Актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в Российской Федерации.
Акцизы на алкогольную продукцию: проблемы и пути их решения.
Зарубежный опыт исчисления и взимания НДС и возможности его применения в Российской Федерации.
Проблемы применения налоговых вычетов по НДС и пути их решения.


Введение:

С момента появления первых письменных налоговых сертификатов и до настоящего времени это социальное явление характеризовалось как область острых разногласий между государственными чиновниками - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. Налоги с незапамятных времен были худшим из зол, которое могло выпасть только на долю человека. Налоги особенно негативно воспринимаются в экономически неразвитых государствах, правительства которых несут расходы, несоизмеримые с размерами созданного ОП.

Косвенные налоги, в том числе НДС, не связанные напрямую с эффективностью труда и капитала, при непродуманной налоговой политике государства могут не только не способствовать экономическому росту, но и приводить к его длительному снижению. С другой стороны, косвенное налогообложение необходимо для полного формирования бюджета и, следовательно, в той или иной степени присуще всем странам мира. 

Сбор НДС в процессе экспортно-импортных операций также оказывает существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность государства.

Необходимость грамотного построения фискальной политики в России, в том числе с точки зрения НДС, и объясняет актуальность темы, обсуждаемой в контрольной работе.

Актуальность определила цель работы: рассмотреть механизм исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

В тестовой работе были обнаружены следующие задачи:

  1. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты НДС по импортным операциям.
  2. Проанализировать порядок и методы определения стоимости товара.
  3. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты НДС по экспортным операциям.

Расчет и уплата НДС при импорте товаров

Порядок уплаты НДС на таможне регулируется гл. 29 Таможенного кодекса Российской Федерации и Инструкции Государственного таможенного комитета России от 7 февраля 2001 г. № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС по ввозимым товарам». в Российскую Федерацию »(с изменениями и дополнениями). 

Объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

НДС уплачивается непосредственно декларантом или иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Любое заинтересованное лицо имеет право на уплату НДС, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

10% ставка НДС применяется к:

  • продукты питания по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;
  • на товары для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;
  • периодические издания, за исключением периодических изданий рекламного или эротического характера;
  • книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  • следующие лекарственные препараты отечественного и зарубежного производства:
    • лекарственные средства, в том числе лекарственные вещества, в том числе внутрифармацевтические производства;
    • медицинские приборы.

Коды этих товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Списки товаров, к которым применяется ставка НДС 10 процентов с указанием кодов товаров в соответствии с ГС России, передаются в таможенные органы Российской Федерации отдельными нормативными документами Государственного таможенного комитета России.

Для других товаров применяется ставка НДС в размере 20 процентов.

Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:

  • таможенная стоимость товаров;
  • подлежащая уплате таможенная пошлина;
  • подлежащие уплате акцизы (на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье).

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются в налоговую базу для исчисления НДС.

В случае освобождения от НДС для целей бухгалтерского учета условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов включаются в налоговую базу для исчисления.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции переработки товаров, ранее вывезенных из нее для переработки за пределами таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как Стоимость такой обработки.

Налоговая база определяется отдельно для каждой группы товаров одного наименования, вида и марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Если партия товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, содержит как подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), так и не подакцизные товары и минеральное сырье, налоговая база определяется отдельно для каждой группы этих товаров.

Налоговая база определяется аналогичным образом, если партия товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, содержит продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки за пределами таможенной территории Российской Федерации. 

НДС на товары, облагаемые ввозными таможенными пошлинами и акцизами, рассчитывается по следующей формуле:

Snds = (St + Ps + Ac )? H 

где отправляет - сумма НДС;

Ст - таможенная стоимость ввозимых товаров;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;

Ac - сумма акцизного налога;

N - ставка НДС в процентах.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, рассчитывается по формуле:

Snds = (St + Ps )? H 

где отправляет - сумма НДС;

Ст - таможенная стоимость ввозимых товаров;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;

N - ставка НДС в процентах.

НДС на товары, не облагаемые ввозными таможенными пошлинами и акцизами, рассчитывается по формуле:

Snds = St? H 

где отправляет - сумма НДС;

Ст - таможенная стоимость ввозимых товаров;

N - ставка НДС в процентах.

НДС на товары, не облагаемые ввозными пошлинами, но облагаемые акцизами, рассчитывается по формуле:

Snds = (St + Ac )? H

где отправляет - сумма НДС;

Ст - таможенная стоимость ввозимых товаров;

Ac - сумма акцизного налога;

N - ставка НДС в процентах.

Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется в процентах от налоговой базы, соответствующей налоговой ставке.

Если налоговая база определяется отдельно для каждой группы импортируемых товаров, для каждой из этих налоговых баз сумма НДС рассчитывается отдельно в порядке, установленном первым абзацем настоящего пункта. В этом случае общая сумма НДС рассчитывается как сумма, полученная в результате сложения суммы налогов на добавленную стоимость, рассчитанных отдельно для каждой из этих налоговых баз. 

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению:

  • товары (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (помощи) ) Российской Федерации и изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по выплатам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации »;
  • самое важное и жизненно необходимое медицинское оборудование (согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
    • протезно-ортопедические изделия, сырье для их изготовления и полуфабрикаты для них (согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
    • технические средства, в том числе автотранспортные средства, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
    • очки (кроме солнцезащитных очков), линзы и оправы для очков (кроме солнцезащитных очков) (согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
    • а также сырье и комплектующие для их производства;
  • материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации);
  • художественные ценности, переданные в дар учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
  • все виды печатных изданий, полученные государственными и муниципальными библиотеками и музеями для международного обмена книгами, а также кинематографические произведения, ввозимые специализированными государственными организациями для международных некоммерческих обменов;
  • продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правами землепользования Российской Федерации, на основании международного договора;
  • технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный (акционерный) капитал организаций;
  • необработанные природные алмазы;
  • товары, предназначенные для официального использования иностранных дипломатических и аналогичных представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих миссий, включая членов их семей, проживающих с ними;
  • валюта Российской Федерации и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законным платежным средством (за исключением предназначенных для инкассо), а также ценные бумаги - акции, облигации, сертификаты, векселя;
  • морские продукты, выловленные и (или) переработанные рыболовецкими предприятиями (организациями) Российской Федерации;

В случае использования товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации без НДС, для целей, отличных от тех, для которых было предоставлено такое освобождение, НДС уплачивается в полном объеме с начислением процентов за весь период, начиная с даты ввоз таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до фактической уплаты налога.

НДС освобождается от товаров, предназначенных в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками, а также другими участвующими лицами. при выполнении работ по указанному договору на основании договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором.  

Налогоплательщик освобождается от НДС, если он подает в таможенные органы заявление об освобождении, которое сопровождается следующими документами, подтверждающими, что товары предназначены для выполнения работ по соглашению о разделе продукции:

  1. копия договора между оператором, поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции или копия договора между поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и оператором в соответствии с конкретным соглашением о разделе продукции при условии, что оператор уполномочен заключать договоры от имени инвестора;
  2. копия счета-фактуры (копия счета-фактуры), выданная инвестору поставщиком (подрядчиком, перевозчиком);
  3. гарантийное письмо от инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции в форме, установленной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что эти товары предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по настоящему соглашению;
  4. копии транспортных и товаросопроводительных документов;
  5. указанный счет с указанием наименования товаров и их стоимости в валюте, в которой записи ведутся по соглашению, и (или) в которой будет рассчитываться НДС для указанных товаров, если не было освобождения.

В случае обнаружения таможенными органами неправомерного использования товаров (в течение срока их полезного использования), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с применением изъятий, исчисление и взимание НДС, штрафы и пени производятся в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от выбранного таможенного режима налогообложение осуществляется в следующем порядке:

  • при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;
  • при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы НДС, от которых он был освобожден, или суммы, которые были ему возвращены в связи с вывозом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российская Федерация, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
  • когда товары помещаются под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перечисления НДС не оплачиваются;
  • при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории уплачивается НДС при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм при вывозе продуктов переработки этих товаров. товары с таможенной территории Российской Федерации;
  • при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза полное или частичное освобождение от уплаты НДС применяется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
  • при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки за пределы таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
  • при ввозе племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного для организации и модернизации технологических процессов, сданных в аренду, налог уплачивается с задержкой до тех пор, пока арендатор не зарегистрирует эти товары, но не более чем на шесть месяцев, в В соответствии с порядком, определенным ФТС России.

Когда физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, может применяться упрощенный или льготный порядок уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации НДС уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, сроки уплаты НДС исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации может быть предоставлена ​​отсрочка или рассрочка уплаты НДС в установленном порядке.

Чтобы иметь возможность платить НДС в рассрочку, предприятия должны импортировать товары в режиме временного ввоза.

Этот метод выгоден для компаний, импортирующих оборудование по договору аренды на короткий срок. В этом случае владельцем оборудования должна оставаться иностранная компания - арендодатель. 

