Анализ резервов роста прибыли

Содержание:

  1. Ценность и задачи анализа прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях
  2. Основные факторы роста прибыли
  3. Источники информационной базы для анализа прибыли, ее использование (распределение)
  4. Анализ прибыли за отчетный период в целом и по видам
  5. Анализ распределения прибыли
  6. Конкретные резервы на увеличение прибыли анализируемой организации, вытекающие из экономического анализа
  7. Вывод:
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности и специфика применения стоимостного подхода к управлению в Российской Федерации

Планирование средств на оплату труда

Виды банковских карт

Советский период истории России 1917-1991 гг.

 

Введение:

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных сбережений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль - это показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. В то же время прибыль оказывает стимулирующее влияние на усиление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Важной задачей каждого субъекта хозяйствования является получение большей прибыли при наименьших затратах за счет соблюдения жесткого режима экономии в расходовании и наиболее эффективного использования средств.

Прибыль как результирующий показатель экономической деятельности предприятия зависит от цены на продукцию и затрат на ее производство. Поэтому прибыль тесно связана с неопределенностью будущих экономических событий, которую нельзя предсказать с уверенностью, а можно предсказать только с определенной степенью вероятности.

Основным источником денежной экономии компании является выручка от продажи своей продукции, т.е. та ее часть, которая остается за вычетом производства и реализации.

Однако опережающее значение прибыли как финансового показателя деятельности компании не означает ее уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в некоторых субъектах хозяйствования преобладает стремление получить высокую прибыль с целью увеличения фонда заработной платы в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

Более того, факты получения "незаработанной" прибыли, т.е. полученной не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции, не отвечают интересам потребителей. Вместо того, чтобы выпускать малорентабельную, но востребованную продукцию, предприятия увеличивают производство более рентабельной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В некоторых случаях рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли компании не всегда объективно отражает повышение эффективности производства, обусловленное трудовыми достижениями коллектива.

Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, влияющих на прибыль, анализ основных источников резервов роста прибыли на данном предприятии АО "Викол".

Основными задачами анализа прибыли являются:

  1. Оценка изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом;
  2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на прибыль;
  3. Анализ распределения прибыли;
  4. Оценка работы компании по выявлению резервов для увеличения прибыли;
  5. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий.

Данный анализ генерации прибыли и её использования был проведён в компании "Викол".

Основными источниками информации для анализа прибыли являются данные финансовой отчетности: "Бухгалтерский баланс", "Отчет о прибылях и убытках", аналитические данные бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, счета-фактуры на отгрузку продукции.

Методы, используемые при анализе: метод сравнения, метод баланса, метод замещения цепи.

Ценность и задачи анализа прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях

Конечной целью и движущим мотивом деловой активности является прибыль. В общем случае под прибылью понимается разница между доходами и производственными затратами.

Экономическая природа прибыли по-разному интерпретируется разными представителями экономической науки. Следует отметить, что данная категория представляет интерес для экономистов с самого начала становления экономической науки. Так, торговцы искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как превышение стоимости над зарплатой.

Неоклассическая теория прибыли объединяет все виды доходов, получаемых от продуктивного использования различных факторов производства их владельцами.

Прибыль является основной целью предпринимательской деятельности. В рыночных условиях она является преобразованной формой добавленной стоимости. Учет прибыли позволяет определить, насколько эффективно ведётся хозяйственная деятельность.

По своей экономической природе прибыль является частью стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для предприятия трудом работника материального производства.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом объединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производственной деятельности субъектов хозяйствования является готовый продукт, который становится товаром, подлежащим продаже потребителю.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистую прибыль, созданную на предприятии.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг).

Из приведенного выше определения следует, что его происхождение связано с валовым доходом предприятия от реализации его продукции (работ, услуг) по ценам, основанным на спросе и предложении. Валовая прибыль предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - является формой чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. 

Прибыль является частью чистой прибыли, которая непосредственно поступает к предприятиям, хозяйствующим субъектам, после продажи продукции. Только после продажи продукции чистая прибыль принимает форму прибыли. Поэтому финансовые результаты должны изучаться в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем продаж и размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, то есть эти показатели характеризуют все аспекты управления.

Прибыль, как наиболее важная категория на рынке, выполняет определенные функции.

