А.Маршалл – основоположник современного экономического учения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структура рынка: монополистическая конкуренция
Безналичный расчет, его совершенствование
Анализ рынка потребительских товаров
Бедность населения: причины возникновения, измерения и государственная политика по ее преодолению 


Введение:

Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне и получил образование в Кембриджском университете. Он преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором в Кембриджском университете, где он возглавлял кафедру политической экономии. Он был экспертом в различных правительственных комиссиях и одним из организаторов Королевского экономического общества.

Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, начатой ​​австрийской школой предельной полезности (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер), американской школой предельной производительности (Дж. Б. Кларк) и экономическая математическая школа (английский экономист В. Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л. Вальрас, итальянский экономист В. Парето), которая использовала концепцию предельных значений для широкого использования математики в экономических исследованиях. Некоторые историки экономической мысли назвали вклад А. Маршалла в развитие этого теоретического направления «маршалловской революцией».

В отличие от английской классической политической экономии, неоклассики провозгласили предмет экономической теории «чистой экономикой», которая не зависит от социальной формы ее организации. Единственным объектом исследования был так называемый экономический человек, который в любой своей роли (потребитель, предприниматель или продавец рабочей силы) всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия) на получение. При изучении отдельных экономических единиц использовались предельные значения, которые характеризуют эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления (предельная полезность) или затрат на фактор производства (предельная производительность фактора).

На основе неоклассического направления возникли новые и недостающие звенья экономической теории - теория рыночных цен, доктрина предпринимательства, теория поведения потребителей и т. д. Неоклассицизм стал отправной точкой для развития современной экономической науки в Запад.

А. Маршалл внес значительный вклад в неоклассическое направление, которое используется до сих пор. Он переосмыслил издержки производства: исключил из них затраты на средства производства и включил прибыль капиталистов. Из этого следовало, что заработная плата и прибыль растут параллельно с ростом производства. При этом прибыль отождествлялась с процентами, уровень которых, по мнению А. Маршалла, определяется спросом и предложением капитала.

А. Маршалл считал себя преемником одной из классических английских книг - Д. Рикардо и поэтому пытался объединить свою теорию стоимости с субъективной теорией предельной полезности. Он столкнулся с односторонностью как трудовой теории стоимости (которая считала цену денежным выражением стоимости - затраты на оплату труда производителя), так и теории предельной полезности (которая видела в рыночной цене проявление субъективных оценок). товара покупателем). Пытаясь преодолеть это противоречие, А. Маршалл пришел к следующему выводу.

В процессе формирования рыночной цены одинаково неправильно отдавать предпочтение либо предложению продавца, либо требованию покупателя. Поэтому он поместил формирование цен на различных товарных рынках в центр своего исследования под влиянием взаимодействия спроса и предложения. В то же время были определены функциональные (количественные) отношения между ценой и спросом, ценой и предложением. Эти и другие положения содержатся в основной работе А. Маршалла «Основы экономики» (Принципы экономической науки). Эта работа стала учебником для студентов в Англии и США. В середине XX в. сокращенное название этой работы - «экономика» - стало обозначать широко распространенные на Западе и в других странах учебники, в которых изложена неоклассическая экономическая теория.

 

«Принципы политической экономии» А.Маршалла

 

Маршалл начал работу в области экономики уже в 1867 г., в возрасте 25 лет, а полностью его главные идеи сложились к 1883 г. Но они увидели свет только в 1890 г., когда была опубликована книга "Принципы политической экономии". Свои концепции в области денег и кредита он сделал достоянием общественности только в 1923 г. В результате, когда экономическая теория Маршалла получила свое полное выражение в печатном виде, она уже казалась архаической. Он явно сам виноват в том, что его оригинальность не была признана немедленно.

Основные элементы его теории, по крайней мере в черновом виде, были разработаны к 1870 г., но вместо того, чтобы сразу опубликовать свои идеи, как это сделал Джевонс, он предпочел их дорабатывать, переделывать и переписывать заново. Стремясь быть понятым всеми, Маршалл отправлял все новое и трудное для понимания в приложения и примечания. Ему казалось, что это обеспечит свободное течение мысли. Но континентальные авторы, не зная, что Маршалл развил понятие предельной полезности за двадцать лет до выхода "Принципов", удивлялись тому, что в Англии эта книга была расценена как крупнейшее научное событие своего времени.

