Аграрные отношения в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Закономерности рыночной экономики
Функции рынка. Механизм рынка
Место рыночного механизма в современной экономике развитых стран
Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики


Введение:

Россия - индустриально-аграрная страна. Сельское хозяйство является одним из приоритетных секторов национальной экономики, в котором процессы производства, распределения, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических законов принимает конкретные формы. Эта специфика во многом определяется вовлеченностью в репродуктивный процесс. Основными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство, которые включают более мелкие отрасли, которые, в свою очередь, дифференцируются по группам сельскохозяйственных культур, типам сельскохозяйственных животных и т. д.

Сельскохозяйственные угодья в России составляют 219,6 млн га, в том числе пашня 132,3 млн га, сенокосы 23,2, пастбища 64,7. Более 4/5 пахотных земель находится в Центральном и Центрально-Черноземном регионах, Поволжье, Северном Кавказе, Урале и Западной Сибири. Сельское хозяйство обеспечивает 36% валовой продукции сельского хозяйства, животноводство более 60%.

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, занимающихся производством, переработкой сельскохозяйственной продукции и доведением ее до потребителя. Он занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием. Развитие агропромышленного комплекса сильно влияет на уровень благосостояния людей, поскольку его продукция составляет 80 процентов товаров в торговле.

В настоящее время агропромышленный комплекс России сталкивается со многими серьезными проблемами. Главной из них является проблема самообеспеченности страны продовольствием. Другой, не менее важной задачей сельского хозяйства является развитие различных форм собственности на селе, которые могут решить проблему повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Здоровье и уровень жизни россиян зависят от решения проблем, накопленных в агропромышленном комплексе. Вот почему я считаю, что тема выбранной мной курсовой работы особенно актуальна в настоящее время.

Объект исследования - сельское хозяйство.

Предметом исследования являются особенности аграрных отношений в современной России.

Целью работы является выяснение особенностей воспроизводства в аграрной сфере, сущности арендных отношений, основных путей коренного преобразования собственности в сельском хозяйстве.

Научно-исследовательские цели:

  1. Рассмотреть особенности развития сельского хозяйства и эволюции аграрной системы;
  2. проанализировать состав и структуру агропромышленного комплекса, его значение для российской экономики;
  3. Изучить сельскохозяйственный спрос на землю, ее особенности и виды аренды;
  4. Оценить состояние агропромышленного комплекса в России сегодня;
  5. Наброски тенденций и перспектив развития;

В первой главе рассматриваются особенности сельского хозяйства, его развитие, исторические аспекты, а также состав, структура и значение агропромышленного комплекса.

Во второй главе приведены методы изучения спроса на землю, виды арендной платы и методы расчета. А также особенности аграрных отношений в России в настоящее время по данным за 2007-2008 годы.

Курсовая работа основана на материалах из современных учебников по экономической теории и экономике, а также на статьях из научно-практических и аналитических журналов.

Производительные силы и производственные отношения в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные реформы. АПК

Сельское хозяйство и особенности его развития

Для большинства населения мира сельское хозяйство остается наиболее важной пищевой промышленностью. Из 6 миллиардов человек в мире, живущих в странах с низким уровнем экономического развития, сегодня около 1 миллиарда человек голодны. Проблема обеспечения продовольствием стоит достаточно остро для сотен миллионов людей в разных странах. Сельское хозяйство является основным источником сырья для пищевой и легкой промышленности. Кроме того, в этой отрасли существует прямое взаимодействие между человеком и природой, от которого во многом зависит здоровье человека, его психологическое, нервное и эмоциональное состояние.

Сельское хозяйство, возникшее на заре человеческой цивилизации, развивалось самыми быстрыми темпами за последние два столетия. Если в середине 18 века в сельском хозяйстве было занято около 80% всей рабочей силы, то в конце 19 - начале 20 веков в развитых странах мира в этой отрасли работало уже около 40%. и около 35% - в промышленности. В середине 90-х годов XX века в развитых странах мира около 5% трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, а в США - только 2,5%.

Резкое сокращение числа людей, занятых в сельском хозяйстве в развитых странах, связано со значительным увеличением производительности труда в этом секторе, что позволяет меньшему количеству работников прокормить основную часть населения. Например, в Соединенных Штатах один сельскохозяйственный работник обеспечивает продовольствием 139 человек. Таким образом, условная доля производства на одного человека, занятого в сельском хозяйстве, в начале 90-х годов составляла около 30 000 долларов в Соединенных Штатах, 21 000 долларов во Франции и около 19 000 долларов в Германии.

Ни одна отрасль народного хозяйства не зависит от природно-климатических условий в той же степени, что и сельское хозяйство. Это связано прежде всего с использованием земли под производство в качестве специфического, искусственно невоспроизводимого средства производства, различающегося по плодородию и местоположению. При условии рационального использования земля не только не теряет своих полезных свойств, но и может улучшаться, а ее стоимость может расти.

В сельском хозяйстве производство продукции растениеводства и животноводства связано с действием естественных (в том числе биологических) законов. Таким образом, генетически предопределенные условия выращивания растений и животных плохо поддаются регулированию. Сезонный характер возделывания сельскохозяйственной продукции также определяет ритм предприятий перерабатывающей промышленности.

Специфика земли как средства труда заключается также в том, что она одновременно является объектом труда. К конкретным биологическим формам основных производственных фондов сельского хозяйства относятся: продуктивный скот, древесные, плодово-ягодные и другие культуры; Видом оборотного капитала являются семена, молодняк для откорма, корм и т. д. Сельское хозяйство характеризуется низкими показателями оборачиваемости производственных активов (из-за короткого сезонного использования) и высокой капиталоемкостью производства.

