Альтернативные формы предприятий в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Миссия и целеполагание на предприятии
Неценовая конкуренция и её последствия
Проблема неравенства доходов в современной России
Проблема ограниченности ресурсов в экономике


Введение:

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества современной экономики, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что чем эффективнее рынок, тем больше он удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько производить.

Экономическая активность в современной экономике на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Предметом предпринимательской деятельности является фирма.

В наиболее односложном смысле фирма - это организация, которая владеет одним или несколькими предприятиями и использует экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Такое подробное определение дано потому, что тема данной курсовой работы: «Фирма в современной экономике: альтернативные теории и основные функции».

Актуальность темы обусловлена ​​тем, что изучение закономерностей трансформации такого экономического института как фирмы позволяет ответить на ряд вопросов, значимых с точки зрения понимания сути того, что есть. происходит в экономике Российской Федерации и определяет границы экономического сектора, в пределах которого лежит область принятия реальных экономических решений.

Систематическое отсутствие достижения среднесрочных и даже краткосрочных целей, сформулированное в рамках каждой из следующих версий экономической политики нашей страны за последнее десятилетие, свидетельствует о слабом теоретическом изучении проблем, связанных с фундаментальными институциональные свойства российской экономики.

Нечеткая социально-экономическая политика «социальной направленности» является хорошей демонстрацией того факта, что внутренняя логика, определяющая направление, формы и скорость преобразований российского общества, в лучшем случае еще не до конца понята, а в худшем - реализуется, но используется для обслуживания интересов далеко не самых перспективных социальных групп.

Систематическое представление о преобразованиях экономических институтов позволяет выявить тот факт, что обычно остается в тени:

Индивидуальные поведенческие реакции предприятия, фирмы, каждая из которых, возможно, является адаптивной по отношению к конкретным «раздражителям» экономической среды, в своей совокупности побуждают предприятие или фирму не адаптироваться к «экологической экономической среде», а на напротив, «выпасть» из нее.

Таким образом, теоретическое обоснование роли фирмы как субъекта рыночной экономики в свете современных экономических представлений является важной, современной и значимой темой.

Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы - изучение деятельности, эффективности и проблем предприятия как основного субъекта рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Исследовать специфику деятельности фирмы как субъекта экономики при определении ее целей и основных функций;
  2. Изучите основную теорию фирмы.
  3. Подведите итог полученной информации.

Объектом исследования является функционирование института фирмы в современной рыночной экономике. Предметом является оценка экономических категорий и показателей, характеризующих деятельность фирмы в рыночных условиях.

Тема курсовой работы достаточно разработана. В связи с этим можно отметить труды отечественных экономистов Р. М. Нуреева, Е. С. Балабанова, А. В. Ермишин и многие другие.

Конструктивно работа состоит из введения, основной части - двух глав, заключения и списка литературы.

Фирма в современной экономике: основные функции и цели фирмы

Появление и широкое внедрение фирм восходит к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда начали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, которые впоследствии стали основой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширяются, и их роль в экономике все больше возрастает.

Фирма в современной экономике

Фирма как экономическая структура и как экономическая категория значительно эволюционировала в течение длительного периода развития рыночных отношений. Первоначально термин «фирма» (от итальянской фирменной подписи) означал «торговое наименование» торговца. Теперь этот термин относится к институту, который превращает ресурсы в продукты. В учебной литературе фирма рассматривается как особая организация, экономическое и юридическое лицо, занимающееся производственной деятельностью (производство экономических товаров) и обладающее экономической самостоятельностью в решении вопросов.

Предпринимательская деятельность или предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность отдельных лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на их собственный риск и под их имущественную ответственность.

Предпринимательство допускается в любой отрасли экономики, не запрещенной законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консалтинговой деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д.

Основными направлениями предпринимательской деятельности являются: - производство, торговля и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство - это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.

Основой предпринимательской деятельности является та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами предпринимательской деятельности являются: физические лица, фирмы, государственные учреждения.

Предприниматель берет на себя инициативу объединить ресурсы земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает стать прибыльным бизнесом. Он выполняет сложную задачу принятия базовых решений в бизнес-процессе. Предприниматель реализует свой деловой интерес через инновации, стремясь внедрить новые технологии производства, новые формы организации бизнеса и новые товары в бизнес на коммерческой основе. Кроме того, его деловые интересы реализуются через риск, а предприниматель рискует не только своим временем, трудовой и деловой репутацией, но и своими вложенными средствами.

Наемные работники реализуют свои деловые интересы посредством выполнения официальных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они равноправные участники в отношениях с предпринимателями. Заключая соглашение, как работники, так и предприниматели делают свой выбор, несут экономические риски и несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Со временем сотрудники сами могут стать владельцами, купив акции данной компании или открыв собственный бизнес.

Таким образом, индивидуальные граждане, коллектив людей и государство могут заниматься предпринимательством. Следовательно, существует два основных типа предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях его можно даже конфисковать.

Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать собственность или имущественные права.