Ценность прибыли заключается в том, что она отражает конечный финансовый результат. В то же время на величину прибыли и ее динамику влияют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Рыночная конъюнктура, уровень цен на потребляемые материальноосырьевые ресурсы, топливнооэнергетические ресурсы и нормы амортизации находятся практически вне сферы влияния предприятия. В определенной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализованную продукцию и заработную плату, уровень управления, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность планирования производства и финансов.

Во-вторых, у прибыли есть стимулирующая функция. Ее содержание заключается в том, что она является как финансовым результатом, так и основным элементом финансовых ресурсов компании. Фактическое обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных нужд, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В рыночной экономике стоимость прибыли огромна. Стремление получить ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объемов производства, необходимых потребителю, на снижение себестоимости продукции. В развитой конкуренции это достигает не только цели предпринимательства, но и удовлетворения социальных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом того, где можно достичь наибольшего увеличения стоимости, и создает стимул для инвестиций в эти сферы. Потери также играют свою роль. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и продаж.

В условиях рыночных отношений, как показывает мировая практика, существуют три основных источника прибыли.

Первый источник формируется за счет монопольного положения предприятия на производство того или иного продукта или (или) его уникальности. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. При этом следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и нарастающую конкуренцию со стороны других предприятий;

Второй источник непосредственно связан с производственной и деловой деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания рыночной конъюнктуры и способности адаптировать развитие производства к этой постоянно меняющейся среде. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Размер прибыли в этом случае зависит, во-первых, от правильного выбора производственной ориентации предприятия на выпуск продукции (выбор продукции, пользующейся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентных условий для реализации своих товаров и услуг (цена, сроки поставки, сервисное обслуживание клиентов, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объема производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения себестоимости продукции;

Третий источник - инновационная деятельность предприятия. Ее использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, увеличение объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Основные факторы роста прибыли

Важными факторами роста прибыли, которые зависят от деятельности предприятий, являются рост объема выпускаемой продукции в соответствии с условиями договора, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных мощностей, повышение производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цепочек на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как этих, так и других факторов формируется валовая прибыль предприятий.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг называется выручкой от обычной деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, выполнение работ, оказание услуг учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Валовая прибыль включает в себя прибыль от продаж и прочих видов деятельности, остаток доходов и расходов по прочим операциям. Сумма валовой прибыли часто отражает стремление скрыть ее от налоговых органов. Как показывают зарубежные исследования, масштабы снижения валовой прибыли по этой причине обратно пропорциональны размеру предприятия (фирмы). В зарубежной практике чистая балансовая прибыль (NBC) рассчитывается (для акционерных обществ). Это прибыль после налогообложения, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды.

Чистая прибыль представляет собой валовой доход, не включающий в себя обесценение капитала, за вычетом понесенных затрат, включая возмещение полностью использованной (амортизированной) части капитала. В нашей практике чистая прибыль определяется как разница между валовой прибылью и налогами, уплаченными предприятием, и валовой прибылью. Чистая прибыль также включает в себя прочие расходы и доходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой прибыль от продаж, включая прочие доходы и расходы.

Прочие расходы - это расходы, связанные с предоставлением за плату платы за временное пользование (временное владение и пользование) имуществом организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, вытекающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление денежных средств (кредитов, займов) в пользование; расходы, связанные с продажей, изъятием и иным списанием основных средств организации.

Источники информационной базы для анализа прибыли, ее использование (распределение)

Экономический анализ имеет различные источники информации, которые позволяют не только оценить внутреннюю деятельность предприятия, но и соотнести их с его позицией во внешней среде. Такие источники можно разделить на следующие группы.

Внешними источниками являются официальные статистические справочники, нормативные документы, публикации в периодических изданиях, электронные базы данных, рейтинги информационных агентств. Прежде всего, из этих источников аналитик может получить информацию для сравнения показателей отдельного предприятия с показателями макроэкономического развития страны и отраслевого развития (рост валового национального продукта и национального дохода, объем и динамика производства и реализации по отрасли, средняя прибыль по отрасли), а также для инфляционных корректировок при динамическом анализе (инфляционные индексы, индексы цен на продукцию отрасли). Кроме того, в аналитической работе используется большой объем нормативно-справочной информации, на основе которой ведется бухгалтерский учет - минимальная заработная плата, нормативы естественного убытка, учетная ставка ЦБ РФ.