"Принципы политической  экономии" сразу же получили  признание. Многих читателей привлек в книге упор на проблему  благосостояния в экономической  теории, что выгодно отличало  ее от сурового индивидуализма  предшествующих концепций. Далее  казалось, что в "Принципах" дается  решение острого и спорного  вопроса об относительной роли  спроса и издержек в определении  стоимости. У Маршалла стоимость  объявлялась продуктом обоих  факторов, а введением понятия  предельной взаимозаменяемости, казалось, была заложена основа строго  научной теории распределения. Тем  самым проблема национального  дохода была выдвинута в центр  экономической теории: распределение  становилось лишь одним из  аспектов теории стоимости и  потому объявлялось подверженным  идентичным влияниям предложения  и спроса.

Через понятия длительных  и коротких периодов в экономику  был введен фактор времени, а  это открывало возможность анализа  нормальной стоимости, различения  внешней и внутренней экономии  и четкого разграничения первичных  и дополнительных (мы бы сказали - накладных) издержек. Далее через  понятие квазиренты и фикцию представительной фирмы вводилась идея нормальной прибыли.

В "Принципах…" проявилась характерная для англичан склонность к сдержанности. Благодаря исключительной плавности изложения даже у непосвященного появляется ощущение, что он без труда получил близкое знакомство с предметом. Именно на это и рассчитывал Маршалл. Живость изложению придает, по-видимому, хорошее распределение материала между этикой и экономикой, и, как однажды заметил Кейнс, читатель может перейти теорию вброд, даже не замочив ног. Не удивительно, что "Принципы" стали одной из самых популярных книг по политической экономии в истории этой науки. За пятьдесят лет, прошедших со времени опубликования книги, она разошлась в количестве 60 000 экземпляров, из них больше половины было продано после первой мировой войны.

Теория «цены равновесия»

Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторво, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения. Отсюда, как и полагает А.Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

 

Эластичность спроса

 

Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее – разработанная им концепция эластичности спроса.      

Лидер кембриджской школы поставил спрос на определённый товар в зависимость от трёх главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них.

Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхнем пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно от сюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия.

Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны. Допустим, так же, что рыночная цена какого-то  товара увеличилась (уменьшилась) на 1%, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1%. Тогда, по А. Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночной цены.

 

А.Маршалл – основоположник современного экономического учения

 

Концепция эластичности спроса имеет явные недостатки – выдвижение на первый план предельной полезности и её трактовка  в духе австрийской школы, игнорирование социальной структуры общества, влияющей на распределение национального дохода, а стало быть, на покупательную способность групп населения. В то же время в целом её можно считать научным достижением кембриджской школы. Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений.

 

Теория предложения

 

В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определённого товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель ещё готов поставлять  свой товар на рынок. Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия.

Но, отмечал А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт себя неодинаково. Есть отрасли, где предельные издержки, а значит, и цена предложения не зависит от объёма  выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности. Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности. Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.

Можно заметить, что в этом описании нашли отражение некоторые характерные для того времени  явления капиталистического производства и обращения. Например, выделив отрасли, развивающиеся по закону возрастающей производительности, А. Маршалл уловил специфику складывающегося в конце XIX в. массового производства стандартной продукции. Такие отрасли действительно отличались высокой эффективностью и  способностью насыщать рынок по сравнительно низким ценам.

Если же дать общую оценку кембриджской концепции предложения, то она выглядит как искажённая, свойственная маржинализму тех времён трактовка процесса образования средней нормы прибыли и цены производства. Это качество кембриджской школы отчётливо видно  на примере проведённого А. Маршаллом исследования внутренней структуры предельных издержек. Характеризуя их, он отверг (и вполне обоснованно) версию Ф. Визера, связывавшего издержки производства с определённой полезностью потребительского блага.

 

Концепция издержек

 

Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определённых факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.

Используя приёмы маржиналисткой  методологии, А. Маршалл рассматривал рабочего как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия в производстве. Если минусом считались сами трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего.

