Альтернативные педагогические технологии и их характеристики

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современные модели организации обучения
Инновационные образовательные процессы
Природосообразные педагогические технологии и их характеристики
Урок – как одна из основных организационных форм обучения


Введение:

Рудольф Штайнер (1861 - 1925), без сомнения, является одним из самых интересных и удивительных духовных явлений нашего века: он является редактором и издателем естественных наук Гете, смысл которых впервые был обнаружен и раскрыт плодотворный для культуры; автор значительных работ в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения - эвритмия; метод сельского хозяйства, который он основал, является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области общественной жизни составляют основу деятельности многих учреждений, консалтинговых фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть целебную педагогику и медицину, которые он вдохновил. Однако его имя приобрело наибольшую популярность в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики. Преподавание и обучение являются, пожалуй, главным мотивом всей его жизни.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в Германии в первой четверти нашего века (1919 г.) в связи с поиском новых форм общественной жизни в условиях послевоенного кризиса. Затем Рудольф Штайнер обратил внимание на тот факт, что разделение школьной системы на популярную, настоящую школу в Германии - школу с политехнической и научной школой и гуманитарной школой - усилило барьеры непонимания между различными социальными слоями. Именно наличие этих барьеров в сознании людей разных групп населения, по его мнению, стало одной из значительных причин социальных катастроф, разразившихся в Европе. Дети трудящихся имели возможность посещать только государственные (начальные и средние) школы. С 14-15 лет они должны были начать работать на производстве и, таким образом, были лишены возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированные на университетское гуманитарное образование, хотя и давали студентам много знаний, но эти знания были полностью оторваны от потребностей реальной жизни.

Система развития Рудольфа Штайнера

История вальдорфских школ

Штейнер был не единственным, кто выразил такие взгляды. Ряд авторов конца XIX - начала XX века объявили свою современную школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - это национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания истории, что привело к «переполненности голов школьников бесчисленными мертвыми представлениями из прошлого». Из такой школы приходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные обыватели». Хотя они забиты «образованием», они совершенно чужды реальным ощущениям и жизненному опыту. Наряду с односторонним интеллектуализмом ранняя специализация также подверглась резкой критике, которая, хотя и развивает навыки в определенной области личности, но делает это за счет общего развития человека. «Какова задача современной школьной системы, - писал один из реформаторов, - особенно старшего эшелона?» Сделай человека из машины...».

Таким образом, в широких слоях общества была признана необходимость социокультурного обновления. Роль школы была признана в общем социокультурном кризисе. Многие рассматривают обновление системы образования как способ обновления всего общества. Старая школьная система должна быть занята системой образования, ориентированной соответственно на: целостный, универсальный, «по-настоящему человечный» образ жизни и жизни. Была подчеркнута роль искусства в образовании. Яркую свободную личность пришлось заменить безликим серым «человеком из толпы», послушным колесом в государственной машине. Наполненный знаниями, но пассивный и непрактичный «профессор», он должен был заменить активного, способного создать новый, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Именно эти идеалы породили многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии в начале века и известны в истории педагогики как реформаторское движение - педагогика.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей работников компании Waldorf-Astoria, которая понесла большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу к ней присоединились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был исключен любой отбор по социальным или материальным признакам. Несмотря на то, что вальдорфская школа все еще стремится следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из числа рабочих и «нижних слоев» населения довольно низок (данные по Федеративной Республике Германии). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, социальные и культурные работники. Их движет главным образом интерес к здоровому, всестороннему, гармоничному развитию своих детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы создали много новых вальдорфских школ, число которых резко возросло за последние двадцать лет. Вальдорфские школы на Западе чаще посещаются детьми, родители которых осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это главная причина определенной тенденции к элитарности этих школ на Западе, что противоречит их первоначальному плану. В России эта проблема может стать особенно острой, если принять во внимание идеологическую направленность родителей, которые имеют средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит особую цель, например, подготовку к старшей школе, но стремится дать целостное, широкое образование, которое необходимо любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он выберет для себя. Поэтому среди вальдорфских студентов, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогической и социальной точек зрения это чрезвычайно важно для взаимопонимания людей в обществе, так что в одном и том же педагогическом сообществе - классе, школе - учатся молодые люди, которые впоследствии будут работать в различных сферах жизни.

Суть вальдорфского образования

Вальдорфское образование - это альтернативная педагогическая система, основанная на антропософской концепции личности и сенсорно-сверхчувственных знаниях, образном мышлении, эмпатии. Основатель вальдорфской педагогики - Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется системой «Штейнер» или «Вальдорф-Штайнер».

Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году. В настоящее время вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и 1400 независимых вальдорфских детских садах, расположенных примерно в шестидесяти странах мира, и является одной из крупнейших независимых образовательных систем в мире.