Специфика сельскохозяйственного производства требует значительной сезонной мобилизации сил сельских рабочих, поскольку в очень короткий агротехнический период необходимо сеять и собирать урожай без потерь. В этой области существует значительный разрыв между рабочим периодом и временем производства (получение конечного результата): чтобы сельскохозяйственная техника не простаивала в межсезонье, необходимо создать универсальные машины (например, , тракторы с набором из нескольких десятков рабочих инструментов, агрегатов, органов). Большая зависимость сельского хозяйства от природных условий предопределяет необходимость создания страховых фондов от засухи, наводнений, града и других стихийных бедствий.

Большой разрыв между рабочим периодом и временем получения конечного результата, который проявляется в сезонности производства, существенно влияет на формирование доходов сельских рабочих, поскольку общая сумма их доходов становится известна только после продажи сельскохозяйственной продукции. товары.

Таким образом, основными особенностями развития сельского хозяйства являются:

  1. Тесное переплетение и взаимодействие экономических законов с природными (в том числе биологическими);
  2. Прямое взаимодействие человека с природными факторами в процессе производственной деятельности;
  3. Специфика действия экономических законов в этой области, что связано с особой ролью земли и других природных факторов в процессе сельскохозяйственного производства;
  4. Огромное разнообразие природно-климатических условий, качества и расположения земельных участков по отношению к рынкам сельскохозяйственной продукции;
  5. Наличие наряду с социальными факторами повышения производительности труда природных компонентов производительных сил (например, химического, механического состава почвы и биологических организмов) факторов;
  6. Значительный разрыв между рабочим периодом и временем получения окончательного результата.

Эволюция аграрной системы

Аграрные отношения во многих европейских странах в 19 и начале 20 веков характеризовались преобладанием крупной собственности на землю. Сельское хозяйство было широко распространено в этот период.

В XX веке развитие аграрных отношений в капиталистических странах происходило в основном за счет создания крупных фермерских хозяйств, колхозов, сокращения числа фермерских хозяйств, расширения арендных отношений (временное предоставление земли за плату арендатору).

Тип аренды - это аренда семьи, при которой глава семьи сдает в аренду свой участок земли за плату одному из членов семьи. Особенностью арендных отношений в некоторых развитых странах мира является объединение семейных фермерских хозяйств в сельскохозяйственные корпорации.

В СССР эволюционный (прогрессивный) путь развития аграрных отношений был прерван насильственной коллективизацией, результатом которой стало массовое создание колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства были ликвидированы, а наиболее трудоспособная и активная (и, следовательно, более зажиточная) часть крестьян попала в категорию кулаков и была репрессирована.

В ходе коллективизации произошла насильственная социализация средств труда, животноводства и т. д. Не желая вступать в колхозы, крестьяне убивали скот. Таким образом, количество лошадей с 1929 по 1935 год сократилось с 32,6 до 14,9 млн., Количество крупного рогатого скота сократилось примерно вдвое, и рост валовой сельскохозяйственной продукции прекратился.

На фоне развития официально признанных форм собственности - коллективной и государственной - вытеснялись другие формы собственности, прежде всего частная.

В действительности коллективная форма собственности в сельском хозяйстве была коллективной, государственной, управлялась административно-командными методами. В течение нескольких десятилетий благодаря механизму ценовых ножниц из села вывозился излишек и часть необходимого продукта, созданного в аграрной сфере. В результате сельскохозяйственные рабочие были отчуждены от земли, а другие средства, производство и стимулы для работы были потеряны. Наряду с этим проводилась политика преобразования некоторых колхозов в совхозы.

После распада СССР перед независимыми государствами встал вопрос о коренной перестройке аграрных отношений.

Аграрные реформы в сельском хозяйстве

Аграрные реформы - это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельском хозяйстве.

В системе земельных отношений на основе принципа их объективной определенности можно выделить следующие структурные элементы:

  1. Земли сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственного назначения);
  2. Земли мощностей промышленности, строительства, инфраструктуры отраслей (транспорт, связь, складские и складские помещения) и др .;
  3. Земли, содержащие залежи природных ресурсов (энергетические, рудные, неметаллические, строительные материалы, минеральное сырье) и др .;
  4. Земли государственного лесного фонда;
  5. Земли урбанизированных территорий и отведенные под жилую застройку;
  6. Земли охраняемых территорий и природоохранных зон;
  7. Земли заповедника Государственного земельного фонда.

В структуре первого блока - сельскохозяйственного землепользования можно выделить три группы отношений:

  1. земельная собственность (земля), определяющая социальный генотип аграрной системы общества: распределение функций распоряжения, собственности, использования земли;
  2. сельскохозяйственное предпринимательство (сельское хозяйство), характеризующее экономическую структуру экономической деятельности товаропроизводителей в конкурентной рыночной среде и охватывающее весь спектр функциональных связей, обеспечивающих естественно-воспроизводственный способ управления (производство, распределение, обмен и потребление) ;
  3. агропромышленные связи для обеспечения определенного уровня ведения сельского хозяйства за счет использования технических, химических средств сельскохозяйственного производства, производимых вне самой аграрной сферы (в ресурсодобывающих отраслях первой сферы агропромышленного комплекса) , но формируется соответствующая агротехническая система производства и ее технологические режимы, а значит и уровень посевов сельскохозяйственного производства.

