Анализ поведения рыночных агентов на предмет недобросовестной конкуренции

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта 
Анализ финансовой отчетности и пути повышения финансовой безопасности предприятия
 
 

 

Введение:

Формирование современного экономического мышления немыслимо без овладения системным подходом к рыночным явлениям и процессам.

Рынок является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. На сегодняшний день он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою потрясающую жизненную силу. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитой, гибкой перестройки рыночных механизмов. Однако речь идет о современном рынке, о рынке как об одном атрибуте любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как о его всеобъемлющей характеристике. Не менее важным атрибутом любой модели экономической системы современного общества является государство.     Мировой опыт подтвердил, что он не может быть динамично развивающимся, основываясь на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов.

Рыночную экономику невозможно представить без конкуренции, поскольку конкуренция является объективной регулярностью рыночной экономики.

Общая конкуренция продавцов и покупателей вызывает центростремительное притяжение спроса и предложения к точке равновесия. Рыночная конкурентоспособность действует как мощный уравнитель рыночных цен. Однако общая цена усугубляет социально-экономическое неравенство среди участников рынка. Чтобы укрепить свое экономическое положение, крупные собственники постоянно расширяют масштабы производства, пытаясь захватить крупнейшее рыночное пространство.   

Целью данной работы является рассмотрение предмета, функций и методов микроэкономики для характеристики монополистической конкуренции.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть предмет, функции и методы микроэкономики;
  • выявить характерные черты монополистической конкуренции;
  • изучить определение объема производства в условиях монополистической конкуренции;
  • выявить преимущества и недостатки монополистической конкуренции.

Вопросы микроэкономики нашли отражение в работах таких отечественных авторов, как Тарануха Ю.В., Борисов Е.Ф., Липсиц И.В., проф. Николаева И.П., Носова С.С., Райзберг Б.А., Валовой Д.В., Юха В.М., Панфилова Е.А., проф. Чепурин М.Н., проф. Киселева Е.А., Нуреев Р.М. и многие другие.   

Объект, функции и методы микроэкономики

Предмет микроэкономики

Микроэкономика является неотъемлемой частью экономической теории, которая изучает экономические отношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика — это наука о принятии решений, которая изучает поведение отдельных экономических субъектов. Его основными проблемами являются: 

  • Цены и объемы производства и потребления конкретных товаров;
  • Состояние отдельных рынков;
  • Распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, то есть соотношение цен на отдельные товары, а макроэкономика изучает абсолютный уровень цен.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами хозяйствования в контексте экономического выбора. 

В микроэкономике изучение следующих вопросов имеет особое значение:

  • Экономическое поведение людей, которое закреплено в адекватных институтах и ​​социальных структурах. Ключевыми институтами являются рынок, собственность и государство; 
  • Принятие хозяйствующими субъектами решений и осуществление ими соответствующих экономических действий;
  • Проблема выбора одного из альтернативных вариантов; это поднимает вопрос о редкости льгот и их ограничений. 

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

  1. экономический атомизм, что означает, что микроэкономика ориентирована на поведение экономических субъектов, которые принимают и осуществляют свои решения в процессе экономической деятельности;
  2. экономический рационализм, суть которого состоит в том, чтобы позволить экономическим агентам оценивать свои выгоды и издержки, сравнение которых в процессе принятия экономических решений позволяет установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие максимальную прибыль ,

Основная задача хозяйствующих субъектов микроэкономики — делать экономический выбор из-за ограниченности ресурсов. В любом обществе ограниченные ресурсы вынуждают вас делать выбор для решения следующих проблем: 

  • Что производить и в какой степени;
  • Как производить отдельные виды пособий;
  • Кто получает то, что производится;
  • Сколько ресурсов использовать для текущего потребления и сколько для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеуказанные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей формирования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности . Во второй части микроэкономики предложение анализируется, прежде всего, с точки зрения изучения поведения отдельной компании и формирования ее затрат в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части — теории распределения — анализируются рынки и проблемы факторов производства.       

