Анализ инвестиционной привлекательности компании

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономика Индии

Уловки в споре и приемы их преодоления

Подходы построения сбалансированной бюджетной политики на 2017 - 2019

Компания Apple объект исследования: организация, продукт

 

Введение:

 

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет важную роль для экономического субъекта, поскольку потенциальные инвесторы уделяют этой характеристике предприятия значительную роль при изучении показателей финансово-хозяйственной деятельности не менее 3-5 лет. Также для правильной оценки инвестиционной привлекательности инвесторы оценивают предприятие как часть отрасли, а не как отдельный экономический субъект в среде, сравнивая исследуемое предприятие с другими предприятиями той же отрасли.

Активность инвесторов во многом зависит от степени финансовой устойчивости и экономической жизнеспособности предприятий, в которые они готовы направлять инвестиции. Именно эти параметры в основном характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее время методологические вопросы оценки и анализа инвестиционной привлекательности недостаточно проработаны и требуют дальнейшего развития.

Практически любое направление бизнеса сегодня характеризуется высоким уровнем конкуренции. Чтобы сохранить свои позиции и добиться лидерства, компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии и расширять сферы своей деятельности. В таких условиях периодически наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентное преимущество и часто является мощным инструментом роста. Основная и наиболее общая цель привлечения инвестиций - повышение эффективности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должно стать увеличение стоимости компании и других показателей ее деятельности. 

Инвестиционная привлекательность важна для инвесторов, поскольку анализ предприятия и его инвестиционной привлекательности позволяет свести к минимуму риск неправильного вложения средств.

 

Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия

 

Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие

В экономической литературе имеется достаточное количество работ различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания «инвестиционной привлекательности» предприятия.

В этих работах нет единого мнения относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Мнения российских авторов на эту тему несколько различаются, но в то же время существенно дополняют друг друга.

Изучив существующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия, можно систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим критериям:

  • инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия;

Инвестиционная привлекательность предприятия - это состояние его экономического развития, при котором с большой долей вероятности инвестиции могут дать удовлетворительный уровень доходности в приемлемые для инвестора сроки или может быть достигнут иной положительный эффект.

  • инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;

Инвестиционная привлекательность - это совокупность различных объективных характеристик, свойств, средств, возможностей, определяющих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал.

  • инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;

инвестиционная привлекательность предприятия - совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате капитальных вложений с минимальным инвестиционным риском.

  • инвестиционная привлекательность как показатель эффективности вложений.

Эффективность инвестирования определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность определяет инвестиционную активность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и больше инвестиционная активность, и наоборот.

Таким образом, обобщая приведенную выше классификацию, можно сформулировать наиболее общее определение инвестиционной привлекательности предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования относительно эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности.

С точки зрения инвесторов инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующих платежеспособный спрос предприятия на инвестиции.

Инвестиционный спрос (вместе с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции) определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.

Для получения достоверной информации для разработки инвестиционной стратегии необходим системный подход к изучению рыночной конъюнктуры, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) до микроуровня (оценка инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Такая последовательность позволяет инвесторам решить задачу выбора именно тех предприятий, которые имеют наилучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору запланированную отдачу на вложенный капитал от существующих рисков. При этом инвестор учитывает принадлежность предприятия к отрасли (развивающиеся или депрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют свои уровни инвестиционной привлекательности, которые включают инвестиционную привлекательность предприятий.

Таким образом, каждый объект инвестиционного рынка имеет свою инвестиционную привлекательность и в то же время находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность предприятия, помимо его «инвестиционного поля», зависит от инвестиционного воздействия отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность предприятий формирует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность всего региона, а привлекательность регионов формирует привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, изменение налогового законодательства и др.), Напрямую влияют на инвестиционную привлекательность предприятия.

Инвестиционная привлекательность зависит как от внешних факторов, характеризующих уровень развития отрасли и региона, в котором находится предприятие, так и от внутренних факторов - деятельности внутри предприятия.

Построенная с учетом этих требований методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий позволит обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций и корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации.

Инвестиционный потенциал предприятий России характеризуется удовлетворительным уровнем развития производственного потенциала, в частности, ростом материально-технической базы предприятий; ростом объема промышленной продукции и ростом спроса на продукцию российских предприятий; ростом активности предприятий на рынке ценных бумаг и непосредственно повышением стоимости российских акций; снижением эффективности управления деятельностью предприятия, что отражается в значениях показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий; достаточным объемом и квалификацией рабочей силы; неравномерностью развития предприятий различных отраслей промышленности. Активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов к промышленным предприятиям экономики России увеличивается.

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (недополученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Их можно разделить на:

  • производственно-технологические;
  • ресурсные;
  • институциональные;
  • нормативно-правовые;
  • инфраструктурные;
  • экспортный потенциал;
  • деловая репутация и другие.

Каждый их вышеперечисленных факторов может быть охарактеризован различными показателями, которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу.

Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия классифицируются на:

  • формальные (рассчитываются на основании данных финансовой отчетности);
  • неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация).

Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различным набором факторов, имеющих наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

 

Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия

 

В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется на показателях оценки финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства, недостатки и границы применения. Чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.

Инвестиционная привлекательность предприятия включается в себя:

  • общую характеристику технической базы предприятия;
  • номенклатуру продукции;
  • производственную мощность;
  • место предприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности;
  • характеристику системы управления;
  • уставный фонд, собственники предприятия;
  • структуру затрат на производство;
  • объем прибыли и направления ее использования;
  • оценку финансового состояния предприятия.

Управление любым процессом должно основываться на объективных оценках состояния его протекания. Основная характеристика инвестиционного процесса - состояние инвестиционной привлекательности системы. В связи с этим необходима оценка инвестиционной привлекательности экономических систем. Основные задачи оценки инвестиционной привлекательности экономических систем:

  • определение социально-экономического развития системы с позиций инвестиционной проблематики;
  • определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капиталообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;
  • разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности экономических систем.

Дополнительные задачи:

  • выяснение причин, влияющих на инвестиционную привлекательность экономических систем;
  • мониторинг инвестиционной привлекательности.

Одним из основных факторов инвестиционной привлекательности предприятий является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса. Структура капитала определяет его цену, однако, она не является необходимым и достаточным условием эффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше цена капитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капитала характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночную стоимость.

Доходность вложенных средств определяется как отношение прибыли или дохода к вложенным средствам. На микроуровне в качестве показателя дохода может быть использован показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (формула 1).

Таким образом:

К1 = П / И, (1)

  • где К1 – экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;
  • И – объем инвестиций в основной капитал предприятия;
  • П – объем прибыли за анализируемый период.

В тех случаях, когда информация об инвестициях в основной капитал отсутствует, в качестве экономической составляющей рекомендуются использовать рентабельность основного капитала, поскольку этот показатель отражает эффективность использования средств, вложенных ранее в основной капитал.

Показатель инвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле 2:

  • Si = Н / Фi , (2)
  • где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;
  • Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе;
  • Н – значение потребительского заказа.

В данном случае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей.

В пределах предприятия привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи – внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опята управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Осуществление инвестирования в российские предприятия характеризуется следующими взаимосвязанными условиями:

  • низкой конкурентностью со стороны предприятий – получателей инвестиций;
  • высоким уровнем информационной ассиметрии и частыми случаями использования инсайдерской информации;
  • низкой информационной прозрачностью компаний;
  • высоким уровнем конфликтности между инвесторами и менеджментом предприятия;
  • отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов от недобросовестных действий менеджеров предприятия.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

Анализ инвестиционной привлекательности компании

Потенциального инвестора, партнер и непосредственно руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.

Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления, но ни одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

 

Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия

 

Построение системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основные этапы 

Построение системы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового и управленческого учета.

Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей.

Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации.

Определение контрольных периодов по каждому виду, каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционной привлекательностью предприятия.

Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:

  • положительное отклонение;
  • отрицательное «допустимое» отклонение;
  • отрицательное «недопустимое» отклонение.

Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности».

Внедрение на предприятии системы мониторинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

Основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление и сложность проблемы. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих зависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Всю систему показателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно разбить на следующие группы:

  1. Показатели внешней среды. Для внешней среды предприятий, функционирующих в условиях рынка характерен ряд отличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются одновременно; во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.
  2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
  3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.
  4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес представляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективность управления инвестиционными процессами.

Учитывая вышеизложенное, при формировании системы мониторинга инвестиционной привлекательности следует, во-первых, учитывать факторы формирования инвестиционной стоимости, во-вторых, потенциальные возможности предприятия в формировании его инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних ресурсов, в-третьих, эффективность развития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.

Предлагаемый алгоритм построен на отслеживании изменений рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного алгоритма не требует организационно-экономических преобразований на предприятии.

Осуществляемый таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в формировании условий активизации инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения в экономическом потенциале предприятия и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

 

Заключение

 

В данной работе я исследовал сущность категории «инвестиционная привлекательность». Существует несколько трактовок данного определения, но обобщая их, можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования относительно эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. На основе накопленного отечественного и зарубежного опыта доказано, что инвестиционная привлекательность предприятий является основным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Инвестиционная привлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли, местонахождение предприятия) и внутренних (деятельность внутри предприятия) факторов.

Одним из основных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения прибыльности, риск прямых финансовых потерь).

Также факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, делятся на: производственные и технологические; ресурс; институциональная; нормативно-правовая; инфраструктурный; деловая репутация и др.

Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора может определяться разным набором факторов, имеющих наибольшее значение при выборе того или иного объекта инвестирования.

В современных экономических условиях существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый основан на показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий подход основан на оценке стоимости предприятия. У каждого из методов есть свои преимущества и недостатки, и чем больше подходов и методов используется в процессе оценки, тем больше вероятность того, что конечная стоимость будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.