Анализ полезности при выборе и условиях риска и неопределенности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Институты и их роль в формировании кредитно-денежных отношений
Неопределенность и риск в рыночной экономике
Особенности социального расслоения и бедности в России
Экономические кризисы: сущность, причины, последствия


Введение:

Современная экономическая теория предполагает, что потребитель является «высшим и последним средством» рыночной экономики, поскольку он только в конечном итоге оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» произведенного товара.

Проблема выбора потребителя актуальна не только для самого потребителя, но и для производителей товаров. Сейчас весь мир находится в состоянии экономического кризиса. Совершая практически любые действия, потребитель подвергает себя риску. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем современной экономики. Поэтому я выбрал эту тему и попытался выделить в своей работе теоретическую модель поведения потребителей в условиях риска и неопределенности, а также ее связь с реальностью.

В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель при выборе конкретного товара. Делая свой выбор, потребитель сталкивается с большим или меньшим риском и неопределенностью. Отношение к риску, умение минимизировать его, а также цели потребителя определяют его поведение.

Цель работы:

  • Определить понятия «риск» и «неопределенность»;
  • Показать отношение потребителя к риску;
  • Узнать, как это влияет на поведение потребителей;
  • Попробуйте сравнить теоретическую модель поведения с реальностью.

Риск и неопределенность

Понятие риска и неопределенности

Когда человек не уверен в том, что произойдет в будущем, но он знает вероятность каждого из возможных результатов своих действий, общепринято, что он рискует или рискует. В то же время люди добровольно идут на риск, сопровождающий их действия и поступки.

Зачастую человек сталкивается с выбором степени риска. Допустим, он решает, как поступить с накопленными сбережениями. Бытовые сбережения можно хранить в «копилке», вы можете положить их на банковский депозит или приобрести ценные бумаги. Чтобы принять обоснованное решение, потребитель должен определить степень риска для каждого из возможных альтернативных вариантов использования своих сбережений.

Во многих случаях выбор потребителей связан со значительной неопределенностью.

Например, невозможно точно определить результаты, которые возникают, когда:

  • Покупая страховой полис,
  • Участие в лотерее,
  • Покупка акций различных компаний,
  • Выбор места работы и т. д.

Таким образом, потребители должны или могут выбирать среди альтернатив, которые различаются по степени риска, которому они будут подвергаться.

Человек, который страхует свой дом от пожара, соглашается с определенной потерей небольшого количества денег (страховой премии), предпочитая сочетание низкой вероятности потери дома и высокой вероятности обойтись без потерь, то есть он выбирает уверенность в предпочтении неопределенности. И наоборот, человек, покупающий лотерейный билет, подвергается высокой вероятности потери небольшой суммы денег (цена лотерейного билета) и низкой вероятности крупного выигрыша, чтобы избежать обоих рисков. Он выбирает неопределенность над уверенностью.

Как уже отмечалось, этот выбор также присутствует при решении других экономических вопросов.

С теоретической точки зрения очень важно объяснить, как потребители выбирают конкретное поведение перед лицом нескольких альтернатив, как они реагируют на элемент риска, какую роль он играет в своем выборе. В рамках теории полезности необходимо выяснить, возможно ли рационализировать такое поведение и что именно рациональный потребитель будет максимизировать.

Все попытки определить функцию полезности на основе наблюдения реакции индивидов на вероятностные ситуации восходят к статье Бернулли о петербургском парадоксе (1737) Бернулли Д. Опыт новой теории измерения лотов. В кн .: Теория поведения потребителей и спроса / Под. редактор В.М. Гальперин. СПб .: Экономическая школа, 1993 .. Объясняя этот парадокс, Бернулли пришел к выводу, что рациональное поведение максимизирует не ожидаемую денежную выгоду, а удовлетворение от этой выгоды. Другими словами, потребитель руководствуется не «математическим ожиданием», а «моральным ожиданием» успеха, при котором вероятность взвешивается по полезности дохода, которая, в свою очередь, зависит от его абсолютного уровня. Предельная полезность дохода уменьшается с каждым увеличением последнего, что заставляет потребителей настаивать на увеличении платежей, чтобы компенсировать риск потери: никто не заплатит 1000 рублей. за шанс выиграть 2000 руб. с вероятностью 50%.

Эти положения были разработаны в дальнейшем. Поскольку полезность дохода можно соотнести с изменениями его уровня, можно объяснить, что большинство потребителей играют в азартные игры и в то же время страхуют имущество.

Позднее Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн в фундаментальной работе «Теория игр и экономическое поведение» (1943) дали формальное доказательство того, что принцип максимизации ожидаемой полезности является критерием рациональности ожидаемых решений. Они разработали систему количественных аксиом полезности, из которой вытекает существование такой функции полезности, математическое ожидание значений которой соответствует предпочтениям субъекта. Другими словами, потребитель может определить, какой из них предпочтительнее: набор товаров или лотерейный билет.

Парадокс Алле, в свою очередь, объединяет примеры нарушения рациональности поведения в теории ожидаемой полезности и направляет внимание экономистов на поиск оценки факторов психологического риска.

Прежде чем приступить к более глубокому изучению потребительского выбора перед лицом риска и неопределенности, следует определить эти понятия.

