Афинская демократия V в. до н.э.

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Древнегреческий полис как фактор европейской истории культуры
Древнегреческий театр – свидетельство пробужденного сознания
Эллинистический период Античности: первая «глобализация»
Периодизация и общий обзор истории культуры Древнего Рима


Введение:

В системе рабовладельческих государств Древней Греции Афины занимают особое место. Своеобразие географических и экономических условий влияло на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса и частая миграция населения влияли на занятия людей. С древних времен наряду с морской торговлей процветал грабеж.

В древней Греции в классический период не было единого централизованного государства. В отличие от стран Древнего Востока, Греция вошла в рабовладельческое образование гораздо позже. Тирания как форма правления преобладала только на первом этапе рабовладельческого периода. Однако рабство здесь достигло своего наивысшего развития, особенно к концу 5 - началу 4 в. до н.э.

До сих пор наука ощущала влияние аболиционистских взглядов на рабство как проклятие для человечества, которое так или иначе влияет на общий подход к древнему рабству как экономической системе.

В связи с этим проблемы рабского труда, такие как производительность труда, концепция товарного производства, необходимые затраты на содержание рабов, часто рассматриваются с ранее занятых отрицательных позиций.

Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, которая функционировала в Афинах в середине 1-го тысячелетия до нашей эры, не ослабевал много веков.

Целью работы является выявление характерных черт политического развития Афин в 5 веке до н.э., а именно описание структуры системы политической демократии, сложившейся в Афинах, механизма ее функционирования, миссии различных институтов.

Формирование афинского государства

Этап политики афинской истории обычно делится на 3 основных периода:

  1. Период Гомера (XI-IX вв. до н.э.), характеризующийся господством племенных отношений.
  2. Архаичный период (VIII-VI вв. до н.э.) - существует полис общества и государства.
  3. Классический период (V-IV вв. до н.э.) - расцвет афинской цивилизации и культуры.

Начало афинской государственности восходит к VIII веку до н.э., когда государство вытесняет клановую организацию общества.

Реформы Тесея

В течение X-VII веков до н.э. в Аттике (регион Греции) вырос город, который был назван в честь богини-покровителя Афин. По инициативе легендарного Василия Тесея в городе произошло объединение племен, кланов, фратрий в единый народ, получивший название синоикизм.

Полулегендарный король Герой Тесей проводит реформы, направленные на создание более централизованного государства. В результате возникла политика - город-государство. Территория государства была разделена на административные единицы, имевшие военное значение. Совет старейшин, ареопаг, который управлял племенными делами, был создан. Место лидера занимает чиновник - архонт. 

Население было разделено на группы:

  1. Евпатриды - благородные, благородные.
  2. Геоморс - фермеры.
  3. Демиурги - ремесленники.
  4. Сельскохозяйственные рабочие - работник сельского хозяйства.

Афинские племена первоначально управлялись наследственными лидерами - (basileus), военными лидерами (polemarchs) и архонтами (сначала они отвечали за все новые дела, которые не были основаны на традиции). Впоследствии они занимали этот пост пожизненно, затем 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие чиновники. Была встреча бывших архнонтов - ареопага, сидевшего на холме бога войны Арея, и национального собрания - экклесии, состоящей из взрослых людей, способных на военную службу.

В VII в. до н.э. обострение имущественного неравенства приводит к восстаниям. «Ввиду того, что такой государственный порядок существовал и большинство людей было порабощено многими, люди восстали против знати. Проблемы были сильны, и в течение долгого времени некоторые сражались против других, наконец, они вместе избрали посредника и архонта Солона и доверили ему создание государства» ( Аристотель).

Реформы Солона

В начале V в. до н.э. в обществе назревает острый социальный конфликт, который был частично разрешен архонтом Солоном в 594 году до нашей эры. демократические реформы, в которых были решены экономические и политические вопросы.

