Анализ политики ЦБ России с 2003-2013

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

Современная российская банковская система имеет двухуровневую структуру. В нее входят Банк России, формирующий верхний ярус банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Законодательная база банковской системы России создана Федеральными законами от 2 декабря 1990 года № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и № 395-1 "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". (с изменениями и дополнениями).

Основным банком Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Банк России создан и действует на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство Банком России. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов.

Функции и операции Центрального банка Российской Федерации

Банк России отчитывается перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе. Дума назначает Председателя Банка России и членов совета директоров сроком на 4 года. Председатель Банка России назначается Президентом Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. Банк России в силу своей подотчетности Государственной Думе представляет годовой отчет, утвержденный Советом директоров, не позднее 15 мая. 

Банк России формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Система Банка России включает в себя: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые офисы, образовательные учреждения и другие предприятия и организации, в том числе службы безопасности, необходимые для деятельности Банка России.

Национальные банки республик считаются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не могут принимать нормативные решения, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым советом директоров.

Расчетно-кассовые центры являются структурными подразделениями территориальных учреждений Банка России, созданными для осуществления расчетных и иных операций Банка России.

Полевые объекты Банка России - военные учреждения (руководствуясь в своей деятельности нормативными правовыми актами военного ведомства), предназначенные для оказания банковских услуг воинским частям, учреждениям и организациям Минобороны, а также другим государственным органам и юридическим лицам, обеспечивающим безопасность России. Они также оказывают банковские услуги физическим лицам, проживающим на территории обслуживаемых ими объектов, в случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно. В настоящее время полевые отделения имеются во всех военных округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья, в Приднестровье, в районах со сложными климатическими условиями (Анадырь, Тикси, Новая Земля), в отдаленных местах расположения дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в некоторых типах Вооруженных Сил России, военных объединениях и формированиях. Полевые силы, размещенные на космодроме Байконур, обслуживают администрацию Ленинска и его структурные подразделения, за исключением воинских частей и организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность. 

При Банке России создан Национальный банковский совет в составе 15 человек, в который входят представители палат Федерального Собрания Российской Федерации (по 2 человека в каждой), Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России, кредитные организации и эксперты. Совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной и валютной политики, важнейшие вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области банковского дела, участвует в разработке принципов организации расчетов в России.

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, которые закреплены в законодательстве:

  1. защита и обеспечение стабильности рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  2. развитие и укрепление российской банковской системы;
  3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращает его в денежно-кредитный орган, орган банковского регулирования и надзора и клиринговый центр банковской системы.

Как орган денежно-кредитного регулирования Банк России выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит (совместно с Правительством Российской Федерации) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля; осуществляет валютное регулирование, в том числе операции по купле-продаже иностранной валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; принимает участие в разработке прогноза платежного векселя.

В структуре Банка России для осуществления надзорных функций созданы Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм, Департамент пруденциального банковского надзора, Департамент инспектирования кредитных организаций, Департамент организации банковской санитарии. Непосредственный надзор за Банком России осуществляется через его территориальные подразделения (Главные управления и Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации).

С точки зрения жизненного цикла кредитной организации деятельность Банка России по регулированию и надзору можно разделить на три этапа: 

  1. регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;
  2. надзор за текущей деятельностью существующих кредитных организаций;
  3. регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль за созданием кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию созданных кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Регистрация и лицензирование предназначены для ограничения доступа на рынок банковских услуг. Осуществление банковских операций разрешается только тем субъектам хозяйствования, которые соответствуют требованиям законодательства об уровне собственного капитала, квалификации руководителей, материального оснащения и т.д.. Банк России как регистрирующий орган на этапе создания кредитной организации способен оценить финансовую состоятельность будущих собственников, профессионализм и компетентность менеджеров и на этой основе отсеять нежизнеспособные, высокорисковые организации.

