«Афины и Иерусалим»: диалог двух начал христианства

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Древнеримское право – основа европейской правовой системы
Космоцентризм и теоцентризм: европейская культура на пути от Античности к Средневековью
Культура Византии и ее влияние на русскую культуру
Христианство и личность: понимание свободы воли и греха средневековым человеком


Введение:

Культуры Древней Греции и Древнего Рима, в силу их типологической близости, обычно сочетаются с названием «древняя культура» (латинские древности - древние) и считаются одним из важнейших источников европейского культурного развития последующих веков. Если сравнивать древнегреческую и римскую культуры друг с другом, можно сказать, что первая была наиболее оригинальной, а вторая развивалась под своим сильнейшим влиянием.

Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своих достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии в западном стиле, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, утверждающее идеал калокагатии (греч. Kalos - красиво, agatos - хорошо) - единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Греции возникает архитектура заказа (архитектурный заказ - это строгая система рациональных отношений между несущими и несущими частями реечно-балочных конструкций). Здесь возникли и развивались основные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.).

Названия многих наук, многие часто используемые научные и философские термины имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия). 

Общее количество знаменитых эллинов также удивительно - талантливых и даже гениальных создателей культуры. Среди них:

  • философы Сократ, Платон, Аристотель; 
  • трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; 
  • комик Аристофан; 
  • баснописец Эзоп; 
  • поэты Гомер, Сапфо, Анакреон; 
  • скульпторы Фидия, Мирон, Поликлет; 
  • математик Евклид; 
  • доктор Гиппократ; 
  • историк Геродот; 
  • изобретатель Архимед.

В то же время эллины всегда оставались сравнительно небольшими людьми, и расцвет их культуры был довольно плотным («классический период» - V - IV века до нашей эры). Ученые рассказывают о «греческом чуде» и пытаются определить его причины и условия.

Ряд авторов указывают на особенности менталитета (национального характера) эллинов, в том числе на их популярность и любовь к свободе, предприимчивость и любопытство, любовь к публичности и развитое чувство красоты.

Они пытаются связать эти особенности с некоторыми особенностями природно-климатических условий и географического положения Греции. Они говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов, окруженных горами и морями, о жизни на пересечении многих путей, по которым в древние времена шли торговцы, пираты и завоеватели, были культурные ценности.

Подчеркните тот факт, что эллинская цивилизация вступила в фазу зрелости на пике так называемой «железной революции», что привело к ее большей динамичности и склонности к инновациям - по сравнению с древними восточными цивилизациями, где управлялись чрезвычайно консервативные социальные структуры принять форму даже в бронзовом веке.

Также важно, чтобы на землях, населенных эллинами, не было необходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока это служило одним из основных условий формирования деспотических государств, устойчивых и медленных в их развитии.

На небольшом участке древней Греции (помимо своей действительной балканской части он включал острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, южную Италию, побережье Сицилии, колонии в Северном Причерноморье) и Северной Африки в течение нескольких столетий существовало несколько сотен полисов, города-государства, в управлении которыми так или иначе участвовали все граждане (свободные землевладельцы - мужчины). В политике происходили перевороты, между политиками возникали войны, но в целом такая общественно-политическая организация способствовала развитию инициативы и ответственности у людей-граждан, чувству собственного достоинства, любви к общественной деятельности, умению ставить и обсудить проблемы.

Следует иметь в виду, что в Греции, в отличие от древних восточных цивилизаций, сформировалось рабство классического типа, для которого характерна массовая и жестокая эксплуатация рабов, лишенных гражданских прав «говорящих инструментов». Существование рабства дало свободным людям больше возможностей посвятить свое свободное время политике, искусству, философии и спорту. Более того, рабство непосредственно подталкивало к этому, поскольку для эллинов было принципиально важно развивать в себе качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан.

И, конечно же, мы должны признать факт влияния культур древнего Востока на греков. Например, греческий алфавит был создан на основе переработанного финикийского письма, философы Пифагор и Платон отправились учиться в Египет и Азию и т.д.

