Акцизы на алкогольную продукцию: проблемы и пути их решения

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационного развития экономики и возможности его применения в России.
Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в Российской Федерации.
Актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации
Зарубежный опыт исчисления и взимания НДС и возможности его применения в Российской Федерации.


Введение:

Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации формируются в основном за счет налогов, взимаемых в обязательном порядке и бесплатно с физических и юридических лиц, признанных налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.

В число основных источников формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации входят косвенные налоги, одним из которых являются акцизы. Акцизный налог является федеральным налогом, который взимается с 1 января 2001 года на основании главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации. Акцизы - это косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от цены продажи товаров, продаваемых производственными предприятиями. Они устанавливаются, как правило, на высокодоходные товары, поэтому их фискальную и нормативную значимость в современных условиях трудно переоценить.   

В период 2003-2005 гг. их доля в общих доходах федерального бюджета Российской Федерации и бюджета Республики Башкортостан составила 2,5–9,5% и 10,5–13,5% соответственно. Кроме того, наряду с предоставлением государству финансовых ресурсов для выполнения своих функций, акцизы являются более подходящими, чем любой другой вид налога, для государственного регулирования производства и потребления широкого спектра товаров, таких как этиловый спирт, алкоголь. содержащие продукты, алкогольную продукцию, пиво, табачные изделия, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и др.  

В 2006 году гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации претерпели существенные изменения. Новые нормы введены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 105- ФЗ . В том числе изменился порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию.   

Алкогольная продукция, включенная в список подакцизных товаров, играет различную роль в социальных и культурных основах общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог, очень точно определила употребление алкоголя как «социальный акт, совершаемый в определенном социальном контексте». В разных культурах употребление алкогольных напитков применительно к определенным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них употребление алкоголя в отдельности считается нездоровым симптомом.  

Необоснованная прямая политика государства в направлении сокращения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитие домашнего пивоварения и, как следствие, снижение уровня жизни населения). Поэтому акцизное налогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольных напитков считается единственным эффективным методом сокращения его производства. Однако следует иметь в виду, что необоснованно высокие ставки акцизного налога на алкогольные напитки могут привести к тем же результатам, что указаны выше. В связи с этим важно, чтобы действующая система акцизного налогообложения алкогольной продукции соответствовала следующим принципам:   

  1. наряду с другими источниками доходов бюджета обеспечил им оптимальный объем финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения его функций;
  2. регулирование производства и потребления алкогольных напитков с целью позитивного влияния на социально-экономические аспекты жизни населения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов налогообложения в Российской Федерации в части акцизов на алкогольные напитки, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации. с учетом последних изменений (на конкретных цифровых примерах).

Акцизы на алкогольные напитки с 2006 года

Налогоплательщики

В соответствии со ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками акцизного налога являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перевозящие подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, осуществляющие операции, которые признаются облагаемыми акцизным налогом. 

Учитывая, что производство и поставка алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона 21 июля 2005 г. N 102- ФЗ (в редакции от 31 декабря 2005 г.)) только организации (то есть юридические лица) имеют право осуществлять, только юридические лица могут быть плательщиками акцизов на алкогольные напитки.

Понятие «алкогольные напитки»  

В ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды подакцизных товаров, относящиеся к алкогольной продукции. Это, в частности, алкогольные, водочные, ликеро-водочные, коньячные, винные и другие продукты питания с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов.  

Чтобы понять, какие напитки относятся к этим видам товаров, обратимся к Федеральному закону от 22 ноября 2005 г. N 171- ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102- ФЗ ).

Согласно Закону, спирт - это ректифицированный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95% от объема готовой продукции, изготовленный из пищевого сырья и разбавленный умягченной водой;

- водка - алкогольный напиток, который производится на основе этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% от готового продукта;

- вино - алкогольная продукция, изготовленная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья, не более 22% готовой продукции;

- натуральное вино (в том числе игристое, газированное, шипучее, шампанское) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 15% от готового продукта, которая производится без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Обратите внимание, что если организация производит вино без добавления этилового спирта, то есть получается путем естественного сбраживания виноградного или фруктового сырья, но в то же время добавляет в это вино сахар или ароматические добавки, то такое вино нельзя считать натуральным.

