Анализ бизнес-процесса

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности управленческого учета в строительных организациях

Рыночная экономика

Авторское исследование проблем развития конкретного предприятия с применением методов управленческой экономики

Экономические теории нобелевских лауреатов

 

Введение:

Актуальность выбора темы объясняется тем, что вхождение России в систему глобальных экономических отношений приводит к проблеме низкой конкурентоспособности российских производителей на международных рынках. В этом случае становится важным эффективное управление бизнес-процессами на предприятиях страны, особенно в промышленности. Можно с уверенностью сказать, что необходимо изменить теоретическую и практическую составляющие отечественного операционного управления. Динамика изменений, происходящих во внешней среде, и требования современной парадигмы управления предприятием требуют от своих владельцев внедрения системы управления, основанной на теории процессов: системном и интегрированном подходах. Эти подходы предполагают не управление производством и отдельными дискретными операциями на предприятии, а управление бизнес-процессами, их группами и процедурами, а также использование превентивных методов оперативного управления. Целью процессного управления предприятием является максимальное удовлетворение потребностей людей, повышение эффективности всех действий предприятия на различных этапах его функционирования: поставка, производство и реализация производимой продукции. В конечном итоге, это должно привести к удешевлению продукции с высоким качеством, а значит, повысить конкурентоспособность предприятия на различных рынках, как внутри страны, так и за ее пределами.

Проблемам анализа процессов на предприятии посвятили свои работы такие отечественные и зарубежные исследователи, как Евдокимова Е.Г. Евдокимова Е.Г., Елиферов В.И., Евдокимова Е.Г., Елиферов В.И., Молчанов К.Е., В.В. Репин. В.В. Репин, О.Хлыстова. О. Хлыстова, Чейз Р.Б. Эквилайн Н.Ж., Джейкобс Р.Ф. и др.

Высоко оценивая их методологическую и научную значимость для управления, а также для научной и практической деятельности, мы все же вынуждены отметить, что обоснование анализа процессов на предприятии является недостаточным и требует дальнейшего развития.

Поэтому становится особенно важным дальнейшее изучение анализа бизнес-процессов на предприятиях с накоплением различных данных, их систематизация и обработка. Все это определяет цель и задачи написания данной абстрактной работы.

Целью написания данной работы является обоснование практической значимости анализа процессов на предприятии для оптимизации деятельности предприятий.

Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:

  • Опишите суть и виды бизнес-процессов предприятия;
  • изучение цели и особенностей организации анализа процессов предприятия;
  • изучить методы анализа основных процессов предприятия и сделать выводы относительно оптимизации бизнес-процессов на предприятии.

Предметом изучения в работе являются бизнес-процессы, как последовательность действий при функционировании предприятия, и объект - анализ бизнес-процессов и их деталей с точки зрения оперативного управления.

При написании работы были использованы методы сравнительного анализа, классификации. Работа содержит иллюстрации, демонстрирующие представленную информацию.

Сущность и типы бизнес-процессов предприятия

В современных нестабильных условиях основной задачей компании является оперативное реагирование на изменения и надлежащее осуществление адекватных мер в организации и реализации собственной хозяйственной деятельности.

Бизнес-процессы или бизнес-процессы являются отправной точкой существования любой организации и зависят от задач этой организации как хозяйственного субъекта. Они гарантируют выполнение различных видов работ на предприятии, в ходе которых либо производят, либо продают и поставляют товары или услуги, либо делают все это вместе. Каждый вид работ, являющийся частью общего процесса хозяйственной деятельности, имеет свои временные характеристики, определяющие последовательность работ, продолжительность их выполнения и т.д. характеристики.

В самой концепции процесса нет ничего принципиально нового. Процессы всегда были и есть в любой организации. Но они стали объектами управления относительно недавно и только в отдельных предприятиях. Проблема в том, что процессы нельзя так легко описать, как организационные иерархические структуры.

Процессы в целом представляют собой систематическое, последовательное определение функциональных операций, которые приводят к конкретному результату; это последовательность взаимосвязанных операций или задач, необходимых для достижения результата.

В более широком смысле, бизнес-процесс - это четко определенный набор действий на предприятии с целью выполнения своих основных функций в зависимости от фазы его существования путем построения планов от желаемого результата до фактического результата (завершение проекта, поставка продукции, предоставление услуг, завершение определенного этапа деятельности), т.е. определенного системно замкнутого процесса.