Наиболее важные черты древнегреческой культуры

Перечислим наиболее важные черты древнегреческой культуры:

  1. Космизм (космоцентризм, космологизм) с греческого. Космос - организованный мир, универсальный порядок. Это относится к восприятию мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой является человек (микрокосм). Более того, можно утверждать, что эллинский космос был для эллинов, божественного Абсолюта, выше которого они не думали для себя правды, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, были, по сути, олицетворением различных аспектов космоса.    
  2. Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов даже говорить об антропоцентризме. Но все же человек находился не в центре вселенной, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда и знаменитый философский тезис: «Человек есть мера всех вещей». Отсюда поразительный факт: самые авторитетные тексты для эллинов были не мифами, посвященными богам, а двумя эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», рассказывающими главным образом о приключениях и подвигах людей.    
  3. Утверждение ценности политики как необходимого условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты считали своим естественным долгом прославлять собственную политику и воспитывать для нее достойных граждан. 
  4. Культ человеческой телесности и в то же время слабый психологизм. Дохристианская античность не открывала «внутреннего человека», не знала пропасти человеческой души (если, как говорится, глаза являются зеркалом души, то стоит отметить, что древнегреческие скульптуры не имеют взгляда). В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока философа А.Лосева, была безличной. 
  5. Сторизм, то есть неисторический, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. Авторы-историки появились в Греции, самыми известными из которых были Геродот и Фукидид. Однако их работы - это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, то есть это список ярких фактов, которые остаются фрагментами, которые не объединены логикой, не выстроены в тренде.    
  6. Сочетание фатализма и героизма, которое древнегреческая трагедия выражала с большой художественной силой. Фатализм (лат. Fatalis - роковое, фатум - рок, рок, неизбежность) - признание всемогущества судьбы. Если подумать, это прямой вывод из космизма, который растворяет человеческую деятельность в естественных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действуя несмотря ни на что.   
  7. Агонистика (греческая агония - борьба) - сосредоточиться на постоянной борьбе, соперничестве, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов - Олимпийские игры, театральные постановки, философские споры, судебные процессы, мифологию и политику. Он придал древнегреческому фатализму героический характер. Можно увидеть связь между эллинской агонистикой и их представлениями о загробной жизни - мрачном и тоскливом царстве теней. Греки хорошо поняли бы современный рекламный призыв: «Бери от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».   
  8. Абстрактный рационализм, любовь к истине во имя истины - в отличие, например, от древних египтян и даже от римлян, которые искали в основном прикладные знания. Переход от эмпирических (экспериментальных) представлений к концептуальным, основанным на фактических данных теоретическим знаниям сыграл большую роль в становлении науки. Но его развитию в древнем обществе препятствовало господство в нем мифологического мышления, которому иногда отдают дань даже самые великие мыслители. По словам английского писателя Г.К.Честертона, «греки не видели леса за пределами дриад».  

Основные этапы развития культуры древней Греции

Следующие этапы (периоды) обычно выделяются в истории древнегреческой культуры:

  • Крито-Микены (III-II тысячелетия до н.э.);
  • Гомеров (XI - IX вв. до н.э.);
  • архаичный (VIII-VI вв. до н.э.);
  • классический (V - IV вв. до н.э.);
  • эллинистический (IV - I вв. до н.э.).

Однако некоторые авторы отделяют первый и второй периоды от последующих, утверждая, что сама древнегреческая культура начинается только с VIII века до н.э.

Так или иначе, но самые древние государства на территории современной Греции (и всей Европы) появились на рубеже 3–2 тысячелетия до нашей эры. Сначала они возникли на о.Крит, где проживает не греческое население неизвестного происхождения (минойская цивилизация). Несколько веков спустя ахейские греки (ахейская цивилизация) создали свои государства на Балканском полуострове, которые впоследствии смогли взять под контроль о.Крит, сильно пострадавший от извержения вулкана. Центрами минойских и ахейских государств были дворцы, из которых наиболее известными являются Кносский на Крите и Микенский на Балканах. Дворцы представляли собой многофункциональные здания от 2 до 3 этажей, обширные по размеру, в хорошем состоянии. Во время раскопок в них были найдены прекрасные образцы фресок, ваз, расписных рельефов и украшений. Искусство минойцев в целом кажется более изящным, чем ахейские, критские дворцы, в отличие от материка, не имеют мощных крепостных стен и не так суровы на вид. Письмо Минойцев («линейная буква A») до сих пор не расшифровано, но ахейская «линейная буква B» уже ясна ученым.