Банк России осуществляет надзор за текущей деятельностью кредитных организаций в форме дистанционного документарного надзора и выездных проверок. Основная цель дистанционного надзора - оценка рисков, принимаемых кредитной организацией, выявление проблем в ее деятельности на ранней стадии и принятие мер по преодолению выявленных негативных явлений и тенденций. Целью дистанционного надзора со стороны Банка России является расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения спектра операций, а также процедур реорганизации, изменения состава участников и руководства кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетов, представляемых кредитными организациями в Банк России, который вправе запрашивать и получать от кредитных организаций иную необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

Поскольку дистанционный надзор основывается на данных отчетов, подготовленных и переданных самими банками, существует высокая вероятность того, что надежность и полнота отчетов банка будет снижаться с появлением и ростом проблем, что обусловливает необходимость проведения проверок на местах. Основной целью проверок является определение на месте реального финансового состояния кредитной организации и ее филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. В ходе выездных проверок инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, достаточность капитала банка, качество активов и законность формирования доходов, правильность проведения банковских операций и эффективность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законодательства и нормативных документов Банка России.

Как надзорный орган Банк России имеет право требовать устранения нарушений, контролировать выполнение своих требований и принимать меры за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний. В Российской Федерации это право Банка России закреплено в статье 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статье 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Банк России применяет к кредитным организациям как превентивные, так и принудительные меры. Конкретный состав мер может сочетать как предупредительные, так и принудительные меры и зависит от характера допущенных нарушений, причин, приведших к их возникновению, общего финансового состояния кредитной организации, а также ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Регулирование процессов реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций могут быть добровольными - по решению их акционеров (участников), либо принудительными в случае их неплатежеспособности.

Несостоятельность (банкротство) кредитной организации - это ее неспособность, признанная арбитражным судом, удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательство по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если она не выполнит соответствующие обязательства в течение одного месяца со дня их исполнения. В целях предотвращения банкротства кредитных организаций Банк России может принять меры по их финансовому оздоровлению, назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией или потребовать ее реорганизации. Выбор зависит от состояния кредитной организации и перспектив применения давления со стороны Центрального банка.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации включают оказание финансовой помощи ее учредителям (участникам) и иным лицам, изменение структуры активов и пассивов, организационной структуры и иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. Данные меры должны реализовываться, в первую очередь , органами управления банка и его учредителями. В случае если руководители кредитной организации и учредители (участники) не осуществляют меры по ее оздоровлению, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и реализации плана мероприятий по ее финансовому оздоровлению в обязательном порядке. С этого момента кредитная организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между своими членами и выплате дивидендов.

Временная администрация - специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России. Она выполняет функции контрольно-надзорного органа и назначается на срок не более шести месяцев. В случае устранения причин назначения временной администрации Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Если проблемы кредитной организации оказываются настолько существенными, что временная администрация не в состоянии обеспечить ее устойчивую работу и защитить интересы кредиторов и вкладчиков, необходимо объявить кредитную организацию банкротом.

Право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом имеет: сама кредитная организация - должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган. Все они имеют право подать заявление только после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и при условии, что требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРТ и эти требования не будут выполнены в течение одного месяца со дня их оформления. Кроме того, кредиторы кредитной организации вправе обратиться в Банк России с заявлением об отзыве лицензии кредитной организации, не выполняющей свои обязательства. Банк России рассматривает заявление в течение одного месяца и при наличии достаточных оснований отзывает лицензию, обеспечивая начало процедуры банкротства, включающей в себя наблюдение и конкурсное производство. Таким образом, посредством механизма банкротства обеспечиваются права кредиторов на удовлетворение требований должника.

Ликвидация кредитной организации. Банк России вносит запись о признании кредитной организации банкротом и открытии производства поделу о банкротстве в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. При проведении конкурсных торгов руководители обязаны представлять отчеты в соответствии с нормативными актами Банка России, в том числе промежуточные и окончательные ликвидационные балансы. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратила свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации организации.

Являясь расчетным центром банковской системы, Банк России играет ключевую роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования расчетной системы он выполняет следующие функции: устанавливает правила проведения расчетов в России; монопольно осуществляет эмиссию наличных денежных средств и организует их обращение.