При всей значимости отношений третьей и второй групп, которые формируют материально-техническую базу сельскохозяйственного производства (как воплощение достигнутого уровня развития его производственных сил) и производственно-хозяйственной структуры сельскохозяйственного предприятия, Особым объектом институциональных и трансформационных преобразований в аграрной сфере, придавая им общесистемный характер, являются земельные отношения, т. е. отношения присвоения определяющего ресурса биопродуктивного потенциала сельскохозяйственного производства - земли.

Важность выбора алгоритма для решения вопроса эффективного управления земельными ресурсами определяется тем, что в экономической цепочке «владение землей - ее экономическое использование - рыночное признание результатов деятельности сельхозпроизводителей (выручка от реализации определяется мера удовлетворения потребительского спроса) - доход предпринимателя (субъекта хозяйствования) - арендная плата собственника земли », ключевым элементом (начальным и конечным) является экономический интерес и воля собственника.

На основе оценки современного состояния аграрного сектора экономики: уровня внутреннего производства продовольствия и сырья сельскохозяйственного происхождения, вмешательства промышленного импорта, производственной зависимости страны, разрушения производственного и ресурсного потенциала агропромышленный комплекс, катастрофическое снижение эффективности производства, резкое снижение плодородия хищных истощенных земель, значительная доля (до 40% в ряде регионов) сельскохозяйственных земель, массовая потеря и разорение ферм - выбранный курс аграрных и земельных реформ должен быть признан успешным.

Уничтожение производственного потенциала сельского хозяйства методом ускоренно-политизированной утилизации (демонтажа) существующей производственно-экономической структуры аграрного сектора нанесло непоправимый ущерб его развитию, поскольку нарушил первый из двух основных принципов, определяющих Успех реформ реформ: непрерывность инноваций. Творческий потенциал реформ оказался несоизмерим с разрушительной силой революционных потрясений в аграрной сфере.

Конструктивная структура этой сферы, соответствующая традициям и духу социально-коллективистского менталитета населения, могла бы быть оплачена землепользованием на основе аренды земли как государственной собственности (объекта публичной собственности, избавленного от его деформация монополии государственным аппаратом) для всех форм (традиционного, трансформирующегося и нового) управления (при использовании инструментария для кадастровой оценки почвенных различий) и реализации межхозяйственной процедуры управления земельными ресурсами, освобождающей недостаточно эффективно использованную землю от экономический оборот традиционных ферм (за счет оплаты этого ресурса) для разделения их между новыми, развивающимися фермами (включая фермы).

Таким образом, реализуя основную цель реформ - создание эффективного собственника (индивидуального или ассоциированного) на землю (и одновременно собственника произведенного товара) на основе изоляции сферы и экономической объект и индивидуализация присвоения земли (в форме собственности и использования) и товарного продукта (в форме собственности), полностью соответствует вышеуказанной формуле необходимых и достаточных принципов и условий для успеха реформ, будет позволяют создать новую экономическую систему аграрной системы на конкурентной рыночной основе, избегая губительных последствий разрушительной силы декрета о реорганизации села. Жизнеспособность этой модели аренды земельных участков подтверждена мировым опытом успешного сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимо принять взвешенное решение о дальнейшем ходе земельной реформы, исключающей опасность возможных негативных процессов необратимого характера в будущем.

В то же время важно учитывать собственность на землю (автомобиль и ссудный капитал, выступая в качестве капитала-собственности и функции капитала) в рыночной экономике, чтобы приносить устойчивый доход как объект собственности своему субъекту и при в то же время функционировать как незаменимый природный фактор сельскохозяйственного (биопромышленного) производства, воплощенный в этой специфической природно-материальной форме функции капитала, приносящей доход сельскохозяйственному предпринимателю. Кроме того, использование земли в качестве объекта собственности и в качестве экономического объекта должно иметь соответствующие правовые механизмы и экономические формы для реализации права собственности и статуса арендатора (собственника или пользователя) земли.

Поскольку до сих пор действует экономико-правовой и нормативно-процессуальный механизм обеспечения ликвидности права собственности на землю, который предусматривал бы совершение сделок по рыночному обороту земельных участков, возможность его сдачи в аренду, залог под залог (ипотека), наследство , пожертвования и т. д. не выработаны, а также с целью предотвращения спекуляций на земле крупными финансовыми структурами и физическими лицами с убыточными фермерскими хозяйствами и отсутствием средств у фермеров (уровень заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий в 2,5 раза ниже, чем В среднем по России) представляется целесообразным ограничить оборот сельскохозяйственных земель рынком законодательными мерами по владению (использованию) правами, то есть ограниченным распоряжением (распределением и производственным использованием) земельных долей (участков). Это позволило бы, не разрушая до «молекулярного состояния» причудливо сформированную конгломератную структуру трансформированных и новых форм (кооперативной, акционерной и частной) собственности на землю, постепенно реструктурировать отношения землепользования и землепользования в направлении формирования эффективного функционирующие экономические структуры.

В то же время сохранение права собственности на землю для аграриев, которые получили свою земельную долю (долю), будет служить им стабильным источником дохода.

При условии и правового развития рыночного механизма оборота земель (купли-продажи) и существующей (в будущем) эффективной структуры хозяйственного землепользования и землепользования можно использовать опыт использования экономических рычагов для ограничения управленческие полномочия собственников по предотвращению краткосрочных спекулятивных сделок с землей.

Зонирование земли для сельскохозяйственных и других целей направлено на предотвращение использования первых для других целей (Дания).

Это основные направления аграрных и экономических преобразований в сфере земельных отношений.