В XIII-XII вв. до н.э. Ахейские штаты умерли, скорее всего, в результате вторжения северных племен, в первую очередь греческих дорийцев. XI - IX вв. до н.э. Ученые называют темные века греческой истории. Хотя именно в это время произошел переход от «бронзового века» к «железному веку», культура в целом регрессировала: городская жизнь пришла в упадок, дворцы перестали строиться, письменность была забыта, искусство примитивно. Этот период также называют «гомеровским», поскольку многие его важные характеристики содержатся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», которые традиция приписывает слепому поэту-кассиру Гомеру. Сам Гомер жил в VIII веке до н.э. и попытался рассказать о событиях XIII в. до н.э., о так называемой Троянской войне.           

В архаический период (гр. Archaikos - древний) греки запустили мощное колонизационное движение, расселившись далеко за пределами Балканского полуострова и прилегающих островов. Столкновение с другими народами пробудило в них сознание их собственного единства, что выражалось в появлении имен «эллины» и «эллада». О высокой степени интеграции греческого мира также свидетельствует создание общего для всех эллинов пантеона во главе с богом грома Зевсом. В эпоху архаики сформировались те черты древнегреческого и в целом античного общества, которые сильно отличали бы его от других цивилизаций древности: полис как основная форма политической организации, демократия как форма правления, развитая частная собственность и рыночные отношения, классическое рабство. 

В культурной жизни архаика была отмечена:

  • созданием алфавитного письма (посредством обработки финикийской слоговой системы) и распространением грамотности; 
  • появлением архитектурных орденов, монументальной скульптуры (камень и бронза), театральных представлений (по мотивам культа бога Диониса), росписи в черно-фигурных вазах; 
  • появлением философии - форма концептуального мышления, которая стремится раскрыть фундаментальные принципы и основы человеческой жизни. 

В архаический период жили философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Затем стали известны поэты - тексты Архилоха, Анакреона, Сапфо. В 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры, с которых греки начали отсчет.

V-IV вв. до н.э. считаются временем высочайшего расцвета древнегреческой культуры, иногда ее классикой. Большое значение имела победа, одержанная эллинами в серии войн с персидским государством (500 - 449 до н.э.). Она способствовала росту патриотических настроений, укрепляя идею культурного превосходства эллинов над иностранными «варварами». Правда, в условиях новой Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н.э.), которая разделила и опустошила Грецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце 4 в. до н.э. установить македонское господство в Греции. На фоне этих бурных общественно-политических процессов продолжалась деятельность величайших мастеров культуры. Скульпторы Фидий («Олимпийский глоток», «Афина Парфенос»), Мирон («Дискобол») и Поликлет («Медведь-копье») создали образы идеальной красоты человека. Авторы трагедий Эсхил («Цепной Прометей»), Софокл («Царь Эдип»), Еврипид («Медея») показали истории о людях, умирающих под ударами судьбы, о людях, страдающих от сильных страстей, и вызывающих сострадание и страх в аудитории, достиг катарсиса - очищение их душ. Комик Аристофан (Мир, Всадники) остроумно высмеивал противников демократии и чемпионов войны. Геродот написал «Историю греко-персидских войн», а другой историк, Фукидид - «Историю пелопоннесской войны». Философ Сократ учил сомневаться в очевидных, по-видимому, вещах и находить истину в споре. Его ученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества. А ученик Платона Аристотеля прославился как крупнейший энциклопедист античности, который одновременно занимался философией, историей, математикой, физикой, ботаникой, медициной, политикой и теорией искусства. Вершиной древнегреческой архитектуры был комплекс зданий на Афинском Акрополе, в который входили парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылая Победа), храм Эрехтейон и главный храм Афин - Парфенон.