Банк России как субъект платежной системы предлагает коммерческим банкам услуги, аналогичные тем, которые они предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве единого банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех экономических агентов. В 1996 году Советом директоров Банка России была утверждена Стратегия развития платежной системы России, определяющая основные среднесрочные пути модернизации расчетов, совершенствования банковских технологий и методов. Перед Банком России была поставлена задача создать современную автоматизированную систему расчетов, работающую, прежде всего, в режиме реального времени.

Банк России отвечает за организацию наличного денежного обращения в стране. Выдача наличных денежных средств на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии старых банкнот и монет, утверждает номиналы и образцы новых денежных единиц. Вцелях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России осуществляет прогнозирование и организацию производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности для кредитных организаций, а также определяет признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в пределах предоставленных ему полномочий определяет порядок операций с денежной наличностью для кредитных организаций.

Второй уровень банковской системы состоит из многочисленных кредитных организаций, осуществляющих финансовое посредничество путем перемещения временно свободных денежных средств от кредиторов к заемщикам, обеспечивая при этом трансформацию ресурсов по срокам и объемам и снижая риски владельцев денежных средств.

Кредитная организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять предусмотренные законом банковские операции в целях получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России. В Российской Федерации существует два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право на проведение следующих банковских операций в совокупности:

  1. привлечение средств физических и юридических лиц во вклады;
  2. размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возврата, оплаты и срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять определенные банковские операции в соответствии с законодательством. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. В настоящее время существует два вида небанковских кредитных организаций: расчетные небанковские кредитные организации и небанковские кредитные организации инкассации. 

Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различные функциональные назначения: обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынках ценных бумаг; осуществление расчетов по пластиковым картам; инкассация наличных денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции купли-продажи иностранной валюты в безналичной форме, а также иные операции, предусмотренные их уставами. Расчетные небанковские кредитные организации представляют отчетность и регулируются Банком России как банки, а также осуществляют учет всех своих операций как банковские кредитные организации.

Инкассаторские небанковские кредитные организации на основании лицензии, выданной Банком России, могут осуществлять инкассацию только наличных денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Российская банковская система также включает в себя филиалы и представительства иностранных банков и подчиняется российскому правовому регулированию банковской деятельности. В этом случае иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, в котором он зарегистрирован. Иностранные банки могут открывать на территории России не только свои филиалы и представительства, но и дочерние банки (дочерние кредитные организации). С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в России и мораторий на обслуживание российских граждан иностранными банками. В 2007 г.в Российской Федерации действовал 21 банк со 100% иностранным участием, в капитале 12 банков доля иностранного капитала превышала 50%.

Основными направлениями деятельности дочерних кредитных организаций иностранных банков являются: кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной местонахождения иностранного банка и Российской Федерацией, банковское обслуживание фирм в стране происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке, предоставление комплекса современных банковских услуг национальным потребителям, финансовое посредничество между иностранным и российским финансовыми рынками. Как правило, дочерние иностранные банки сопровождают своих глобальных клиентов, выходящих на российский рынок. Они получают свои ресурсы в основном от материнских банков, но могут также осуществлять заимствования на международных финансовых рынках. Несмотря на отсутствие ограничений на привлечение депозитов физических лиц, иностранные банки очень осторожно относятся к выходу на российский рынок частных вкладов. Например, в Санкт-Петербурге они привлекли только 5% всех вкладов населения. Такая же ситуация характерна и для России в целом. Иностранные банки с осторожностью относятся к выходу на этот сегмент российского рынка из-за высоких политических рисков и высокой вероятности "панических настроений инвесторов".