Объект налогообложения

В 2006 году в качестве объекта налогообложения акцизов на алкогольную продукцию признаются следующие операции:

  • продажа на территории Российской Федерации лицами произведенных ими алкогольных напитков;
  • продажа конфискованной алкогольной продукции лицами, переданными им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных государственных органов;
  • передача на территории Российской Федерации лицами производимых ими алкогольных напитков в уставный (складочный) капитал организаций;
  • передача на территории Российской Федерации лицами производимых ими алкогольных напитков для собственных нужд.

Согласно пункту 3 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации производство подакцизных товаров эквивалентно производству, осуществляемому в рамках общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) иной нормативно-технической документации которые регулируют производство этих товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. То есть организация, осуществляющая только розлив алкогольных напитков из приобретенных виноматериалов или другого сырья (материалов), является плательщиком акцизного налога при продаже бутилированных алкогольных напитков.  

С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107- ФЗ от ст. 182 операция по продаже алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций с одновременным отменой режима налогового склада исключена. В то же время было установлено, что с остатков алкогольной продукции, находящихся на указанных складах по состоянию на 01.01.2006 г., оптовые склады должны взимать акцизные сборы при продаже этих остатков, исходя из 80% ставки акциза, установленной на 2006 г. (для алкогольной продукции). продукты, кроме вин), и 65% от ставки акциза, установленной на 2006 год (для вин).  

Расчет суммы акцизного налога

О том, как рассчитать акцизы на проданные подакцизные товары, сказано в ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации. Для этого налоговая база проданных подакцизных товаров должна быть умножена на ставку акцизного налога. Итак, расчет можно представить в виде следующей формулы:   

для подакцизных товаров, для которых установлены специальные (солидные) ставки акцизного налога

C = O x A

Где С - сумма акцизов;

О - налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

А - ставка акциза (в рублях и коп. За единицу измерения товара).

И обратите внимание: если вы отдельно не учитываете операции по производству и продаже подакцизных товаров, облагаемых налогом по разным ставкам, то размер акциза определяется исходя из максимальной ставки. Так сказано в п. 6 ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации.  

При продаже подакцизных товаров предприятие должно выделять акциз отдельно в платежных документах. Такое требование содержится в пункте 1 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма акцизного налога не выделяется отдельной строкой, только если подакцизные товары:   

  1. не облагаются акцизными налогами;
  2. продаются на экспорт;
  3. осуществляется организациями, которые не платят акцизы.

Сумма акцизного налога, которую организация уплачивала поставщикам при приобретении подакцизных товаров, включена в цену этих товаров.

Например, акцизный налог на алкогольную продукцию, которую оптовые организации покупают у ее производителей, учитывается таким образом. Акциз на такие товары должен быть включен в его стоимость. 

Правда, это правило не применяется, если акциз был уплачен с подакцизных товаров, которые используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Акцизный налог на такие товары вычитается при определении суммы акцизного налога, подлежащего уплате в бюджет. 

Налоговые вычеты по акцизным налогам

О том, как применяются налоговые вычеты по акцизам, говорится в ст. Искусство. 200 и 201 Налогового кодекса Российской Федерации. Обратите внимание, что все эти вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, в которых сумма акцизного налога должна быть выделена отдельной строкой, и документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров по цене с акцизным сбором. Кроме того, если приобретенные подакцизные товары были оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано название организации, за которую производится оплата.    

А если подакцизные товары приобретаются за границей? Тогда акцизный налог вычитается на основании таможенных деклараций или других документов, подтверждающих ввоз товаров в Российскую Федерацию и уплаты акцизного налога на ввоз этих товаров. 

Если в расчетных документах сумма акцизного налога не указана отдельно, то возврат акцизного налога на приобретенные товары невозможно.

Акцизные суммы вычитаются только в той части, в которой подакцизное сырье списывается для производства фактически проданных алкогольных напитков. Об этом говорится в пункте 3 ст. 201 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, если сырье списывается в производстве в один налоговый период, а оно было оплачено в другом налоговом периоде, то вычеты по акцизному налогу производятся в период, когда сырье было оплачено.   

Пример. Завод приобрел этиловый спирт для производства водки. Акциз на этот алкоголь составляет 125 000 рублей. Причем сумма акцизного сбора выделена в платежных документах и ​​счетах-фактурах отдельной строкой.   