В экономической сфере в результате реформ были сняты камни для сноса домов, заимствованы земельные участки, возвращены их бывшим владельцам, выкуплен свободный человек, проданный в рабство в зарубежные страны, так как теперь он запрещен. Превратиться в раба за долги свободного человека, то есть долг рабства был ликвидирован. В политической сфере в результате реформ был частично подорван суверенитет эвпатридов (древняя чердакская аристократия).

Поскольку вместо разделения населения по роду занятий было введено новое разделение населения на 4 категории: 

  • первый разряд. Сюда входили афиняне, чей доход составлял не менее 500 мим зерна/масла/вина. Людей первой категории называли пятисотыми, и они составляли высшую категорию. Люди, принадлежащие к этой категории, служили в кавалерии, были обязаны участвовать в строительстве театров, военно-морского флота, спорта, национальных шествий;
  • вторая категория. В него входили свободные афиняне, независимо от их предыдущего социального статуса, которые имели доход не менее 300 миллионов зерен винного масла. Их называли «Всадниками», так как они могли обзавестись лошадью и служить в кавалерии;
  • третья категория. Сюда входили граждане, чей доход составлял не менее 200 человек. Они должны были служить в хорошо вооруженной пехоте. В походе они должны были иметь доспехи, щит, наголенники, шлем, меч, копье. Чтобы перевезти свое имущество, они приобрели отряд волов и назывались зевгицами;
  • четвертый ранг. Это включало граждан, чей доход был менее 200 медим. В их обязанности входила служба в легко вооруженной пехоте, и их звали Фет.

В Афинах был создан Совет из 400 человек, который был избран из числа граждан первых 3 категорий по 100 человек в каждой. Сам Совет ранее рассматривал вопросы, представленные в Национальное собрание, управлял финансовыми делами и контролировал деятельность старших должностных лиц. В качестве уступок демонстрациям Солон сформировал Heliae, судебный орган, избранный от всех четырех категорий граждан.

В результате разделения афинян на ряды военный долг был определен более справедливо (с учетом размера дохода), и все афиняне, а не только евпатриды, получили право участвовать в управлении обществом. Так, если члены Совета и другие высокопоставленные чиновники были избраны из первых трех категорий, то афиняне четвертой категории - Фет - получили право участвовать в Национальном собрании и жюри, то есть они были допущены к и судебные органы, в то время как исполнительная власть была полностью в руках самой богатой части населения.

Реформы Клисфена

В 560 г. до н.э. власть в Афинах была захвачена родственником Солона - Писистратом. Тирания династии существовала до 510 г. до н.э. После очередного восстания народа, чтобы положить конец бедам, он получил чрезвычайные полномочия в 509 году до нашей эры. Вся территория Афин была разделена на 30 частей с равным количеством людей, называемых тритий.

Кроме того, 10 тритий были расположены в сельской местности, 10 - в прибрежных районах и 10 - в городских районах. Три тритии (вдоль одной из деревень, побережий, городов) составляли административно-территориальный фила.

Совет 400 заменил Клисфен Советом 500. Он состоял из 50 избранных членов от каждого из 10 фил. Самое высокое военное укрепление находилось в руках Коллегии из 10 стратегов, представляющих один из десяти территориальных филь. Чтобы сохранить демократию, Клисфен основал Институт остракизма, где основной идеей было ежегодное определение гражданина, который был выслан из Афин на 10 лет без конфискации его имущества. Обычно они изгоняли самых умных и любимых людей, чтобы он не стал королем или тираном. Решение об изгнании принималось Национальным собранием, если было не менее 6 тысяч участников.

Политическая система Афин в классический период

V век до н.э. в Афинах произошло четкое разделение ветвей власти: законодательная власть принадлежала национальному собранию, исполнительной ветви совета пятисот, а судебная власть - гелией, высшему судебному органу.

Основными органами власти в афинском государстве были Экклезия, Совет пятисот и Гелиа.

