в 2011 году составляет 3676,9 млн. рублей, что на 27,66% больше, чем в 2009 году.

Услуги по хранению газа в 2011 году составят 402,3 млн рублей, что на 144,4 млн рублей или на 55,9% больше, чем в 2009 году.

Продукты переработки нефти и газа также увеличились в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 18 305,9 млн рублей, или на 37,4%.

В результате общая себестоимость продукции в 2011 году составила 1 452 191,4 млн рублей, что на 215 854 млн рублей больше, чем в 2009 году. Коммерческие расходы также увеличились, в 2011 году они составили 832682,7 млн ​​рублей, что на 173789,5 млн рублей больше, чем в 2009 году.

Следовательно, общая себестоимость имеет тенденцию к росту, поэтому в 2011 году она составляет 2 345 826 млн. рублей, что на 21,31% больше, чем в 2009 году.

Такое увеличение себестоимости продукции может указывать на повышение уровня цен, инфляцию в стране, увеличение численности персонала и рост цен на услуги. Чтобы предприятие могло снизить себестоимость продукции, оно должно искать других поставщиков и внедрять новые технологии, которые менее материалоемки.

Факторный анализ влияния затрат на 1 рубль товарной продукции на себестоимость

Универсальным показателем, обеспечивающим сопоставимость сравнения условий организации и технического уровня различных отраслей промышленности, является себестоимость рубля производимой продукции, а для сравнения эффективности функционирования различных предприятий - стоимость рубля товарной продукции.

Стоимость одного рубля товарной продукции может быть использована для оценки конкурентоспособности организации, поскольку она находится в прямой зависимости от цены продаваемой продукции и финансовых результатов.

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции проводится с целью углубленного изучения влияния эффективности использования производственных ресурсов.
В 2011 году произошло снижение себестоимости 1 рубля товарной продукции на 0,1138 рубля в связи с тем, что объем выпуска продукции к 2011 году увеличился почти в 2 раза, когда, в свою очередь, общая стоимость товаров увеличился только на 21,31%.

Далее мы количественно измеряем влияние факторов объема продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции на общую стоимость. Поскольку нам нужна многофакторная мультипликативная модель, мы опишем выручку в виде газа (G), продуктов переработки нефти и газа (PN), газового конденсата (GK) и других продаж (PR).

Таким образом, расчет показывает, что на общую стоимость влияют два фактора: объем производства и стоимость 1 рубля товарной продукции. Можно сделать вывод, что по сравнению с 2009 г. изменение себестоимости за счет изменения объема товарной продукции составило 814354,122 млн руб., А изменение себестоимости за счет изменения затрат на 1 рубль товарной продукции составило до минус 402202,05 млн руб. Общее изменение общей себестоимости продукции составило 4 121 542,9 млн руб.

Эта динамика свидетельствует об увеличении условно постоянных затрат, таких как газ, продукты переработки нефти и газа, газовый конденсат и другие. Следовательно, произошло увеличение стоимости основных средств.

Это означает, что организация должна стремиться к сокращению условно фиксированных затрат путем внедрения новых технологий, новых технологий, повышения организационного и технического уровня развития организации, разработки новых схем мотивации сотрудников и поиска новых, более качественных поставщиков.

Резервы для снижения себестоимости продукции предприятия

Основными факторами снижения себестоимости продукции являются:

  • увеличение объемов производства за счет более полного использования производственных мощностей предприятия;
  • снижение общей себестоимости продукции за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, снижения непроизводственных затрат, производственных дефектов и т. д.

Резервы для увеличения добычи выявляются в процессе анализа реализации производственной программы.

С увеличением объема производства увеличиваются только переменные издержки (прямая заработная плата работников, прямые материальные затраты и др.), А величина постоянных издержек, как правило, не меняется, в результате чего стоимость товаров уменьшается. В то же время резервы снижения затрат определяются для каждой статьи расходов в связи с конкретными организационными и техническими мерами (внедрение нового более совершенного оборудования и технологий производства, улучшение организации труда и др.), Что будет способствовать экономии заработной платы, сырье, материалы, энергия и тд.

Этот анализ показал, что в течение трех лет с 2009 по 2011 год себестоимость продукции предприятия ОАО «Газпром» имела тенденцию к увеличению в среднем на 20%.

Для решения проблемы снижения себестоимости продукции и реализации продукции на предприятии необходимо разработать общую концепцию (программу), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна быть комплексной, то есть должна учитывать все факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции и продаж продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению себестоимости продукции зависят от специфики предприятия, современного состояния и перспектив его развития.

В общих чертах, он должен отражать следующие моменты:

  1. комплекс мер по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение нового оборудования и безотходных технологий, позволяющих более экономно использовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативно-правовой базы предприятия; внедрение и использование более совершенных материалов, комплексного использования сырья и материалов, управления отходами производства, повышения качества продукции и снижения процента брака);
  2. деятельность, связанная с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющая минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
  3. меры, связанные с улучшением использования основных средств (освобождение предприятия от ненужных машин и оборудования; сдача в аренду имущества предприятия; повышение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования повышение квалификации персонала; применение ускоренной амортизации; более совершенные машины и оборудование);
  4. меры, связанные с улучшением использования труда (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; использование прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативно-правовой базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов обеспечение мотивации высокопроизводительного труда);
  5. меры, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперации, объединения и диверсификации производства; введение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления предприятием).