Таким образом, индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает все решения о производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства, мобильность действий предпринимателя и приемлемые налоговые условия.

В коллективном предпринимательстве деловые операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого создается предприятие или общество.

Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы. В то же время он опирается на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и формы собственности.

В современных условиях предпринимательская деятельность является средством не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда большое желание многих людей начать собственное дело.

Функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства.

Характеризуется:

  • стабильность государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
  • льготный налоговый режим, который способствует притоку финансовых ресурсов в сферу бизнеса;
  • развитие инфраструктуры бизнеса: центры инноваций и внедрения; специальные фирмы, оказывающие помощь начинающим предпринимателям; консалтинговые центры по управлению, маркетингу, рекламе; курсы обучения предпринимательства и школы;
  • создание эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не считает мгновенное увеличение прибыли приоритетной задачей, а намечает путь к будущим структурным изменениям и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.

Основные функции фирмы в современной экономике

Наиболее важной целью компании является максимизация прибыли. Основными целями любого предпринимателя являются обеспечение жизнеспособности его предприятия, увеличение масштабов производства и повышение эффективности предприятия. Основными составляющими предпринимательской деятельности являются производство продукции, торговля, коммерческое посредничество. Для повышения производительности труда на предприятиях предпринимателю наиболее целесообразно: углубить специализацию и разделение труда, инвестировать в производственные активы и человеческий капитал (повысить уровень образования и квалификации работников). Реклама также является важным фактором. Реклама предприятия типична для периода начала его деятельности, этапа реструктуризации или расширения предприятия. Также важно планировать свою деятельность. Принцип экономии в планировании предполагает достижение определенного результата при минимальных затратах. Фирмы заинтересованы в поиске оптимальной производственной функции методом замещения ресурсов.

Итак, фирма как самостоятельный хозяйствующий субъект выполняет ряд важных функций:

  1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовывать производство для производства товаров и услуг.
  2. Коммерческая функция обеспечивает логистику, продажу готовой продукции, маркетинг и рекламу.
  3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри компании и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.
  4. Функция подсчета: составление бизнес-плана, сальдо и сметы, инвентаризация и отчетность перед государственной статистикой и налоговыми органами.
  5. Административная функция - управленческая функция, включающая организацию, планирование и контроль за деятельностью в целом.
  6. Правовая функция осуществляется посредством соблюдения законов, норм и стандартов, а также посредством реализации мер по защите факторов производства.

Таким образом, функция фирмы заключается в объединении ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых потребителям. Конечная цель фирмы - максимизировать благосостояние ее владельцев.

Альтернативные теории

Фирма в неоклассической теории

Неоклассическая теория фирмы рассматривает фирму как черный ящик. Фирма в этой теории представлена ​​«дано». Как и потребитель, фирма выступает в качестве основного логического элемента экономической системы. Неоклассическая теория в принципе не ставит вопрос о том, почему возникает фирма. Также не уделяется внимания характеру внутренней организации компании, таким задачам управления, как поиск рынков, продуктов, технологий. В этой модели руководство решает только одну задачу - выбрать объем производства, который максимизирует прибыль. Именно эта задача представлена ​​в центре теории фирмы в интерпретации теории цен. «В стандартной интерпретации, принятой в современной теории, фирмы представлены как набор производственных возможностей, к которым прикреплена мотивация, связанная с получением прибыли».

Основными предположениями неоклассической теории фирмы являются:

  1. Уникальность критерия выбора решения.
  2. Неограниченные возможности и обработка информации, поступающей из внешней среды.

Современная микроэкономическая теория предлагает модель «пути развития» для объяснения поведения фирмы. Первоначальными ограничениями этой модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства. В то время как изучение общей экономики начинается с постулата, что ресурсы ограничены, совершенная конкуренция предполагает, что ресурсы не ограничены для каждой отдельной фирмы. Кирзнер обращает внимание на то, что в ортодоксальной теории фирмы «предприниматель-производитель уже приобрел определенные ресурсы, которые теперь могут обречь его на производство определенного продукта». В институциональной экономике фирма в большинстве случаев рассматривается как экономическая организация, которая является альтернативой рыночному способу экономической координации, связанному с организационными затратами (соответственно, рыночной координации с транзакционной). Категория «фирма» в современной экономической науке имеет неоднозначную интерпретацию. В рамках современной основной экономики эта проблема не является существенной, поскольку она относится к тем условиям, которые приняты по умолчанию - предположения считаются заданными. Большинство неортодоксальных теорий, таких как неоавстрийская школа, неоинституционализм и марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий. Однако даже среди неортодоксальных экономических течений различия в подходах к анализу фирмы довольно значительны. Разница между определениями отражает принципиальную позицию теории и состоит, по большей части, в том, какой тип фирмы или какой процесс внутри фирмы акцентируется. Проблема осложняется некоторой путаницей в определениях: наряду с категорией «фирма» активно используется термин «предприятие», и некоторые исследователи используют их как синонимы, в то время как другие вкладывают в них различные значения и содержание.

