Аффективные проявления положительных эмоций

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства
Проблема функций эмоций в психологии
Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов
Проблема детерминации эмоций


Введение:

Рассматривая параметр продолжительности, мы можем говорить об эмоциональных переживаниях, которые являются мимолетными, нестабильными (например, появление баскетболиста, который не бьет по мячу в течение секунды или двух), продолжительного, продолжающегося несколько минут, часов и даже дней. (например, отрицательный опыт у детей первого класса после эвакуации из школы, спровоцированный «бомбой» в нем, наблюдался в течение трех дней) и хронический, который имеет место при патологии.

При дифференцировании эмоциональных состояний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой интенсивности (аффекты).

С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня:

  1. Первый - уровень органической аффективной и эмоциональной чувствительности. Это связано с физическими ощущениями удовольствия - неудовольствия, вызванного органическими потребностями человека. Примером этого являются наши ощущения, которые имеют своеобразную эмоциональную окраску или тон (приятный или неприятный запах и т. д.) Или ощущения более общего характера, отражающие благополучие человека и не связанные в его уме с конкретным объектом (бессмысленная тоска, беспокойство или радость);
  2. Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по мнению С.Л. Рубинштейн, это субъективные чувства - эмоции. Человек осознает причину эмоционального переживания. Беспричинное беспокойство сменяется конкретным страхом (например, грозы, тяжелая болезнь, одиночество и т. д.). Сами чувства в этом случае различаются в зависимости от предметной области, к которой они принадлежат, интеллектуальной, эстетической и моральной. Этот уровень включает в себя такие чувства, как любовь или ненависть к конкретному человеку, восхищение одной вещью и отвращение к другой, обида на какое-то событие, удивление полученной информацией и т. д.;
  3. Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, сходными по уровню обобщения с абстрактным мышлением. Это чувство юмора, ирония, чувство возвышенное, трагическое и т. д. Иногда они могут выступать в качестве отдельных состояний, связанных с конкретным событием, однако чаще они выражают общие устойчивые идеологические установки человека. С.Л. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Подчеркивая уровни эмоционального отклика, С.Л. Рубинштейн сделал попытку наметить эволюционный путь развития эмоциональной сферы человека.

Есть и другие классификации эмоций. В соответствии с предложением И. Канта, эмоции обычно делятся на стенические (от греческого «stenos» - сила), то есть тонизирующие, возбуждающие, оказывающие энергетическое воздействие, и астенические - подавляющие человеческую деятельность, подавляющие, расслабляющие. Такие эмоции, как радость, злость, злость, принадлежат стенам, астенические - тоске, беспокойству, самоуспокоенности В российской психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоций (в том числе аффектов) и настроений.

Характеристика различных типов эмоциональных реакций

Эмоциональный тон как реакция на чувства и впечатления. Эмоциональный тон ощущений является филогенетически самой древней эмоциональной реакцией. Это связано с ощущением удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Эмоциональный тон ощущений характеризуется реакцией на определенные свойства предметов или явлений: приятный или неприятный запах химического вещества или вкус продукта; приятный или неприятный звук; сочетание цветов, раздражающих или приятных для глаз и так далее.

Первой функцией эмоционального тона ощущений, на которую указывают многие авторы, является индикативная функция, заключающаяся в том, чтобы сообщать организму, опасен тот или иной эффект или нет, желательно или необходимо от него избавиться.

Вторая функция эмоционального тона ощущений заключается в обеспечении обратной связи, задача которой заключается в информировании человека о том, что его биологическая потребность удовлетворена (а затем положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворена (тогда отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие ). Эмоциональный тон впечатлений - следующий шаг в развитии эмоционального ответа. Оно сопровождает впечатления человека о процессах восприятия, представления, умственной деятельности, общения. Мы можем вспомнить приятно проведенный отпуск, назвать собеседника «скучным», а лекцию - «интересным», с удовольствием поговорить о нашем успешном выступлении и так далее.