Присутствие иностранных банков на российском банковском рынке способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, а расширение их деятельности косвенно подтверждает улучшение инвестиционного климата. Иностранные банки привозят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты и новые информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент, забота о собственной репутации, что не позволяет этим банкам сотрудничать с теневым сектором. В то же время возросшая активность иностранных банков, за которыми стоят мощные финансовые институты, на российском рынке содержит потенциальную угрозу подавления национального банковского капитала. Поэтому участие иностранного капитала в российской банковской системе ограничивается квотой, которая устанавливается специальным федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. В настоящее время эта квота рассчитывается как отношение совокупного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями и капиталах филиалов иностранных банков, к совокупному уставному фонду кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и составляет 12%. Ограничения на участие иностранного капитала призваны создать благоприятные условия для развития отечественных кредитных организаций и защитить их от экспансии иностранных банков. В посткризисный (после 1998 г.) период наблюдается тенденция к расширению участия иностранного капитала в российском банковском секторе. Объем иностранных инвестиций в уставные фонды российских банков (в долларовом эквиваленте) в 2007 году увеличился более чем в 2,7 раза. По состоянию на 01.04. Доля нерезидентов в совокупном уставном фонде действующих кредитных организаций в 2008 году составила 9,65%1. Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие целей получения прибыли. Целью их деятельности является защита интересов организаций-членов и координация их усилий в различных областях. Профсоюзам и объединениям кредитных организаций запрещается осуществлять банковские операции. В России крупнейшим объединением является Ассоциация российских банков (АРБ).По состоянию на 1 января 2008 года она объединяет 683 члена, в том числе 567 кредитных организаций, что составляет 42% от общего числа кредитных организаций Российской Федерации. Сумма уставных капиталов банков - членов АРБ составила 66 млрд руб. 

Банки-члены АРБ действуют во всех экономических регионах Российской Федерации. Ассоциация объединяет 75% банков и филиалов российских банков, которые владеют около 70% уставного капитала действующих кредитных организаций и более 80% всех активов банковской системы Российской Федерации. Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги и непосредственно участвует в решении их проблем. Наряду с АРБ в Российской Федерации действуют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на региональном уровне и сотрудничают с Ассоциацией российских банков в их деятельности. Ассоциация организует подготовку банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно-деловые центры профессионального обучения и подготовки кадров. Ассоциация активно развивает контакты с международными и национальными ассоциациями банков и бизнеса, финансовыми и внешнеторговыми организациями. Информационные возможности АРБ позволяют ему предоставлять своим членам подробную и качественную информацию при поиске банков-партнеров, выборе аудиторских фирм, расширении международного сотрудничества.

Кредитные организации для осуществления совместных банковских операций и выполнения совместных задач могут создавать группы кредитных организаций путем заключения соответствующего соглашения.

Холдинги формируются путем предоставления кредитной организации возможности определять решения, принимаемые другими кредитными организациями. Такая возможность возникает, во-первых, в силу преобладающего участия данной кредитной организации в уставных фондах других кредитных организаций; во-вторых, в силу договора, предусматривающего право данной кредитной организации определять решения других кредитных организаций. Вместе с тем кредитным организациям запрещается заключать договоры и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковской сфере (статья 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за их деятельностью, не должны противоречить антимонопольным правилам, которые Мин монопольной политики России совместно с Банком России должны контролировать.

Либеральный подход к созданию новых банков, характерный для периода рыночных реформ, привел к резкому увеличению их числа. В течение 1988-2008 гг. количество банков увеличилось с 4 до 2,5 тыс. Простота процедуры регистрации банка, отсутствие жестких квалификационных требований к руководителям банков и низкий минимальный размер уставного капитала открыли доступ на рынок большому числу малых банков.

Кризис 2008-2009 гг. 2009 г. были отозваны лицензии у 64 банков, а всего 1232 банка лишились лицензий (по состоянию на конец мая 2009 г.). По состоянию на 1 января 2010 г. в Российской Федерации действовало 1476 кредитных организаций, в том числе 1447 банков и 29 небанковских кредитных организаций; 139 кредитных организаций сформировали уставный капитал с привлечением иностранных участников, из них 20 - со 100% иностранным участием. 

Большинство российских банков являются универсальными. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их деятельности. Между тем, хотя некоторые банки и обозначили в своих названиях "инновационный банк", "ипотечный банк", "сельскохозяйственный банк" и "муниципальный банк", независимо от названия, все они теперь подчиняются одному и тому же банковскому законодательству. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, все они подчиняются единым правилам. Исключение составляет Сберегательный банк Российской Федерации, который является крупнейшим банком с государственным участием и занимает монопольное положение на рынке частных вкладов.

