Аграрный сектор экономики и его особенности. в россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в россии  
Рынок труда в россии и ссср  
Эволюция теории экономического роста  
Венчурный капитал и его роль в современной экономике  


Введение:

Агропромышленный комплекс России занимает сегодня особенно важное место в экономической теории с учетом глобализации экономики. Хотя на долю сельскохозяйственного производства приходится только 3,7% ВВП России и примерно 10% всей мировой торговли, развитый конкурентоспособный сельскохозяйственный сектор является ключом к продовольственной безопасности страны. Есть ряд важных моментов, которые заставляют проводить масштабные исследования современных тенденций развития сельскохозяйственного рынка в нашей стране, и основным из них является наше недавнее членство во Всемирной торговой организации (ВТО). Исторически в любой период времени одной из основных задач государственной экономики было регулирование сельскохозяйственного сектора посредством определенных мер: законов, программ.

Нерегулируемые документы по ведению сельского хозяйства и другим методам регулирования в связи с растущим дешевым импортом из стран-членов ВТО дают основания для углубленного изучения в этой области экономики. 

Также сельское хозяйство современной России само по себе требует реализации экономических программ на федеральном уровне для агропромышленного комплекса, связано с рядом факторов, среди которых наиболее важными являются: риск природных и экономических катастроф; низкая степень монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики; высокий уровень капиталоемкости сельского хозяйства и его низкая рентабельность; несоответствие цен в аграрном секторе; высокая импортная конкуренция.

Еще один очень важный момент - популяризация деревни. Для этих целей была разработана и утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Он включает вопросы обеспечения жильем нуждающихся семей, улучшения социальной сферы жизни: развития спорта, культуры, строительства новых дорог, улучшения инфраструктуры. Развитие села в целом позволяет повысить уровень жизни. крестьянских хозяйств, потому что в аграрном секторе это довольно большой сегмент организационно-правовой формы сельскохозяйственных предприятий. 

АГРАРНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

Сельскохозяйственная экономика

Экономика сельского хозяйства является частью экономической теории. Это включает изучение того, как максимально использовать ограниченные ресурсы сельского хозяйства. 

В сельском хозяйстве, как и в других отраслях, применяются основные принципы и законы экономического развития. Более того, многие законы рыночной экономики проявляются в аграрной экономике в более явной форме, чем в других секторах, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленными и относительно небольшими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга. 

Аграрная политика выделяется особым курсом в связи со многими факторами, которые можно регулировать только путем полного понимания проблем и особенностей этого сектора. Давайте рассмотрим самые важные моменты.

Аграрная экономика включает в себя несколько направлений развития агропромышленного комплекса страны. Во-первых, это программы поддержки определенных областей сельского хозяйства: различные системы субсидий, субсидий; во-вторых, это разработка более упрощенной системы налогообложения; в-третьих, различные механизмы стабилизации проблем сельхозпроизводителей; один из них - создание интервенционного фонда; в-четвертых, привлечение инвестиций для создания конкурентоспособной отрасли на мировом рынке. 

Все эти меры и механизмы должны основываться на специфике российского аграрного сектора. 

Особенности аграрного сектора в России

Первая особенность заключается в том, что в аграрном бизнесе действуют законы совершенной конкуренции. Это проявляется двумя способами: во-первых, большое количество продавцов на сельскохозяйственном рынке, потому что рынок достаточно открыт. Из-за этого способность влиять на цены практически невозможна; во-вторых, свобода продавцов входить и выходить из рынка. 

Вторая особенность заключается в том, что для сельхозпроизводителей земля является основным ресурсом производства. Арендная плата за этот ограниченный ресурс будет зависеть от качества плодородного слоя земли, расположения участка относительно транспортных подъездов и других факторов. Хотя сейчас новые научные технологии пытаются уменьшить использование этого природного ресурса - земли - в птицеводстве, он все еще остается основным ресурсом агропромышленного комплекса.

Третья особенность - сильная зависимость фермеров от естественных условий расположения их бизнеса. Территория России имеет много климатических особенностей, поэтому существует ряд регионов, где развитие аграрного сектора очень затруднено из-за погодных условий.

Четвертая особенность - конечный продукт сельскохозяйственного производства и пищевой отрасли - это продукты питания. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низкая. Потребители покупают основные виды продуктов питания, независимо от роста или снижения их цен, практически в постоянных объемах. В среднем коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции составляет 0,25%. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары также неэластичен по доходам. 

Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к возникновению так называемой долгосрочной сельскохозяйственной проблемы. Он заключается в том, что с ростом научно-технического прогресса предложение S в сельскохозяйственном секторе увеличивается и быстрее, чем спрос D. Из этого следует, что доходы фермеров снижаются.

По мере развития аграрного сектора он, в свою очередь, все еще зависит от кривых S и D. С одной стороны, при увеличении предложения доход все равно будет иметь тенденцию к снижению. С другой стороны, с учетом инфляции цены на сельскохозяйственную технику и другие сопутствующие товары и услуги растут быстрее, чем цены на продукты питания. В долгосрочной перспективе доходы фермерских хозяйств всегда отстают от несельскохозяйственных доходов. В свою очередь, это должно было привести к массовому оттоку фермеров, но этого не происходит.

Причина заключается в неподвижности этого сектора экономики. Фермы - это не только сфера производства, но и сфера жизни. Отток не происходит так быстро, как изменения спроса и предложения на рынке. Возможно, поэтому необходимость программ поддержки малых и средних хозяйств актуальна для аграрной экономики. Все земли, не участвующие в воспроизводстве на данном этапе, должны быть сохранены в «культурной» форме для дальнейшего использования.

Пятая особенность - неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по цене вместе с высокой зависимостью сельскохозяйственного производства от естественного фактора и конкуренции производителей, порождает краткосрочную сельскохозяйственную проблему: цены на сельскохозяйственном рынке крайне нестабильны. Малейшие колебания объемов поставок в зависимости от тысячи причин, неподконтрольных фермеру (высокая или низкая урожайность), - и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.

Другое различие между аграрным сектором и другими секторами экономики состоит в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейное хозяйство. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не ограничивается доходом от сельскохозяйственного производства. Поэтому исходная позиция теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится максимизировать свою прибыль, неприменима для аграрного сектора в чистом виде.

Шестой особенностью этого сектора является также особое отношение общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественных производителей, конечно, присущ не только сельскому хозяйству. Но именно в этом секторе это явление проявляется в более сильной форме. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защита развивающейся промышленности, безработица), конкретные аргументы также используются в сельскохозяйственном секторе. Прежде всего, это стремление обеспечить продовольственную безопасность нации, которую часто называют автаркией, и стремление сохранить традиционный внешний вид сельской местности, так называемый сельский пейзаж.

Традиционный сельский пейзаж с его национальными особенностями является национальным культурным наследием каждой страны. С уменьшением численности сельскохозяйственного населения возникает угроза его потери. Эта проблема особенно актуальна для стран Западной Европы, которые долгое время пытались решить эту проблему путем предоставления экономической поддержки своим собственным фермерам. Об особой актуальности именно аграрного протекционизма свидетельствует тот факт, что на протяжении всей послевоенной истории проблема его устранения занимает важнейшее место среди проблем международной торговли. 

Специфика экономических отношений в аграрном секторе достаточно сильна, что обуславливает необходимость особого теоретического курса аграрной экономики.

АПК России и аграрный сектор экономики РФ 

Структура агропромышленного комплекса России 

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства России. В рамках АПК можно условно представить взаимодействие нескольких областей в виде диаграммы. Сюда также могут относиться предприятия пищевой промышленности, но они косвенно связаны с агропромышленным комплексом.

Агропромышленный комплекс занимает особое положение, в нем сосредоточено около 15,7% основных производственных фондов, на его предприятиях работает около 10% населения страны. Однако агропромышленный комплекс не может позволить себе полноценно и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Почему это происходит? Как уже упоминалось выше, сельскохозяйственный бизнес очень неподвижен. В настоящее время, принимая во внимание вступление России в ВТО, государство уделяет повышенное внимание проблемам сельского хозяйства, поскольку этот сектор промышленности особенно незащищен, а в конечном итоге - баланс экономики, политическая ситуация в стране. Страна во многом зависит от степени развития и уровня эффективности сельскохозяйственного производства. его продовольственная независимость, социальное спокойствие.

В настоящее время перерабатывающая отрасль агропромышленного комплекса слабо развита в России, из-за чего потери сельхозпродукции в некоторых областях (зерновые культуры) достигают 30%. Кроме того, дешевый импорт оказывает большое влияние на замедление развития и прибыльности животноводческих предприятий.