Бизнес-процесс предприятия можно рассматривать как совокупность отдельных операций, определенного количества видов работ, выполняемых в организации, начиная с одного или нескольких "входов" и заканчивая появлением продукта, необходимого покупателю - потребителю (в данном случае потребителю (клиенту) - не обязательно внешнему по отношению к предприятию, это может быть подразделение организации или конкретный сотрудник).

Исторически сложилось так, что ряд методов, которые в конечном итоге стали известны как "процессный подход", применялись именно в управлении бизнес-процессами. Подход к управлению с точки зрения управления бизнес-процессами требует определенного ломания стереотипов, к какой бы сфере управления предприятием он ни относился.

Но предприятие получает ряд важных преимуществ, например: сокращение затрат и издержек, в том числе по времени, оптимизация использования основных средств, оперативное реагирование на условия внешней среды, рост ответственности персонала и т.д.

Понятие "бизнес-процесс" имеет большое значение, и на данном этапе нет его единой трактовки. Все определения объединены, прежде всего, акцентом на то, что бизнес-процессы непрерывны, имеют определенные "входы" (снабжение ресурсами, появление бизнес-идеи, идеи нового продукта, услуги и т.д.). ) и "выходы" в виде продукта, отвечающего потребностям потребителей. Таким образом, бизнес-процесс охватывает всю организацию сверху вниз. В то же время процессы производства товаров и услуг несколько отличаются.

Также невозможно выделить четко ограниченный набор бизнес-процессов, поскольку на каждом предприятии он уникален. Конкурентоспособность предприятия на рынке обеспечивается примерно двумя десятками наиболее значимых процессов, а их общее количество может составлять несколько сотен.

Поскольку эти процессы предприятия являются, по сути, последовательностью работ, можно различить их объемы и границы. Каждый бизнес-процесс имеет свои "входы" - начальные стадии или первичные точки возникновения деятельности. Эти "входы" "открываются" первичными поставщиками. Ресурсами или "входами" процесса могут быть материальные, энергетические, человеческие, информационные.

В рамках процессного подхода компания, независимо от ее характеристик, воспринимается как система, состоящая из большого количества процессов, направленных на производство товаров или оказание услуг.

Единственной целью бизнес-процесса является удовлетворение потребностей клиентов.

Все клиенты могут быть разделены на пять различных типов, которые не обязательно встречаются на практике (могут быть случаи, когда некоторые типы пересекаются или не пересекаются):

  • первичные потребители - получение продукта первичной продукции;
  • вторичные клиенты;
  • косвенные клиенты;
  • внешние клиенты - потребители и посредники за пределами компании, такие как агенты, сетевые магазины и т.д.;
  • внешние косвенные потребители являются прямыми потребителями продукции.

Сегодня нет четко установленных методов описания бизнес-процессов, и предприятия могут описывать даже похожие процессы по-разному. Базовые категории процессов могут быть расширены дополнительными категориями.

Цель и организация анализа процессов предприятия

После написания первого абзаца мы убедились, что под бизнес-процессом следует понимать структурированный, размеренный комплекс мероприятий, циклично осуществляемых разными структурными подразделениями предприятия и в комплексе образующих один логически целостный акт бизнеса - деятельность, организованную для достижения результатов предприятия с помощью удовлетворенности заказчика.

Зачем нам нужно анализировать эти процессы? Основной целью анализа процессов предприятия является улучшение функционирования анализируемых бизнес-процессов и принятие оптимальных управленческих решений для обеспечения их устойчивого развития. Для этого анализ должен представлять собой комплексное изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование бизнес-процессов предприятия.

Для успешной реализации цели анализа бизнес-процессов необходимо решить следующие задачи:

  • для определения экономической эффективности использования ресурсов бизнес-процессов;
  • оценить выполнение запланированных показателей и объем работ на предприятии, степень использования организациями своих возможностей;
  • Изучение факторов внешней и внутренней среды, влияющих на результаты бизнес-процессов предприятия;
  • разрабатывать и обосновывать мероприятия, направленные на оптимизацию бизнес-процессов предприятия и принятие эффективных управленческих решений.

Необходимым условием качественного анализа бизнес-процессов является его информационное обеспечение.

Информационное обеспечение анализа представляет собой набор информационных ресурсов, необходимых для достижения целей анализа.