Особое место в российской банковской системе занимают банки с государственным участием, под которыми понимаются банки с участием государства, субъектов РФ и муниципальных образований в их уставных капиталах. К ним относятся такие крупные банки национального уровня, как Сберегательный банк Российской Федерации, Внешторгбанк, а также Внешэкономбанк, Российский банк развития, Росэксимбанк и Россельхозбанк. Кроме того, государство участвует в капитале банков, расположенных за рубежом (так называемый Росзагранбанк). В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство, регулирующее создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются федеральными законами отдельно для каждого банка. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с их имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно только на основании специального законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления.

Денежно-кредитная политика Центрального банка России

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, основными стратегическими целями которой являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными направлениями макроэкономической политики правительства, как правило, являются обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может внести определенные коррективы в формулирование целей макроэкономической политики.

 В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики Банка России. В 2006 г. такая цель заключалась в сдерживании роста инфляции при одновременном ограничении рецессии в экономике, а в 2007 г. - в снижении инфляции при сохранении и, возможно, ускорении темпов роста ВВП. В качестве конечной цели на 2007 г. Банк России определил снижение инфляции до 12-14%. 

Конечные цели денежно-кредитной политики определяют ее промежуточные задачи в виде установления определенных ориентиров роста денежной массы, рассчитанных с учетом соотношения между динамикой ВВП и необходимой в данных экономических условиях денежной массой. Промежуточной целью в 2007 году являлся рост денежной массы на 21 - 25 %, что означало увеличение денежной массы в реальном выражении. Операционной целью денежно-кредитной политики является установление конкретного параметра, которым необходимо управлять в операционном режиме. В 2007 году данный параметр был выбран в качестве денежной базы.

Разработка денежно-кредитной политики осуществляется непосредственно Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Этот процесс организован следующим образом. Разработанный Банком России проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год представляется в Национальный банковский совет, который дает по нему заключение; далее проект, доработанный по рекомендациям Совета, представляется Президенту и Правительству Российской Федерации; не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Они содержат анализ состояния и прогноз развития экономики России, основные направления, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает их и принимает решение. Председатель Банка России ежегодно представляет в Государственную Думу годовой отчет, содержащий перечень мер единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России. 

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики также полностью доверена Банку России. Законодательство регулирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, включая установление процентных ставок по собственным операциям, нормы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

Процентная политика Банка России используется для влияния на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок для различных видов операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свою деятельность. Особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время является то, что Банк России не оказывает прямого влияния на рыночные процентные ставки, в частности, на ставки по операциям банков со своими клиентами. Последние определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, уровнем развития и устойчивостью функционирования финансовых рынков. Влияние Банка России на процентные ставки достигается в первую очередь за счет регулирования денежного предложения и мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь показателем, отражающим характер их денежно-кредитной политики. Официальная ставка рефинансирования Банка России косвенно влияет на уровень процентных ставок по кредитам в связи с тем, что в рамках официальной ставки процентная ставка по кредиту банка относится на затраты (включаются в себестоимость продукции), а выше этого значения выплачивается из прибыли. При заключении кредитных договоров коммерческие банки не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Ставки по кредитам, устанавливаемые банками, фактически определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, кредитными рисками и планируемой ставкой прибыли, к которой стремится банк. 

При установлении официальных ставок по своим операциям Банк России учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, однако размер официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок. Банк России, влияя через свои операции на уровень процентных ставок денежного рынка, стремится поддерживать реальные процентные ставки на низком положительном уровне, стимулируя спрос на заемные средства со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост.

Политика резервных требований используется Банком России как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов за счет снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются с целью ограничения кредитоспособности банков и поддержания определенного уровня денежной массы в обращении. Кроме того, при отзыве банковской лицензии средства, размещенные в Банке России, используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Банк России, устанавливая и изменяя требования к обязательному резерву, влияет на объем и структуру ресурсов, привлекаемых кредитными организациями, и, соответственно, на их кредитную политику. Снижение резервных требований Банка России позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение их кредитных вложений приводит к увеличению денежной массы, что на этапе восстановления экономики обеспечивает увеличение объемов ВВП, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. С развитием инфляции и ростом инфляционных ожиданий Банк России проводит политику ограничения кредитования, повышая требования к обязательному резервированию, вынуждая банки сокращать объемы активных операций и тем самым замораживать денежную массу.