Микроэкономика дает представление о движении отдельных цен и имеет дело со сложной системой отношений, называемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, затрат и цены в том виде, в каком они формируются в процессе непосредственного производства, в актах обмена на рынке. 

Основы микроэкономики были созданы австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и другие. 

Микроанализ подвергся определенной модификации, в частности объект микроэкономики расширился.

Функции микроэкономики

Формирование экономической науки как самостоятельной учебной дисциплины произошло в 18 веке, хотя ее история восходит к векам. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какие методы экономисты используют при анализе экономических отношений и моделей. 

Согласно современному пониманию, экономика — это наука о законах и закономерностях человеческих отношений в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных товаров и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворить потребности людей. Это понимание предмета экономики развивалось в течение длительного исторического развития этой науки.  

Как и любая наука, экономика выполняет прежде всего когнитивную функцию — теоретически объясняет, как функционирует экономика, каковы причины, характер, последствия экономических процессов (как банки зарабатывают деньги, какова сущность инфляции, как спрос и предложение влияют на цены) Основываясь на теоретических обобщениях реальных фактов экономической жизни, экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического командования (так называемая позитивная экономическая теория). 

Прогностическая (греческий прогноз — предвидение, прогноз) функция экономики заключается в формировании научной основы для прогнозирования перспектив научного, технического и социально-экономического развития. Это становится важным в связи с подготовкой планов и прогнозов развития предприятий и народного хозяйства. 

Экономика также имеет практическую (рекомендательную) функцию: основывается на позитивных знаниях, дает рекомендации, предлагает «рецепты» для действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой. 

Методы микроэкономики

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных субъектов хозяйствования микроэкономическая теория делится на положительную и нормативную. Понятия позитивного и нормативного анализа были введены в научный оборот А. Смитом. 

Разделение этих двух областей экономического анализа произошло накануне двадцатого века. Английский экономист и логик, профессор Кембриджского университета Джон Невилл Кейнс (1852-1949), отец Дж. М. Кейнса, в своей работе «Предмет и метод политической экономии» писал: «Позитивную науку можно определить как комбинацию систематических знаний связано с этим есть; нормативная или нормативная наука — как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и, следовательно, имеющих идеал в качестве своего предмета, как нечто отличное от реального … » В той же работе он подчеркнул, что« это возможно и желательно для изучения экономических единообразий (моделей. — Авт.) независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот). » Следовательно, Дж. М. Кейнс предложил возможность изучения экономических процессов и явлений в позитивной и нормативной экономике независимо от каждой из них. Другой.   

Позитивная микроэкономика изучает факты и отношения между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты для действий, определяет, какие экономические условия являются желательными или нежелательными, и отвечает на вопрос о том, что должно быть. 

Различие между положительной и нормативной микроэкономикой является отправной точкой в ​​методологии микроэкономической теории.

Сторонники позитивного подхода к изучению экономических явлений и процессов утверждают, что микроэкономика — это «чистая» наука, похожая на другие естественные науки. Исходя из этого, она должна изучать явления теми же методами, что и точные науки. Его задача, по мнению позитивистов, состоит в том, чтобы изобразить экономические явления такими, какими они являются в реальности.  

Ниже приведены основные методы изучения реальности позитивной микроэкономической теории.

  • Конечный анализ, или маржинализм, суть которого заключается в том, что экономические явления анализируются не только в готовом (изучение общих, средних значений), но и в постоянно меняющейся форме.
  • Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследований: сначала выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И, наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством — функция. 

Считается, что значение является переменной, если оно меняет свое значение под воздействием определенных факторов. Например, y — это функция x, записанная следующим образом: y = f (x), где y — функция x, а x — аргумент функции. 

  • Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной устойчивости системы, то есть, когда нет внутренних тенденций для изменения этого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическая ситуация существенно меняется, такое равновесие называется неустойчивым. Если при внешних изменениях в самой системе возникают силы, которые восстанавливают предыдущее положение в системе, то такое равновесие называется устойчивым.  