Методология Вальдорфа также используется как в «вальдорфских» государственных школах, так и в среде домашнего обучения. Она также была принята учителями нескольких других государственных и частных школ.

Вальдорфская педагогика - созданная в начале 20-го века Рудольфом Штайнером. По словам Штайнера, человек состоит из 7 снарядов.

В педагогических целях важно, чтобы эти оболочки образовывались у ребенка с возрастом каждый год в течение 7 лет:

  1. Физическое тело.
  2. Витальное (эфирное) тело.
  3. Астральное (ощущающее душу) тело.
  4. Я, как семя души (разумная душа).
  5. Сам дух, как трансформированное астральное тело (душа, сознающая дух).
  6. Жизненный дух как трансформированное тело жизни.
  7. Духовный человек, как преобразованное физическое тело.

В соответствии с этим разделением по возрасту образование ребенка строится.

Поскольку, согласно Штейнеру, у человека раньше формировалось астральное (чувствительное) тело, в детском саду Вальдорфа большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей. Все дети изучают музыку и эвритмию (сочетание движений с ритмическими текстами, стихами и музыкой). Группы в детском саду бывают разных возрастов. Много времени дети занимаются прикладным искусством: керамика, вышивка, ткачество, резьба по дереву. В вальдорфской школе много театральных праздников, театральных и кукольных спектаклей. Учителя стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представление об окружающем его мире: они показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления пряжи, ухода за животными и т. д.

Специфика вальдорфской педагогики заключается в очень позднем обучении детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимулирование интеллекта могут начаться только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформирован. И это, по словам Штайнера, происходит в 14 лет. Они стремятся «не обременять» интеллект ребенка - приоритет отдается «творческому» развитию.

В школе нет оценок, дети не остаются на втором курсе - их главная цель - создать психологическую атмосферу в школе, в которой ребенку будет комфортно. Основным педагогическим методом является совместное (с учителем) открытие окружающего мира и его удивление.

Предполагается, что такие отношения и вся педагогическая система формируют мотивацию для обучения детей. На самом деле, будьте готовы, вместо того, чтобы учиться писать, ребенок будет рисовать большие овалы разными чернилами в течение года (нарисуйте маленькие - насилие над психикой), и учителя будут уверены, что письмо придет позже.

Основные методы обучения в вальдорфской школе

Метод «спасения души» - основной метод вальдорфской педагогики. Метод заключается в том, что в процессе обучения дети развивают деятельность, которой ребенок может овладеть на этой стадии развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания они обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувствам, а не к интеллекту. После полового созревания понятия включаются в учебный материал, они работают с абстрактным мышлением ребенка.

До 12 лет вальдорфская педагогика отказывается от метода «наглядного обучения» ввиду того, что формирование понятий является естественным для характера ребенка после 12 лет. Вместо метода «визуальной тренировки» предлагается метод «тренировки в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается включением движения чувств у ребенка, которые являются опорой для памяти.

Современная психология отмечает, что эмоциональная память является одной из самых долгосрочных. Задача учителя - преодолеть безразличное отношение учащихся к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока, включается жизнь внутреннего чувства с его радостью и болью, с его приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Вы можете использовать в обучении то, что запечатлевает интересующего его ребенка. Например, чувство ритма является неотложной потребностью ребенка до наступления половой зрелости. Поэтому в этом возрасте ребенку легко дают запоминать большое количество стихов. Дети могут также легко и весело запомнить таблицу умножения под ритмичные хлопки и топание ног.

Интерес используется как средство мобилизации внутренней активности ребенка на каждом этапе развития. Ребенка интересует, что созвучно с процессами на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно играть активно, много двигаться, подражать и слушать сказки. То есть их интерес все еще находится в области дошкольного периода, они там, где «мир хорош». Поэтому воспитание детей этого возраста основано на подражании, подвижных играх и сказках.

Кроме того, младшие школьники испытывают потребность в ритме, живом образе и творческом воображении, которое возрастает к 9 годам и наиболее остро ощущается с 9 до 12 лет. Во время Рубикон (кризис развития, который возникает в возрасте 9 лет), ребенок отделяет себя от внешнего мира, он уже интересуется вещами, «что они на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистичные предметы: местная история и зоология в 4 классе, география, ботаника и история в 5 классе.

Также в вальдорфских школах поддерживается баланс между «созерцательными» и «активными» предметами. Известно, что при избытке умственной деятельности здоровье детей ухудшается. Решением этой проблемы является введение большого количества предметов, в которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия, рисование и т. д. На предметах созерцания учитель стремится пробудить воображение ребенка и привести его чувства в движение. Это может быть интересное сообщение во время обучения или захватывающая история в конце урока. Главное - включить интерес как позитивную эмоцию.