Приобретенный алкоголь был запущен в производство в августе 2005 года, и он был оплачен поставщику только в сентябре 2005 года.

Таким образом, в этом случае завод может применить налоговый вычет по акцизам на этиловый спирт (125 000 рублей) только в сентябре 2005 года.

Таким образом, чтобы сделать налоговые вычеты, необходимо соблюдать следующие условия:

  • приобретенные подакцизные товары оплачены;
  • приобретенные подакцизные товары списываются на производство проданных подакцизных товаров;
  • оплата акцизного сбора документально подтверждена.

Теперь рассмотрим налоговые вычеты по акцизным налогам более подробно.

Отчисления на подакцизные товары, используемые для производства других подакцизных товаров    

Если приобретенные подакцизные товары используются для производства других подакцизных товаров, сумма акцизного налога, уплачиваемая при их приобретении, подлежит вычету из начисленной суммы акцизного налога. Но это может быть сделано только в том случае, если ставки акцизного налога на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акцизного налога на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, установлены в одной и той же единице измерения. 

Пример. ЗАО "Пичел" производит алкогольные напитки. В этом случае акциз на реализованный (переданный) алкоголь может быть уменьшен на сумму акциза на приобретенный этиловый спирт. Ведь ставка акцизного налога на эти товары устанавливается исходя из той же единицы измерения - одного литра безводного этилового спирта.    

Безвозвратно утерянное сырье в рамках норм естественной убыли    

Пункт 2 ст. 200 НК РФ предусматривает, что акцизы, уплачиваемые с подакцизных товаров, предназначенных для использования в качестве сырья, безвозвратно утраченных в процессе их хранения, перемещения и последующей переработки, подлежат вычету в виде убытков, не превышающих норму естественного Убыток утвержден федеральным органом исполнительной власти. 

Согласно положениям, вступившим в силу с 1 января 2002 года, ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с указанной статьей Налогового кодекса данная процедура была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2001 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей».

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм естественной убыли, утвержденными в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 95, Под естественной потерей запасов следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), установленных нормативными правовыми актами), что является следствием естественного изменения биологического и (или) физико-биологического состояния. -химические свойства товара.

В то же время технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при хранении и транспортировке вызваны нарушением стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением упаковки, несовершенством средств защиты товаров от потерь, Не распространяются на естественные убытки и состояние используемого технологического оборудования. Кроме того, потери запасов при ремонте и (или) предотвращении технологического оборудования, используемого для хранения и транспортировки, при внутренних операциях хранения, а также все виды аварийных потерь, не включаются в нормы естественной убыли. 

Федеральный закон от 06.06.2005 г. N 58-ФЗ устанавливает, что до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 стр. 7 Статьей 254 Налогового кодекса Российской Федерации нормы естественного истощения утверждаются, предварительно утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.   

Отчисления акцизного налога при возврате товара покупателем  

Бывают случаи, когда покупатель возвращает товар. Это, например, возможно, если товары низкого качества или товары несогласованного ассортимента доставляются покупателю. В этом случае производитель товара может принять сумму акцизного налога на такие товары, подлежащую вычету. Но это можно сделать только в том случае, если акцизный налог был начислен и отражен в налоговой декларации за период, когда товары были произведены и проданы. При этом документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров, должны быть представлены в налоговую инспекцию с указанием их количества.    

И обратите внимание: акциз возвращается только при условии, что товар был возвращен покупателем по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации или договором купли-продажи. Если оптовая организация получала алкогольные напитки от поставщика-производителя до 01.01.2006 г. по цене, включающей в себя акцизный налог, исчисляемый в размере 20 или 35% от установленной ставки акцизного налога, то производитель также может принять сумму акциза в соответствующем сумма для вычета в случае возврата. 

Отчисления акцизного налога на приобретение региональных  

Специальные бренды.

Как известно, с 01.01.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ маркировка алкогольных напитков региональными специальными марками, маркирующими отечественные алкогольные напитки, была отменена.

Приобретая региональные фирменные бренды в 2005 году, организация внесла предоплату акциза. Как известно, марки были куплены за несколько месяцев. В какой сумме авансовый платеж выплачивается с вычетом: в полном объеме или только в сумме, потраченной на покупку марок, наклеенных на продаваемую продукцию?  