Неопределенность - это ситуация, в которой информация о возможных будущих событиях полностью или частично отсутствует, то есть неопределенность - это то, что невозможно оценить.

Риск - это вероятность каждого возможного события, определенного любым образом.

Как уже отмечалось, в условиях неопределенности выбора потребители максимизируют ожидаемую полезность, то есть средневзвешенную полезность всех возможных результатов, где вероятности результатов используются в качестве весов.

Для количественной оценки риска вам необходимо знать все возможные последствия того или иного конкретного действия и вероятность самих последствий.

Вероятность означает возможность получения определенного результата.

Существует два типа вероятности:

  1. Математические или априорные;
  2. Статистические.

Вероятность первого типа определяется общими заранее установленными принципами (вероятность получить соответствующее число на кристалле составляет 1/6) и очень редко встречается в экономике.

Второй тип вероятности может быть определен только опытным путем, и именно эта вероятность чаще всего встречается при решении экономических проблем. Это сложная концепция, поскольку она может зависеть от характера неопределенных событий и надежд, которые люди возлагают на них.

При его определении можно использовать следующее:

  • Объективный метод, основанный на расчете частоты, с которой происходят некоторые события (предположим, известно, что при разведке ста морских нефтяных месторождений двадцать были успешными, а восемьдесят закончились неудачей. Следовательно, вероятность успеха составляет 1/5, что является объективным показателем);
  • Субъективная вероятность, которая является предположением об определенном результате, основанном на суждении или личном опыте оценщика. В этом случае разные люди могут установить разные значения для одного и того же события и, таким образом, сделать разные выборы.

Решающим фактором здесь является наличие актуальной информации.

И объективная, и субъективная вероятность используются для определения двух важных критериев, которые помогают описать и сравнить степень риска.

Один из критериев характеризует среднее значение, а другой - изменчивость возможного результата.

Среднее значение обычно определяется как среднее арифметическое, где вероятность каждого результата используется как частота или вес соответствующего значения. Термин «ожидаемое значение» иногда используется.

Волатильность обычно измеряется двумя тесно связанными, но разными критериями:

  • Дисперсия - средневзвешенное значение квадратов отклонений фактических результатов от ожидаемых;
  • Стандартное отклонение (стандартное отклонение) - квадратный корень дисперсии.

Дисперсионный метод успешно применяется при наличии двух или более альтернативных результатов.

Классификация рисков

Потребительский риск - это междисциплинарная категория, которая включает экономические, социальные, биологические, медицинские, правовые и поведенческие аспекты. Это следует учитывать в единстве объективных и субъективных аспектов. С одной стороны, риск личного потребления из-за технического развития существует независимо от пожеланий людей. С другой стороны, степень риска зависит от действий людей, продиктованных их поведением и образом жизни. Характеризуя степень риска, она подразделяется на максимальную, минимальную и оптимальную. Риск, который является неотъемлемой частью рыночной экономики, никогда не будет нулевым, но он должен приближаться к оптимальному значению. Значительные отклонения не позволят достичь намеченных социальных целей.

В науке выделяют следующие виды потребительских рисков:

  • Физическая (физиологическая);
  • Недвижимость и
  • Экономический.

Физический риск можно рассматривать как катастрофический и критический. Катастрофические вызваны факторами, не зависящими от населения (случайные, техногенные, естественные), которые приводят к необратимым последствиям (угроза жизни).

По мнению экспертов, жизнь и здоровье людей могут быть предметом торга, в результате чего цена человеческой жизни колеблется вокруг значения стоимости. Чем выше уровень потребления, тем более требовательны люди с точки зрения условий труда и жизни, а работодатели вынуждены предлагать более безопасные условия труда. В рыночной системе эффективным методом управления потребительским риском является социальная защита (пенсии по случаю потери кормильца, выплаты по болезни, пенсии по инвалидности, адресная помощь), включая социальное страхование от экономического ущерба, вызванного полной или частичной утратой здоровья.

Физический риск может быть приемлемым и недопустимым (приемлемым и неприемлемым, опасным и неопасным). На него влияют факторы окружающей среды, профессиональная принадлежность, качество потребляемой продукции и доход. Исследования выявили прямую связь между ухудшением состояния здоровья населения и загрязнением окружающей среды. Основным регулятором степени допустимости физического риска является экспертиза и нормативы максимальных выбросов вредных веществ в атмосферу.

Потребители не всегда ведут себя рационально, что ведет к увеличению риска. Иногда они не получают удовольствия от приобретенного товара из-за отсутствия опыта его эксплуатации и восприятия. Многие люди не могут приобрести навыки потребления из-за недостатка информации, образования и культуры. Нежелание учиться и приобретать соответствующие навыки, когда это возможно, является иррациональным поведением. Человек ведет себя нерационально, не покупая качественные товары и не используя вредные продукты. Некоторые потребители готовы платить за дополнительную информацию.

Имущественный потребительский риск подразделяется на риск потери имущества в результате:

  • Стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения и т. д.),
  • Воровство и мошенничество,
  • Потеря или потеря имущества в результате перевозки.

Снизить эти риски можно с помощью страхования имущества, установки сигнализации и безопасности дома, а также развития жилищного законодательства.