Экклезия (общественное собрание) собиралась на лавовой площади в Афинах 40 раз в год. Любой гражданин, достигший возраста 20 лет, может принять участие в собрании. Метеки и женщины не допускались в народное собрание. Основная встреча провела ревизию и избрание властей, обсудила снабжение и оборону страны, приняла законы и приняла решения по частным вопросам.

Совет из пятисот человек состоял из людей старше 30 лет. Члены Совета из пятисот человек от каждого фила сформировали парад (исполняющий обязанности председателя). 50 дежурных пранов организовали национальное собрание и выборы должностных лиц, провели проверку прав на выборы членов совета и совета архонтов.  

Экклезия был судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и апелляционным судом по делам, рассмотренным другими судами. Она также выполняла некоторые надзорные функции и имела важное право отклонять законопроекты, принятые собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие этапы:

  • внесение законопроекта в национальное собрание в соответствии с законодательной инициативой, которой обладал каждый полный афинский гражданин;
  • предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и выдача заключения по нему для национального собрания;
  • принятие законопроекта национальным собранием;
  • рассмотрение принятого законопроекта гелием, где он может быть отклонен.

Главные чиновники в Афинах - стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых Национальным собранием из числа лиц, состоящих в браке и имеющих недвижимость. Стратеги к V веку до н.э. появилась возможность распоряжаться средствами, выделенными на содержание армии и флота, организовать сбор чрезвычайных военных налогов., заключить перемирие.

По мере роста полномочий стратегов политическое значение архонтов падало. После реформы Солона девять архонтов стали избираться по жребию из кандидатов, предложенных территориальным фила. Первым архонтом считался одноименный архонт, сохранивший судебные функции по делам семьи и наследства. Вторым архонтом был архон Базилей. Он отвечал за религиозные дела и рассматривал уголовные дела в суде. Затем последовал архимонт Полемарх, который потерял свое предыдущее военное командование и занимался делами с Метексом (местными жителями) и другими иностранцами.

Афинская армия была сформирована на основе универсального ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Во время войны каждая фила (территориальная единица) должна была назначать отряд из хорошо вооруженных солдат, отряд из легко вооруженных солдат и определенное количество всадников. До 4-го века до нашей эры. Наемники появились в армии и на флоте. Полицейские функции выполняли рабы.

Существующая система предоставила афинским гражданам право не только участвовать в правительстве, но и контролировать афинскую конституцию. Свертывание этой системы имело место в борьбе против консервативных тенденций, представленных олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, поддерживаемая массой, одержала решительную победу в этой борьбе. В свое время Афинская Демократическая Республика имела самую передовую государственную систему, в которой все полноправные граждане были вовлечены в управление страной.

Государство, в свою очередь, взяло на себя ответственность заботиться о своем материальном благополучии и развитии культуры. Преимущество этой политической системы состояло в том, что она дала людям возможность быть политически и морально свободными, создавая условия для раскрытия и улучшения каждого человека.

Афинский закон

Особенностью правовой системы в Древних Афинах было то, что обычаи-мононормы издавна считались основным источником права. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов, постановлений национального собрания над обычаями.

Древнее афинское право знало деление собственности на дивиденды (земля, рабы, крупный рогатый скот) и неделимые (деньги, ценности). Среди прав собственности были известны собственность (фактическое владение имуществом и собственностью) и собственность (частная собственность еще не достигла высокого уровня, поэтому она считалась промышленной, государственной, которая была защищена жесткими законами). Ипотека была также известна - залог недвижимости. В случае неуплаты долга он переходит в собственность кредитора.

Древний афинский закон знал о различных типах договоров:

  • продажи;
  • наем;
  • кредиты;
  • заключение договоров; 
  • кредит;
  • хранение вещей;
  • инструкции.

Самые важные контракты были в письменной форме.

Брак в Древних Афинах считался обязательным, а уклонение считалось неуважением к обычаям. Развод не был трудным для мужчины, но для женщины это было очень сложно. Нарушение супружеской верности не имело негативных последствий для ее мужа. Прелюбодеяние женщины считалось преступлением: ее мужу было позволено убить ее любовника врасплох, а также был наложен большой штраф за изнасилование женщины.