Если импортер заявляет о режиме временного ввоза, товары полностью или частично освобождаются от таможенных пошлин, включая НДС.

Перечень товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей (кроме таможенных пошлин), приведен в постановлении Правительства РФ от 16 августа 2000 г. № 599.

Для освобождения от уплаты таможенных платежей и НДС эти товары помещаются под таможенный режим временного ввоза на срок не более одного года.

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и НДС применяется в случае:

  • если срок импорта превышает один год;
  • если ввозятся товары, не указанные в Постановлении Правительства России от 16 августа 2000 г. № 599;
  • если вы импортируете основные средства.

В то же время за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения этих товаров в России необходимо уплачивать 3% от суммы таможенных платежей и НДС, которые должны были бы уплачиваться в случае обычного ввоза этих товаров.

Это так называемые периодические платежи. Они перечислены не позднее, чем в последний день месяца, предшествующего месяцу, за который производится периодический платеж. 

Таким образом, компания платит тот же НДС, но только в рассрочку.

Для ввоза товаров в режиме временного ввоза импортер должен обратиться в таможню с выпиской.

На основании этого заявления сотрудники таможенных органов устанавливают сроки временного ввоза. Это не может превышать два года. 

Если вы импортируете основные средства, срок временного ввоза не может превышать 34 месяца.

В этом случае два условия являются обязательными:

  1. товары должны признаваться в качестве основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1);
  2. товар должен быть собственностью иностранного лица.

Пример. Российская компания арендовала вилочный погрузчик у иностранной компании сроком на один год. Погрузчик помещен под таможенный режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС на весь срок аренды. В конце этого периода грузовик возвращается в иностранную компанию.    

Таможенная стоимость грузового автомобиля на дату ввоза составляет 2 000 000 рублей. Сумма таможенной пошлины и НДС, которые должны были бы быть уплачены при выпуске для свободного обращения (При регулярном ввозе), составляют: 

  1. таможенная пошлина (10%) - 200 000 руб. (2 000 000 руб.? 10%);   
  2. НДС (18%) - 396 000 руб. ((2 000 000 рублей + 200 000 рублей ) - 18%).   

Таким образом, в этой ситуации российская компания ежемесячно уплачивает таможне 3% таможенной пошлины - 6000 рублей. (200 000 ? 3%) и 3% от суммы НДС - 11 800 руб. (396 000 ? 3%).      

Налоговая экономия очевидна: общая сумма платежей, которые компания переведет на таможню, составит:

  • таможенная пошлина - 72 000 руб. (6000 руб.? 12 месяцев), что составляет менее 200 000 руб.   
  • НДС - 141 600 руб. (11 800 руб.? 12 месяцев), что составляет менее 396 000 руб.   

НДС, уплачиваемый на таможне за временный ввоз товаров, может быть вычтен (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса). Для этого импортируемые товары должны быть учтены и использованы для операций, облагаемых НДС. 

В этом случае НДС вычитается ежемесячно, так как он уплачивается таможенному органу (Письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-07-08 / 47).

По разным причинам импортер может не иметь собственных средств для расчетов с таможней. Но без уплаты таможенных пошлин компания не будет получать импортные товары. Кроме того, если компания пропустит 15-дневный срок для уплаты НДС, таможенники начисляют проценты.  

Таможенный кодекс позволяет фирмам откладывать платежи. В этом случае таможня должна быть обеспечена залогом или банковской гарантией. 

Но есть более простой способ отложить таможенные платежи. Компания может договориться со своими партнерами об оплате таможни за это. Тот факт, что налог был уплачен не декларантом, а третьей компанией, не имеет значения. Так как Таможенный кодекс позволяет перечислять таможенные платежи любым заинтересованным сторонам (пункт 2 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации).   

Об этом говорится в пунктах 8.5 и 8.6 Методических указаний по применению Таможенного кодекса (утверждено Приказом Государственного таможенного комитета России от 27 ноября 2003 г. № 647-р).

Порядок расходования авансов, выплачиваемых третьими лицами, такой же, как и при перечислении денег декларантом. Но поскольку плательщик не оформляет таможенную декларацию, он должен распоряжаться авансом в другом документе. 

Для этого просто напишите письмо начальнику таможни. В нем указывается компания, для которой переводятся деньги, номер договора и основание платежа. 

Чтобы импортирующая компания могла принять вычет из импортного НДС, она должна подтвердить свою оплату.