Ключевой особенностью агропромышленного комплекса является использование земельных и природных ресурсов как объекта производства. Земля, по сути, является основным средством производства в агропромышленном комплексе. В России засуха 2010 года имела разрушительные последствия для пахотных земель, что серьезно подорвало развитие сельскохозяйственных угодий. Также важную роль играют трудовые ресурсы сельской местности. Последняя перепись населения показала, что сельское население уменьшается в пользу города. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которыми являются животные и растения.

Исходя из вышеизложенного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, а природные и экономические условия производства во многом имеют разительные различия. Именно это определяет территориальный разброс экономически выгодных мест для производства сельскохозяйственной продукции.

Средства формирования сельскохозяйственных фондов в значительно большей степени, чем в других секторах промышленного и экономического секторов, осуществляются за счет собственных продуктов. Если оценивать потенциал агропромышленного комплекса России, то с точки зрения основных видов ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности, наша страна практически полностью самодостаточна. Конечно, наше вступление в ВТО оказало огромное влияние на российский агропромышленный комплекс, но при умелом управлении государственной поддержкой и программами и правильной политике в отношении дешевых иностранных товаров наша сельскохозяйственная продукция может быть весьма конкурентоспособной. 

Тенденции развития аграрной экономики

В последнее время начали активно создаваться и реализовываться федеральные целевые программы, связанные с решением ряда проблем в агропромышленном комплексе России. Но пока это лишь малая часть от 8 до 9% инновационных идей и проектов против 65% в США и 95% в Японии. Хотя агропромышленный комплекс США является очень развитым сектором экономики. Для Японии, учитывая почти полное отсутствие сельскохозяйственных ресурсов, это жизненно необходимо. Но аграрный сектор экономики в России также имеет ряд проблем и трудностей с развитием и конкурентоспособностью, поэтому задача государства заключается в развитии в направлении различных программ и инноваций, особенно с учетом вступления в ВТО. 

В настоящее время поддержка АПК государством осуществляется по принципу «Желтой корзины». Это включает в себя прямые субсидии сельхозпредприятиям, снижение процентных ставок по кредитам, компенсацию за горюче-смазочные материалы. Однако в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию Россия взяла на себя обязательство по сокращению государственной поддержки агропромышленного комплекса до мер "зеленой" коробки.

Получается, что в связи со снижением пошлин на ввозимую дешевую сельхозпродукцию во многих сферах агропромышленного комплекса, таких как свиноводство, в котором только начал развиваться товарооборот, предприятия по производству сельскохозяйственной техники, молочное производство находятся под атакой? Но кто сказал, что мы не можем использовать все принципы и механизмы, которые нам предлагают европейские государства?

Так, в 2013 году для снижения негативных последствий в свиноводстве были выделены государственные субсидии в размере 10 миллиардов рублей. Такое же решение было принято для предприятий по производству мяса птицы, когда в условиях перехода к мировым ценам увеличились закупки отечественного зерна. Рентабельность этой отрасли начала резко снижаться и к 2013 году упала до нуля. Другим очень эффективным направлением в регулировании дешевого импорта является санитарный контроль, который позволяет нам очистить российский рынок от некачественных и опасных продуктов, а также позволяет заполнить образовавшуюся на рынке пустоту нашими собственными продуктами. 

Основные способы регулирования аграрного сектора в России

Для того чтобы создать эффективный механизм государственного регулирования аграрного сектора, необходимо действовать в нескольких направлениях: это льготное налогообложение, государственные субсидии, системы компенсации, затраты и субсидии, ценовая политика, кредитование на специальных условиях, система лизинга. закупки и товарные интервенции на сельскохозяйственных рынках, страхование, государственное патронаж. Рассмотрим некоторые из них.

Льготное налогообложение. В соответствии с Федеральным законом № 147 от 11 ноября 2011 г. гл. 26.1 Российские сельхозпроизводители и предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения - единый сельскохозяйственный налог. Он не включает уплату подоходного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, государственной пошлины, единого социального налога и исчисляется с площади обрабатываемой сельскохозяйственной земли. В то же время доля продаж сельскохозяйственной продукции и сопутствующих услуг за календарный год, предшествующий переходу, включая переработку основных продуктов, в процессе осуществления предпринимательской деятельности должна составлять более 70%.