Экономический потребительский риск более разнообразен:

  • Снижение доходов,
  • Возникновение непредвиденных расходов,
  • Потерянная прибыль.

Риск уменьшения дохода включает полную потерю дохода из-за сокращения численности персонала или банкротство предприятия, частичную потерю из-за просрочки платежа, нехватку дохода из-за приостановки производства (продукты не по требованию у их потребителей нет денег, реорганизация производства, замена старых продуктов на новые), вынужденные отпуска без оплаты, снижение рентабельности.

Риски непредвиденных обстоятельств имеют более широкую палитру. Они возникают из-за роста цен на товары, бытовые и коммунальные услуги, изменения курса иностранной валюты, разового повышения налоговых ставок, отчислений и штрафов. Дополнительные расходы несет потребитель после изменения методов сбора налогов и первоначальной базы их исчисления.

Банковский и процентный риски имеют одинаковую природу (риски снижения доходности) и означают частичную потерю дополнительного дохода или сбережений в результате уменьшения суммы банковских процентов по вкладам и уменьшения дивидендов по ценным бумагам в связи с к ухудшению деятельности компании. Увеличение рыночной процентной ставки по депозитам приводит к снижению рыночной стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированной процентной ставкой. С ростом интереса может начаться массовый сброс ценных бумаг населением.

Потребительский риск упущенной выгоды связан с косвенным финансовым ущербом (упущенным доходом) в результате невыполнения определенной меры. Это может быть связано с неудачной инвестицией в акции компании. Кроме того, риск возникает, когда личное имущество и жизнь человека не застрахованы.

Снижение риска

Снижение риска является важной задачей для всех потребителей в условиях неопределенности. Основными методами его снижения являются.

Диверсификация - это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рискованными вариантами использования средств или получения дохода, результаты которого напрямую не связаны.

Он не может полностью устранить риск, но может существенно снизить его, поскольку увеличение риска, например, от покупки или продажи одного типа акций, компенсируется возможным снижением риска от соответствующих действий с другим типом акций.

Объединение рисков - это метод, который направлен на снижение риска путем преобразования случайных потерь в относительно небольшие постоянные затраты. Это в основе страхования.

Как уже отмечалось, склонные к риску люди готовы отказаться от части своего дохода, чтобы избежать риска. В этом случае покупка страховки гарантирует субъекту получение одинакового дохода независимо от того, понес он убытки или нет. Поскольку доход от получения страховки равен ожидаемому убытку, этот стабильный доход равен ожидаемому доходу, связанному с риском. Для потребителя, не склонного к риску, гарантия того же дохода независимо от результата обеспечивает большую полезность, чем в случае, когда уровень дохода зависит от неопределенности результатов.

Очевидно, что предельная полезность, как без потерь, так и с финансовыми потерями, одинакова для лица, приобретающего страховку, поскольку его благосостояние остается неизменным. Но с учетом того факта, что с отвращением к риску предельная полезность уменьшается с увеличением дохода, тогда при отсутствии страхования она выше с потерями, чем при их отсутствии. Следовательно, переход благосостояния из одного государства в другое, осуществляемый с помощью страхования, должен повысить общую полезность.

Потребители обычно оформляют страховку в страховых компаниях, которые структурируют свою деятельность таким образом, чтобы сумма платежей и стоимость организации не превышала сумму полученных премий. Основным условием эффективности объединения рисков в страховании является то, что риски застрахованных лиц независимы друг от друга.

Таким образом, диверсификация является одним из вариантов страхования - самострахованием.

Распределение риска - это метод, при котором риск потенциального ущерба распределяется между участниками таким образом, что потенциальные потери каждого из них относительно невелики. Именно благодаря использованию этого метода финансово-промышленные группы имеют возможность финансировать крупные проекты и фундаментальные исследования.

Получение дополнительной информации о возможных вариантах и ​​результатах. Если информация доступна и полна, то потребители могут сделать более точный прогноз возможного хода событий и снизить риск.

Отношение к риску

Очевидно, что потребители различаются по своей готовности рисковать. Некоторые не хотят рисковать, другие любят его, а другие безразличны к риску (нейтрально).

Наиболее распространенное отношение к риску - это отвращение к нему. Достаточно сослаться на огромное количество рискованных ситуаций, когда люди застрахованы, то есть заключают договоры на страхование жизни, автомобиля, жилья и ищут работу с относительно стабильной заработной платой.

Таким образом, противник риска - это человек, который для данного ожидаемого дохода предпочитает определенный гарантированный результат ряду неопределенных последствий риска.

Кривая OB определяет функцию полезности и указывает уровень полезности, который может быть достигнут на каждом уровне дохода. Уровень полезности повышается с 10 до 16 и далее до 18 единиц с увеличением дохода с 20 000 до 40 000 ден. единиц и далее до 60000 ден. единиц, в то время как предельная полезность уменьшается с увеличением дохода.