Для этого плательщику необходимо запросить письменное подтверждение уплаты налогов и таможенных сборов с таможни (пункт 5 статьи 331 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Суммирует все виды платежей с номерами платежных документов и таможенных деклараций.

Чтобы доказать уплату НДС, импортеру потребуется оригинал подтверждения и копия письма его партнера в таможню. У самого плательщика останется копия подтверждения и оригинал письма для зачета с импортером. 

НДС уплачивается таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление товаров.

В отношении товаров, отправляемых международной почтой, НДС уплачивается государственной коммуникационной компании, которая перечисляет суммы НДС, уплаченные на счета таможенных органов Российской Федерации.

НДС может быть уплачен таможенному органу как банковским переводом, так и наличными в кассе таможенного органа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Все банковские переводы на счета таможенного органа должны быть выполнены в виде платежных поручений или иных платежных документов в установленном порядке.

Суммы излишне уплаченного или излишне собранного НДС подлежат зачету или возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения стоимости товара

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основана на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Международной основой для многоуровневой системы законов и нормативных актов, которая формирует методологию определения таможенной стоимости импортируемых товаров, является Соглашение о применении ст. VII ГАТТ. Вспомогательной структурой системы определения таможенной стоимости в Российской Федерации является Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», который не является основным законодательным актом, устанавливающим принципы и методы определения таможенного дела. значение. Нормативно-технические документы Федеральной таможенной службы (ФТС России) выступают механизмом реализации правовых норм, установленных законом.   

Таможенная стоимость является одной из основных категорий таможенного права. Основное функциональное назначение таможенной стоимости состоит в том, чтобы служить налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов. 

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоговая база является одним из основных элементов правовой структуры налога, только с точным определением каждого из которых налог может считаться установленным. Причем под налоговой базой понимается стоимость, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, таможенная стоимость является стоимостной характеристикой объекта налогообложения таможенными пошлинами и налогами и является одним из основных элементов налогообложения указанных пошлин и налогов.   

В Законе РФ «О таможенном тарифе» говорится о «системе определения таможенной стоимости». Статья 12 настоящего Закона устанавливает, что система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основана на общих принципах таможенной оценки, принятых в Международная практика и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации: 

  • определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется путем применения одного из 6 методов определения таможенной стоимости товаров, указанных в статье 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». ;
  • таможенная стоимость товаров и информация, связанная с ее определением, должны основываться на количественно определенной и документированной достоверной информации. Порядок определения таможенной стоимости товаров должен быть общеприменимым, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров; 
  • Процедура таможенной оценки импортируемых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом.
  • для обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости импортируемых товаров не допускается использование произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется с использованием одного из следующих шести методов: Определение таможенной стоимости товара: 

  • по стоимости сделки с импортными товарами;
  • за счет сделки с идентичными товарами;
  • за счет сделки с однородными товарами;
  • вычитание;
  • дополнение;
  • резервное копирование.

Основным является метод оценки стоимости сделки с импортными товарами (в России с его помощью оформляется более 93% деклараций). Если основной метод не может быть применен, каждое из следующего используется последовательно. 

Более того, каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена с использованием предыдущего. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любом порядке по выбору декларанта. В обратном порядке применения методов вычитания и сложения декларант указывает указание.  

Расчет и уплата НДС при экспорте товаров

При экспорте товаров, работ или услуг ставка налога на добавленную стоимость составляет 0%.

Нулевая ставка означает, что товары, отправленные на экспорт, условно освобождены от налога. Другими словами, чтобы использовать нулевую ставку, необходимо подтвердить факт экспорта. 

Суммы входного НДС, которые были уплачены поставщикам и которые непосредственно связаны с затратами на производство и продажу экспортируемых товаров, могут быть вычтены (возмещены из бюджета).

Чтобы подтвердить факт вывоза и возместить экспортный НДС из бюджета, необходимо:

  • собрать документы, подтверждающие, что экспортер фактически вывез товары за границу России;
  • подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию.

С 1 января 2009 года экспортеры имеют право представлять свои реестры вместо таможенных деклараций (подпункт 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации). Реестр должен содержать отметку таможенного органа. Порядок предоставления реестров должен быть утвержден Минфином России, согласовав его с Федеральной налоговой службой.  

Полный список документов, необходимых для подтверждения экспорта, содержится в ст. 165 Налогового кодекса. 

В большинстве случаев это:

  1. внешнеэкономический договор (копия договора);
  2. банковская выписка (или ее копия), подтверждающая получение экспортной выручки;
  3. таможенная декларация (ТД) или ее копия;
  4. копии транспортных и товаросопроводительных документов.

