Анализ операционной деятельности предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование и распределение прибыли предприятия 
Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия
Качество продукции и ее конкурентоспособность
Основные виды маркетинговой деятельности на предприятии

 

Введение:

При проведении анализа деятельности предприятия во внешней финансовой отчетности без данных управленческого учета может возникнуть ряд проблем и трудностей, вызванных недостатком информации. Одна из этих трудностей заключается в том, что невозможно рассчитать запас финансовой устойчивости и определить операционный левередж.

С такой проблемой могут столкнуться внешние финансовые аналитики, которые не имеют доступа к внутренним данным бухгалтерского учета, или специалисты экономических служб, которые анализируют конкурентов на предмет их способности снижать цены. С такой же проблемой сталкиваются специалисты средних и малых организаций, в которых не организован управленческий учет, но в которых менеджер запрашивает информацию о безубыточной выручке и запасах финансовой устойчивости.

Трудности в расчете безубыточности, финансовой устойчивости и операционного риска возникают из-за того, что нет даже приблизительной информации о переменных и постоянных затратах анализируемой компании - они не отражены в финансовой отчетности или в ее приложениях.

С другой стороны, даже имея информацию о переменных и постоянных затратах, экономисты рассчитывают «учетные» показатели безубыточности, маржи финансовой безопасности и операционного рычага. То есть расчеты не учитывают стоимость привлеченного капитала и, соответственно, рассчитывают не экономическую прибыль, которую можно использовать для оценки эффективности, а «учет». Последнее представляет собой простое превышение доходов над расходами без учета стоимости альтернативных издержек на привлечение капитала.

 

Показатели операционного анализа

 

Можно ли извлечь из финансовой отчетности приемлемую информацию о переменных и постоянных затратах и ​​учесть стоимость капитала в расчетах, чтобы сосредоточиться на экономической прибыли, а не на бухгалтерском учете? Ответ на оба вопроса - да. Как это сделать - рассмотрим ниже. Но сначала нужно вспомнить, как рассчитываются показатели операционного анализа и экономической прибыли.

При проведении операционного анализа рассчитываются и оцениваются следующие показатели:

  • Маржинальный доход;
  • Объем безубыточности (физический объем), доход безубыточности (стоимость);
  • Запас финансовой устойчивости;
  • Операционный рычаг.

Для расчета этих показателей общие затраты предприятия от основной (оперативной) деятельности подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты - затраты, которые не зависят от объема производства. Некоторые из этих затрат произойдут, даже если компания полностью остановится. Примером таких затрат является налог на имущество, начисленная амортизация, электричество на освещение, отопление и другие подобные расходы. Переменные издержки, напротив, меняются при изменении объема выпускаемой продукции, при изменении их общей стоимости.

Примером переменных затрат являются основные материалы, используемые при изготовлении единицы продукции, вознаграждение производственных рабочих, премии к вознаграждениям менеджеров по продажам в зависимости от объема отгруженной продукции. Сумма переменных затрат на единицу продукции не изменяется, постоянные затраты, выраженные в единицах продукции, с увеличением объемов производства уменьшаются, с уменьшением они увеличиваются.

Следует помнить, что понятия «изменчивость» и «постоянство» довольно условны и зависят от рассматриваемого периода. В долгосрочной перспективе все расходы являются переменными. Причина этого заключается в том, что увеличение производительности возможно только при условии достаточной мощности. Как только мощности перестают предоставлять необходимую продукцию, их необходимо расширять, что повлияет на увеличение постоянных затрат.

Присвоение расходов переменным и постоянным должно производиться в зависимости от их экономического поведения, а не в соответствии с тем, что принято к ним относиться. Например, амортизация считается фиксированными расходами, но если она начисляется пропорционально объему выпускаемой продукции, ее следует отнести к переменным затратам. То есть в каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику и особенности анализируемого бизнеса.

Несмотря на нюансы, такая разбивка расходов очень удобна на практике с точки зрения скорости, простоты и низкой стоимости системы учета. При таком подходе приходит понимание того, что вам необходимо производить продукцию в объеме, достаточном для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Отслеживание «пересечения порога» постоянных затрат помогает анализу безубыточности.

Такой анализ можно проводить не только по отдельным продуктам, группам товаров, но и при оценке текущих проектов и всего бизнеса в целом. Кроме того, каждый раз учитываются разные затраты. Если безубыточность рассматривается для одного продукта, это будут расходы, связанные с этим конкретным продуктом. Тогда, помимо затрат, здесь будет важно естественное выражение объемов.