Э. Прескотт и М. Висшер определяют фирму как организационный капитал, подразумевая под этим информационные активы, воплощенные в знаниях и квалификации сотрудников. Они интерпретируют фирму как организационную форму получения и использования информации, во многих случаях дешевле, чем заключение рыночных контрактов. Шумпетер использует термин «предприятие», означая «внедрение новых комбинаций, а также то, в котором эти комбинации воплощены». Кирзнер определяет фирму по тому, что происходит после того, как предприниматель завершил определенный процесс принятия предпринимательского решения, а именно, покупку ресурсов. Это определение ставит предпринимателя и его решение на первый план, не придавая важного значения остальным факторам. Кляйнер, как и Дж. Шумпетер, использует термин «предприятие», первый понимает его как «организацию, которая самостоятельно систематически производит товары и услуги для продажи вне организации, а также воспроизводит ресурсы». С. Мастен считает, что фирма является своего рода институтом, поскольку она имеет и применяет конкретные правила и процедуры, регулирующие внутреннее приемлемое поведение. Мы не согласны с таким толкованием, поскольку оно скорее сбивает с толку и усложняет определение, и мы разделяем мнение тех исследователей, которые отделяют категорию «фирма» от «учреждения». Демсетц критикует теорию фирмы с точки зрения трансакционных издержек, видит ее слабость в отсутствии учета производственных издержек, что приводит к игнорированию различий между фирмами, если они не связаны с контрольной функцией. Заполняя этот пробел, он предлагает определить фирму как «совокупность технологических, личных, методологических характеристик и установок, все это окружено и отгорожено от внешнего мира изолирующим слоем специфической для фирмы информации, и это невозможно легко изменить или подражать этому комплекту. " Кляйн критикует определение фирмы как переплетение контрактов и пакет ресурсов, утверждая, что фирма - это больше, чем частная группа формальных и неформальных контрактов, он включает ценные «командные» активы и разработанные механизмы контроля и управления информацией. Крепс считает, что «фирма - это не что иное, как репутация компании, которая справляется с непредвиденными (или, по крайней мере, не контрактными) обстоятельствами». В то же время репутация считается заменой материальных активов. Эта интерпретация кажется нам чрезвычайно односторонней, в ней нет места для таких ресурсов, как финансовые, человеческие и т. д., что упрощает фирму даже в качестве теоретической модели.

Ф. Махлуп обращает внимание на три теории фирмы:

  • marginalistic;
  • бихевиористский;
  • управленческая.

В теориях управления они включают области, в которых исследуются взаимоотношения внутри фирмы между владельцами и менеджерами - проблема «принципал-агент» и конфликт интересов, возникший в связи с расширением масштабов функционирования корпораций и разделением функция собственности от управления. Бихевиористский подход, который отвергает предпосылки предельного анализа, предварительные гипотезы и предположения, концентрирует внимание на наблюдении за внешним поведением экономического субъекта, подвергается серьезной критике им. Махлуп защищает маржиналистскую теорию, отвечая на критику бихевиоризма, в частности, на то, что путать фирму с теоретической конструкцией и эмпирической реальностью, то есть с эвристической фикцией с реальной организацией, - значит ошибаться. Сильной стороной неоклассической теории он видит именно в том, что реальность существования фирмы для этой теории не имеет значения.

Н. Розанова также выделяет три группы теорий фирмы:

  • технологическая концепция фирмы, которая является основой классических и неоклассических теорий;
  • институциональная теория фирмы;
  • теоретические исследования поведения фирм, основанные на теории игр, принимая существование фирм как данность и их поведение как стратегическое.

В этой классификации теории поведения фирмы, разработанные теорией отраслевых рынков, включены в последнюю группу и представляют альтернативу неоклассическим и институциональным концепциям. Нам представляется более правильным отнести эту группу теорий к неоклассической группе. Н. Розанов включает теорию инновационной активности предпринимателя в состав теорий классического и неоклассического, с чем мы не можем согласиться, поскольку уже в исходных положениях и предпосылках эти теории противоположны друг другу.

Критериями Н. Розановой для выявления этих групп теорий фирмы были следующие факторы:

  • метод исследования поведения фирмы;
  • факторы, объясняющие присутствие фирм разных размеров в экономической системе;
  • факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных секторах;
  • оценка цели фирмы;
  • объяснение разнообразия организационных форм компании;
  • подбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;
  • общий механизм функционирования фирмы.

Договорная теория фирмы

Фирма - это совокупность отношений между сотрудниками, менеджерами и владельцами. Эти отношения часто выражаются в соглашениях - договорах.

Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), они также могут принимать форму неформальных соглашений (соглашений, контрактов).

В институциональной теории фирмы - фирма, представляющая собой набор внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат для обеспечения их реализации: трансакционные издержки и расходы на контроль (организационные расходы).

Транзакционные издержки - это затраты (явные и неявные), связанные с исполнением внешних контрактов. Затраты по сделке - это затраты на выполнение деловых операций, включая денежную оценку времени, затраченного на поиск делового партнера, ведение переговоров, заключение договора и обеспечение надлежащего исполнения договора.