Государственные системы субсидий. Существуют различные методы государственных субсидий. Многие из них предназначены для развития начальной стадии сельскохозяйственных предприятий. Предлагается софинансирование сельскохозяйственных предприятий: компенсация части затрат на регистрацию земельных участков, поддержка начинающих фермеров, финансирование развития семейных фермерских хозяйств, субсидирование кредитов сельхозпроизводителям. Это осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

Закупочные и товарные интервенции. Эта государственная поддержка призвана сгладить «проблему краткосрочного земледелия», т.е. когда рынок резко увеличивает предложение для определенного вида сельскохозяйственной продукции, например зерна, и цена на него также начинает резко падать. Затем государство покупает этот тип продукта в так называемый интервенционный фонд, тем самым стабилизируя падение цен. И когда цены на этот вид сельскохозяйственной продукции начинают расти, он расходует запасы фонда, регулируя тем самым цену. Эта идея впервые была применена в России осенью 2001 года в отношении зерновых культур.

Страхование. Это очень эффективный механизм гарантированной компенсации в условиях, не зависящих от фермеров. Россия характеризуется рискованным характером земледелия. Страхование вашего бизнеса от неурожая, от болезней животных, от природных ситуаций, от кризиса - один из самых эффективных способов управления рисками в сельском хозяйстве. Этот тип государственного регулирования предусматривает субсидирование части затрат сельскохозяйственных производителей на оплату страховых взносов по договорам страхования.

Государственные программы и законы, направленные на развитие аграрного сектора экономики.

В России действует целый комплекс программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса. Одной из важнейших является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденная 15 апреля 2014 года.

Его нормативно-правовая база включает в себя следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 ФЗ, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 , Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г., приказ № 1662-р), Методические указания Минэкономразвития России по разработке и внедрению государственных программ Российской Федерации (Приказ № 690 от 22 ноября 2013 г.). Принципы этой программы: стабильность и преемственность, последовательность, софинансирование, государственно-частное партнерство. 

Эта государственная программа рассчитана на несколько направлений развития.

В состав государственной программы входят несколько федеральных целевых программ (далее - ФЦП): 

  1. ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», 
  2. ФЦП «Устойчивое развитие сельской местности». на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», 
  3. ФЦП« Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в России на период до 2020 года».

Также в 2003 году был принят Федеральный закон № 147-ФЗ от 11.11.2003 г. «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» и единый сельскохозяйственный налог был введен для сельскохозяйственных производителей. Это позволяет добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога по упрощенной системе налогообложения. Признание организации сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляется на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». 

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО 

Проблемы российской аграрной политики, возникающие на начальном этапе вступления в ВТО

В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО) насчитывает 160 стран-членов и охватывает все континенты мира. В условиях современной реальности у России практически не было выбора присоединиться к ней или нет. Россия больше не могла оставаться в стороне, минуя эту влиятельную организацию. 

Среди российских и зарубежных исследователей не было единодушного мнения о целесообразности вступления России в ВТО, но все они сходились в одном, что аграрный сектор российской экономики будет наиболее уязвимым. 

Что произошло после вступления России в ВТО, какие прогнозы сторонников и противников оправдались?

Первая проблема, с которой столкнулась Россия после вступления в ВТО, - это отсутствие четких концепций и однозначности в толковании норм ВТО. Другими словами, нет четких определений определенных мер и механизмов регулирования экономики и рынка. И здесь возникают споры и вопросы при применении директив ВТО. Например, история с доставкой нам картофеля из стран ЕЭС показательна. Когда Россельхознадзор потребовал информацию о «чистых зонах», у него возникло много вопросов. Хотя, делая это, карантинные власти пытались защитить российский рынок от некачественных товаров, и это было просто использование механизмов, предлагаемых ВТО.

Вторая проблема - нежелание российских властей защищать интересы отечественных сельхозпроизводителей. Российские птицеводы уже на этом этапе могли бы конкурировать со своей продукцией на мировом рынке, но они не могут решить множество проблем, возникающих при экспорте своей продукции без участия государства. 

Отсутствие навыков защиты своих интересов порождает дополнительные недостатки и отсутствие перспектив выхода на мировые рынки. 

Третья проблема - отсутствие квалифицированных юристов и должностных лиц, способных грамотно управлять своими правами и механизмами ВТО. И эта проблема сейчас является одной из самых важных и острых для успешной экономической адаптации страны к ВТО.

Четвертая проблема заключается в том, что нет четкого механизма взаимодействия между различными государственными органами. Некоторые запрещают, другие (в лучшем случае) не знают. Допустим, ввоз картофеля из стран ЕЭС был запрещен Россельхознадзором, а таможня не знала, что поставки картофеля, по данным Федеральной транспортной службы, продолжаются. 