В странах Центральной и Восточной Европы аграрные реформы осуществляются путем создания акционерных обществ, ваучерных акционерных обществ, создания индивидуальных фермерских хозяйств (основанных на труде владельца и членов его семьи, а также на наемный труд), кооперативы и т. д. В процессе таких преобразований преобладает коллективная форма собственности.

Кооперативы, основанные на частной собственности на землю и других средств производства их членами, не должны классифицироваться как частная собственность. Они являются начальными формами коллективной собственности, в которой существует объединение частных и коллективных элементов с преобладанием коллективных.

В процессе разгосударствления и приватизации коллективная собственность выступает основой частной собственности, а не наоборот; таким образом, этот процесс характеризуется сочетанием коллектива с частным, с преобладанием коллективных устоев.

В то же время во многих развитых странах мира значительную долю занимает государственная собственность на землю.

Важным направлением радикальной аграрной реформы является создание эффективного агропромышленного комплекса (АПК).

АПК

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, занимающихся производством, переработкой, хранением и доставкой сельскохозяйственной продукции потребителю.

Агропромышленный комплекс включает в себя следующие основные направления:

  1. Производство средств производства для сельского хозяйства и его производственные услуги;
  2. Фактическое сельское хозяйство;
  3. Сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции.

Возникновение агропромышленного комплекса связано с развитием производительных сил народного хозяйства, углублением общественного разделения труда, развитием научно-технической революции. Внедрение достижений научно-технической революции в сельское хозяйство приводит к сокращению занятости в этой отрасли, сужает масштабы сельскохозяйственного производства.

Первая сфера агропромышленного комплекса включает в себя отрасли и предприятия, которые производят сельскохозяйственную технику, электрооборудование, строительные материалы, удобрения и пестициды, комбикорм, медикаменты и т. д.

Важное место в структуре агропромышленного комплекса занимают отрасли третьей сферы - промышленная и социальная инфраструктура: объекты автомобильного транспорта, элеваторные и складские предприятия, коммуникации, материально-технические услуги, жилые и культурные объекты. Неотъемлемой частью агропромышленного комплекса являются кредитные учреждения и научно-консалтинговые фирмы, страховые компании, экспортные ассоциации и др.

В агропромышленный комплекс развитых стран Запада входит от 20 до 30% всего населения трудоспособного возраста. Его конечный продукт является результатом взаимодействия отраслей во всех трех сферах межотраслевого сотрудничества.

Роль основного производственного звена в сельском хозяйстве этих стран постепенно смещается от фермерских и крестьянских хозяйств к крупным капиталистическим фермерским хозяйствам, агропромышленным объединениям и агрокорпорациям. Распространяется кооперация фермерских хозяйств, в которую входят маркетинговые, потребительские, кредитные союзы, кооперативы по оказанию производственных услуг, общему использованию и ремонту техники и т. д.

Поскольку индивидуальным фермерским хозяйствам и даже сельскохозяйственным кооперативам невозможно приобрести все необходимое оборудование, а зачастую это экономически невыгодно, в развитых странах мира сервисное проектирование и экономическая поддержка со стороны технических центров крупных инжиниринговых фирм, дилерских предприятий ( экономическая или юридическая независимость) получила широкое распространение.

Наиболее прибыльным в деятельности таких дилерских предприятий является аренда и прокат сельскохозяйственной техники. В аграрно-промышленном комплексе развитых стран мира машиностроительные фирмы практикуют продажу оборудования в кредит фермерам и снабжение последних сельскохозяйственной продукцией для погашения этого кредита.

Государство активно регулирует деятельность агропромышленного комплекса посредством механизма цен, налогообложения, кредитной политики, предоставления субсидий сельскому хозяйству, стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции и т. д.

Аренда земли и ее формы в современных условиях. Состояние агропромышленного комплекса России в настоящее время. Перспективы развития сельского хозяйства

Спрос на сельскохозяйственную землю

Сельскохозяйственный спрос на землю в развитой рыночной экономике является производным от спроса на продукты питания. Он состоит из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почв и возможности его увеличения, а также местоположение - степень удаленности от центров потребления продуктов питания и сырья. материалы.

Многие фермы производят более одного вида сельскохозяйственной продукции, но несколько, поэтому спрос на землю в сельскохозяйственном секторе является сложным. Чрезмерно узкая специализация не характерна для большинства хозяйств.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется характеристиками спроса на продукты питания. Мы уже отмечали, что для производства продуктов питания характерна ситуация, близкая к совершенной конкуренции, поскольку преобладают семейные фермы.

Государство в развитых странах, как правило, не ограничивает права граждан покупать и продавать землю и фактически не влияет на ее цену. Единственным исключением является ряд стран (с высокой долей арендной платы, например, Бельгия), где преференциальные права на покупку земли предоставляются постоянным арендаторам. Однако в этом случае сделки по купле-продаже земельных участков осуществляются по рыночным ценам.

Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой они привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало меняется даже в результате значительных изменений цен. В условиях высокой инфляции спрос на продовольственные товары уменьшается меньше, чем на другие товары, так как доля непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя уменьшается.

Неэластичный спрос на продукты питания означает, что даже небольшое сокращение обычного предложения может привести к значительному росту цен на продукты питания. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

Аграрный сектор сильно зависит от природных условий. Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители, природные катаклизмы приводят к резким колебаниям предложения. До настоящего времени сельскохозяйственное производство было совершенно непредсказуемым и не контролировалось в той же степени, что, например, промышленное производство.

На сельскохозяйственный спрос на землю также серьезно влияет такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продуктов питания в бюджете потребителя - явление, характерное для населения подавляющего большинства стран. Это долгосрочная тенденция.