Основным ресурсом является информация, циркулирующая в системе управления и являющаяся основой для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение анализа можно разделить на следующие основные блоки:

  • нормативно-справочная информация - законодательные акты, нормы государственных и законодательных структур, нормы, правила, лимиты и другие нормативные акты бизнес-процессов;
  • Планируемая информация - содержится в бизнес-плане предприятия или в плане экономического (социального) развития предприятия;
  • Фактографическая информация - совокупность экономических данных о фактах, которые фактически осуществлялись в бизнес-процессах предприятия. Эта информация обычно генерируется бухгалтерской и финансовой службой. В свою очередь, фактическая информация может быть разделена на три блока:
  • бухгалтерская информация, которая содержится в бухгалтерских документах компании - первичные документы, бухгалтерские реестры, информация и т.д.;
  • отчетная информация, содержащаяся в статистических и финансовых отчетах, например, форма 1 "Бухгалтерский баланс", форма 2 "Отчет о финансовых результатах", "Отчет о проделанной работе" и т.д. Именно такой вид информации имеет первостепенное значение при проведении внешнего анализа;
  • неучтенная информация, содержащаяся в отчетах об инспекциях, заключениях аудиторских проверок, а также в документах, регламентирующих бизнес-процессы предприятия (официальные документы, договоры, соглашения, претензии, техническая и технологическая документация).

Нормативной и справочной информацией, регулирующей все бизнес-процессы компании, являются Законы РФ "О бухгалтерском учете" и "О сводной бухгалтерской отчетности", Приказ Минфина РФ "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", хозяйственные и юридические документы, техническая и технологическая документация, информация, полученная в ходе маркетинговых исследований и др.

Таким образом, источниками информации для анализа процесса поставки материальных ресурсов и процесса расчетов с потребителями являются:

  • справочная информация: планируемые объемы запасов и объемы поступлений (книга заказов), логистический план, нормативы запасов, нормативы стоимости товаров;
  • бухгалтерская информация: счета-фактуры за отгрузку продукции; коносамент; счета-фактуры; журнал выставленных счетов-фактур; информация отдела логистики; данные, отчеты материально ответственных лиц, регистры синтетического учета по счетам "Кассовая", "Товары", "Расчеты с поставщиками";
  • Отчетная информация: Форма 1 "Баланс", форма 2 "Отчет о финансовых результатах", формы статистической отчетности 1-CN, 3-CN, 4-CN, 11-CN, 12-CN о наличии и использовании материальных ресурсов и др;
  • неучтенная информация: акты экспертизы, протоколы совещаний, договоры, соглашения, контракты на поставку сырья и материалов.

Пример характеристики информационного обеспечения анализа процесса производства готовой продукции.

Источниками информации для анализа процесса продажи готовой продукции являются:

  • справочная информация: индексы цен на потребительские товары, нормы товарных запасов, нормы затрат на товары, нормы оборота на 1 м2 торговой площади;
  • Информация по плану: данные бизнес-плана, план реализации по товарным группам, план поставок товаров и многие другие данные.

Одновременно в компании внедряются автоматизированные системы управления бизнес-процессами, в частности ERP и системы документооборота. Таким образом, системы документооборота - это системы заказа многих процессов предприятия с помощью новых технологий. Это также актуально в связи с действием современных систем стандартизации.

Анализ основных процессов предприятия

Для лучшего понимания методологии анализа процессов предприятия, мы рассмотрим анализ таких основных бизнес-процессов предприятия, как снабжение материальными ресурсами, производство готовой продукции, реализация готовой продукции и процесс расчета с покупателями готовой продукции.

Полное и своевременное обеспечение предприятия материальными ресурсами необходимого ассортимента и параметров является обязательным условием выполнения показателей выпуска продукции, в том числе обеспечения низкой себестоимости и высокой прибыли, гарантирующей рентабельность бизнеса. Удовлетворение потребностей организации в сырье и других ресурсах материального плана может быть достигнуто двумя способами: экстенсивным (увеличение расхода сырья, энергии и т.д.) или интенсивным (экономное использование имеющихся запасов в производственном процессе).

Для стабильного производства продукции на предприятии необходимо, чтобы все потребности в поставках удовлетворялись, как из внутренних, так и из внешних источников. В первую очередь это переработка материалов, использование отходов, внедрение инновационных технологий и др. Второй источник включает в себя материалы, закупаемые у поставщиков по договорам. Первые источники могут помочь предприятию сэкономить на закупке сырья.

Поэтому анализ процесса поставки материальных ресурсов проводится по следующим направлениям:

  • изучение условий поставок;
  • анализ дефицита предложения по объему;
  • Анализ нарушений и недостатков качества по номенклатуре;
  • оценка процедуры расчета объема материальных ресурсов по заключенным договорам;
  • оценка целесообразности и эффективности формирования портфеля заказов на материальные ресурсы;
  • Анализ ритма поставок материальных ресурсов.