Если безубыточность рассчитывается для всего предприятия, то естественные показатели не будут играть решающей роли, особенно если предприятие производит дифференцированные продукты или предоставляет услуги, которые не сопоставимы по стоимости. Это будет иметь в основном денежную оценку.

 

Методы планирования прибыли

 

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, конкуренции и рыночных отношений, определяет значимость ее правильного исчисления и планирования.

Процесс планирования прибыли нацелен на выявление внутрихозяйственных резервов на основе более рационального использования производственных фондов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов.

Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Поэтому в процессе планирования финансовых результатов особое место отводится определению прибыли от реализации продукции (работ и услуг). Другой показатель — прибыль от реализации работ, услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации).

К традиционным методам планирования прибыли относятся:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития предприятия. Сущность метода прямого счета состоит в том, что плановая прибыль от реализации товарной продукции определяется как разность между планируемой выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализуемой продукции. При этом выручка исчисляется в тех ценах, по которым предприятие реализует продукцию (за вычетом НДС и акцизов).

Таким образом, планируемый размер прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно рассчитать по следующей формуле:

Пр = Вр - Сп,

  • где Пр — планируемая величина прибыли от продаж;
  • Вр — планируемая выручка от реализации продукции;
  • Сп — планируемая полная себестоимость реализуемой продукции, включая коммерческие и управленческие расходы.

Методом прямого счета прибыль планируют как в разрезе ассортимента выпускаемой продукции, так и на весь объем реализуемой продукции. Основой расчета в первом случае является развернутый план выпуска продукции по всей номенклатуре, полная плановая себестоимость каждой единицы изделий и цена реализации (отпускная цена предприятия) за единицу.

Для определения общей суммы прибыли от реализации продукции необходимо знать сумму прибыли, приходящуюся на остатки нереализованной продукции в плановом году. Расчет плановой прибыли от реализации продукции примет вид:

Пр = П1 + Пт - П2,

  • где П1 и П2 - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода;
  • Пт — прибыль по товарному выпуску планируемого периода (года), планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Определение прибыли в переходящих товарных остатках имеет некоторые особенности. Ассортиментного учета по товарам, отгруженным, но не оплаченным покупателями, не ведется. Поэтому прибыль по входным и выходным остаткам товарной продукции исчисляется по всей их совокупности. Кроме того, складские товарные остатки на начало и конец планируемого периода учитываются по производственной себестоимости, т.е. без внепроизводственных расходов. В связи с этим, прибыль по переходящим товарным остаткам определяется как разность между их величиной в ценах реализации и по производственной себестоимости.

При определении общего размера плановой прибыли необходимо учесть и прибыль от прочих операций (сальдо прочих доходов и расходов).

 

Анализ операционной деятельности предприятия

Метод прямого счета прибыли по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Он позволяет весьма точно определить прибыль. Однако для этого к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость, предельно точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плановом году.

К числу недостатков метода прямого счета можно отнести то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на изменения прибыли в плановом году. Этот недостаток может быть устранен применением аналитического метода планирования прибыли.

Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия.

Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:

  • определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (П0) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (С0), т. е. Рб = П0 / С0;
  • исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, т. е. Пр = Сп × Рб;
  • учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т. п.;
  • расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат — прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).

План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на тенге товарной продукции.

В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:

Пв = Т × (100 - 3) / 100,

  • где Пв — прибыль от выпуска товарной продукции;
  • Т — выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году);
  • З — затраты на 1 тенге товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

 

Анализ точки безубыточности

 

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и реализации и финансовым результатом (прибылью), которую изучает так называемый анализ безубыточности.

Результаты анализа используются в следующих целях:

  • определение критического объема производства (точки безубыточности) для безубыточной работы предприятия;
  • определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками;
  • выявление зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения (издержек, цен, объема реализации);
  • расчет запаса финансовой прочности предприятия;
  • оценка экономической целесообразности собственного производства или закупок;
  • определение минимальной договорной цены на определенный период;
  • планирование выручки;
  • оценка эффективности инвестиционных проектов и др.

Анализ безубыточности основан на следующих допущениях:

  • затраты можно разделить на постоянные и переменные;
  • зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная;
  • обратная зависимость между ценой и объемом продаж;
  • ассортимент продукции и ее цена не изменяются;
  • объем производства и реализации в прогнозируемом периоде совпадают.

Анализ безубыточности включает в себя определение эффекта операционного рычага.