Предположим, что человек может выбрать работу со стабильным доходом 40000 ден. единицы или рискованная работа, которая с равной вероятностью 0,5 может увеличить его доход до 60 000 или уменьшить до 20 000 ден. единицы

Уровень полезности для дохода 20 000 ден. единиц, равных 10, а уровень полезности с доходом 60000 ден. единиц равно 18. Поскольку ожидаемая полезность - это сумма полезностей, связанных со всеми возможными результатами, взвешенная по вероятности каждого результата, то ее значение будет равно: ? (U) = 0,5U × 20000 + 0,5U × 60000 = 0,5 × 10 + 0,5 × 18 = 14.

Стабильный доход 40000 ден. Единица дает полезность 16, что больше, чем ожидаемая полезность в рискованной работе.

Риск для людей, не склонных к этому, является серьезным испытанием, и они готовы принять его, только если им предложат некоторую компенсацию.

Индивидуум, который, учитывая ожидаемый доход, безразличен к выбору между гарантированными и рискованными результатами, считается нейтральным к риску.

В этом случае полезность работы, связанной с риском: ? (U) = 0,5U H 20000 + 0,5U H 60 000 = 0,5 H 8 + 0,5 H 18 = 4 + 9 = 13, что равняется полезности работы, связанной с получением стабильного дохода.

И наконец, человек, который для данного ожидаемого дохода предпочитает связанный с риском результат определенному гарантированному результату, считается склонным к риску.

В числовом выражении ожидаемая полезность от рискованного решения будет: ? (U) = 0,5U H 20000 + 0,5U H 60 000 = 0,5 H 3 + 0,5 H 18 = 10,5, что выше, чем утилита с гарантированным результатом 40000 ден. единицы

Свидетельством готовности идти на риск является тот факт, что многим людям нравится предпринимательство, азартные игры и т. д.

Вознаграждение за риск - это сумма денег, которую склонный к риску человек готов заплатить, чтобы избежать этого. Эта ценность зависит от тех связанных с риском альтернатив, с которыми он сталкивается. Так, в примере, соответствующем, вознаграждение за риск составляет 6000 ден. Единицы Эта цифра определяется следующим образом: ожидаемая полезность 14 достигается организацией, рассматривающей возможность трудоустройства с риском с ожидаемым средним доходом 40 000 ден. Однако, тот же уровень полезности может быть достигнут при стабильном доходе 34 000 ден. ед. Таким образом, 6000 ден. единицы составляют сумму дохода (40 000 - 34 000), которую он готов пожертвовать, предпочитая работу со стабильным доходом рискованным доходам.

В целом, люди, склонные к риску, предпочитают риск, связанный с меньшей дисперсией в заработке. Чем больше волатильности, тем больше человек готов платить, чтобы избежать рискованных вариантов.

Теория потребительского поведения под риском и неопределенностью

Теоретическое поведение потребителей

Рыночный спрос - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая товары. Как наши потребности превращаются в определенный объем спроса? Как мы выбираем из множества товаров, которые нас удовлетворяют? Теория потребительского поведения отвечает на эти вопросы. Эта теория формулирует общую модель поведения потребителей.

Поведение потребителей - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, которые выбирают товары с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений. Потребительские предпочтения - это признание преимуществ одних товаров над другими товарами, то есть признание одних товаров лучше других. Предпочтения покупателя субъективны. Оценки полезности каждого выбранного товара также субъективны. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он также ограничен ценой выбранного товара и его доходом. Как и в случае с экономикой, ресурсы отдельного потребителя ограничены. Практически неограниченные потребности потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций товаров, то есть к необходимости выбора потребителя.

Полезность блага - это удовлетворение, которое человек испытывает в процессе потребления блага; Полезность основана на различных физических, химических, биологических и других свойствах товара. В экономической теории предполагается, что потребитель товара каким-то образом определяет степень полезности от потребления товара, и, зная полезность разных товаров, он может сделать выбор из разных товаров. Этот выбор товаров должен быть лучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разные количества одного и того же товара, мы замечаем, что чем больше товаров мы потребляем, тем меньше удовлетворения мы получаем от потребления дополнительной единицы этого товара. Первая побелка, которую мы ели в университетской столовой, приносит нам наибольшее удовлетворение, вторая побелка приносит меньше удовлетворения, третья - еще меньше. Потребитель также руководствуется этим при покупке различного количества товара. Теоретически эта модель называется законом убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого товара - это сумма дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребленного товара. Закон убывающей предельной полезности предполагает связь между увеличением количества потребляемого товара и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого товара. С увеличением количества потребляемых товаров общая стоимость полезности товаров (общая полезность) увеличивается, но в меньшей степени, поскольку каждая дополнительная единица товара добавляет уменьшающуюся полезность.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с увеличением количества потребляемого товара предельная полезность товара уменьшается. Потребитель руководствуется принципом уменьшения предельной полезности, выбирая набор потребления, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене товара и при доходе данного потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  • Выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • Поведение потребителя рационально, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личными интересами, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  • Потребитель стремится максимизировать общую полезность, иными словами, стремится выбрать набор товаров, который приносит ему наибольшую общую ценность полезности;
  • На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности приобретаемого товара влияет закон убывающей предельной полезности;
  • При выборе товара возможности потребителя ограничены ценами товара и его доходом; это ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителей - это взаимосвязанные общие принципы поведения потребителей на рынке, которые включают, прежде всего, максимизацию общей полезности, закон уменьшения предельной полезности и бюджетные ограничения.

Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что после употребления двух белых мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; Более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в этом случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителей очень полезна, она многое объясняет о поведении покупателей на рынке, в том числе о том, что определяет спрос на товары.

Принятие решений в условиях риска и неопределенности (теоретическая модель)

Как уже отмечалось, большинство людей не склонны к риску, но многие вкладывают свои сбережения в акции или другие активы, основанные на риске. Прежде чем ответить на вопрос о том, как принимаются эти решения, необходимо определить ряд понятий.

Таким образом, активы - это фонды, которые предоставляют денежные поступления их владельцу в виде как прямых платежей (прибыль, дивиденды, аренда и т. д.), Так и скрытых платежей (увеличение стоимости компании, недвижимости, акций и т. д.).

Они подразделяются на:

  • Безрисковые - активы, дающие денежные поступления, размер которых известен заранее;
  • Рискованные - активы, доход от которых частично зависит от дела. Примером безрисковых активов являются государственные облигации, а рисковыми активами являются акции промышленных предприятий, банков и т. д.

Целью приобретения активов является получение дохода. Чтобы определить, какой из них более выгоден, вам необходимо сравнить денежные поступления от них с их ценой. Таким образом, прибыль на актив является отношением общих денежных потоков от актива к его цене. Например, облигация, цена которой в настоящее время составляет 1000 ден. единиц, приносит в этом году 100 ден. доход единицы, что означает, что это приносит 10% прибыли.

Вкладывая свои сбережения в акции, облигации и другие активы, люди ожидают получить прибыль, превышающую уровень инфляции. В этом случае, отложив свое потребление, они смогут купить в будущем больше, чем в данный момент, потратив все свои доходы. Следовательно, доходность активов должна измеряться в реальном выражении (с поправкой на инфляцию). Реальная доходность актива - это номинальная доходность после вычета инфляции. Например, если уровень инфляции составляет 5% в год, то реальная доходность облигации составит 5%.

Поскольку большая часть активов связана с риском, инвестор не может точно знать, какую прибыль он получит в будущем. Сравнение рискованных активов осуществляется путем расчета ожидаемой доходности (то есть доходности, которую актив будет приносить в среднем).

Существует взаимосвязь между ожидаемой доходностью и риском: чем выше отдача от инвестиций, тем выше риск. Следовательно, инвестор, не склонный к риску, должен сбалансировать ожидаемый доход с риском.

Давайте рассмотрим эти отношения более подробно.

Предположим, что человек хочет вложить все свои сбережения в два актива:

  • Государственные облигации,
  • Банковские акции.

В этом случае вам необходимо решить, сколько сбережений вкладывать в каждую из них. Решение этой проблемы аналогично проблеме выбора потребителя при выделении бюджета на покупку товаров народного потребления.

Пусть безрисковая доходность облигаций будет Rf, а ожидаемая доходность акций Rm и фактическая доходность rm. На момент принятия инвестиционного решения известен ряд возможных результатов и вероятность каждого из них, но неизвестно, какой из этих результатов сбудется. Пусть рискованные активы имеют более высокую прибыль, чем безрисковые (Rm> Rf). В противном случае инвесторы, не склонные к риску, будут покупать только облигации, а акции вообще не будут покупать.

Чтобы ответить на вопрос о том, сколько денег вкладчик вложит в каждый тип активов, давайте обозначим часть своих сбережений, размещенных в акциях, через b, тогда часть, используемая для покупки облигаций, будет 1 - b. Ожидаемая доходность на общую сумму ценных бумаг представляет собой средневзвешенную ожидаемую доходность по двум активам.

Предположим, что облигации дают 6% дивидендов, акции дают 8%, а b = 0,5. Тогда Rp = 7%.

Чтобы определить степень риска, необходимо рассчитать дисперсию общей доходности набора активов. В нашем случае стандартное отклонение равно y = bоm, где y - стандартное отклонение доходности капитала.

Тем не менее, наиболее важный вопрос заключается в том, как вкладчик определяет размер части b. Для этого необходимо показать, что он сталкивается с взаимозависимостью риска и вознаграждения при построении своей бюджетной линии.

Это уравнение является уравнением бюджетной линии, поскольку оно описывает соотношение между риском и вознаграждением. Это прямое уравнение, которое подразумевает, что Rp увеличивается при увеличении стандартного отклонения этой прибыли yp. В этом случае значение угла наклона бюджетной линии

называется ценой риска, поскольку показывает, насколько увеличивается риск вкладчика, который намерен получить дополнительную прибыль.

Если вкладчик не желает рисковать, он может вложить все свои средства в облигации (b = 0) и получить прибыль Rf. Чтобы получить более высокую ожидаемую прибыль, он должен пойти на некоторый риск. Например, инвестируйте все средства в акции (b = 1) и получайте прибыль Rm, но риск возрастет, и стандартное отклонение составит ум. Или он может вкладывать свои средства по частям в различные виды активов, получать прибыль меньше, чем Rm, но больше, чем Rf, и иметь риск меньше, чем ит, но больше нуля. Это иллюстрируется с помощью, на котором показаны три кривые безразличия, каждая из которых дает комбинацию размера риска и прибыли, одинаково удовлетворяющую инвестора (кривые имеют наклон вверх, поскольку риск нежелателен и его увеличение должно быть компенсировано за счет увеличения объема прибыли). Кривая U1 связана с максимальной удовлетворенностью вкладчика, а U3 - с минимальной. При том же уровне риска ожидаемая прибыль на U1 выше, чем на U2 и U3.