Эмоциональный тон впечатлений является неотъемлемой частью эмоций. Именно это обстоятельство дает основание разделять эмоции на положительные (связанные с удовольствием) и отрицательные (связанные с неудовольствием), то есть отмечать их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений является признаком эмоций. Эмоциональный тон впечатлений не сводится к определенной эмоции. Например, страх может вызвать не только отрицательные переживания, но при определенных обстоятельствах и положительные (иначе зачем прыгать с тарзанки?).

Чувствуя удовольствие или неудовольствие различными предметами, человек часто не может объяснить, что привлекает или отталкивает его в них. Самое интересное, что такой анализ не требуется, а иногда он даже мешает. Еще И.М. Сеченов отметил, что «анализ убивает удовольствие», а П.В. Симонов в связи с этим писал, что «если человек при выборе спутника жизни ведет себя как компьютер, он никогда не сможет жениться».

Эмоция как реакция на ситуацию и событие

Чаще всего эмоции определяются как переживание человека в момент его отношения к чему-либо или к кому-либо (в текущей или будущей ситуации, к другим людям, к себе и т. д.). Однако эмоции - это не только опыт взаимоотношений, но и то, что мотивирует, организует и направляет наше восприятие, мышление и действие и, следовательно, поведение в целом. Роль эмоций в организации поведения, подходящего для данной ситуации, не вызывает сомнений. В этом случае утверждение П. Джанет (1928) о том, что функция эмоций состоит в дезорганизации поведения, воспринимается как совершенно естественная шутка.

В отличие от эмоционального тона, эмоция является реакцией на ситуацию, а не отдельным стимулом. Когда мы внезапно испытываем сильную боль, возникает страх. И страх - это реакция не столько на сам болевый стимул, сколько на особенности всей ситуации: угрозу в настоящем, неприятные последствия в будущем, возможно, невозможность противопоставить что-либо травмирующему раздражителю и т. д.

Эмоции часто являются ранней реакцией на ситуацию. Благодаря эмоциональному предвидению человек реагирует на еще не наступившее событие: предвкушение свидания, радостные хлопоты накануне отпуска или путешествия, ожидание ребенка. Нередко переживания накануне чего-либо приносят не меньше, если не больше удовольствия, чем реальные события. Эмоция выступает как механизм прогнозирования значимости для человека конкретной ситуации, механизм ранней и адекватной подготовки к ней.

Эмоции достаточно тонко показывают нам желательность - нежелательность, значимость - незначительность конкретной ситуации или события. Нам может не просто нравиться что-то: это может расстроить, опечалить, вызвать разочарование, гнев или горе, возмущение, вызвать ненависть или отвращение.

Эмоция - это механизм усиления позитивного и негативного опыта. Возникающие, когда цель достигнута или нет, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегает) и пассивно (замирает от страха). Радость может быть бурной и тихой. Злой человек может взволноваться или может только нахмуриться. В гневе человек может выйти из-под контроля или не показать свой гнев («все кипит внутри»).

Аффект

В начале двадцатого века аффекты стали выделяться в самостоятельную группу. И все же аффект - это особый вид эмоций. Аффект - это не что иное, как выраженная эмоция. Как пишет А.Г. Фортунатов (1976), если эмоция - это эмоциональное возбуждение, то аффект - это буря. Любая эмоция может достичь уровня аффекта, если она вызвана сильным или особенно значительным стимулом для человека. Аффекты почти всегда возникают в форме реакции, в которой возникает реакция на стресс.

Аффект характеризуется:

  1. быстрое возникновение;
  2. очень высокая интенсивность опыта;
  3. короткая продолжительность;
  4. насильственное выражение (выражение);
  5. подотчетность, то есть снижение сознательного контроля над своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «контролировать себя». С аффектом последствия того, что делается, мало продуманы, в результате чего поведение человека становится импульсивным. О таком человеке иногда говорят, что он «без сознания»;
  6. коэффициент диффузии. Сильные аффекты охватывают всю личность, что сопровождается снижением способности переключать внимание, сужением поля восприятия. Контроль внимания фокусируется в основном на объекте, который вызвал аффект: «гнев ослепляет глаза», «ярость ослепляет».

Аффективные проявления положительных эмоций: восторг, вдохновение, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смех; Аффективными проявлениями негативных эмоций являются ярость, гнев, ужас, отчаяние.