4. Метод проверяемости (тестируемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В случае, когда теория не согласуется с фактами, теория либо улучшается, либо отвергается, и создается новая. Позитивисты считают, что необходимо объяснять, что и как происходит в экономике, но субъективные оценки не следует давать.  

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов. Изучение объектов познания осуществляется не прямо, а косвенно, с помощью моделей. В микроэкономике преобладает идеальное моделирование, которое делится на знаковое и интуитивное.     

Моделирование знаков предполагает использование формул и графиков. Графические модели имеют значительную объяснительную силу. Существует два типа графиков: эмпирические зависимости и теоретические зависимости. Первые являются эмпирическим отражением взаимосвязи между переменными. Последние появляются в форме теоретического отражения взаимосвязи между экономическими переменными и используются для объяснения процессов функционирования сюрреалистических экономических систем или их составных элементов.     

На графиках эмпирических зависимостей каждая точка показывает значения переменных совместно наблюдаемых наблюдаемых. Графики теоретических зависимостей часто изображаются сплошными линиями, а не множеством отдельных точек. 

В микроэкономике используются два типа моделей — оптимизация и равновесие.

Модели оптимизации используются для изучения поведения отдельных экономических агентов. В этих моделях основными рабочими категориями являются такие понятия, как предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки, предельный доход.  

Модели равновесия используются при изучении отношений между экономическими агентами. Эти модели являются частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. С помощью моделей равновесия изучаются положения равновесия и неравновесия экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение, поскольку экономические агенты могут эффективно осуществлять свою коммерческую деятельность только в том случае, если они располагают достоверной информацией обо всех ценах и о ресурсах, которые они потребляют, и о преимуществах, которые они предлагают. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую ​​информацию, предположение о положении равновесия и незначительных изменениях в одной конкретной цене может быть лучшим способом изучения факторов ценообразования. Большое значение в экономическом моделировании имеет компьютерное моделирование, которое успешно используется при решении теоретических и практических задач. Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последнее, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты для регулирования рынков и отраслей для достижения этих целей.          

Основным методом исследования, используемым микроэкономикой, является моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание экономической реальности, позволяя выделить наиболее важные в компактной компактной форме.

Это привело к появлению многих методов исследования экономической теории:

  • метод научной абстракции — отвлечение в процессе познания от внешних явлений, а не экономических сторон, подчеркивая более глубокую сущность предмета или экономического явления;
  • метод функционального анализа — зависимость «функция-аргумент» используется для проведения экономического анализа и вывода выводов;
  • метод графических изображений — этот метод позволяет оценить взаимосвязь между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации;
  • метод сравнительного анализа — с сопоставлением частных и общих показателей с целью выявления наилучшего результата;
  • метод экономико-математического моделирования — об описании экономических явлений на формализованном языке с использованием математических символов и алгоритмов;
  • индуктивные и дедуктивные методы. Индуктивный метод — это вывод предложений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты полагаются на случайное наблюдение, логику и интуицию, на основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукция являются дополнительными методами исследования;  
  • метод положительного и нормативного анализа (как указано выше). Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые являются желательными или нежелательными в обществе;  
  • практические меры — проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы.

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

Наиболее распространенные логические ошибки включают в себя следующее:

  • ошибочное построение доказательств, исходя из ложного понятия «то, что верно для части (отдельного человека), верно для целого (для общества в целом)».

Например, повышение заработной платы на одном предприятии повысит покупательскую способность его работников. Увеличение заработной платы по всей стране приведет к росту цен, инфляции и, как следствие, поддержанию покупательной способности людей на одном уровне. 

  • Логически ошибочная конструкция «после этого, следовательно, из-за этого».

Например, когда количество увеличивается, количество уменьшается. Это не означает, что это всегда является причиной изменений в. Связь может быть чисто случайной или из-за наличия какого-то третьего фактора.  