Дальние агрессивные походы Александра Македонского на Восток (334 - 324 гг. до н.э.) ознаменовали начало последнего периода в истории самой древнегреческой культуры - эллинистической. Это было время интенсивного культурного взаимодействия между греками и афро-азиатскими народами, время политической нестабильности, выражающееся в частых войнах, пограничных перемещениях и государственных переворотах. Это дало начало изобразительному искусству, полному драмы, движения, страсти (типичные примеры: скульптурная группа Лаокоона, Алтарь Зевса в Пергаме, который изображал битву олимпийских богов с гигантами). Был определенный кризис традиционных моральных ценностей. Философские учения (эпикурейство, стоицизм), призывающие людей отказаться от активной социальной деятельности и заниматься вопросами личностного совершенствования, получили широкое распространение. В эпоху эллинизма работали великие ученые: Евклид, который создал элементарную геометрию, Эратосфен, который рассчитал размер Земли, Аристарх Самос, который выдвинул гипотезу о вращении планет вокруг Солнца, Архимед, который стал основателем теоретической механики и изобретателем многих технических устройств и т.д. Крупнейшим научным центром был Museyon (храм муз) в Александрии. Эллинистический период закончился в 1 веке до н.э. Когда последнее эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, подчинялось новым завоевателям - римлянам.

Культура Древнего Рима

Согласно легенде, город Рим был основан в 753 году до нашей эры двумя братьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно рано римляне вступили на путь завоевания. В III в. до н.э. они контролировали всю Италию и в 1 веке до нашей эры они подчинялись всему Средиземноморью, включая Грецию. Была сформирована Римская империя - крупнейшее государство Древнего мира.

С 30 г. до н.э., т.е. с момента присоединения эллинистического Египта к Риму, римский период считается в истории древней культуры. Характеризуется:

  • значительное расширение пространственных границ древнего мира (от Испании и Великобритании до Египта и Кавказа);
  • сложные процессы аккультурации, взаимовлияния и слияния разных культур, в первую очередь, конечно, римской и греческой, а также азиатской, африканской и североевропейской;
  • ситуация религиозного синкретизма (европейцы начинают поклоняться восточным богам: египетская Изида, иранская митра и т.д., Пантеон, храм всех богов, даже был построен в Риме; император считался божественной фигурой со своим культом, в 1 веке распространяется новая религия, в будущем - мировое христианство);
  • со всеми внешним блеском, с выдающимися достижениями - увеличение симптомов культурного кризиса (распущенная диспозиция: прелюбодеяние, проституция, гомосексуализм, педофилия, пошлые и жестокие проявления массовой культуры: порнография, гладиаторские игры и демонстрацией каннибалами в цирковая арена).

Что касается последнего, то некоторые авторы связывают кризис культуры поздней античности с разрушительным влиянием рабства, другие - с языческим культом естественного, а другие видят его как результат взаимодействия слишком разнородных культур.

Как уже упоминалось, сама римская культура кажется менее оригинальной по сравнению с греческой. Первоначально римляне находились под сильным влиянием более древних культур своих соседей, сначала у них были заимствованы этруски (так называемые римские цифры, гладиаторские игры, гадания на полете птиц и внутренности животных и т.д.). затем эллины (их алфавит был воспринят, порядок архитектуры, боги и т.д.). Тем не менее, римляне смогли создать свой собственный культурный стиль. В нем они воплотили такие черты своего менталитета, как рациональность и прагматизм, любовь к порядку и восхищение законом («Закон суров, но это закон!» - очень римское выражение), патриотизм и воинственность, желание командовать судьбами мира.

Наиболее независимые и успешно развивающиеся аспекты древнеримской культуры включают архитектуру, скульптуру, политическую и юридическую мысль. Римляне изобрели важный строительный материал - бетон. Это позволило им перейти на новый метод строительства зданий - монолитно-каркасный (эллины ранее открыли реечный метод). Римские архитекторы широко использовали такие элементы, как арка, арка и купол (самый большой купол древности покрывал Пантеон в Риме). Впервые они начали строить «типичные» города, подчиненные единому плану и очень удобные для жизни - с водопроводами и канализацией, асфальтированными дорогами и мостами, библиотеками и цирками, общественными банями (терминалами) и туалетами. Конечно, самым интересным архитектурно-столичным городом был Рим. Сохранились некоторые из его знаменитых зданий, например, Колизей (Амфитеатр Флавиев) и Триумфальная арка Тита. Римская скульптура превосходила греческую по своему реализму и психологизму, вниманию к индивидуальным характеристикам изображенного человека (типичными примерами являются скульптурные портреты императоров: Нерона, Веспасиана, Антония Пия, Марка Аврелия). Что касается римского права, то оно оказалось настолько продуманным и систематизированным, что его называли классическим и до сих пор изучается юристами как своего рода модель.