Внутренними источниками, подлежащими раскрытию внешним пользователям, являются, прежде всего, финансовая отчетность, на основе которой формируются показатели финансовой отчетности. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность ПБУ 4/99", бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета в соответствии с установленными формами. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к нему и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами. (4, пункт 4 статьи 2 и пункт 5 статьи 3).

Основной формой финансовой отчетности, используемой для анализа финансовых результатов, является отчет о прибылях и убытках. Она характеризует финансовые результаты деятельности компании за отчетный период. Его анализ позволяет судить о способности компании распоряжаться своими ресурсами для создания богатства, т.е. о поступлении средств и их расходовании.

Эта информация по-разному отражается в разных стандартах отчетности. Например, англо-американская форма отчетности, используемая в Великобритании, США, Японии, Канаде и Нидерландах, имеет основную цель - оценить управление по функциям предприятия - производству, распределению, финансовым, а также административным расходам, прочим расходам и налогам. Данная модель позволяет определить долю функций и качество их управления, но не позволяет проследить потребление и распределение добавленной стоимости. В отличие от франко-германской формы отчетности, которая распространена в основном в западно-континентальной Европе, затраты классифицируются по происхождению. Благодаря этой форме аналитик может соотнести различные затраты с общими продажами, но эта форма является более сложной, чем англо-американская. В соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, в отчете о прибылях и убытках отражаются изменения в капитале, связанные с деятельностью компании - получение и расходование финансовых ресурсов, с распределением чистого операционного и чистого финансового дохода.

Из трех описанных моделей отчет о прибылях и убытках в российских стандартах отчетности в большей степени соответствует международной форме отчета. Основное отличие от формы отчета о прибылях и убытках, использовавшейся ранее, заключается в том, что эти формы по-разному иллюстрируют промежуточные результаты формирования и распределения прибыли, хотя основной набор статей остается неизменным. Например, в отчете отображается такой показатель, как валовая прибыль - разница между выручкой и себестоимостью продаж, а показатель, полученный из валовой прибыли путем вычитания расходов на продажу и управление, называется прибылью (убытком) от продаж, тогда как в старом отчете аналогичный показатель назывался прибылью (убытком) от продаж (и это было менее корректно, поскольку понятие продаж включает в себя продажу имущества, которое является операционным доходом). В новом отчете также отсутствует такой показатель, как перенаправление средств, т.е. отсутствует распределение чистой прибыли в течение года. В целом, можно сказать, что новая форма отчета выглядит более логично и более соответствует положениям по учету доходов и расходов компании, из нее можно получить дополнительную информацию, не обращаясь к другим отчетам и приложениям, но некоторые показатели в новой форме не отражены, и почти все сроки, относящиеся к промежуточным показателям прибыли, были актуализированы. В дальнейшем все эти показатели будут более подробно описаны как объект анализа формирования прибыли.

Дополнительно к отчету о прибылях и убытках должен быть доступен бухгалтерский баланс, в котором сумма прибыли соотносится с суммой активов, обязательств и собственного капитала предприятия, указанной в бухгалтерском балансе. Особый интерес представляют данные о наличии и движении отдельных видов нематериальных активов, основных средств и финансовых вложений, изменении капитала, количестве акций и прибыли, приходящейся на одну акцию, объемах продаж по видам деятельности и географическим рынкам, составе производственных затрат, а также прочие доходы для анализа прибыли и рентабельности. Для более детального анализа можно использовать формы статистической отчетности (тел. 5-з - информация о производственных затратах, тел. 11 - информация о наличии и движении основных средств). Кроме того, анализ также требует информации об изменениях в учетной политике и нормативных значениях, которые могут повлиять на оценку отдельных статей бухгалтерской отчетности, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность определенного регулирования прибыли со стороны руководства организации путем, например, выбора методов оценки товарно-материальных ценностей, износа малоценных и износостойких изделий и нематериальных активов, порядка отнесения на счет определенных видов затрат. Поэтому при анализе прибыли организации в первую очередь необходимо иметь четкое представление о принципах формирования ее доходов и расходов.

Внутренними источниками, не подлежащими раскрытию и зачастую являющимися коммерческой тайной предприятия, являются данные управленческого учета, характеризующие структуру выпуска и себестоимости продукции, показатели использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также нормы и стандарты, разработанные предприятием. Также к этой группе источников могут быть отнесены данные из первичных документов и регистров текущего учета предприятия, которые используются для составления отчетности - генеральной книги, таблиц развития амортизационных отчислений, актов стихийных бедствий, отчетов о проведении инвентаризационных переоценок, банковских выписок по кассовым счетам, расчета налоговых и курсовых разниц и др.