Иногда аффект сопровождается ступором (застывание в неподвижном положении). Чаще всего аффект имеет яркие внешние проявления, которые в некоторых случаях приобретают деструктивный и даже криминальный характер. После аффекта часто происходит срыв, безразличие ко всему вокруг или раскаяние в поступке, то есть так называемый аффективный шок. Частое проявление аффекта в нормальной среде свидетельствует либо о плохих манерах (человек как бы допускает экстремальные эмоциональные проявления), либо о психоневрологическом расстройстве, которое у него есть.

Настроение (эмоциональный тон на данный момент.) Из всех эмоциональных явлений настроение является наиболее неопределенным, туманным, почти мистическим. А.Г. Маклаков (2000) рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, которое окрашивает все человеческое поведение. В повседневном сознании его часто понимают как хорошее или плохое «настроение», как настроение (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, делать что-то, соглашаться или не соглашаться и т. д. (Неудивительно, что подчиненные Собираясь на встречу с начальником, постарайтесь выяснить, в каком он настроении).

Большинство учебников по психологии описывают настроение как независимое эмоциональное явление, отличное от эмоций. С.Л. Для Рубинштейна: «Настроение - это не особый опыт, связанный с каким-то конкретным событием, а рассеянное общее состояние. Настроение отчасти более сложное и, что самое важное, более радужное и, по большей части, расплывчатое, более насыщенное менее заметными оттенками, чем четко определенное чувство »(1989, с.176). С.Л. Рубинштейн также подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, является личным.

В отличие от эмоций, настроение характеризуется:

  1. низкая интенсивность;
  2. значительная продолжительность (настроение может длиться часами или даже днями);
  3. иногда двусмысленность его причин. При возникновении определенного настроения человек, как правило, плохо осведомлен о причинах, вызвавших его, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями. Например, если у человека плохое настроение после сна, о нем говорят, что он «встал не с той ноги»;
  4. влияние на деятельность человека. Постоянно присутствует в качестве эмоционального фона, настроение повышает или уменьшает свою активность в общении или работе.

Настроение может быть хорошим (стеническое) и плохим (астеническое). В первом случае, с его устойчивым проявлением, они говорят о гипертимии, то есть о повышенном настроении. Для него характерны восторг, веселье, бодрость с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии воплощено в таком характерном признаке, как гипертимия. Это эмоциональный стереотип поведения, который с острой серьезностью может привести к некритическому проявлению активности: человек заявляет, что делает больше, чем может и может сделать, он старается взять на себя все, учить всех, пытается привлечь внимание любой ценой. Такой человек часто "воспитывается".

Противоположностью гипертимии является гипотензия: плохое настроение, своего рода эмоциональный «минор», который, подобно признаку гипертимического характера, может стать основой для формирования гипотензивного характера. Настроение на самом деле тесно связано с характерологией, о которой пойдет речь ниже.

Чувства как вид эмоций

В том, что чувства и эмоции тесно связаны, никто не сомневается. Сложнее ответить на вопрос, как они связаны. Часто эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства называют эмоциями. Эта тенденция характерна для западной психологии. В отечественной психологии более широко распространено представление о том, что чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к объектам и явлениям реальности, характеризующимся относительной устойчивостью.

Что позволяет рассматривать чувства как особый вид эмоционального отклика?

Чувство имеет ярко выраженный «объективный» (объектный) характер, в отличие от эмоций, которые носят ситуативный характер. Не может быть чувства патриотизма без родины, материнской любви - без сына или дочери, то есть соответствующего объекта любви, гордости за себя - без того достижения, которым человек может гордиться и т. д. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение , Чувство сверх-ситуативное. Часто эмоции и чувства расходятся именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек может иногда вызывать раздражение, даже гнев. В то же время основное чувство остается неизменным, более того, гнев, который мы испытываем в конкретной ситуации, еще раз убеждает нас в том, насколько важен и ценен этот человек.