Действующий в Российской Федерации механизм обязательного резервирования состоит в размещении части средств, привлеченных кредитной организацией, на отдельном счете в Банке России и фактической блокировке их на этом счете в течение всего периода деятельности банка. При этом обязательные резервы выполняют также функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных средств вкладчиков и кредиторов. Обязательство по соблюдению норм обязательного резервирования возникает с момента получения Банком России лицензии на право проведения соответствующих операций. Покрытие обязательных резервов различными видами доходоприносящих активов не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" требования к обязательным резервам не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, изменяться более чем на пять пунктов одновременно, и могут быть разными для разных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентах от обязательств кредитной организации, а также порядок их размещения устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями денежно-кредитной политики. С января 2006 года были установлены следующие требования к обязательным резервам:

по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;

по денежным средствам физических лиц, привлеченным на депозиты в валюте РФ - 7%.

Процедура обязательного резервирования постоянно совершенствуется. Так, основными направлениями Единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год были уточнение перечня резервируемых счетов, сроков расчета обязательных резервов, унификация сроков представления расчета нормативов обязательных резервов и сроков их пересчета и др.

Операции на открытом рынке - это покупка и продажа Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и иных государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с последующей обратной сделкой. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Приобретая ценные бумаги у коммерческих банков, Банк России освобождает их ликвидность и расширяет возможности кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг сокращаются свободные резервы банковской системы и снижается ее потенциал кредитования экономики. В настоящее время Банк России использует для операций на открытом рынке только государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. В некоторых западных странах наряду с государственными и высококлассными корпоративными ценными бумагами они используются для операций на открытом рынке.

Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и операции обратного выкупа (операции репо). Операция РЕПО состоит из двух частей: во-первых, одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и одновременно берет на себя обязательства по их обратному выкупу в течение определенного периода времени (или по требованию другой стороны), затем ценные бумаги выкупаются по цене, отличной от первоначальной цены продажи. Разница между ценами представляет собой доход, полученный покупателем ценных бумаг по первому пункту РЕПО (продавцом денежных средств). Правовой договор между сторонами сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны, в свою очередь, являются продавцами и покупателями. Преимущества REPO по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются, во-первых, в том, что они обеспечивают финансовую систему ликвидностью на определенный период времени, по истечении которого нет необходимости повторного выхода на рынок с целью изъятия из обращения избыточной денежной массы; во-вторых, ценные бумаги, выступающие объектом сделки, не выходят из обращения, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее эффективным инструментом для достижения операционных целей денежно-кредитной политики.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, включающее в себя учет и переоформление векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральное кредитное соглашение, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты, кредиты овернайт, ломбардные кредиты.

Кредиты ломбардов предоставляются под обеспечение (блокирование) ценных бумаг, включенных в ломбардный список Банка России. Ломбардный список - перечень ценных бумаг, принимаемых в залог, утверждается Советом директоров Банка России и публикуется в средствах массовой информации. Данные кредиты предоставляются коммерческим банком на основании кредитных договоров сроком от 3 до 30 дней включительно. Кредиты предоставляются двумя способами: на аукционной основе и по фиксированным ломбардным процентным ставкам по заявкам банков. Для получения ломбардного кредита банк обращается в Главное управление, которое осуществляет расчет достаточности обеспечения, исходя из тех ценных бумаг, которые банк ранее разместил. Кредит предоставляется при наличии обеспечения, покрывающего сумму Банка России, т.е. превышающую сумму запрашиваемого кредита, с учетом начисленных процентов за предполагаемый период пользования данным кредитом.

Однодневный расчетный кредит (кредит овернайт) предоставляется для завершения расчетов банка в конце операционного дня путем зачисления на его корреспондентский счет суммы кредита с последующим списанием средств с этого счета за просроченные платежные документы, находящиеся в РСС Банка России. Кредит предоставляется на один операционный день и не подлежит пролонгации. Получение расчетного кредита в течение двух рабочих дней подряд не допускается. Процентная ставка по данному кредиту устанавливается Советом директоров Банка России в зависимости от частоты и периодичности его использования.