Контрольные затраты - это затраты, связанные с выполнением внутренних договоров. Расходы на контроль включают в себя расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также убытков в результате ненадлежащего исполнения контрактов.

Рынок и фирма, с этой точки зрения, представляют альтернативные способы заключения договоров. Рынок можно рассматривать как сеть внешних контрактов, а фирму - как сеть внутренних контрактов.

Увеличение трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает возможности рынка. Это, в свою очередь, приводит к существованию относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего согласия и возможности оппортунистического поведения во многих случаях устраняется путем разработки внутренних контрактов.

В свою очередь, с ростом компании растет число сотрудников и расчленение производственного процесса (типичным примером является конвейерная лента с отдельными операциями), так что совокупный результат деятельности компании оказывается не дело одного или нескольких сотрудников, как в доиндустриальную эпоху, но многих отделов и многих сотрудников. В результате прямая связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства, теряется.

И сразу же возникает проблема с бесплатным проездом: снижение трудоемкости одного из сотрудников напрямую не влияет на общий продукт компании и может остаться незамеченным, и поэтому соблазняет сотрудников работать не на полную мощность. Самоконтроль за интенсивностью труда перестает служить способом повышения эффективности производства, вместо него вынужден принимать контролирующий орган. Затраты на контроль степени трудоемкости (активности) каждого производственного звена появляются и растут. Чем больше становится фирма, тем выше эти затраты на контроль.

Фирма как отдельный субъект экономической деятельности существует между двумя типами затрат - транзакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и контрольными издержками, которые устанавливают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две фундаментальные организационные формы фирмы: U-форму и M-форму.

U-форма (от английского унитарного) отличается низкими расходами на контроль и высокими транзакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая занимается производством одного продукта или предоставлением одной услуги и в которой право принимать решения о долгосрочной стратегии и текущих операциях принадлежит относительно узкой группе.

Эта структура выгодна своей простотой и низким количеством промежуточных соединений. Он характеризуется значительной экономией на масштабе и низкими организационными расходами.

М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует компанию со многими подразделениями, производящими широкий ассортимент продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри компании. Эта форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне департамента.

Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее основной функцией, и для ее реализации дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Появление этой формы организации приводит к созданию многопрофильных фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, тщательно выверенной сложной стратегии, поскольку целью фирмы является не только сохранение и расширение рынка существующих товаров. но и для проникновения на новые рынки. Эта форма организации характеризуется высокими организационными затратами.

Теория принципала-агента

Принципал - владелец.

Агент - доверенное лицо (управляющий).

В 1933 году вышла книга А. Берли и Г. Мина "Современная корпорация и частная собственность".

В 1929 году только 11% американских фирм контролировались собственниками капитала. Причины: расширение производства, финансирование осуществляется многими владельцами.

Отделение собственности от текущего контроля над крупными корпорациями создает конфликт интересов между владельцами и менеджерами.

Цель владельца - максимизировать прибыль.

Цели стюардов - спокойное существование; престиж, роскошь и расходы на личные интересы; профессиональный интерес.

Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности существует разделение собственности на несколько компонентов: между собственностью, реализованной посредством продажи и покупки акций и получением дивидендов, и распределением, которое проявляется Сам в текущем функционировании компании. Более того, владелец компании сохраняет функцию собственности, а менеджеры (особенно верхний уровень) - функцию выбытия.

Конфликт интересов владельцев и менеджеров углубляется из-за асимметрии информации. Поскольку менеджеры ближе к производству, у них больше информации о состоянии дел в фирме.

Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения менеджеров решается путем контроля за деятельностью менеджеров. Существует несколько проверенных способов контроля и поощрения управленческого поведения, которое отвечает интересам владельцев. Однако ни один из методов не является панацеей.

Методы контроля за деятельностью менеджеров включают в себя:

  1. Деятельность совета директоров (наблюдательного совета), однако, этому препятствует, во-первых, возможность конфликта интересов в совете директоров, а во-вторых, неполнота информации о решениях управляющих и их последствия.
  2. Решения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты менеджеров и принимать решения об их замене. Однако этот метод неэффективен при большом количестве акционеров и нерегулярных собраниях.
  3. Угроза банкротства компании, что может повлечь за собой вынужденную смену руководства.
  4. угроза слияния или поглощения. Уменьшение прибыли из-за несправедливого или недостаточно эффективного управления фирмой приводит к снижению стоимости ее акций, что облегчает их покупку другой фирме.
  5. Конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте менеджера предполагает заключение договора с менеджерами, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотношения результатов его работы с результатами работы менеджеров других отделов.
  6. Денежные стимулы для менеджеров. Денежные стимулы для менеджеров возможны в форме денежных выплат для достижения целей, поставленных владельцем менеджером, или в форме пакетов акций, чтобы превратить владельца-менеджера в владельца-владельца.
  7. Репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если это произойдет, влияет на его репутацию, что снижает его оценку на рынке менеджеров и возможность получения хорошей должности в другой компании.