Рассматривая информационную базу анализа прибыли, целесообразно говорить о порядке формирования прибыли в системе бухгалтерского учета. Можно сказать, что формирование прибыли за отчетный период как финансовый результат деятельности компании является результатом функционирования всех учетных систем.

Для формирования финансового результата предусмотрены следующие бухгалтерские счета:

  • счет 90 "Продажи" - для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности;
  • счет 91 "Прочие доходы и расходы" - для учета доходов и расходов по прочим операциям;
  • счет 99 "Прибыли и убытки" - для формирования конечного финансового результата деятельности организации.

На счете 90 "Продажа" учитываются операции по получению доходов, признаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета выручкой от обычных видов деятельности: продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сдачи в аренду имущества организации, предоставление во временное владение или пользование объектов интеллектуальной собственности и участие в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации.

На счете 99 "Прибыли и убытки" определяется конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации (чистая прибыль или чистый убыток), который состоит из следующих показателей:

  • финансовый результат от обычной деятельности (в переписке со счетом 90 "Продажи");
  • финансовый результат прочих доходов и расходов;
  • убытки, расходы и доходы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности - стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.д. (в переписке со счетами учета материальных ценностей, расчеты с персоналом по оплате труда, наличными деньгами и т.д.);
  • начисленные платежи по налогу на прибыль и платежи для пересчета этого налога из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций (в соответствии со счетом 68 "Расчет налогов и сборов").

На конец отчетного года закрыт счет 99 "Прибыль и убытки". При окончательном вступлении декабря чистая прибыль (убыток) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыль и убытки" на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Анализ прибыли за отчетный период в целом и по видам

В условиях рыночных отношений целью производственной деятельности любого предприятия является получение прибыли. Прибыль дает предприятию возможность самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей владельцев капитала и работников предприятия, на основе уплачиваемого предприятием налога на прибыль обеспечивается формирование значительной части бюджетных доходов.

В целом состав, величина валовой прибыли и направления ее использования отражены в "Отчете о прибылях и убытках". Процесс формирования финансовых результатов ОАО "Викол". 

Как видно, в 2011 году валовая прибыль АО "Викол" составила 276,9% по сравнению с предыдущим годом, что позитивно характеризует деятельность предприятия. Основная доля приходится на прибыль от реализации продукции, что свидетельствует о приоритетном направлении работы предприятия по основному виду деятельности, что естественно, учитывая отраслевую принадлежность ОАО "Викол".

Важнейшим показателем, отражающим итоговые финансовые результаты компании, является рентабельность. Он характеризует прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или другие финансовые операции. Показатели рентабельности не имеют нормативных значений, так как зависят от многих факторов и существенно изменяются для предприятий различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

В зависимости от базы сравнения существует несколько видов показателей рентабельности. Расчеты наиболее важных из них в сравнении с нормативными значениями этих показателей. 

Проанализируем рентабельность обычной деятельности этого предприятия. В целом, мы видим улучшение финансовых показателей компании.

По результатам расчёта показателей рентабельности можно сделать вывод о повышении рентабельности Компании "Викол" и укреплении её финансового благополучия. Об этом свидетельствуют все коэффициенты:

Рентабельность коммерческой деятельности на 01.01.2013 составила 3%, в предыдущем периоде коэффициент был несколько ниже, так как компания имела меньшую прибыль от основной деятельности. Коэффициент экономической рентабельности по состоянию на 01.01.2013 г. увеличился в сравнении с 01.01.2011 г., что свидетельствует о высокой прибыли компании.

Коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько валовой прибыли было получено от рубля стоимости имущества, увеличился с 12 до 23%, чему способствовал рост валовой прибыли к концу отчетного года.

Коэффициент рентабельности собственного капитала, который показывает, сколько прибыли было получено от каждого рубля, принадлежащего компании, по состоянию на 01.01.2013 в сравнении с 01.01.2012 снизился в 25 раз за счет увеличения собственного капитала и на конец года составил 19%.

Рентабельность производственных активов, определяемая как отношение валовой прибыли к сумме основных средств и материальных оборотных средств, по итогам года составила 4%, что на 3% выше, чем по состоянию на 01.01.2011.