В зависимости от того, когда вы собираете документы для подтверждения экспорта, определите дату, когда товары (работы, услуги) считаются проданными (то есть дату, когда налог на добавленную стоимость должен быть уплачен в бюджет).

Если компания собирает документы в течение 180 календарных дней после таможенного оформления, то датой исчисления НДС по ставке 0% обычно считается последний день квартала, в котором собран полный пакет документов.

В этом случае декларация о налоге на добавленную стоимость должна быть подана в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим кварталом.

Однако, если документы не могут быть собраны в течение 180 календарных дней после таможенного оформления, датой, на которую начисляется налог на добавленную стоимость, обычно считается дата отгрузки (передачи) товара иностранному покупателю.

В этом случае вы должны:

  • представить в налоговую инспекцию обновленную декларацию по НДС за период, когда товар был фактически отправлен;
  • уплатить НДС в бюджет (в размере 10 или 18%) и проценты. Датой начала их начисления будет день, следующий за днем ​​истечения срока уплаты НДС за квартал, в котором произошла отгрузка. Датой окончания начисления является день уплаты налога.  

Впоследствии, если все необходимые документы собраны и представлены в налоговую инспекцию, уплаченный НДС может быть возвращен. На это отведено три года. 

Однако в этом случае невозможно будет вернуть штрафные проценты, так как «возврат ранее уплаченных сумм штрафных процентов не предусмотрен Кодексом» (письмо Минфина России от 24 сентября, 2004).

Таким образом, необходимо собрать весь пакет документов до 180 календарных дней после таможенного оформления, чтобы не платить штрафы и НДС при экспортных поставках.

Если товары помещены под таможенный режим экспорта, международный таможенный транзит, свободную таможенную зону с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, срок подачи документов увеличивается на 90 дней (статья 27.3 Федерального закона от 05.08. 2000 № 118- Федеральный закон). Право на возмещение налога на добавленную стоимость не зависит от того, полностью ли выполнен договор или нет, так как входящий налог на добавленную стоимость вычитается на основе стоимости отгруженной продукции, а не стоимости контракта (Постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2004 г. № КА-А40 / 10527-04-П). 

Таможенная декларация подтверждает, что товары официально покинули нашу страну. Но с его конструкцией возможны различные отклонения от нормы. Из-за них налоговые органы не хотят признавать экспортные отгрузки и возмещать компании НДС.  

Декларация должна содержать две отметки. Один из них - «Выпуск разрешен» - проставляется таможенным органом, в который вывозятся товары (пункт 39 раздела VI Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденный приказом Федерального Таможенная служба России от 4 сентября 2007 г. № 1057). Второй - «товары вывезены» - проставляется пограничным таможенным органом на пункте пропуска, который вывозился за границу.  

Кроме того, на отметке «Экспортируемые товары» должна быть указана дата фактического вывоза товаров с печатью личного номера таможенника (пункт 15 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров из таможенная территория Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденная Приказом Федеральной таможенной службы России от 18 декабря 2006 г. № 1327). Данные таможенной декларации дополняют копии транспортных или товаросопроводительных документов. Они подтверждают, что экспорт состоялся, поэтому они не должны противоречить информации в договоре и таможенной декларации.  

Вывод

Если компания импортирует товары, таможня должна платить НДС. Исключение составляют только отдельные категории товаров (они перечислены в статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Порядок уплаты НДС на таможне регулируется гл. 29 Таможенного кодекса Российской Федерации и Инструкции Государственного таможенного комитета России от 7 февраля 2001 г. № 131 (с изменениями, внесенными последующими изменениями). 

Наиболее важными моментами при расчете и уплате НДС на импорт являются:

  • НДС на таможне должен уплачиваться в особом порядке: не по результатам налогового периода (квартала), в который товары были ввезены в Россию, а в рамках авансовых платежей. До уплаты НДС таможенники не будут выдавать вам товар. В этом случае налог должен быть уплачен не позднее 15 дней с момента поступления товара на таможню.  
  • Как рассчитать сумму НДС, которую необходимо уплатить на таможне, записано в ст. 160 Налогового кодекса. 

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется с использованием одного из следующих шести методов: определение таможенной стоимости товара: по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитание; дополнения; резервное копирование.      

При экспорте товаров, работ или услуг ставка налога на добавленную стоимость составляет 0%.

Нулевая ставка означает, что товары, отправленные на экспорт, условно освобождены от налога. Другими словами, чтобы использовать нулевую ставку, необходимо подтвердить факт экспорта.