Таким образом, мы видим, что фирма является сложным экономическим субъектом с широким спектром целей, вызванных усложнением собственности, что может вызвать конфликты внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогает понять существенные аспекты функционирования современной фирмы, те аспекты, которые не в состоянии объяснить традиционную микроэкономическую теорию.

Традиционная теория фирмы

Из-за сильной ориентации на прибыль стремление фирм максимизировать прибыль воспринимается как должное. Большинство теорий фирм не только утверждают, что прибыль является целью или главной целью, но они единодушно утверждают, что очень определенной целью является максимизация прибыли и что фирмы можно рассматривать так, как будто они стремятся максимизировать прибыль. Хотя было бы преувеличением рассматривать максимизацию прибыли как показатель того, что любые действия и решения в форме подлежат холодному расчету для получения максимального превышения дохода над затратами, максимизация подразумевает, что, выбирая из нескольких альтернатив с разными ожидаемыми прибылями Тем не менее фирма будет выбирать вариант с наибольшей ожидаемой прибылью.

Можно с уверенностью сказать, что прибыль является целью почти каждой фирмы - возможно, основной целью. Прибыль является универсальным показателем эффективности бизнеса, и лишь немногие фирмы могут предпринять действия, которые определенно приведут к снижению прибыли, чем это было бы в долгосрочной перспективе. Некоторые фирмы более ориентированы на прибыль, а другие меньше. В целом, фирмы, которые испытывают сильное конкурентное давление, стремятся достичь целей максимизации прибыли в краткосрочной перспективе; если прибыль фирмы достаточно велика, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько иначе, предполагая, что, помимо фактора максимизации прибыли, другие факторы также влияют на управленческие решения.

На это есть несколько причин. В условиях жесткой конкуренции на рынке, где размер прибыли невелик, опасности велики, а способность фирм компенсировать убытки невелика, ведется жестокая борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий. В таких условиях довольно трудно заработать даже нормальную прибыль, а решения фирмы наиболее восприимчивы к соображениям ближайшего будущего. Скорее всего, будут выбраны те действия, которые являются оптимальными с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют угрозу для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке, и у нее практически не будет альтернатив, кроме как стремление к максимизации прибыли в краткосрочной перспективе. Подобные условия возникают, когда спад или инфляция снижают потребительский спрос до такой степени, что прибыль падает. Методологически предположение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, все еще остается довольно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, которые оказываются в таких ситуациях. Это, конечно, одно из лучших предположений относительно целей, которые преследуют такие фирмы.

С другой стороны, если фирма несколько изолирована от конкуренции и довольна прибылью выше среднего, она в лучшем положении, чтобы отклониться от строгого соблюдения принципа максимизации прибыли. Причина в том, что пока прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, у руководителей есть некоторая свобода действий для достижения целей, отличных от высокой прибыли. Однако эта свобода не распространяется слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидную прибыль, определяется «убыточными» целями или что менеджеры не учитывают влияние, которое другие цели оказывают на прибыль.

Но традиционная теория фирмы просто объясняет поведение фирмы стремлением максимизировать прибыль.

Эта категория основана на 2 предположениях:

  1. владельцы осуществляют ежедневный оперативный контроль и управление делами фирмы;
  2. их единственное желание - максимизировать прибыль.

Теория лежит в основе тезиса максимизации прибыли, когда предельные издержки и предельный доход равны.

Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют анализ маржи для измерения или прогнозирования своей деятельности. Действительно, расчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно сложен и усложняется из-за незнания фактической кривой спроса на продукцию фирмы, цены и эластичности этого спроса по доходу.

Несмотря на то, что многие крупные фирмы проводят дорогостоящие исследования рынка, полученную информацию нельзя считать на 100% надежной и достаточной. Не менее сложной является оценка будущих доходов и расходов. Наконец, почти невозможно предсказать действия и противодействие других фирм и оценить последствия их деятельности.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение прав собственности от прав управления; и, за исключением мелкого индивидуального предпринимателя, владельцы не осуществляют операционное управление, нанимая профессиональных менеджеров для этого.

Традиционная теория не объясняет поведение фирмы наилучшим образом, поэтому многие экономисты предложили альтернативные теории, которые выводят поведение фирмы из совершенно разных предпосылок и объединяют его с различными целевыми установками.

Подводя итог, можно сказать, что допущение максимизации прибыли особенно подходит для ситуаций:

  1. большие группы фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении отдельных фирм;
  2. острая конкуренция;
  3. объяснение и прогнозирование общего воздействия конкретных изменений на цены, производство и ресурсы, а не их конкретные значения;
  4. рассмотрение направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда число фирм невелико, когда конкуренция не угрожает прибыльности и / или когда требуются точные численные оценки, тогда требуется четкое определение целей фирмы, прежде чем поведение можно будет определить. достоверно объяснил и предсказал.

Теория управления фирмой

Эта концепция проистекает из следующих предпосылок:

  1. оперативное управление осуществляется не собственниками, а профессиональными менеджерами;
  2. цель менеджеров - максимизировать продажи и получаемый доход.