Напомним, что согласно п. 4 ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма акцизного налога, подлежащая уплате в бюджет за подакцизные товары, исчисляется в конце каждого месяца. Кроме того, ст. 200 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму акцизного налога, зачисляемого в бюджет за счет налоговых вычетов. Пункт 6 настоящей статьи предусматривает, что сумма авансового платежа, выплачиваемого при приобретении специальных региональных марок, подлежит вычету. Кроме того, здесь не говорится, что только те суммы акцизного налога, которые уплачиваются при покупке подержанных региональных специальных марок, подлежат вычетам.     

Таким образом, сумма акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачиваемая в бюджет, определяется как общая сумма акцизного налога, рассчитанная по объему реализованной (переданной) продукции, уменьшенная на всю сумму авансовых платежей, фактически уплаченных в бюджет при приобретении региональных специальные бренды.

Даже если приобретенные марки в 2006 году больше не будут склеены, а должны быть уничтожены, вся сумма авансового платежа, фактически уплаченная налогоплательщиком, должна быть зачтена в счет предстоящей уплаты акцизных налогов.

Отчисления акцизного налога на подакцизные товары

Очень часто платежи за подакцизные товары производятся векселями. Как в этом случае могут применяться налоговые вычеты за подакцизные товары? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно выяснить, что представляет собой законопроект.  

Как указано в ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации, векселем является безусловное долговое денежное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством. То есть счет позволяет отложить оплату транзакции. Поэтому данный счет не является документом, подтверждающим факт оплаты подакцизных товаров поставщику.   

Поэтому, если организация выдает своему поставщику вексель при покупке подакцизных товаров, такая организация имеет право на налоговый вычет по акцизам только после оплаты векселя.

Если организация выпустила вексель третьей стороны поставщику, она имеет право на налоговый вычет по акцизному налогу на приобретенные подакцизные товары в момент передачи векселя на основе одобрения. Но в то же время сумма акцизного налога вычитается в пределах стоимости приобретенных подакцизных товаров, которая не должна превышать стоимость товаров (работ, услуг), за которые ранее был получен счет. 

Если организация передала поставщику вексель третьей стороны, полученный в обмен на собственный вексель, то налоговый вычет по акцизному налогу на приобретенные товары может применяться только после оплаты собственного векселя.

Если вексель, приобретенный в качестве финансового вложения, за который фактически были уплачены денежные средства, переведен для расчета подакцизных товаров, то сумма акцизного налога вычитается только в той сумме, которая уплачена за такой вексель.

Порядок зачета (возврата) акцизного налога в случае превышения налоговых вычетов

Бывает, что сумма налоговых вычетов в любом месяце превышает общую сумму акцизного налога, начисляемую в бюджет. В этом случае согласно п. 5 ст. 202 Налогового кодекса Российской Федерации в этом месяце предприятие не уплачивает акцизный налог. Компания может компенсировать разницу в счет предстоящих акцизов.   

Пример. В сентябре 2006 года спиртзавод начислил в бюджет акциз на свою продукцию в размере 28 500 рублей. При этом акцизный сбор в размере 35 000 рублей подлежит вычету на подакцизные товары, используемые в производстве.   

28 500 руб. <35 000 руб. 

Таким образом, в сентябре 2006 года винокурня не будет платить акцизы в бюджет. В то же время 6500 руб. (35 000 - 28 500) могут быть зачтены в счет акцизов в октябре 2006 года.  

А если общая сумма акцизного налога на товары, проданные в следующем месяце, будет меньше суммы, которую необходимо возместить? Тогда налоговая инспекция может направить эту сумму в компанию для уплаты других налогов. Так сказано в п. 5 ст. 202 Налогового кодекса Российской Федерации.   

Напомним, что датой продажи всех подакцизных товаров является день отгрузки.

Сроки уплаты акцизов и налоговых деклараций

Для алкогольных напитков, проданных с 01.01.2006 г., акциз должен уплачиваться равными частями в два периода. Первый раз - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, второй раз - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. 

Что касается остатка алкогольных напитков, приобретенных (или отгруженных) на акцизных складах оптовых организаций до 01.01.2006, акцизный налог уплачивается в следующие даты. Для продуктов, проданных с 1-го по 15-й день отчетного месяца, не позднее 25-го числа отчетного месяца, и для алкоголя, проданного с 16-го по последний день отчетного месяца, не позднее 15-го числа следующего месяца. 