В течение школьного дня происходит плавный переход от умственной деятельности к физической активности через деятельность чувств. Существует строго определенный ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменена ритмичной частью. Младшие школьники активно двигаются по 20 минут, топают и ритмично хлопают, читают стихи.

Первый урок является основным уроком, одним из основных общих предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. д.). Затем идут уроки, на которых происходит ритмичное повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, рисование и т. д. Они занимаются во второй половине дня. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической активности.

Штейнер впервые представил метод обучения «по эпохам». Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является презентация учебного материала на больших периодах обучения, «эры». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распространению материала у ребенка появляется возможность в полной мере привыкнуть к нему. Ему не нужно тратить энергию на запуск и остановку. В конце «эры» дети чувствуют прилив жизненных сил из-за чувства удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

Метод «гармонизации психической жизни» реализуется в процессе обучения и воспитания, когда учителя стремятся к равновесию в развитии трех умственных способностей ребенка: воли, чувств и мышления. Гармония психической жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями. Это учтено в методической работе. Так, в начальной школе они в наибольшей степени обращаются в основном к воле ребенка, в старшей школе - к чувствам, в старшей школе - к мышлению.

Метод «гармонизации социальной среды», при котором создание здоровой социальной среды вокруг него имеет большое значение для ребенка, так как человек может свободно развиваться, если ничего вокруг него не подавляет его.

Высокие требования к личности учителей повышают престиж школ. Чтобы избежать негативного воздействия на ребенка, учитель должен заниматься самосовершенствованием, контролировать свое поведение.

Индивидуальный подход к ребенку позволяет максимально полно раскрыть способности и не наносить вреда здоровью ребенка. Например, чтобы уравновесить влияние темперамента у ребенка, ему предоставляется возможность увидеть себя со стороны. За это детей с одинаковым темпераментом часто сажают за один стол. Неверная система образования, отсутствие конкуренции не вызывает у ребенка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственная мера его достижений - сравнить его сегодняшние успехи со вчерашними. Индивидуальный подход избавляет ребенка от ненужного стресса, устраняет обесценение личности ребенка.

Совместные занятия в классе способствуют сплоченности детей. Дружественный класс также способствует эмоциональному комфорту ребенка. Дети объединяются в классах по ритмичной части, в уроках ботмерской эвритмии и гимнастики. Координация движений возможна только при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение развивают способность слушать друг друга. Участие в совместных выступлениях учит нас действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий. Основным объединяющим фактором является авторитет учителя, который нужен ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и чувства защиты. Для учителя очень важно организовать свою работу таким образом, чтобы ученики стали более независимыми, чтобы их личная привязанность к учителю переросла в привязанность к школе. Это поможет их безболезненному переходу на более высокий уровень.

Критика вальдорфских школ

Основным недостатком педагогического компонента Штейнера является обращение к фиктивным понятиям, таким как «высшие духовные тела», «эфирные тела» и «астральные тела». Так, сторонники вальдорфской педагогики считают, что методология Штейнера направлена ​​на то, чтобы помочь ученику «подняться» к его так называемому. «Высшие духовные тела» - так называемые. «эфирный» и т. н. «Астральный». Простое упоминание вышеупомянутых фиктивных концепций ставит под сомнение как эффективность методологии, так и психическое здоровье людей, использующих такие методы.

Что касается физического здоровья учащихся и родителей таких школ, следует отметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, в частности, в московской школе «Путь зерна», и ученикам, и родителям рекомендуется использовать гомеопатические лекарства в случае болезни, недостаточная эффективность которой доказана ВОЗ.

Таким образом, вальдорфская школьная система основана на методологии, целью которой является достижение фиктивного состояния («раскрытие высших духовных тел»), которое может повлиять на психическое здоровье ребенка, и убеждения вальдорфских школ относительно использования лекарств могут также наносит ущерб физическому здоровью школы.

В Германии, на родине методологии Вальдорфа, дипломы вальдорфской школы не признаются: например, для окончания такой школы, как слесарь или рабочий, он вынужден сдавать дополнительные экзамены.

Одним из наиболее распространенных предубеждений в отношении вальдорфской школы является идея о том, что эта школа не предоставляет реальных знаний, которые дают учащемуся возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет. Да, ребенок остается спонтанным, «детским», но он будет «учиться без страха». Но что касается уровня знаний ... Причина этого мнения, которое было широко распространено на Западе тридцать лет назад, заключается в том, что вальдорфская школа не объявляет подготовку к университету своей главной целью. На детей давления нет. Их не оставили на второй год. Нет отметок. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенок «хорош». Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. И если с ребенком все хорошо, то в таких условиях невозможно провести сложную работу по подготовке к поступлению в университет, которая должна начинаться чуть ли не с детского сада ... Это общее мнение, которое твердо удерживает умы многих учителей и родителей.