Анализ организации логистики начинается с оценки рыночной конъюнктуры, т.е. изучения предложений поставщиков с учетом дополнительных затрат. После получения этих данных можно судить об эффективности выбора источников поставок сырья и необходимых материалов. При этом распределяется количество ресурсов, которое может быть покрыто из внутренних источников, и количество ресурсов, которое может быть получено только от внешних поставщиков.

Таким образом, на предприятии формируются три вида потребностей в поставках:

  • потребности, измеряемые в конкретных единицах: килограммах, литрах и соответствующих областях логистической системы;
  • потребности, выраженные в сумме необходимых для их удовлетворения денежных расходов;
  • потребности, выраженные в сроках поставок и объемах, например, в рабочих днях для разгрузки.

Специальные показатели - коэффициенты - используются для количественного определения критериев покрытия потребностей предприятия в сырье и ресурсах.

После окончательного определения объема закупок материальных ресурсов определяется целесообразность выбора поставщиков. Оценка проводится в два последовательных этапа. Сначала рассматривается выбор поставщиков в соответствии с обобщенными требованиями: стоимость услуг по транспортировке и закупке, стоимость, качество и полнота поставок, производственные мощности, удаленность, способ оплаты, упаковка и др. На втором этапе формируется окончательный список надежных партнеров в соответствии с особыми характеристиками, такими как возможность получения рассрочки на поставку сырья, гибкий график поставок и возможность регулирования условий поставки. Для этой цели также используется метод ретроспективного изучения отношений с поставщиками по всем договорам.

В процессе анализа основные виды ресурсов, в которых компания будет испытывать дефицит, а также поставщики, которые не соответствуют условиям, изложенным в форме договора и не могут считаться надежными.

В частности, анализ работы с поставщиками позволяет проверить качество функционирования самого отдела снабжения предприятия, в том числе и отдельных сотрудников. Для этого отдельно анализируются случаи недопоставок по вине поставщиков и аналогичные случаи по вине самих специалистов предприятия. При правильном проведении анализа может быть выявлен каждый отдельный случай ошибки или халатности со стороны отдела снабжения.

Выполнение планов по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами может быть проанализировано на основе работы с данными о стоимости сырья по разработанным договорам поставки и показателями планового спроса.

Особое внимание должно быть уделено выполнению договоров поставки в отношении ассортимента. В связи с нарушением ассортимента поступающих материалов возможны перерасходы материалов, связанные с рафинированием или заменой одного материала на другой.

Анализ эффективности формирования портфеля договоров поставки материалов предусматривает оценку выполнения договорных обязательств по предоставляемым ассортиментам путем расчета коэффициента ассортимента, т.е. соотношения между фактическим поступлением материалов, которое не превышает предусмотренного договором, и объемом договорных обязательств.

Качество материалов, получаемых от поставщиков, определяет уровень эффективности портфеля контрактов на поставку материальных ресурсов. В процессе анализа обязательно проверяется соответствие материалов стандартам и спецификациям и рассчитывается коэффициент претензий, т.е. претензии к поставщикам за поставку некачественных материалов. Низкое качество сырья и материалов является причиной излишних плановых отходов, что всегда приводит к снижению объемов производства.

Анализ процесса производства готовой продукции очень обширен, поэтому мы рассмотрим только основные этапы.

Анализ процесса производственной деятельности предприятия проводится по следующим направлениям:

  • анализ качества планирования производства, напряженности и обоснованности планов деятельности, как в целом, так и по отдельным производственным единицам;
  • Анализ динамики объемов и производства;
  • Оценка ассортимента продукции и структуры производства;
  • анализ однородности и ритмичности производства готовой продукции;
  • оценка качества и недостатков готовой продукции;
  • Выявление основных факторов, повлиявших на общие объемы производства в последние годы и, в частности, в отчетном периоде;
  • Определение внутренних экономических резервов для увеличения выпуска готовой продукции, а также разработка мероприятий по ее полному и эффективному использованию.

Анализ объемов и динамики производства за определенный период может быть проведен как в физическом, так и в стоимостном выражении. При этом необходимо обеспечить сравнение входных данных. Государственные органы статистики регулярно рассчитывают и публикуют индексы цен.

На основе данных о производстве и индекса цен, в соответствии с пропорциями рассчитываются базовые и цепные темпы роста производства, т.е. динамика. Среднегодовые темпы роста распределяются в процентах. Посредством сравнения данных процент выполнения месячного, квартального, годового плана выпуска определяется как по ассортименту, так и по структуре, т.е. по видам товаров.