Эти предпосылки имеют реальную основу, поскольку в связи с преобладанием акционерной собственности в современных условиях владельцы акций являются только формальными владельцами, уступившими свои управленческие права профессионалам. Конечно, в данном случае мы не говорим о небольшом слое контролирующих акционеров, которые сохраняют стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных инвесторов, иногда очень далеких (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции, В. Дж. Бауман, в 1959 году отметил, что существует ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации продаж. Прежде всего, это связано с прямой зависимостью заработной платы и всех дополнительных льгот и выплат, полученных менеджерами от выручки от продаж.

Продолжая развивать управленческую концепцию, Уильямсон в 1963 году отметил в качестве дополнительных обоснований, что рост выручки от продаж позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: ему подчиняются все больше сотрудников, и его ранг в иерархии услуг растет.

График демонстрирует степень возможного расхождения в объеме продукции фирмы и максимальной прибыли и максимальной выручки от продаж.

В последнем случае объем производства и продаж увеличивается до того момента, когда предельный доход от продажи Q-й единицы станет равным 0. Это означает, что общий доход больше не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимум. Когда прибыль максимизируется, объем производства устанавливается на уровне Qp, поскольку именно в этот момент была достигнута максимальная разница между общим доходом и общими затратами, т. е. прибыль была максимальной. Легко видеть, что при максимизации выручки от продаж прибыль фирмы уменьшается по сравнению с опцией максимизации прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить минимально приемлемый уровень прибыли для менеджеров. В этом случае, если такое ограничение прибыли установлено на уровне PR, менеджеры будут увеличивать продажи, пока это не грозит падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Qs, который соответствует пересечению прямого PR и прямой общей прибыли.

Социологическое исследование, проведенное английским экономистом Шипли в 1981 году, показывает, что почти половина всех британских фирм считают увеличение продаж одной из своих важнейших задач. В то же время крупные компании придают большее значение этой цели, чем мелкие. Одна из семи компаний, в которых работают более трех тысяч человек, в качестве основной цели назвала максимизацию продаж. Тогда как среди всех компаний - только одна из четырнадцати.

Результаты исследования, проведенного Институтом стратегического планирования США (1974 г.), показали, что в краткосрочной перспективе фирмы предпочитают максимизировать продажи, а в долгосрочной перспективе они больше заинтересованы в максимизации прибыли.

Теория максимизации роста фирмы

Некоторые экономисты, в частности Marris (1964), считают, что владельцы и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизировать рост фирмы. Менеджеры стремятся сделать это, чтобы улучшить свой личный статус и зарплату. Владельцы компании стремятся увеличить свои активы, стремясь к цели личного обогащения. В то же время Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочитают растущую компанию просто крупной.

Центральным звеном в теории Маркса является показатель, называемый уровнем нераспределенной прибыли. Вся корпоративная прибыль делится на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд для развития производства. Отношение нераспределенной прибыли к распределенным формирует ставку нераспределенной прибыли или ставку нераспределенной прибыли. Если менеджеры распределят львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут чрезвычайно довольны, и рыночная ставка вырастет. Высокий рыночный курс защитит фирму от возможного скупки ее акций конкурентами и от поглощения. В то же время низкий уровень накопления не даст возможности для развития производства и роста фирмы.

Возможна другая ситуация. Менеджеры оставляют большую часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, ставка которых начнет падать. Там будет угроза поглощения компании конкурентами, так как при низкой ставке акции можно скупить довольно легко.

Таким образом, разделение прибыли на две части и определение уровня удержания прибыли - дело непростое и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы они обычно придерживаются принципа «сбалансированного роста», то есть выбор скорости роста капитала фирмы и объема ее продаж осуществляется с учетом уровня удержания прибыли и, следовательно, с учетом среднего уровня прибыли в целом. Очевидно, что с увеличением капитала и продаж фирмы средний уровень прибыли уменьшается. В связи с действием закона убывающей полезности (в данном случае возврат на дополнительные инвестиции). В каждом случае фирма выбирает необходимую комбинацию прибыльности и роста. Чтобы выжить, фирма должна расти, увеличивать продажи. Для этого необходимо увеличить производственные мощности и инвестировать. Все это требует финансирования. Первый способ можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала.

Источниками внутреннего роста компании являются:

  1. собственные ресурсы фирмы, прежде всего нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;
  2. заемные средства, полученные от банков и других кредитно-финансовых учреждений;
  3. средства от дополнительных выпусков ценных бумаг.

Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаковы и различаются в зависимости от ситуации. Понимание важности и динамики отдельных источников внутреннего роста в британских фирмах с 1970 по 1989 гг.

Доля внутренних ресурсов неуклонно увеличивалась до середины 1980-х годов, когда она составляла 83,5% всех источников финансирования, но затем начала резко сокращаться и к концу 1980-х годов она была равна всего 35,1%. Напротив, доля заемных средств более чем удвоилась за этот период и достигла 47,3%. Выручка от акций традиционно являлась незначительным источником внутреннего роста. 1986-1987. Их значимость резко возросла, но после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987 г. вновь упала до 6% (обратите внимание, что годовая сумма всех источников финансирования для внутреннего роста составляет не 100%. Это объясняется традиционно высокой значимостью для Великобритании «зарубежные» источники финансирования, на которые приходится отсутствующий интерес).

Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала посредством слияний и поглощений. Практика показывает, что это очень распространенный метод роста; он обеспечивает до 50% общего прироста активов фирм и около 60% от общей концентрации промышленности. Динамика слияний и поглощений неравномерна: есть пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний произошла во второй половине 1980-х годов, что привело к уменьшению доли собственных источников роста компании. Бум слияний 1984-1989 гг. отличается от предыдущих пиков 1967 и 1972 гг. тем фактом, что по сравнению с количеством слияний сумма сопутствующих расходов была необычайно высокой: в основном слились очень крупные фирмы.

Слияние технически отличается от поглощения, хотя на практике не всегда легко отделить одно от другого. Слияние означает взаимное соглашение между руководством двух компаний для объединения. Обычный механизм слияния заключается в замене акций объединяющихся корпораций новыми акциями единого стандарта. Название совместного предприятия чаще всего включает названия бывших фирм. Для реализации, как правило, никаких специальных финансовых средств не требуется. Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. В то же время руководство фирмы A делает прямое предложение акционерам фирмы B выкупить их контрольный пакет. Предлагаемая цена обычно значительно выше рыночной. Для операции поглощения поглощающая фирма требует значительного специального фонда для оплаты контрольного пакета. В результате приобретенная компания и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо. Слияния (поглощения) бывают нескольких типов. Основными из них являются: горизонтальная интеграция; вертикальная интеграция. конгломерат. Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, которые производят один и тот же тип продукта или выполняют одну и ту же стадию определенного технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером является объединение фирм, производящих шарикоподшипники или швейных машин, или поглощение небольших магазинов супермаркетом. Например, с 60-х годов до настоящего времени в Великобритании более 80% всех приобретений и слияний относятся к типу горизонтальной интеграции. Эти слияния обеспечивают эффект масштаба на уровне производства и управления. Вертикальная интеграция происходит, когда объединяются фирмы, которые выполняют разные этапы одного технологического процесса. По сути, это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтяной компанией предприятий нефтеперерабатывающих заводов, химических заводов, нефтепроводов и танкеров, автозаправочных станций и т. д. Другим примером является приобретение торговой компанией текстильной и швейной компании. Вертикальная интеграция позволяет снизить затраты, поскольку товар перемещается с одной стадии воспроизводства на другую в обход рынка: расчеты между подразделениями компании осуществляются не по рыночным ценам, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и улучшить контроль над рынком. Тем не менее, этот тип слияния составляет всего около 5% от общего объема. Конгломерат образуется в результате слияния фирм, технологические процессы которых никак не связаны.

Например, англо-голландский концерн "Unilever" имеет многочисленные предприятия в пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, на транспорте, в парфюмерии, в производстве продуктов питания для животных, тропических плантаций и т. д. Конгломерат формируется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения «случайных» иностранных фирм. При диверсификации слияний и поглощений цель состоит в том, чтобы распределить риск путем распределения капитала между различными отраслями; осваивать новые рынки, сформированные на стыке предыдущих видов продукции; занять даже самые маленькие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники; применяя их одновременно в разных областях (так называемая «технология перекрестного опыления»). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру компании и образуют с ней единую схему, стабильность которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений является концерн. Если конгломерат формируется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются только на том основании, что ситуация на фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже. Такие ассоциации не стабильны, аморфны и легко распадаются. В 1960-е годы в конгломератных ассоциациях наблюдался бум, но уже в 1970-х многие из них показали себя «колоссами на глиняных ногах» и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было классифицировать как конгломератные. Одной из важных тенденций последнего десятилетия является тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной среды, обострения конкуренции, которая также приобрела международный характер на внутренних рынках, динамично обновляемой технологии, выживание компании зависит от ее гибкости, гибкости и адаптируемости. Этого легче достичь с помощью децентрализованного производства и управления. В связи с этим происходит процесс распада крупных фирм на более мелкие компоненты, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет является выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером является объявление в 1992 году об отделении от структуры британского концерна "Imperial Chemical Industries" ряда подразделений с целью освоения новых рынков сбыта. Современное управление опирается на качество и гибкость.

Теперь рассмотрим другую теорию фирмы - поведенческие теории фирмы: множественность целей.

