Агробизнес

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 31.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Рыночная конкуренция: сущность, виды и значение
Рынок капитала и ссудный капитал
Рынок потребительских товаров в России


Введение:

Современный мир уже невозможно представить без современных технологий. Сейчас большое внимание уделяется урбанизации и поддержке города, но не стоит забывать и об аграрной сфере, так как ей во время продолжающейся нестабильной экономической ситуации отводят значимое место. Так же рассмотрим понятие конкуренции, её виды и роль в современном механизме, так как она оказывает большое влияние на рыночную экономику.

Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики СССР

В начале 1990 годов Россия выходила на ведущий план по объему производства, а так же и по объективному показателю - производство продукции на душу населения. Тем самым занимая лидирующие позиции на рынке, опережая страны ЕС.

Россия превосходила страны ЕС почти по всем показателям. Так же хотелось бы отметить, что по темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-90 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей, такой как сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации товаров, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна именно в цепочке поле-прилавок теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.

Именно для преодоления различных негативных последствия, которые бы повлияли на экономику страны, в сельском хозяйстве требовалась аграрная реформа, именно как система мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе.

Цели и задачи аграрной реформы были сформулированы ещё Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В принятой на Съезде "Программе возрождения российской деревни и развития аграрно-промышленного комплекса (АПК)".

Главной же целью данной реформы являлось улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.

Как основную задачу следует рассматривать именно создание условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, а так же формирования многоукладной экономики на базе многообразия и равенства различных форм собственности на землю. Так же ставилась задача повышения эффективности производства на основе использования различных форм собственности и формирования благоприятного экономического механизма и усиления государственной поддержки.

Следует отметить, что важнейшей частью аграрных преобразований является именно земельная реформа. Законом РФ "О земельной реформе" (1990 г.) были определены два этапа преобразований.

На первом предполагалось провести оценку потребности в земельных ресурсах предприятий и граждан, сформировать резервный фонд земель для их дальнейшего перераспределения, установить ставки земельного налога и нормативной цены земли.

На втором этапе предусматривалось передать землю в пользование и собственность потенциальным землепользователям и землевладельцам. Намечалось также создать около 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, причем для этих целей должно было быть выделено 5,5-6,5 млн. га. Одновременно был принял закон "О социальном развитии села", которым было установлено равенство прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Законом был установлен порядок государственной поддержки АПК путем направления на его нужды не менее 15 % от расходной части бюджета, но уже в 1997 г. эта величина сократится до 3%.

Законодательно закреплялось право пожизненного наследуемого владения землей и постоянного пользования землей, находящейся в государственной и муниципальной собственности, а также право аренды и срочного пользования землей, находящейся в любой форме собственности.

В отношении права частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения законодательство предусматривало существенные ограничения по распоряжению этой собственностью. По сути дела земельные участки (за исключением садовых, дачных и приусадебных) в течение 10 лет нельзя было подарить, продать, передать в уставные фонды (капиталы), сдать в залог или отчуждать иным способом.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались вне закона.

В декабре 1991 года Правительством РСФСР были приняты Постановления "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом", "О реорганизации колхозов и совхозов", а Президентом был подписан Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Хозяйствам было предложено изменить организационно-правовую форму. В течение 2-3 месяцев они должны были перерегистрироваться в акционерные общества, товарищества, кооперативы, частные фирмы и т.д. Таким образом, менее чем за 10 дней была изменена правовая основа земельных отношений в стране.

После бурных протестов на февральском 1992 г. съезде колхозников правительство РФ было вынуждено изменить пункт 14 последнего постановления, и постановлением "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" (1992 г.) колхозам и совхозам было разрешено не только реорганизовывать, но и сохранять при перерегистрации прежние формы хозяйствования.

К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) практически было завершено перераспределение земель по категориям граждан и юридических лиц и формам собственности.

В 1994 г. была принята новая Программа аграрной реформы в Российской Федерации. В ней была дана оценка кризисной социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований. В программе указывалось: "Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции".

В качестве основных направлений аграрной реформы намечались:

  • Разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию АПК, поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
  • Разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;
  • Введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;
  • Комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
  • Формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
  • Реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;
  • Создание рыночной инфраструктуры;
  • Реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;
  • Социальное преобразование села, подготовка кадров.

Программой предусматривалось осуществить систему мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создать нормативно-правовую базу реформы, механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным производителям, конкурентную среду за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Планировалось закончить приватизацию перерабатывающих, пищевых и сервисных предприятий с предоставлением товаропроизводителям контрольных пакетов акций, сформировать рыночную инфраструктуру в сфере сбыта сельхозпродукции и закупок средств производства.

Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.

В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом со следующим:

  • Либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;
  • Приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;
  • Ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;
  • Унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;
  • Форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.

В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).

Сегодня в частной собственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.

К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были главным образом направлены на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка.

Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности. Если же говорить о специфике институциональной модернизации аграрной экономики России, то она проявляется в наложении процессов рыночной трансформации национальной экономики на ее ускоренную интеграцию в глобализирующееся мировое хозяйство, что обусловливает функциональные преобразования, реструктуризацию и институциональную реорганизацию системы агрохозяйствования и формирование механизмов взаимодействия субъектов аграрной экономики.

Государственное регулирование аграрной сферы выступает необходимой составляющей эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. Оно представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное сочетание экономических регуляторов, нацеленных на расширение сбыта сельхозпродукции на внутреннем рынке через повышение экономической доступности продовольствия и формирование госзаказа на поставку продовольствия; на стимулирование отечественного сельхозпроизводства и на повышение степени решения проблем продовольственной безопасности страны.