Пятая проблема - отсутствие хорошо развитой сельскохозяйственной политики в ВТО со стороны Министерства сельского хозяйства. Фактически правительство в настоящее время работает над разработкой сельскохозяйственной политики. И здесь главная задача Минсельхоза России - создать влиятельные рычаги влияния и полноценного владения реальной ситуацией, без вымышленных цифр.

Шестая проблема российского аграрного бизнеса заключается в том, что потребовалось некоторое время, чтобы понять, что страны-члены ВТО не всегда соблюдают правила этой организации. 

Седьмая проблема - раскол между правительством и аграрным бизнесом. Он был сформирован по пути споров, ведущих к вступлению в ВТО. Непонимание государственными чиновниками проблем аграриев только усугубляется участниками съезда российских фермеров.

Все вышеперечисленные проблемы, возникшие после вступления России в ВТО, не стали катастрофой для аграрного сектора экономики, но отсутствие хорошо отлаженной политики и отлаженных механизмов регулирования не принесло положительных результатов сельхозпроизводителям. Чтобы лоббировать их интересы, необходимо овладеть искусством манипулирования правилами ВТО, а также четко представлять долгосрочную политику развития аграрного сектора экономики. 

Пути и методы регулирования аграрной экономики России в новых условиях 

Одним из главных условий вступления России в ВТО является отход от мер внутренней поддержки «желтого ящика» аграрного сектора экономики и переход к мерам поддержки "

Это означает, что переход от прямых субсидий, компенсация процентов по кредитным ставкам, компенсация за горюче-смазочные материалы, электроэнергию. Искажают реальное положение сельскохозяйственного сектора и неэффективны для его развития. То есть меры «желтого ящика» фактически ставят сельхозпроизводителей на государственные субсидии. 

Меры «зеленого ящика» более эффективны для долгосрочного развития сельского хозяйства, поскольку они направлены непосредственно на прямые платежи производителей, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, развитие научных исследований, улучшение использования ограниченных земельных ресурсов, что повышает конкурентоспособность Сама индустрия, а не рынок товаров в определенный момент времени.

Поэтому правительство разработало и утвердило 15 апреля 2014 года «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» (далее - Государственная программа аграрного развития). Он включает в себя федеральные целевые программы специально для развития сельского хозяйства по принципу «зеленого ящика».

В новой государственной программе развития сельского хозяйства прослеживаются следующие направления инновационных направлений долгосрочного развития аграрного сектора. Поэтому планируется улучшить инфраструктуру села и повысить привлекательность этого сектора, обновить и улучшить техническое и технологическое состояние парка сельскохозяйственной техники, развить перерабатывающие сельскохозяйственные предприятия, освоить сельскохозяйственные угодья, развивать племенное скотоводство, развивать садоводство, развивать ветеринарная медицина и проведение противоэпидемических программ, поддержка малых форм фермерских и крестьянских хозяйств.

Также планируется усовершенствовать управление государственными программами, налоговым законодательством, развитием информатизации в аграрном секторе. Все эти меры должны привести к более конкурентоспособному сектору российской аграрной экономики на глобальном уровне. 

Следующие механизмы могут стать следующим направлением в реализации мер по улучшению агропромышленного комплекса России: 

  • государственная поддержка сельхозпроизводителей на 1 единицу произведенной продукции (1 кг мяса, 1 тонна зерна, 1 литр молока), здесь можно получить двойной эффект - производитель постарается увеличить производство на тех же ресурсах;
  • создание при поддержке государства специализированных потребительских кооперативов, в которые войдут парки сельскохозяйственной техники, специализированные складские помещения, перерабатывающие предприятия, собственные торговые точки. Это предоставит сельхозпроизводителям доступ к внутреннему рынку и избавит его от спекулянтов (посредников); 
  • предлагается передать заброшенные необрабатываемые участки земли и приобретенные незаконно акции для передачи в государственную собственность, а затем сдать их в аренду на конкурсной основе для их дальнейшего эффективного использования. Примером такого механизма является Белгородская область - там платное землепользование на конкурсной основе. Возможно, стоит изучить опыт Китая, где существует целая государственная академия, обладающая огромными полномочиями, по приобретению земель и планированию и их дальнейшему использованию.

Внедрение эффективных мер экономического воздействия, определение путей и методов развития аграрного сектора экономики должны дать долгосрочные позитивные перспективы для стабильности и конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса. 