Поведенческие теории фирмы

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы есть только одна цель (P, V производства, роста), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - основаны на предположении, что фирма имеет несколько целей. Эта предпосылка основана на интерпретации корпорации как сложной системы, в которой иерархия субъектов и объектов управления соответствует иерархии интересов и целей. Этот набор интересов и целей включает в себя: интересы работников, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию работы, повышению квалификации и профессиональному росту и т. Д .; интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению их социального статуса, карьеры, росту доходов; интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды; Интересы высшего руководства компании, которая стремится улучшить экономические показатели компании, повышают престиж компании. Чтобы фирма существовала в целом, чтобы быть стабильным жизнеспособным организмом, высшее руководство должно быть в состоянии согласовать эти конкретные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. Процветание компании зависит от способности администрации гасить различия интересов, разрешать конфликты самым безболезненным образом и поддерживать стабильную социальную ситуацию в коллективе. Поведенческие теории (эта область называется «бихевиоризмом») широко используются в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров заключается в следующем: «Ключом к успеху является высокий моральный дух сотрудников фирмы. Высокий моральный дух - это результат удовлетворения интересов сотрудника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей компании, которая бы есть плохие, то есть бескорыстные и недовольные сотрудники.

Задача администрации - гармонизировать интересы сотрудников и фирмы. «Существует много частных вариантов поведенческих теорий, которые предлагают различные рецепты для согласования частных и общих интересов внутри корпорации. Многие из них уже достаточно проверены на практике и показали высокую эффективность. Один из рекомендованных методов, предложенных Х.А. Саймон в 1959 году занимается искусством компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, продажи, рост, зарплату и т. д. Необходимо выбрать комбинацию целевых параметров, которые, хотя и не являются максимальными, для каждой цели в отдельности Тем не менее, рекомендуемый метод достижения такого компромисса заключается в ведении переговоров и постоянном мониторинге реализации каждой цели.В случае возникновения конфликтов, сбоев и разногласий на любом этапе, администрация должна активно вмешиваться и разрешать конфликт наименее болезненным образом. h Некоторые из предлагаемых советов включают в себя: установление временных рамок для выработки компромисса, установление бюджетных ограничений для каждой группы заинтересованных сторон, четкое распределение ответственности, прав каждой структурной группы и т. д. Большое внимание в поведенческих теориях уделяется учету влияния внешней среды, в которой фирма существует и функционирует. Один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отметил в 1984 году, что существует более 2 тысяч различных стратегических моделей поведения фирмы, которые позволяют ей быстро адаптироваться к меняющемуся миру вокруг нее. Внешняя среда включает в себя как экономические, политические, экологические и социальные условия, общественное мнение и т. д. Внутренняя структура компании должна соответствовать ее внешней среде и гибко реагировать на ее изменения.

Вывод:

На основе анализа информации, представленной в этой работе, становится возможным сделать ряд четких и структурированных выводов о роли и месте фирмы как экономического института в современной рыночной экономике.

Эти выводы заключаются в следующем:

  1. В развитой рыночной экономике фирмы разнообразны, они занимаются производством товаров, их продажей, оказанием разнообразных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультационных, исследовательских;
  2. В рыночной экономике через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "на основании того, что предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на систематическую прибыль от использования имущества, продажи товаров, производительности работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом ";
  3. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, отвечающим требованиям цивилизованной экономики;
  4. Основными формами организации бизнеса в современной рыночной экономике являются корпорация (акционерное общество), отдельная фирма и партнерство;
  5. Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которой она создает свою внутреннюю структуру;
  6. Приоритет поставленных целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать уровню выживания, умеренному или высокому уровню;
  7. Фирма, не имея абсолютной гарантии успеха в производстве одного вида продукции (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. наблюдается диверсификация производства и деятельности;
  8. Фирма как важнейший экономический институт требует создания и соблюдения ряда условий для ее развития в институциональной структуре общества;
  9. Фирмы пытаются удовлетворить неограниченные потребности общества и в то же время наиболее рационально использовать ограниченные возможности доступных факторов производства;
  10. Любая компания в ходе своей деятельности должна решить ряд проблем (что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? И т. д.);
  11. Стратегия, выбранная лидером, должна быть гибкой по отношению к внешним условиям.
  12. Фирма концентрируется и через свою деятельность реализует практически все экономические интересы, возникающие в народном хозяйстве;
  13. Фирмы - это место, где применяется трудовой капитал и предпринимательский потенциал;
  14. Фирма генерирует как товары, так и покупательную способность для их покупки;
  15. Фирма поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход от капитала;
  16. Создает рабочие места в самой фирме, с ее поставщиками, в государственном секторе;
  17. Фирма генерирует богатство, необходимое для собственного роста;
  18. Фирма имеет много сложных отношений с окружающей средой, и ее успех во многом зависит от того, кто и как регулирует и контролирует эти отношения.
  19. Важное место в теории фирмы занимает проблема определения ее целевой функции, критерий оценки результатов ее деятельности. В моделях классической предпринимательской фирмы был только один критерий - максимизация прибыли. Последующие подходы не предполагают такой критерий.
  20. Разница между фирмой, максимизирующей продажи, и фирмой, максимизирующей прибыль, заключалась в более высоком объеме производства и более низких ценах.
  21. Максимизация роста является целью, которая обеспечит высокую заработную плату, власть и престиж для «внутреннего управления».

В заключение, суммируя сказанное, можно сказать, что предметом этой работы - фирмой - является сущность институционального формирования рыночной экономики, призванного координировать решения владельцев производственных ресурсов. В отличие от рынка, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, в которой все ключевые вопросы решаются владельцами.