Таким образом, статистика показывает, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к снижению, а к увеличению продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к увеличению продаж! Но это неверный вывод, вопреки закону спроса, поскольку в данном примере фактор инфляционных ожиданий и рост доходов населения не учитываются.  

Характеристика монополистической конкуренции

Характерные черты монополистической конкуренции

Понятие «монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899–1967), изданной в 1933 году.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, аналогична позиции монополии, поскольку отдельные монополии имеют возможность контролировать цену своих товаров, а с другой — похожа на совершенную конкуренцию, поскольку предполагается, что существуют многие мелкие фирмы, а также свободный вход и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Основные черты монополистической конкуренции:

1. Продуктовая дифференциация.  

Продуктовая дифференциация является ключевой характеристикой этой структуры рынка. Предполагается наличие в отрасли группы продавцов (производителей), которые производят товары, которые близки, но не однородны по своим характеристикам, то есть товары, которые не являются идеальными заменителями.  

Дифференциация продукта может быть основана на:

  • физические характеристики товара;  
  • местоположение;
  • «мнимые» различия, связанные с упаковкой, товарным знаком, имиджем компании, рекламой.

Дифференциация иногда делится на горизонтальную и вертикальную:

  • вертикаль основана на разделении товаров по качеству или некоторому другому подобному критерию, условно на «плохой» и «хороший» (выбор телевизора — «Temp» или «Panasonic»);
  • горизонталь предполагает, что при приблизительно равных ценах покупатель делит товар не на плохой товар, а на соответствующий и не соответствующий его вкусу (выбирая автомобиль — Volvo или Alfa-Romeo).

Создавая собственную версию продукта, каждая компания приобретает ограниченную монополию. Существует только один производитель сэндвичей Big Mac, только один производитель зубной пасты Aquafresh, только один издатель журнала School of Economics. Однако все они сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, то есть действуют в условиях монополистической конкуренции.   

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители остаются приверженными определенному бренду и компании даже при небольшом росте цен. Однако этот эффект будет относительно небольшим из-за сходства продукции конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность спроса между товарами конкурентов-монополистов достаточно высока. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции), а также характеризуется высокой ценовой эластичностью спроса.   

2. Большое количество продавцов.

Как и в случае совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, поэтому отдельная компания занимает небольшую долю отраслевого рынка. В результате монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно небольшими размерами. 

Большое количество продавцов:

  1. с одной стороны, исключается возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения выпуска продукции и повышения цен;
  2. с другой стороны, это не позволяет компании существенно влиять на рыночные цены.

3. Относительно низкие барьеры для входа и выхода из отрасли.

Вступить в отрасль обычно не сложно, что связано с:

  1. небольшая экономия от масштаба;
  2. небольшие начальные инвестиции;
  3. небольшой размер действующих предприятий.

Однако из-за дифференциации продуктов и приверженности потребителей к бренду, выход на рынок сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая компания должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлекать покупателей существующих фирм. Это может потребовать дополнительных затрат на:  

  • усиление дифференциации своей продукции, то есть обеспечение ее такими качествами, которые отличали бы ее от тех, которые уже есть на рынке; 
  • реклама и стимулирование продаж.

4. Жесткая неценовая конкуренция.

Жесткая неценовая конкуренция также является характерной чертой монополистической конкуренции. Компания, работающая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основные стратегии влияния на продажи: 

  • изменить цены (т.е. провести ценовую конкуренцию);
  • производить товары с определенными качествами (усиливать дифференциацию их товаров по техническим характеристикам, качеству, услугам и другим аналогичным показателям);
  • рассмотреть стратегию рекламы и продаж (усилить дифференциацию своих товаров в сфере стимулирования сбыта).

Последние две стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукта и лояльности потребителей к определенному бренду (снижение цены может привести к менее значительному оттоку покупателей от конкурентов для компенсации потерь прибыли), с другой стороны, большое количество Фирмы в отрасли приводят к тому, что влияние рыночной стратегии отдельной компании будет распределено среди стольких конкурентов, что оно будет практически нечувствительным и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа от других х фирм.  