Перспективы развития сельского хозяйства в контексте членства в ВТО

Какие перспективы открывает участие во Всемирной торговой организации для сельского хозяйства России? На первый взгляд может показаться, что членство страны в ВТО сделало страну еще более зависимой от импорта сельскохозяйственной продукции, негативно сказалось на некоторых отраслях агропромышленного комплекса России и привело к упадку некоторых регионов. Но это только краткосрочный эффект и может сопровождаться финансовым и юридическим восстановлением сельского хозяйства страны.

В напряженном состоянии вступления в ВТО будут открыты все давние проблемы, и их придется решать, прибегая к механизмам, предложенным ВТО, и разрабатывая внутреннюю стратегию по укреплению сельскохозяйственного сектора экономики:

  1. Переход на «зеленую коробку» принципов поддержки сельхозпроизводителей позволит сформировать конкурентоспособный аграрный сектор на уровне лучших мировых стандартов. 
  2. Обязательство сформулировать долгосрочную эффективную сельскохозяйственную политику, ориентированную на защиту интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, умелое использование экономических, налоговых и правовых механизмов. Здесь я хотел бы отметить возможность повышения роли Министерства сельского хозяйства в решении вопросов агропромышленного комплекса. 
  3. Развитие аграрных наук как одно из условий независимости и конкурентоспособности России. Развитие селекционных, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, создание высокопрофессиональной базы специалистов, привлечение иностранных фермеров.
  4. Укрепление малых форм сельхозпроизводителей - фермерских и крестьянских хозяйств. 
  5. Повышение уровня жизни сельских жителей и повышение привлекательности села. 
  6. Создание государственного аппарата, регулирующего эффективное использование земли и ресурсов. 
  7. Привлечение международных и внутренних инвестиций, в связи с созданием привлекательности аграрного сектора экономики. 
  8. Увеличение доли агропромышленного комплекса в общем объеме ВВП страны. 
  9. Возможность стать крупным экспортером продуктов питания. 

Заключение

Вступление России в ВТО стало большим шагом на пути сближения с мировой экономикой наших отраслей народного хозяйства. На данном этапе, как оказалось, главной проблемой в России является отсутствие высококвалифицированных и квалифицированных чиновников и учреждений для развития и адаптации аграрной экономики. И это был недооцененный риск вступления в ВТО. Также нет официальных документов, объясняющих правила игры. Российские бизнесмены и государство только учатся манипулировать правилами ВТО для продвижения своих интересов. Неоднозначность в применении этих правил для разных стран позволяет нам сделать вывод, что ВТО - это скорее набор правил, реализуемых с большой дисперсией.

Аграрный сектор экономики в современных условиях требует развития новых институтов и методов регулирования сельского хозяйства в России. Эта проблема особенно актуальна с точки зрения вступления в ВТО. Вступление России в ВТО не стало катастрофой для аграрного бизнеса, но требует новых путей экономического и политического решения возникших проблем. Инструменты, предлагаемые ВТО, все еще нуждаются в изучении и применении правильно, и в сельскохозяйственном секторе экономики существует ряд проблем, не связанных с вступлением в ВТО. Адаптация к работе в предложенных условиях позволила выявить множество скрытых проблем агропромышленного бизнеса и отсутствие их решения.

Подводя итог всем возникшим проблемам, это увеличение импорта продукции животноводства, снижение спроса на зерно, разорение некоторых сельхозпроизводителей (около 20-30%) и потеря до 1,5 млн рабочих мест, мы Можно прийти к выводу, что необходимо реализовывать меры по адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. Основным инструментом здесь является государственная программа, ориентированная на развитие села, учреждений, связанных с агропромышленным комплексом России.

Социально-экономические последствия членства России в ВТО пока плохо предсказуемы. Пока рано делать выводы о негативном влиянии этого процесса на российскую экономику. Хотя в аграрном секторе экономики возникло много проблем, и, как видите, чиновники к ним не были готовы, решения могут заключаться в предлагаемых условиях государственного регулирования аграрного сектора для России. Государственное регулирование аграрного сектора экономики является сложным механизмом.

Решения для России усугубляются нестабильной экономической ситуацией в целом. Также под влиянием тенденции политического давления на страну со стороны. Но если все внутренние механизмы будут правильно выстроены, то ВТО поможет России стать полноправным участником мировой аграрной экономики и станет «пилюлей против собственных болезней» для страны.