Налоговые декларации должны быть поданы в налоговую инспекцию не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Исключение сделано только для оптовых организаций, которые продают остатки алкогольных напитков со складов, которые имели подакцизный статус до 01.01.2006. Они должны представить декларацию не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.  

4. Практика акцизного налогообложения операций с алкогольными напитками: до и после последних изменений

Налоговая администрация по акцизным налогам на алкогольные напитки в корне изменилась после вступления в силу ряда положений Закона № 107-ФЗ, который внес существенные изменения в главу 22 Налогового кодекса в части, регламентирующей порядок исчисления и уплата акцизов. Необходимость внесения изменений объясняется следующим. 

В результате анализа динамики основных показателей и базы данных сравнительных данных по производству и реализации алкогольной продукции за последние годы было установлено, что значительные объемы этого товара исчезли либо при его вывозе с акцизных складов производителей акцизных складов для оптовых организаций или когда это было перемещено между акцизными складами оптовой торговли.

Учитывая, что в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации оптовые организации уплачивали большую часть рассчитанного по нему акцизного налога (в 2005 году 80% налоговых ставок, установленных для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более чем 9% и 65% налоговых ставок, установленных на вино), а также тот факт, что при продаже таких товаров с акцизных складов оптовых организаций на акцизные склады других оптовых организаций (до момента их продажи конечному покупателю) это не было С учетом акцизов, потеря алкоголя в пути привела к значительной потере доходов бюджета.

Давайте рассмотрим конкретный пример того, как ставка акцизного налога на алкогольную продукцию распределялась между производителями и оптовыми организациями в 2005 году.

Пример. На ликероводочном заводе, расположенном в Калужской области, создан акцизный склад А в Московской области. Кроме того, завод имеет оптовый склад Б, который не имеет статуса акцизного склада, в Смоленской области. Водка крепостью 40% поставляется с территории Калужской области на акцизный склад А в Московской области, затем эта продукция продается на акцизный склад оптовой организации (то есть на акцизный склад другой организации). ,    

Акцизный склад оптовой организации продает водку розничному магазину.

В каком порядке должен взиматься акцизный налог в этой ситуации?

При доставке водки с территории завода из Калужской области на акцизный склад в Московской области акцизный сбор не взимался, поскольку в этом случае режим налогового склада не прекращался.

При продаже водки с акцизного склада А, расположенного в Московской области, до акцизного склада оптовой организации (то есть другого юридического лица) акцизный налог в соответствии с пунктом 2 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации должен был быть списан на дату отгрузки данных товаров в размере 20% от установленного тарифа. Соответственно, производитель должен был платить акцизы на территории Московской области. 

В свою очередь, акцизный склад оптовой организации при продаже водки розничному магазину должен был взимать и оплачивать по месту нахождения 80% установленной ставки акциза.

В этих условиях, учитывая, что производство алкогольной продукции рассредоточено практически по всей территории Российской Федерации, переход к сбору акцизов на алкогольную продукцию только с ее производителей стал кардинальным решением проблемы.

Так, как уже отмечалось в предыдущей главе Закона № 107-ФЗ от 1 января 2006 года, в целях сокращения потерь бюджетных доходов в части акцизов на алкогольную продукцию режим налогового склада для этих продуктов был отменен и операции по продаже были исключены из акцизных объектов алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций.

Соответственно, в связи с упразднением системы акцизных складов оптовых организаций, с 1 января 2006 года эти организации не признаются плательщиками акцизов на продажу алкогольных напитков, приобретаемых у производителей.

Таким образом, с 1 января 2006 года сбор акцизов на алкогольную продукцию был полностью передан ее производителям.

Система налогообложения алкогольных напитков, при которой акцизные сборы уплачиваются производителями алкогольных напитков при их реализации по ставке 100% от соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет Можно повысить эффективность системы налогового администрирования за счет упрощения процедуры акцизного налогообложения этих товаров за счет:

  1. сокращение количества налогоплательщиков в результате упразднения системы акцизных складов оптовых организаций;
  2. упрощение государственного контроля над ограниченным кругом налогоплательщиков;
  3. решение проблемы дефицита доходов бюджета по акцизам на алкогольную продукцию, упущенную в процессе их передачи на акцизные склады оптовой торговли;
  4. упрощение действующего порядка исчисления и уплаты акцизного налога на алкогольные напитки;
  5. поддержание государственного контроля.