Снижение доли продуктов питания в бюджете потребителя приводит к снижению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского хозяйства в национальном доходе уменьшается. Если численность населения, занятого в сельскохозяйственном секторе, не будет сокращаться такими же темпами, как сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут неуклонно снижаться. (Как это наблюдалось во многих европейских странах в 80-х годах нашего века). Естественно, это в конечном итоге повлияет как на спрос на сельскохозяйственную землю, так и на ее предложение.

В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю, несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Несельскохозяйственный спрос на землю также сочетает в себе различные виды спроса. Он состоит из спроса на землю для жилья, инфраструктуры, промышленного спроса и даже ... инфляционного спроса на землю.

В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесцениванием денежного богатства толкает спрос на недвижимость. И земля выступает в качестве одной из гарантий сохранения и роста богатства.

Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него - расположение земельных участков. Это имеет особое значение в крупных городах. Цена на землю не одинакова в разных частях города и обычно достигает пика в центре города.

Дифференциальная и монопольная аренда земли

Рента - это экономическая форма реализации права собственности на природные ресурсы. Поэтому изменения в имущественных отношениях порождают новые формы земельной ренты.

В условиях феодализма рента как экономическая форма реализации права собственности феодала на землю действовала сначала как корве, а затем как квитанция, которая была заменена денежной формой. Земельная рента при капитализме действует в форме арендной платы землевладельцу за временное пользование землей арендатором. Если на этой земле есть сооружения (склады, ирригационные системы и т. д.), То арендатор доплачивает за их использование. В этом случае арендная плата превышает арендную плату.

Различия в качестве и расположении земельного участка влияют на эффективность его использования в качестве объекта управления, вызывая дифференциацию доходов, а следовательно, и арендной платы.

Дифференциальная рента земли существует в форме дифференциальной ренты I и дифференциальной ренты II. Причиной появления дифференциальной ренты I является ограниченность земель лучшего и среднего качества, что делает необходимым привлечение участков земли худшего качества в сельскохозяйственный оборот. Аналогичная ситуация с сайтами, расположенными на разных расстояниях от рынка. В результате социальная рыночная стоимость (равновесная цена) и, следовательно, цены на сельскохозяйственную продукцию определяются условиями производства на худших или наиболее удаленных от рынка землях (в промышленности - средними условиями). В противном случае интерес землевладельца и арендатора к земледелию на худших землях теряется, поскольку они не обеспечат нормальных условий для расширенного воспроизводства. В этих условиях дополнительный чистый доход создается на лучших и средних землях, что принимает форму дифференциальной ренты I. Таким образом, условием появления этой формы ренты является разница в плодородии и расположении земли. Источником дифференциальной ренты I является труд сельскохозяйственных наемных работников или фермеров.

Фермы, расположенные на лучших и средних землях, тратят меньше труда на единицу продукции, получая при этом лучшие урожаи сельскохозяйственной продукции. Как следствие, дифференциальная рента I в условиях государственной собственности на землю должна быть отозвана государством. При частной собственности на землю она присваивается землевладельцем в виде ренты.

В условиях рационального сельскохозяйственного производства дополнительные инвестиции обеспечивают не только возмещение затрат, но и получение избыточного дохода, который принимает форму дифференциальной ренты II. Эта арендная плата присваивается фермером или арендатором земли в течение срока аренды. При заключении нового договора землевладелец, как правило, учитывает дополнительные капитальные вложения, сделанные в предыдущие годы арендатором, повышение плодородия земли и увеличение платы за землю. Поэтому арендатор заинтересован в том, чтобы договор аренды земли заключался на длительный срок, а землевладельца - на более короткий срок.

В бывшем СССР дифференциальная рента I была отозвана государством по механизму самых низких закупочных цен при самых благоприятных для сельского хозяйства условиях и системе обязательных поставок сельскохозяйственной продукции по этим ценам. Дифференциальная рента II оставалась в основном на фермах и использовалась для развития производства, а также для частичных дополнительных стимулов для работников совхозов и колхозов.

Часть земель во многих странах расположена в чрезвычайно благоприятных почвенно-климатических зонах. Фермы, расположенные здесь, выращивают редкие фрукты - цитрусовые, ценные сорта винограда и т. д. Поскольку спрос на эти продукты, как правило, превышает их предложение, на них устанавливаются цены, превышающие их стоимость, или монопольные цены. Как следствие, арендные платежи, платежи за землю на этих участках должны быть выше.

Представители неоклассического направления экономической теории также выделяют категорию «квази-рента», то есть доход, получаемый владельцем от отдельного фактора производства (в данном случае земли), в результате внедрения передовых сельскохозяйственных технологии в течение относительно короткого периода времени в условиях ограниченного предложения этого фактора со стороны конкурентов и, следовательно, установления более высокой цены. Если предложение конкурентов растет (они также внедряют передовые технологии), цена снижается, а квази-рента исчезает.

Абсолютная рента

Абсолютная рента - это форма земельной ренты, которую арендатор должен платить владельцу за любой участок земли, независимо от его плодородия и местоположения, является экономической формой реализации монополии на владение землей. Его источником является превышение прибавочной стоимости над средней прибылью (разница между рыночной стоимостью сельскохозяйственной продукции и социальной ценой производства).

Процесс превращения земли в товар имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его положительными сторонами являются формирование полноценного собственника земли, реальной частной собственности на нее. Это означает, что фермер сможет построить на земле необходимые сельскохозяйственные сооружения, постарается улучшить его качество; в отсутствие наследников он может продать его, уйти на пенсию и обеспечить себе достаточный жизненный уровень. Эти положительные аспекты также в значительной степени присущи долгосрочной аренде.