Чувства продолжительны, они выражают устойчивое отношение к любым конкретным объектам. Стабильность эмоциональных отношений может иметь разные воплощения («любовь к могиле», роль «борца за справедливость» и т. д.). Чувства могут быть разными "по силе". Максимальная степень выражения чувств - страсть. Вы можете страстно любить и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. И. Кант красочно показал разницу между страстью и аффектом. По мнению И. Канта, аффект - это неожиданность, он возникает внезапно, быстро достигает уровня, на котором исключается дискуссия, - это безрассудство. Страсть требует времени, чтобы глубоко укорениться, она более осознана, но может быть быстрой в достижении своей цели. И. Кант сравнил аффект с действием струи воды, захлестывающей плотину, и страстью с глубоководным течением, которое устремляется вдоль определенного канала.

Субъективность характерна для чувств, потому что одни и те же явления для разных людей могут иметь разные значения. Ряд чувств характеризуется близостью, то есть глубоко личным смыслом переживаний, их близостью. Если человек делится такими чувствами с кем-то, это означает, что общение происходит на очень короткой психологической дистанции, это «искренний» разговор.

Чувства выражаются через определенные эмоции, в зависимости от ситуации, в которой появляется объект, к которому человек испытывает чувство. Мать может беспокоиться о своем сыне, гордиться им, разочаровываться и обижаться - в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви остается неизменным. В этом случае мать может испытывать беспокойство в других случаях. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства.

Классифицировать чувства нелегко. Наиболее распространенной классификацией чувств является их разделение в зависимости от сферы проявления на три группы: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Мораль относится к чувствам, которые человек испытывает в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали. Они отражают разную степень привязанности к определенным людям, необходимость общаться с ними, их отношение к ним. Таким образом, позитивные моральные чувства включают доброжелательность, дружбу, патриотизм, долг и т. д., А негативные - индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть и т. д.

Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они включают любопытство, любопытство, удивление, радость в решении проблемы. Хотя, возможно, в данном случае речь идет больше об эмоциях, связанных с интеллектуальной деятельностью, а не об интеллектуальных чувствах.

Эстетика относится к чувствам, связанным с испытанием удовольствия или неудовольствия, вызванным красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то природные явления, произведения искусства или люди, а также их действиями и действиями. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического или комического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкой эмоции до глубокой эмоции, от эмоции удовольствия до эстетического наслаждения.

Стресс

В настоящее время термин стресс часто используется вместо понятия эмоционального стресса. Оказалось, что организм реагирует на различные виды неблагоприятных воздействий - простуду, усталость, унижение, боль и многое другое - не только защитную реакцию на этот эффект, но и общий, единый сложный процесс, независимо от того, какой конкретный стимул действует на это в данный момент. Важно отметить, что интенсивность развития адаптивной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личной значимости действующего фактора.

В окончательном виде учение о стрессе как общем адаптационном синдроме под действием различных повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье. Первоначально Г. Селье и его сотрудники обращали внимание только на биологические и физиологические аспекты стресса. Поэтому понимание стресса как физиологической реакции организма на воздействие негативных факторов, представляющих для него угрозу, стало традиционным.

Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляется независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического) и имеет определенные стадии:

  • Реакция тревоги, во время которой сначала снижается сопротивляемость организма («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза шока»);
  • Стадия устойчивости, когда из-за стресса функционирующих систем организм адаптируется к новым условиям;
  • Стадия истощения, при которой выявляется отказ защитных механизмов и усиливается нарушение координации жизненно важных функций.

Изучая стресс, Г. Селье пришел к пониманию роли психологического фактора в его развитии. Этому во многом способствовала работа ученых, обобщивших опыт Второй мировой войны.

В настоящее время нет сомнений, что любой стресс является как физиологическим, так и психическим (эмоциональным). С помощью стресса организм как бы мобилизует себя для самообороны, для адаптации к новой ситуации.

Под воздействием стресса определенные гормоны начинают выделяться в кровь. Под их влиянием меняется режим работы многих органов и систем организма. Организм готов бороться, преодолевать опасность, так или иначе организм готов с ней справиться - в этом основное биологическое значение стресса.