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции является наиболее реалистичной по отношению к рынку услуг (розничная торговля, услуги частных врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги). Что касается материальных товаров, таких как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, кратностью или свободой входа производителей на рынок. Поэтому правильнее предположить, что оптовый рынок для этих товаров принадлежит к олигопольной структуре, а розничный рынок принадлежит к монополистической конкуренции.   

Определение объема производства в условиях монополистической конкуренции

Спрос на продукцию отражает кривую спроса, показывая общий объем продукции, поставляемой компанией по каждому ценовому значению. Кривая спроса на товары, как и у монополиста, уменьшается, с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих товары-заменители. Чем больше конкурентов и чем меньше дифференциация продуктов, тем более эластичной кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителей (D), а ее наклон будет составлять половину наклона линии спроса.   

В короткий период в условиях монополистической конкуренции максимизирующая прибыль компания будет стремиться производить продукцию с сочетанием цены (OR) и объема производства (OQ), которая уравнивает предельные издержки (MC) и предельный доход (MR). В этом случае компания может добывать сверхприбыли. 

В течение длительного периода максимизация прибыли подразумевает объем производства, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В течение длительного периода сверхприбыли стимулируют новые фирмы выходить на рынок, что вызывает уменьшение кривой спроса для укоренившихся фирм. Сдвигает кривую спроса влево. Это означает снижение продаж на каждом уровне цен. Вступление новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут дополнительные прибыли.   

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль с помощью этой комбинации цены (ORE) и объема производства (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае компания получает только нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в течение длительного периода аналогично равновесию фирмы с совершенной конкуренцией, с той разницей, что монополистическая конкуренция приводит к менее эффективной рыночной эффективности. В условиях монополистической конкуренции компания производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией.   

Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, она касается долгосрочной кривой средних затрат слева от минимальной точки последней. Следовательно, размер каждой компании меньше оптимального, в результате чего на рынке формируется избыточная мощность. 

Каковы экономические последствия монополистической конкуренции? Во-первых, возникают недостаточно используемые ресурсы для производства товаров, то есть избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товары по самой низкой цене, то есть продукты, необходимые потребителю, производятся недостаточно. В-третьих, адаптация продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его улучшения. В-четвертых, адаптация потребительского спроса к товару обуславливает улучшение рекламы. Упомянутые два типа устройств в некоторой степени компенсируют монополистическую конкуренцию, но максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.       

Эффективность использования ресурсов в производстве достигается тогда, когда средние затраты в течение длительного периода минимальны. Эта эффективность будет достигнута с выпуском qM, который соответствует минимуму долгосрочных средних затрат (точка M). Но максимизирующая прибыль монопольно конкурентная фирма получит только qE, что намного меньше qM. Разница между qM и qE называется избыточной мощностью.     

Абстрактные приложения монополистической конкуренции в краткосрочной и долгосрочной перспективе также представлены в Приложении.

Преимущества и недостатки монополистической конкуренции

Существует статическая и динамическая теория монополии и монополистической конкуренции. С точки зрения статического подхода рассматриваются следующие недостатки монополии: 

  1. средняя стоимость монополиста может превышать возможный минимальный уровень, поскольку они передаются потребителям; 
  2. использование недобросовестной рекламы, вводящей в заблуждение потребителей для снижения чувствительности их спроса к более высоким ценам;
  3. возможно возникновение и развитие замкнутого цикла стагнации производства (снижение выпуска для роста цен — снижение занятости
  4. снижение доходов, спроса и потребления; новый цикл снижения выпуска)

В динамической теории монополии, которой придерживались экономисты австрийской школы (основатель — Дж. Шумпетер), внимание сосредоточено на преимуществах монополии. С точки зрения динамического подхода считается ошибочным ориентировать последователей статического подхода на ценовую конкуренцию, поскольку он не является решающим в отрасли. Фирмы своими инновациями разрушают саму структуру отраслей (конкуренция Шумпетера и гиперконкуренция). В этих условиях проявляются следующие преимущества монополии:   