Следует отметить, что акцизный налог в качестве косвенного налога включается в цену продажи товаров и, следовательно, возвращается плательщику, когда товар продается потребителю, который фактически является плательщиком этого налога.

Таким образом, производитель алкогольных напитков представляет акциз, начисленный на него при продаже покупателю, и, соответственно, этот покупатель приобретает продукт по цене акциза, то есть косвенно уплачивает акциз производителю - продавцу алкогольной продукции. напитки, которые напрямую вносят этот налог в бюджет.

Таким образом, поскольку акцизный налог напрямую не связан с финансовым состоянием налогоплательщика, после отмены системы акцизного склада налоговая нагрузка на производителей не увеличивается.

Поскольку по состоянию на 1 января 2006 года на акцизных складах оптовой торговли образовались остатки алкогольной продукции, полученные и (или) отгруженные до этой даты, за которые производителями была уплачена только часть акцизного налога в 2005 году (соответственно, в в размере 20 или 35% от установленной ставки), Закон № 107-ФЗ предусматривает переходные положения по исчислению и уплате акцизов на продажу этих товарных остатков оптовыми организациями в 2006 году. 

Налогообложение остатков алкогольных напитков должно осуществляться с использованием новых ставок акцизного налога и в порядке, действующем в 2005 году, то есть оптовые организации обязаны начислять акцизы на ставку налога в размере 80 или 65% от суммы. установленная ставка, соответственно. Более того, такое обязательство возникает для оптовых организаций независимо от того, продают ли они алкогольные напитки другим оптовым организациям или розничным торговцам. 

Пример. С 1 января 2006 года оптовая организация ООО «НИКОН», создавшая акцизный склад, оставила алкогольные напитки с различными объемными долями этилового спирта и вина (за исключением натуральных, включая шампанское, газированные, газированные, шипучие). Эти остатки были реализованы в течение января и февраля текущего года.   

Мы рассчитываем сумму акцизного налога на алкогольную продукцию, которую необходимо уплатить в бюджет ООО «НИКОН» за январь-февраль 2006 года, и показываем, как отразить данные в разделах 1 и 2 январской налоговой декларации по акцизным налогам на алкогольную продукцию. продается с акцизных складов оптовых организаций.

Начисленный акциз на реализованный остаток капитализированных в прошлом году составит:

  1. алкогольная продукция, с объемной долей этилового спирта свыше 25% - 209 880 руб. (159 руб / лк 1650 л. Х 80%); 
  2. алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 и до 25% - 53 808 руб. (118 руб. / Лк 570 лк 80%); 
  3. вина - 22 568 руб. (112 рублей / литр х 310 литров х 65%), где 159 рублей / литр, 118 рублей / литр, 83 рубля / литр и 112 рублей / литр являются ставками акцизного налога 2006 года для соответствующих видов алкогольных напитков и вин. 

Таким образом, рассчитанный акцизный налог для оптовой организации в 2006 году составил 286 256 рублей. (209 880 + 53 808 + 22 568). 

Поскольку продажа алкогольных напитков и вин осуществлялась в январе и феврале, торговая организация должна подать налоговые декларации по акцизным налогам на алкогольные напитки, продаваемые с акцизных складов оптовой торговли, за эти месяцы до 15 февраля - за январь и 15 марта - за Февраль.

Расчетный акциз на январь составит 171 184 руб. (159 рублей / литр х 995 литров х 80%) + (118 рублей / литр х 330 литров х 80%) + (112 рублей / литр х 185 литров х 65%). В этом случае он складывает две величины:  

  • 59 617 руб. (159 руб. / Лк 325 л. Х 80%) + (118 руб. / Лк 135 лк 80%) + (112 руб. / Лк 76 лк 65%) и 
  • 111 567 руб. (((159 рублей / литр х 670 литров х 80%) + (118 рублей / литр х 195 литров х 80%) + (112 рублей / литр х 109 литров х 65%), 

представляет накопленный налог на проданные подакцизные товары в период с 1 по 15 января и с 16 по 31 января соответственно.

Сумма причитающегося налога подлежит оплате в рассрочку: до 25 января необходимо перечислить средства для продаж, произведенных в первой половине месяца, до 15 февраля - для продаж, произведенных в первой половине января.