Соответствующим образом описывалось и поведение владельца денежного капитала. Предполагалось, что он может либо немедленно потратить капитал на личное потребление, руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо «отсрочить удовольствие» (как писал А. Маршалл), воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в производство с расчётом на процент. Величину последнего, экономисты кембриджской школы ставили в зависимость от субъективных  оценок собственника  капитала, от  того, на  сколько  он  сочтет второй  вариант  выгоднее  первого.

Предпринимательский  доход  разлагался на две части. Первой рассматривалась как компенсация  трудозатрат предпринимателя по управлению производством (тут рассуждения строились также, как и в случае с рациональным рабочим), а вторая выступала  в виде  платы за риск, связанной с работой на неизвестный рынок.
Такая трактовка издержек производства мало, что давала буржуазной политэкономии. Ясно видны ее идеологические, апологетические  качества.

Выдвинутая  кембриджской школой  концепция  издержек производства не согласуется  с действительностью. Ведь очевидно, что отрицательные  эмоции или воздержания  сами  по себе  не  имеют  никакой созидательной силы, не  могут быть источником ни продукта, ни дохода. Субъективные оценки рабочего и денежного капиталиста явно не соизмеримы. Их невозможно  подвести под общий  знаменатель в виде  издержек производства.

 

Заключение

 

За прошедший 20-й век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития, так и с позиции общественной значимости. Сделанный рывок в развитии экономики был настолько велик, что позволил ей занять одно из первых (если не первое!) мест среди других наук. Несмотря на это, многие ее методологические особенности остаются не до конца осмысленными. Так, с одной стороны, экономические исследования принципиально отличаются от исследований в естественных науках, а с другой - имеют с ними много общего. Примерно то же самое наблюдается в отношении экономики и других социальных дисциплин.

Различия между экономикой и прочими науками начинаются с объекта исследования, затрагивают методы изучения экономического мира и само строение науки, а заканчиваются способами практического использования полученных результатов и формами влияния на общественную идеологию и реальный ход событий. Вместе с тем, было бы грубой ошибкой не видеть тех общих методологических моментов, которые роднят экономику с точными дисциплинами и позволяют ей гармонично встроиться в общее здание современных научных исследований. Такое положение дел формирует весьма своеобразное и сложное взаимодействие экономики с другими науками, причем как с естественными, так и с социальными.

Рассмотрим предмет и задачи экономической науки. Только четко обрисовав контуры того, чем занимается наука, можно двигаться дальше в направлении понимания ее специфики.
Исходя из положения А. Пуанкаре о том, что любая наука есть система отношений, задача экономической науки заключается в том, чтобы собирать факты, систематизировать, истолковывать их и выводить из них надлежащие умозаключения. Для понимания сущности экономики весьма полезен тезис Й. Шумпетера о том, что ее корни лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях.

Первым приближением к конструктивному пониманию предмета экономической науки является утверждение Дж.С. Милля, что данная дисциплина рассматривает человека как занятого приобретением и потреблением богатства. Столь же емкое и компактное определение дает А. Маршалл, говоря, что экономика рассматривает богатство как орудие удовлетворения «потребностей» и как результат «усилий». Его же более развернутое определение гласит: «экономическая наука (Economics) занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния. 

Следовательно, она, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой - образует часть исследования человека». Важным комментарием и дополнением к данному определению служит следующая Маршаллова сентенция: «экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем люди думают в повседневной жизни. Но главным предметом ее исследования являются те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни».

Несмотря на то, что приведенное определение А. Маршалла является наиболее точным и всеобъемлющим, оно все же нуждается в некоторых уточнениях. Прежде всего, современная экономика изучает не только нормальные, но и аномальные эффекты в общественной жизни, а также не только материальные, но и нематериальные основы благосостояния.

Именно такая расширительная трактовка предмета исследования характерна для экономической науки сегодняшнего дня. Это связано с тем, что современные экономисты, проникнув уже достаточно глубоко в недра социальных явлений, пытаются объяснить особо сложные эффекты, которые во времена А. Маршалла оставались без внимания (например, аномальные эффекты в ценообразовании, аномальное возникновение инфляционных тенденций, противоестественное торможение кризисных процессов и пр.).

При этом затрагиваются чрезвычайно тонкие аспекты человеческого поведения, многие из которых по своей природе являются нематериальными (например, рассмотрение человеческого капитала в качестве фактора производства и потребления, роль времени и информации в экономическом кругообороте и пр.).