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мер по снижению издержек производства, хотя и дают определенный эффект, не решают проблему в целом.

Важнейшим в борьбе за снижение себестоимости продукции является соблюдение строжайшего режима экономики во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное внедрение режима экономии на предприятиях проявляется, прежде всего, в снижении стоимости материальных ресурсов на единицу продукции, снижении затрат на содержание производства и управлении, устранении потерь от брака и других непроизводительных затрат.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей занимают большую долю в структуре издержек производства, поэтому даже небольшая экономия сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом для предприятия дает большой эффект. Предприятие имеет возможность влиять на стоимость материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы включаются в себестоимость по их закупочной цене с учетом транспортных расходов, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить получение материалов от поставщиков, находящихся на небольшом расстоянии от предприятия, а также для перевозки товаров с использованием самого дешевого вида транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют планируемой спецификации на материалы, стремятся использовать более дешевые материалы, не снижая при этом качество продукции.

Основным условием снижения затрат на сырье и материалы для производства единицы продукции является совершенствование конструкции изделий и совершенствование технологии производства, использование современных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходования средств. материальные ценности.

Рекомендации по снижению себестоимости продукции ОАО «Газпром»

Получение наибольшего эффекта при минимальных затратах, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов является одной из ключевых задач управления. Одним из способов повышения эффективности производства является планирование (снижение) затрат.

Основной целью планирования затрат является:

  • выявление резервов для снижения затрат;
  • наиболее эффективное использование имеющихся резервов для снижения себестоимости продукции;
  • увеличение внутрихозяйственных сбережений для увеличения прибыльности предприятия.

Этот анализ, основанный на всех расчетах, проведенных в этой работе, показал, что организация имеет довольно хорошую прибыль, но с каждым годом расходы Газпрома растут, что негативно влияет на общую стоимость продукции компании. Чтобы добиться более эффективного результата, рассмотрим несколько рекомендаций.

Рекомендации:

  1. снижение затрат достигается за счет введения прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Планирование затрат основано на лучших практиках других лидеров отрасли. Только с помощью научно организованного нормирования затрат мы можем определить и использовать резервы для дальнейшего снижения себестоимости продукции. Плановая стоимость определяется технико-экономическими расчетами затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида продукции.
  2. Соблюдение строжайшего экономического режима во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности предприятия имеет первостепенное значение в борьбе за снижение себестоимости продукции. Последовательное внедрение режима экономии на предприятиях проявляется, прежде всего, в снижении стоимости материальных ресурсов на единицу продукции, снижении затрат на содержание производства и управлении, устранении потерь от брака и других непроизводительных затрат.
  3. Сокращение затрат на обслуживание и управление производством также снижает производственные затраты. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема производства, но и от их абсолютного объема. Чем ниже стоимость магазина и общих производственных затрат для всего предприятия, чем ниже, при прочих равных условиях, тем ниже стоимость каждого продукта. Резервы для сокращения производственных затрат и общих производственных затрат состоят, прежде всего, в упрощении и снижении затрат на аппарат управления, в экономии административных расходов. В состав магазинных и общепроизводственных расходов также в основном входят заработная плата вспомогательных и вспомогательных рабочих. Реализация мер по механизации вспомогательных и вспомогательных работ приводит к сокращению числа работников, занятых на этих работах, и, как следствие, к экономии в цехах и общезаводских затратах.
  4. Значительные резервы для снижения затрат содержатся в сокращении убытков от брака и других непроизводительных затрат. Изучение причин брака, выявление его виновника позволяет принять меры по устранению потерь от брака, сокращению и наиболее эффективному использованию производственных отходов. Масштабы выявления и использования резервов для снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как организована работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Вывод:

В рыночной экономике экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами экономического анализа, правильно использовать экономическую информацию в анализе; более эффективно применять инструменты анализа на практике; осмыслить сам метод анализа финансово-хозяйственной деятельности; правильно оценить финансовую устойчивость и платежеспособность организации.

Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. Финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов зависят от его уровня.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения этого показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его рост и, на этой основе, оценить работа предприятия по использованию возможностей и созданию резервов для снижения себестоимости продукции за счет повышения технического уровня производства, совершенствования самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономичности использование сырья и материалов, топлива и энергии, устранение или уменьшение потерь и непроизводственных затрат.

В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы методологии проведения общего анализа, а также основные показатели себестоимости продукции предприятия.

Во второй главе было рассмотрено действующее предприятие ОАО «Газпром» и проведен анализ и оценка основных экономических показателей предприятия. В ходе работы была установлена ​​реальная позиция этого предприятия на рынке, выявлены изменения и факторы, влияющие на экономическую стабильность предприятия.

Также был проведен анализ финансовой устойчивости предприятия, отражающий финансовое состояние предприятия, рассчитаны его ликвидность, коэффициенты автономии, с указанием уровня финансовой независимости предприятия, абсолютной ликвидности, которая отвечает за отражение того, что часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время и другие. Структура баланса признана удовлетворительной, и компания считается платежеспособной, поскольку коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного года составляет 3,11, а коэффициент собственного капитала - более 0,1.

В конце работы были даны рекомендации по снижению себестоимости продукции. В целом, предприятию необходимо постараться максимально снизить свои затраты, ища способы снижения себестоимости продукции.