Положительный эффект умеренного стрессового стресса проявляется в ряде физиологических и психологических свойств - в смещении соматических (телесных) показателей в сторону интенсификации, повышении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении цели, позитивная эмоциональная окраска работы.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышенную эффективность. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению работоспособности человека. Йеркс и Додсон обнаружили, что зависимость продуктивности активности от уровня активации, связанного с ней, можно описать перевернутой U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального стресса продуктивность сначала быстро растет, а затем ее рост замедляется, и, начиная с определенного критического уровня, эмоциональное возбуждение уже приводит к падению уровня производительности - сначала медленный, а затем резкий.

Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Этого нельзя избежать, так же как нельзя избежать еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать адаптационные возможности человека. Уже на первых этапах создания учения о стрессе Г. Селье подчеркивал, что при длительном стрессе возникают не только обратимые функциональные изменения во внутренних органах, но и морфологические необратимые изменения, т.е. серьезные заболевания организма.

Часто в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно, полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако в то же время его адаптивный резерв уменьшается и в то же время возрастает риск перенесения различных заболеваний. Как К.М. писал Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать внутренние органы», и этому есть много доказательств.

В настоящее время общеизвестно, что в результате психической травмы человек может испытывать патологию внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. Разные люди по-разному реагируют на одну и ту же нагрузку. В одних случаях в условиях стресса эффективность деятельности в определенной степени продолжает расти («стресс льва»), в других она сразу снижается («стресс кролика»).

Фрустрация

Понятие «фрустрация» (от латинского frustratio - беспорядок (планов), коллапс (идей, надежд)) используется в двух значениях:

  1. акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение существенной цели, т.е. фрустрационная ситуация;
  2. эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворенности какой-либо потребностью, упреки со стороны.

Это состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебность, гнев, вина, беспокойство и многое другое.

Фрустратор является непреодолимым препятствием для человека, который блокирует достижение его цели.

С точки зрения С. Розенцвейга, каждая реакция на фрустратор направлена ​​на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные психологи склонны считать, что состояние разочарования является реакцией личности.

Разочарование может по-разному влиять на деятельность человека. В некоторых случаях она мобилизует его на достижение цели, отдаленной во времени, повышает силу мотива. Однако поведение в этом случае может быть импульсивным и иррациональным по своей природе. В других случаях разочарование демобилизует человека, и тогда он, либо подставляя действия, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо полностью отказывается от действия.

По мнению С. Розенцвейга, состояние фрустрации может проявляться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивном, интрапунитивном и беспристрастном, которые указывают направление реакций.

Экстрапунитивная форма ответа характеризуется внешним направлением реакции. Человек склонен обвинять других в случившемся. Он обнаруживает повышенную раздражительность, разочарование, горечь, упрямство, а также желание достичь своей цели, несмотря ни на что. Поведение в результате этого становится непластичным, примитивным, стереотипным, даже если ранее изученные способы поведения не приводят к желаемому результату.

Внутрипунктивная форма расстройства характеризуется аутоагрессией: самообвинение, проявление вины. У человека депрессивное настроение, повышается тревожность, он становится замкнутым, тихим. Решая проблему, человек возвращается к более примитивным формам поведения, ограничивает деятельность и удовлетворение своих интересов.

Вывод:

Впечатляющая форма реагирования связана с отношением к неудаче как к неизбежному, фатальному или незначительному событию, которое со временем само по себе «дерегулируется». Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других.

Кроме того, существуют определенные виды фрустрационных реакций:

  • Моторное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;
  • Апатия (например, ребенок в состоянии разочарования лежал на полу и смотрел в потолок);
  • Агрессия и разрушение;
  • Стереотип - тенденция слепо повторять фиксированное поведение;
  • Регрессия, проявляющаяся в примитивизации поведения, в обращении к поведенческим моделям, которые доминировали в более ранние периоды жизни или в снижении качества исполнения.

Появление состояния разочарования, так или иначе, зависит от личностных характеристик, в связи с которыми вводится концепция толерантности к разочарованию, т. е. Устойчивость к разочарованию. Определение собственной толерантности к фрустрации может быть полезным как при выборе профессии и сферы деятельности, так и при постановке задач по управлению эмоциями и самообразованию, что будет обсуждаться ниже.