Рентабельность финансовых вложений в 2009-2012 гг. отсутствовала из-за отсутствия доходов, как от ценных бумаг, так и от долевого участия в уставных фондах других предприятий.

Рентабельность продаж на 1 января 2013 года по сравнению с 1 января 2011 года увеличилась вдвое и составила 2%, но по состоянию на 1 января 2012 года данный показатель не изменился в связи с пропорциональным увеличением чистой прибыли и выручки от продаж.

На рост показателей рентабельности повлиял рост прибыли и увеличение выручки.

Таким образом, в 2012 году изменение суммы административных расходов оказало наибольшее влияние на изменение величины прибыли от продаж.

Анализ операционной прибыли (убытка) проводился на основании отчета о прибылях и убытках. 

Расчеты показывают, что в 2012 году наибольшую долю выручки занимает себестоимость реализованной продукции (82,59%). В 2012 г. наблюдается снижение себестоимости реализованной продукции. Доля себестоимости в выручке снизилась на 15.15% по сравнению с прошлым годом, а доля расходов на реализацию увеличилась на 14.24%. Изменение данных показателей привело к увеличению доли прибыли на 0.42%.

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продажи продукции компанией.

Видно, что наибольшее положительное влияние на прибыль от реализации продукции оказало увеличение управленческих расходов на 1 5472 тыс. руб. (Сила этого фактора составила + 15468). Существенное влияние на прибыль Группы от реализации оказало также увеличение производственных расходов на 1 2316 тыс. руб. (общее влияние данного фактора составило 1 6457 руб.). Однако данный фактор оказывает негативное влияние на прибыль по мере роста производственных затрат. Однако в данном случае рост затрат обусловлен увеличением объема продаж. Рост выручки в размере 2 9434 тыс. руб. оказал незначительное влияние на прибыль от реализации продукции. (общее влияние данного фактора +539,8).

Анализ распределения прибыли

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом Компании. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам Общества, создаются фонды накопления, потребления и резервы, часть прибыли направляется на пополнение собственных оборотных средств Общества, в Фонд реконструкции и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить изменения в распределении прибыли по использованию чистой прибыли, для чего сравниваются фактические данные по использованию прибыли во всех направлениях с данными плана и выяснить причины отклонения, приведенные в каждом направлении использования прибыли.

Приведенные выше данные показывают, что в 2011 году анализируемая компания использовала 20% прибыли для выплаты дивидендов, 42% - в накопительный фонд, 28% - в фонд потребления и 10% - в резервный фонд, в то время как в 2011 году 20% прибыли было использовано для выплаты дивидендов, 39% - в накопительный фонд, 30% - в фонд потребления и 10% - в резервный фонд.

Анализ формирования фондов должен показать, в какой степени и за счет каких факторов изменилась их стоимость.

Изменения чистой прибыли (ППС) и соответствующих отчислений в фонды (Ki) могут быть основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды сбережений и потребления. Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна их продукции: Fi = ЧП x Ci. Один из методов детерминистического факторного анализа может быть использован для расчета их влияния.

Затем необходимо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на величину отчислений в фонды компании. Для этого увеличение чистой прибыли от каждого фактора умножается на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

Данные анализа показывают причины увеличения размера взносов в фонды компании и выплаты дивидендов, что позволяет сделать определенные выводы и разработать меры, направленные на увеличение размера прибыли и, соответственно, средств компании. В нашем примере увеличение отчислений в фонды компании вызвано изменениями в структуре реализованной продукции, ростом отпускных цен, доходов от других операций. Негативное влияние оказали такие факторы, как увеличение себестоимости продукции, в том числе за счет увеличения ресурсоемкости производства, экономические санкции за сокрытие прибыли, занижение налогов и несвоевременная уплата в бюджет, а также сверхплановые отчисления прибыли в благотворительные фонды.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов акционерам компании, самофинансирование компании (реинвестированная прибыль), социальный фонд, материальное стимулирование работников, а также такие показатели, как размер самофинансирования и размер капитальных вложений на одного работника, размер заработной платы и выплат на одного работника. Кроме того, эти показатели должны изучаться в тесной связи с уровнем рентабельности, величиной прибыли на одного работника и рублем основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормы для данной отрасли, то есть перспективы развития предприятия.

Важной задачей анализа является изучение использования сберегательных и потребительских фондов. Средства этих фондов имеют конкретное назначение и расходуются в соответствии с утвержденными оценками.