Недостатками преобразования земли в товар являются, во-первых, возможность концентрации значительного количества земли в руках теневых финансовых структур, которые могут спекулировать землей. Во-вторых, превращение земли в товар может не привести к формированию реального собственника и собственника, который будет работать на земле, но будет способствовать капитализации аграрных отношений, что противоречит прогрессивной тенденции в этой области - преодолению отчуждения рабочих с земли.

Что касается политики субсидирования сельскохозяйственного производства, то она осуществляется из государственного бюджета, а земельная рента является формой реализации земельной собственности. Следовательно, собственником земли является государство, а полученная им земельная рента может быть использована для предоставления субсидий землепользователям. Цена на землю тесно связана с арендными отношениями. Земля во многих странах мира является объектом купли-продажи. Земля является особым товаром, так как она является продуктом природы, и первоначально на нее не тратится труд. Если абстрагироваться от стоимости рабочей силы для улучшения качества земли, цена земли зависит не от ее стоимости, а от суммы дохода, которую она приносит своему владельцу, то есть арендной платы. Владелец может продать земельный участок при условии, что полученная им сумма будет не меньше дохода в виде процентов, полученных при инвестировании этой суммы в банк.

На цену земли влияют также такие факторы, как уровень инфляции, динамика доходов сельского хозяйства и т. д.

Цена земли в урбанизированных районах, особенно в крупных городах, чрезвычайно высока. Так, в Токио цена небольшого участка для индивидуального жилищного строительства составляет около 67 среднегодовых доходов граждан.

Особенности государственной поддержки сельского хозяйства в России

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России стали немаловажными в связи с переходом на рынок. Как известно, сельское хозяйство - это особая отрасль, доход которой, исходя из ее не монопольного характера, всегда отстает от других отраслей.

Почти во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование - это система типовых мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера, осуществляемых компетентными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям.

Веским аргументом в пользу государственной поддержки сельского хозяйства является падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими секторами. Государственное вмешательство - это попытка восстановить справедливость.

По мнению экспертов, в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве не может произойти сама по себе. Сельское хозяйство может восстановиться только при активной государственной поддержке.

Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому критерию, были изучены и обобщены В. Назаренко и А. Г. Папцовым.

Итак, В.И. Назаренко выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. Меры прямого государственного регулирования включают поддержку доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные выплаты; платежи за ущерб от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (платежи за сокращение посевных площадей. Принудительное убой и т. д.).

Меры косвенного государственного регулирования агропромышленного комплекса включают в себя:

  1. Ценовое вмешательство на продовольственном рынке путем поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  2. Компенсация затрат сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления
  3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и реализацию рыночных программ, субсидий на хранение продуктов и транспортных операций по перевозке продуктов;
  4. Содействие в развитии промышленной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на долгосрочные меры, обеспечивающие повышение эффективности производства - субсидии на строительство производственных помещений, мелиорацию.

Другой автор (В.И.Серова) классифицирует государственную поддержку по формам бюджетной и внебюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

Бюджетные формы поддержки включают предоставление бюджетных услуг за счет бюджетов всех уровней, а также разработку и реализацию программ сельскохозяйственного регулирования.

Небюджетные формы поддержки включают меры сельскохозяйственной и продовольственной политики, которые не требуют расходов государственного или муниципального бюджетов, включая регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги - это те функции, которые государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

Чтобы оценить эффективность бюджетной поддержки агропромышленного комплекса в последние годы, проанализируем субсидии в последние годы.

Как видите, уровень бюджетной поддержки за анализируемый период увеличился. В 2006 году произошло резкое увеличение бюджетной поддержки в связи с реализацией национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Чтобы оценить долю государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, рассмотрим соотношение выделенных бюджетных средств к доходам предприятий.

Существует ошибочное мнение, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется суммой средств, выделенных государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению ситуации в сельскохозяйственном секторе.

Государственные программы поддержки цен не всегда эффективны, поскольку эта проблема решается путем саморегулирования экономической системы, например, путем сокращения числа людей, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации на 2007 год, в агропромышленном секторе необходимо обеспечить наличие и адресный характер мер государственной поддержки, а также расширение ее форм. Особое внимание следует уделить внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования на селе.

С вступлением России в ВТО возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим принятые меры государственной поддержки направлены на повышение качества продукции и поддержание конкурентоспособности российского производителя. В этих условиях роль государственной поддержки сельского хозяйства значительно возрастает.

Оценка социально-экономического потенциала и перспектив развития приграничных сельских территорий Оренбургской области

Вопросы трансграничного и трансграничного сотрудничества на постсоветском пространстве являются одной из актуальных тем, обсуждаемых общественностью, политическими лидерами и средствами массовой информации. Многие российские регионы, получившие статус приграничных территорий после распада СССР, выполняют важные государственные функции по защите границ России, оставаясь при этом «окраинами страны», периферией. Однако, по общему мнению, границы между странами СНГ должны выполнять не только барьерную функцию для обеспечения военной, экономической и эпидемиологической безопасности, но, что самое важное, - способствовать развитию приграничного и трансграничного сотрудничества. В то же время необходимо в полной мере использовать социокультурные, производственные и другие возможности приграничных территорий. В связи с этим необходимо разработать методические подходы к оценке потенциала российских приграничных территорий с целью стратегического планирования векторов их развития.