Тем не менее, опыт вальдорфских школ показывает - и опять же, это актуально для нашего времени - что это не что иное, как наше предубеждение. Так, согласно статистике, число абитуриентов, успешно сдавших государственный экзамен для поступления в вуз в школах Вальдорфа, составило процент от общего числа выпускников в 92, 93, 94, соответственно 48,5%, 49,1%, 47,5%. Для сравнения приведу данные за те же годы для выпускников государственных школ и гимназий: 24,0%, 23,7%, 23,4%. В этом году, согласно экзаменам в университете Баден-Вюртенберга, один вальдорфский класс штутгартской школы занял второе место, а в Берлине - первое. Чтобы правильно оценить значимость этих данных, следует отметить, что в вальдорфских школах нет отбора (отбор), что туда попадает все больше проблемных детей, а также что целевое обучение в университете действительно не проводится. Учащиеся сдают государственный экзамен для поступления в университет - зачисление - после обучения в течение дополнительного тринадцатого года, как это предусмотрено немецкой школьной системой (общее образование - 12 лет, плюс один год для зачисления).

Приведенные выше статистические данные надежно удерживаются более десятка лет и типичны для 80-х годов. К сожалению, у меня нет данных о 60-х и 70-х годах, но в целом, я считаю, тенденция вполне очевидна. В литературе также отмечается, что большое количество вальдорфских студентов получают двойную квалификацию. Например, после прохождения реального школьного экзамена в конце школы, который дает право на получение высшего специального образования, или после получения диплома по специальности, обучение по специальности интегрируется в некоторые вальдорфские школы - тогда студент сдает зачисление. Количество таких двойных квалификаций довольно велико и не учитывается в приведенных выше данных. Этот факт озадачивает многих учителей традиционного типа: в школе, похоже, «они ничему не учат», и в конце результаты оказываются выше среднего. Как это объяснить? Это может быть предметом отдельной большой статьи. Здесь я скажу только одно, что вальдорфская школа формирует мотивацию для обучения детей. Дети учатся с удовольствием. Как правило, в школе нет насыщения (есть, конечно, исключения). Для выпускников вальдорфских школ в Швеции никаких дополнительных государственных экзаменов вообще не требуется. В Швеции репутация вальдорфских школ очень высока, и для выпускника школы достаточно диплома, выданного школой для поступления в университет.

В качестве основного метода познания используется почти исключительно личный сенсорно-сенсорный опыт, в отличие от предположительно бесполезной науки, требующей логики, технологии, анализа и эксперимента.

Религиозное образование в вальдорфской школе также является объектом особого внимания. Христианская церковь критикует школы за принадлежность к оккультной и антихристианской ориентации.

Большинство вальдорфских родителей - католики и протестанты. Соответственно, преподавание религии осуществляется представителями этих церковных общин в соответствии с их собственной учебной программой, разработанной и утвержденной в соответствующих церквях. Есть дети, которые не принадлежат ни к какой вере. Школа предлагает им специальный курс «бесплатного христианского образования», поскольку, по мнению учителей Вальдорфа, религиозное образование не должно полностью отсутствовать в человеческом образовании. В первую очередь это касается воспитания «благодарности всему, что дано человеку», благоговения перед Божьим Творением, которым является весь видимый мир, окружающий нас. Способности к таким чувствам являются высшим проявлением человека. Кроме того, дети знакомятся с Библией, Евангелием и религиозной историей человечества. В данном случае, прежде всего, речь идет не о толкованиях последних, но и не о научных библейских исследованиях, а о знакомстве с самим Священным Писанием и его духом. Курс «бесплатного христианского образования» является факультативным и проводится по просьбе родителей. В России, в связи с законодательно закрепленным принципом светского образования, религия не преподается в вальдорфских школах.

Заключение об эффективности вальдорфского образования

В российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, а старшее звено все еще формируется. Однако в одной из московских школ несколько студентов сдали экзамены в других престижных школах в этом году, чтобы проверить свои сильные стороны, и все сдали. Двое пошли в эти школы. Остальные остались на своих местах. В целом, если ребенок испытывает ярко выраженную информационную перегрузку и имеет место недоразвитие эмоциональной сферы, ему подойдет вальдорфская педагогика. Это отличная система для обучения рукоделию и рукоделию, развития эстетического восприятия мира. Вы можете совместить посещение группы Вальдорфского детского сада с занятиями по другим методикам развития. Кроме того, посещение таких групп будет чрезвычайно полезно для детей с различными проблемами развития (умственная отсталость, нарушение речи, умственная отсталость и т. д.).

Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных

История Никитиных

Современные мамы воспитывают детей с большим рвением: они тщательно выбирают методику, следуют рекомендациям специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Но было время, когда сами авторы систем раннего развития (врачи, учителя, психологи) сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая все возможные трудности пионеров. Семья Никитиных в середине 20-го века, не желая этого, совершила революцию в мире педагогики, подняв систему воспитания своих детей до звания одного из самых популярных методов раннего развития детей в нашем страна. Но сначала Елена и Борис Никитиные шокировали своими методами обучения всех, кто хоть как-то имел отношение к детям: от родителей и бабушек до медицинских работников и кандидатов педагогических наук.

У каждого основателя методологии раннего развития детей есть свои принципы, основы, убеждения и своя личная жизнь. Так, например, выдающийся врач-нейрохирург Глен Доман и его жена Хейзел воспитали одного сына, актрису и автора книги «Верь в своего ребенка», Сесиль Лупан воспитала двух дочерей, итальянский учитель и психолог Мария Монтессори посвятила свою жизнь исследованиям в область педагогики, никогда не зная радости материнства. Елена и Борис Никитины являются не только авторами методологии раннего развития, но и родителями семерых детей.

Отец многодетной семьи Борис Николаевич Никитин. Будущий учитель родился в 1916 году. В двадцать пять лет окончил Военно-воздушную академию. НЕ. Жуковский, был принят на вооружение истребительной авиации. Через четыре года после окончания войны он вышел на пенсию и начал научно-педагогическую работу. В 1958 году Никитин организовал и возглавил группу прогрессивно настроенных педагогов. В этот знаменательный год Борис Николаевич познакомился со своей будущей женой Еленой Алексеевной, бывшей школьной медалисткой, а ныне учителем. Елена (в те времена еще Литвинова) была на 14 лет моложе Никитина. Встреча состоялась в селе Большево (Московская область) на встрече, посвященной «программе воспитательной работы в школе». Молодые супруги остались в Большево, слава о котором в скором времени распространилась по всему миру.

Начало метода было положено случайно. Старший сын Никитиных страдал от диатеза, с которым не могли справиться ни родители, ни врачи. Чтобы как-то облегчить состояние ребенка, мама начала ненадолго, но часто выходить с ним на балкон или к двери, на холодный воздух. Неожиданно это дало положительный эффект: сын постепенно поправлялся, а Борис и Елена сделали соответствующие выводы о пользе простуды и закаливания. Супруги начали изучать традиции и обычаи разных народов и пришли к выводу, что новорожденные намного сильнее и выносливее, чем мы думаем. Финны парили младенцев в ванне при температуре + 50 ° С, тунгуска рожала на улице в сильный мороз. И дети не болели! Но современные дети, воспитанные в уютных городских условиях, постоянно простужаются.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов. Сонная деревня Большево под Москвой в шоке. Консервативные люди, не привыкшие к каким-либо нововведениям, просто говорят, что они о семье Никитиных. Мало того, что, вопреки всем приличиям, Никитина рожает одного ребенка за другим (скоро их будет семь). Беспокоит другого. Эти люди берут на себя ответственность воспитывать, воспитывать и обучать своих детей вопреки рекомендациям Министерства здравоохранения и RONO, согласно некоторым собственным, неизвестным программам.

Это казалось невероятным: дети Никитина, полные здоровья, босиком бегали по снегу, выполняли головокружительные гимнастические упражнения на импровизированных снарядах; в возрасте трех или четырех лет они освоили чтение и основы математики; они с энтузиазмом играли в самодельные логические игры, придуманные их отцом Борисом Павловичем, и сами придумывали новые; едва ходить в школу, прыгая через классы ...

Суть методологии развития Никитиных

Любимое высказывание Бориса Никитина: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать это самому, и я пойму. И он попытался воплотить это в жизнь.