Анализ процесса реализации готового продукта проводится по направлениям:

  • оценка уровня выполнения плана (прогноза) и динамики реализации готовой продукции, ассортимента и структуры, анализ однородности и ритмичности реализации готовой продукции;
  • анализ выполнения договорных обязательств по поставке готовой продукции за различные периоды;
  • анализ рынка сбыта готовой продукции (оценка структуры рынка сбыта, мощности и доли);
  • оценка каналов сбыта и сетей дистрибуции готовой продукции (оценка динамики, структуры распределения и каналов сбыта, покрытия сегментов рынка);
  • анализ ценовой политики предприятия на товарных рынках (оценка содержания процедур ценообразования, уровня цен для определения обоснованности конкретной цены на продукцию);
  • определение влияния различных факторов на изменение этих показателей и разработка мер по увеличению продаж.

Анализ процесса расчетов с клиентами включает в себя:

  • обследование клиентской базы компании;
  • оценка выполнения договорных обязательств по поставке готовой продукции (определение пределов ценового дисконта);
  • Определение форм расчетов, которые используются на предприятии для расчетов с клиентами (оценка целесообразности увеличения выпуска продукции в кредит);
  • оценка структуры и динамики задолженности клиентов;
  • анализ ритма отгрузки и реализации готовой продукции;
  • прогнозирование состояния задолженности покупателей готовой продукции в текущем году.

Вывод:

После написания этой абстрактной работы мы убедились, что бизнес-процессы предприятия представляют собой структурированный, размеренный комплекс мероприятий, которые циклично осуществляются различными структурными подразделениями предприятия и в комплексе учредительных актов хозяйственной деятельности, организованных с целью достижения результатов предприятия с помощью удовлетворения потребностей заказчика.

Анализ этих процессов позволяет отслеживать их основные показатели, тенденции изменения для повышения эффективности этих процессов и принятия оптимальных управленческих решений для обеспечения их устойчивого развития.

Бизнес-процессы разнообразны и классифицируются по самым разным признакам. Мы рассмотрели анализ основных процессов компании - поставку или предоставление материальных ресурсов, производство и реализацию продукции, а также расчеты с клиентами. Мы называем их основными именно потому, что они дают основной доход компании в виде оплаты общественных нужд.

Анализ проводится комплексно с использованием справочной, фактической и неучтенной информации, основанной на методах финансовой и бухгалтерской отчетности.

На основе данных, полученных в результате анализа работы компании, можно оптимизировать бизнес-процессы в необходимых областях. Оценивая оптимальность работы компании, рассмотрим, в первую очередь, отдельные составляющие процессов, которые выполняет конкретный исполнитель (процедура). Оценивая их, проверьте, как работает исполнитель, какие его действия приводят к нужному желаемому результату, и в чем заключается неэффективность результата, как используются основные ресурсы, в том числе материалы, оборудование, время, как сотрудник относится к своим обязанностям и имеет ли он неправильные настройки.

При изучении отдельных процедур с точки зрения их оптимальности становится возможным детальный анализ целых процессов, их групп и методов управления бизнес-процессами на предприятии. В результате такого анализа оптимальности должны быть выявлены недостатки в функционировании предприятия с точки зрения отдельных процессов.

На следующем этапе разрабатываются предложения по устранению выявленных недостатков, реконструируются модели процессов с учетом требований, предъявляемых к работникам - исполнителям, а главное - оптимизируются средства труда. Оптимизация средств труда заключается не только в совершенствовании технологий производства, но и в улучшении информационного обеспечения конкретных процедур и управления всеми процессами.

На заключительном этапе они анализируют возможные негативные последствия от внедрения новых предлагаемых способов оптимизации, "обновления" в других частях бизнес-процессов, таких как негативное отношение персонала.

Методы оптимизации бизнес-процессов разделены на три группы:

  1. формализованные методы университетского типа, широко использующие опыт оперативного управления как такового. Они характеризуются широкой универсальностью, т.е. могут применяться на разных предприятиях из разных сфер управления;
  2. методы узкой специализации - предполагают изучение и внедрение опыта только предприятий, схожих по специфике или отрасли деятельности. Успешные фирмы - конкуренты, мировые лидеры отрасли и др. - могут служить ориентирами. В то же время, в некоторых случаях возможна передача технологического опыта компаний из разных сфер материального производства;
  3. методы групповой работы - коллективный анализ и принятие решений.

Поэтому работа с бизнес-процессами должна вестись как на групповом, так и на индивидуальном уровне - на уровне исполнителей и быть комплексной.