Таким образом, в настоящее время используется следующая шкала:

  • При выдаче кредита в течение 1-2 рабочих дней подряд применяется установленная ставка по кредитам овернайт;
  • При продлении кредита на 3 рабочих дня подряд применяются ставки 1,2 овернайт.

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России путем оплаты платежных документов с корреспондентского счета банка при отсутствии или недостаточности средств на этом счете. Погашение данных кредитов осуществляется за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка в сумме, покрывающей ежедневный разрешенный дебетовый остаток банка. Если кредит не погашается в течение операционного дня, то непогашенная на конец дня сумма переоформляется в кредит овернайт. Плата за пользование этими кредитами не взимается. 

Банк самостоятельно определяет количество ценных бумаг, которое ему необходимо блокировать для использования кредитов Банка России. При расчете обеспечения рыночная стоимость таких ценных бумаг корректируется на соответствующий поправочный коэффициент, размер которого устанавливается Банком России для каждого вида ценных бумаг и зависит от вида кредита Банка России. При подписании Общего кредитного договора Банк вправе самостоятельно определять необходимые ему виды кредитов. При подписании Общего кредитного договора каждому банку устанавливается лимит рефинансирования внутридневного кредита и (или) кредита овернайт. В течение одного дня при наличии достаточного обеспечения банк может получить несколько видов кредитов.

Кредиты Банка России позволяют коммерческим банкам пополнять свои резервы денежных средств и на этой основе регулировать свою ликвидность.

Кредиты предоставляются через Главные территориальные управления (ГТУ) Банка России, которые устанавливают лимиты по каждой форме кредита.

Неотъемлемой частью политики рефинансирования Банка России являются его депозитные операции с кредитными организациями. Целью данных операций является снятие избыточной ликвидности банковской системы путем привлечения свободных денежных средств от кредитных организаций на депозитные счета в Банке России.

Банк России на практике использует следующие варианты проведения депозитных операций:

  • депозитные аукционы;
  • привлечение депозитов по фиксированной процентной ставке;
  • Допуск во вклады средств банков, заключивших Генеральное соглашение с Банком России о проведении депозитных операций в валюте Российской Федерации с использованием системы "ретерре-дилинг";
  • прием средств банков на основании отдельного договора, определяющего условия вклада.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливать действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления банка (по причинам невыполнения банком требований Банка России об обязательном резервировании, при наличии просроченной задолженности по кредитам Банка России и (или) по иным причинам).

Дата и способ проведения депозитных аукционов и привлечения депозитов по фиксированной процентной ставке определяются Банком России. Основные условия размещения банком денежных средств во вклады (депозиты) оформляются двусторонним договором-приложением. Проценты по вкладам рассчитываются по формуле простого процента за период фактического срока привлечения средств, исходя из количества календарных дней в году. Досрочное снятие банком средств и пролонгация депозитов не допускаются. Банк России осуществляет депозитные операции с использованием системы "ретерре-диллинг" на следующих стандартных условиях:"овернайт", "тоннекст", "1 неделя", "2 недели", на других стандартных условиях, объявляемых Банком России. Факт заключения Банком России и банком-контрагентом депозитной сделки по системе "ретерре-диллинг" фиксируется документальным подтверждением проведения переговоров. В нем указываются основные условия сделки: сумма вклада; процентная ставка по депозиту (в процентах годовых); стандартное условие , при котором заключаетсясделка по депозиту; дата и время заключения сделки; дата размещения средств банка во вклады (депозите), открытом в Банке России; дата возврата суммы вклада (депозита) и уплаты процентов на корреспондентский счет банка, открытый в Банке России; реквизиты корреспондентского счета, открытого вБанке России.

В2007 году депозиты привлекались Банком России по ставкам и в размерах, определяемых самим Банком. В январе - сентябре2007 г. уровень процентных ставок по депозитам варьировался от 0,6 до 28% годовых и зависел от ситуации на межбанковском рынке и вида депозитных операций. При этом средневзвешенная процентная ставка составляла 18,02 процента. Минимальный размер привлекаемых депозитов был зафиксирован в размере 20 млн рублей. В 2005 году Банк России использовал депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе, был расширен круг банков - участников депозитных операций за счет снижения установленных лимитов привлечения средств во вклады, подключения к системе "ретер-дилеров" региональных банков, а также проведения депозитных операций с банками во всех регионах России.