Аналогичные акцизы на февраль, а также его первую и вторую половину соответственно:

  1. 115 072 рубля (159 руб / литр х 655 литров х 80%) + (118 руб / литр х 240 литров х 80%) + (112 руб / литр х 125 литров х 65%) 
  2. 88 628 руб. (159 рублей / литр х 470 литров х 80%) + (118 рублей / литр х 240 литров х 80%) + (112 рублей / литр х 85 литров х 65%) и 
  3. 26 444 руб. ((159 руб. / Лк 185 л. Х 80%) + (112 руб. / Лк 40 лк 65%). 

Предпоследний перевод средств для уплаты налога с продаж, произведенный в первой половине месяца, производится до 25 февраля, последний - по продажам, произведенным во второй половине февраля, - до 15 марта.

Некоторые организации, занимающиеся оптовой торговлей алкогольной продукцией в преддверии введения новой процедуры акцизного налогообложения алкогольной продукции с 1 января 2006 года, отозвали свое разрешение на создание акцизного склада до указанной даты и на этом основании сочли, что они завершили Налоговый складской режим и, следовательно, они с 1 января 2006 года имеют право продавать остатки алкоголя, которые у них были по цене без акцизного сбора.

Но они ошиблись.

В соответствии с пунктом 4 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 января 2006 г.) указана дата продажи (передачи) алкогольной продукции со склада акцизного налога (и, соответственно, момент акцизного сбора для этой продажи) был определен как день, когда истекает налоговый складской режим.

Более того, как следует из пункта 3 статьи 197 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, вступивших в силу в главе 22 Федерального закона от 28 июля 2004 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений» Глава 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации »с 1 января 2005 г.) моментом (днем) окончания режима налогового склада считался момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции из акцизного клада покупателям или их структурным подразделениям, осуществляющим оптовую или розничную продажу. 

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в 2005 году действие режима налогового склада нельзя было считать завершенным, пока организация не осуществила отгрузку (продажу, передачу) оптовой торговли алкогольными напитками, полученными ею от производитель.

Следует отметить, что в силу положений статей 196 и 197 Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями до 1 января 2006 г.) организация, имеющая лицензию на приобретение, хранение и поставку алкогольной продукции в объеме доля этилового спирта менее 9% и натуральные вина, включая шампанское, игристые, газированные, шипучие), не имели права в 2005 году осуществлять эту деятельность без разрешения на создание акцизного склада.

Соответственно, если организация аннулировала вышеуказанное разрешение, то до 1 января 2006 года она не имела права продавать оставшиеся алкогольные продукты, которые были у нее на момент этой отмены.

Как уже упоминалось выше, обязанность по начислению и уплате акцизного налога на алкогольную продукцию в бюджет была полностью перенесена с 1 января 2006 года на тех, кто ее производит (в том числе из толлингового сырья), и в дальнейшем продавать эти товары на территории Российская Федерация (или передача ее владельцу толлингового сырья, другой организации по переработке, а также для собственных нужд или структуре своей организации по производству не подакцизных товаров).

Что касается размера ставок акцизного налога на 2006 год, то натуральные вина (включая шампанское, игристые, газированные, игристые) остались без изменений, вина (кроме натуральных) были проиндексированы на 18%, а для других видов алкогольных напитков повышение ставки составил 9-10% к уровню 2005 года.

Индексация акцизных ставок в восходящем направлении обусловлена ​​инфляционными процессами и осуществляется на основе прогноза инфляции. Таким образом, пересмотр (индексация) акцизных ставок экономически оправдан в стране, подверженной инфляционным процессам. 

В этом случае пересмотр акцизных ставок проводится один раз в год, в течение которых их значение больше не изменяется. Таким образом, сумма акцизного налога, взимаемого в течение года с одного литра определенного вида алкогольной продукции, остается постоянной в течение этого периода и, следовательно, не способствует повышению цены на эти товары. Напротив, в случае такого увеличения доля акцизного сбора в цене за литр алкогольной продукции уменьшается.  

В соответствии с новой редакцией Закона № 171-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2006 года, маркировка алкогольных напитков региональными специальными брендами была отменена; В результате в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, отменяющие авансовый платеж, уплачиваемый при их приобретении. 