По словам Никитиных, взрослые традиционно имеют две крайности в отношениях с ребенком. Первое - это организация. То есть супер заботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. У ребенка нет времени на самостоятельную деятельность. Второй крайностью является отказ от ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (кормить, пить, укладывать спать). Такой подход приводит к депривации (психологическое голодание), госпитализму (задержка эмоционального и психического развития) и, как следствие, к умственной отсталости. Система Никитина основана, прежде всего, на труде, естественности, близости к природе и творчеству. Ребята сами по себе мастера, свои поступки и рутины. Родители не принуждают их ни к чему, они только помогают понять сложные жизненные и философские проблемы. Взрослые толкают, но не опережают детей, вступают с ними в диалог. Основной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей растущего человека и его подготовка к жизни. Авторы определяют основные принципы своих методов следующим образом. Во-первых, свобода детского творчества в классе. Никаких специальных тренировок, упражнений, уроков. Дети делают столько, сколько хотят, совмещая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная атмосфера в доме: спортивный инвентарь включается в повседневную жизнь детей с раннего детства, они становятся их естественной средой обитания наряду с мебелью и другими предметами домашнего обихода. В-третьих, родительское безразличие к тому, что и как делают дети, участие взрослых в детских играх, соревнованиях и даже в жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не вмешиваться в развитие ребенка, а помогать ему, не оказывать давления на детей в соответствии с какими-то собственными планами, а создавать условия для их дальнейшего развития, ориентируясь на благополучие ребенка. бытие и желание детей. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили перед собой цель изначально научить своих детей всему как можно раньше. Они заметили, что ребята раньше развивали те стороны интеллекта, для которых были созданы соответствующие «ведущие» условия. Предположим, ребенок только начал говорить, и среди игрушек у него уже есть кубики с буквами, расколотый алфавит, пластиковые буквы и цифры.

Воспитывая детей, Никитин заметил, что, создавая определенные условия для детей, можно способствовать развитию их интеллекта. Например, нет необходимости ждать соответствующего возраста, чтобы начать учить ребенка читать и писать, лучше бросать кубики с буквами в корзину с игрушками. Следуя буквам в жизни крошек, ненавязчиво будут появляться и книги, номера, географические карты и другие интересные вещи.

Чуть позже появился термин NUVERS, обозначающий необратимое исчезновение возможностей для эффективного развития способностей. То есть для максимального раскрытия любой способности существуют самые благоприятные моменты. Если время упущено, потенциал нереализованной способности неизбежно исчезает. Другими словами, важно дать детям возможность естественного развития и развития талантов как можно быстрее. Активное обучение малыша Никитиной рекомендуется начинать уже с полутора лет, избегая шести вещей.

  • Чрезмерная организация

Используя временные рамки и предписания, мы лишаем ребенка возможности проявить независимость и тем самым сдерживаем его развитие.

Вместо того, чтобы уделять особое время обучению и занятиям, дайте ребенку возможность научиться прислушиваться к себе, своим желаниям и выбирать как само действие, так и время для него. Ваша задача - создать крошку условий. Если он любит рисовать, то ватманские листы развешиваются вдоль стен на уровне роста ребенка, видны фломастеры и забавные лица, солнце, цветы.

  • Отсутствие сплоченности

Мамы и папы часто пренебрегают возможностями, которые открываются при совместной работе: уборка квартиры, приготовление пищи, прополка сада. Но такая деятельность является наиболее эффективной формой общения родителей и детей.

Для ребенка нет ничего более приятного и интересного, чем совместная работа с родителями. С какой важной формой малыш, едва научившись ходить, владеет тканью и помогает родителям чистить пол! Как счастлив тот малыш, чья мама с радостью откликнулась на предложение помыть посуду! Это единство, сплоченность и командование поистине бесценны.

  • Лишняя одежда и калорийная пища

Умственные способности ребенка зависят от его физического состояния. А со здоровьем современных детей, которые постоянно заворачиваются и набиваются деликатесами, дела обстоят хуже, чем когда-либо. Перегрев и переедание негативно влияют на развитие, а преимущества от закаливания и правильного питания трудно переоценить.

«Идеи Никитина были необычными, оригинальными, несколько экстравагантными, но мне, двадцатилетнему, они казались здоровыми и разумными: с первых дней жизни ребенка они раздевались на протяжении всего грудного вскармливания. Ребенок прижимается к теплой материнской стороне и не замерзает. Кроме того, сосание для ребенка - серьезная физическая работа, которая также хорошо согревает. Дети, которых кормят обнаженными, не засыпают возле своей груди, активно сосут, все складки хорошо проветриваются во время кормления, и ребенок не мучится от опрелостей. После кормления ребенок тепло одевается, и он мгновенно засыпает. Со временем бодрствующие периоды становятся длиннее, а сеансы отпуска также удлиняются. Не больной, быстро развивающийся физически, малыш со временем начинает настигать своих сверстников по интеллектуальному развитию».

  • Неравномерное развитие

Те родители, которые уделяют больше внимания тренировке ума, а не тела, поступают неправильно.

Ученые и врачи по всему миру неоднократно доказывали, как полезная физическая активность влияет на развитие умственных способностей. Детям нужно много двигаться. Гимнастика, бег трусцой (не обязательно в строго определенное время и когда ребенок этого хочет), закалка, активные игры - все это должно быть для ребенка таким же естественным, как ежедневный обед.

  • Безразличие и равнодушие

Родители не должны ограничиваться в общении с ребенком только механическими действиями: кормить, пить и укладывать спать.