Как потребитель, выбирающий между двумя товарами, инвестор выбирает комбинацию риска и вознаграждения в точке, где кривая безразличия U2 касается бюджетной линии. В этом случае прибыль R * и стандартное отклонение y *.

Рассмотрим ситуацию с двумя вкладчиками: A - потребитель, не склонный к риску, B - более локализованный.

Кривая безразличия инвестора А касается бюджетной линии в точке низкого риска, поэтому он вложит почти все свои средства в облигации и получит ожидаемый доход RA, который не намного больше, чем безрисковый доход Rf. Инвестор B будет инвестировать почти все свои средства в акции, и доходность его ценных бумаг будет иметь более высокое ожидаемое значение RB, но также и более высокое стандартное отклонение yv.

Те же принципы сохраняются, если другие активы принимаются для анализа.

Максимальный размер риска, который инвестор решает принять, чтобы получить более высокую ожидаемую прибыль, зависит от его отношения к риску. Не склонные к риску инвесторы, как правило, включают большую долю рискованных активов в свой портфель.

Поэтому диверсификация портфеля обычно осуществляется как метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рискованными активами.

Реальное поведение потребителей

Вот что пишут Р. Нельсон и С. Винтер: В теоретических описаниях проблем, с которыми сталкиваются экономические субъекты, по мере того, как возрастают практическая сложность и признание неопределенности значений переменных, дар предвидения, навыки расчета и четкое понимание ставок в игре. Такой теоретический предмет экономики не будет смущен ни при каких обстоятельствах, его не будут отвлекать никакие мелкие заботы. Он никогда не попадет в ловушку предвзятости в понимании проблемы. Ошибки, как правило, исключены. Центральная догма православия заключается в том, что такой подход является единственным последовательным; Признание большей сложности проблемы обязывает теоретика приписывать субъектам экономики более утонченную рациональность.

Акцент на различия в поведении реальных и рациональных субъектов экономики привел к тому, что во второй половине ХХ в. появилось несколько альтернативных теорий, в той или иной форме отрицая идею рациональности. Это относится не только к поведенческим теориям ограниченной рациональности Дж. Саймона и его последователей, но и к работе эволюционно-институционального характера, которая исходит из полного или частичного отказа от догмы рациональности и предполагает, что поведение экономические агенты обусловлены «рутиной» - укоренившимися правилами поведения. Отдавая должное этим оригинальным теориям, я хотел бы отметить, что идея рационального субъекта не настолько абсурдна, чтобы от нее отказываться. Реальные экономические субъекты похожи на своих рациональных «собратьев» в стремлении оптимизировать собственное поведение. Однако если рациональные акторы справляются с растущей сложностью, то реальные актеры пытаются обойти эту проблему. Давайте подробнее рассмотрим поведение реального потребителя.

Во-первых, реальный потребитель с его ограниченными вычислительными и аналитическими возможностями делает свой выбор не таким, как рациональный человеческий автомат, описываемый стандартной математической моделью индивидуального выбора потребителя. На этот факт указывают не только критики, но и сторонники этих моделей.

Например, А. Некипелов отмечает: «Ни один субъект не подумал бы о построении полной карты предпочтений, чтобы сделать оптимальный выбор, а затем нашел бы ту кривую (плоскость, гиперплоскость) безразличия, по отношению к которой ограничение ресурса является касательным. И даже если бы кто-то решил это сделать, он просто не справился бы с этой задачей. Можно значительно сузить область поиска оптимального решения, если вы сделаете выбор из набора вариантов (например, наборов товаров в случае, если потребитель стремится оптимально потратить свой доход), которые находятся на линии ресурсных ограничений. Однако даже при таком подходе диапазон возможностей настолько велик, что нельзя надеяться на эффективность метода исчерпывающего поиска. 

Каждый реальный (и, конечно, способный) потребитель характеризуется двойственным восприятием предлагаемых ему потребительских товаров: в форме ощущений полезных свойств конкретных товаров и в виде некоторой абстрактной интерпретации их, в частности с точки зрения общих (базовых) потребностей, которые должны быть им удовлетворены. Другими словами, в сознании каждого способного потребителя есть как минимум два изображения товаров народного потребления.

Первое изображение является отражением и субъективной оценкой совокупности конкретных видов товаров, производимых экономикой. Его наиболее очевидная особенность заключается в следующем: каждый современный потребитель, в зависимости от его дохода, образования, места жительства и других факторов, способен накапливать информацию о таких выгодах в количестве от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч видов. Вместе с тем он не может вспомнить все многочисленные виды конкретных выгод, создаваемых экономикой, а тем более - оценивать их полезность. Следовательно, первое изображение товаров народного потребления всегда содержит неполную информацию о наборе конкретных видов товаров, фактически предлагаемых населению.