Женщины держали дома и затворников. Они были лишены прав собственности, не имели политических прав и полностью зависели от своего мужа/отца/братьев. Даже покупки на рынке были сделаны мужчинами.

После смерти отца мужем женщины был муж, а в случае его смерти взрослый сын. Женщина не могла заключать сделки от ее имени. В присутствии сыновей дочь не получила наследство.

Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчик был украшен оливковыми ветвями, шерстяными нитками. В 7 лет мальчику дали опеку над его отцом, но девочку могли выгнать из дома.

Афинский закон знает государственные преступления, преступления против семьи, личности, имущества. Измена, обман людей, оскорбление богов, кража имущества храма были наказаны с величайшей строгостью. Особой группой были военные преступления (дезертирство, трусость, уклонение от военной службы).

В ходе судебного разбирательства были известны следующие этапы процесса:

  • предварительное расследование;
  • испытание;
  • вынесение приговора;
  • последнее слово осужденного. 

Высший судебный и апелляционный суд считался гелием. Ее приговоры не подлежали пересмотру или отзыву.

Все заботы о процессе ложатся на самого гражданина. Там не было адвокатов. Стороны тщательно скрывали помощь других в подготовке к суду и были вынуждены запоминать речи наизусть.

Голосование было секретным, с использованием белой и черной гальки. Если количество камешков было одинаковым (один судья отказался голосовать), то обвиняемый был освобожден.

Общественный строй Афин в 5 веке до нашей эры

Демократизация политической системы не устранила социальных противоречий, присущих афинскому обществу. Развитие частной собственности привело к значительной дифференциации собственности. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основная часть населения составляла бедняки. Количество свободных было намного меньше, чем рабов. Частные рабы и государственные рабы были выделены. Рабский труд использовался довольно широко. Рабы частных лиц занимали положение вещей, поэтому у них не могло быть имущества. Государственные рабы признали право приобретать имущество и распоряжаться им. Полные афинские граждане (и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18-летнего возраста были зачислены в списки членов демы. Гражданские права включали в себя совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость, право на земельный участок на территории полиса и экономическая помощь со стороны государства в случае финансовых затруднений, право носить оружие и служить в милиции право участвовать в государственных делах (участие в Национальном собрании, выборных органах), право чести и защиты отцовских богов, участие в публичных фестивалях, право защищать и покровительствовать афинским законам. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был заботиться о своей собственности и работать на земле, всемерно помогать политике в чрезвычайных ситуациях, защищать местную политику от врагов с оружием в руках, подчиняться законы и выборные органы власти принимают активное участие в общественной жизни, чтят отцовских богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За совершение преступления граждане в суде могут быть ограничены в своих правах, то есть быть опозоренными. С 18 до 60 лет граждане считались несущими военную ответственность. Богатая литургия была доверена литургии - обязательство в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев. Иностранцы не имели права на гражданство. Они не могли приобретать недвижимость, браки иностранцев с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый незнакомец должен был выбрать простату - посредника между незнакомцами и правительственными учреждениями. Им был предъявлен специальный налог, они выполняли другие обязанности, были привлечены к военной службе. Свободников приравнивали к незнакомцам. Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Национального собрания, Хелией, Совета пятисот, Коллегии стратегов и Коллегии архонтов. Национальное собрание было главным органом. Все афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, имеют право участвовать в Национальном собрании независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Национального собрания были очень широкими и охватывали все аспекты Афин. Народное Собрание приняло законы, решило вопросы войны и мира, избрало должностных лиц, выслушало доклады мировых судей по окончании срока их полномочий, рассмотрело дела о продовольственном снабжении города, обсудило и утвердило государственный бюджет и контролировало воспитание юношей. В компетенцию Национального собрания входило такое событие, как остракизм. Права Национального собрания на защиту основных законов имеют особое значение. Была создана специальная комиссия по защите законов (nomophilacs), которая, получив полномочия Национального собрания, следила за неукоснительным соблюдением государственными органами всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Национального собрания имеет право сделать экстренное заявление о преступлениях государства, включая письменные жалобы на людей, которые подали в Национальное собрание предложения, нарушающие существующие законы. Институт « жалоб на закон» защищал неприкосновенность основных законов от попыток изменить или ограничить их в ущерб правам людей посредством законодательных актов. Право каждого афинского гражданина подавать «жалобы на незаконность» стало подлинной, фундаментальной опорой афинской демократической конституции.