Несмотря на занятость и суету, очень важно принимать участие в играх, соревнованиях и даже в жизни детей.

  • Помощь и поддержка

Если малыш способен самостоятельно справляться с каким-либо делом, вам нужно дать ему возможность проявить инициативу и любопытство.

Малыш долго не находит нужную картинку, смущается и суетится? В этом случае, по словам Никитина, не нужно спешить и настраивать малыша или, что еще хуже, выполнять за него задание. Каждый из нас имеет право ошибиться и исправить ее самостоятельно. Все приходит с опытом, не стоит лишать ребенка возможности испытать свои силы, искать новые пути и решения.

Все эти запреты являются основой методологии Никитина. Соблюдая эти простые правила, супруги на примере своих детей доказали эффективность своей системы образования. Ее результаты ошеломляют. Так, например, специалисты по тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали самые высокие значения IQ на планете для детей Бориса и Елены.

Развивающие игры по технике Никитиных

Никитин разработал ряд развивающих игр для детей любого возраста. Специальная образовательная программа для детей не применяется. Он погружается в мир игры, в котором он сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новые правила, он просто ввязывается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок уже может заниматься самостоятельно. Поэтому, естественно, малыш выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. В этом случае малыш не может быть предложено. Ему нужно дать возможность мыслить самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным задачам или временно покинуть эту игру. Если заметно, что ребенок достиг предела своих возможностей или потерял интерес к игре, лучше отложить его на некоторое время. Эта методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новые, то есть приводит к развитию его творческих способностей.

Основным отличием является многофункциональность игр и неограниченные возможности для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более сложным задачам, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, иногда страдать, но обязательно достичь цели. Каждая игра - это набор заданий, которые ребенок решает с помощью кубиков, кубиков, квадратов, деталей механического конструктора. Задания предлагаются ребенку в различных формах: в виде модели, плоского рисунка, изометрического рисунка, рисунка, письменных или устных инструкций, что позволяет ему познакомиться с различными способами передачи информации. Задачи варьируются от простых до сложных. Существует несколько уровней сложности: от тех, которые доступны для детей в возрасте от двух до трех лет, до огромных для среднего взрослого, поэтому игры могут вызывать интерес в течение многих лет. Постепенное увеличение сложности задач позволяет ребенку самостоятельно совершенствоваться, то есть развивать свои творческие способности. Используя развивающие игры Никитина на уроках с ребенком, следует придерживаться определенных принципов:

Невозможно объяснить ребенку метод и процедуру решения проблем и не может быть подсказано ни словом, ни жестом, ни взглядом. Выполняя решение на практике, малыш учится самостоятельно брать все необходимое из окружающей действительности.

Невозможно требовать и добиваться, чтобы ребенок решил проблему с первой попытки. Возможно, он еще не созрел, и вам придется ждать день, неделю, месяц или даже больше.

Решение проблемы предстает перед ребенком в виде рисунка, рисунка или структуры из кубиков, кирпичей, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку проверить точность задания.

Большинство развивающих игр не ограничиваются предлагаемыми заданиями, но позволяют детям и родителям придумывать новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитина состоит в том, что им удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием для творческой деятельности - чтобы все делать самостоятельно. Развивающие игры, разработанные Борисом Никитиным, описаны им в книге под названием «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных.

Игра «Рамки и вставки»

Эта игра доступна для самых маленьких. Он состоит из 16 рамок со вставками в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и т. д. Лучше начать с показа вкладышей. Возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, позвонив, покажите их малышу. Лучше не держать их в руках, а разложить на ровной поверхности (не на цветной скатерти или ковре, а хотя бы на листе бумаги). Показав одну фигуру, вы можете дать их ребенку для самостоятельных действий - пусть он осматривает и играет. Будет уместно предложить ему одновременно коробку или банку, в которую он может положить все это, а затем вылить обратно. Постепенно пэан познакомится со всеми 16 фигурами из комплекта. Если вы начнете с небольшого числа фигур, вы можете привлекать крошек в игру, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок вырастет, можно усложнить задачи: нарисовать контуры фигур карандашом, сначала вдоль рамок, затем вдоль вставок (это сложнее), нарисовать двойной контур, заштриховать получившееся изображение, рисовать фигуры на графе (три круга, два маленьких квадрата), создавать сюжетные рисунки (новогодняя елка из трех равнобедренных треугольников).