  • стабильность роста производства при «творческом разрушении», потому что монополистическая фирма защищена от конкуренции в долгосрочной перспективе и может развивать исследования и разработки; 
  • инновации, внедренные монополистом в долгосрочной перспективе, приводят к снижению затрат до уровня, недостижимого в условиях совершенной конкуренции;
  • рекламная информация является добросовестной, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, потому что потребители думают рационально, а производители не являются однодневными фирмами. 

Подход статической теории монополии более применим к зрелым отраслям, а динамический — к развивающимся.

Вывод

Структурно современная экономическая теория делится на два раздела: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: отдельных лиц, домашних хозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных товаров, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.  

Микроэкономика рассматривает положение продавцов, покупателей, их взаимодействие, механизм ценообразования. Начинается с общего анализа рынка. Микроанализ посвящен описанию поведения экономических агентов — субъектов рыночной экономики. Микроэкономика изучает, как в рыночной экономике организовано взаимодействие экономических агентов, посредством которого осуществляется распределение ресурсов для производственной деятельности и последующего потребления.   

Монополистическая конкуренция — это тип отраслевого рынка, на котором есть много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять некоторый контроль над продажной ценой продукта (или услуги).

Монополистическая конкуренция является не только самой распространенной, но и наиболее сложной для изучения формой отраслевых структур. Точная абстрактная модель не может быть построена для такой отрасли, как это может быть сделано в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Здесь многое зависит от конкретных деталей, которые характеризуют продукты, и стратегии развития производителя, которую почти невозможно предсказать, а также от характера стратегического выбора, который имеют фирмы в этой категории.  

Примерами монополистических конкурентов являются небольшие сетевые магазины, рестораны, рынок сетевых коммуникаций и тому подобное. Монополистическая конкуренция аналогична монопольной ситуации, поскольку отдельные фирмы имеют возможность контролировать цену своих товаров. Это также выглядит как совершенная конкуренция, поскольку каждый продукт продается многими компаниями, и на рынке есть свободный вход и выход.  

Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая компания продает товары, на которые существует множество близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с уменьшающейся кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочной перспективе поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом сходно с поведением монополии. Поскольку продукт этой компании отличается от продуктов конкурирующих компаний своими особыми качественными характеристиками, которые нравятся определенной категории покупателей, то компания может поднять цену на свой продукт без падения продаж, поскольку достаточное количество потребителей готовы заплатить более высокую цену. Подобно монополии, компания несколько недопроизводится и завышает цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на монопольную ситуацию в том, что фирмы имеют возможность контролировать цену своих товаров.     

В долгосрочной перспективе монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получения прибыли привлекает новые фирмы с конкурирующими товарными марками, снижая прибыль до нуля. Тот же процесс работает в обратном направлении. Если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покинут рынок. Это связано с тем, что сокращение спроса лишает фирмы возможности покрывать свои экономические издержки. Они уйдут из отрасли и переместят свои ресурсы на более прибыльные предприятия. Когда это произойдет, кривые спроса и предельного дохода остальных продавцов на рынке сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.        

При монополистической конкуренции эффективность производства не достигается. Кроме того, часто звучат обвинения в необоснованных и необоснованных расходах на дифференциацию продукции и рекламу. 

Монополистическая конкуренция во многих отношениях очень близка к совершенной конкуренции, с которой практически не сталкиваются в реальной жизни. Монополистическая конкуренция является наиболее распространенным типом рыночных отношений. Он преобладает в сфере общественного питания, книгоиздания, производства и продажи мебели, фармацевтических препаратов. Число фирм в этих секторах колеблется от 500 до 10000. Монопольные тенденции в этой модели довольно слабо выражены, и поэтому считается, что государство может практически не регулировать рынок для такой структуры.