Особый интерес в этой связи представляет изучение социально-экономического потенциала сельских территорий и разработка мероприятий по их развитию в силу ряда объективных причин: низкий уровень жизни сельских жителей, неразвитая инфраструктура жизнеобеспечения, безработица нелегальная миграция и т. д., что способствует уменьшению населения в этих районах, усугубляет социальную напряженность. Таким образом, для современной России решение проблемы освоения приграничных сельских территорий имеет большое практическое и научное значение.

Вышеуказанные вопросы актуальны для Оренбургской области. Оренбургская область является пограничным субъектом Российской Федерации, на долю которого приходится самый длинный участок российско-казахстанской границы протяженностью 1876 километров (45% от общей протяженности границы региона). Через Оренбург проходит кратчайший сухопутный маршрут, по которому направляются основные грузопотоки из Азии в Европу. Тринадцать (из тридцати пяти) сельских районов области непосредственно граничат с Казахстаном (Акбулак, Беляевский, Гайский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Первомайский, Светлинский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Ясненский). По состоянию на 1 января 2007 года на этих территориях проживает 291,6 тыс. Человек (13,7% населения области).

Определяя методологические подходы к оценке социально-экономического потенциала приграничных территорий, выделяют три блока показателей:

  1. Развитие человеческого потенциала в приграничной зоне;
  2. Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;
  3. Развитие сельскохозяйственного производства.

Выбор показателей обусловлен:

  1. применение методологии изучения человеческого потенциала, общепринятой в мировой и отечественной практике, основанной на факторах: долголетие, образование, доход;
  2. необходимость учета миграционной активности населения в приграничных районах;
  3. объективно необходимым условием совершенствования системы расселения является развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;
  4. развитие сельского хозяйства - основы экономики сельской местности;
  5. наличие официальных статистических данных по районам области.

Характеристика социально-экономического потенциала сельских приграничных территорий начинается с оценки человеческого развития (РЛР). В мировой практике принято рассматривать все достижения государств через призму человеческого развития. В Докладе о мировом развитии говорится, что развитие человеческого потенциала заключается в расширении возможностей людей вести более полноценную жизнь. Развитие человека означает инвестиции в образование, здравоохранение и управление рисками. Значительные различия в экономическом, социальном и культурном неравенстве населения разных территорий усиливают различия в стартовых жизненных возможностях людей, вызывая дифференциацию уровня и качества их жизни. Одной из задач органов власти и администраций разных уровней является предоставление возможностей для развития потенциала населения.

Неравенство в запросах предложений приграничных сельских районов Оренбургской области в настоящее время очень значительно. Так, судя по данным, разрыв в уровне младенческой смертности между максимальным и минимальным значениями для указанных регионов составляет 6,5 раза, а по уровню средней заработной платы - в 2,8 раза. Это объясняется, в частности, различиями в степени доступности современных медицинских услуг в сельской местности, в степени решения проблемы занятости населения. Показатели RFI в этих областях ниже среднего по региону. Особой проблемой, на мой взгляд, является низкая плотность населения в приграничных районах, миграционный отток населения, который сохраняется в течение последних 4-7 лет в большинстве районов, и высокий уровень смертности детей в возрасте до 1 года. Хочу отметить, что во всех тринадцати округах уровень начисленной заработной платы ниже среднего по региону. В то же время положительным фактором является высокая доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения.

В 2006 г. по сравнению с 2005 г. в исследуемых районах уровень младенческой смертности значительно снизился (что, несомненно, является результатом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»), средняя заработная плата работников увеличилась. Однако миграционные потери населения увеличились. Это привело к снижению плотности населения в приграничных районах региона.

Давая обобщенную оценку развития человеческого потенциала в приграничных районах региона, я провел комплексную оценку с использованием метода Pattern. Этот метод заключается в нахождении простого арифметического среднего по оценкам значений показателей объектов в процентах от лучших показателей.

В 2006 году среди сельских приграничных районов лидерами по ЗПИ являются Новоорский и Ташлинский районы, которые имеют относительно высокую плотность населения и низкий уровень детской смертности. Более того, рейтинг Новоорского региона по сравнению с 2005 годом значительно вырос за счет снижения уровня смертности детей в возрасте до 1 года и миграционных потерь населения. В Новоорском регионе средняя номинальная начисленная заработная плата приближается по значению к среднему региональному уровню. Это связано с тем, что город Орск расположен в регионе - втором по величине в Оренбургской области, а промышленность развивается и в Новоорском регионе. Увеличение миграции наблюдается в Ташлинском районе. Этот регион, расположенный на юго-западе области, считается одним из ведущих в развитии сельского хозяйства, решая социальные проблемы населения. Светлинский и Ясненский входят в число «проблемных» районов. Эти восточные районы Оренбургской области значительно удалены от крупных городов. Вышеуказанные районы имеют высокий уровень безработицы, миграционные потери населения.

Выбор показателей обусловлен необходимостью охарактеризовать удовлетворение основных потребностей человека в качественном жилье, чистой воде и здоровой экологии. Существуют дисбалансы в развитии инфраструктуры жизнеобеспечения приграничных районов Оренбургской области. Таким образом, разрыв в уровне улучшения водоснабжения колеблется от 35,4% в Акбулакском районе до 76,5% в Светлинском районе. Следует отметить, что уровень водоснабжения в районах области по сравнению с 2005 годом снизился в связи с увеличением объемов жилищного строительства, которое не всегда успевают за организациями жилищной инфраструктуры. Показатели, такие как обеспеченность жильем, благоустройство с газом, доля дорогих мощеных поверхностей в исследуемых районах - на уровне среднего регионального.