Сберегательный фонд в основном используется для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и др.

Потребительский фонд может быть использован на коллективные нужды (расходы на содержание учреждений культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурных мероприятий) и на индивидуальные нужды (годовое вознаграждение, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии для студентов, частичная оплата питания и проезда, пенсионное обеспечение и т.д.).

В процессе анализа установлено, что фактические расходы соответствуют расходам, предусмотренным в оценках, выявлены причины отклонений от оценок по каждой статье, а также изучена эффективность мероприятий, проводимых за счет этих средств. При анализе использования средств накопительного фонда необходимо изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, их своевременность и полученный эффект.

Конкретные резервы на увеличение прибыли анализируемой организации, вытекающие из экономического анализа

Первоочередной мерой на ОАО "Викол" должно стать снижение себестоимости продукции, так как снижение себестоимости является основным источником повышения рентабельности, а в выручке от реализации продукции ОАО "Викол" себестоимость продукции составляет 82,3%.

Решающим условием снижения затрат является непрерывный технический прогресс. Внедрение нового оборудования, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий, внедрение прогрессивных видов материалов могут значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции в первую очередь связано с повышением производительности труда. По мере роста производительности труда снижаются затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции и, соответственно, уменьшается и доля заработной платы в структуре затрат.

Увеличение выпуска продукции в расчете на одного работника может быть достигнуто за счет реализации организационно-технических мероприятий, благодаря которым, как правило, меняются стандарты производства и, соответственно, их цены на выполняемые работы. Увеличение выпуска продукции может быть достигнуто также за счет перевыполнения установленных нормативов выпуска без проведения организационно-технических мероприятий. Как правило, нормативы производства и цены в этих условиях не меняются.

В первом случае, при изменении норм производства и цен, предприятие получает экономию на заработной плате работников. Это объясняется тем, что доля заработной платы в себестоимости единицы продукции снижается из-за снижения цен. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы работников, поскольку описанные выше организационно-технические мероприятия позволяют работникам с одинаковыми трудозатратами производить больше продукции. Таким образом, организационно-технические мероприятия с соответствующим пересмотром производственных нормативов снижают себестоимость продукции за счет снижения доли заработной платы в единице продукции при одновременном увеличении средней заработной платы работников.

Во втором случае, когда установленные нормы производства и цены не меняются, размер затрат на заработную плату работников в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Однако с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности, снижаются затраты на содержание производства и управление им. Это приводит к выводу, что чем выше производительность труда, тем ниже доля цеховых и фабричных расходов в удельной себестоимости продукции.

По мере увеличения объемов производства прибыль Компании увеличивается не только за счет снижения себестоимости продукции, но и за счет увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем выше объем производства, тем больше прибыль, получаемая предприятием, при прочих равных условиях.

Самое главное в борьбе за снижение себестоимости продукции - это соблюдение строжайшего режима экономики во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное внедрение режима экономии на предприятиях выражается, прежде всего, в снижении стоимости материальных ресурсов на единицу продукции, уменьшении затрат на содержание и управление производством, устранении потерь от брака и других непроизводственных затрат.

Материальные затраты в большинстве отраслей промышленности занимают большую долю в структуре производственных затрат, поэтому даже незначительная экономия сырья, топлива и энергии в производстве каждой единицы продукции в целом на предприятии дает большой эффект.

Компания имеет возможность влиять на объем затрат материальных ресурсов, начиная с их закупки. Сырье и материалы включаются в себестоимость их приобретения с учетом стоимости транспортировки, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить получение материалов от этих поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также транспортировку товара самым дешевым видом транспорта.

Снижение затрат на техническое обслуживание и управление производством также снижает себестоимость продукции. Объем этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема производства, но и от их абсолютной величины. Чем меньше сумма цеховых и заводских затрат в целом, тем ниже себестоимость каждого продукта при прочих равных условиях.

Резервы на снижение цеховых и заводских затрат проявляются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, экономии на управленческих расходах. Заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих также в значительной степени включается в цеховые и заводские расходы. Механизация вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению числа работников, занятых этими видами деятельности, и, следовательно, к экономии в цеховых и заводских расходах.

Резервом увеличения оборотных средств ОАО "Викол" является усиление работы с дебиторами компании с определением сроков оплаты товаров, предусмотренных договорами, по схеме "2/10 full 30" с введением системы скидок при оплате проданной продукции сразу и с введением штрафных санкций за неуплату в срок, указанный в договоре. Рассчитаем эффект от предложенной меры.