Операционный (производственный) рычаг позволяет определить как изменяется прибыль при изменении объема реализации. Рассчитывается как отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения объема продаж:

  • Операционный рычаг = ∆ Прибыль (в %) / ∆ Выручка (в %)

В свою очередь темпы изменения операционной прибыли и объема продаж определяются следующими выражениями:

  • ∆ Прибыль = (Прибыль1 - Прибыль0) / Прибыль0
  • ∆ Выручка = (Выручка1 - Выручка0) / Выручка0

Операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли предприятия к изменению объема продаж. Чем выше постоянные затраты, являющиеся характерной особенностью предприятий с относительно более высоким уровнем технической оснащенности, тем выше уровень операционного рычага и, следовательно, степень операционного риска. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, то его прибыль крайне чувствительна к изменению объема продаж

Расчет точки безубыточности

Точка безубыточности (ОПmin) — это такой объем продаж, при котором выручка покрывает все затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Тем самым безубыточность — это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Точку безубыточности можно определять как в натуральном, так в стоимостном выражении.

Формула расчета соответственно следующая:

  • ОП min = ПтЗ / (Цена - ПрЗ на ед.),
  • где ОПmin — точка безубыточности в натуральном выражении;
  • ПтЗ — постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия;
  • Цена — цена единицы продукции;
  • ПрЗ на ед. — величина переменных затрат на единицу продукции.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений:

  • затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части – так называемые смешанные затраты (электроэнергия, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.
  • зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

 

Запас финансовой прочности

 

Запас финансовой прочности компании является одним из основных показателей анализа финансовой устойчивости предприятия. Расчет запаса финансовой прочности позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от продаж в границах точки безубыточности. Иными словами, повышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.

В абсолютном выражении, расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности, т.е. запас финансовой прочности показывает на сколько рублей можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков. Формула расчета показателя в абсолютном выражении имеет вид:

  • Зфин = Qp – Qтб
  • где Зфин - запас финансовой прочности; Qp - запланированный объем реализации; Qтб - точка безубыточности.
  • Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельности

Расчет запаса финансовой прочности в относительном выражении или коэффициент финансовой прочности производится по формуле:

  • Кфин = (Qp – Qmin) / Qp * 100% (1)

Чаще всего в учебной литературе нормативным значением данного показателя считается значение показателя не ниже 10 %. Кроме того имеет смысл определить показатель, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т.е. потерь, связанных со структурой затрат на производство. В стоимостном выражении показатель рассчитывается по формуле:

  • Зфин = Qp * P – Qmin * Р
  • где, Р -цена товара/услуги

Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:

  1. объем реализации совпадает с объемом производства;
  2. объем реализации меньше объема производства;
  3. объем продаж больше объема производства.

Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства.

В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за их предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде может делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

В последнем варианте соотношений - при объеме продаж больше, чем объем производственной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая не была еще произведена, то есть фактически еще не существует в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем.

Существует внутренний фактор, уменьшает фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.

Итак, для измерения запаса финансовой прочности необходимо выполнение следующих шагов:

  • расчет запаса финансовой прочности;
  • анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;
  • расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.

Для определения запаса финансовой прочности предприятия необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности.

Для определения запаса финансовой прочности предприятия необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности.

Как отмечалось выше, точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Поэтому точку безубыточности многие экономисты называют порогом рентабельности. Чем выше порог, тем труднее его перешагнуть.

С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия для бизнеса - сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой.

Делением постоянных затрат на коэффициент валовой маржи получают порог рентабельности.

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Прибыль = Валовая маржа  -  постоянные затраты  = 0

 

Заключение

 

Получение достаточного количества прибыли является конечной целью любой экономической структуры. Рентабельность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ для оптимизации текущих затрат, затрат и финансовых вложений. Операционный анализ - анализ безубыточности. Ключевые элементы операционного анализа: финансовый и операционный леверидж и маржа прибыли. Порог рентабельности - это такой доход от продаж, при котором компания больше не несет убытков, но все же не получает прибыль. Запас финансовой устойчивости - это сумма, на которую компания может позволить себе сократить доход, не покидая зоны прибыли.

Роль запаса финансовой устойчивости в обеспечении финансовой устойчивости предприятия заключается, прежде всего, в том, что он позволяет поддерживать определенный уровень прибыльности в случае ухудшения ситуации на рынке. Чем больше запас финансовой устойчивости, тем больше возможностей для поддержания определенного уровня прибыльности при одновременном снижении заказов и, соответственно, выручки от продаж.

Можно отслеживать динамику запаса финансовой устойчивости, если в компании действует система управленческого учета, которая предусматривает группирование затрат на производство и реализацию продукции на основе их зависимости от продаж.

Росту этого показателя способствует любое снижение издержек производства и реализации, но снижение постоянных затрат оказывает более существенное влияние.