В последние годы в Оренбургской области активно реализуются программы по жилищному строительству, газификации жилья и дорожному строительству. В частности, в регионе уже 7 лет действует программа «Сельский дом», в рамках которой в селах области было построено более 6 тысяч усадебных домов, в том числе 1,2 тысячи в 2006 году, 1,3 тысячи в 2007 году ... В пределах В рамках Программы газификации регионов России на 2005–2007 годы при поддержке «Газпрома» и администрации Оренбургской области в 2007 году планируется газифицировать более 6 тысяч домохозяйств в регионе. Благодаря этой программе газоснабжение многих сельских районов региона достигает 99 - 100%. Состояние автомобильных дорог в регионе в целом и в приграничных районах улучшается в последние годы. Это результат реализации федеральной программы «Модернизация транспортной системы России».

Экологическое состояние атмосферного воздуха в сельской местности в целом по области благоприятное. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в 13 пограничных районах составляют 13,1% от общего объема выбросов в регионе. Первомайский район неблагоприятен по этому показателю (5,6% от общего объема выбросов в регионе). Это связано с наличием газодобывающих агрегатов.

Доля сельскохозяйственного производства в экономике приграничных сельских районов области высока - в семи из тринадцати регионов она составляет 40 - 65%. В сельскохозяйственном производстве приграничных регионов занято 31% от общего числа занятых в экономике. Это почти в четыре раза больше, чем в среднем по региону. Однако разница между максимальным и минимальным значениями велика: от 7,2% в Новоорском регионе до 69% в Гайском регионе. Доля занятых в сельском хозяйстве людей высока в таких районах, как Кувандыкский (57%), Ясненский (61%). Из-за нестабильного состояния сельскохозяйственного производства в этих районах низкий уровень заработной платы, сопоставимый с прожиточным минимумом, и, как следствие, низкий уровень ЗП.

Эффективность сельскохозяйственного производства значительно варьируется по территориям. В районах, где традиционно развивается растениеводство, как правило, рентабельность хозяйственной деятельности выше. Показатели состояния сельскохозяйственного производства в крупных и средних организациях Соль-Илецкого района минимальны в изучаемой популяции. Но в то же время в регионе развивается фермерское движение. В частности, в 2006 году в области было зарегистрировано 428 крестьянских (фермерских) домашних хозяйств, что на 6 домашних хозяйств больше, чем в предыдущем году. Для сравнения: в Гайском районе всего 65 хозяйств.

Сравнивая данные, можно сделать вывод, что уровень развития человеческого потенциала низок в тех приграничных районах, где экономика основана на сельском хозяйстве. Более того, сельскохозяйственное производство в таких областях, как Ясненский, Гайский, выгодно. Это обстоятельство указывает на низкую цену сельскохозяйственной рабочей силы: независимо от того, насколько эффективно работают сельские работники, доходов для ГЧП недостаточно.

В последние годы областное правительство предпринимает меры по улучшению качества жизни в сельской местности. Помимо вышеуказанных целевых программ, направленных на решение социальных проблем, в Оренбургской области была принята целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2007 - 2010 годы». В программе определены пять зон приоритетного развития туризма и отдыха в Оренбургской области. В число рекреационных зон входят три приграничных района: Кувандыкский район (горнолыжный центр), Новоорский район (Ириклинское водохранилище), Соль-Илецкий (целебные озера, грязевые ванны). Развитие туризма и отдыха должно способствовать развитию несельскохозяйственной экономической деятельности, увеличению занятости и доходов сельского населения.

Изучив основные параметры приграничных сельских районов области, я сформировал SWOT-матрицу. SWOT-анализ является одним из современных направлений исследования потенциала и эффективности предприятия, отрасли, региона с целью стратегического планирования.

Подводя итоги исследования, мы можем сформулировать цели развития приграничных сельских территорий:

  1. Увеличение численности постоянного населения в приграничных районах;
  2. Повышение степени удовлетворения потребностей населения, в том числе за счет снижения дифференциации потребления товаров и услуг между населением городских и сельских районов;
  3. Создание рациональной структуры экономики региона на основе приоритетного развития секторов жизнеобеспечения населения.

В качестве инструментов для достижения целей можно назвать:

  1. социальная поддержка семей, стимулирование рождаемости;
  2. улучшение качества жизни населения за счет повышения качества и доступности медицинских услуг;
  3. социальная поддержка мигрантов, прежде всего, стимулирование миграции семьи на постоянное место жительства;
  4. сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе за счет развития индустрии туризма и отдыха;
  5. целевые инвестиции в развитие инновационной деятельности;
  6. государственная поддержка сельскохозяйственного производства в приграничных районах с целью сохранения человеческих ресурсов и культуры сельскохозяйственного труда;
  7. развитие пограничной инфраструктуры;
  8. формирование зоны беспошлинной торговли товарами, произведенными в приграничных районах;
  9. эффективное использование возможности транзита людей и товаров через территорию региона (экологический налог, участки платных дорог). В то же время значительная часть платежей должна оставаться в распоряжении территорий, поскольку приграничная территория является «лицом» России.

Вывод:

В результате проделанной работы я рассмотрел тему «Аграрные отношения и их особенности в современной России», которая является одной из наиболее актуальных для нашей страны в настоящее время.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Конечно, сельское хозяйство нашей страны находится в плачевном состоянии. Для этого есть много причин, в том числе последствия перестройки, неправильная государственная политика и т. д. Однако есть много предпосылок для коренного преобразования и улучшения нынешней ситуации.

В результате я выполнил задачи, поставленные в начале работы, а также достиг главной цели - выяснить особенности воспроизводства в аграрной сфере, сущность арендных отношений, основные способы радикальной трансформации собственности в сельское хозяйство.