Народное собрание работало по довольно демократичным правилам. Любой участник мог говорить. Но в своей речи он должен был повторить себя, оскорбить своего противника и говорить не по существу.

Это было созвано очень часто. Четыре национальных собрания за 8-9 дней.

В дополнение к регулярным встречам, часто по неотложным вопросам, собрание созывалось вне очереди. Совет пятисот, являясь одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не заменил Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот был избран путем жеребьевки от полноправных граждан, достигших возраста тридцати, 50 человек из каждых 10 филь. Представители всех категорий населения могли войти в Совет из пятисот человек. В компетенцию Совета входило много вопросов. Совет подготовил и обсудил все вопросы, которые были вынесены на обсуждение, и решением Национального собрания подготовил предварительное заключение для представления Национальному собранию, без которого люди не могли бы принимать решения по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил за выполнением решений Национального Собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал доклады многих из них. Важной функцией Совета была организация строительства флота.

Совет проверил девять архонтов и кандидатов в члены на следующий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и управлял большей частью общественных и государственных дел вместе с остальными чиновниками. Совет имеет право привлекать к судебной ответственности должностных лиц, прежде всего тех, кто несет ответственность за ненадлежащее использование государственных средств. Приговоры Совета могут быть обжалованы в гелии. Под руководством и под непосредственным руководством Совета пятисот действовал весь административный и финансовый аппарат афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых в Совете, делает его ежедневные заседания необходимыми, за исключением нерабочих дней.

Непосредственно повседневные дела контролировались десятой частью Совета. Его члены ежедневно избирались из своей среды путем привлечения большого числа председателей, которые также возглавляли Национальное собрание.

После истечения срока полномочий (1 год) члены Совета отдали отчет народу. Переизбрание было разрешено только через несколько лет и только один раз. Такая система, как Ареопаг, сохранилась в системе государственных органов. Представители афинской аристократии кооптировали на всю жизнь. Во время борьбы аристократии и демосов функции ареопага как государственного органа были строго ограничены. В V веке до н.э. ареопаг действовал как двор и соблюдал моральное состояние.

Среди исполнительных органов в Афинах следует отметить два колледжа - стратегов и архонтов. Колледж стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других постов. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Так как стратеги не получали зарплату, и поэтому только очень состоятельные люди могли занимать эту должность. Война с персами требовала концентрации власти в одной руке. Таким образом, позиция первого стратега выдвигается, становясь первым чиновником в государстве. Вы можете быть стратегом много лет подряд. Архонский Колледж отвечал за религиозные и семейные дела, а также за моральные вопросы. Девять архонтов и секретарь были выбраны по жребию. Затем все архонты, кроме секретаря, были проверены Советом пятисот. Второе испытание было проведено архонтами в Хелией, где голосование проходило путем подачи камешков. Под руководством Коллегии архонтов действовал высший судебный орган, Гелиа. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелия состояла из 6 тысяч человек, которых ежегодно избирали по жребию архонты из числа полноправных граждан по крайней мере 30 лет. Функции Хелиея были связаны не только с судебным процессом. Участие в защите Конституции и законодательства придало гелию большой политический вес. Она проанализировала наиболее важные личные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо гелия, в Афинах было несколько судебных коллегий, которые занимались определенными делами - ареопаг, четыре коллегии эфета, суд по диетологии и коллегия сороков. Афинская демократия в 5-6 вв. до н.э. была хорошо развитая политическая система. Замена государственных должностей основывалась на принципах избирательности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездия и отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый опыт демократической республики в истории человечества. Эта демократия была ограничена. Это обеспечивало полные права только свободного населения. И распространяется на тех, чьи родители были афинянами, не позволяя незнакомцам вступать в ряды афинских граждан. Но среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Крестьяне были очень консервативны, которым было трудно добраться до Афин с гор. Из 43 тысяч полных граждан 2-3 тысячи были на митингах. Управление компанией осуществлялось партиями и их лидерами - демагогами. К V веку до н.э. вместо предыдущих партий образовались две: олигархическая партия, представляющая интересы аристократии, помещичьего землевладения и богатых купцов, и демократическая партия, которая опиралась на мелких торговцев, наемных рабочих, моряков.