Игра «Сложи узор»

Эта игра состоит из 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждое лицо имеет определенный цвет. Кубики следует поместить в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с них с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) вам просто нужно сесть рядом с ребенком и посмотреть на блоки вместе: «Смотрите, какие красивые кубики! Итак, я взял 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это желтая. Какой красивый синий трек у меня есть! Давайте возьмем зайчика, посмотрим, как он любит на нем кататься? И теперь трек стал разноцветным: синий, желтый, синий, желтый. Возможно, ребенок больше не слушает и не смотрит вокруг. Итак, знакомство с кубиками нужно было завершить несколькими минутами ранее. Игра не должна беспокоить ребенка. И еще одно: желательно, как и любое другое, хранить его в таком месте, чтобы малыш видел, но он не мог его достать. Когда у крошек появляется желание играть, он может сказать или показать на коробке, если он все еще не знает, как разговаривать. Эти кубы способствуют «развитию пространственного воображения, точности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложите квадратную игру

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось сложить квадрат из нескольких кусочков различной формы. Это была довольно сложная головоломка, поэтому Никитин решил выполнить ряд более простых задач. Результатом стала игра для детей от двух лет. У него есть три категории сложности. Каждый включает в себя 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанере размером с пейзажный лист и вставлены в окна. Для детей от 2 лет нужно оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части вдоль ломаной линии. Теперь вы можете начать игру с ребенком. Детали должны быть расположены в кучах (в каждой части одного цвета), или чтобы показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Далее ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Постепенно ребенок освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По словам Никитина, эта игра способствует развитию цветового восприятия, усвоению отношений целого и части, формированию логического мышления и умению разбить сложную задачу на несколько простых.

Игра «Фракции»

Возраст начала этой игры разный, от 3 до 5 лет. Это набор из трех фанер размером с ландшафтный лист. У каждого из них 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг цельный, второй разрезан на две равные части, третий на три и т. д., до 12 «сегментов». Сначала для игры остается только первая фанера с четырьмя кругами. С их помощью можно повторять цвета, подсчитывать вложенные кусочки, сравнивать их друг с другом. С их помощью можно повторять цвета, подсчитывать вложенные кусочки, сравнивать их друг с другом. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Вы можете попробовать сделать красочный круг. Построить лестницу очень интересно: внизу - целый круг, потом половина, потом треть. С его помощью вы можете четко понять, почему одна секунда больше одной трети.

Игра "Юникуб"

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладеть рисунком, стереометрией и начертательной геометрией. Она учит ясности, внимательности, аккуратности, аккуратности. Unicub - это 27 маленьких деревянных кубиков. Грани каждого куба окрашены таким образом (только три цвета), что такое сочетание граней является редким, если не уникальным. Именно поэтому так сложно выполнить задания по предложенным схемам. Никитин предлагает 60 заданий для Unicub. Первое из них автор исполнял с детьми 1,5 - 3 лет, а самое сложное - доступно не всем взрослым.

Критика системы развития Никитиных

Конечно, в системе Никитина были очевидные недостатки, о которых они сами позже писали: фактически, это была система технократического образования; здесь воспитывались будущие инженеры и ювелиры, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала. Но игры и руководства, разработанные в те годы Борисом Павловичем Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор в нашей стране и за рубежом не было создано ничего, что могло бы превзойти кубики Никитина по своим дидактическим возможностям.

Многие критиковали Никитиных за то, что их дети не стали Эйнштейнами. Но суть их методологии не в этом. Академик Н. М. Амосов в ответ на доклад Никитина в Педагогическую академию писал о своих детях: «Главное качество их интеллекта не в обучении, а в умении. Они не столько ученые, сколько решатели проблем».

Алексей, старший из семи детей Никитина, отличный инженер-электронщик, покинул Россию.

Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химический факультет МГУ, руководит лабораторией.

После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочь, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты.

Другая дочь, Аня, медсестра и мать четверых детей. Юлия - менеджер по туризму.

Предпоследний ребенок в семье - Иван. Это было наименее экспериментировали.

Например, его не учили читать в возрасте трех лет. Иван - бизнесмен и отец двоих детей - трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса.

Люба, самая младшая и многодетная, воспитывает пятерых детей. Материнство - это ее профессия и призвание.

И почти все Никитины (теперь не только Никитины, но и невестки, зятьи) живут в доме своего старого отца.

Крупные родители Бориса и Елены Никитиных не стремились вырастить из своих детей гениев и русских эйнштейнов. Их методология родилась в процессе воспитания детей, что доставило обоим настоящее удовольствие. Муж и жена жили и переживали каждое из их открытий, следили за реакцией ребят, слушали их интуицию. Они, как и многие родители, просто хотели воспитать своих детей здоровыми, развитыми, одаренными и счастливыми.

Вывод:

Не так важно, какой метод вы предпочитаете, в какие игры и кубы вы будете играть со своими крошками. Главное, чтобы малыш чувствовал внимание и заботу. И если вы понимаете, что вокруг вас царит любовь и гармония, значит, вы все сделали правильно.