В то время региональные фирменные бренды были приобретены налогоплательщиками за несколько месяцев. В то же время они оплатили стоимость самого бренда (чтобы возместить затраты на его производство) и сделали предоплату по акцизному налогу. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации суммы авансовых платежей, уплаченные при приобретении специальных региональных брендов, подлежат вычету. В то же время данная норма Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положения о том, что с вычетов подлежат только суммы акцизного налога, уплаченные с марок, фактически использованных (наклеенных) при продаже алкогольной продукции. 

Таким образом, сумма акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачиваемая в бюджет, определяется как общая сумма акцизного налога, рассчитанная по объему реализованной (переданной) продукции, уменьшенная на всю сумму авансовых платежей, фактически уплаченных в бюджет при приобретении региональных специальные бренды.

Следовательно, даже если приобретенные марки в 2006 году больше не наклеиваются, а должны быть уничтожены, вся сумма аванса, фактически уплаченного налогоплательщиком, должна быть зачтена в счет предстоящего акцизного налога.

Перспективы динамики акцизов на алкоголь в 2008-2009 гг.

С 1 января 2008 года ставки акцизного налога увеличились в среднем на 7%. Так или иначе, это может повлиять на стоимость большинства подакцизных товаров - алкоголя, пива, табачных изделий и автомобилей.               

В 2007 году впервые за три года были определены ставки акцизов , основанные на повышении среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции, прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 годы . Соответствующий закон был принят 16 мая, но вступит в силу только 1 января.                   

Акциз на крепкие алкогольные напитки увеличен на 11,5 рублей за 1 литр чистого алкоголя. То есть с одного литра водки (40%) придется платить в бюджет на 4,6 рубля больше , с пол-литра - 2,3 рубля. В целом, покупатель 40-градусного напитка заплатит 34,7 рубля за бутылку в бюджет . Налог на шампанское (игристые, газированные, игристые) не изменился.                                 

Пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градуса будет облагаться акцизом в 2,74 рубля за литр - на 67 копеек больше, чем сейчас. Обоснованное увеличением налогов повышение цены стандартной поллитровой бутылки или банки с пенным напитком не должно превышать 34 копеек.           

С 2009 года планируется увеличить акцизы в среднем еще на 6,5%, с 2010 года - на 6%. Для нефтепродуктов (бензин и дизельное топливо) ставки акцизов на 2008-2010 годы остаются на уровне, действующем в 2007 году.                     

Вывод

Итак, рассмотрение теоретических аспектов налогообложения в Российской Федерации в части акцизов на алкогольную продукцию, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом последних Изменения (с использованием конкретных цифровых примеров) показали следующее.

Фактически, акцизное налогообложение является регрессивным, когда налогообложение в равной степени падает как на богатых, так и на бедных. Первоначально задуманные как социально ориентированные налоги, акцизы до сих пор выполняют асоциальные функции и по сей день, еще больше увеличивая разрыв между самыми бедными и самыми богатыми слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы переносятся на беднейшую часть населения. Однако в то же время следует отметить положительные тенденции, которые были определены при анализе динамики доходов федерального и региональных бюджетов в период 2003-2005 гг. Так, их доля в общих доходах указанных бюджетов за рассматриваемый период снизилась с 9,5% до 2,5% и с 10,5% до 13,5% соответственно. Это означает, что с каждым годом доля косвенного налогообложения в составе бюджетов всех уровней уменьшается из-за относительного увеличения веса прямых налогов с учетом личного дохода и имущественного положения налогоплательщика.      

Кроме того, поправки к системе налогообложения алкогольных напитков, введенные 1 января 2006 года, в соответствии с которыми производители алкоголя платят акцизные сборы с операций по его продаже, теперь осуществляются в размере 100% соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1. статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации, что позволяет повысить эффективность системы налогового администрирования за счет упрощения процедуры акцизного налогообложения этих товаров за счет:

  • сокращение количества налогоплательщиков в результате упразднения системы акцизных складов оптовых организаций;
  • упрощение государственного контроля над ограниченным кругом налогоплательщиков;
  • решение проблемы дефицита доходов бюджета по акцизам на алкогольную продукцию, упущенную в процессе их передачи на акцизные склады оптовой торговли;
  • упрощение действующего порядка исчисления и уплаты акцизного налога на алкогольные напитки;
  • поддержание государственного контроля.

Таким образом, законодательные поправки к системе акцизного налога на алкогольные напитки являются следующим шагом на пути к созданию «прозрачной» и справедливой налоговой системы в Российской Федерации.