Второе изображение формируется в сознании человека в виде множества абстрактных типов потребительских товаров, соответствующих совокупности общих (базовых) потребностей человека. Примерами таких товаров являются продукты питания, одежда, жилье, средства коммуникации, знания и т. д., То есть не товары как таковые, а символы общих потребностей (в еде, одежде, жилье, общении, знаниях и т. д.), Которые Являются ли генетический уровень или через обучение встроены в сознание человека.

Здесь важно помнить, что реальные потребители не формируют идеи об абстрактных типах товаров из праздного любопытства. Они вынуждены делать это по чисто практическим причинам: чтобы оценить текущие расходы и спланировать свои будущие семейные бюджеты. В процессе планирования реальные потребители оперируют совокупными статьями потребительских расходов, но оказываются похожими на множество абстрактных видов товаров.

Чтобы убедиться в вышесказанном, давайте обратимся к экономической статистике, которая, как вы знаете, проводит систематические наблюдения за структурой расходов на потребление домашних хозяйств.

Сравнивая два изображения потребительских товаров, которые каждый реальный потребитель использует в своей повседневной жизни, то есть их множество конкретных и абстрактных типов, легко обнаружить, что различия между ними очень значительны.

Во-первых, набор конкретных видов товаров чрезвычайно велик, и ни один реальный потребитель не может запомнить и оценить его полностью. Напротив, набор абстрактных типов товаров крайне ограничен (в частности, согласно COICOP-DH, он включает в себя только 11 наименований), и любой способный потребитель, как правило, имеет полную информацию о его составе.

Во-вторых, если с течением времени происходят необратимые изменения в наборе определенных видов потребительских товаров (одни уходят, другие появляются), то набор абстрактных видов товаров можно назвать «вечным»: любой из 11 вышеперечисленных типов существовал в древние времена. цивилизация в эпоху средневековья существует в настоящее время и, мы надеемся, будет существовать и впредь.

В-третьих, по отношению друг к другу они действуют как много разных уровней: первый расшифровывает второй, второй представляет агрегированную версию первого.

Последнее отличие подводит нас к пониманию индивидуального выбора потребителя как иерархически организованной процедуры. Действительно, точно так же, как каждая общая потребность детализирована в конкретных типах потребностей, каждый абстрактный товар соответствует определенному подмножеству определенных типов товаров, а совокупность видов абстрактных товаров соответствует полному набору конкретных типов товаров и услуг. Получается, что два образа потребительских товаров сосуществуют в сознании реального потребителя не независимо друг от друга. Они образуют особую двухуровневую систему, в которой первое изображение товаров народного потребления (конкретные типы) действует как микроуровень, а второе изображение товаров (абстрактные типы) выступает в качестве макроуровня. Именно в этом смысле мы можем говорить о возможности сделать индивидуальный выбор потребителя как иерархически организованную процедуру, в которой все товары (товары) делятся на классы и представляют иерархическую структуру. Он имеет топологию перевернутого дерева, которая часто встречается в задачах распознавания изображений, решаемых в различных областях естественных наук.

Обычно для экономики иерархическая теория потребностей выглядит иначе: теория мотивации Абрахама Маслоу. Предпочтения формируют предопределенный порядок ранжирования, который потребители применяют к каждому своему выбору. Например, когда им приходится выбирать между двумя товарами, они сравнивают товары с порядком ранжирования и распределяют им соответствующую долю своего дохода. Проблема возникает, когда появляется новый товар. Затем необходимо изменить порядок ранжирования, чтобы включить новый товар.

Теория А. Маслоу будет рассматриваться как теория ранжирования видов товаров народного потребления. Эта теория, конечно, имеет научное значение, поскольку каждый человек действительно имеет возможность оценивать товары. Но это не влияет на способность другого человека - представлять товары в форме иерархической системы, в которой конкретные типы товаров образуют его микроуровень, а абстрактные - его макроуровень.

С одной стороны, очевидно, что реальный потребитель сочетает в себе две разные способности: способность ранжировать товары в соответствии с их важностью и иерархическое мышление, оперируя микро- и макроизображениями потребительских товаров. Можно предположить, что это явление просто позволяет реальному потребителю ориентироваться в их огромном мире и делать оптимальный выбор. Но, с другой стороны, современная фундаментальная теория по-прежнему обращает внимание только на первую способность реального потребителя и игнорирует вторую, то есть его иерархическое мышление, создавая тем самым определенные трудности на пути его развития.

В естественнонаучной литературе очень популярна гипотеза о том, что одним из важнейших условий эволюции сложных организмов является блочно-иерархическая организация их деятельности, что позволяет минимизировать время адаптации к внешним воздействиям.

В этом случае происходит аналогичный эффект. Давайте посмотрим на пример.

Некий г-н Иванов со средним доходом располагает информацией о 103 конкретных видах потребительских товаров (что значительно меньше их фактического количества), но до момента времени он систематически потребляет такие товары. В настоящий момент он принимает спонтанное решение расширить свой состав до m + 1, купив ЖК-телевизор нового поколения. Сравнивая свою цену с доходом (а также с накопленными сбережениями), г-н Иванов убежден, что это желание осуществимо, если в течение следующих шести месяцев он частично ограничит свои текущие расходы на некоторые из конкретных видов потребительских товаров. Возникает классическая проблема индивидуального выбора. Г-ну Иванову необходимо определить потребление каких конкретных видов товаров, которые он должен временно (на шесть месяцев) сократить, чтобы, с одной стороны, сэкономленных денег было достаточно для покупки телевизора, а с другой стороны, чтобы Потеря потребительского эффекта (полезности) от ограничения потребления этих видов выгод была минимальной.