Имена великих римлян вошли в историю мировой культуры. Выдающимся оратором, чье имя считается именем нарицательным, был Цицерон (106 - 43 до н.э.). После себя он оставил работы по философии, политической теории и красноречия. Лукреций (ок. 96 - 55 до н.э.) написал философскую поэму «О природе вещей», где объявил себя атеистом, сторонником атомной концепции и идеи эволюционного развития жизни. Как стоические философы прославились Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) и Марк Аврелий (121–180 гг.). Лучшие поэты древнего Рима называются Вергилий (70 - 19 до н.э.), автор знаменитых «Энеидов», Гораций (65 - 8 до н.э.) и Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.). «Естественная история», обширная энциклопедия по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, была написана Плинием Младшим (61/62 - c. 114). Мы также упоминаем выдающихся представителей римской историографии - Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), Плиния Старшего (23/24—79), Тацита (ок. 58 - ок. 117 лет). Особенно в отличие от римлян, в отличие от греки получили представление о прогрессивном движении исторического времени, движении, которое охватывает все человечество.

История древнего Рима закончилась в V веке. Еще в 395 году Римская империя была разделена на две половины - восточную и западную. Что касается Восточной империи, то она, уменьшаясь в размерах, просуществовала до 1453 года. Но Западная империя умерла раньше - под тяжестью внутренних противоречий и ударов варварских племен. В 476 году ее последний император был свергнут. Правда, как показали последующие события, память о Римской империи стала важным элементом самосознания европейской цивилизации, эффективным фактором, стимулирующим ее интеграцию и территориальную экспансию.

Древняя культура и возникновение христианства

В 1 веке нашей эры в Палестине среди евреев появилась новая религия - христианство. Он начал быстро распространяться по всей Римской империи. Несмотря на то, что это государство было довольно терпимым, его власти обвинили целый ряд жестоких гонений на христиан. Только в 313 году император Константин Великий уравнял христиан с представителями других религий своим Миланским эдиктом. И к концу IV в. Христианство, фактически и юридически, стало ведущей религией Римской империи.

Ученые говорят о социокультурных предпосылках возникновения и повсеместного распространения христианства. Многие считают это продуктом духовного кризиса, поразившего древнее общество, проявлением протестных настроений, охвативших самые разные слои населения. В христианском учении они видят творческий синтез религиозных и философских идей, которые уже существовали в древнем обществе. Правда, сами эти идеи утратили свое прежнее влияние, но христианство смогло дать народным массам новые пламенные мечты и надежды, ободрить разочарованных, утешить униженных и оскорбленных.

Что касается самих христиан, они подтверждают сверхъестественное происхождение своей религии и ее исключительную оригинальность. 

Согласно христианской доктрине:

  • Бог - Триединый Человек, Троица (Отец, Сын, Святой Дух), а Он - Любовь;
  • из-за избытка Своей Любви Бог создал мир (из ничего за 6 дней!), и в нем - человек, удивительное существо, в котором есть Образ Божий;
  • изначально люди были призваны к вечной жизни с Богом и бесконечному росту в совершенстве, но уже первые из них, Адам и Ева, свернули с этого пути, допустили грех и смерть в мир;
  • чтобы вернуть людям полноту общения с Собой, Сам Бог стал человеком - Богочеловеком Иисусом Христом (колонка «Христос» означает то же самое, что и еврейское слово «Мессия», а именно помазанник);
  • смерть Иисуса на кресте и Его воскресение имеют первостепенное значение для спасения людей;
  • те из нас, кто верит во Христа, присоединяются к Его Церкви (мистическому Телу Христа), живут по заповедям Христа, они войдут в вечное Царство Небесное;
  • в будущем все люди, как живущие на Земле, так и живущие, ожидают второго пришествия Иисуса Христа на Землю, когда мертвые будут воскрешены во плоти.