Валютное регулирование подразумевает разработку и проведение курсовой политики Банка России. В рамках своей компетенции, определенной Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О валютном регулировании и валютном контроле", Банк России совместно с Правительством Российской Федерации определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты. Банк России разрабатывает направления валютной политики в результате анализа многих экономических параметров, как текущих, так и прогнозируемых. Наиболее важными из них являются: состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика и система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России направления валютной политики, являются международные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией перед международными организациями (в частности, перед Международным валютным фондом) в отношении конвертации национальной валюты.

Входе разработки государственной валютной политики Банк России выбирает оптимальный режим обменного курса и определяет его экономически обоснованный уровень. Центральный банк поддерживает (в том числе с помощью интервенций) стоимость курса национальной валюты, которая в настоящее время наиболее соответствует текущим задачам государственной экономической политики. В то же время, текущий размер золотовалютных резервов центрального банка и степень их ликвидности являются факторами, ограничивающими возможность достижения (поддержания) определенного уровня обменного курса. Для обеспечения экономически обоснованной динамики курса рубля с 1998 года Банк России отказался от фиксированной курсовой политики и перешел на режим плавающего курса. При реализации выбранной валютной политики Банк России использует широкий спектр методов, которые условно можно разделить на рыночные и административные.

Рыночные методы включают операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на валютном и межбанковском рынке (валютные интервенции) с целью воздействия на курс рубля и совокупный спрос и предложение денег. Интервенции на валютном рынке могут преследовать различные цели, в том числе: поддержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний курса, обеспечение необходимой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

К ним относятся:

  • меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);
  • ограничение, т.е. установление количественных (абсолютных или относительных) ограничений для участников рынка, прежде всего уполномоченных банков, на сумму возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее типичным ограничением такого рода является установление лимитов открытой валютной позиции для уполномоченных банков, которые, помимо основной функции - регулирования валютного риска, имеют значительные возможности влиять на валютный рынок. В зависимости от целей валютной политики Банк России может изменять принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, и соотношение этих компонентов;
  • прямой запрет уполномоченным банкам осуществлять определенные операции с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению своих клиентов), в том числе лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В настоящее время в Российской Федерации не применяются прямые запреты на операции с иностранной валютой.

Вывод:

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Банк России обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном этой инфраструктуры является система уполномоченных валютных бирж, которые работают по лицензии Банка России. Банк России осуществляет текущее влияние на обменный курс путем прямого выхода на валютные биржи. Валютные биржи работают под контролем Банка России, что позволяет Банку России видеть ситуацию на развивающемся рынке и оперативно устранять негативные тенденции. В то же время в определенные периоды времени Банк России осуществляет интервенции и на межбанковском валютном рынке, на который его операции сложнее влиять и контролировать, чем на валютных биржах. В целях адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные изменения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Такие ограничения могут включать:

  • установление лимитов для кредитных организаций по предоставлению кредитов и привлечению средств, по отдельным банковским операциям кредитных организаций и видам обеспечения активных операций банков;
  • введение лимитов процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками, определение комиссионных сборов и тарифов за предоставление отдельных видов банковских услуг. Данная мера была введена Центральным банком Российской Федерации в 1991 году, когда предельная ставка по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, была установлена на уровне 25% годовых;
  • установление фиксированного соотношения между процентными ставками коммерческих банков и официальными ставками, прямое ограничение кредитной маржи (разница между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в качестве кредита, либо разница между средними процентными ставками активных и пассивных операций банков). Таким образом, когда Банк России предоставлял централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам до февраля 1994 года, был установлен лимит маржи, который независимо от повышения ставки рефинансирования должен был составлять три процентных пункта. В современных условиях Банк России отказался от практики использования прямых количественных ограничений.

К компетенции Совета директоров Банка России относятся текущие решения в области денежно-кредитной политики по величине резервных требований, изменению процентных ставок Банка России, установлению лимитов на операции на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и т.д.