В теоретической модели, чтобы г-н Иванов мог свести к минимуму потерю потребительского эффекта, ему достаточно максимизировать функцию полезности из тонны определенных видов потребляемых товаров при условии шестимесячного дохода уменьшается на некоторое количество, необходимое для покупки нового ЖК-телевизора.

Если г-н Иванов намерен строго следовать существующей теории индивидуального выбора и попытаться построить и сравнить все варианты наборов потребительских товаров, сформированных из их конкретных типов, то он, безусловно, ожидает фиаско: физически невозможно пройти через сотни тысяч и даже миллионы таких вариантов. Но он этого не сделает. Он будет использовать свои способности для иерархического мышления, то есть он обратится к чрезвычайно ограниченному набору абстрактных типов товаров, например, к 11 типичным статьям расходов, соответствующим КИПЦ-НН, и проведет первоначальный перечень вариантов в его пределах.

Для г-на Иванова такая сортировка вариантов является рутинным упражнением. Каждый реальный потребитель по разным причинам периодически обращается к основным статьям расходов и осуществляет их рекомбинацию. Более того, он использует обе вышеуказанные схемы.

После того, как г-н Иванов выберет несколько предметов, по которым он собирается сократить расходы, и определит, сколько он должен сократить эти расходы, из каждого предмета он выберет те конкретные виды выгод, уменьшив потребление, которое он сможет достичь его цель.

Итак, в примере представлен вариант неформального описания иерархически организованной процедуры выбора потребителя. На самом деле настоящий потребитель может действовать по очень примитивной схеме. В частности, он может, не ссылаясь на уровень абстрактных видов товаров, сразу указывать один, два или не более трех видов конкретных товаров, потребление которых он готов сократить, чтобы купить новую вещь. Эта ситуация вполне реальна. Дело в том, что до наступления времени г-н Иванов, конечно, занимался планированием и контролем своих потребительских расходов и, следовательно, накопил соответствующий опыт.

Он легко может сказать, как его доход расходуется на все основные статьи потребительских расходов и какие рекомбинации допустимы для него. В частности, г-н Иванов уже в момент времени t-1 может знать, что в наборе из m конкретных видов товаров есть те, потребление которых можно сократить при необходимости. Поэтому в момент времени t, когда возникает вопрос о покупке ЖК-телевизора, ему не нужно решать уже решенную проблему. Господин Иванов действует автоматически.

Можно сказать, что г-н Иванов, двигаясь по «дереву» иерархической структуры, значительно экономит время и умственные усилия, затрачиваемые на покупку товаров.

Из этого примера мы можем сделать выводы:

  • Способность потребителя к иерархическому мышлению накладывает свой отпечаток на его вторую способность оценивать товары в порядке возрастания (убывания) их важности для отдельного потребителя. До сих пор эта взаимосвязь не обсуждалась в экономической литературе: процедура ранжирования рассматривалась вне иерархически организованной процедуры выбора потребителя. Но реальный потребитель не оценивает все известные ему типы товаров так, как он представлен в теории. Прежде чем занять место в рейтинге, реальный потребитель должен сформировать в своем сознании иерархическую структуру товаров, состоящую из их конкретных и абстрактных типов. Затем ему необходимо разделить набор конкретных типов товаров на подмножества (блоки), соответствующие определенному типу абстрактного товара. Только после этого начинается процедура прямого ранжирования, которая отличается на разных уровнях иерархической структуры.
  • Иерархически мыслящий реальный потребитель ведет себя подобно рациональному человеческому автомату: формально он решает задачи оптимизации того же типа, что и человеческий автомат, действующий в соответствии с методами оптимизации. Это означает, что реальная проблема заключается не в том, что математические модели индивидуального выбора слишком формализованы и не имеют отношения к реальности, а в том, что они оказались «незаконченными» по отношению к реальному потребителю. В них отсутствует описание иерархически организованной процедуры отбора.

Вывод:

Изучение потребительского поведения - сложная наука.

В своей работе я изложил основные концепции проблем поведения потребителей.

Поэтому, подводя итоги, я бы хотел остановиться на основных выводах, сделанных в ходе данной курсовой работы:

  • Выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями, а также стремится максимально увеличить общую полезность товара;
  • Максимальный размер риска, который потребитель решает принять, зависит от его отношения к риску;
  • Существуют расхождения между теоретической моделью поведения потребителей и реальностью. Реальный потребитель отчасти похож на рационального человека-автомата (оптимизирует его поведение), а отчасти не похож на него (преодолевает высокую сложность оптимизации). И, следовательно, он сочетает в себе, на первый взгляд, несовместимые способы поведения.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что по этой теме курсовой работы были выделены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину проблем, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под воздействием некоторых конкретных факторов и что мотивирует его выбор.