Несмотря на все недостатки афинской демократии, она имела в свое время наиболее развитую государственную систему, изучение которой имеет большое историческое значение.

Заключение

Наиболее развитой правовой системой в древней Греции были Афины. Самый старый источник права в Афинах был обычай. В 621 году до нашей эры письменный закон появился в виде законов Дракона. Дракон включил в Законы ряд существенных положений, отражающих новую социально-экономическую ситуацию. Например, кровная месть была отменена, были введены новые правила процедуры. Законы формализовали права частной собственности, одновременно налагая суровые наказания за посягательство на частную собственность.

В начале VI в. до н.э. Большая законодательная работа в Афинах была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э. законы становятся основным источником права. Имущественные отношения. Афинский закон не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Среди прав собственности были известны собственность и собственность, а частная собственность считалась производной от государственной собственности. Обязательные отношения возникали либо из контракта, либо из деликта. Основой договора было любое соглашение любого содержания. Контракты были заключены в основном в письменной форме, но не было обязательной формы. Формализм не был присущ афинскому праву на начальных этапах его развития. До реформы Солона невыполнение договора влекло за собой личную ответственность должника. После реформы обеспечение, договор и гарантия действуют в качестве обеспечения договорных обязательств. Обязательства деликта возникают в случае нанесения ущерба имуществу.

Таким образом, основные черты экономической структуры государств - политика Древней Греции указывают на формирование в середине первого тысячелетия до нашей эры. особая система классовых отношений. В своей наиболее полной форме эта система развивалась в рамках разработанной коммерческой и промышленной политики Греции, одной из которых была Афины.

Самая большая реформа Солона заключалась в том, чтобы «избавиться от бремени». Она освободила должников от рабства, тех же самых, что были проданы в рабство за границу, государство покупало за свой счет, запрещено личное рабство, продажа несостоятельных должников в рабство.

Солон издает законы, ограничивающие право собственности на землю, закон, разрешающий вывоз оливкового масла за границу, и запрещающий вывоз зерна. Своими указами Солон поощряет развитие ремесла и торговли, проводит денежную реформу.

Логической короной солоновских реформ является тимократическая (греческое «время» собственность, квалификация), которая установила имущественную квалификацию, которая стала определять политические права граждан.

Самой важной реформой Клистена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных района:

  • город Афины и его пригороды;
  • внутренняя центральная полоса;
  • береговая линия.

Существующая система предоставила афинским гражданам право не только участвовать в правительстве, но и контролировать афинскую конституцию. Свертывание этой системы имело место в борьбе против консервативных тенденций, представленных олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, поддерживаемая массой, одержала решительную победу в этой борьбе. В свое время Афинская Демократическая Республика имела самую передовую государственную систему, в которой все полноправные граждане были вовлечены в управление страной.

Государство, в свою очередь, взяло на себя ответственность заботиться о своем материальном благополучии и развитии культуры. Преимущество этой политической системы состояло в том, что она дала людям возможность быть политически и морально свободными, создавая условия для раскрытия и улучшения каждого человека.