Коэффициенты сокращения расходов и резервы, выявленные в результате анализа, должны быть суммированы в окончательных выводах, и, таким образом, общее воздействие всех факторов на сокращение общих удельных расходов.

Определим эффект от реализации мероприятий по усилению работы с дебиторской задолженностью, так как "замороженные" средства по данной статье баланса, несомненно, оказывают негативное влияние на уменьшение оборотных средств предприятия и возникновение кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - элемент оборотного капитала, т.е. сумма задолженности юридических или физических лиц перед организацией за отгруженную продукцию и выполненные работы.

По сути, увеличение дебиторской задолженности указывает на отвлечение средств из оборота компании.

По состоянию на 01.01.2013 согласно расшифровке статьи "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)" подрядчиков Викол. 

На основании этих данных можно оценить рост затрат, связанных с незапланированным отвлечением средств из оборота компании, а также обосновать размер штрафных санкций, наложенных в договоре.

При среднегодовой ставке 16% (0,044% за каждый день просрочки), при которой компания привлекает наличные деньги, стоимость просроченных платежей составит значительную сумму - 3 820,31 тыс. руб. 

Таким образом, если бы в ОАО "Викол" была внедрена система штрафов при управлении дебиторской задолженностью, сумма штрафов, примененных к должникам на 01.01.2013 г., составила бы 3 820,31 тыс. руб. Введение штрафных санкций имеет "психологический" эффект и дисциплинирует должников.

Дополнительные оборотные средства в виде штрафов в размере 3 820,31 руб. с 01.01.2013 г. позволят ОАО "Викол" покрыть приоритетные платежи в виде просроченной задолженности перед персоналом Общества в размере 1 007 тыс. руб., задолженности перед государственными внебюджетными фондами в размере 256 тыс. руб., просроченных налогов и сборов в размере 1 084 тыс. руб., а также сократить кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками в размере 1 473 тыс. руб. Соответственно, кредиторская задолженность будет уменьшена на 3 820,31 тыс. руб. 

На основе полученных данных рассчитаем важнейшие показатели финансовой устойчивости предприятия - коэффициент маневренности и коэффициент обеспеченности собственным капиталом.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств компании находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, рекомендуется оптимальное значение коэффициента 0,5.

Таким образом, реализация предложенных рекомендаций в "Виколе" способна увеличить конечные финансовые результаты (прибыль) предприятия, что будет способствовать финансовой стабильности организации.

Вывод:

Анализ прибыли предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность.

Как показал анализ прибыли ООО "Викол", данное предприятие имеет как положительные, так и отрицательные результаты деятельности.

Исходя из изученных коэффициентов финансовой деятельности компании, ОАО "Викол" находится в значительной зависимости от кредиторов. Баланс ОАО "Викол" является неликвидным, и предприятие не может покрывать свои обязательства, срок погашения которых в денежной форме соответствует сроку погашения обязательств, поэтому предприятие не является платежеспособным и финансово нестабильным. Несмотря на некоторое увеличение коэффициентов ликвидности, эти коэффициенты остаются на низком уровне.

В 2010-2012 гг. объем выручки увеличился на 345,8%, что свидетельствует о значительном росте объемов продаж. Такое увеличение выручки свидетельствует об успешной работе предприятия в своей основной деятельности.

Расчеты показывают, что в 2012 году наибольшую долю выручки занимает себестоимость реализованной продукции (82,59%). В 2012 г. наблюдается снижение себестоимости реализованной продукции. Доля себестоимости в выручке снизилась на 15.15% по сравнению с прошлым годом, а доля расходов на реализацию увеличилась на 14.24%. Изменение данных показателей привело к увеличению доли прибыли на 0.42%.

На основе выявленных в ходе анализа недостатков были разработаны мероприятия по улучшению финансового управления в ОАО "Викол" и рассчитана эффективность предложенных мероприятий. Определен эффект от реализации мероприятий по усилению работы с дебиторской задолженностью, так как "замороженные" средства по данной статье баланса, несомненно, оказывают негативное влияние на сокращение оборотных средств предприятия и возникновение кредиторской задолженности.

Эти меры не могут быть эффективно реализованы без создания рациональной структуры управления финансовыми ресурсами и надлежащего квалифицированного управления предприятием.