Модернизации аграрной сферы как совокупности прогнозируемых направлений ее обновления, выступают:

  • Достижение целостности институционально-правовых основ агросферы;
  • Формирование аграрных рынков и рыночной инфраструктуры;
  • Таргетирование инфляции;
  • Повышение коэффициента монетизации ВВП;
  • Снижение налогового бремени;
  • Накопление отечественного промышленного и финансового капитала;
  • Повышение качества человеческого капитала;
  • Формирование рыночной ментальности и предпринимательской активности населения;
  • Активное включение России в глобализирующееся мировое хозяйство, стимулирующее повышение конкурентоспособности субъектов агросферы.

Стратегия модернизации развития аграрной сферы на основе динамичного освоения национальных и заимствованных (имитационных) технологических инноваций предполагает внедрение организационных, в том числе управленческих инноваций, что обеспечивается соответствием требований креативности и качества сформировавшегося человеческого капитала в контексте профессионально-квалификационного уровня населения и его экономического сознания, позволяющими овладеть модернизационной парадигмой. В этой связи качественное совершенствование трудовых ресурсов выступает важнейшим ориентиром модернизации.

Агробизнес является одним из секторов рыночной экономике, который связан с процессами сельскохозяйственного производства, а именно хранения, распределения и обработки получаемых продуктов. В экономической теории агробизнес рассматривается как один из видов более общего понятия - бизнеса.

Понятие агробизнес сформировалось к концу 20-го века, причем уже тогда оно имело разные толкования. Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. В мировой экономической науке теория агробизнеса стала развиваться благодаря вкладу таких видных ученых как Д. Дэвис и А. Хоскинг. 

Впервые в категории сфер бизнеса оно было введено профессором Гарвардского Университета Дж.Дэвисом. По его определению, агробизнес - это совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, вовлеченных в процессы транспортировки, хранения, переработки и распределения сельхозпродукции. То есть, по его мнению, агробизнес представляет собой группу предприятий, связанных с сельским хозяйством от поставок ресурсов до распределения продукции.

То есть, по его мнению, агробизнес представляет собой группу предприятий, связанных с сельским хозяйством от поставок ресурсов до распределения продукции.

Позднее, ученые приступили к изучению сущности агробизнеса, и здесь для России ближе позиция А. Хостинга, он определяет агробизнес как деятельность частных лиц, предприятий или организаций, направленную на извлечение природных благ, производство услуг и товаров в сфере сельского хозяйства.

Отечественные ученые также являются сторонниками этого определения, однако уточняют, что агробизнес - понятие очень широкое, и рассматривать его в узкой специфике вырастил - реализовал просто невозможно.

Агробизнес - это направление экономической деятельности, включающее в себя совокупность факторов, определяющих и координирующих экономику АПК, таких как производство сельскохозяйственной продукции, поставка необходимых ресурсов, переработка, транспортировка, маркетинг, менеджмент, научные исследования, финансово-кредитные отношения.

Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом. Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу агробизнеса.

По сути, агробизнес - это двигатель экономики агропромкомплекса, и его основу не может составлять производство сельхозпродукции для собственных нужд. Именно участие в рынке, удовлетворение спроса и извлечение выгоды должны быть базовыми целями участников агробизнеса.

Агробизнес имеет огромное значение для развития страны, так как плоды сельского хозяйства и продукты животноводства всегда находятся в спросе у населения. Это прибыльное дело, но при условии знания всей техники, метода выращивания и ухода за растениями и животными. Во всем мире агробизнес, при соответствующей государственной поддержке, один из самых высокодоходных секторов экономики. Нужно лишь обеспечить приемлемые условия кредитования и возвратность ресурсов. Только при таких условиях будет отдача, будет оборот и денег, и сельхозпродукции.

Понятие конкуренция и ее виды

Конкуренция - универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.

Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание, борьба всех против всех.

А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию.

Конкуренция - борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции - постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример - конкуренция между интернет магазинами.

Рыночный процесс представляет собой смену ситуаций неопределенности. Постоянное изменение осведомленности участников меняет альтернативные возможности по сделкам, что ведет к смене планов купить или продать. В этом смысле рыночный процесс является конкурентным. Конкуренция - оборотная сторона рынка, учитывание изменения рынка.

Совершенная конкуренция - конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

Ценовая конкуренция - ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) => монополия, степень монопольной власти увеличивается.

Неценовая конкуренция - посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.).

Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.

Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной соединительной ткани, благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

В экономической литературе существует множество определений категории конкуренция.

По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.

Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности, практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное, вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Рыночная конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Еще более полно и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.

В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются первичность и вторичность процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывайся характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным злом на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.

Функции конкуренции

Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

  • Регулирующую;
  • Аллокационную;
  • Инновационную;
  • Адаптационную;
  • Распределительную;
  • Контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства - индивидуальными и общественными потребностями). В конечном I чете речь здесь идет о создании реального суверенитета потребителя взамен все еще сплошь и рядом встречающегося суверенитета производителя. Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что cумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести .

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation - размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и кfпитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо, ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме

Современная рыночная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют между собой под влиянием комплекса правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но ее формы весьма разнообразны в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение всех экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды - является важнейшим условием функционирования рыночной экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет правила ведения бизнеса соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Положительные стороны конкуренции:

  • Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции исчезают экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
  • Она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
  • Выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что аграрная сфера в России приобрела совсем другой характер, в связи с проделанной реформой. Но все равно, совершенствоваться всегда надо, тем более что мы живем в мире усовершенствованных технологий, которые являются главным помощником в реализации каких-либо идей. Главное это найти людей, которые полны новыми идеями. Так же следует сказать о конкуренции, как части рыночной экономике. В современном мире без конкуренции никуда не обойтись, это касается и экономической сферы и политической и любых других.

Мы с уверенностью можем сказать, что достигли цели нашей работы и выполнили все поставленные нами задачи.