Действительно, в христианстве есть много принципиальных новшеств. Ни одна другая религия, например, не дает человеку такого важного места во вселенной (благодаря человеку гибнет и благодаря человеку весь мир спасается, человек - это животное, которому заповедано стать богом). Ни одна религия, кроме христианства, не знает доктрины об уникальном, абсолютно реальном спасении Воплощения для людей. Христианство осуждает магию и астрологию, самоубийство, аборт и гомосексуализм - это строго порождает секс и мистическую практику, которая не часто встречается в мире религий.

Победа христианства означала решительное изменение вектора культурного развития. По словам философа А.Лосева, «закончились дни, когда человек молился за звезды, возносился к звездам и не чувствовал своей личности». Теперь у человека есть возможность смотреть на звезды сверху вниз - с высоты своей богоподобной личности. Древняя культура ориентировала человека на получение максимального удовольствия от его земного существования и поэтому чрезвычайно ценила силу и славу, богатство и секс, физическое здоровье и красоту. Христианство, с другой стороны, поощряло людей готовиться к вечности, которая ждала их за могилой, и спасать прежде всего их бессмертные души. Героями христианского общества были не завоеватели и спортсмены (кстати, Олимпийские игры были отменены, как и гладиаторские бои), не блестящие красавицы и красавицы, а мученики за веру и монахов. И это больше не была естественная красота, включая красоту человеческого тела, которая привлекала художников, потому что она преходяща; художники пытались отразить в своих произведениях свет Божественной истины, который они искали в Библии и молитве, церковном поклонении, жизни и учениях христианских святых.

Следует отметить, что разрыв с дохристианской древностью не был резким и полным. Да, победившие христиане разрушили многие языческие храмы и статуи языческих богов, от имени которых и перед которыми они недавно были убиты. Но еще больше произведений древнего искусства были сохранены христианами - они были уничтожены теми захватчиками, которые опустошили Западную, а затем и Восточную империи. Христианские власти закрыли философские школы, объединившие антихристианских интеллектуалов, а в Александрии толпа христианских фанатиков даже разорвала женщину-философу Аспазию. Однако христиане продолжали переписывать и изучать произведения Гомера, Эсхила, Платона и других античных авторов. Более того, само христианское богословие сформировалось, как говорится, в результате «встречи Афин и Иерусалима», то есть в результате синтеза древней философии и христианской евангелизации.

Библия как священный текст и памятник культуры

Библия стала священным писанием христиан, на которых основано их вероучение. Это греческое слово в переводе означает «книги». Действительно, Библия содержит несколько десятков книг, написанных в разное время разными авторами. По мнению христиан, эти книги объединены тем, что все они вдохновлены Богом. Сам Бог был их соавтором.

Библейские книги делятся на две большие части - Ветхий Завет и Новый Завет. В этом случае «завет» - это договор или союз, означающий договор или союз людей и Бога. Ветхий Завет включает книги, написанные до рождения Христа, точнее, они были составлены почти за тысячу лет до 3-го века до нашей эры. Интересно, что евреи, представители национальной еврейской религии, также считают Ветхий Завет своим Священным Писанием, они называют его только по-разному - TaNaH (это сокращенное слово, образованное тремя словами: Тора (Закон), Невиим (Писание), Тувим (Пророки)). Тексты Нового Завета были написаны во второй половине первого века, самое позднее, признают ученые, в начале следующего столетия.

Различные группы христиан в Ветхом Завете включают 39 (протестантов), 45 (католиков), 50 (православных) книг. 39 книг бесспорны, евреи тоже их признают, о них известно, что они изначально существовали на иврите или арамейском. 11 книг не сохранились на языке оригинала, но в 3 веке до нашей эры они были включены в греческий перевод Еврейских Писаний (Септуагинта). Книги Ветхого Завета очень разнообразны по содержанию: есть исторические, пророческие и нравственные книги. Они рассказывают о сотворении мира и падении первых людей, о том, как испорченное древнее человечество погибло в водах всемирного потопа - за исключением семьи праведного Ноя, о том, как из глубокой древности, Авраама и Сарры, Бог породил еврейский народ, посредством которого Он объявил Свой Закон миру и пообещал среди него выдвинуть Мессию - Спасителя людей.

Новый Завет был написан на греческом языке с самого начала. Включает 27 книг. Из них наиболее важными являются 4 Евангелия (по-гречески - евангелизация), которые рассказывают о событиях земной жизни Иисуса Христа: о Его рождении от Девы Марии, о Его проповеднической работе, о чудесах, которые Он совершал, о том, как Христос добровольно принял смерть на кресте, воскрес и вознесся на небеса. За Евангелиями следуют книга Деяний и послания апостолов (греческого посланника), ближайших последователей Иисуса. Завершение Нового Завета таинственным Откровением (Апокалипсисом) Иоанна Богослова, символически описывающим конец этого мира.

Библия приобрела свой нынешний состав к началу 5 века. Церковные советы утвердили канон (гр. правило, образец), обязательный и единственно правильный список библейских книг. Снаружи оставалось большое количество апокрифов (гр. аpokryphos - секрет), текстов, которые Церковь объявила скучными, сомнительными, а некоторые прямо антихристианскими.

За прошедшие века было много критики Библии. Они говорили о его противоречиях и фактических неточностях, о невозможности описанных в нем чудес, об устаревании его морали и чрезмерной жестокости некоторых библейских страниц. Но для 2 миллиардов христиан, которые живут сегодня, по крайней мере, для большинства, Библия остается самой авторитетной книгой. И даже многие атеисты и язычники относятся к Библии с уважением - как к выдающемуся культурному памятнику. Они находят в этом философские глубины (например, в Книге Иова, Книги Екклесиаста), высокохудожественное повествование (например, в Псалмах) и нравственную проповедь универсального значения (например, в Евангелиях).

Конечно, Библия была основным текстом европейской культуры за последние полторы тысячи лет. Европейское искусство перенасыщено библейскими образами, символами и сюжетами. Есть много примеров этого - от живописи Рубенса и музыки Баха до сказок Андерсена и фильмов Тарковского. Европейские философы, ученые, политики все время делают ссылки на Библию и ведут открытый или скрытый диалог с ней. Массы европейцев используют библейские выражения как языковые штампы, иногда даже не задумываясь об их происхождении (например, искуситель змей, плод знания, ковчег спасения, вавилонский столпотворение, Содом и Гоморра, бедные духом, уста младенцев говорят правду, Голгофа, Фома неверующий и т.д.). Общее знакомство с Библией по-прежнему является важным показателем европейского образования.

Заключение

Нам понадобится много открытий и много терпеливых усилий, чтобы мы могли, не боясь серьезных ошибок, суммировать средневековую мысль. Однако нам кажется, что уже сейчас собранные повсюду произведения той эпохи позволяют полностью отказаться от некоторых ошибок, которые долгое время считались очевидными истинами.

Прежде всего, оказалось ложным утверждение о том, что средневековье можно определить просто как эру интеллектуального поглощения и ассимиляции, все усилия которой были направлены на открытие капитала, собранного в древности. Конечно - и факты постоянно напоминают нам об этом - это это невозможно понять и даже представить себе средневековую философию без философии древнегреческого. Аристотель, Платон и неоплатоники воспитывали и перевоспитывали человеческое мышление. Каждое открытие их произведений и каждый перевод, который был сделан из них, были для людей Средневековья эквивалентными открытию нового мира. Таким образом, средневековая философия, которая подразумевает, по крайней мере, первоначальное усвоение греческой философии, сама по себе была чем-то другим и гораздо большим.

Первое, что принадлежит только ей в правильном смысле этого слова и которую многие пытаются не столько оспорить, сколько упрекнуть за него средневековье, - это формирование схоластики, наиболее совершенной разновидностью которой является томизм. С начала патристизма до конца четырнадцатого века история христианской мысли - это история постоянных усилий, чтобы показать согласие естественного разума и веры там, где оно существует, и достичь его там, где его нет. Вера и разум - две темы, на которых будет строиться вся история средневековой мысли, - были даны изначально и были приняты без возражений всеми средневековыми философами от Скот Эриугены до св. Фомы. С самого начала догма была установлена ​​как факт, и разум стоял перед ним как сила, с которой ему придется считаться. Для людей 13-го века аристотелизм представлял ценность как решающий эксперимент, но если оказалось, что невозможно ни изолировать разум от веры, ни смешать их, то необходимо было различать их и согласовывать одно с другим - координировать разум и веру. Благодаря таким усилиям родились великие схоластические синтезы.

Таким образом, ограничения, сделанные в отношении использования разума в области богословия, в Сент - Томасе свидетельствуют о решающем прогрессе в познании собственных возможностей разума: если это запрещает богословам доказывать догму Троицы или сотворение мира вовремя - значит, он знает, что такое доказательство. Из этого становится ясно, почему, начиная с XII века, мыслители Средневековья пошли по разным направлениям, которым, как мы видели, они следовали, и которые должны были либо принять Аристотеля в интерпретации Аверроэса как выражения естественного рассудок и отделение разума от веры, что и сделали аверроисты, либо поддерживайте догму как таковую, и не просите у ума вероятностное подтверждение, всегда оспариваемое протервусом (наглостью) номиналистов, или, наконец, превратить учение Аристотеля в набор метафор, преобразуя смысл его основного принципа, который св.Фома Аквинский.

Как только вы спрашиваете себя, в каких областях и в какой степени средневековье подготовило будущее, включая наше настоящее, вы сознательно выходите за пределы чистой истории. Тогда наши суждения о настоящем, как бы, возвращаются к прошлому - например, два свидетеля, которые признают одни и те же факты, оценят влияние, которое мыслитель 13-го века может оказать на умы нашего времени, в разных способы: один - как отлично, а другой - как губительно. Поэтому средневековье остается для нас признаком противоречия. Понятно, что 13 век - это живое прошлое.

Чтобы выяснить, действительно ли философские положения средневековья (по крайней мере, некоторых) действительно что-то добавили к наследию древнегреческой философии, следует спросить себя: является ли современная философия продолжением греческой философии, если предположить, что средневековье не существуют вообще? Разрыв, который предполагается увидеть между средневековьем, заполненным теологией без философии, и современным миром, занятым одной философией без богословия, соответствует только внешнему виду. Единственные современные философы, которые радикально исключили теологию, - те, кто также исключил и метафизику, но некоторые из них, такие как Кант и Конт, вернулись в теологию окольным путем. Что касается тех, кто, напротив, стремился к метафизике, поддерживать или восстанавливать ее - все они должны были строить естественную теологию, обосновавшись на одной почве, которая с XII по XIV век была неделимой собственностью философии и теологии. Если Средневековье изобилует богословскими философами, в современном мире нет недостатка в богословских философах.

Богословие может обойтись без философских дисциплин, говорит святой Фома в своей «Сумме богословия», потому что не от них, а от Бога она черпает свои принципы, но ей удобно использовать принципы философии.

Неслучайно некоторые идеи, которые считались характерными для современной науки и философии, возникли в средние века. Это был не блестящий период в развитии философии, за которым последовал длительный упадок. 13 век - классическая эра схоластики - не была вершиной, за которой последовал период упадка. Но на основе проблем, поставленных этим столетием в соответствии с их собственными требованиями, философы XIV века представят с особым осязаемым духом доктринальной преемственности новые решения этих старых проблем. Ценой непрерывных усилий, предпринимаемых в течение нескольких веков и словно движимых одним импульсом, средневековая философия превзошла Аристотеля, овладев его учением и заложив основы философии современности. Это означает, что общепринятая историческая перспектива проистекает из неправильного представления о реальном порядке наследования доктрин. Нет ничего более ложного, чем рассматривать средневековую философию как эпизод, который нашел свое завершение сам по себе, эпизод, который можно игнорировать, описывая историю идей. Именно средневековье стало временем появления философских и научных учений, которые, как иногда говорят, превосходили силы этой эпохи, именно тогда подверглись критике интенциональные виды, видообразующие формы и другие реалистичные абстракции, наконец, именно тогда впервые распространилась философия, свободная от всякой власти, даже от человека. То, что следует отнести к области легенд, - это история возрождения мысли, которая заменила века сна, тьмы и заблуждений. Современная философия не должна бороться за защиту своих прав разума от средневековья - наоборот, средневековье завоевало за это эти права. 17-й век, воображая, что он разрушил работу предыдущих веков, только продолжил ее.